Зачем бран старк пошел за стену. Король ночи

Нечасто, но иногда, к нам прорываются торговцы всякой хренотой.
И когда охранный кобель где-то спит, и охранник, видимо, в обнимку с кобелем, а народ на базе занят делом.
Годноту приносят крайне редко... Я не про админку сейчас. Например, пару раз был занос каких-то ножей, я их, ясен пень, не иму в свою душу, но мои красноречивые перцы, походу, обули мужика на беспрецедентную скидку. Мужик ушёл пустой, доблестный коллетив пару дней загонял товар втридорога на местном рынке, Альтра усилила бдительность при допуске к работе с помощью алкотестера.

Сегодня к нам забежала фея. Милейшее, как приветственная йашь, создание, и такое же незамутненное, обманутое древней как альтрин зад вывеской "Женское счастье". Когда-то так назывался склад одноимённого продуктового магазина, закрывшегося во времена оны по причине ограничения продажи бухла.

Вопреки надеждам, фея стояла и долго пырилась на толпу мужиков. Как альтриных, в самом дженовом смысле этого слова, так и соседских. Обещанное счастье таяло у феи на глазах.

А "Женское счастье"? - робко спросила фея, когда два слесаря, по-весеннему нежно матерясь, протащили мимо деталь кузова.

Кругом на выбор, - ответили слесаря, но, разумеется, не такими словами.

У меня есть продукция фирмы А, - потеряв весь оптимизм, сообщила фея. Как видимо, она была ещё слишком юна и бесперспективна, потому что пятница, середина месяца, у многих зарплата, а мужик, принесший супруге косметический приблуд, автоматом получает +100 баллов к карме.

Но водители, слесаря и прочая шушера хорошо обучена рулить, чинить, материться и отсасывать топливо, а в тонкостях маркетинга разбирается слабо. Зато потенциальный беспредел с высоты второго яруса воза обнаружила Альтра и подала зычный ор, перекрывший движки и генераторы.

Фея какое-то время тупила, оценивая перспективы продажи своего барахла. Альтра тоже тупила, думая, слезать ей сейчас или без нее разберутся. Криминала-то нет, просто, что называется, посторонним на территории делать нечего (ибо нехер, говоря по-простому).

Спускайтесь, я вам покажу косметику, - наконец определилась фея. - Э...

В общем, это было понятно. Альтра в рабочем комбезе, вся в масле и еще каком-то неизвестном непосвященному человеку дерьме, зрелище то ещё. Возможно ли ее отмыть, как и Снейпа, не слишком ясно.

Чем порадуете? - вяло спросила Альтра, потому что ее больше всего устроил бы вариант "подите в жопу, тут закрытая территория".

У меня есть духи, тени и прочая необходимая вам фигня, - перечислила источник дохода фея. - Если понравится, вы можете тоже распространять!

Зимой и летом ходить по конторам, мокнуть, мёрзнуть, впаривать барахло, регулярно ходить нахрен? - уточнила Альтра. - Я за честный и добросовестный труд, а не за вот это вот все.

Но вы же женщина, - привела убойный аргумент фея. Наверное, он срабатывал.

До поры.

Вокруг уже столпился народ. Работа, она, как известно, в лес обычно не бегает, а вот локальный армагеддец можно и пропустить.

А, - махнула рукой с зажатым в нем ключом безнадёжная Альтра. - Это временно. Пара месяцев, и гормоны приведут меня в надлежащий вид.

Фея хлопнула глазками.

Да, - честно призналась Альтра. - Всей конторой на врачей и скинулись.

А почему? Зачем же такое? - отчаянно вопрошала фея, так и не догоняя прикол. Народ безмолвствовал и хранил серьёзные щщи.

Когда-то я тоже ходила сюда и продавала всякое непотребство, - призналась Альтра. Изо всех сил стараясь не ржать. - Но потом меня отловили, затащили в подсобку и...

