Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ имени Гнесеных). КЗ РАМ им

Преподаватели РАМ им. Гнесиных написали открытое письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Документ опубликован на сайте вуза .

В письме подтверждается верность намерения Министерства культуры и Министерства образования перевести музыкальные занятия в спецшколах (таких, как МССМШ им. Гнесиных, ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского и других) в разряд факультатива в период обучения детей с первого по четвертый класс. Таким образом, с точки зрения ряда профессоров РАМ имени Гнесиных, профессионально обучать детей музыке стоит лишь начиная с пятого класса.

На следующей неделе сайт опубликует эксклюзивное интервью директора МССМШ им. Гнесиных Михаила Хохлова на эту тему.

Ниже приводится текст открытого письма преподавателей РАМ им. Гнесиных.

Министру культуры Российской Федерации
В. Р. Мединскому

Уважаемый Владимир Ростиславович!

Обратиться к Вам нас побудили появившиеся в средствах массовой информации выступления по вопросу музыкального образования. Эти выступления приобретают достаточно агрессивный характер и в то же время свидетельствуют о недостаточной компетентности в области законодательства некоторых лиц, способных влиять на мнение как музыкальной общественности, так и представителей власти.

Считаем необходимым поставить Вас в известность о существующем дискуссионном поле.

По прочтении статьи возникает возмущение ее спекулятивным форматом, так как в статье говорится о «музыкальных школах», делается заявление о разрушении «начальной системы подготовки учеников музыкальных школ», что заставляет сразу задуматься о судьбе почти пяти тысяч школ искусств, в то время как поднятая проблема касается лишь нескольких школ, которые назывались всегда «средними специальными.музыкальными школами» (11-летками), значение которых невозможно переоценить, всегда являвшихся элитными и обучавших особо одаренных детей.

Что это – некорректность или дешевый прием привлечь на свою сторону даже тех, кто не привык вникать в тонкости обсуждаемых проблем?

Мнения, высказанные как в данной статье, так и на пресс- конференции (по этому же поводу), состоявшейся 2.12.2014 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» пресс- конференции на тему: «Минобр против одаренных детей или Зачем Россию лишают полноценного музыкального образования?» вызывают далеко неоднозначное отношение и разделяются далеко не всеми музыкантами .

Что касается начального музыкального образования (первой ступени музыкального образования), то оно, как и прежде, может быть получено в ДШИ (спасибо за их сохранение Минкультуры России). По-прежнему функционируют два следующих уровня – среднее и высшее образование. Трехступенчатая структура отечественного музыкального образования сохранена.

Об образовании в средних специальных музыкальных школах (ССМШ).

Совсем недавно (до 2003 года) эти учреждения были обыкновенными общеобразовательными школами, в которых к обычным школьным программам добавлялись музыкальные предметы. Благодаря усилиям Минкультуры России для этих учреждений был разработан и введен в действие стандарт среднего профессионального образования (2004 год), благодаря чему выпускники по окончании стали получать не аттестат, а диплом о среднем профессиональном образовании. В настоящее время средние специальные музыкальные школы реализуют стандарт среднего профессионального образования 2011 года со сроком обучения 10 лет 10 месяцев. При этом и общеобразовательные предметы также осваиваются детьми.

Да, новый ФЗ «Об образовании в РФ» предъявляет новые требования к структуре системы образования. Но они позволяют сохранить содержательную сторону существующего сегодня образования в средних специальных музыкальных школах.

О начальном музыкальном образовании, которое может быть получено без какого-либо ущемления в средних специальных учреждениях.

ФЗ «Об образовании в РФ» (часть 11 статьи 83) специально для таких учреждений для одаренных детей в области искусств в программе начального общего образования (т.е. с 1 по 4 классы) обязывает федеральный государственный образовательный стандарт предусматривать «требования в части обеспечения условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств». Часы в стандарте для этого предусмотрены. (В настоящее время Минобрнауки России вносит эти изменения в стандарт начального общего образования, что обеспечит существование музыкальных предметов отнюдь не «на птичьих правах» ).

О среднем профессиональном музыкальном образовании в средних специальных учреждениях.

