Вот он - талантище.

Спринтер Шон Кроуфорд, 2001 г.

На выставке представлено

около сотни снимков из двухтомного ретроспективного альбома «Шатц: 25 лет в фотографии», удостоенного в 2015 году Международной премии фотокниги и титула американской фотокниги года.

Говард Шатц пришел в фотографию из медицины: специалист по сетчатке глаза, он долгое время работал офтальмологом в Сан-Франциско. Отсюда, наверное, интерес к человеческому телу, которое он изучает с дотошностью хирурга, разглядывая каждую мышцу и восхищаясь его возможностями. Неслучайно большинство своих фотографий он называет studies - исследования.

Большая серия работ посвящена танцу. «Танцоры - мечта фотографа. Даже больше, чем выдающиеся спортсмены, они обладают естественным и наработанным умением двигаться», - говорит Шатц. Тренированные тела танцовщиков предстают на его снимках в невероятных изгибах и переплетениях, завораживая экспрессией напряженных рельефных мышц и красотой идеальных линий.

С таким же восхищением фотограф наблюдает и за спортсменами, изучая источник их как будто сверхчеловеческих физических способностей. И если в танце для него первична эстетика, то в спорте его особенно интересует некое первобытное, животное начало человека: порой искаженные гримасой напряжения лица, расширенные поры кожи и крупные блестящие капли пота.

Часть его работ, исследующих человеческое тело, напоминают сюрреалистические абстракции, и только приблизившись, можно понять, что этот застывший спрут или тот фантастический цветок - мужчина и женщина.

Портреты Говарда Шатца, на которых запечатлены актеры и другие люди искусства, поражают тонким психологизмом и создают впечатление физического присутствия человека. Люди, чья работа - воплощать на сцене и в кадре кого-то другого, в объективе фотографа необыкновенно настоящие, наполненные собственными эмоциями и мыслями. Вот обнаженный по пояс Питер Динклэйдж - смотрит спокойно и серьезно, и как будто все про вас знает. Чуть дальше - Тайн Дейли, смело предстающая перед камерой со всеми морщинами 64-летней женщины, которые, впрочем, только подчеркивают благородство лица и мудрость взгляда. А Джефф Дэниэлс глядит исподлобья и выглядит ужасно утомленным.

Питер Динклэйдж

Тайн Дейли

Если в этих работах Говард Шатц добивается от своих моделей предельной естественности, то в другой портретной серии, наоборот, просит актеров предстать в определенном образе и показать ту или иную эмоцию. Так, портрет Джона Малковича, который, кажется, готов в гневе разнести все вокруг, имеет следующее пояснение: «Ты мультимиллионер, производитель одежды, поддержавший значительной суммой избирательную кампанию кандидата в президенты. Ты слышишь, как во время инаугурации он говорит, что прошло время, когда можно было без штрафов передавать работу внешнему подрядчику» . Колин Ферт с хитрой и немного виноватой улыбкой на лице получил задание изобразить завзятого ловеласа: «Ты любитель романов на одну ночь, видишь в ресторане женщину, с которой провел ночь пару недель назад и уже почти забыл, пытаешься и не можешь вспомнить имени: „Эй, привет!“»

Также в экспозицию включены серии фотографий заключенных и бездомных, в которых Говард Шатц проявляет себя не только психологом, но прежде всего гуманистом. Эти снимки лишены назидательности и обличающего пафоса и именно поэтому надолго удерживают взгляд, побуждая вступить с этими людьми в диалог, узнать об их судьбе, понять, почему жизнь для них обернулась именно так, а не иначе. Собственно, сам Шатц подолгу разговаривал со своими героями, прежде чем приступить к съемке, и эта внутренняя эмоциональная связь с ними чувствуется в его работах.

Шатц обладает талантом отсекать все лишнее, в этом смысле его фотография близка скульптуре. Подобно мастеру, который в глыбе мрамора видит будущее изваяние, он видит в людях нечто, порой скрытое от них самих. И в этом плане для зрителя его выставка - это возможность что-то понять про себя и человеческую природу в целом.