И, - откликнулась фея, озираясь в поисках путей отхода. - И?

И скинулись на врачей...

Кто-то в задних рядах не выдержал и согнувшись, повалился на землю. Ему тотчас выписали профилактических песдюлей, чтобы не портил малину.

Здесь же написано - не входить! Опасно! - трагически продолжала Альтра, и вид у нее на возу был эпичный, почти как на танке. - Очень опасно!

Слесаря рыдали друг у друга на плече. Со стороны могло показаться, что они раскаиваются в содеянном. Кто-то открыл широкую створку ворот.

Беги, глупышка, беги!

На протяжении семь сезонов мы наблюдали, как персонажи «Игры престолов» из плохих становились хорошими, из положительных превращались в злодеев, а также умирали и возвращались к жизни. Они влюблялись и предавали своих возлюбленных, путешествовали по всему Вестеросу и за его пределы, тренировались. Но никто не изменился так же сильно, как Бран Старк: маленький мальчик, любящий лазить по стенам Винтерфелла, стал Трехглазым вороном. И теперь перед ним, как на ладони, вся история Вестероса. Несмотря на свои возможности, Бран Старк никак не вмешивается в события, и его бездействие вызывает у фанатов множество вопросов.

Почему он сообщает важную информацию тогда, когда он ее сообщает (см. сцену с Сэмом Тарли и раскрытием тайны рождения Джона Сноу)? Почему он ведет себя так странно? Что он знает и в какой момент узнаёт? И, самый волнующий вопрос: а вдруг он и есть Король Ночи? Esquire поговорил с исполнителем роли, актером Айзеком Хемстедом-Райтом и попытался узнать ответы.

Почему Бран такой странный?

У нас с с шоураннерами (Дэвид Бениофф и Дэн Вайсс. — Esquire ) был разговор о том, каким будет Бран после того, как в его мозг выгрузят всю историю человечества. Они хотели, чтобы он стал неким подобием Доктора Манхэттена из комиксов о «Хранителях». Мы придумали, что Бран сможет существовать одновременно в разных временных пространствах и получать доступ к любому событию в любое время. Но в то же время нам не хотелось, чтобы персонаж стал скучным и неинтересным; нужно было сохранить долю мистики и толику самого Брана. Было круто, я прочитал весь сценарий и играл Брана так, будто он заранее знает все, что произойдет в конце. Так что когда он смотрит на кинжал, он думает: «А, этим кинжалом убьют Мизинца». Сложность была в том, что иногда это могло показаться занудством, и было важно не дать герою стать совсем уж скучным.


О разговоре с Сэмом Тарли в финальной серии

В этой сцене, наоборот, что-то новое узнает Бран, и это не тот случай, когда его нельзя удивить. Он мог подумать: «О, это интересное открытие в истории Вестероса — круто». Потому что когда Бран вернулся в Винтерфелл, ему все казалось скучным. Он уже превзошел самого непревзойденного гения, он знает буквально всю историю вселенной. Он сидит такой и думает: «Ой, ну мне тут нечего делать. У нас тут надвигается великая война, а я просто сижу». Так что прибытие Сэма, который знает какие-то вещи и может им научить, это радостное событие для Брана.

Почему Бран не раскрывает информацию?

Я не думаю, что Бран держит информацию при себе. Он все-таки не Трехглазый ворон, который просидел на дереве тысячу лет и прошел через всю историю мира. У него всего-навсего есть библиотека Kindle в голове со всей информацией, но у него не было времени ее проштудировать. У предыдущего Ворона была вечность, чтобы Увидеть Все и запомнить это навсегда. Брану же еще нужно время. В сцене с Сэмом есть момент, где он спрашивает: «Ты уверен? Дай мне взглянуть и убедиться».