Часть 9 статьи 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучения одаренных детей с 5-го класса (после окончания программы начального общего образования – 1-4 классов) предусматривает интегрированные образовательные программы, в которых интегрируются: программы основного общего образования (5-9 классы), среднего общего образования (10-11 классы) – с программой среднего профессионального музыкального образования – с 5 по 11 классы. Отсюда и вытекает срок обучения по этой интегрированной программе, составляющий 6 лет 10 месяцев.

Что конкретно дает разработанный в соответствии с законодательством проект ФГОС среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 инструментальное исполнительство (по видам инструментов) со сроком обучения 6 лет и 10 месяцев?

1. Позволяет делать отбор, регулируемый образовательной организацией , не только на первый уровень образования (1-й класс), но и на последующий (5-й класс), что в большей степени защищает право ребенка на выбор профессии в более сознательном возрасте (не в 6-7-ми, а в 10-тилетнем возрасте), а образовательной организации дает дополнительные возможности по формированию контингента обучающихся не только в первом классе, но и в последующих, например, приема одаренных детей из других регионов.

2. Устанавливать по усмотрению самой образовательной организации содержание образовательной программы как уровня среднего профессионального образования, интегрированного с основным общим и средним общим образованием, так и уровня начального общего образования, которое, оставаясь де-юре начальным общим образованием, де-факто является начальным музыкальным образованием (за счет музыкальной составляющей, определяемой образовательной организацией).

Вышеприведенные аргументы в пользу названного стандарта – не столько мнение авторов данного письма, сколько констатация объективно существующих благоприятных условий для обучения одаренных детей, отраженных в нынешнем законодательстве. Они настолько очевидны, что не заметить их просто нельзя. Создается впечатление (особенно на основании некоторых заявлений на названной пресс-конференции), что целью выступлений в статье и на пресс-конференции в данном случае является не федеральный государственный образовательный стандарт, а нечто иное.

Мы рады, что нашу позицию разделяют руководители и представители Новосибирской, Ростовской, Петрозаводской, Уральской консерваторий, Уфимской академии искусств имени Загира Исмагилова, Красноярской академии музыки и театра, которым мы выражаем признательность за сотрудничество.

Члены Ученого совета РАМ им.Гнесиных:

Декан фортепианного факультета, Заслуженный работник высшей школы, кандидат искусствоведения, профессор С. Е. Сенков

Руководитель департамента международного сотрудничества, Заслуженный деятель искусств РФ, Народный артист РФ, профессор Т. З. Джандаров

Советник ректора, зав. кафедрой, профессор Власов В. А.

Зав. кафедрой струнных народных инструментов, профессор А. А. Горбачев

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Народный артист России и Дагестана Ю. А. Розум

Зав. кафедрой спец. ф-но, профессор, Заслуженный деятель искусств России В. В. Тропп

Зав. кафедрой камерного ансамбля и струнного квартета, Заслуженный деятель искусств, профессор И. А. Чернявский

Зав. кафедрой баяна, аккордеона, Народный артист РФ, профессор Липс Ф. Р.

Народный артист России, композитор А. О. Кролл

Профессор кафедры истории музыки Масловская Т. Ю.

Зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования, Лауреат Государственной премии, Заслуженный деятель искусств В. П. Зива

Зав. кафедрой композиции и инструментовки, Народный артист РФ, Лауреат Государственной премии им. Глинки Волков К. Е.

Проректор по учебной работе, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор педагогических наук А. С. Базиков

Зав. кафедрой оркестрового дирижирования, Заслуженный артист России, профессор, Зас. деятель ММО, член президиума ММО Ворон Б. С.

Зав. кафедрой скрипки и альта, Заслуженный артист РФ, профессор Кошванец А. А.

Российская академия музыки имени Гнесиных

С целью оптимизации структуры подведомственных образовательных учреждений, приказом Министерства культуры Российской Федерации за № 934 в сентябре 2011 года Российская академия музыки им. Гнесиных была реорганизована путем присоединения к ней Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных.

Основное направление академии - подготовка квалифицированных педагогов для музыкальных училищ. В декабре 2011 года РАМ им. Гнесиных становится единственным художественным ВУЗом, имеющим полномочия эксперта в области образования.

