Значение бельведерский торс в современном толковом словаре, бсэ. И
В Ватикане; имеет подпись Аполлония Афинского (сер. 1 в. до н. э.). Была открыта в 16 в.
Большой Энциклопедический словарь . 2000 .
Смотреть что такое "БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС" в других словарях:
БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС, мраморная сидящая статуя в Ватикане; имеет подпись Аполлония Афинского (см. АПОЛЛОНИЙ Афинский) (сер. 1 в. до н. э.). Была открыта в 16 в … Энциклопедический словарь
Бельведерский торс - мраморная сидящая статуя в Ватикане, имеющая сигнатуру Аполлония из Афин, сер. I в. до н. э. Изображает, no вид., сатира Марсия. Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь справочник / Под редакцией… … Античный мир. Словарь-справочник.
Museo Pio Clementino Внутренний дворик дворца Бельведер Местонахождение Ватикан … Википедия
И Ватикана Содержание 1 Городские музеи 2 Музеи Ватикана 3 Вилла Боргезе … Википедия
Музей Пия Климента Museo Pio Clementino Внутренний дворик дворца Бельведер Местонахождение Ватикан Музей Пия Климента на Викискладе Музей Пия Климента один из музеев Ватикана во дворце Бельведер. Музей основан по поручению папы Климента XIV (… Википедия
Эта страница посвящена музею в Риме, Ватикан. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Бельведер (значения). Бронзовый римский фонтан в форме шишки (итал. Pigna) I в. дал название Cortile della Pigna верхней террасе… … Википедия
Архитектурное сооружение в Ватикане, одно из выдающихся памятников Высокого Возрождения. Включает как постройку бельведер, так и парадный «Двор Бельведера» (Cortile del Belvedere), сооружённые знаменитым архитектором Браманте в 1503 45 гг., а… … Католическая энциклопедия
- (Λύσίππος) древнегреческий скульптор и литейщик, работавший исключительно из бронзы, глава пелопоннесской школы IV в. до Р. Хр. Он был родом из Сикиона и жил в середине IV в. Его карьера простиралась от 360 х гг. до 316 г. Как художник он был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Книги
- Классика и истина. Статьи об античном искусстве , Молок Дмитрий Юрьевич. В книге собраны статьи Дмитрия Юрьевича Молока (1959-2014), посвященные античной культуре и искусству: как знаменитым памятникам древности (Венера Милосская, Бельведерский торс, Колизей,…
Значение БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС в Современном толковом словаре, БСЭ
БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС
мраморная сидящая статуя в Ватикане; имеет подпись Аполлония Афинского (сер. 1 в. до н. э.). Была открыта в 16 в.
БСЭ. Современный толковый словарь, БСЭ. 2003
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС
мраморная сидящая статуя в Ватикане; имеет подпись Аполлония Афинского (сер. 1 в. до н. э.). Была открыта в 16 … - ТОРС
- (от итальянского torso) скульптурное изображение туловища человека. Античные торсы представляют собой главным образом сохранившиеся части статуй. Со 2-й половины … - ТОРС в Лексиконе секса:
(от итал. torso), 1) туловище человека; 2) скульптурное изображение человеческого … - ТОРС в Медицинских терминах:
(итал. torso) см. Туловище … - ТОРС в Большом энциклопедическом словаре:
(от итал. torso) ..1) в анатомии - туловище человека...2) Скульптурное изображение человеческого … - ТОРС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(от итал. torso), в анатомии - туловище человека (тело без головы и конечностей). В изобразительном искусстве - скульптурное изображение человеческого … - ТОРС
[итальянское torso] туловище человека или его изображение в … - ТОРС в Энциклопедическом словарике:
а, м. Туловище человека, а также скульптурное изображение туловища. Мощный т. Античные торсы. Торсовый - относящийся к торсу, торсам.||Ср. КОРПУС … - ТОРС в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Туловище человека, а также скульптурное изображение туловища. Мощный т. Античные торсы. II прил. торсовый, -ая, … - ТОРС в Большом российском энциклопедическом словаре:
(от итал. torso), (анат.) туловище человека. Скульпт. изображение человеческого … - ТОРС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
то"рс, то"рсы, то"рса, то"рсов, то"рсу, то"рсам, то"рс, то"рсы, то"рсом, то"рсами, то"рсе, … - ТОРС в Тезаурусе русской деловой лексики:
Syn: см. … - ТОРС в Новом словаре иностранных слов:
(ит. torso) туловище человека; изображение туловища человека в искусстве (скульптуре, … - ТОРС в Словаре иностранных выражений:
[ит. torso] туловище человека; изображение туловища человека в искусстве (скульптуре, … - ТОРС в Тезаурусе русского языка:
Syn: см. … - ТОРС в словаре Синонимов русского языка:
изображение, корпус, скульптура, стан, тело, туловище, … - ТОРС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
- БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
бельвед`ерский (от Бельвед`ер); но: Аполл`он … - ТОРС
торс, … - БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
бельведерский (от Бельведер); но: Аполлон … - ТОРС в Орфографическом словаре:
торс, … - БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Орфографическом словаре:
бельвед`ерский (от бельвед`ер); но: аполл`он … - ТОРС в Словаре русского языка Ожегова:
туловище человека, а также скульптурное изображение туловища Мощный т. Античные торсы. торс! туловище человека Мощный т. Античные … - ТОРС в Словаре Даля:
муж. , франц. у художников, туловище, тело человека, без … - ТОРС в Современном толковом словаре, БСЭ:
(от итал. torso),..1) в анатомии - туловище человека…2) Скульптурное изображение человеческого … - ТОРС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
торса, м. (ит. torso). Туловище (книжн.). - Туловище статуи с отбитыми головой и конечностями (искус.). Античные … - ТОРС в Толковом словаре Ефремовой:
м. 1) Туловище человека. 2) Скульптурное изображение туловища … - ТОРС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
- ТОРС в Большом современном толковом словаре русского языка:
м. 1. Туловище человека. 2. Скульптурное изображение туловища … - АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- приписываемая древне-греческому скульптору Леохару (Leochares, позняя классика, середина IV века до н. э.) статуя. Известна по дошедшим до нас … - АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
- АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ
Из всех древних изваяний Аполлона, сына Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и Солнцем, самое лучшее и совершенное то, … - АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
статуя, находящаяся в зале Бельведер в Ватикане. Римская копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (ок. 330-320 до н. э.). … - ЛИЗИПП
(????????) — древнегреческий скульптор и литейщик, работавший исключительно из бронзы, глава пелопоннесской школы IV в. до Р. Хр. Он был … - БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ЯРУС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
см. Третичная … - БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ДВОРЕЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
в Варшаве — находится на Бельведерской аллее близ Лазенковского дворца; построен в 1824 году архитектором Яковом Кубицким по поручению и … - БУЛЬТЕРЬЕР в Иллюстрированной энциклопедии собак:
В 50-х годах XIX века Джеймс Хинкс из Бирмингема начал выводить новую породу — белого бультерьера. Порода была получена в … - ГЕРРНЫ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
люди с телепатическими способностями с планеты Маралл. Это были создания, похожие на кентавров: торс и передние конечности походили на челелвеческие, … - СКУЛЬПТУРА в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от латинского sculpo - высекаю, вырезаю) ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения. Как … - КОПИЯ в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (от латинского copia - множество) художественное произведение, повторяющее другое произведение и исполненное самим автором либо другим художником. Копия (если … - АПОЛЛОН в Словаре терминов изобразительного искусства:
- (греч. миф) одно из важнейших божеств олимпийской религии, сын Зевса и богини Лето, отец Орфея, Лина и Асклепия, брат … - ПЕРЕВЕРНУТЫЕ в Словаре экономических терминов:
ГОЛОВА И ПЛЕЧИ - график изменения рыночной цены на товар, используемый при анализе рынка. По своей форме этот график напоминает … - АПОЛЛОНИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
1. АПОЛЛОНИЙ Пермский (ок. 260 - ок. 170 до н. э.) - греческий астроном и математик, ученик Евклида. В математике … - АПОЛЛОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(???????) в греческой мифологии сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог, включивший в свой классический образ архаические и хтонические … - APOLLO в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