Детали от Posta-Magazine
Выставка работает с 19 января по 12 марта
http://www.lumiere.ru/

Александр Любимов


Сравните два описания калибровки человека:

В этот момент он начал волноваться и как-то сначала удивился, а потом ушел в себя и задумался о чем-то хорошем и приятном.
- Когда он волнуется, он немного краснеет, дыхание становится более прерывистым, голова наклоняется немного вправо а руки сжимаются в кулаки.

В первом случае человек скорее рассказывает свое мнение. Но у каждого человека обычно свои представления о том, как конкретно кто волнуется, удивляется и уходит в себя. Если вы нахмурились кто-то скажет, что «он огорчен», кто-то что «он задумался», а кто-то что «он сердится».

С другой стороны, если сказать что кто-то «сердится», у каждого будет свое представление о том, как это выглядит. Один представит себе мечущегося в гневе, другой - ссутулившегося и обиженного. Но, скорее всего, это не слишком совпадёт с тем, что было на самом деле.

Для того, чтобы этой информацией можно было пользоваться, она должна быть представлена в максимально понятной и однозначной форме. О том, что такое прерывистое дыхание и наклон головы вправо, у большинства людей все-таки более однозначное представление, чем о том, как выглядит «уход в себя».

Сенсорно-очевидное описание: внешние признаки, которые подмечаете и описываете вы и которые легко могут проверить другие люди.

Правило «3 на 3»

Следующее важное правило: вам нужно определить для данного состояния

не менее 3-х признаков, каждый из которых повторяются не менее 3-х раз.
  • То есть вам нужно найти минимум 3 сенсорно-очевидных отличия калибруемого состояния. Это может касаться позы, движений, изменений голоса или употребления определенных слов. Например:
  • Легкий наклон головы влево.
  • Голос выше.
  • Постоянно употребляет слово «например».
  • Дыхание частое, неровное.
  • Слегка дергается правая щека.
  • Постукивание пальцами руки или ритмичное движение стопой.
  • Учтите, что изменение состояния проявляется на всех «уровнях» - в голосе, позе, движениях, речи, но могут быть малозаметны. Но если вы будете достаточно наблюдательны, то сможете найти даже самые маленькие различия, которые "нормальный" человек просто не заметит.
С другой стороны, признаков может быть очень много, поэтому выбирайте те из них, которые вам проще определить и отследить.

А повторение 3 раза нужно для того, чтобы быть уверенным, что признаки относятся именно к этому состоянию. А то люди такие, попросил его представить банан - а он подумал об Африке, потом о крокодилах, представил как его крокодил кусает… И на лице вдруг появился страх, а не удовольствие.

Упражнение «Сенсорно-очевидное описание состояния»

Давайте потренируемся делать сенсорно-очевидные описания. При этом лучше не называть эмоции: грусть, радость, страх, удивление - как только вы что-то называете словом, привязываетесь к значению и ищете «правильные признаки». Просто «состояние 1, 2, 3…».

Есть такой фотограф Говард Шварц. Он любит давать актёрам задания, а потом фотографирует, что получится. Это задание для Эмми Поэлер.
1. Среди ночи вы решаете посмотреть в почту своего нового бойфренда. В почтовом ящике вы обнаруживаете его переписку с тремя другими нынешними подружками.
2. Вы обеспеченная дама с Парк Авеню. Вы заглянули на работу к своему мужу, хотели сделать ему сюрприз. Войдя в его кабинет вы застаете его с поличным на секретарше.
3. Вы немного ненормальная бездомная женщина, вас только что арестовали за бродяжничество.

Итак. Ниже ряд фотографий, и к каждой надо дать набор сенсорно-очевидных описаний: не менее трёх внешних признаков, при помощи которых состояния можно отличить друг от друга.

Так как здесь работаем с фотографиями, придётся из правила «3 на 3» оставить только первую тройку - про признаки. С повторениями в другой раз.