То же самое с Мизинцем. Не то чтобы он ничего не рассказывал сестрам. Ему просто нужно было время подумать до того, как они пришли к нему и спросили, что происходит. И он такой: «О боже, смотрите!» Бран еще подросток и ему много предстоит узнать. Ему нужно время.

Бран, которого мы любим, все еще с нами?

Эта фраза объясняет все: «Я помню, каково это — быть Брандоном Старком, но я помню еще столько всего». Он сейчас больше сосредоточен на том, что близится конец света, и ему нужно действовать. Я думаю, Бран понимает, что Мира Рид выполнила свое предназначение, которое заключалась в том, чтобы доставить его в Винтерфелл. Он не холод, мол, «ну все, иди отсюда, ты мне больше не нужна». Это скорее «спасибо тебе, но теперь мне нужно уделить внимание более важным вещам».

Бран — Король Ночи?

Эта теория просто взрывает соцсети последние несколько недель. Некоторые постят коллажи со мной и Королем Ночи и такие «да, это точно он, сто процентов!» Но мне кажется, что мы не особо похожи. Самое классное в последнем сезоне — это то, что все теории закончатся и все получат ответы. Лично я думаю, что история с Королем Ночи немного притянута за уши, но я мог сказать то же самое по поводу теории с Ходором. Но когда я увидел это на бумаге, я подумал: «Да не может быть!» Но это «Игра престолов», так что тут возможно все. Я бы хотел быть Королем ночи. Было бы круто сказать: «Да, все это время это был я ». Но не знаю — я сомневаюсь.

О роли Трехглазого ворона

Большую часть сериала я играл самого себя. Бран похож на меня, только в более необычных обстоятельствах — как, например, в пещере, когда ему приходят видения. В этот раз мне пришлось развивать совершенно нового персонажа, и это было действительно весело. В каждой сцене я представлял и думал о том, что происходит в другом месте. Потому что это действительно то, что происходит с Браном: у него в голове есть целый клубок событий.

Описание

У Брана не получалось стрелять из лука, драться на мечах так же хорошо, как у Арьи, и он больше предпочитал лазать по высоким стенам. В своём путешествии с Ходором, он находит в себе силу и новых друзей. Кроме этого у Брана есть лютоволк Лето, которым он может управлять.

В экранизации

В телесериале «Игра престолов» роль Брана Старка играет английский актёр Айзек Хэмпстед-Райт.

Четвертый сезон

В четвёртом сезоне, во время путешествия за Стену, Бран, Риды, Ходор и Лето оказываются пленниками у дезертиров в Замке Крастера, которые даже покушаются изнасиловать Миру. Их пребывание в плену прекращается во время штурма Замка дозорными во главе с Джоном Сноу, пришедшими убивать дезертиров. Одним из карателей прибывает и Локк, слуга Русе Болтона, отправленный найти младших Старков. Он пытается увести Брана в одиночку, бросив его спутников в плену, предварительно скормив дозорным ложь о том, что на месте пленников "собаки на цепи, разлаются еще". Однако ему не удаётся осуществить свой замысел - Бран вселяется в тело Ходора, и тот, освободившись, сворачивает Локку шею. После этого, освободив Лето и Призрака (которые были заперты в клетке), ребята уходят, так и не пересекшись с Джоном.

