Фредерик Францишек Шопен. Биографическая справка

Фредерик Франсуа Шопен - великий композитор-романтик, основатель польской пианистической школы. За всю жизнь он не создал ни одного произведения для симфонического оркестра, но его сочинения для фортепиано являются непревзойденной вершиной мирового пианистического искусства.

Родился будущий музыкант в 1810 году в семье польского учителя и гувернера Николя Шопена и Теклы Юстины Кшижановской, дворянке по происхождению. В местечке Желязова Воля, что под Варшавой, фамилия Шопенов считалась уважаемой интеллигентной семьей.

Родители воспитывали своих детей в любви к музыке, поэзии. Мать была хорошей пианисткой и певицей, она прекрасно изъяснялась по-французски. Помимо маленького Фредерика в семье воспитывалось еще три дочери, но только мальчик проявил по-настоящему большие способности к игре на фортепиано.

Единственное сохранившееся фото Фредерика Шопена

Обладая большой психической чуткостью, маленький Фредерик мог часами просиживать у инструмента, подбирая или разучивая понравившиеся произведения. Уже в самом раннем детстве он поражал окружающих своими музыкальными способностями и любовью к музыке. Мальчик почти в 5 лет начал выступать с концертами, а в 7 лет уже поступил в класс к знаменитому польскому пианисту того времени Войцеху Живному. Через пять лет Фредерик превратился в настоящего пианиста-виртуоза, который по техническим и музыкальным навыкам не уступал взрослым.

Параллельно с занятиями по игре на фортепиано, Фредерик Шопен начал брать уроки композиции у известного в Варшаве музыканта Юзефа Эльснера. Помимо образования юноша много путешествует по Европе, посещая оперные театры Праги, Дрездена, Берлина.


Благодаря протекции князя Антона Радзивилла молодой музыкант стал вхож в высшее общество. Побывал талантливый юноша и в России. Его игра была отмечена императором Александром I. В качестве награды юному исполнителю был подарен бриллиантовый перстень.

Музыка

Набравшись впечатлений и первого композиторского опыта, в 19 лет Шопен начинает свою пианистическую карьеру. Концерты, которые музыкант проводит в родной Варшаве и Кракове, приносят ему огромную популярность. Но первое же европейское турне, которое Фредерик предпринял спустя год, обернулось для музыканта расставанием с родиной.

Находясь в Германии с выступлениями, Шопен узнает о подавлении польского восстания в Варшаве, одним из сторонников которого он являлся. После такого известия молодой музыкант вынужден был остаться за границей в Париже. В память об этом событии композитор написал первый опус этюдов, жемчужиной которых стал знаменитый Революционный этюд.


Во Франции Фредерик Шопен в основном выступал в домах своих покровителей и высокопоставленных знакомых. В это время он сочиняет свои первые фортепианные концерты, которые с успехом сам исполняет на сценах Вены и Парижа.

Интересным фактом биографии Шопена является его встреча в Лейпциге с немецким композитором-романтиком Робертом Шуманом. Прослушав выступление молодого польского пианиста и композитора, немец воскликнул: «Господа, снимите шляпы, это гений». Помимо Шумана поклонником Фредерика Шопена стал его венгерский последователь Ференц Лист. Он восхищался творчеством польского музыканта и даже написал большой исследовательский труд о жизни и творчестве своего кумира.

Расцвет творчества

Тридцатые годы XIX столетия становятся периодом расцвета творчества композитора. Под впечатлением от поэзии польского литератора Адама Мицкевича Фридерик Шопен создаёт четыре баллады, посвященные родной Польше и переживаниям о её судьбе.

Мелодизм этих произведений наполнен элементами польских фольклорных песен, танцев и речитативными репликами. Это своеобразные лирико-трагические картины из жизни народа Польши, преломленные через призму переживаний автора. Помимо баллад в это время появляется 4 скерцо, вальсы, мазурки, полонезы и ноктюрны.

Если вальс в творчестве Шопена становится наиболее автобиографичным жанром, тесно связанным с событиями его личной жизни, то мазурки и полонезы по праву можно назвать копилкой национальных образов. Мазурки представлены в творчестве Шопена не только знаменитыми лирическими произведениями, но также и аристократичными или, наоборот, народными танцами.

Композитор, в соответствии с концепцией романтизма, которая апеллирует прежде всего к национальному самосознанию народа, использует для создания своих музыкальных композиций характерные для польской народной музыки звучания и интонации. Это и знаменитый бурдон, имитирующий звуки фольклорных инструментов, это и острая синкопа, которая искусно сочетается с присущим польской музыке пунктирным ритмом.

