Открытое интегрированное занятие в старшей группе по знакомству с пейзажной живописью «Рассматривание картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Предварительный просмотр:

Беседа с детьми 5-6 лет по картине И. И.. Левитана «Березовая роща»

Цель: Познакомить с творчествоИ.И. Левитана.Картина «Березовая роща»

Материал и оборудование: текст стихотворения А Прокофьева «Русская берёзка», репродукция картины «Березовая роща», запись «Звуки леса».

Логика образовательной деятельности

Воспитатель выставляет на мольберт репродукцию картины И. И. Левитана «Березовая роща»и зачитывает детям стихотворение А Прокофьева «Русская берёзка».

Воспитатель рассказывает детям, что многие русские художники любили рисовать природу (такие картины называют – пейзаж). Художники выбирали очень красивые или чем-то им памятные места. Они сами любовались природой и поделились с нами своей радостью, нарисовав красивые картины.

Сегодня я хочу познакомить вас, ребята, с картиной И. И. Левитана «Березовая роща» Давайте мы послушаем композицию «Звуки леса» и внимательно посмотрим на картину.

Ребята! Как вы думаете, что изображено на картине?

Почему Левитан так назвал свою картину – «Берёзовая роща»?

Как вы считаете какое время года? (как вы об этом догадались?)

- Что вы чувствуете, ощущаете, глядя на репродукцию?

Какое настроение на ваш взгляд хотел передать художник?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного НОД по ознакомлению детей с формированием целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Беседа о творчестве И.И.Левитана.

Программное содержание: Развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить их понимать содержание картины. Закрепить умение самостоятельно выражать эстет...

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе Познание- Беседа по картине И.И. Левитана «Одуванчики, Рисование- Аппликация с элементами рисования «Чудесное превращение моей семьи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Занятие 1
ХОЗЯЙСТВО СЕМЬИ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
И. ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели : развивать устную речь; обогащать словарный запас; развивать песенные навыки.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает интерес, восхищение, радость при знакомстве с репродукцией картины И. Левитана «Березовая роща» и прослушивании музыкального произведения «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) ; рассказывает о членах своей семьи, о распределении между ними домашних обязанностей; поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: репродукция картины И. Левитана «Березовая роща»; картинки на тему «Хозяйство семьи».

1. Организационный момент.

В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Мышка-норушка – толокно толчет,

Лягушка-квакушка – пироги печет,

А петух на подоконнике – играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок –

Он сторожит теремок.

– О чем рассказывается в этом отрывке? (О распределении обязанностей в семье.) Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах.

– Какие домашние обязанности выполняете вы?

2. Усвоение песенных навыков. Песня «Антошка» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).

3. Рассматривание репродукции картины русского живописца XIX века Исаака Ильича Левитана «Берёзовая роща».

– На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми. На кору берёз падают солнечные лучи. Берёзы с листьями изображены очень естественно. На этом живописном полотне видна лучезарная трава. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядишь на нее, и так хочется пробежаться по ней, прилечь и смотреть сквозь шелестящие листья на

лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна.

– Что изображено на картине?

– Как изображены берёзы, трава?

– Приятно ли вам смотреть на эту картину?

– Нравится ли вам картина «Берёзовая роща»?

4. Рефлексия.

– Что такое совместный труд в семье?

– Какую песню мы пели?

– Какую картину мы рассматривали?

Анна Маравская
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины И. Левитана «Берёзовая роща»

Образовательная область : Речевое развитие

Вид деятельности : Занятие

Тема : Рассматривание картины И . Левитана «Берёзовая роща »

Описание события/мероприятия/занятия :

Воспитатель предлагает детям взять бумажные бинокли и рассмотреть картину .

Скажите, что вы увидели на картине с помощью бинокля ? Ответы детей

Дети, а кто из вас знает название леса, где растут одни березы?

Правильно, березовый лес или березовая роща . В березовой роще много света, воздух там чист.

А чем отличается береза от других деревьев? Правильно, береза – дерево с белой корой.

Зачем нам на планете деревья?

Деревья приносят пользу всей нашей планете, поддерживают запас кислорода, очищают воздух. Не стоит ломать веточки у деревьев, срывать с деревьев листочки. Будем ухаживать за деревьями, и сажать новые.

А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Прокофьев “Люблю берёзку русскую”

Люблю берёзку русскую ,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую .

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, - но не ломится.

Подумайте, какое время года изображено на картине и почему ?

Какими красками художник изобразил картину ?

А сейчас встанем и отдохнём? (физминутка)

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками .)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов. (Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков. (Раз, два, три.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

К нам в гости пришёл волшебник ушко, что вы услышали вместе с ним?

К нам пришёл ещё волшебник носик, какие ароматы вы почувствовали?

Молодцы нам помогли волшебники, а теперь давайте попробуем рассказать о том , что мы узнали про картину ?

Дети рассказывают свои рассказы , воспитатель поправляет и дополняет.

Мы с вами как будто побывали в берёзовой роще : услышали много интересного, увидели много удивительного, даже почувствовали, как пахнет роща . Художник смог создать чудесный образ родной милой всем нам природы. "Березовая роща " поднимает настроение, вселяет оптимизм. Неудивительно, что эта картина любима нашими соотечественниками многие десятилетия. На этом мы будем заканчивать наше занятие , но на прогулке ещё раз полюбуемся красотой берёзки .

Тип занятия (мероприятия, события) Интегрированное

Время реализации занятия 20мин

Цели занятия ) (образовательные, развивающие , воспитательные) Образовательные :

1. Способствовать обогащению словаря.

2. Познакомить с творчеством И. И. Левитана картина «Березовая роща »

Развивающая :

Развивать умение описывать картину .

Воспитательная :

Воспитывать доброжелательность при оценке рассказов сверстн других детей.

Формировать культуру общения с природой.

Планируемые результаты

Интерес к предстоящей деятельности.

Умение говорить полными предложениями.

Воспроизведение информации необходимой для успешного усвоения.

Предпосылки УУД /целевые ориентиры :

Способствовать развитию связной монологической формы речи .

Расширение знаний и представлений о творчестве Левитана .

Пополнение словаря.

Ресурсы, оборудование и материалы :

Репродукция картины .

Список учебной и дополнительной литературы :Чтение произведений про русскую природу.

Дидактическое обеспечение (занятия ) : Использование ИКТ, художественное слово.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке». Е. Батурина Заучивание стихотворения «Лошадка».

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Рассматривание картины «Собака со щенятами». Цель: Учить детей рассматривать картину. Задачи: Образовательные: Учить отвечать на вопросы воспитателя и составлять короткий рассказ вместе.

Конспект занятия по развитию речи на тему: Рассматривание картины «Коза с козлятами». Программные задачи: помочь детям понять содержание.

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка» Задачи: 1) формировать умение рассматривать сюжетную картину; 2) формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и описание картины И. И Шишкина» Рожь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Конспект занятия по развитию речи Рассматривание.

Тема сочинение-описание по картине И. Левитана «Березовая роща»

Цели:

Общая : подойти к целостному пониманию роли природы в жизни человека; рассмотреть мир природы как отражение внутреннего мира человека, его настроения.

Развивающая : способствовать развитию культуры рече­вого поведения, внимания к детали, образного мышления, обо­гащению словарного запаса.

Воспитывающая: воспитывать умение видеть прекрас­ное в обыденном, чувствовать красоту произведения искусства в словесном его выражении.

Задачи : через эмоциональное восприятие картины и ее анализ научиться создавать самостоятельное речевое высказы­вание, используя образно-выразительные и изобразительные средства языка, подсказанные картиной; соотносить тему карти­ны с темой будущего речевого высказывания; формировать уме­ние анализировать картину как произведение искусства, вос­принимать произведение живописи целостно и выражать вос­принимаемое средствами языка (адекватно содержанию кар­тины) в единстве формы и содержания.

Общие понятия: тема, основная мысль, художествен­ные средства, композиция, жанр, гармония, ассоциация, художе­ственный образ, символ.

Оборудование : репродукция полотна И. Левитана «Бе­резовая роща», аудиозапись звуков живой природы, веточка бе­резы с листиками-заданиями.

Ход занятия

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит

Любовь и радость бытия.

II А. Бунин

I . Вступительное слово учителя.

Сегодня трудно представить, что во второй половине XVIII ве­ка пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же зна­чимым, как историческая картина или портрет.

Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, бу­дит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

Одним из непревзойденных мастеров такого пейзажа был Исаак Левитан. Тебе уже знакомо это имя; вместе с ним мы по­бывали на Волге, наслаждались красотами осени, а сегодня нам предстоит путешествие в березовую рощу. Итак, вы готовы от­правиться в путь?

II . Работа по теме урока.

Включается аудиозапись со звуками летнего леса. Дети слышат щебетание птиц, легкий шум ветерка. На экран выво дится изображение полотна И. Левитана «Березовая роща» (1885-1889).