Состояние 1

Состояние 2

Говард Шатц – фотограф с мировым именем, получивший международное признание за свои портретные работы, а также фотографии, созданные в самых разных жанрах, среди которых – танец, спорт, съемка под водой. Его работы выставляются по всему миру и входят в состав многочисленных частных коллекций и музеев, включая Международный центр фотографии в Нью-Йорке, Музей Окленда и Musee De l"Elysee. Кроме того фотографии Шатца публиковались в многочисленных журналах, включая Vanity Fair, Vogue, The New York Times Magazine, The New Yorker, и на обложках TIME, Sports Illustrated, US News World Report и GQ Italia.

Интересно, что такому успеху в фотографии предшествовала академическая карьера Шатца в качестве специалиста по сетчатке глаза. Он получил медицинскую степень в Университете штата Иллинойс и много лет проработал офтальмологом в Сан-Франциско, прежде чем превратить свое хобби – фотографию – во вторую профессию и страсть. Первая работа, по словам автора, оказала сильное влияние на его фотографические методы, научив внимательно вглядываться в человека, и что немаловажно, находить подход к каждому. Он детально исследует структуру и физическое строение тела в сериях "Танец", "Спортсмены", "Человеческое тело", "Складки", "Исследование движения" переводя многие сюжеты из научного в эстетическое измерение.

Среди профессиональных ролей Говарда Шатца, также важны роли режиссера и художника, которые он примеряет на себя в процессе съемок. В сериях «Проекции» и «Красота» Шатц рисует узоры из света и цвета на идеальных поверхностях тел. Создавая сценарии для серии «В характере: актеры» он дает задание Абрахаму Ф. Мюррею: "Представь, что ты девочка-подросток, которая решила пойти за кулисы на концерте Джастина Тимберлейка". При этом его модели были счастливы идее привычно "что-то играть" вместо того, чтобы просто позировать для портрета.

Столь же блестяще, как и с актерами, Шатц работает с простыми людьми в сериях «Бездомные» и «Заключенные», используя при этом другие методы работы. Автор подходит к непростой задаче не только с профессионализмом фотографа, но и создает тонкие условия взаимодействия с людьми, которые в других обстоятельствах едва ли хотели бы оказаться перед объективом. Шатц позволяет им на несколько минут оказаться в центре внимания, где они перестают быть объектами статистических данных и «слепым пятном» общества, а становятся конкретными людьми со своими историями. Результатом этой профессиональной и человеческой работы Шатца становятся портреты, позволяющие людям ощутить собственное достоинство, а зрителю не испытывать неловкости от собственного взгляда. В этих сериях особенно проявляется социальная функция фотографии, столь важная для традиции американской фотографии.

В фотографиях Шатца можно найти отсылки к различным фотографическим практикам и работам известных авторов от Роберта Мэпплторпа до Грега Гормана и Гьена Мили. В то же время его фотографии сами становятся безошибочно узнаваемыми в современном мире многочисленных изображений. Благодаря большим форматам, которые выбирает для своих работ автор, зритель получает возможность соотнести себя с изображением и увидеть детали, обычно недоступные нашему взгляду.

Один из фотографов, деятельность которого утверждает культ тела, – в расцвете сил. На страницах американского издания CNN информируют о том, что сегодня фотограф Говард Шатц отмечает 25-летие своей профессиональной деятельности. Говард Шатц известен не только своей фото-, но и медицинской карьерой. Он практикуется в офтальмологии. В сфере спорта фотограф известен как создатель серии фотографий под названием “Атлеты”. Объясняя свой замысел, мужчина говорит, что хотел показать разновидности человеческого тела и суровую действительность профессионального спорта.

Этот проект - борьба с устоявшимися в обществе понятиями о красоте. Фотограф уверен, что каждое тело имеет свой уникальный генетический код и бороться с ним нет смысла. Утверждение небесспорное, однако следующие слова Говарда Шварца вносят больше ясности: “Совершенствоваться надо постоянно, но изматывать себя диетами и упражнениями – -глупо”.