По-новому открывает Фредерик Шопен и жанр ноктюрна. Если до него название ноктюрна прежде всего соответствовало переводу «ночная песнь», то в творчестве польского композитора этот жанр превращается в лирико-драматическую зарисовку. И если первые опусы его ноктюрнов звучат как лирическое описание природы, то последние произведения все больше углубляются в сферу трагических переживаний.

Одной из вершин творчества зрелого мастера считается его цикл, состоящий из 24 прелюдий. Написан он был в переломные для Фредерика годы первой влюбленности и разрыва отношений с возлюбленной. На выбор жанра повлияло увлечение Шопеном в это время творчеством И. С. Баха.

Изучая бессмертный цикл прелюдий и фуг немецкого мастера, молодой польский композитор задумал написать похожее сочинение. Но у романтика подобные произведения получили личностную окраску звучания. Прелюдии Шопена - это прежде всего небольшие, но глубокие зарисовки внутренних переживаний человека. Написаны они в манере популярного в те годы музыкального дневника.

Шопен-педагог

Известность Шопена обусловлена не только его композиторской и концертной деятельностью. Талантливый польский музыкант проявил себя ещё и в качестве гениального педагога. Фредерик Шопен является создателем уникальной пианистической методики, которая помогла многим пианистам обрести настоящий профессионализм.


Адольф Гутман был учеником Шопена

Помимо талантливых учеников, у Шопена обучалось много барышень из аристократических кругов. Но по-настоящему из всех подопечных композитора прославился только Адольф Гутман, который стал впоследствии пианистом и музыкальным редактором.

Портреты Шопена

Среди друзей Шопена можно было встретить не только музыкантов и композиторов. Интересовался он творчеством литераторов, художников-романтиков, модных в ту пору начинающих фотографов. Благодаря разносторонним связям Шопена осталось много портретов, написанных разными мастерами, самым знаменитым из которых считается работа Эжена Делакруа.

Портрет Шопена. Художник Эжен Делакруа

Написанный в необычной для того времени романтической манере портрет композитора хранится сейчас в музее Лувра. В настоящий момент известны также фото польского музыканта. Историки насчитывают как минимум три дагерротипа, на которых по исследованиям запечатлен Фредерик Шопен.

Личная жизнь

Личная жизнь Фредерика Шопена сложилась трагично. Несмотря на свою чуткость и нежность композитор по-настоящему не испытал чувства полноценного счастья от семейной жизни. Первой избранницей Фредерика стала его соотечественница, юная Мария Водзиньская.

После помолвки молодых людей родители невесты выдвинули требование проведения свадьбы не раньше, чем через год. За это время они надеялись получше узнать композитора и убедиться в его финансовой состоятельности. Но Фредерик не оправдал их надежд, и помолвка была расторгнута.

Момент расставания с любимой музыкант переживал очень остро. Это отразилось на музыке, написанной им в тот год. В частности, в это время из-под его пера появляется знаменитая вторая соната, медленная часть которой была названа “Траурным маршем”.

Уже через год его увлекла эмансипированная особа, которую знал весь Париж. Баронессу звали Аврора Дюдеван. Она была поклонницей зарождающегося феминизма. Аврора, не стесняясь, носила мужской костюм, она не состояла в браке, а увлекалась свободными отношениями. Обладая утонченным умом, молодая леди занималась писательством и выпускала романы под псевдонимом Жорж Санд.


История любви 27-летнего Шопена и 33-летней Авроры развивалась стремительно, но свои отношения пара долго не афишировала. Ни на одном из своих портретов Фредерик Шопен не запечатлён с его женщинами. Единственная картина, на которой был изображен композитор и Жорж Санд, после его смерти была обнаружена разорванной надвое.

Много времени влюбленные проводили в частном владении Авроры Дюдеван на Майорке, где у Шопена и началась болезнь, которая в дальнейшем привела к скоропостижной смерти. Влажный островной климат, напряженные взаимоотношения с любимой и их частые ссоры спровоцировали у музыканта туберкулез.


Многие знакомые, наблюдавшие за необычной парой, отмечали, что волевая графиня обладала особым влиянием на слабохарактерного Фредерика. Тем не менее, это не мешало ему создавать свои бессмертные фортепианные произведения.

Смерть

Здоровье Шопена, которое ухудшалось с каждым годом, окончательно было подорвано разрывом со своей возлюбленной Жорж Санд в 1847 году. После этого события, сломленный морально и физически, пианист начинает свое последнее турне по Великобритании, в которое он отправился вместе со своей ученицей Джейн Стирлинг. Вернувшись в Париж, он еще какое-то время давал концерты, но вскоре слег и уже больше не вставал.

Близкими людьми, которые были рядом с композитором все последние дни, стали его любимая младшая сестра Людвика и французские друзья. Фредерик Шопен умер в середине октября 1849 года. Причиной его смерти стал осложненный туберкулез легких.