АПОЛЛОНсын Зевса и Лето (Латоны), дочери титана Койя. Hesiod. theog. 918. Hom. II. 1,21, 36. У Гомера и Гесиода не … - МАЛЬМБЕРГ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
Мальмберг, Владимир Константинович - историк древнегреческого искусства. Родился в 1860 г., окончил курс в Казанском университете; состоит профессором истории искусств … - КРАСОТА в Лексиконе секса:
совокупность внешних физических данных, доставляющих эстетическое наслаждение. В античности идеалом муж. К. считался Аполлон Бельведерский; жен. - Венера Милосская. … - ЛЕОХАР в Большом энциклопедическом словаре:
древнегреческий скульптор сер. 4 в. до н. э. Представитель академического направления в искусстве поздней классики ("Артемида Версальская", "Аполлон Бельведерский", сохранились … - КУБИЦКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
(Kubicki) Якуб (1758-1833) польский архитектор. Представитель классицизма. Строгие, изящные постройки (Бельведерский дворец в Варшаве, …
«Бельведерский торс»
Рассказ М.А. Алданова «Бельведерский торс» - это повествование о жизненном пути человека, который обречен стать частью истории, зеркальным отражением своей эпохи. Действие произведения происходит в Италии XVI века. В рассказе сосуществуют, время от времени пересекаясь друг с другом, три основных героя: террорист Бенедетто Аккольти (его на первых страницах произведения автор именует просто человеком в тем-но-синей куртке), готовящий покушение на папу Пия IV, старый скульптор и художник Микеланджело, а также художник и писатель Джорджио Вазари. Все три героя связаны между собой.
Микеланджело расписал потолок знаменитой Сикстинской капеллы, на реставрацию которой ему тяжело смотреть в старости (Сикстинская капелла возводилась в 1475-1483 годах и названа по имени заказчика - Папы Сикста IV. Потолок капеллы был расписан при папе Юлии II, племяннике Сикста IV. В 1508-1512 годах над ним работал Микеланджело, который через некоторое время написал на алтарной стене сцены Страшного суда). Вазари создал знаменитую книгу о людях искусства, в том числе и о Микеланджело. Аккольти ничего не создал, но он каждый день смотрит на творение Микеланджело в Папском дворце Ватикана и на другие шедевры (например, на Бельведерский торс, фрагмент творения греческого скульптора, возможно когда-то представлявшего собой фигуру Геркулеса, древний торс был найден при раскопках у театра Помпея).
М.А. Алданов много рассуждает о человеке, который будет увековечен в истории, и убедительно показывает, как в одной и той же личности уживается высокое и низменное. Например, беседуя с художниками, Вазари узнает, что они часто говорят друг о друге нелицеприятные веши. Однако при определенном умении смягчить краски он все же сумел сохранить со всеми хорошие отношения. Вазари поссорился только с одним художником: с тем, который раскритиковал его самого. Здесь уже авторская ирония проявляется по отношению к предприимчивому Вазари: считая себя тонким знатоком человеческих душ, он разделяет пороки других. Тот же Вазари, создавая книгу, понимает, что все люди врут: те, кто сетует на нищету, сгущают краски, те, кто говорит о славе и поклонниках, тоже склонны к преувеличению. Даже великий Микеланджело, сетуя на то, что не оставит после себя школы, на самом деле просто не хочет никого учить. И читатель это понимает не только со слов Вазари, но и после сцены в Сикстинской капелле, куда приходит Микеланджело, чтобы полюбоваться своим шедевром. Молодые художники, копирующие его фрески, бросаются к нему, чтобы показать свои работы и выразить почести, но гений поспешно уходит. Между тем любой из этих иных талантов посчитал бы за великую честь стать его учеником. Ни последователей в творчестве, ни искренней привязанности в родне не увидит Микеланджело. В рассказе есть эпизод, когда Вазари случайно встречает его племянника Леонардо Буонаротти, который по родственному долгу интересуется живописью, и тот сообщает, что в городе находится инкогнито. Становится очевидным, что прибыл он, чтобы поинтересоваться наследством знаменитого дядюшки и явно не будет предаваться скорби в связи с его кончиной.
