Николай Григорьевич Цыганов. Биография

И поэт .

Николай Григорьевич Цыганов
Дата рождения
Место рождения
  • Санкт-Петербург , Российская империя
Дата смерти 30 ноября (12 декабря)
Место смерти
  • Москва , Российская империя
Страна
Род деятельности поэт , актёр

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .

Творчество

Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .

Публикации

Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение

>> Биография

Николай Григорьевич Цыганов. Биография

Николай Григорьевич Цыганов (1797, Санкт-Петербург - 30 ноября 1832, Москва) - русский актёр и поэт.

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по разным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нём актёра умного и полезного.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая после смерти поэта была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным.


Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» на музыку Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

В печати песни Цыганова появляются поздно. Только в 1832 г. некоторые из них публикуются в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина. Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони, который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига, но скромнее Кольцова.

Ф.В.Сычков. Мяльщицы льна

Стихи запоминаются, когда они музыкальны, когда являются музыкой по преимуществу. Русские поэты, писавшие стихи именно так, становились народными. С годами их имена и вовсе исчезали, а русская песня на их стихи оставалась жить, теряя свое авторство. К числу таких поэтов-песенников принадлежит Николай Григорьевич Цыганов, о котором мало кто знает, о нем почти ничего неизвестно, но его русские песни живут и по сей день, значась под рубрикой «Народная песня». Самая известная русская песня на слова поэта «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Музыку к ней написал Александр Варламов, известный по романсам «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» и другим.


«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!

Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!..."
.........................
«Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветам порхать!..."
(Красный сарафан, музыка А.Варламова)

А.Е.Варламов


На стихи Николая Цыганова Варламов сочинил еще несколько песен, в том числе известные

«Что ты рано, травушка, пожелтела?», «По полю, полю чистому», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко!». Известными стали и другие стихи поэта: "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и другие

Ах, спасибо же тебе,
Синему кувшину,
Разгулял ты мою
Горькую кручину;

Знаться б мне давно с кувшином,
Горе б по ветру неслось,
Ретивого б не сушило,
В русы кудри не ввилось.

Кроме Варламова, музыку на стихи Николая Григорьевича сочиняли Титов, Чайковский, Рахманинов, Верстовский и другие. Раньше всех сочинял музыку к своим стихам сам поэт, любивший русскую песню и часто исполнявший ее под гитару. Фактически это была та же авторская песня.

Ф.Малявин. Поющие крестьяне


Но, как часто бывает с людьми скромными, застенчивыми и тихими, Цыганов не считал свое сочинительство достойным всеобщего внимания, и никогда не стремился ни собирать своих стихов, ни, тем более, публиковать их.

При жизни поэта было опубликовано всего несколько стихотворений, а первый поэтический сборник русских песен Цыганова, собранный его друзьями, появился только три года спустя после смерти поэта, в 1934 г.. Издание моментально разошлось, став библиографической редкостью. Второе издание вышло через двадцать три года, и тоже разлетелось как горячие пирожки.

«Что ты рано, травушка, пожелтела?
Что вы рано, цветики, облетели?
Что ты так, красавица, похудела:
Впали алы щеченьки, побледнели…
Впали ясны оченьки, потускнели?..»

— «Не успели цветики распуститься,
Уж их злая засуха поедает…
Не успела я с дружком обручиться,
Уж он меня, бедную, покидает —
Без поры, без времени убивает!»
( 1830. Музыка А.Варламова)

Наталья Гончарова. Женщина в платье


Сын бывшего крепостного крестьянина, Николай с детства ездил с отцом по всей России, т.к. отец работал у купца Злобина, участвуя в его торговых оборотах и приходилось много ездить. Уже тогда мальчик любил слушать русские народные песни, с годами став заядлым собирателем русского фольклора.

Известно, что он собрал большую коллекцию разбойничьих песен и готовил ее к изданию, но по цензурным соображениям сборник так и не вышел, в конце концов бесследно исчезнув. Вообще сведений о Николае Григорьевиче Цыганове очень мало и они противоречивы.