Персона Говарда Шатца - довольно противоречивая, ведь если на страницах CNN его называют сподвижником культа тела, то на сайте ресурса ADME наоборот отмечают, что господин Шатц опроверг стереотип восприятия спортсмена как человека с идеальной фигурой. Однако если попытаться проанализировать, то те фотографии г-на Шатца, на основе которых издания делали выводы относительно того, культивирует он определенные стандарты красоты или нет, – совершенно разные.

Так, ADME при формулировании своего заключения опирается на снимки, на которых фотограф изображает спортсменов-представителей различных видов спорта. А каждый из этих видов традиционно сформировал такой тип фигуры, который позволяет лучше всего реализоваться как спортсмен. Согласитесь, что боксер на футбольном поле казался бы неповоротливым, а футболист на ринге - излишне утонченным. Другое же издание, которое подает публике антагонистический по отношению к предыдущему тезис о том, что Шутц наоборот, благодаря чрезмерной эстетизации своих моделей осуществляет пропаганду культа тела с так сказать параметрами, которые считаются в нынешнюю эпоху идеальными.

С 19 января по 12 марта в Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка «Говард Шатц. 25 лет в фотографии».

Говард Шатц — фотограф с мировым именем, получивший международное признание за свои портретные работы, а также фотографии, созданные в самых разных жанрах, среди которых — танец, спорт, съемка под водой. Его работы выставляются по всему миру и входят в состав многочисленных частных коллекций и музеев.

Интересно, что такому успеху в фотографии предшествовала академическая карьера Шатца в качестве специалиста по сетчатке глаза. Он получил медицинскую степень в Университете штата Иллинойс и много лет проработал офтальмологом в Сан-Франциско, прежде чем превратить свое хобби — фотографию — во вторую профессию и страсть.

Первая работа, по словам автора, оказала сильное влияние на его фотографические методы, научив внимательно вглядываться в человека, и что немаловажно, находить подход к каждому. Он детально исследует структуру и физическое строение тела в сериях «Танец», «Спортсмены», «Человеческое тело», «Складки», «Исследование движения» переводя многие сюжеты из научного в эстетическое измерение.


Среди профессиональных ролей Говарда Шатца, также важны роли режиссера и художника, которые он примеряет на себя в процессе съемок. В сериях «Проекции» и «Красота» Шатц рисует узоры из света и цвета на идеальных поверхностях тел. Создавая сценарии для серии «В характере: актеры» он дает задание Абрахаму Ф. Мюррею: «Представь, что ты девочка-подросток, которая решила пойти за кулисы на концерте Джастина Тимберлейка». При этом его модели были счастливы идее привычно «что-то играть» вместо того, чтобы просто позировать для портрета.

Столь же блестяще, как и с актерами, Шатц работает с простыми людьми в сериях «Бездомные» и «Заключенные», используя при этом другие методы работы. Автор подходит к непростой задаче не только с профессионализмом фотографа, но и создает тонкие условия взаимодействия с людьми, которые в других обстоятельствах едва ли хотели бы оказаться перед объективом. Шатц позволяет им на несколько минут оказаться в центре внимания, где они перестают быть объектами статистических данных и «слепым пятном» общества, а становятся конкретными людьми со своими историями.

Результатом этой профессиональной и человеческой работы Шатца становятся портреты, позволяющие людям ощутить собственное достоинство, а зрителю не испытывать неловкости от собственного взгляда. В этих сериях особенно проявляется социальная функция фотографии, столь важная для традиции американской фотографии.


В фотографиях Шатца можно найти отсылки к различным фотографическим практикам и работам известных авторов от Роберта Мэпплторпа до Грега Гормана и Гьена Мили. В то же время его фотографии сами становятся безошибочно узнаваемыми в современном мире многочисленных изображений. Благодаря большим форматам, которые выбирает для своих работ автор, зритель получает возможность соотнести себя с изображением и увидеть детали, обычно недоступные нашему взгляду.

За 25 лет в фотографии Говард Шатц выпустил более 20 книг, последнее двухтомное издание «Schatz Images: 25 years» объединившее лучшие работы автора получила в 2015 году главный приз Международной премии фотокниги и звание книги года.