В рассказе есть любопытная повторяющаяся деталь: то и дело дует необычный ветер, поздний сирокко, редкий для летнего Рима. Он еще раз напоминает о том, что все в этой жизни проходит и даже прекрасный когда-то Бельведерский торс, бывший частью знаменитой некогда статуи, все лишь печальный обломок, напоминающий о былом величии стертого с лица земли древнего города. Но даже спус тя две тысячи лет торс все еще остается символом настоящего искусства, потому что в нем есть «священная простота».
В уста Вазари М.А. Алданов вкладывает мудрую фразу о том, что в этом мире надо пользоваться жизнью и жить по-своему.
Благодаря все тому же сирокко папе Пию IV удается избежать покушения. В последний момент ветер донес Аккольти голос, предписывающий отложить дело. Образ сирокко наполняется магическим свойством вершить людские судьбы.
Вторую часть рассказа под названием «Мудрец» можно считать своеобразным эпилогом к первой. Действие ее происходит уже после смерти Микеланджело. Счастливые наследники приглашают Вазари в гости. М.А. Алданов не скупится на описание шикарного дома Леонардо во Флоренции и великолепно сервированного стола. Салат с кремонской мортадел-лой, устрицы в раззолоченных раковинах, начиненная орехами птица, апельсины в горящем соусе - все эти художественные детали символизируют излишество и тщеславие. Среди всего этого блеска и показной роскоши ясно видна никчемность жизни самого племянника Микеланджело. К примеру, он отводит лучшую комнату в доме под рабочий кабинет, хотя вовсе ни над чем не работает. При этом постаревший Вазари все еще увлечен живописью и готовит второе издание книги. М.А. Алданов подчеркивает, что, хотя среди гостей были люди не очень большого достатка, они понимали, что все приготовление хозяев сделаны от души и направлены прежде всего на то, ч тобы доставить приглашенным как можно больше удовольствия, «насмешливого недоброжелательства к хозяевам почти не было». В финальной части рассказа читатель вновь встречает Бельведерский торс, вернее, его копию в кабинете у Леонардо. Но это всего лишь копия гениального творения. Как и сам Леонардо, пытающийся копировать чужие вкусы и привычки, она никогда не заменит подлинник. Бельведерский торс, как известно, копировали целые поколения мастеров эпохи Возрождения, но уникальной исторической ценностью обладает только оригинал.
Читальном зале .Руки Микеланджело не всегда могли выразить
его великие и страшные мысли.
Вазари
В обстоятельных трудах по истории папского Рима обычно уделяется несколько страниц (а чаще строк) покушению Бенедетто Аккольти. Много лет тому назад Леопольд фон Ранке, имевший доступ ко всем книгохранилищам Рима, нашел рукопись под названием: "Questo Х il sommario della mia depositione par la qual causa io moro". ("Сущность моего показания о том, из-за чего я умираю".) Знаменитый историк очень кратко изложил содержание дела, упомянув (не совсем точно), что никаких других сведений о нем нет. Новейшие исследователи почти ничего не прибавили к рассказу Ранке, да и вряд ли видели рукопись N 674 (некоторые из них называют главное действующее лицо Аскольти); и лишь совсем недавно рукопись была опубликована бароном Пастором. Это главный источник по темному и странному делу, которое лежит в основе рассказа.
I
Поздний сирокко
II
Мудрец
Марк Алданов
БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ ТОРС
Руки Микеланджело не всегда могли выразить его великие и страшные мысли.