    Давайте представим, что мы чудесным образом перене­слись на полотно Левитана. Посмотрите внимательно, что нас окружает? Что мы видим, слышим вокруг? Что чувствуем?

    Понравилась ли вам картина, в которой мы оказались? Чем именно она вас привлекла? (Да, вспоминается чудесное стихо­ творение Ф. И. Тютчева.)

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим зноем облита.

А в ней такою негой веет

От каждой ветки и куста!..

    Мы не просто созерцатели, мы еще сегодня высту­паем и в роли исследователей-искусствоведов. Уметь видеть, чувствовать красоту - это прекрасно! Но как интересно, ребята, открыть, с помощью каких средств достигает художник такого потрясающего эффекта.

    Посмотрите, какая необычная березовая веточка у меня в руках, с чудесными листочками, на которых указаны задания для групп.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек, затем пред­ ставитель от каждой группы срывает для своей группы листо­ чек с заданием.

Примерные ответы групп:

1) Сколько в этой картине света, воздуха! Какое ликование
она несет! Все, что изображено на этом полотне, будто дышит
и трепещет. Вот почему она не может не завораживать! А какая
палитра! Какие цвета!

2) Композиция неслучайна: все продумано до мелочей.
Справа, близко к краю холста, на первом плане написаны два дерева. Две березы в расцвете сил и красоты. Хотя полностью мы их не видим, их кроны выходят за рамки холста. За ними не­большая полянка, а за ней - веселая перекличка белоствольных юных красавиц. Они словно играют в догонялки. Таким образом художник показывает нам березки убегающими в глубь рощи от переднего правого плана по диагонали к левому заднему пла­ну. Так передается живость, бодрость, радость жизни, веселье и задор.

    Главное художественное средство, используемое худож­ником, - ритм. Ритм солнечных бликов на траве, чередование темных и золотых пятен, неравномерное чередование изумруд­ного, ярко-зеленого и золотистого в трепещущей листве. А сами стволы березок, ведь в них тоже неравномерный ритм. Потря­сающее использование светотени. Отсюда ощущение своеоб­разного танца березок: то в парах, а то поодиночке выступают белоствольные красавицы, соединяясь в дружном веселом тан­це, любуясь собой и своими белоствольными подружками. А какая игра цвета! Разве мы видим чисто белый цвет ствола хотя бы у одной березки? Нет! Сиреневым, голубоватым и зеле­новатым цветом изображается затененная часть ствола, а осве­щенная солнцем - розовая и чуть желтоватая.

    Сам образ березы глубоко символичен: он по праву явля­ется символом России, олицетворением ее чистоты, красоты. В произведениях многих поэтов и писателей встречается этот милый нежный образ-символ, например, в стихах Лермонтова. Тютчева, Есенина, Блока. А сколько упоминаний о березе в рус­ских песнях!

Например, «березонька-подруженька», «березовая Русь», «чета белеющих берез», «обнаженные груди берез», «молоко берез».

Лист зеленеет молодой.

Смотри, как листьем молодым

Стоят обвеяны березы,

Воздушной зеленью сквозной,

Полупрозрачною, как дым...

Ф. И. Тютчев

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

С. Есенин

5) Мир на полотне Левитана подвижен и переменчив. Су­меть увидеть, поймать этот миг мимолетности - чудесный дар. Он помогает человеку ощутить ту радость бытия, ту гармонию, ту любовь, которая царит в окружающей его природе. Увидеть, что в этом мире «на всем улыбка, жизнь во всем...» и как «цве­тущий мир природы избытком жизни упоен...» (Ф. И. Тютчев).

Какими средствами мы выразим впечатление от увиденно­го на полотне? Предлагаю заполнить таблички рабочих мате­риалов (раздаются каждому).

Наблюдаемое

Рабочий материал

Веселая, задорная, озорная, шаловливая, чуть за­стенчивая, прекрасная в своей красоте и неповто­римости

Солнечные, яркие, ослепительные, подвижные, иг­рающие; жаркие

Березы: листва, стволы

Трепещущая, улыбающаяся, молодая, свежая, неж­ная, сочная, игривая, «золотистые косы», «воздуш­ная зелень»; гибкие, тонкие, обласканные солнцем, наряженные в «холщовые сарафаны», «молоко бе­рез», их чудесный хоровод

Изумрудная, шелковистый покров, скромные рос­сыпи цветочков, золотистые блики, манящая зелень

Напоенный свежестью, благоуханием лесных трав и цветов, животворящим светом и теплом

Настроение

Чудесное, летнее, радостное, приподнятое, ликую­щее

Давайте вместе составим план, по которому дома вы на­
пишете свое речевое высказывание-сочинение.