Памятник на могиле Фредерика Шопена

По завещанию композитора его сердце было вынуто из груди и отвезено на родину, а тело захоронено в могиле на французском кладбище Пер-Лашез. Кубок с сердцем композитора и сегодня замурован в одном из католических храмов польский столицы.

Поляки настолько любят Шопена и гордятся им, что по праву считают его творчество национальным достоянием. В честь композитора открыто множество музеев, в каждом городе стоят памятники великому музыканту. Посмертную маску Фредерика и слепок с его рук можно увидеть в музее Шопена в Желязовой Воле.


Фасад варшавского аэропорта имени Фредерика Шопена

В память о композиторе названо много музыкальных учебных заведений, в том числе и Варшавская консерватория. Имя Шопена с 2001 года носит польский аэропорт, который находится на территории Варшавы. Интересно то, что один из терминалов называется «Этюды» в память о бессмертном творении композитора.

Имя польского гения настолько популярно среди знатоков музыки и простых слушателей, что некоторые современные музыкальные группы пользуются этим и создают лирические композиции, стилистически напоминающие произведения Шопена, и приписывают им его авторство. Так в свободном доступе можно найти музыкальные пьесы под названием «Осенний вальс», «Вальс дождя», «Сад Эдема», настоящими авторами которых являются группа «Secret Garden» и композиторы Поль де Сенневиль и Оливер Тусен.

Произведения

  • Концерты для фортепиано с оркестром - (1829-1830)
  • Мазурки - (1830-1849)
  • Полонезы - (1829-1846)
  • Ноктюрны - (1829-1846)
  • Вальсы - (1831-1847)
  • Сонаты - (1828-1844)
  • Прелюдии - (1836-1841)
  • Этюды - (1828-1839)
  • Скерцо - (1831-1842)
  • Баллады - (1831-1842)

Представитель искусства романтизма. Он родился в небольшом городке Желязова Воля, расположенном недалеко от Варшавы. Его отец Николя имел французское происхождение, а мать Юстина была местной жительницей.

Музыкальные впечатления детства

Обучаться игре на фортепиано Фридерик начал в шесть лет. Юному музыканту очень повезло с учителем. Пианист Войцех Живный воспитывал с¢в

В раннем детстве Фридерик познакомился с итальянской оперой, очень популярной во всех уголках Европы. В начале 19-го века вокальное искусство не было слишком сложным для восприятия. Широкий круг слушателей привлекали яркие театральные постановки и красивые запоминающиеся мелодии, которые можно было напевать. И хотя творчество Шопена не содержит ни одной оперы, он приобрел и на всю жизнь сохранил вкус к гибким и пластичным мелодиям.

Салонное искусство

Еще одним источником музыки будущего композитора стало так называемое салонное исполнительство. Крупным представителем этого искусства был Михаил Огиньский. Он известен и сегодня благодаря своему знаменитому Полонезу.

Салон - одна из форм проведения досуга представителей обеспеченных слоев европейского общества 19 века. Эта общественная практика была описана во многих литературных произведениях, например у Льва Толстого и Оноре де Бальзака. В салонах люди не только общались, но и слушали музыку. Крупнейшие пианисты и скрипачи тех времен приобретали известность именно благодаря выступлениям на разнообразных светских мероприятиях.

Фридерик Шопен играл на фортепиано в местных салонах с 12 лет. Он любил это скромное домашнее искусство. Творчество Шопена несет яркий отпечаток салонной музыки. От приглашенных на светское мероприятие пианистов часто требовалась бравурная виртуозность и сентиментальная легкость исполнения. Но Шопену чужды излишняя развлекательность и банальность, свойственные данному направлению искусства.

Раннее творчество

Творчество Фредерика Шопена открывают два полонеза, которые он написал в возрасте семи лет, возможно, находясь под влиянием одноименного произведения Михаила Огиньского. Еще один источник сочинений будущего композитора - польский музыкальный фольклор. С ним Фридерика познакомила мать, которая была хорошей пианисткой, а также певицей-аматором.

Юный Шопен учился в Варшавском лицее, параллельно занимаясь музыкой под руководством частных педагогов. Он постигал уже не только игру на фортепиано, но и композицию. Позже Фридерик поступил в Главную школу музыки польской столицы.

В Польше карьера Шопена развивалась успешно благодаря щедрому покровительству меценатов. В частности, о молодом пианисте заботилось знаменитое аристократическое семейство Четвертинских. На волне успеха Шопен был приглашен на гастроли в Австрию, куда он и уехал в 1829 году.

Эмиграция и ее причины

Концерты молодого музыканта пользовались в Европе огромным успехом. Им восхищались знаменитые композиторы того времени Роберт Шуман и Ференц Лист. Творчество Шопена находилось на пике популярности. Во время пребывания композитора на гастролях на его родине произошло восстание.