Шестой сезон

Сюжетная линия Брана Старка в сериале опережает книжную начиная с шестого сезона. В начале 6 сезона Бран продолжает обучение под руководством трёхглазого ворона. Увидел в прошлом своего отца, молодого сира Родрика Касселя, тётю Лианну, дядю Бенджена и Ходора в детстве, а также Нэн в молодости. В следующем видении прошлого наблюдал за боем своего отца и Эртура Дейна у Башни Радости в Дорне. После боя неудачно пытался поговорить со своим отцом в прошлом и упрекнул Бриндена Риверса по этому поводу. В 5 серии 6 сезона видел в прошлом своего отца, отбывающего на воспитание к Джону Аррену, молодого сира Родрика Касселя, дядю Бенджена и Ходора в детстве, молодую Нэн, а также своего деда лорда Рикарда Старка. Видел превращение неизвестного человека в первого Иного Детьми Леса с целью защитить чардрева от Первых Людей. Был помечен в видении Королём Ночи и спасен Мирой, Детьми Леса, лютоволком Лето и Ходором во время нападения Иных и вихтов на пещеру Бриндена Риверса. Его лютоволк Лето погиб в схватке с вихтами. Незадолго до гибели Ходора Бран увидел в видении прошлого превращение Уилиса в Ходора. В 6 серии 6 сезона увидел в своих видениях события предыдущих лет (свое падение с башни Винтерфелла, казнь своего отца, смерть своей матери на Красной Свадьбе, штурм Королем Ночи Сурового Дома, выжившую после погребального костра Дрого Дейенерис Таргариен, превращение сына Крастера Королем Ночи в Иного, своего отца в молодости у Башни Радости, убийство Робба Старка Русе Болтоном, создание Детьми Леса Иных, сражение Джона Сноу с Белым Ходоком и убийство Эйриса Безумного Джейме Ланнистером) и, возможно, события будущего (Дрогон над Королевской Гаванью и дикий огонь). Получил вместе с Мирой спасение от живых мертвецов в виде своего дяди Бенджена Старка. Прибыл в богорощу Черного Замка вместе с Мирой, увидел в своих видениях сына Лианны Старк, которым оказался Джон Сноу.

Седьмой сезон

В 7 сезоне Бран Старк вместе с Мирой Рид отправляется в Винтерфелл.

Брандон Старк, обычно именуемый просто как Бран, – вымышленный персонаж из цикла романов "Песнь Льда и Огня" ("A Song of Ice and Fire") американского писателя Джорджа Мартина (George R. R. Martin) и сериала "Игра престолов" ("Game of Thrones") на основе этого цикла.


Мартин заявил журналу "Rolling Stone" в 2014-м, что сюжет, вокруг которого вращаются Бран, Джейме и Серсеея Ланнистер, зацепил многих читателей в начале первого романа.

Появляясь в первом романе в 1996-м, названном "Игра престолов", Бран фигурирует как сын Нэда Старка, почетного лорда Винтерфелла, древней крепости, расположенной на севере вымышленного королевства Вестероса. Впоследствии Бран участвует в событиях романа "Битва королей" ("A Clash of Kings") 1998-го и "Буря мечей" ("A Storm of Swords") 2000-го.



Персонаж стал одним из немногих известных героев фэнтези-цикла, кто не был включен в четвертый роман Мартина, "Пир стервятников" ("A Feast for Crows"). Однако Бран появился в следующем, "Танец с драконами" ("A Dance with Dragons"), в 2011-м.


В сериале роль Брана Старка исполнил Айзек Хемпстед-Райт (Isaac Hempstead Wright).

Второму сыну Эддарда "Нэда" Старка и его супруги Кейтлин в романе "Игра престолов" семь лет. У него есть пять братьев и сестер: Робб, Санса, Рикон, Арья и Джон Сноу (бастард). Брана постоянно сопровождает его "лютоволк" Лето.


Бран имеет густые каштановые волосы и бездонные синие глаза, присущие дому Талли, одному из великих домов Семи Королевств. Согласно Мартину, Бран – покорный и практичный, милый и чуткий мальчик, всеми любимый в Винтерфеле. Этот герой обожал лазанье и процесс исследования стен и валов замка.

Его мечты стать рыцарем были разрушены, когда вероломная попытка лишить его жизни привела к падению с башни и оставила его парализованным калекой. Однако Бран смирился со своими ограничениями и открыл в себе сверхъестественные способности. Он стал "древовидцем" ("видящим сквозь зелень"), то есть получил дар видеть пророческие сны.


