Проект по технологии (техника кинусайга). Кинусайга: учимся создавать картины из лоскутков

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Боевая средняя общеобразовательная школа"

Творческий проект

"Коробка для мелочей в технике "Кинусайга""

Выполнила: Абдинова Махаббат

ученица 8 класса

Руководитель: Крюкова Ирина Павловна

учитель технологии

Введение....................................................................................... 3-4 стр.

1. Основная часть........................................................................ 5-6 стр.

2. Практическая часть.............................................................. 7-9 стр.

3. Экономический расчет............................................................ 10 стр.

4. Экологическая оценка............................................................. 10 стр.

5. Заключение.............................................................................. 10 стр.

Список литературы..................................................................... 11 стр.

Введение

Сегодня во всем мире наблюдается всплеск различного женского рукоделия, притом, что все можно купить в магазине. Мне захотелось узнать: насколько заинтересованы занятием декоративно- прикладным искусством девушки нашей школы.

Проведя опрос в 5-11 классах, мы выяснили, что 36% - занимаются рукоделием. Таким как вязание, плетение из резиночек, канзаши, квилинг. Хотелось бы отметить, что выбор не так уж разнообразен.

Из интернет-источника я узнала наиболее популярные в настоящее время виды рукоделия.

Свитдизайн – это составления композиций и букетов из кондитерских изделий, в частности конфет.

Скрап-букинг – это вид творчества по оформлению фотоальбомов. Квиллинг – искусство бумагокручения.

Декупаж – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Валяние шерсти – это довольно модная техника создания из шерсти аксессуаров, одежды, украшений, игрушек и других декоративных предметов.

Мыловарение -изготовление мыла своими руками.

Исследуя, различные сайты интернета я наткнулась на интересные факты. Ученые доказали, что женщине просто необходим ручной труд. Нажимать только на кнопки компьютера и стиральной машины – этого не достаточно. Женщины, видимо, подсознательно чувствуют, что очень увлеклись мужской деятельностью, бизнесом и освоением внешнего пространства. Активность и бизнес активизируют левое полушарие, которое отвечает за логику и разум. При занятии рукоделием начинает работать правое полушарие – нелогическое, творческое и женское мышление.

Различные занятия могут менять уровень гормонов в крови. Например, при мужских занятиях происходит избыточное выделение андрогенов (мужских половых гормонов). Вы замечали, если женщина занимается тяжелым физическим трудом, ее фигура меняется, становится грубой, тяжеловесной? А руки, пальцы – их совсем не отличишь от мужских. Даже когда она просто руководит, то теряется легкость в теле, пропадает мягкость в голосе, движения становятся быстрыми и резкими.

А когда женщина занимается чисто женскими делами – вяжет, шьет, вышивает, то она входит в гармонию со своей женской природой, и как результат улучшается работа женской гормональной системы.

Любое рукоделие – это не только творчество, но и полезное для женской психики занятие. Именно выполнение одних и тех же монотонных движений помогает успокоиться, расслабиться. Такие движения вызывают изменения в психике. Изменяется сердечный ритм, уходит напряжение в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации, отвлеченности от проблем. Рукоделие лучше чего-либо помогает справиться с тревогой и внутренним напряжением, и выйти из состояния стресса.

Занимаясь рукоделием, вы сообщаете своему телу, что все хорошо и все спокойно. Вот мы, вот наши руки и они создают что-то красивое.

Изучая информацию о рукоделии, я наткнулась на необычную технику - кинусайга. Меня заинтересовала это техника. Среди опрошенных учеников данная техника неизвестна.

Кинусайга или «пэчворк без иголки» - особое искусство из Японии, дающее возможность из простых материалов изготовить замечательные картины больших и маленьких размеров, очаровательные шкатулки, открытки, елочные шарики, обложки для ежедневников. Работы в технике Кинусайга стоят дорого, так как выполнены полностью вручную.

Цель: освоить основные приёмы выполнения техники Кинусайга и изготовить изделие в этой технике.

Задачи:

1.Познакомиться с возникновением техники Кинусайга;

2.Освоить основные приёмы выполнения техники Кинусайга;

3. Изготовить проектную работу

1.Основная часть

История возникновения техники Кинусайга.