Свободолюбивые поляки взбунтовались против Российской империи. Масштабные народные волнения, охватившие страну, продолжались около двух лет. В 1831 году, после осады Варшавы, они были подавлены российской армией. После победы действия оккупационных властей стали еще более жесткими.

Шопен был горячим сторонником независимости Польши. После поражения восстания он принял решение не возвращаться на родину. Непосредственным откликом на эти трагические события стал этюд "До Минор", названный «Революционным». Композитор сочинил его в начале сентября 1931 года, сразу после падения осажденной Варшавы.

Печальные события в Польше разделили творчество Шопена на два крупных периода. Молодой музыкант выбирает для постоянного места жительства Париж, в котором и проводит остаток своих дней, периодически выезжая на гастроли. Композитор больше никогда не видел своей родины.

Новая жизнь в Париже

В Париже Шопен вел активную творческую и педагогическую деятельность. В тот исторический период столица Франции была центром политической и культурной жизни Европы. После 1830 года в парижском обществе горячо поддерживали сторонников борьбы за независимость Польши. Крупнейшие деятели искусства того времени бескорыстно помогали композитору в первые годы его эмиграции.

Жизнь и творчество Шопена неразрывно связаны с деятельностью его современников - знаменитых деятелей искусства. Новыми друзьями композитора стали художник Эжен Делакруа, писатели Генрих Гейне и Виктор Гюго, композиторы Ференц Лист и музыковед Франсуа Фетис.

Болезнь и окончание карьеры виртуоза

Спустя несколько лет после обустройства в Париже Шопен выступил с концертами в Англии и Германии, где познакомился с выдающимися композиторами Робертом Шуманом и Феликсом Мендельсоном. Тогда же, в середине 30-х годов, его настигла болезнь - туберкулез легких.

Слабое здоровье молодого музыканта не позволило ему продолжить карьеру пианиста-виртуоза. Он перестал выступать в больших залах. Творчество Ф. Шопена с этого времени сводится к написанию ряда фортепианных произведений, которые и проложили ему путь в

Как пианист он ограничил свои выступления небольшими салонами и камерными концертными залами. Играл он преимущественно для своих друзей, коллег и людей с похожими художественными вкусами и пристрастиями.

Камерные залы и дружественная аудитория обусловили уникальность музыки Шопена. Она очень личная, интимная. Кажется, что композитор обнажает перед слушателями свою страдающую душу. Творчество Ф. Шопена неразрывно связано с фортепиано. Для других инструментов он не писал.

Любовь всей жизни

Будучи в Париже, композитор познакомился со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, публиковавшей свои книги под мужским псевдонимом Жорж Санд. Эта женщина пользовалась в парижском обществе скандальной известностью. Она носила мужскую одежду и демонстративно курила сигары. Местный бомонд периодически будоражили слухи о ее многочисленных связях.

Если характеризовать жизнь и творчество Шопена кратко, то можно утверждать, что без Жорж Санд он не был бы самим собой. Она стала не только любовницей композитора, но и его другом. Писательница была старше Шопена. У нее было уже двое детей - мальчик и девочка.

Великий музыкант часто гостил в фамильном замке, который стал приютом для многочисленных друзей Авроры и ее возлюбленного. Она обожала бурное веселье и вечеринки, продолжавшиеся до рассвета. Больной композитор переносил ее развлечения с огромным трудом. Тем не менее их роман продлился более десяти лет.

Зима на Майорке

Как бы талантлив ни был и творчество его неразрывно связаны с Жорж Санд. Особенно популярна среди любителей романтических историй легенда об их совместном путешествии на Майорку. Испанский остров в Средиземном море сегодня является туристическим раем. Тогда же, в далеком 19 веке, это было заброшенное, пустынное и мрачное место. Великолепие природы сочеталось с угрюмыми нравами местных жителей и плохими бытовыми условиями.

Шопен, биография и творчество которого во многом обусловлены неизлечимой болезнью, пережил на этом острове один из самых трудных периодов. Влюбленные хотели провести на Майорке теплую зиму вдали от парижских сплетен. Но зима выдалась очень дождливая и холодная, а негативное отношение местных жителей к любовникам было откровенно агрессивным. Они не смогли арендовать жилье и вынуждены были поселиться в заброшенном монастыре, где свирепствовал холод. Этой зимой здоровье композитора значительно ухудшилось.

Во время жизни на Майорке Жорж Санд скучала по парижской роскоши. Тосковал и Шопен. Краткая биография и творчество композитора делают эту зиму на острове особенно яркой. Музыкант сочинил здесь несколько прекрасных произведений. После возвращения во Францию писательница опубликовала книгу «Зима на Майорке».

Романтизм и фортепианное творчество

Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры - как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть - траурный марш.

Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы - это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора - прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия "Си Минор" напоминает элегию.

Жанры в музыке Шопена

Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.

Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы - мазурки и полонезы.

Мазурки и полонезы

Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.

Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.

Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Лишенный родины изгнанник, он умер очень рано, в 39 лет. Большую часть жизни Шопен страдал неизлечимой болезнью, которая ограничивала его карьеру виртуоза. Он в полной мере познал любовь сотен поклонников и той единственной женщины, которая сумела его понять. Она обладала таким же талантом, как и он сам. Его трагическая и одновременно счастливая судьба - в музыке. И она бессмертна.

Биография и эпизоды жизни Фредерика Шопена. Когда родился и умер Фредерик Шопен, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Фредерика Шопена:

родился 22 февраля 1810, умер 17 октября 1849

Эпитафия

«В душе моей мелодия твоя,
В ней радость и печаль,
И жизнь, и мечты.
Когда закат ложится на поля,
Одевшись в свет и тень,
Приходишь ты».
Из песни Анны Герман «Письмо к Шопену»

Биография

Биография Фредерика Шопена - история жизни великого польского композитора, прославившего культуру своей страны на весь мир. Шопена можно без какого-либо преувеличения назвать гением. И гениальность эта начала проявляться еще в самом детстве композитора. Он всегда невероятно тонко чувствовал музыку и был буквально ей одержим. Когда мальчику еще не было восьми лет, в одной из варшавских газет написали о его первой пьесе, назвав Шопена «настоящим гением музыки» и «вундеркиндом».

Занятия в музыкальном училище и школе музыки давались Шопену легко. Вскоре он стал виртуозным пианистом. Однажды педагог Шопена, пианист Войцех Живный, отказался заниматься с двенадцатилетним Фредериком, сказав, что ему больше нечему научить этого ребенка. В двадцать лет Шопен уже гастролировал по Европе. Во время его турне в Польше возникло восстание, и композитор, поддавшись уговорам друзей и близких, предпочел остаться в изгнании. Тем не менее эта разлука с семьей и родиной очень тяготили его всю жизнь. В Европе Фредерика ждали любовь и слава - Шопена с радостью принимали во всех салонах и аристократических кругах. У него также не было недостатка в учениках, тем более, что преподавание музыки было еще одной страстью композитора помимо ее сочинения и исполнения.

Известность Шопена привлекала к нему множество людей, в том числе и влюбленных в него женщин, но официально женат он не был. В свободном браке он прожил несколько лет с писательницей Жорж Санд. Но первым серьезным объектом любви Шопена была полька Мария Водзинская, с которой он заключил тайную помолвку. Увы, ее зажиточные родители не захотели в зятья музыканта, зарабатывающего себе на жизнь тяжелым трудом, пусть и всемирно известного. После разрыва Шопена с Водзинской Жорж Санд буквально «прибрала» к рукам скромного и интеллигентного поляка. Годы отношений Шопена и Жорж Санд были годами расцвета творчества композитора, но затем Санд разбила хрупкое сердце возлюбленного, который и без того был ослаблен болезнью. Тоска по родине, смерть отца, разрыв с Санд и плохое самочувствие (последние исследования говорят, что у Шопена был муковисцидоз) лишили композитора сил бороться.

Последний год жизни Шопен не давал концертов и уроков. Смерть Шопена наступила в Париже, причиной смерти Шопена стал туберкулез. Похороны Шопена состоялись на кладбище Пер-Лашез, куда с гениальным композитором и пианистом пришли проститься тысячи его почитателей. Сердце Шопена было извлечено из его тела, помещено в урну и замуровано в одной из колонн церкви в Варшаве. Память о Шопене не угасает во всем мире и по сей день. Постоянно проводятся фестивали и конкурсы его имени, пополняются коллекции его музеев, а музыка Шопена - остается вечной, как совершенный и прекрасный дар одного из лучших композиторов за всю историю человечества.

Линия жизни

22 февраля 1810 г. Дата рождения Фредерика Франсуа Шопена.
1818 г. Первое публичное выступление Шопена в Варшаве.
1823 г. Поступление в Варшавский лицей.
1826 г. Окончание Варшавского лицея, поступление в Варшавскую Высшую школу музыки.
1829 г. Окончание школы музыки, поездка в Вену с выступлениями.
1830 г. Первый самостоятельный концерт Шопена в Варшаве.
11 октября 1830 г. Последний концерт Шопена в Варшаве.
1830-1831 гг. Жизнь в Вене.
1831 г. Переезд в Париж.
26 февраля 1832 г. Первый концерт Шопена в Париже.
1836-1837 гг . Расторжение помолвки с Марией Водзинской, сближение с Жорж Санд.
1838-1846 гг. Наивысший расцвет творчества Шопена.
зима 1838-1839 гг. Жизнь в Вальдемосском монастыре в Испании.
май 1844 г. Смерть отца Шопена.
1847 г. Разрыв с Жорж Санд.
16 ноября 1848 г. Последнее выступление Шопена, прошедшее в Лондоне.
17 октября 1849 г. Смерть Фредерика Шопена.
30 октября 1849 г. Похороны Фредерика Шопена.