В обстоятельных трудах по истории папского Рима обычно уделяется несколько страниц (а чаще строк) покушению Бенедетто Аккольти. Много лет тому назад Леопольд фон Ранке, имевший доступ ко всем книгохранилищам Рима, нашел рукопись под названием: «Questo ? il sommario della mia depositione par la qual causa io moro». («Сущность моего показания о том, из-за чего я умираю».) Знаменитый историк очень кратко изложил содержание дела, упомянув (не совсем точно), что никаких других сведений о нем нет. Новейшие исследователи почти ничего не прибавили к рассказу Ранке, да и вряд ли видели рукопись № 674 (некоторые из них называют главное действующее лицо Аскольти); и лишь совсем недавно рукопись была опубликована бароном Пастором. Это главный источник по темному и странному делу, которое лежит в основе рассказа.
I. Поздний сирокко
На этого человека, который впоследствии погиб страшной смертью, тогда еще обратил внимание один из сторожей капеллы. День был праздничный, богослужение кончилось, посторонних пускали свободно. Обмениваясь шепотом восторженными замечаниями, они осматривали – кто фрески Перуджино, кто Филипепи, а большинство зрителей стену со «Страшным Судом». Потолком любовались бегло, ибо держать долго запрокинутой голову было неприятно, особенно в такой знойный день. Прислушиваясь со снисходительной улыбкой к замечаниям соседей, молодой художник копировал ту часть фрески, где Ботичелли изобразил себя с Моисеем. Невысокий, некрасивый человек в потертой темно-синей куртке, не взглянув ни на что другое, долго стоял перед стеной «Страшного Суда», отошел, снова вернулся и уставился неподвижным взглядом на произведение Микеланджело Буонаротти. Люди стали расходиться, утомленные жарой и обилием фресок, – всего не рассмотришь. Молодой художник, собрав свои вещи, ушел. Сторож, торопившийся как все, на игры Тестаччо, проходя мимо человека в темно-синей куртке, сказал, что капелла сейчас закроется. Оттого ли, что сторож сказал это громко (тогда как в капелле все говорили вполголоса, почти шепотом), или потому, что он не заметил приближения сторожа, человек в темно-синей куртке вздрогнул и изменился в лице. Сторожу тогда показалось, что он уже несколько раз на своих дежурствах видел в капелле этого человека. – «Десятый час, капелла закрывается», – повторил сторож. Человек в темно-синей куртке что-то пробормотал и вышел.
Покинув Ватикан, он рассеянно пошел туда, куда шли другие, по правому берегу Тибра, в направлении к Авентину. Уже вторую неделю в Риме стояла нестерпимая жара, – такая, что непривычные люди, случалось, падали замертво, а привычные – с полудня до вечера сидели полуголые дома, часто обливаясь тепловатой, почти не освежавшей водой. В этот день подул, поднимая столбы пыли, сухой, горячий ветер, редкий в Риме поздний сирокко. Странный человек перешел через реку у острова. На Козьей Горе, изнемогая, он присел на огромный, пролежавший века без движения камень и уставился на средину площади. Не так давно, по совету Микеланджело, на эту площадь перенесли древнюю конную статую, которая изображала не то Константина Великого, не то Марка Аврелия. Человек в темно-синей куртке подумал, что, быть может, где-нибудь тут же будет стоять и его памятник. Он взглянул на свои худые, слабые руки, сравнил себя мысленно с бронзовым атлетом на лошади – и горько усмехнулся. А впрочем, верно, и Марк Аврелий не был похож на свой памятник. Так он просидел минут пять, глядя на корову, пасшуюся посредине площади. И вдруг он снова услышал голос. Бледное измученное лицо его стало еще бледнее.