В гнесинке имеется 8 факультетов, которые готовят выпускников по различным специальностям.

Дирижерский
Историко-теоретико- композиторский
Народных инструментов
Фортепианный
Музыкальное искусство эстрады
Вокальный
Оркестровый
Продюсерский

Проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур

При гнесинке работает проблемная научно-исследовательская лаборатория по изучению традиционных музыкальных культур (ПНИЛ), которая является самостоятельным отделом академии.

Её сотрудниками обеспечивается учебный процесс по обслуживанию групповых и индивидуальных занятий по фольклорным дисциплинам, помогают в подборе иллюстрированного материала и исполнительного репертуара, проводят экспедиционную фольклорную практику студентов, обеспечивают занятия демонстрационными материалами.

Научно-методическая работа сотрудников ПНИЛ заключается в участии в конференциях и семинарах, международных и всероссийских симпозиумах. Их научная проблематика охватывает различные области: медиевистики, этномузыкознания, изучения церковной музыки нового времени.

Научные сотрудники занимаются архивными и научными исследованиями древнерусской церковной музыки, музыкального фольклора, современного церковного обиходного пения. Оказывают методическую консультативную помощь преподавателям училищ и ВУЗов по вопросам проведения экспедиционной фольклорной практики, преподавания фольклорных дисциплин, а также народного исполнительства.

Центр переподготовки и повышения квалификации (ЦППК) гнесинки

Центр переподготовки и повышения квалификации РАМ им. Гнесиных ведет курсы для педагогов учебных заведений и музыкантов-исполнителей концертных организаций. Слушателями курсов могут стать граждане СНГ, РФ, стран дальнего и ближнего зарубежья, которые имеют среднее или высшее профессиональное музыкальное образование, и работают во всех учебных заведениях сферы культуры и искусства.

ЦППК организует переподготовку исполнителей и педагогов по следующим специальностям:
- Дирижирование оркестром народных инструментов,
- Дирижирование оперно - симфоническим оркестром,
- Сольное академическое пение,
- Сольное народное пение,
- Менеджмент.

Повышение квалификации в Центре переподготовки и повышения квалификации проводится по следующим специальностям: клавесин, фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты, дирижирование народным хором, дирижирование академическим хором, сольное академическое пение, сольное народное пение, камерный ансамбль, искусство аккомпанемента, оркестровое дирижирование (симфоническим, духовым, народным оркестром), музыковедение, композиция, музыкальное искусство эстрады, звукорежиссура, фольклор, академическая и эстрадная аранжировка, искусство импровизации, методики преподавания специальных дисциплин).

Российская академия музыки им. Гнесиных: образование в лучших традициях мировой музыкальной культуры.

Метро Арбатская
Арбатская
Баррикадная Юридический адрес 121069, Поварская ул. ,
д. 30/36 Сайт gnesin-academy.ru

Академия является одним из двух базовых высших учебных заведений учебно-методического объединения России по образованию в области музыкального искусства, наряду с Московской консерваторией . Один из ведущих музыкальных вузов страны и мира. Академия является единственным вузом, в котором представлены все специальности и специализации различных музыкальных направлений, изучаемых в России.

История

Архитектура

Выступающая вперёд левая часть здания с парадным входом обрамлена двумя парами полуколонн с оригинально решёнными композитными капителями . Правая часть здания обработана аналогичными колоннами, между которыми расположены барельефные портреты русских композиторов. Над колоннами расположен аттиковый этаж. Здание оформлено в традиционной охристо -белой гамме и является типичным представителем сталинского классицизма .

Залы

Концертный зал

Концертный зал расположен по адресу Малый Ржевский пер. , дом №1. Вместимость - 432 места. Имеется 2 концертных рояля, 6 артистических комнат, современное звукотехническое и осветительное оборудование.

В 2004 году у входа в Концертный зал установлен памятник Елене Фабиановне Гнесиной . Скульптор - А. Бурганов.

Малый зал

Малый зал академии расположен на 4 этаже основного учебного корпуса. Вместимость зала - 100 мест. Имеется 2 рояля.