Памятные места

1. Деревня Желязова-Воля, где родился Шопен.
2. Дом Фредерика Шопена в Желязовой-Воле, где он родился и где сегодня работает музей Шопена.
3. Музей Фредерика Шопена в Маленьком салоне семьи Шопен в Варшаве.
4. Усадьба Ноан (имение Жорж Санд), где Шопен жил со своей возлюбленной.
5. Памятник Шопену в Киеве.
6. Памятник Шопену и Санд в Ботаническом саду Сингапура.
7. Парк Шопена в Познани, где установлен памятник Шопену.
8. Музей Шопена и Жорж Санд в Вальдемосском монастыре в Испании, где пара жила в 1838-1839 гг.
9. Кладбище Пер-Лашез, где похоронен Шопен.
10. Базилика Святого Креста, где в одной из колонн замуровано сердце Шопена согласно его воле.

Эпизоды жизни

Шопена все считали невероятно добрым и воспитанным человеком. Его любили все - от коллег по искусству до знакомых и учеников, ласково называли ангелом или наставником. Цитата о Шопене из одного из рекомендательных писем - «лучший из людей».

Шопен не сразу был очарован Санд. Наоборот, при первой встрече она и вовсе показалась ему неприятной. Но Санд решила завоевать гениального композитора, несмотря на то, что у нее постоянно были другие любовники. Когда, наконец, Шопен был очарован, он полностью попал под власть своей возлюбленной. Жорж Санд любила композитора, но это было эгоистичное, истощающее чувство. За спиной Шопена его друзья обсуждали, что Фредерик тает прямо на глазах, а Жорж Санд «наделена любовью вампира». Когда Жорж Санд, воспользовавшись удобным предлогом, рассталась с Шопеном, это сильно подкосило его и без того ослабленное здоровье.

Завет

«Вежливостью достигнешь больше, чем насилием».

«Время есть лучший цензор, и терпение - верховный учитель».


Биография Фредерика Шопена

Соболезнования

«Чтобы его до конца понять и передать, надо всецело, всей душой погрузиться именно в его единственную душу».
Генрих Нейгауз, русский пианист

«Все, что я смогла бы сказать на своем жалком французском языке, будет столь далеко от него, столь недостойно его памяти. Глубочайшее почитание, обожание, подлинный его культ восторженно сохранились у всех, кто знал его и слышал. Никто не похож на Шопена, никто даже отдаленно не напоминает его. И никто не сможет объяснить все, чем он был. Какая смерть мученика, какая мученическая и сама жизнь - у существа столь совершенного, столь чистого во всем! Наверняка он на небе… если только…»
Соланж Санд, дочь Жорж Санд, падчерица Шопена

Польский композитор и пианист Фредерик Францишек Шопен (польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) родился 22 февраля (по другим источникам 1 марта) 1810 года в деревне Желязова Воля под Варшавой в семье школьного учителя.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, его начали учить игре на фортепиано. Тогда же, в 1817 году, был издан сочиненный им полонез соль-минор.

В 1823 году Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжив заниматься музыкой с директором Варшавской консерватории Иосифом Эльснером. В 1825 году его пригласили выступить перед российским императором Александром I, и после концерта он получил награду - бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию, ее окончание в 1829 году формально завершило музыкальное образование композитора. В том же году Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 году Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным». Это произошло в 1831 г., и после этого Шопен никогда не возвращался на родину.

В 1831 году он поселился в Париже , поразив публику своими мазурками и полонезами - жанрами, в которых нашли отражение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, типичный для польского фольклора. Эти пьесы впервые привнесли в западноевропейскую музыку славянский элемент, что постепенно изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики XVIII в. оставили своим последователям.

В Париже Шопен был принят в высших кругах парижской аристократии, познакомился с популярными пианистами и композиторами.
Между тем, у него развивался туберкулез легких, первые симптомы которого обнаружились еще в 1831 году. Вскоре Шопен фактически отказался от карьеры виртуоза, ограничив свою концертную деятельность редкими выступлениями, преимущественно для немногочисленной аудитории, и сосредоточился на композиции, публикуя свои опусы.