Бран установил "оборотническую связь" со своим лютоволком, в которого научился перемещать свой разум. Обладателей таких способностей именуют варгами. Показывая свою растущую зрелость, Бран доказывает, что обладает особой ценностью, несмотря на статус "сломанного мальчика" – того, кто не может ходить.


Самый молодой во всем цикле романов, Бран воплотил образ юного героя по задумке Мартина. Журналист Микал Гилмор (Mikal Gilmore) отметил в 2014-м, что момент, когда в "Игре престолов" Джейме Ланнистер сталкивает Брана с башни, просто "хватает вас за горло".

Мартин прокомментировал это в интервью следующим образом: "Миллионы людей говорили мне, что это был тот самый момент, который их зацепил. Мне сказали: "Что ж, это не те же самые истории, что мы прежде читали сотни раз". Бран – первый герой, за судьбой которого хочется следить".

"Оборачиваясь на события прошлого, люди начинают думать, что Бран – главный персонаж всей истории. Он – молодой король Артур. Вы следите за тем, что происходит с этим мальчиком, а затем – бац! Вы просто не ожидаете, что с ним могло случиться такое. Вот вам и успех [смеется]".

В 2000-м Мартин назвал Брана самым трудным для него персонажем в цикле "Песнь Льда и Огня". Писатель заявил: "Во-первых, Бран самый молодой из всех главных героев, и о детях писать сложно. Я думаю, чем ты моложе, тем больше с тобой трудностей. Кроме того, Бран – персонаж, наиболее глубоко вовлеченный в магию, а я стараюсь с особой осторожностью обращаться к магии, волшебству и всему сверхъестественному в этих романах. Поэтому я должен следить за тем, чтобы не заходить далеко. Всё это делает главы с участием Брана трудными к написанию".

В обзоре "Booklist" Бран в 1999-м получил статус "заметного персонажа", а в обзоре "Publishers Weekly" было сказано следующее: "Интересно наблюдать за тем, как зреют и взрослеют герои Мартина, в особенности дети Старка, стоящие во главе книги".

По сюжету романа "Игра престолов" 1996-го, Бран становится случайным свидетелем соития королевы Серсеи Ланнистер и ее брата Джейме. Последний выкидывает мальчика с высокой стены, чтобы сохранить порочную связь в секрете. Бран выживает, но впадает в кому.

Находясь в бессознательном состоянии, Бран подвергается очередной попытке покушения на его жизнь, однако Кейтлин достаточно долго сдерживает убийцу, чтобы с ним расправился лютоволк Брана.

Мальчик видит сны о своем падении с башни и о трехглазой вороне, которая призывает его "лететь". Благодаря руководству вороны, открывающей будущее и прошлое, Бран выходит из комы, возвращается в реальность и осознает, что больше никогда не сможет ходить. К нему приставляют слугу, гигантского простака Ходора, который носит Брана на себе.

Когда Робб Старк отправляется на юг, чтобы освободить Нэда, задержанного в Королевской Гавани, Бран становится лордом Винтерфелла.

В романе "Битва королей" 1998-го Робб становится королем Севера, а Бран, будучи преемником Робба, правит в замке ввиду отсутствия брата. Когда Теон Грейджой предает Старков и захватывает Винтерфелл, Бран и Рикон спасаются бегством, получая помощь со стороны одичалой по имени Оша.

Чтобы скрыть свой провал, Теон убивает двух детей, которых выдает за Брана и Рикона. Беглецы находят смертельно раненного Мейстера Лювина, после чего разделяются: Оша берет Рикона в Белую Гавань, а Бран, Ходор, Мира и Жойен Рид отправляются на север – на поиски трехглазой вороны.

Бран постепенно принимает свою судьбу, в которой нет места рыцарству, и свои способности "вселяться" в тело лютоволка Лето.

В романе "Буря мечей" 2000-го Бран, Ходор, Мира и Жойен, собственно, заняты поиском вороны.

