Рисунок бедная лиза. Урок - размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза

Другие произведения Карамзина:

  • «Наталья, боярская дочь»,
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода»,
  • Стихи.

Писатели-сентименталисты:

«Русская литература 18 века. Сентаментализм». М.: Дрофа, 2003.

Книга позволит ознакомиться с произведениями писателей-сентименталистов И. Хемницера, А. Радищева, Ю. Нелединского-Мелецкого, И. Дмитриева.

Экранизации:

«Бедная Лиза» (Реж. И. Гаранин, 1978 г.): чудный кукольный мультфильм на музыку А. Рыбникова.

Литература о «Бедной Лизе» :

1. «Бедная Лиза» / Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.

Экспериментальный учебник позволяет взглянуть на личность писателя в контексте эпохи, общественной жизни 18 века.

2. Вайль П., Генис А. Родная речь: уроки изящной словесности. М., 2008.

В остроумной книге о русской классике вы найдете главу «Наследство «Бедной Лизы». Карамзин» и узнаете о значении этого небольшого произведения для русской литературы.

3. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1996.

Юрий Лотман - известный литературовед, автор многочисленных работ по творчеству Пушкина, по истории литературы 19 века. Из книги вы узнаете не только о прозаическом и поэтическом творчестве автора «Бедной Лизы», но и о Карамзине - историке, создателе «Истории государства Российского».

4. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

Книга рассказывает не только о Николае Михайловиче Карамзине, но и о времени, в котором он жил.

Иллюстративный материал:

1. Произведения Ф. Алексеева (русского художника, мастера городского пейзажа), которые помогут перенестись в Москву конца XVII- начала XIX века: http://bibliotekar.ru/k87-Alekseev/index.htm .

Литературные аналогии:

Эраст - герой повести «Бедная Лиза», стал первым в галерее героев русской литературы, которые упустили свою любовь. Некоторые черты карамзинского героя угадываются в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (в образе самого Евгения Онегина).
  2. Тургенев И.С. «Рудин» (в образе Рудина).
  3. Толстой Л.Н. «Воскресение» (в образе Нехлюдова).

Сюжет повести обыгран в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
  2. Акунин Б. «Азазель».

До Карамзина в русском сентиментализме господствовали романы. Объяснялось это тем, что русский сентиментализм появился позже западноевропейского, а так как в Западной Европе наиболее популярными были романы Ричардсона и Руссо, то русские писатели взяли за образец именно этот жанр. Так, Ф.А.Эмину принадлежит роман "Письма Эрнеста и Долавры". Его сын, Н.Ф.Эмин, написал романы "Роза" и "Игра судьбы". Все эти произведения создавались под явным влиянием книги Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". П.Ю.Львов выпустил роман "Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки", в котором он следовал Ричардсону. Сентиментальные романы XVIII века отличались большими размерами, явным избытком словесного материала, не соответствующего их несложному сюжету. "Роман классический, старинный. Отменно длинный, длинный, длинный", – писал Пушкин.
Николай Михайлович Карамзин произвел в сентиментальной прозе подлинный переворот. Его повести отличались компактной формой и более динамичным сюжетом. У современников Карамзина наибольшей популярностью пользовалась "Бедная Лиза".
В основу повести положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности. Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста, и дважды на протяжении повести говорит об этом. В первый раз – матери: "Матушка, матушка, как этому статься? Он барин, а между крестьянами... Лиза не договорила речи своей". Второй раз – Эрасту: "Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.." – "Почему же?" – "Я крестьянка...".
Лиза любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти. "Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастие". Этому чувству не могут помешать никакие своекорыстные помыслы. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. "И ты соглашаешься?" – настораживается Эраст. – "Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?" – упрекает его Лиза.
Некоторые исследователи, обращая внимание на литературно правильный и поэтичный язык Лизы, приписывали Карамзину умышленную идеализацию крестьянской жизни. Но задача Карамзина была здесь совершенно другой. Решая вопрос о внесословной ценности человека, он стремился раскрыть красоту и благородство чувств своей героини. Одним из средств к этому был ее язык.

Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Эраст, по словам Карамзина, "довольно богатый дворянин" с "добрым от природы" сердцем, "но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии..." Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о "чистых радостях", намеревался "жить с Лизою, как брат с сестрою". Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он "не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог". Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение. Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.
Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с социальными барьерами крепостнического мира, идиллии быть не могло.

Произведения Карамзина в искусстве

Иллюстрации к произведениям Н.М. Карамзина

Многие художники иллюстрировали произведения Н.М. Карамзина, благодаря чему читатели легко могут представить себе атмосферу и культуру того времени. Даже один из лучших портретистов России О.А. Кипренский в 1827 г. изобразил главную героиню самой известной повести Николая Михайловича «Бедная Лиза».