Т. Чудесный летний день.

II. «Смотри, как роща зеленеет...».

1 Хоровод берез-подружек.

2 «Воздушная зелень младая».

3 На изумрудной полянке...

III. «На всем улыбка, жизнь во всем...»

III . Подведение итогов урока.

Надеюсь, ребята, вам понравилось наше путешествие в лет­-
нюю «Березовую рощу» И. Левитана. Более того, вы себя смог­
ли почувствовать и в роли искусствоведов, и в роли мастеров
художественного слова. Но самое главное, мы поняли, что по­-
средством такого прекрасного жанра, как пейзаж, мы учимся
видеть и ценить красоту родной природы, гармонию, которой
все подчинено в нашем мире. Учимся ценить каждый миг, даро­-
ванный жизнью.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Словарь терминов

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Гармония - согласованность, соразмерность, единство час­тей и целого в художественном произведении.

Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделе­ние в большинстве видов искусств. В изобразительном искусст­ве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, исто­рический жанр и т. д.).

Живопись - произведение, в котором изображение наносит­ся на специально подготовленный холст масляными красками.

Композиция - построение художественного произведения.

Палитра - перечень красок, которыми пользуется художник.

Перспектива - происходит от латинского слова «ясно ви­жу» - система изображения на плоскости пространства и объем­ных тел, их удаления от наблюдателя.

Светотень - градация светлого и темного, распределение различных по яркости цветов, тональных и цветовых оттенков.

Символ - художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Тон - в переводе с греческого «ударение, напряжение» -простейший элемент светотени, светонасыщенность отдельного видимого участка предмета.

Художественный образ - обобщение размышлений и оцен­ки мира художником, который является выразителем мировоз­зрения определенного исторического времени.

Цвет - световые волны, зрительно окрашивающие матери­альный мир в определенные тона спектра. В изобразительном искусстве цвет несет важнейшую функцию эмоционального и смыслового воздействия произведения искусства. Локальный цвет в живописи - чистый, основной цвет, присущий данному предмету (например, трава - зеленая, небо - голубое). Смеше­ние красок, взаимопроникаемость, цветовые контрасты и тон­чайшие нюансы предполагают изменчивую, подвижную цвето­вую систему художественного произведения. Цвет является важнейшим средством художественной выразительности в изо­бразительном искусстве.

Литература

1. Бялик, В. Энциклопедия живописи для детей. Пейзаж / В. Бялик. - М. : Белый город 2006.

    Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин,-М., 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования: примерное планирование интегрированных занятий / Л.Н.Савина, Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л.А. Ходякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Есенин, С. Собрание сочинений: в 2 т. / С. Есенин, 1991.

    Савина, Л. Н. Интеграция как сущность образования мерное планирование интегрированных занятий / Л. 11. (п\ Е. А. Шмидт. - Волгоград, 2006.

    Сочинение по картине в 5 классе: метод, пособие / Л, Л дякова [и др.]. - М.: ACT: Астрель, 2003.

Программное содержание:

  1. Развивать у детей способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и эмоционального отклика на него.
  2. Пробуждать добрые и светлые чувства, радость, желание любоваться красотой поэзией «золотой» осени.
  3. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную. природу – то, что увидел, что вызвало у него радость, удивление.
  4. Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своём настроении, отношении к изображаемому.
  5. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень; будить воображение, творческие способности.

Предварительная работа.

  1. Наблюдение на прогулке за проявлениями признаков осени.
  2. Экскурсия в школьный сад и по городу.
  3. рисование осенних листьев и кустов; лепка овощей, фруктов.
  4. Составление осенних букетов, игра с листьями.
  5. Рассматривание иллюстраций.
  6. Разучивание и чтение стихотворений, прослушивание отрывков музыкальных произведений; пение песен об осени.

Материалы.

Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования, вода.

Дети сидят перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель: скажите, ребята, какое сейчас на улице время года?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно, осень. Ответьте, какая бывает осень?

Дети: теплая, холодная, дождливая, яркая, золотая, солнечная и т.д.

Воспитатель: а помните, мы с вами были на прогулке в школьном саду? Что вам особенно запомнилось? На что мы обратили внимание?

