Граф дракула или история вампиров. В Румынии нет вампиров

Эпоха Возрождения Лунин Сергей И.

Дракула – вампир?

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мисЬами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Равк - саамский вампир Живым угрожали духи мертвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни. Рассказывают о том, как в избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Влад Дракула и его государство Впрочем, не следует клеветать на Центральную Европу. У себя в Валахии (современной Румынии) и сопредельных государствах Дракула также запомнился в качестве кровавого исключения.Прозванный Дракулой - «сыном дьявола», Влад происходил из

Из книги Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме автора Горьковский Павел

Дракула в России: первый визит В XV в., как и ранее, в Валахии не велись хроники - ни княжеские, ни монастырские. Потому хотя сохранились деловые письма самого Дракулы на латыни и церковнославянском языке, но румынские источники, содержащие информацию о кровавом

Из книги Эпоха Возрождения автора Лунин Сергей И.

Дракула Брэма Стокера Повествуя о вампирических похождениях Дракулы, английский романист Брэм (Абрахам) Стокер (1847–1912) словно бы повторил интерпретационный путь Федора Курицына, акцентировав оккультно-вампирическое начало валашского воеводы. Этому спосособствовало

Из книги Тайна капитана Немо автора Клугер Даниэль Мусеевич

Дракула в России: новый визит В 1900-х гг. роман Стокера достиг России, причем - таинственная славянская симпатия к вампирической проблематике? - это были первые его переводы на иностранный язык. До октябрьского переворота 1917 г. роман переводили неоднократно, явно

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Брэм Стокер «ДРАКУЛА» Моему дорогому другу Хомми-Бегу. Прочитав книгу, вы поймете, как она складывалась. В ее основе записи о непосредственно происходивших событиях, излагаемых с точки зрения и в пределах понимания их участников. Все изложено именно так, как было,

Из книги автора

5. Дракула и святой Георгий Зачастую языческие боги того или иного народа с принятием христианства переводились в разряд нечистой силы. Православные народы оказались более милостивы к побежденным, так, у румын богиня Диана перевоплотилась в любимую героиню сказок Иляну

Из книги автора

РЕАЛЬНЫЙ ДРАКУЛА (1430/1431–1462)

Из книги автора

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДРАКУЛА (1462–1476) ПЛЕННИК КОРОЛЯ Двенадцать лет тюремного заключения в Венгрии (1462–1474) - самый темный период в необычной биографии Дракулы.В румынских источниках, устных и письменных, по вполне понятным причинам ничего не говорится об этих событиях - они

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Дракуаа: герой или вампир? Граф Дракула… Уже само имя героя нашего повествования должно внушать ужас. Практически каждый знает, что Дракула – это вампир, жуткий персонаж известной книги Брема Стокера, кочующий по театральным подмосткам и голливудским фильмам.

Из книги автора

1. Граф Дракула Многие мои ровесники, большую часть жизни прожившие в СССР, о Дракуле узнали из повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Помните? «Дракула, граф, - знаменитый венгерский вурдалак XVII–XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу

Из книги автора

5. Вампир-эстет и аристократ-убийца Характер книжного Дракулы создавался Брамом Стокером под влиянием других личностей, живших уже не в средние века, а в конце XIX столетия и хорошо знакомых писателю. Литературоведы давно обратили внимание на удивительное сходство между

Из книги автора

3. Вампир, пришедший с холода Лорд Рутвен появился на свет при обстоятельствах необычных. И на этом стоит остановиться подробнее. Летом 1816 года на берегу Женевского озера появилась компания молодых людей. Джордж Байрон, Перси Шелли, Мэри Годвин (будущая Мэри Шелли), ее

Из книги автора

ДРАКУЛА DRACULA Страна-производитель и год выпуска: США, 1931Компания-производитель / дистрибьютор: Universal PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 75 минЯзык: английский, венгерскийПродюсеры: Тод Браунинг, Карл Лэммл-мл.Режиссер: Тод БраунингАвторы сценария: Джон Л.