Кинусайга – довольно молодое искусство, год его рождения – 1987. Эта техника была изобретена японкой Маэно Такаши. В древние времена Япония была бедной страной, поэтому старые, поношенные кимоно хозяйки не выбрасывали. Шелковая ткань была очень дорогой, поэтому ее старались применить в хозяйстве. Из крупных кусков перешивались вещи, а маленькие уходили на изготовление предметов интерьера, в частности картин, которые вызывали восхищение у всех, кто их видел. Тогда эта техника и получила свое название – Кинусайга. Сейчас в качестве расходного материала можно взять не только кусочки шелковых тканей, но и любые другие, какие есть под рукой.

Картины в технике Кинусайга создавались долго и трудно. Традиционно Кинусайга изготавливалась следующим образом. Сначала художник делал эскиз рисунка на бумаге. Затем готовый эскиз переводился на деревянную дощечку. В дощечке прорезались углубления, глубиной около 2 мм. Старое шелковое кимоно разрезалось на небольшие лоскутки (припуски всего 1 мм), которые вставлялись в прорезанные канавки.

Сюжетами для Кинусайги чаще всего становились пейзажи. Очень редко на картине появлялись люди - изображение лиц даже для мастеров являлось довольно сложным процессом. В современном искусстве деревянные дощечки используются крайне редко. Чаще применяется в творчестве обычный листовой пенопласт и для изготовления уже используются не дорогие кусочки кимоно, а обычные ткани.

Подготовка к работе

Для работы над техникой Кинусайга необходимы инструменты и материалы, которые имеются под рукой.

Материалы и инструменты.

а. лоскуты ткани.

б. бумага.

в. ножницы.

г. карандаш.

д. канцелярский нож.

е. пеноплекс.

ж. распарыватель или пилка для ногтей.

з. утюг и гладильная доска.

Техника безопасности при изготовлении изделия в технике Кинусайга:

Санитарно-гигиенические требования:

Помещение следует содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку;

Помещение должно быть достаточно освещено, иметь нужное количество осветительных ламп, свет на рабочее место должен падать с левой стороны;

После окончания работы убрать рабочее место.

Правила безопасной работы с ножницами.

    Перед работой проверь исправность инструментов.

    Не работай ножницами с ослабленным креплением.

    Работай ножницами только на своём рабочем месте.

    Следи за движением лезвий во время работы.

    Ножницы клади кольцами к себе.

    Подавай ножницы кольцами вперёд.

    Не оставляй ножницы открытыми.

    Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

Правила безопасной работы с ножом .

    Соблюдать технику безопасности.

    Неторопливо и осторожно производить операции с ножом по возможности обдумывая целесообразность применения.

    Использовать нож в соответствии с его предназначением указанным производителем, либо продиктованным типом конкретного ножа.

    Проводить операции с ножом при наличии нормального освещения.

    Уверенно и плотно удерживать нож при выполнении хозяйственно-бытовых работ.

    По завершению выполнения операций с ножом, его необходимо вложить в чехол, ножны, за исключением складных ножей клинок которых, укладывается в рукоять, длина которого не превышает длину таковой.

2.Практическая часть.

Инструкционная карта процесса изготовления

Наименование операции

Изображения – фото

Материалы и инструменты

Распечатать шаблон на принтере

Подготовить основу. Вырезать пеноплекс 21,5см х28см

лист пеноплекса, канцелярский нож, линейка

Подобрать лоскутки ткани.

лоскутки ткани

На основу нанести изображение, делящее изделие на небольшие участки. Перевести рисунок на пеноплекс.

пеноплекс, шаблон, карандаш

Канцелярским ножом сделать прорези по контурам рисунка.

канцелярский нож

Лоскуты ткани наложить на выбранное место, края заправить в вырезанный контур.

лоскутки ткани, пилка для ногтей

Сделать фон

Лоскутки ткани

Картину оформить нитками, лентой.

Нитки, лента.

Если имеются все необходимые материалы и инструменты, то можно приступать к его изготовлению. Для данной техники не важно, какое изделие вы выбрали, действия всегда будут одинаковыми. Итак, определившись с изделием, следует нарисовать эскиз.

В черновом варианте можно обозначить используемые цвета и элементы декорирования.

Начинать работу следует с основы. На основу наносится изображение, делящее изделие на небольшие участки. Далее канцелярским ножом делаются прорези.