Точно известно только дата его рождения (1897), то, что он в 19 лет поступил в Саратовскую бродячую труппу и вместе с театром странствовал двенадцать лет. Потом его увидел писатель Загоскин и стал хлопотать, чтобы Цыганова приняли в труппу Малого театра в Москве.

А.Е.Архипов. Крестьянская девушка


Актером он был, правда, не самых выдающихся способностей, часто злоупотреблял загулами, но в театре его любили за искренность, доброту и за то, что всегда был на месте. В Малом театре поэт прослужил всего три года, до самой смерти. Умер он в 34, от холеры. Именно московский период сделал его знаменитым, а его песни запели по всей стране - от дворянских усадеб до крестьянских изб.

Не кукушечка во сыром бору
Жалобнёхонько
Вскуковала —
А молодушка в светлом терему
Тяжелёхонько
Простонала.

Не ясен сокол по поднебесью
За лебедками
Залетался —
Добрый молодец, по безразумью,
За красотками
Зашатался!..

Ясну соколу быть поиману,
Обескрылену,
Во неволе…
Добру молодцу быть в солдатушках
Обезглавлену
В ратном поле.

А.Е.Архипов. Женщина в красном


Списки со стихами-песнями переходили из рук в руки, пока окончательно не теряли авторство и не становились народными. Параллельно с Малым театром Цыганов выступал в качестве оперного солиста в Большом.

Но основная его жизнь проходила в среде актеров Малого, в котором сложился кружок любителей народной песни. Здесь поэт познакомился с Ф.А.Кони, редактором ж. "Репертуар", актерами Щепкиным и Мочаловым, композитором Верстовским, Варламовым и другими, писавшими потом музыку на его стихи. Ф.А. Кони был близким другом поэта и вспоминал о нем с особой теплотой:

"Цыганов был замечательный русский поэт. Он исходил почти всю Россию, чтоб подслушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час. Он записывал их песни, подмечал оригинальные выражения и имел особенный такт отличать чисто национальные перлы в русских песнях от искусственной подделки под национальность...

В поэтическом отношении, по созданию песен, Цыганов стоял гораздо выше барона Дельвига... Ранняя смерть не дозволила Цыганову обнародовать богатого собрания волжских разбойничьих песен, которые ему удалось подслушать и отыскать в низовых губерниях, а русская литература потеряла через то чудесный материал для народной баллады..."

А.Е.Архипов. В гостях


Все песни Н.Г.Цыганова одного жанра, который тогда назывался «русской песней». Это была стилизация фольклора. За основу брались уже существующие народные песни, которые поэт потом переделывал или развивал известный сюжет. Темы, звучавшие в них - несчастная любовь, неудавшийся брак, тяжелая женская доля, разлука, смерть, неволя.

Ох, болит
Да щемит
Ретиво сердечко —
Всё по нём,
По моём
По мило́м дружечке!

Он сердит,
Не глядит
На меня, девицу,—
Всё корит
Да бранит,
Взносит небылицу:

Будто днём
Соловьём
По садам летаю,
Не об нём,
Об ином,
Звонко распеваю!

В.Максимов. Сборы на гулянье


Читаешь его стихи, и понимаешь, почему они становились народными песнями. Простота, искренность, теплота, задушевность, горькая до отчаяния заунывность делали их близкими народу. Изысканные стихи Дельвига, на стихи которого писали музыку Альябьев, Глинка и Даргомыжский, в народе не прижились. Они писались для дворян.

Цыганов был предшественником Кольцова, поэта известного, но, надо признать, что русская песня Цыганова была гораздо популярнее песен Кольцова: первые - стихи для пения, вторые - песни для чтения. Но именно с этими двумя поэтами связан расцвет русской песни.

Течет речка по песочку,
Через речку - мостик;
Через мост лежит дорожка
К сударушке в гости!
Ехать мостом, ехать мостом,
Аль водою плыти —
А нельзя, чтоб у любезной
В гостях мне не быти!
Не поеду же я мостом —
Поищу я броду…
Не пропустят злые люди
Славы по народу…
Худа слава - не забава…
Что в ней за утеха?
А с любезной повидаться —
Речка не помеха.


ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич родился в семье вольноотпущенного приволжского крестьянина - поэт.

До 19 лет жил с отцом, помо­гая ему по хозяйству.