«Музыкальная гостиная дома Шувалова»

Помимо органа «Генри Джоунс», в Академии имеется учебный орган «Павел Чилин» в 74 классе (6/II/P, 2002), а также два цифровых (электронных) - трёхмануальный орган фирмы «Johannus» в 76 классе и четырёхмануальный орган фирмы «Makin» в Концертном зале Академии. В 2011-2013 годах в Академии находился в безвозмездном пользовании орган-позитив словенской фирмы «Шкрабл» с подвесной педалью (4/I/P).

Диспозиция органа «Генри Джоунс»

Орган является одним из старейших инструментов Москвы (предположительно 1871 года) и имеет 10 регистров, 2 мануала и педаль, в общей сложности 514 труб, механическую регистровую и игровую трактуры.

II. Swell
1. Oboe 8’
2. Gemshorn 4’
3. Vox Angelica 8’
4. Open Diapason 8’
Couplers
5. Swell suboctave
6. Swell to Pedal
7. Swell to Pedal
8. Great to Pedal
I. Great
9. Tremulant
10. Fifteenth 2’
11. Principal 4’
12. Rohr Flute 8’
13. Dulciana 8’
14. Open Diapason 8’
Pedal
15. Bourdon 16’

Мемориальный музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной

При строительстве Института (Академии) была изначально запланирована квартира, где проживали сёстры Елена и Ольга Гнесины. После смерти Елены Фабиановны Гнесиной, которая прожила в этой квартире последние восемнадцать лет жизни, в 1969 году был создан мемориальный музей - единственный в Москве музей-квартира, расположенный прямо внутри вуза . В музее полностью сохранена обстановка, архив и библиотека Гнесиной . Квартира Ел. Ф. Гнесиной является выявленным объектом культурного наследия .

Каждый сентябрь в музее проходит «посвящение в студенты» первокурсников Академии.

Факультеты

  • Фортепианный .
  • Оркестровый .
  • Народных инструментов - открыт в 1948 году. Первый в истории России факультет народных инструментов. Основатель - Александр Сергеевич Илюхин. С 2004 года факультет состоит из кафедры народных инструментов (балалайка , домра , заведующий кафедрой - А. А. Горбачёв) и кафедры баяна и аккордеона (заведующий кафедрой Фридрих Робертович Липс).
  • Фольклорного искусства - открыт в 2012 году. Состоит из кафедр «Хоровое и сольное народное пение» и «Национальные инструменты народов России» (гусли , русская гармоника). Первая заведующая кафедрой - Заслуженная артистка РФ, доцент Любовь Яковлевна Жук (гусли), ныне заведующий кафедрой - Александр Сергеевич Базиков. С июня 2017 года реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства.
  • Историко-теоретико-композиторский .
  • Вокальный .
  • Дирижёрский .
  • Продюсерский (реорганизован в факультет фольклорного искусства и продюсерства с июня 2017 года, последний выпуск по программам продюсерского факультета - в 2020 году).
  • Музыкального искусства эстрады .

Творческие коллективы

Руководители

Известные преподаватели и выпускники

См. также

Примечания

  1. Маяровская Галина Васильевна (неопр.) . РАМ им. Гнесиных . Проверено 3 ноября 2018.

    Российская Академия Музыки имени Гнесиных - высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки имени Гнесиных - РАМ (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной Гнесиной (до 1953 директор, затем художественный руководитель) на базе Музыкального училища имени… … Москва (энциклопедия)

    Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ) - Здание Российской академии музыки имени Гнесиных. Москва. Российская академия музыки имени Гнесиных (РАМ) (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основана в 1944 Еленой Фабиановной… … Москва (энциклопедия)

    Российская академия музыки им. Гнесиных - Российская академия музыки имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки и музыкальный колледж им. Гнесиных - Музыкальное училище имени Гнесиных (ныне Государственный музыкальный колледж имени Гнесиных) было основано в начале 1895 года пианистками, выпускницами Московской консерватории Евгенией (1871 1940), Еленой (1872 1967) и Марией (1876 1918)… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Российская Академия музыки