В 1837 году начался его роман с баронессой Дюдеван, которая приобрела широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Зиму 1838 - 1839 годов Шопен и Жорж Санд провели на острове Майорка (Испания), что благотворно повлияло на здоровье композитора. Его связь с писательницей продолжалась около 10 лет. После разрыва с Жорж Санд (1847) здоровье Шопена резко ухудшилось.

16 февраля 1848 года он дал свой последний концерт в Париже. Начавшаяся несколько дней спустя революция вынудила Шопена выехать в Великобританию , где он провел семь месяцев, играя в аристократических салонах (в том числе для королевы Виктории) и давая уроки.
По возвращении в Париж Шопен уже не был в силах заниматься с учениками; летом 1849 года он написал свое последнее произведение - Мазурку f-moll соч. 68.4.

Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 года. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. Шопена похоронили (согласно его желанию) на парижском кладбище Пер-Лашез рядом с могилой его любимого итальянского композитора Винченце Беллини. На гроб высыпали горсть родной польской земли из подаренного когда-то друзьями серебряного кубка. Сердце Шопена, как он завещал, было захоронено в одном из костелов Варшавы.

Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Шопен был одним из немногих композиторов, сочинявших только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хор, в его наследии нет ни одного струнного квартета.

Шопен сочинил более полусотни мазурок (их прототип - польский танец с трехдольным ритмом, похожий на вальс) - небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски.

За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода - он продлевал одни звуки за счет сокращения других

С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена . В 1934 г. организован Институт Шопена (с 1950 г. - Общество им. Ф. Шопена). Общества Шопена существуют в Чехословакии, Германии, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 гг. существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Шопена, в 1985 г. - основана Международная федерация обществ Шопена.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?

Это стихи русского поэта Игоря Северянина о великом польском композиторе Фредерике Шопене.

Любовь к музыке Шопена велика и всеохватывающая. Она никого не оставляет равнодушным. Это явление широкой популярности коренится в его искренности, теплоте, лиризме, потому что творчество композитора вобрала в себя общечеловеческие чувства. Самобытность Шопена заключается и в том, что он обращался к фортепианной музыке. Этот инструмент был ближе ему.

На характер его творчества повлияло время. Трагическая судьба Польши, которая в те времена находилась под гнетом России, так или иначе находило отклик в душе гения — он глубоко переживал за свою Родину.

Творческий путь Шопена

Весь творческий путь польского музыканта можно поделить на два периода. Разделом служит вынужденный отъезд за границу в 1831 году из Варшавы.

1 период — до 31 года — юношеский, время становления творчества, поиск своего направления. Именно тогда у Шопена проявлялся обостренный интерес к польской музыке: это мазурки, полонезы, вальсы. В данных жанрах осуществляется ее слияние с достижением европейского стиля.

2 период — 1831-1849 гг (парижский). Это этап творческой зрелости, наступление которой содействовало сильное потрясение о восстании в Польше — незаживающая рана в сердце Шопена.

Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная

Ноктюрн 20

*Владислав Шпильман — польский пианист, о котором был снят художественный фильм «Пианист». В фильме использовались композиции Фридерика Шопена.

Небольшой тихий поселок Желязова Воля, располагающийся неподалеку от столицы Польши Варшавы, подарил миру в 1810 году гениальнейшего пианиста и великого композитора, горячо преданного своему инструменту роялю – Фредерика Шопена. Интересно то, что композитор – полукровка, ведь его отец был по национальности французом, а мать – полькой. Его с полным основанием можно считать французским композитором, ведь он провел большую часть жизни в Париже. Но, сам Шопен, всегда считал Польшу своей родиной, а себя поляком.

Отец композитора Николай Шопен — человек широкого умственного кругозора и образования, француз по происхождению, занимался педагогической деятельностью.

Мать музыканта Юстина Кшижановская — была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Семья музыканта переехала в Варшаву, когда отцу Фредерика предложили работу в столичном лицее. Родители мальчика очень любили музыку, и были огорчены тем, что ребенок часто плачет, когда слышит какое-либо классическое музыкальное произведение, считая, что он ее не любит. Но, к счастью, их предположения не оправдались, ведь в неполные 5 лет маленький мальчик, еле доставая пальчиками до клавиш с уверенностью исполнял несложные пьесы. В этом большую роль сыграла Людовика – старшая сестра.

Потом под свое руководство Шопена взял Войцех Живный — первый и единственный учитель фортепианной игры польского гения. Он воспитывал в Шопене любовь к и . Фредерику было 12 лет, когда педагог отказался от дальнейших занятий рассудив, что он больше ничему не сможет научить юного виртуоза.