Свиньи хрюкали на форуме. Проходили люди, спешившие на игры. Человек в темно-синей куртке пошел за ними. По дороге он вспомнил, что ничего не ел с утра. Есть ему не хотелось, но силы были нужны. Он вошел в трактир. Там было жарко, душно, пахло дымом и дешевой плохой едой: хозяйка приготовила к обеду бараний суп, с чесноком и капустой. Запах этот был ему противен. Он присел к краю стола и спросил молока и хлеба. Хозяйка посмотрела на него неласково, как и соседи по столу. Обед кончался, вина было выпито немало, разговор был общий и веселый; в этом бедном маленьком трактире все друг друга знали. Говорили об играх; мельник сказал, что их цех пожертвовал таких быков, каких никто не видел с сотворения Рима; за пустое хвастовство женщина плеснула в мельника остатками супа, он швырнул в нее коркой, все захохотали. В комнату неторопливо зашел мул, – опять раздался хохот. Человек в темно-синей куртке ел хлеб, ни с кем не разговаривая, глядя все в одну точку: туда, где упиралось в стену второе из закопченных крашеных бревен потолка с повисшей на нем паутиной. Допив молоко, он расплатился и направился к выходу, но увидев полку с разноцветными бутылками, точно только теперь догадавшись, что в трактире могут быть спиртные напитки, спросил рюмку водки и проглотил ее залпом.
С непривычки быстро захмелев, он пошел за толпою. Так же рассеянно, без всякого интереса, смотрел, как на вершине Тестаччо выстраивались обитые красным сукном телеги, как, при общем радостном хохоте, погонщики привязывали визжащих поросят и впрягали озирающихся быков, как занимали назначенные им места игроки, – некоторые из них бледнели, обнажая мечи. Раздался сигнал. Ошалевшие от жары, от ветра, от шума, от ударов, от уколов быки понеслись с горы, побежали и столь же ошалевшие участники игры. Когда один из них, задыхаясь, проскользнул перед самой мордой разъяренного быка, взмахнул мечом и страшным ударом отрубил поросенку голову, в общем реве, гоготе, визге потонул и отчаянный крик человека в темно-синей куртке. Пошатываясь, дрожа мелкой дрожью, он пошел прочь. Он и не видел, что внизу один из игроков, столкнувшись с другим, упал под ноги быка, и что к месту, по которому пронеслись телеги, бросились люди с носилками. С искаженным лицом он шел по направлению к термам Каракаллы. Ему хотелось выпить еще водки, но трактира по дороге не было.
Голос, мучивший его по ночам, теперь преследовал его и днем. В этот день голос с самой минуты его пробуждения, изредка лишь замолкая, твердил ему все одно и то же, твердил, что он избранный человек, что он должен совершить убийство, что он должен заколоть отравленным кинжалом папу Пия IV.
Впоследствии стало известно, что его зовут Бенедетто Аккольти и что он сын давно сосланного, преступного кардинала. Знавшие его люди, как водится в таких случаях, рассказывали, что всегда считали его человеком, способным на самые ужасные дела. Но другие, знавшие его люди, тоже как водится (только шепотом), утверждали, что Бенедетто Аккольти не способен был бы обидеть муху. Некоторые вспоминали, что в глазах у него часто зажигались безумные огоньки; прежде, однако, они об этих безумных огоньках не говорили. Что он был за человек, так и осталось тайной.
Известный художник и писатель Джорджио Вазари, побывав в Ассизи для изучения фресок Сан-Франческо, решил перед возвращением во Флоренцию заехать в Рим, хоть было это никак не по дороге. Вазари придумал для себя дела, но главная цель его поездки заключалась, собственно, в том, чтобы еще раз побывать в Риме, подышать римским воздухом, полюбоваться римскими сокровищами и повидать разных художников, ваятелей, архитекторов: он готовил второе, переработанное, издание своей книги о людях искусства, которая принесла ему, пожалуй, больше славы, чем его картины. Образованные итальянцы читали его книгу с интересом и с гордостью: почти никто из них и не знал, что в Италии есть столь великие и изумительные люди. Остались, в общем, довольны книгой и художники, но каждый из них находил, что Вазари перехвалил других.