Наконец, в книге "Танец с драконами" 2011-го четверку героев направляет Хладнорукий, таинственный житель Земель за Стеной. Бран со спутниками оказывается у Пещеры трехглазой вороны, где их с факелом встречает Листочек, представительница таинственной расы Детей Леса.

Трехглазая ворона на самом деле оказывается древним телепатом-древовидецем, который предлагает Брану обучаться ясновидению.

23 мая постоянный автор сайта pastemagazine.com Шейн Райан выложил свою теорию по «Игре престолов», вдохновленную пятым эпизодом шестого сезона (тем самым, после которого держать двери стало очень грустно). Теория сконцентрирована на Бране Старке и подробно рассматривает его возможную роль в книгах и сериале. Мы приводим перевод этой теории.

Как вы догадываетесь, спойлеров в материале до Седьмого пекла. Так что бегите, глупцы, если еще не смотрели пятую серию шестого сезона! А если смотрели, мы все равно не гарантируем вашего ментального здоровья: автор предупреждает о высоком риске взрыва мозга. В случае аллергии на переводные статьи оригинал можно .


До пятого эпизода шестого сезона мы знали, что Бран Старк – варг, который может вселяться в животных и людей и контролировать их. Мы также знали, что он может путешествовать назад во времени и следить за событиями прошлого при помощи навыков древовидца. Намек на способность Брана неким образом влиять на прошлое нам дали в сцене у Башни Радости, когда Нед Старк как будто услышал зов сына. Но трехглазый ворон быстро забрал Брана из воспоминания и лишил сцену развития.

После пятого эпизода мы еще больше убедились, что Бран может не только видеть прошлое. Когда пещера трехглазого ворона была атакована Белыми ходоками, Бран находился в Винтерфелле и наблюдал за молодыми Ходором и Недом Старком.

В этот момент он слышит, как Мира молит его вселиться в Ходора. Бран мог сделать это, не покидая Винтерфелл, но он также (как мы думаем) вселился и в юного Ходора. Это превратило нормального мальчика по имени Уиллис в увальня, способного произносить лишь сокращенную версию фразы «ход затвори» («hold the door») всю жизнь вплоть до того момента, когда ему придется сдерживать мертвецов, чтобы дать Брану и Мире время на побег.


Важное замечание: мы до сих пор не знаем наверняка, что произошло. Бран изменил прошлое и сломал жизнь Ходора ради своего спасения? Повлиял ли еще кто-то или что-то на произошедшее? Или это были высеченные в камне моменты истории, как и заставлял нас думать трехглазый ворон, и мы просто наблюдали неизбежность времени, а прошлое, настоящее и будущее имеют равное значение?

Пока что проигнорируем эти вопросы. Остановимся на том, что Бран ответственен за создание Ходора и может менять прошлое, комбинируя способности варга и древовидца. Если это правда, то на данный момент Бран – самый важный персонаж в истории. Все, что мы видели прежде, ставится под вопрос, а влияние Брана на прошлое гипотетически не имеет границ. Он мог буквально построить весь мир – и слово «построить» я использую не просто так, как вы увидите в дальнейшем.

Давайте рассмотрим возможности, которые открывает эта теория. Начнем с идеи, которая просто взорвала мне мозг.

Голоса в голове Безумного короля принадлежат Брану

Должен отметить, что все идеи, которые я рассматриваю, исходят от гениев, обсуждающих «Игру престолов» на Reddit. В одном треде юзер с никнеймом Lycoscnic отмечает, что в трейлере шестого сезона мы видим сцену, которая очень напоминает убийство Джейме Ланнистером Безумного Короля Эйриса Таргариена (то самое, за которое Джейме получил кличку Цареубийца). Сцены прошлого мы преимущественно наблюдаем глазами Брана, так что можно смело предположить, что и сцену у Железного трона нам покажут от его лица.