В семилетнем возрасте юный пианист стал известен всей столице, дав свой первый концерт и сочинив одно из первых произведений – Полонез g-moll (соль-минор)

Но Фредерик интересовался не только музыкой. В детстве он любил изучать польскую историю, французский и немецкий язык, у него замечательно получалось рисовать, благодаря его мимике он мог стать прекрасным актером. Его привлекали концерты и оперы, а игра скрипача виртуоза Никколо Паганини оставила неизгладимые впечатления.

Молодой пианист закончил лицей за 3 года, поступив в 13 лет, после чего его педагогом стал Иосиф Эльснер, который быстро увидел в своем ученике гения. 1829 год ознаменовался как успешные венские концерты и стала понятна необходимость концертного путешествия. Но Шопен все не решался, боясь покинуть Польшу навсегда. И когда в 1830 году он все же решился уехать, получив от друзей кубок с родимой землей, каким-то шестым чувством понял, что сюда уже не вернется.

Узнав, что в Варшаве происходит вооруженное восстание за свободу и независимость страны от Российской империи, руководители которых отправлены в ссылку или находятся в тюремных казематах, Шопен в отчаянии излил гнев в одном из известнейших на сегодняшний день произведений «Революционном» этюде тональности c-moll. Он уже собрался, но пришло новое сообщение, о полном подавлении восстания. Напомним, что после этих событий в 1831 году, российский император Николай I отменил конституцию, которая была предоставлена Польше в 1815.

Крушение революции в Польше, последовавшие гонение и реакция навсегда отрезали композитору путь на родину. Осенью 1831 г. он приехал в Париж, где остался до конца своих дней. Но, полюбив народные польские напевы еще будучи ребенком, Шопен не смог полюбить Францию также сильно, как и Польшу. Однако он покорил Париж как чувственный пианист не только блестящей техникой, но и проникновенным исполнением.

Простота является высшей целью, достижимой, когда вы преодолели все трудности

Шопен ошеломил публику своими сочинениями. В них была необыкновенная глубина и искренность, но в то же время автор исполнял их изящно и с невероятным техническим совершенством. Однако издательства отказывались печатать их платно. Поэтому для заработка он был вынужден преподавать музыку. Только так он мог себя обеспечить. Фредерик знакомился с известными композиторами, иногда они собирались вместе и музицировали. Ему поступает много заманчивых приглашений совершить большое концертное турне по многим европейским странам. Но музыкант медлит с ответом.

В 1837 году у композитора случился первый приступ туберкулеза. В это время он сближается с Авророй Дюпен, более известной как Жорж Санд. Влюбленные уехали на Майорку. Но климат Фредерику не подошел и заболевание наоборот резко обострилось и вступило в новую, более тяжелую стадию. Композитору становилось все хуже, он постоянно кашлял.

Несмотря на то, что прекрасная природа знаменитого испанского острова не пошла ему на пользу, творческий портфель автора изрядно пополнился. Многие замечательные произведения, в том числе 24 изумительные прелюдии, были написаны именно здесь.

Пара вернулась во французское имение Дюпен в Ноан. Сельская жизнь пришлась по душе композитору, но 10 лет с взбалмошной Авророй не прошли даром. Они расстались в 1847 году, но чувствительный Шопен переживал этот разрыв как стрессовое состояние и к тому же он вынужден был покинуть, полюбившийся ему Ноан.

Композитор продолжал тосковать по Польше, с каждым годом он дает все меньше концертов. Настает время, когда он остается один, умирает его лучший друг Ян Матушиньский, который всегда понимал его и по возможности оказывал помощь. Композитор ссорится с Жорж Санд – своей последней подругой.

Друзья предложили Фредерику выступить в Англии. Чтобы отвлечься композитор на следующий же год отправляется в Лондон давать концерты и заниматься преподаванием — тем, что он так любил делать. К сожалению, оглушительный успех, влажный климат и обострение заболевания легких подорвало последние силы.

Шопен вернулся в Париж, где через короткое время и умер на руках Людовики в ночь с 16 на 17 октября 1849 года. На траурную церемонию со всех уголков Польши и других стран прибыли несколько тысяч человек, которые всегда восхищались его творчеством.

Известные пианисты исполнили «Реквием» Моцарта, как хотел Шопен На кладбище Пер-Лашез прах знаменитого музыканта захоронен между могилами Л. Керубини и Беллини.

По завещанию композитора его похоронили в Париже, а сердце перевезли в Варшаву, где оно и хранится в колонне церкви Святого Креста.


Творчество Шопена явилось огромным вкладом в сокровищницу лирического музыкального искусства. Благодаря его музыке польская культура встала в один ряд с другими европейскими культурами. Он создал новый оригинальный чисто шопеновский стиль и выявил новые возможности звучания фортепиано.

М.С Казиник. Эффект Шопена. Видео