    Российская академия музыки - имени Гнесиных высшее музыкально педагогическое учебное заведение в г. Москве. До 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных. Здание академии Содержание 1 Выдающиеся выпускники … Википедия

    Российская академия музыки - (РАМ) имени Гнесиных (до 1993 Государственный музыкально педагогический институт имени Гнесиных), высшее учебное заведение. Основано в Москве в 1944 Е. Ф. Гнесиной на базе музыкального училища. Является высшей ступенью комплекса музыкальных… … Энциклопедический словарь

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - (РАНХ или РАНХиГС) … Википедия

    Российская академия правосудия - (РАП) Файл:РАП Эмблема Международное название Russian Academy of Justice … Википедия

Книги

  • Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники , Гнесина Е.. Елена Фабиановна Гнесина (1874–1967) - известная русская пианистка, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончила Московскую консерваторию по классу В. И. Сафонова, ранее училась у Ф.…

Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных) обязана своему возникновению сестрам Гнесиным: пять сестер Гнесиных Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета (дочери раввина Фабиана Осиповича Гнесина из Ростова-на-Дону)открыли свое частное музыкальное училище 15 февраля 1895 года –именно в этот день к ним пришла первая ученица.

В 1919 г. школа стала государственной, не изменив при этом принципов своей работы и организации. Сестрам активно помогал один из братьев – выдающийся композитор, ученик Римского-Корсакова Михаил Гнесин . Он открыл отделение композиции и теории музыки.А бессменным руководителем учебного заведения на протяжении 72 лет (!) была Елена Фабиановна Гнесина (умерла в 1967 году в возрасте 93 лет).

Учебное заведение Гнесиных постоянно разрасталось, разделившись на школу и училище, со временем появлялись всё новые отделения, старых помещений стало не хватать.

Когда-то «Музыкальное училище» Гнесиных помещалось в небольшом одноэтажном деревянном домике в Гагаринском переулке, где жили сестры. Потом пришлось снять деревянный особняк на Собачьей площадке, 5, куда переехала вся семья, и где прожили более полувека (сестры всегда жили там, где работали). В этом доме Гнесиных побывали практически все видные деятели Серебряного века.

Еще при жизни Елены Фабиановны здания на Собачьей площадке и сама эта площадь, были снесены при строительстве Нового Арбата в 1962 году. К счастью,уже в 1937 г. началось строительство большого здания на Поварской улице (тогда улице Воровского) для «Гнесинского комбината». Прерванное войной, оно возобновилось в 1943 году. Основная его часть была завершена в 1946 году, став первым зданием, построенным в центре Москвы специально для вуза. В 1950 году учебный корпус был расширен, а в 1958 году построен Концертный зал , автором проекта которого был архитектор А. В. Тишин .

С первых дней работы КЗ была заложена традиция выступления на его сцене студентов и преподавателей вуза. На первом же концерте выступил Лев Оборин, в последующих концертах принимал участие выпускник Академии Евгений Светланов. Многие произведения исполнялись здесь впервые: «Свадебка» И. Стравинского, композиция «Евгений Онегин» с музыкой С. С. Прокофьева, российская премьера оперы Гайдна «Орфей и Эвридика» («Душа философа»). Выдающиеся певцы и исполнители, такие как Святослав Рихтер, выступали в этом зале.24 января 1964 года в нем прошла встреча с Юрием Гагариным.

В зале всего 503 места, есть три концертных рояля (два «Стейнвея» и «Ямаха») и электроорган «Мейкен». Акустика, оборудование зала позволяют проводить здесь любые концерты и спектакли, прежде всего оперные.

С 1976 года действует Оперный театр-студия , организованный Юрием Сперанским (1929 – 2014) – профессором, заведующим кафедрой оперной подготовки РАМ. Все постановки театра-студии, а их было более 30, начиная с самого первого спектакля «Дон Жуан» Моцарта, славились самостоятельным прочтением и глубоким проникновением в музыкальную драматургию.

По общему мнению, вся музыка, что звучит здесь – это настоящее, живое искусство.

В 2004 году к 130-летию Е.Ф. Гнесиной перед КЗ РАМ открыли памятник в её честь.