В 1921 г. русский и американский художник Мстислав Валерианович Добужинский создал цикл иллюстраций к «Бедной Лизе».

В 1947 г. эту же повесть проиллюстрировали гравюры на дереве Геннадия Дмитриевича Епифанова - русского советского художника-графика.


«Бедную Лизу» иллюстрировал художник В. Третьяков и многие другие графики.



Русские художники не обошли вниманием и другие произведения Николая Михайловича.

«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

«Наталья, боярская дочь»


Для иллюстрации главного труда Н.М. Карамзина – «Истории государства Российского» – используют не только всем привычную книжную графику, но и репродукции полотен лучших русских живописцев, работавших в историческом жанре.

Произведения Н.М. Карамзина в драматургии

Драматурги 1800-х гг. неоднократно черпали сюжеты для своих произведений из повестей Карамзина. Популярная повесть Николая Михайловича «Бедная Лиза» легла в основу пьесы В.М. Фёдорова «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» (1803). И.И. Ильин в 1802 г. написал пьесу «Лиза, или Торжество благодарности», сюжетно не связанную с повестью Карамзина, но отталкивающуюся от неё и даже вступавшую с ней в некоторую полемику. Повесть Николая Михайловича «Наталья, боярская дочь» легла в основу одноимённой исторической драмы С.Н. Глинки, поставленной на петербургской сцене в 1805 г. С повестью Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» перекликается одноименная трагедия Ф.Ф. Иванова, поставленная в 1809 г.

Произведения Н.М. Карамзина в музыке и театральном искусстве

По страницам книг Николая Михайловича неоднократно писались оперы и ставились спектакли. Русский композитор Модест Петрович Мусоргский в 1869 г. создал оперу «Борис Годунов» в четырех действиях с прологом. Для написания либретто он использовал одноименную трагедию А.С. Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Премьера оперы состоялась 27 января (8 февраля) 1874 г. на сцене Мариинского театра. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940).

Камерная опера «Бедная Лиза» по одноименной повести Карамзина была написана Леонидом Аркадьевичем Десятниковым в 1976 во время учебы в консерватории. В 1979 г. композитор сделал новую редакцию. Опера была поставлена в 1980 г. Московским камерным музыкальным театром под художественным руководством Бориса Покровского и долгое время была в его репертуаре. Потом не звучала более 20 лет. В преддверии пятидесятилетнего юбилея композитора «Бедная Лиза» была исполнена на международных музыкальных фестивалях в Сигулде (Латвия), Локенхаузе (Австрия), Костомукше (Карелия), а так же в Москве и Санкт-Петербурге на фестивале музыки Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» в 2005 году.

В 1987 г. на сцены оперных театров вышла опера-предание в четырех действиях по повести Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Либретто и музыку написал Владимир Сидоров. Были использованы стихи и проза Д. Балашова, Д. Веневитинова, Н. Гнедича, А. Григорьева, А. Дельвига, С. Есенина, В. Жуковского, М. Лермонтова, Л. Мея, И. Никитина, А. Одоевского, А. Пушкина, К. Рылеева, К. Случевского, В. Сосноры, Н. Станкевича, А. Толстого, Н. Языкова.

В театральном сезоне 1986/87 г. основатель и художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза», стихи для которого написал Юрий Ряшенцев. В 1989 г. мюзикл стал лауреатом Эдинбургского фестиваля (премия «Первый на Фриндже»), в 2009 г. был награждён почетной грамотой на Международном музыкальном фестивале в городе Тэгу (Республика Корея).


Известный российский хореограф и режиссер Алла Михайловна Сигалова решила осовременить и вернуть «Бедную Лизу» на сцену. Она создала хореографическую новеллу для двух исполнителей на музыку камерной оперы Л.А. Десятникова, поставленную в 2009 г. в Государственном Театре Наций. Роли исполнили Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев, а с 2011 г. Лизу начала танцевать сама Сигалова.



Произведения Н.М. Карамзина в киноискусстве

2007 г. – «История государства Российского», анимационный документально-исторический сериал, руководитель проекта Валерий Бабич.

1998 г. – «Бедная Лиза», художественный фильм, режиссёр Слава Цукерман, в ролях: Барбора Бобулова, Габриэль Олдс.


1978 г. – «Бедная Лиза», кукольный мультфильм, режиссёр Идея Гаранина, композитор Алексей Рыбников.


1967 г. – «Бедная Лиза», телеспектакль, режиссёры: Наталья Баринова, Давид Ливнев; в ролях: Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков.