Сходства и отличия евгения онегина ленского. Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

«Евгений Онегин» - великое произведение Пушкина, которое до сих пор не теряет актуальности. В. Г. Белинский считал, что этот роман позволяет узнать все тонкости русской действительности, и это правда. Ведь в произведении прекрасно отражено XIX столетие и люди, жившие тогда. Но что собой представляли современники поэта? Это можно рассмотреть на примере Евгения и Владимира, которых Пушкин искренне любил. Ленского и Онегина интересует многих школьников да и просто читателей романа. У них достаточно много сходств и различий, они словно две стороны одной личности… Как рано или поздно завершается юность, как на смену ей приходит опытность, а вместе с ней и конформизм, так непременно смерть должна была настигнуть молодого мечтателя.

Характеристика Онегина

Евгения Онегина с детства воспитывали как типичного представителя высшего общества. Нельзя сказать, что он был загружен учебой, однако он освоил основы наук, в которых непременно должен разбираться аристократ.

С малых лет Евгений был намного умнее, чем другие дети. Он немного разбирался в классической литературе, любил Байрона, на досуге читал Адама Смита, однако ни мечтательности, ни эмоциональности у него не наблюдалось. Этим он и отличается от Ленского. Может, тогда он похож на Чацкого? Тоже нет, так как герой Грибоедова интересовался политикой, в отличие от него.

Евгений отличался на редкость холодным и трезвым умом, также он уже не мог ничем наслаждаться, ведь ему давно все надоело. В результате, как того и следовало ожидать, ему совершенно опостылела жизнь, и он впал в депрессию. Многим дружба Ленского и Онегина может показаться удивительной и странной, что ж, пожалуй, так оно и есть.

Поиски смысла жизни, отрицательные качества Онегина

Тоска подталкивала Евгения к поиску какого-то смысла, он размышлял, чем бы себя занять. Он много времени стал посвящать чтению, также пытался написать свое собственное произведение, однако у него ничего не получилось.

Аристократический образ жизни развил в Евгении не лучшие качества - неприязнь к работе, лень, нежелание брать на себя какие-либо обязательства и ярко выраженный, даже можно сказать, показной эгоцентризм.

Характеристика Ленского

Владимир - противоположность Онегина, он олицетворяет собой другой аристократический тип. Удивительно, но читая о нем, нам легче понять нюансы личности Евгения. Владимир - дворянин, ему 18 лет, а Онегину - 24. Ленский какое-то время учился в Германии. В каком именно городе - не уточняется. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина будет полезна тем, кто хочет лучше понять произведение.

Владимир отличается особой романтичностью и мечтательностью, он любит Канта и пишет стихи. Он живет не умом, а сердцем: верит в искренние чувства, в дружбу, в человечность. Кажется, что во всем мире не найти еще одного такого идеалиста. Он занимает свое свободное время мечтаниями и фантазиями. Владимир смотрит на мир через вскоре он влюбляется в Ольгу и почему-то считает, что она ему близка, как никто другой, хотя эта девушка совсем не отличается богатством внутреннего мира и духовностью.

Сходства и различия главных героев

Что объединяет Ленского и Онегина? Наверное, только то, что они оба являются аристократами, получили хорошее образование, отличаются умом и, несомненно, выделяются из окружающей их толпы. Владимир везде видит прекрасное. А для Евгения это пройденный этап, он понимает, что люди далеко не совершенны, склонны к лицемерию и глубоко порочны. Автор пишет, что Владимир был несколько наивным, всегда надеялся на лучшее, его привлекала жизнь в своих пестрых красках. Снисходительно относился к нему его друг Евгений Онегин. Характеристика Ленского, возможно, вызывает улыбку у некоторых читателей. Евгений слушал излияния Владимира, иронично ухмыляясь, но в то же время старался не показывать своего легкого презрения, полагая, что не стоит его в чем-либо переубеждать, все равно рано или поздно он поймет, что был не прав. А пока пусть этот безумный романтик наслаждается мнимым совершенством окружающей действительности, ведь такое мировоззрение характерно для многих молодых людей.

Для Владимира дружба имеет огромное значение, а Евгений общается с ним только потому, что ему скучно, хотя и питает к нему некоторые симпатии. Ленский, ничего не понимающий в жизни, является типичным представителем аристократической молодежи, хотя таких, как Онегин, тоже было много. Возможно, некоторые узнают себя в героях Пушкина. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина обязательна к прочтению таким людям, возможно, они возьмут из нее что-то новое для себя.

Автор, отмечая непохожесть двух друзей, вместе с тем, подчеркивает, что у них имеются и некоторые общие личностные качества. Он пишет, что огонь и лед, проза и стихи, камень и вода имеют не так уж много отличий. Как понимать данное предложение? Скорее всего, Пушкин имеет в виду, что Евгения и Владимира объединяет эгоизм, самодовольство и любование собой. Эта фраза писателя, возможно, сделает для некоторых и Ленского более понятным.

Что общего у Пушкина и Онегина?

Все же Онегин намного интереснее и умнее, чем его друг. Его трезвый рассудок вызывает значительно больше симпатий, чем наивная мечтательность Владимира, от которой вскоре бы не осталось и следа, как это бывает с цветами осенью. Недовольство окружающей действительностью чаще всего характерно для глубоких личностей. К тому же автору ближе Евгений, и он сравнивает себя с ним. Он пишет, что он был зол, а его герой мрачен, что некогда и они радовались жизни, но вскоре все им надоело, и они погрузились в уныние. Сравнительная характеристика Ленского и Онегина, конечно, интересна, но также любопытно узнать сходства и различия характеров Пушкина и Евгения.

Тоска

Автор открыто говорит о том, что личность главного героя ему по душе, так или иначе он отмечает это на протяжении всего романа. Мучения Онегина достаточно сильны. Он даже сожалеет о том, что до сих пор жив и молод, ведь удовольствия от этого он совсем не получает, а только лишь страдает. Сколько еще придется ему мучиться, как долго его сердце будет биться? Ничто его не прельщает, он только тоскует…

Писатель наградил Евгения многими качествами, которые в дальнейшем появятся у героев Лермонтова, Герцена, Тургенева, Гончарова и других авторов. А такие мечтатели, как Владимир, совершенно не приспособлены к жизни: некоторые смиряются с нею, а другие умирают.

Нелепый конфликт

Насколько же незначителен и даже странен конфликт Ленского и Онегина. И читателю хочется надеяться: все закончится благополучно, товарищи забудут об этой незначительной ссоре, Владимир женится на своей любимой… Но дуэль все же произойдет, кто-то должен умереть. Но кто? Даже самый невнимательный читатель понимает: умрет Владимир. Автор ненавязчиво подготовил нас к данному итогу. Сравнение Онегина и Ленского интересует многих, но дуэль вызывает намного больше вопросов.

Истинная причина поединка

Нелепый конфликт - всего лишь повод для поединка, а причина его отнюдь не лежит на поверхности. К этой ссоре примешивается губительная сила, которой не может противостоять никто, - общественное мнение.

Евгений мог бы отправиться к Владимиру, поговорить с ним по душам, помириться - еще есть время… Но нет, такое невозможно!

Пушкин называет общественное мнение нашим кумиром и пишет, что мир держится именно на нем. Вот в чем причина дуэли Ленского и Онегина.

Евгению пришлось убить Владимира. Он свысока смотрит на общество, но все же ему небезразлично, что о нем думают, он опасается насмешек и презрительного отношения. Он дорожит своей честью и поэтому вынужден убить своего друга. Кто знает, что бы в дальнейшем случилось с Владимиром, если он бы не умер… Может быть, он участвовал бы в декабрьском восстании, а возможно, вел бы простую, ничем не примечательную жизнь.

Безобидная выходка, обернувшаяся трагедией

Что же случилось на самом деле? Евгений просто решил отомстить Владимиру за то, что тот уговорил его поехать на бал, где собрались все, кого он так презирал. Для Онегина это всего лишь безобидная выходка, но Ленский воспринимает это совсем иначе. Его розовые мечты разрушены - он посчитал это изменой, хотя, естественно, это дикое преувеличение. И Владимир решил, что поединок в данной ситуации обязателен, другого выхода нет. Ленский в романе «Евгений Онегин» иногда может показаться не совсем разумным человеком, и вот к какой трагедии привела его излишняя эмоциональность. Если бы Владимир был хотя бы немного сдержаннее, ничего подобного бы не произошло. Это должно стать уроком для всех читателей: нужно слушать голос разума, а не действовать под влиянием эмоций.

1. Что объединило Онегина и Ленского?
2. Различия между этими персонажами.
3. Дуэль между приятелями.

В строках, вынесенных в эпиграф, А. С. Пушкин характеризует героев своего романа «Евгений Онегин» как абсолютные противоположности. Так ли это? Только ли от скуки завязалась дружба между этими людьми? Ведь Онегин почему-то не стремился к общению с другими соседями, а уезжал из дому, едва заслышав «их домашни дроги». Значит, до поры до времени Онегину и Ленскому было интересно общаться друг с другом, было что-то, что их объединяло, помимо скуки сельской жизни. Итак, что же общего у Онегина и Ленского? Во-первых, оба эти человека являлись представителями одной и той социальной группы: они — дворяне, помещики. Во-вторых, несмотря на разницу в возрасте, оба молоды. В-третьих — это, пожалуй, стоит рассматривать как одну из основных причин их сближения. Уровень их культуры и образованности выше, чем у остальных соседей, ведущих разговоры «про дождь, про лен, про скотный двор».

О познаниях Онегина в разных сферах Пушкин пишет с легкой иронией («Мы все учились понемногу...»). Образование главный герой романа получил весьма поверхностное, но в то же время оно затронуло широкий круг научных дисциплин. Разумеется, Онегин превосходно владеет французским языком, у него изящные манеры, он способен поддерживать непринужденный разговор в обществе. Кроме того, немного знает латынь, читал труды ученых-экономистов. О познаниях Ленского Пушкин подробно не распространяется, упомянув лишь, что этот юноша недавно учился в Геттингенском университете в Германии. Ленский интересуется философией («поклонник Канта») и литературой, более того, он поэт. Здесь уже нужно перейти к различиям между Ленским и Онегиным: Онегин чужд поэзии, он не имеет «высокой страсти» «для звуков жизни не щадить». Однако определенный интерес к литературе у Онегина тоже имелся: среди его настольных книг Пушкин отмечает произведения Байрона, модного в то время поэта, одного из основоположников традиций романтизма. Что же касается Ленского, то весь его облик свидетельствует о том, что он живо воспринял идеи этого литературного направления:

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Но если внешность Ленского находится в гармонии с его внутренним миром, является его отражением, то вылощенная внешность Онегина прикрывает его скуку и разочарование во всем и вся. Забота о своей внешности отнимает у Онегина немало времени: например, Пушкин с легкой иронией пишет о том, как его герой полирует ногти. Большое внимание писатель уделяет тому, как развивалась дружба между его героями. Ленский нашел в Онегине снисходительного и терпеливого слушателя, который один из всех соседей «мог оценить его дары». Им обоим не интересны повседневные беседы сельских помещиков о бытовых проблемах. Они предпочитают обсуждать

Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые...

Но, конечно, одной из главных тем, обсуждаемых двумя приятелями, была любовь. Еще до появления Ленского Пушкин достаточно подробно описал светскую жизнь Онегина, который был не последним в «науке страсти нежной, которую воспел Назон». Однако нужно подчеркнуть, что любовные увлечения Онегина были лишены глубины чувства. Главный герой романа Пушкина в сфере чувств действовал продуманно и последовательно: «Как рано мог он лицемерить», «Как он умел казаться новым». Всем увлечениям Онегина недоставало силы и искренности, поэтому ему и стало скучно. Все его романтические приключения развивались по заданному алгоритму, не затрагивая его души. Совершенно иначе относился к любви Ленский. С пылом романтика «он верил, что душа родная соединиться с ним должна», воспринимал свое чувство к Ольге с благоговейным трепетом. Чрезмерно серьезное отношение к предмету своего обожания, конечно, выглядит несколько комично, однако именно эта серьезность и становится причиной трагедии. Ленский видит в Ольге идеал, которым она, конечно, не является. Ольга — живая девушка, привлекательная и ветреная, ей чужды глубокие переживания и тревоги. Наверное, она по-своему любила Ленского — да и как не любить образованного, красивого жениха, сочиняющего премилые стишки в честь своей невесты? Но и неожиданное внимание Онегина ей приятно. Едва ли Ольга помышляла о чем-то, что являлось бы нарушением верности Ленскому. Подумаешь, протанцевала несколько раз с другим, улыбнулась, пожала руку — из-за чего тут стреляться с приятелем? Обостренные переживания Ленского связаны с его романтическим взглядом на мир, с преувеличенно-восторженным отношением к своей невесте. Ему кажется, что и нескромный взгляд постороннего человека бросает на нее тень.

А как относится к любви Онегин? «Вчуже» он «чувство уважал», поэтому долгое время благожелательно выслушивал романтические бредни? Ленского, поэтому с сочувствием отнесся к Татьяне. Но хотя герой и отметил незаурядность Татьяны, он не способен ответить на ее чувство. Онегин поступил с девушкой благородно. Но его скучающую душу не в силах воспламенить искренняя юношеская страсть. Онегин растратил душевные силы на поверхностные увлечения, он утратил непосредственность и яркость восприятия, характеризующую чувства Ленского и Татьяны.

Но различия между героями не мешала им дружить. Так ли неизбежна была дуэль, приведшая к роковому финалу? Как ни парадоксально это звучит, причиной дуэли стала личностная незрелость обоих приятелей. Однако если Ленскому при его молодости еще простительны необдуманные вспышки, то Онегин, с его знанием жизни и людей, оказался не на высоте в ситуации выбора — принять вызов друга или попытаться уладить миром проблему, не стоящую того? Онегин презирает свет:

Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Чье мнение толкает Онегина принять вызов Ленского? Неужели тех помещиков, от которых он скрывался из дому, чтобы не быть вынужденным беседовать с ними «о сенокосе, о вине, о псарне»? И ведь он и сам понимает, что поступает не так, как велит ему совесть:

...Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.

И тут обнаруживается еще одно сходство между Онегиным и Ленским: оба они внутренне не свободны. Ленский — пленник романтизма, Онегин — пленник презираемых им светских установлений. Ленский искренне верит в свою правоту. Онегин — видит реальную картину, и все же поступает в соответствии со светским ритуалом: «Сказал, что он всегда готов». А ведь дуэли можно было бы избежать, если Онегин, поведение которого по отношению к соседям можно охарактеризовать словосочетанием «дразнить гусей», проявил бы настоящую решительность и мудрость.

План
  1. Противопоставление Онегина и Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»
  2. Что роднит Онегина и Ленского
    1. Нерусское воспитание
    2. Стоят выше других
    3. Благородство, высокое понимание личности человека
    4. Вольнолюбие
  3. Онегин и Ленский – представители новой, молодой России

В романе «Евгений Онегин» Пушкин изобразил двух представителей молодого поколения современной ему России – Онегина и Ленского. Онегин и Ленский «различны меж собой», как «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень».

Пушкин противопоставляет в них внешность, образ жизни, стремления, желания. Контраст обозначается особенно прямо и резко между романтической натурой одного и скептицизмом другого. Но тесно сошлись Онегин с Ленским, «стали неразлучны» друг с другом не только потому, что крайности сходятся, а потому, что, несмотря на их различие, у них имеется много общих черт.

Что же роднит Онегина и Ленского? Как известно, основы будущей личности закладываются в детстве, поэтому воспитание играет огромную роль в формировании моральных принципов, привычек, вкусов и характера человека. В воспитании Онегина и Ленского много общего. Онегина воспитывали иностранцы-гувернеры, в отрыве от русской действительности:

«Судьба Евгения хранила:
Сперва madame за ним ходила,
Потом monsieur ее сменил».

Ленский же «из Германии туманной привез учености плоды», он жил и воспитывался за границей, поэтому Пушкин называет его «полурусским».

Но не только воспитание стало основной причиной сближения Онегина и Ленского, оно помогло им найти общий язык, главное то, что они резко выделяются из окружающей среды, стоят выше других, оба ищут. Онегин уезжает из Петербурга, оставляет свет, так как «чувства в нем остыли, ему наскучил света шум», он стремится вырваться оттуда. Ленский прямо говорит: «Я модный свет ваш ненавижу».

Среди приниженной глупости и тупости поместного дворянства Онегин и Ленский – яркие личности. Их связывает благородство – черта, противоположная этой одноликой массе. Благородство мысли, желаний, поступков свойственны им обоим. Это видно на примере отношения Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны. Ленского и Онегина сближает их вольнолюбие, высокое понимание личности. Ленский увлечен «вольнолюбивыми мечтами», а Онегин стремится быть свободным от света, от его условностей, от тягостного положения крепостника. Он освобождает своих крестьян.

И Ленский, и Онегин – представители новой, молодой России. Романтическая восторженность Ленского, его вера в добро, мечтательность, пылкость были присущи и Одоевскому, и Оболенскому, и младшему Бестужеву – декабристам.

В одном из черновиков Пушкин замечает, что Ленский «мог быть повешен, как Рылеев». Хотел сблизить Пушкин и Онегина с декабристами. Он показывает, как во время путешествий зарождается у Онегина патриотическое чувство, как он проникается декабристскими идеями. Пушкин говорил одному из своих знакомых, что «…Онегин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».

Таким образом, Онегин и Ленский, люди различных характеров и настроений, оказываются связанными с передовым движением своего времени.

Всесторонне познакомив читателя с Евгением Онегиным, Пушкин вводит в действие романа второго главного героя - Владимира Ленского и тут же дает обоим точную характеристику:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
И при этой непохожести Онегин и Ленский тем не менее имеют нечто общее, роднящее и сближающее их. Именно это общее и привлекает Пушкина, помогая создать вокруг героев нужный ему мир. Именно они станут для поэта теми персонажами, опираясь на которые он построит свою концепцию мыслящего человека эпохи.
Из первой главы читатель узнает о воспитании Онегина, образовании, интересах, распорядке дня, о впечатлении, произведенном на общество молодым героем. Что же можно выделить главное в этом повествовании об Онегине?
Вероятно, то, чем герой резко выделялся из своей среды. В эпоху, когда властителями дум были поэты и философы, Онегин явно тяготеет к точным наукам, к политэкономии Адама Смита, которую, кстати, вскоре попытается применить в своей деревенской жизни: «Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Однако самым главным в этом рассказе о герое оказывается признания автора: Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Пушкин не разъясняет, в чем состоит эта «неподражательная странность», но, упомянутая автором вскользь в первой главе, она отзовется позже в восьмой главе романа.
О Ленском рассказано значительно меньше. Можно с уверенностью предположить, что его раннее детство было весьма похоже на детство Онегина, с той лишь единственной разницей, что его отправили учиться в Европу, откуда он и приезжает в деревню.
...Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт,
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Воспитанный «под небом Шиллера и Гете», Ленский далек от разврата света, столь знакомого Онегину, а потому верит в чистую любовь, высокие идеалы. Онегин снисходительно воспринимает откровенные признания приятеля: «Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред».
Разность темпераментов и умственных интересов сделала их страстными спорщиками, интересными собеседниками, но одновременно они стали чужими всем деревенским соседям с их разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Скептик Онегин и романтик Ленский непонятны соседям. Они не вписывались в тоску и монотонность привычной деревенской жизни.
Естественно возникает вопрос: чего же больше между героями романа - притяжения или отталкивания? Пожалуй, существенно и то и другое. Конечно, Онегин и Ленский антиподы, но они не антагонисты, как многие другие традиционные пары русской литературы: Чацкий и Молча- лин, Печорин и Грушницкий, Гринев и Швабрин, Базаров и Кирсанов.
Едва ли не главным художественным открытием Пушкина стало соединение в сюжетном конфликте романа не героя и злодея, а молодых героев, просто по-разному воплотивших в себе мысли и чувства определенной исторической эпохи. Автор не сталкивает их в остром конфликте, а развивает две линии романа, идущие параллельно, отличающиеся одна от другой не меньше, чем характеры главных героев.
Современники Пушкина считали недостаточно мотивированной дуэль Онегина и Ленского. В связи с этим Юрий Тынянов обращает внимание на черты характера прототипа Ленского - такого же заоблачного мечтателя Кюхельбекера - и утверждает, что для Пушкина эти мотивировки оказались достаточными, хотя и остались за пределами произведения.
Дуэль Онегина и Ленского - переломный пункт, кульминация романа. Для Ленского дуэль кончается гибелью, для Онегина становится началом отсчета новой жизни. Пустившись в странствия, оставив деревню, Петербург и свет, Онегин ищет не просто новых впечатлений, а нового смысла жизни, ищет самого себя.
Об этой странице его биографии читатель ничего не узнает. Пушкин сознательно вынес «Путешествие Онегина» за пределы романа. Герой возвращается в свет знакомым незнакомцем, разгадать которого окружающие не могут, а поэтому торопятся осудить его за несхожесть со светской толпой.
Теперь Онегин не по плечу пустому свету, а поэтому странен, так же как был странен грибоедовский Чацкий, горестно восклицавший: «Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож?» Эти странные герои не находят себе места в жизни.
Поэту Пушкину, естественно, жаль поэта Владимира Ленского, который, «быть может... для блага мира иль хоть для славы был рожден». Но жаль ему и Евгения Онегина, которому «грустно думать, что напрасно была нам молодость дана». Очень разные, почти противоположные Онегин и Ленский объединены состраданием автора к их несостоявшимся жизням, к их погибшим надеждам.
Эти два героя Пушкина будили мысль, живое чувство своим отрицанием общепринятых норм, ясным пониманием, что им не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность.

такие похожие и разные, близкие и далекие, как полюса одной планеты, как две половинки одной души… Евгений Онегин получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: «Сперва мадам за ним ходила, потом мосье ее сменил» . Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость: * Мы все учились понемногу * Чему-нибудь и как-нибудь, * Так воспитаньем, слава богу, * У нас немудрено блеснуть… Далее он дает характеристику Онегину; * Он по-французски совершенно * Мог изъясняться и писал; * Легко мазурку танцевал * И кланялся непринужденно; * Чего ж вам больше? * Свет решил, * Что он умен и очень мил. По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкому политическому протесту, как у грибоедовского Чацкого. Трезвый, «охлажденный» ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру: * Хандра ждала его на страже, * И бегала за ним она, * Как тень иль верная жена. От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка ни к чему не привела. Пушкин пишет: «Но ничего не вышло из пера его» . В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности: * Ярем он барщины старинной * Оброком легким заменил; Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм - это то наследие, которое Онегин получил от «высшего света» . В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: "Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… " Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он «поклонник Канта и поэт» . У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу’ в Ольге, самой обыкновенной девушке. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого соприкосновения с жестокой действительностью. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, по своему внутреннему развитию, стоят выше тех, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Для Ленского дружба – острая потребность натуры, Онегин же дружит «скуки ради» , хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее отмечает общие черты характера. Он пишет: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой» . «Не столь различны меж собой» . Объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей якобы неповторимой личности. «Привычка всех считать нулями, а единицами - себя» рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного понятия о чести он губит невинную душу