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и конечно же в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа Северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному, и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Рэ, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем.) Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы, как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А. С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверья, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где якобы находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

4. Вампир с Библией в руке Джон Браун родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в «богоизбранности», лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

Der Blutsauger, «вампир» Гражданское население столицы, измученное «битвой за Берлин», которая длится непрерывно с конца 1943 года, весьма скептически относится к возможности победы рейха. Берлинцам уже грезятся Invasion und Vergeltung, «вторжение и возмездие» (союзных армий). Их

автора Мансурова Татьяна

Средневековый вампир В 2006 году в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, итальянские археологи проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось более полутора тысяч останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 года. Ученые обратили внимание на хорошо

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Граф Дракула ни в чем не виноват? А как же самый известный «вампир всех времен и народов» – граф Дракула? Хотя правильнее говорить не граф, а князь – именно такой титул носил правитель Валахии Влад Дракула, живший в середине XV века. Свою сомнительную славу «величайшего

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Глава девятая Вампир в Румынии Официально вампиры появились в румынском обществе в середине XVII века, почти в то же время в Молдавии (1644) и в Валахии (1652). В Трансильвании, которая хотя и была автономным княжеством, тем не менее платила дань туркам с XVI века, первый случай

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Заключение Влад Дракула, вампир? В финале этого исследования встаёт последний вопрос: так был ли Дракула вампиром или нет?Первым доказательством можно считать его прозвище, Дракула, смысл которого в словах drac, дьявол. Дьявол был главарём всех вампиров в полном смысле

Невероятные факты

Дракула является одним из самых сильных и колоритных образов в истории мировой литературы. Вне всяких сомнений, это неоднозначный персонаж.

Дракула – пример классического вампира: с одной стороны, он элегантный и думающий, с другой стороны, он кровожаден и постоянно находится в предвкушении новой жертвы. Человеческая кровь для него – это источник пищи, и цель, к которой он стремится всем существом.

Однако, даже несмотря на огромное количество соблазненных женщин, которых лишил жизни Дракула киношный, его преступления не идут ни в какое сравнение с теми злодеяниями, которые совершил в свое время настоящий граф Дракула. Влад III, или Влад Цепеш, князь Валахии (ныне Румыния) стал известен, благодаря следующим качествам и поступкам:

Вампир Дракула

1. Дракула смачивал хлеб в чаше с кровью, прежде чем его съесть



Реальный граф Дракула, возможно, и не сосал кровь из шеи своих жертв напрямую, однако, он все же употреблял её в пищу: кровь убиенных им людей стекала в чашу, в которую он макал куски хлеба и другую еду.

В рукописях пятнадцатого века упоминается один ужасающий случай из жизни кровожадного графа. Влад Цепеш пригласил в свой замок несколько гостей и прямо за обеденным столом посадил всех на кол.

Затем он не торопясь, окончил свою трапезу и обмакнул куски хлеба в кровь, которая стекала из тел убиенных гостей. Вот таким своеобразным "десертом" Дракула лакомился довольно часто.

2. Он мстил за отца, убивая сотни невинных людей



Он не просто убивал людей, он их мучил, медленно протыкая животы тупым орудием пыток. Известно, что большую часть своей жизни Влад Цепеш провел в турецкой тюрьме, а когда вышел на свободу, узнал о том, что в результате предательства собственным народом, его отец был заживо похоронен венгерскими солдатами.

Влад узнал, что в заговоре против отца участвовали многие из дворян, которые служили его отцу, однако, он не знал, кто именно был предателем. Ему пришла в голову идея пригласить всех в свой замок и расправиться с ними. В общей сложности, на пир собралось около пятисот человек.

Когда праздник был окончен, и гости разошлись отдыхать по комнатам, солдаты Дракулы врывались к каждому и пронзали дворян, среди которых было большинство неповинных в смерти старого графа людей.

Дракула продолжал использовать эту тактику бесчисленное количество раз. Изображая радушного хозяина, он заманивал людей к себе домой на различные праздники, а затем убивал их. В конечном итоге, люди знали, что значит быть приглашенным на один из праздников Дракулы, и что им там грозит.

Однако, в любом случае, они принимали его предложение, потому что в случае отказа, они рисковали быть убитыми сразу же. Для многих это было безвыходной ситуацией. В любом случае, людей ждала страшная и мучительная смерть.

Дракон и Дракула

3. Дракула означает "сын дракона"



Имя Дракула не было придумало Бремом Стокером. Реальный Влад Цепеш, действительно, предпочитал, чтобы его называли именно так. Отец кровожадного графа, Влад II, был членом тайного общества, известного как Орден Дракона.

Он так гордился членством в этом обществе, что даже сменил свое имя на "Дракула", что в переводе с румынского означает "Дракон".

Будучи еще ребенком, Влад Цепеш-младший также был вовлечен в тайный Орден. Это побудило его изменить собственное имя на имя Дракула, что в переводе означает "сын Дракона". В наши дни имя графа всё чаще переводится как "Сын дьявола".

В любом случае, столь пугающее имя было вполне совместимо с теми поступками, которые совершал молодой Дракула. Абсолютно заслуженно Влад Цепеш получил репутацию кровожадного и ужасного монстра.