Бран и Мира сбежали из пещеры и, надо полагать, движутся на юг. Не исключено, что, когда Бран навестит Безумного короля, вокруг тела мальчика может кипеть битва – например, между Ночным дозором и Ходоками. Передаю слово Lycosnic:

Мы видели способность Брана влиять на прошлое (хотя мы еще не знаем, как во вселенной «Игры» разрешаются временные парадоксы). Мы видели, как возникшая связь между прошлым и настоящим сломала сознание Ходора, оставив в его арсенале лишь одну фразу. Думаю, это недалеко от безумия.

Если вы помните исповедь Джейме, Безумный король в последние мгновения жизни повторял: «Сжечь их всех». Что, если он имел в виду не бунтующих в Королевской Гавани? Что, если Бран, случайно или намеренно, дает ему увидеть армию мертвецов? Кто-то мог кричать «сжечь их всех» так же, как Мира кричала «затвори ход».

Может, это звучит немного безумно, но пересмотрите сцену смерти Неда Старка. Обратите внимание на действия Неда за секунды до смерти. Согласитесь, похоже, будто он слышит или видит кого-то? Кого, если не Брана?


Это только начало

Как только мы допускаем, что Бран может путешествовать во времени и менять историю, перед нами открывается океан возможностей. Возьмем следующее сообщение от анонимного юзера:

Бран вернется в прошлое, чтобы построить Стену, и, когда люди спросят его имя, он скажет просто «Бран». Тот самый Бран Строитель, в честь которого Нэд и Кейт Старк назвали сына. Именно Бран заложит фундамент дома Старков, чтобы обеспечить свое рождение в будущем.

Для тех, кто не разбирается в истории древнего Вестероса: Бран Строитель жил за 8000 лет до действия книг и сериала, вышел из Первых людей и основал Дом Старков. Он возвел Винтерфелл, Стену и, возможно, Штормовой предел.

Не исключено, что Бран Старк, путешествуя во времени, вселялся в некоторых, если не всех, Брандонов Старков из книги – а их было немало. Других связывающих их ниточек, кроме общего имени, нет, но давайте вспомним любовь Джорджа Мартина давать намеки в незначительных на первый взгляд местах текста и перечитаем следующий абзац из первой книги:

«Я могу рассказать тебе историю Брандона Строителя, – сказала Старая Нэн. — Она всегда была твоей любимой».

Тысячи лет назад Брандон Строитель возвел Винтерфелл и, по некоторым сведениям, Стену. Бран знал историю, но она никогда не была его любимой. Возможно, ее любили другие Брандоны. Иногда Нэн говорила с ним, будто он был ее Брандоном — ребенком, за которым она присматривала годы назад, — а иногда она путала его с его дядей Брандоном, который был убит Безумным королем до рождения Брана. Как ему как-то сказала мама, Нэн жила так долго, что все Брандоны Старки смешались в ее голове в одного».

«Все Брандоны Старки смешались в ее голове в одного». Может, потому, что это был один Брандон Старк? Мартин редко пишет что-то просто так.


Можно вспомнить и диалог между Нэдом и Арьей в Королевской Гавани, содержащий потенциально ироничное предсказание:

Арья: «Он хочет быть рыцарем Королевской стражи. Теперь он не сможет им стать, не так ли?»

Эддард: «Нет. Но однажды он мог бы стать лордом или сидеть в Королевском совете. А может, он будет возводить замки, как это делал Брандон Строитель».

Этот диалог даже попал в телеадаптацию. Бениофф и Уайсс наверняка вырезали бы его, если бы он не был важнее, чем кажется.

Вторая часть теории

Последний герой, возможно, просто парень, в которого вселится Бран. Он использует Героя, чтобы одолеть Иных и заключить мир с Детьми леса. Он установит веру в Старых богов на Севере, чтобы обеспечить существование варгов. Трехглазый ворон говорит, что Брану необходимо стать им, потому что Ворон знает: Бран из будущего вселился в него в прошлом, научил его всему и отправил к Детям леса, чтобы они помогли Ворону удерживать пещеру до пришествия Брана.