Дети: На красивые деревья с желтыми, красными, разноцветными листочками; на рябинку с красными гроздями ягод.

Воспитатель: да, мы видели красивые деревья, разноцветные листочки, заметили, как листочки тихо падали на землю, красиво кружились на лету, бежали под ветерком по земле. Мы даже играли сточками.

скажите, ребята, когда мы прислушивались к звукам природы, что мы слышали?

Дети: мы слышали шорох листвы, шелест под ногами, пение птиц.

Воспитатель: Мы даже знаем, как пахнет осень. Чем же осень пахнет,

Дети: Прелой листвой, осенними цветами, душистыми травами, скошенной травой, дождём, грибами и т.д.

Воспитатель: Правильно! А еще осень пахнет горьковатым дымом костров. Ребята, вспомните, когда мы гуляли, было солнышко или нет?

Дети: (ответ детей).

Воспитатель: Солнышко, будто «зажгло» листву деревьев. Листья на деревьях стали еще ярче, наряднее, стали радостные, праздничные! Небо в этот момент какое было?

Дети: голубое, ясное, чистое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель: да, очень красиво сейчас и в лесу, и в парках, и на улицах города. Мы с вами подолгу любовались красивой, нарядной природой осенью. Нам было так светло и радостно, правда? А вот поэты тоже очень любят это замечательное время года. Они писали и пишут много стихов об осени. Давайте послушаем стихотворение З. Федоровской «Осень».

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

Воспитатель: Но не только поэты, но и композиторы восхищались красотой осени, осенней природой, осенними пейзажами. Послушайте музыкальное произведение П.И. Чайковского «Осенняя песенка» и покажите в своих движениях картинку про осень. Пожалуйста, выходите.

Звучит музыка, и дети свободно двигаются по залу.

Воспитатель: Молодцы! Когда звучала эта прекрасная музыка П.И. Чайковского, и вы танцевали под неё, я вспомнила об одной замечательной картине, с которой хочу вас познакомить. вот она. (Открывается картина.)

Эта картина называется «Золотая осень», а написал ее великий русский художник Исаак Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался чудесной картиной природы. посмотрите на нее внимательно и даже можно немножко о ней поговорить шепотом. (Дети 1-2 минуты рассматривают картину.)

Воспитатель: Все рассмотрели? Что же мы видели на этой картине? Что на ней изображено?

Дети: Осень, деревья, речка и т.д.

Воспитатель: какая осень?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель: Как вы догадались? Какие цвета взял художник, чтобы изобразить «Золотую осень»?

Дети: желтый, красный, бордовый, оранжевый….

Воспитатель: Что еще мы видим на картине?

Дети: мы видим речку!

Воспитатель: Какая вода в речке?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Вода холодная, тёмная. Какие краски использовал художник?

Дети: Синюю, фиолетовую. Это холодные тона.

Воспитатель: ребята, а каким художник изобразил небо?

Дети: Голубым, светлым, чистым, бездонным

Воспитатель: А солнышко на картине есть?

Дети: Нет, но оно присутствует, потому что картина очень светлая, яркая и от деревьев падает тень.

Воспитатель: Понравилась вам картина? И мне она очень понравилась. Послушайте мой рассказ о картине.

Искусствоведческий рассказ воспитателя: воспитатель рассказывает медленно, выдерживает паузы между эпизодами картины.

«Яркое солнышко осветило золотую листву. Нарядные берёзки, словно расшалившиеся подружки, сбежались гурьбой. Стоят,….на себя любуются,….на красивую синюю-синюю речку… Уже совсем не жарко. В прозрачном воздухе всё, даже самое далекое, хорошо видно. Дышится не просторе легко и весело».

Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы оказаться на этом холме, среди этих берёзок?

Представьте себя там.

Ответы детей.

Воспитатель: Лера, представь, что ты подошла к этой речке, что ты ощущаешь? Какая вода? А ты, Ярослав, стоишь около весёлых берёзок, что ты чувствуешь? А ты, Диана, подбежала вот сюда к этим деревьям, что ты там услышала или почувствовала, расскажи?

Воспитатель: ребята, давайте ещё раз посмотрим на картину И. Левитана «Золотая осень», почувствуем всю её красоту и прелесть (дети ещё раз рассматривают картину 20-30 секунд)

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам представиться возможность нарисовать свою «Золотую осень» кто как хочет любым способом. В рисунке постарайтесь передать своё настроение к «золотой осени». (Дети выполняют.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки о «золотой осени». Какие разные они получились. Очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники. Молодцы!