В 1816 поступил актером в саратовскую труппу и в течение 12 лет вел бродячий образ жизни.

В 1828 находящийся в Симбирске директор мос­ковских театров и романист М. Н. Загоскин обратил внимание на Николая Григорьевича и помог ему пере­вестись в Московский театр. Скитаясь по России, Цыганов внимательно изучал жизнь народа, его творчество, собирал разбой­ничьи песни, которые впоследствии пы­тался издать отдельным сборником, однако цензура их не пропустила. Цыганов и сам про­бует свои силы в песенном жанре, пере­делывая и варьируя народные песни. Будучи скромным и застенчивым, он не придавал почти никакого значения своим поэтическим опытам. Обычно он импрови­зировал во время игры на гитаре, а друзья записывали.

При жизни Николая Григорьевича всего лишь несколько его песен было напечатано в те­атральном сборнике «Литературный кабинет» . Отдельным изданием песни Цыганова Н.Г. вышли после смерти автора (1834).

Он писал главным образом элегические песни. Основные темы их - разлука, из­мена, потеря любимого человека, горе, причиненное «злыми людьми», и так далее. Во многих его песнях слышится жалоба на судьбу, изломавшую молодость человека. Характерны для лирики Цыганова мотивы несча­стной любви, концовки песен нередко пессимистичны. Правда, его герои от люб­ви не умирают, но они страдают, вянут и сохнут.

Бытовые картины в песнях Цыганова встречаются редко, но кое-где рассыпаны намеки на ненормальные семейные отно­шения: женщина жалуется на старого ревнивого мужа, отнявшего у нее волю. Какая-то придавленность, покорное под­чинение року - эти мотивы тоже нередки в песенном творчестве поэта.

Встречаются у него и картины природы, задушевные и лиричные. У Николая Григорьевича нет описаний земледель­ческого труда.

Цыганов широко пользовался разнообраз­ными приемами устной народной лирики: отрицательными сравнениями, символами, народными эпитетами и так далее. Для его песен характерны, например, такие образы, как цветок незабудочка, кукушечка, куку­ющая во сыром бору, рано потемневшая травушка, пташка в клетке, желтая речка, белая береза и другие, широко представлен­ные в русской народной лирике.

Цыганов при­давал большое значение рифме: у него встречаются рифмы тождественные, слу­чайные, морфологические, синонимические и смысловые; ассонансы (ноченька - в оченъках, о бывалом - нимало и др.). У него богатая и оригинальная строфика: в основном Цыганов разрабатывал шестисти­шие, но встречается у него и пятистишие с редкой рифмовкой («Ах, вы, кони, мои вороные...»). В повествовательную речь поэт обычно вводит прямую речь или диалог, что характерно для народной лирики.

Лучшие песни Цыганова Н.Г. положены на музыку крупнейшими русскими композиторами и занимают прочное место в русской поэзии.

Умер - , Москве.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Актер, автор популярных песен; отец его был сперва крепостным купца В. А. Злобина, известного своими торговыми предприятиями и хлебной торговлей по Волге и ее окрестностям; получив затем отпускную, Григорий Цыганов приписался в удельные крестьяне и долгое время состоял поверенным Злобина в его многочисленных торговых оборотах.

Николай Григорьевич род. в Петербурге в 1797 г.; детство и отрочество он провел в постоянных странствованиях с отцом по России, учась лишь урывками, то дома, то в школах.

Около 1816 г. юный Цыганов по каким-то случайностям поступил в Саратовскую театральную труппу, в которой играл в Саратове и во время странствований труппы по другим городам России.

Прослужив таким образом 12 лет, Цыганов в Симбирске был замечен известным театралом М. Н. Загоскиным, который занимал тогда место члена конторы Московских театров; он отличил Цыганова из числа других актеров и способствовал переходу его на сцену Московского театра.

Как актер, Цыганов не выказал недюжинных дарований, но всегда был у места, особенно же в ролях наивно-комических стариков.