Немного истории: Последний герой, имя которого неизвестно, разыскал Детей леса во время первого вторжения Белых ходоков (за создание которых Дети леса и ответственны). Он потерял всех своих людей в долгую зиму, но в конце концов обнаружил Детей и выиграл Битву за Рассвет, разбив Ходоков. Тогда же зародился Ночной дозор.

Как и в случае с Браном Строителем, мы получаем эту информацию из уст Нэн.

«То были дни до пришествия Андалов и задолго до того, как женщины из городов Ройны пересекли узкое море, а сотни королевств тех времен принадлежали Первым людям, забравшим те земли у Детей леса. И все же, тут и там в куще деревьев дети продолжали жить в своих деревянных городах и полых холмах, и лица в лесу наблюдали. Когда же холод и смерть наполнили землю, последний герой отважился найти детей в надежде, что их древняя магия сможет отбить то, что проиграли армии людей.

Он отправился в мертвые земли с мечом, конем, псом и дюжиной товарищей. Годами он искал, пока не отчаялся когда-либо наткнуться на Детей леса в их скрытых городах. Один за другим гибли его друзья, затем пришел черед лошади, наконец подохла и псина, а меч замерз так, что лезвие треснуло, когда он прибег к нему. Тогда Иные учуяли горячую кровь, бегущую в нем, и тихо напали на его след с копьями наперевес, ведомые белыми пауками размером с гончих…»

На этом моменте ее перебивают, и она так никогда и не заканчивает историю.

Возможно, Бран – Азор Ахай, Обещанный принц

Азор Ахай, носящий как минимум пять разных имен, – легендарный герой, обещанный Р’Глором и разбивший некую великую тьму. Неясно, связан ли он с Последним героем, но истории у них схожие. Важно, что у нас уже было несколько персонажей, которым предрекали роль Азор Ахая: Станнис Баратеон, Дейенерис Таргариен и Джон Сноу в их числе.

Смысл в том, что он «переродится избранником» после долгого лета, когда темные силы охватят мир. Если пророчество верно, следует полагать, что это будет уже известный нам персонаж. После пятого эпизода Бран Старк кажется фаворитом в гонке.

И что все это значит?

Если Бран окажется не только древовидцем и варгом, но и путешественником во времени, а по совместительству Браном Строителем, Последним героем и Азором Ахаем, какое значение это имеет для истории? На первый взгляд, это дает ему огромные возможности для влияния на весь мир. Может ли вообще всё оказаться его творением? Если он и правда способен контролировать события так, как мы уже видели, не подрывает ли это сюжетные линии прочих персонажей, которые теперь будут действовать по сценарию, написанному и поставленному Браном?

Или Бран контролирует меньше, чем мы думаем? Его действия будут носить позитивный или негативный характер? Одна из теорий обращает внимание на то, что он разрушил чары пещеры, позволив Королю ночи дотронуться до себя, – что, если он разрушит чары Стены, добравшись до нее? Черт, да если он свел с ума Безумного короля, то он изначально повинен в начавшейся войне.

Мы еще многого не знаем. Возможно, Бран – это просто Бран. Возможно, он решит, что лучше не менять прошлое, – разве что нанесет утешительный визит отцу в момент его казни. Это бы внесло порядок в историю и не позволило бы ему стать подобием живого бога, способного подчинить судьбу всего мира своей воле.

Как бы все ни повернулось, мы стоим на пороге целой бездны возможностей для развития истории. Ещё недавно Бран был просто одаренным мальчиком, ищущим смысл жизни после страшной трагедии. Сегодня он предстает как нечто сверхъестественное, и можно лишь догадываться, чем ограничена его сила. И ограничена ли вообще.