Следующий этап – подготовка тканевых лоскутков. Хотелось бы отметить, что если в некоторых техниках пэчворка рекомендуется выбирать ткани одинаковой плотности, то здесь можно соединить абсолютно любые ткани от шелка до шерсти, главное, чтобы выглядело это уместно. Лоскуты должны быть чуть больше, чем части на основе, так как края будут заправлены в прорези.
Когда все элементы заготовлены, берется первый лоскут, накладывается на свое место, а края его заправляются в вырезанный контур. То же самое проделывается с остальными частями, пока основа не станет полностью раскрашенной лоскутками.

Затем изделие украшают. Обычно изделие украшается по тем же самым контурам различными лентами, бусинами, стразами.

Картину оформляют в рамку, или формируют рамку из ткани, закрепляя ее кнопками. Для долговечности изделий, тканевые лоскуты или одни только прорези промазывают клеем. Для создания рельефа изделия под некоторые лоскуты можно подсунуть синтепон или ненужные лоскутки.

3.Экономический расчет

Наименование материала

Кусочки ткани б/у

Пеноплексовая плитка

30см х 55см.

Клей карандаш

Канцелярский нож

Вывод: Стоимость изделия составляет 108 рублей. Изделие получилось экономичным и принесло мне море удовольствий.

4.Экологическая оценка

В изготовлении данного проекта были использованы отходы текстиля и строительного материала, которые не выбрасывали в мусор и не сжигали. Тем самым не загрязняли атмосферу воздуха. Некоторые ткани – выполнены из экологически чистого материала – хлопка, то при изготовлении и дальнейшей эксплуатации я не нанесу вреда ни себе, ни окружающим. Исключением может служить пеноплекс, но его так мало, что я думаю, он не принесет вреда окружающей среде.

5.Заключение

Работа над проектом помогла мне познакомиться с удивительной японской техникой Кинусайга. Я узнала много нового и интересного об этой технике и создала свое изделие. Теперь это коробка для мелочей пригодиться в кабинете технологии.

Считаю, что поставленная цель достигнута.

Мне понравилось работать в данной технике. Я буду продолжать создавать изделия в технике Кинусайга, так как это занятие успокаивает и позволяет украсить интерьер дома. Вот такая интересная альтернатива существует для рукодельниц без использования ниток и иголок. Вооружайтесь всем необходимым и начинайте творить! Ведь вещи, сделанные своими руками, никогда не утратят свою популярность и постоянно будут присутствовать в нашей жизни.

Список литературы :

    Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

    Е. Бурлака: Пэчворк без иглы. Редактор: Мартынова Ю. Издательство: АСТ-Пресс , 2016 г. Серия: Серебряная библиотека увлечений

Открытый урок по предмету «Трудовое обучение»

техника пэчворк на пенопласте

«Кинусайга»

Цель урока:

Создание декоративного панно в технике кинусайга.

Задачи урока

Образовательная

    Организовать поисковую деятельность учащихся для ознакомления с данной техникой.

    Способствовать проявлению различных видов творчества у детей, изучить и понять новую технологию, уметь находить яркие и гармоничные контрасты по цвету и фактуре ткани.

Воспитательная

    Формирование у учащихся умения общаться через работу в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

    Пробуждение интереса детей к новым техникам.

    Воспитание культуры художественного восприятия.

Развивающая

    Стимулировать работу учащихся по расширению словаря эмоций; развитию образной речи, развитию умений и навыков работы с разными источниками информации; развития воображения, творческих наклонностей.

Тип урока : интегрированный.

Метод обучения : визуальный.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная

    групповая

    индивидуальная (самостоятельная)

Оборудование урока и ресурсное обеспечение :

    Компьютер, мультимедийный проектор

    Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word.

    Технологические карты для каждой группы

    Необходимый материал: пенопласт, ткань, карандаш, ножницы, канцелярский нож.

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Форма деятельности

Организационный момент

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Выполняют просьбы учителя.

Фронтальная

Постановка темы урока

Вводит в тему урока

Распределяются по группам.

Фронтальная

Актуализация знаний.

Задает вопросы по теме

Отвечают на поставленные вопросы.

Фронтальная

Решение учебной задачи

Организует работу по теме урока

Решают учебную задачу через работу с подготовленным ранее материалом, с толковым словарём.

Фронтальная

Групповая Самостоятельная

Рефлексия.

Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

Формулируют выводы.

Подводят итоги

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие класса;

Проверка готовности к уроку;

Организация рабочего места (класс разделен на группы).

2. Введение в тему урока.

Учитель:

Какие виды лоскутного шитья вам известны на сегодняшний день?

Дети:

Варианты ответа: лоскутное шитьё, лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика.

Учитель:

Вам известна техника пэчворк?

Печворк – это вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Сегодня мы с вами познакомимся с одним из разновидностей «печворка» это техника «кинусайга». (1 слайд)

3. Учитель:

Как вы считайте от куда к нам пришла данная техника?

Дети:

Из Японии

Учитель:

Техника кинусайга - один из древнейших видов рукоделия, в основе которого лежит идея изготовления поделок из вторсырья. Таким вторсырьем стали старые кимоно, которые всегда шили из натурального шёлка, сотканного вручную и украшенного искусной вышивкой. Поэтому выбрасывать их было не принято, и бережливые хозяйки нашли способ продлить жизнь кимоно. Как и английский пэчворк, кинусайга – результат умения экономить. (2, 3, 4 слайд)

Самой известной мастерицей и законодательницей современного стиля кинусайга считается художница Маэно Такаси (Maeno Takashi). В своих работах она использует разную по фактуре ткань: вискоза, хлопковая юката, шёлк - все идет в дело. (5 слайд)

Основу техники кинусайга составляют знакомые европейцам пэчворк, аппликация, мозаика, резьба по дереву. Сегодня кинусайга весьма распространена во многих европейских странах и представляется как техника лоскутной пластики. Современные европейские мастерицы в качестве основы используют более удобный в обработке материал – пенопласт. Поэтому традиционное японское название техники - кинусайга - звучит все реже. Сегодня название техники звучит как инкрустация по пенопласту или пэчворк без иглы. (6 слайд)

Учитель:

Посмотрите на работы в технике кинусайга, как вы считайте что необходимо учитывать что бы сделать качественную работу?

Дети:

Цвет, фактуру ткани, размер работы

Учитель:

Как вы считайте с чего необходимо начать работу?

Дети:

Необходимо подготовить все материалы (7 слайд).

4.Учитель:

Ход работы:

    подготовить все необходимые материалы;

    выбрать (создать) эскиз для работы; (9 слайд)

    подготовить основу;

    эскиз дублировать на заготовленный пенопласт; (10 слайд)

    Прорезать по контуру рисунка желобки для кинусайги; (11 слайд)

    Подобрать ткань по цветовой гамме в соответствии по цвету и фактуре; (12 слайд)

    Наложить ткань на обозначенный участок, и протолкнуть ткань в прорези; (13 слайд)

    Обрезать излишки ткани по контуру детали

    Продублировать каждый элемент, собрав полноценное панно. (14, 15, 16 слайд)

Посмотрите где можно применить данную технику (17, 18, 19 слайд)

Практическая работа:

    разделитесь на группы по 3 -4 чел.

    подготовьте необходимый материал

    Каждая группа работает по своей технологической карте, где уже задан эскиз.

5.Итог урока. Рефлексия.

Выставка детских работ.

- Мне стало известно, что…

- Меня особенно привлекло и заинтересовало…

Дети делятся впечатлениями.

Учитель:

Вы сделали интересные работы. Особенно мне нравится, как вы работали вместе в группе. Молодцы! Командиры групп сейчас скажут самооценку каждого из учащихся.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Вали Б.Д., Рикольфи Р. Лоскутное шитье. – Пер. с итал.,– М. : ООО Мир книги, 2002. – 80 с. : ил.

2. Зайцева А.А. Лоскутное шитьё без нитки и иголки / Анна Зайцева. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с. : ил. – (Азбука рукоделия)

3. Лоскутная фантазия. Художественная аппликация. Р.Ф Таран, АСТ – Сталкер 2007г.

4. Секреты мастерства. Мотивы ромбов в квилте. Джен Кренц. Издательство Ниола – пресс 2007г.

5. Рукоделие Энциклопедия Д.В. Нестерова. ООО «Издательство АСТ»,2007г.

6. http://caesararts.com/blogs/LadyBloom310/5921/

7. http://coolwom.ru/index.php/kinusayga-loskutnie-kartini

8. http://kinusaiga.com/

9. http://www.jlady.ru/hobby/pechvork-bez-igolki.html

8530

20.05.14 15:40

Японцы еще с древних времен славились своими техниками рукоделия, которые позволяли практически каждое изделие превратить в произведение искусства. Это и оригами, и художественная роспись по ткани, и икебана, и вышивка шелковыми нитями, и канзанши. В последнее время список пополнила новая разновидность рукоделия - кинусайга. На первый взгляд техника напоминает лоскутное шитье, но на самом деле все намного оригинальнее.

История Кинусайга

Традиционной японской одеждой считается кимоно. С XIX века оно стало национальным костюмом. Шили его из натурального шелка, который стоил очень долго, поэтому старые кимоно не выбрасывали, а старались использовать повторно, например, для создания других вещей.

Новая техника рукоделия возникла, когда японка Маэно Такаши придумала, как можно использовать старые шелковые кимоно. Именно ей принадлежит идея изготовления панно на деревянной основе из кусочков шелка. Так старые кимоно приобрели новую жизнь, а японские женщины, да и женщины всего мира научились создавать красивые панно и картины из ткани.

Аналоги данной техники существовали еще во времена Руси, когда старые вещи из ткани использовались для лоскутного шитья. Часто кинусайга еще называют «пэчворк без иглы», поскольку лоскутки не нужно сшивать.

Особенности техники

Кинусайга сочетает в себе лоскутное шитье, резьбу по дереву, батик. Кусочки шелка не сшиваются, а крепятся особым методом. На первый взгляд, распознать в какой технике создана картина, очень сложно. Издалека она напоминает живопись, а на самом деле, как мозаика, состоит из большого количества маленьких шелковых лоскутков.

Сначала создается эскиз будущего панно/картины. Затем с бумаги рисунок переводится на деревянную дощечку. Далее производится резьба по дереву, на дощечке по контуру изображения делаются углубления (около 2 мм глубиной). Затем заготовки шелка разрезаются на небольшие лоскутки (при этом оставляют припуски по 1 мм с каждой стороны для того, чтобы можно было закрепить тканевые детали в прорезанных канавках).

Сюжетами для картин в технике кинусайга могут быть пейзажи, люди, цветы. Поскольку мелкие детали выполнить сложно, изображения получаются стилизованными.

Искусство кинусайга сегодня

Сегодня кинусайга популярна во всем мире. Для изготовления картин и панно используется не только шелк, но и другие ткани. А вместо деревянной дощечки применяется пенопласт, углубления в котором делают канцелярским ножом или скальпелем. Начинающие рукодельницы могут купить уже готовые наборы со всеми заготовками для создания панно и картин, в специализированных магазинах.

Последовательность выполнения картины в технике Кинусайга

Принцип выполнения аппликация в технике кинусайга довольно прост, достаточно попробовать несколько раз, чтобы наловчиться.

Необходимые материалы:

  • пенопласт толщиной от 1 см;
  • тканевые лоскутки подходящей расцветки (ткань не должна быть слишком тонкой, также она не должна тянутся, а ее края не должны осыпаться);
  • острые ножницы;
  • нож канцелярский (скальпель);
  • инструмент для закрепления ткани в пенопласте (деревянная палочка, пилка для ногтей с острым концом);
  • эскиз рисунка;
  • копирка, карандаш.

При помощи копировальной бумаги рисунок переводят на пенопласт. Проходят ножом по контуру рисунка, делая углубления на 2-3 мм.

Ткань разрезают на лоскутки подходящего размера, учитывая припуски.

Заполняют по порядку детали, заправляя края ткани в прорези. Остатки ткани обрезают. Для того чтобы ткань хорошо закрепилась, основу пенопласта, на которую будет накладываться ткань, предварительно можно промазать клеем.

Картину оформляют в рамку, или формируют рамку из ткани, закрепляя ее кнопками.

При помощи данной техники можно создать не только картины и панно, но и оформить подарочные коробки, шкатулки.

Искусство кинусайга - красота и колорит японских сюжетов, деликатная работа, удивительное сочетание цветов, фактур и мастерства художника.