Вся труппа любила его за его доброту, мягкость и непритязательность нрава. В 1831 г. Цыганов умер в Москве от холеры, всего 34 лет от роду. Знавшие его свидетельствуют о его искренности, веселости и остроумии; иногда он предавался разгулу, а по некоторым известиям страдал пороком, которым часто бывают одержимы русские талантливые люди. Цыганов известен в истории русской литературы своими песнями, из коих некоторые давно уже стали народными.

Много поездив по России, Цыганов хорошо познакомился с устным творчеством русского народа, прислушивался к различным поверьям, собирал забытые предания; но с особенным вниманием относился Цыганов к народным песням; некоторые из них он и клал в основание своих произведений; часто сочинения его являлись продуктом минутного настроения, импровизацией, которую он исполнял под аккомпанемент гитары.

Вследствие этого многие из песен Цыганова навсегда погибли, не будучи никогда записаны; некоторые же, помимо воли автора, разошлись во множестве списков по всей России и сделались общеизвестными.

Особенно популярны: "Что ты рано, травушка, пожелтела?", "Ох, болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", наконец - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Цыганова известно 44, стихотворения: к П. С. Мочалову и "В альбом М. Д. Львовой-Синецкой". По отзыву Ф. А. Кони, знавшего его лично, "Цыганов был замечательный русский поэт. Он исходил почти всю Россию, чтоб подслушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый чае. Он записывал их песни, подмечал оригинальные выражения и имел особенный такт отличать чисто национальные перлы в русских песнях от искусственной подделки под национальность... В поэтическом отношении, по созданию песен, Цыганов стоял гораздо выше барона Дельвига... Ранняя смерть не дозволила Цыганову обнародовать богатого собрания волжских разбойничьих песен, которые ему удалось подслушать и отыскать в низовых губерниях, а русская литература потеряла через то чудесный материал для народной баллады..." Главнейшая роль Цыганова в истории литературы та, что он явился непосредственным предшественником другого нашего народного певца - Кольцова.

В 1834 г. в Москве были изданы "Русские песни" Цыганова, вышедшие 2-м изданием в 1857 г. (М.) под заглавием "Собрание сочинений Н. Цыганова с прибавлением новейших простонародных песен, собранных С. Кораблевым", а в 1880, 1884 и 1886 г. произведения Цыганова были собраны и изданы Сувориным вместе с песнями А. Ф. Мерзлякова в томике "Дешевой библиотеки". Биография при издании Суворина, 1880 г. - П. В. Гербель, "Русские поэты", изд. 3-е, СПб., 1888, стр. 327-329. - "Русский Инвалид", 1857 г., № 259. - "Молва", 1834 г., № 23, стр. 352-354. - "Северная Пчела", 1834 г., № 188 (статья М. Турунова). - "Библиотека для чтения", 1834 г, т. V, литер. летоп., стр. 5-6. - "Московский Вестник", 1828 г., ч. XI, стр. 108-110 (песни: "Не сиди, мой друг...", "Ах, туманы, вы туманушки", "Да спасибо же тебе, синему кувшину"). - "Молва", 1833 г., № 70, стр. 277-278. - "Литературные Прибавления к Русскому Инвалиду", 1839 г. - "Репертуар..." 1842 и 1843 г. - "Литературный Кабинет", 1842 г., стр. 52 и 57. Б. Львов. {Половцов} Цыганов, Николай Григорьевич (1797-1831) - поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер-комик, в последние годы игравший на сцене московского театра.

Из его песен некоторые стали народными.

Наиболее популярные из них: "Что ты рано, травушка, пожелтела?", "Ох болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Ц. известно 44; остальные, не записанные вовремя, не сохранились.

По своему уменью усваивать и передавать оригинальные народные выражения, Ц. стоит выше Дельвига и является непосредственным предшественником Кольцова.

Впервые "Русские песни" Ц. были изданы в Москве в 1834 г. (2 изд. 1857); в 1880, 1884 и 1886 гг. песни Ц. были собраны и изданы А. Сувориным вместе с песнями А. Ф. Мерзлякова, в томике "Дешевой библиотеки". Ср. биографию Ц. при издании А. Суворина 1886 г.; Гербель, "Русские поэты" (СПб., 1888); "Северная Пчела", 1834 № 23, стр. 352 - 384. {Брокгауз}