4. Дракула обладал отличным чувством юмора



Это, действительно, правда. За свою жизнь кровожадный граф не только убивал и истязал своих жертв. По словам тех, кто знал Влада достаточно хорошо, он очень часто довольно остро шутил по тому или иному поводу. Его чувству юмора можно было позавидовать. Особенно колкие шутки пускал он в адрес несчастных жертв.

Например, один из очевидцев тех страшных трапез в замке Дракулы позднее написал в своих мемуарах, как граф, наблюдая за тем, как испускают дух несчастные жертвы, как бы невзначай заметил: какой же грациозностью обладают мои жертвы, как интересно они двигаются, когда их сажаешь на кол. Он сравнил судороги умирающих с движениями лягушки.

Однажды в замок, наполненный трупами, пришел очередной гость графа. А так как в воздухе витал запах разлагающихся тел, хозяин вежливо осведомился, не мешает ли зловонье его гостью.

На что несчастный ответил, что да, мешает. Тогда граф пронзил его и подвесил к потолку, аргументируя это тем, что запах под потолком не так уж плох, и зловонье не станет больше беспокоить неосторожного гостя.

Школа Дракулы

5. Единственным наказанием было – сажание на кол



Проще всего думать, что Дракула был одиноким и несчастным сумасшедшим, который без причины убивал людей. Однако, это далеко не так. Граф вершил правосудие, как бы ужасно это не звучало.

В те времена существовало единственное наказание вне зависимости от того, какое преступление совершил человек. На кол сажали как убийц, так и мелких воришек, которые для того чтобы не умереть с голода, таскали хлеб из кондитерских.

Однако, известно, по крайней мере, одно исключение из правил, когда Дракула применил другой вид наказания. Однажды, пересекая территорию, принадлежавшую кровавому графу, один цыган украл что-то. Дракула был безжалостен и на этот раз. Он сварил несчастного вора, после чего заставил других цыган из табора съесть его.

6. Он избавлялся от всех больных и бедных, сжигая их на костре



Таким образом граф старался навести порядок на улицах города Тырговиште, в то время являющимся столицей Валахии.

Однажды Цепеш пригласил всех больных, бродяг и нищих в один из своих домов, под предлогом праздника. После того, как бедняги наелись досыта, Дракула вежливо извинился и покинул своих "гостей".

По его приказу, дом был заколочен досками снаружи, чтобы никто не смог убежать. Затем дом подожгли со всеми, кто находился внутри.

Достоверно известно, что ни один человек не выжил в том страшном пожарище, которое устроил кровожадный граф. Впоследствии Дракула неоднократно поступал так, сжигая целые деревни, населенные бедными и больными людьми. Таким бесчеловечным способом он "очищал" города и села от всех тех, кого считал лишним в этом мире.

7. Золотая чаша – символ безграничной власти



Влад Цепеш контролировал свой народ весьма жестко, пресекая любой вид преступления. Чтобы доказать, насколько могущественна его власть и насколько сильно люди его боялись, он велел в центре Тырговиште поставить огромную чашу, отлитую из чистого золота.

Долгое время чаша находилась в самом центре столицы Валахии. Однако ни один из 60000 человек, живших тогда в городе, даже не смели прикасаться к ней. Любой житель знал, что ему грозит в случае, если чаша будет похищена.

В течение всего царствования графа, никто даже не коснулся этого символа власти Дракулы, хотя чаша была на виду у тысяч людей, живущих в полной нищете. Вот такой страх вселяло в людей одно лишь имя Влада Цепеша.

8. Чтобы отравить турецких захватчиков, граф наполнил ядом собственные скважины и колодцы



В 1400-х годах Валахия находилась в состоянии войны со своими соседями, турками. Влад III, который не любил проигрывать, послал свою армию, чтобы вытеснить врагов со своей земли.

Но, в конце концов, в результате упорной борьбы, турки заставили Влада отступить. Однако, даже отступая, Дракула не сдавался. Он сжигал все деревни, расположенные на пути у турецкой армии. Сделал он это с расчетом на то, что противникам негде будет отдохнуть.

Дракула зашел настолько далеко, что отравил собственные скважины с водой. Вместе с турками отравились и тысячи жители деревень. Чувства сострадания и жалости были Цепешу не знакомы. На войне все средства хороши, даже если гибнут невинные люди.

Дракула Цепеш

9. В общей сложности Дракула убил более 100000 человек



Историки утверждают, что жертвами кровожадного графа, могли стать до 100000 человек.

Для Цепеша не существовало половых, возрастных и статусных ограничений. Он мог убить старого человека, а мог посадить на кол невинного младенца. При этом, не брезгуя ничем, он спокойно заканчивал свою трапезу.

Очевидцы рассказывали, что в то время, как они с содроганием смотрели на всё происходящее, граф лишь шутил и преспокойно доедал обед или ужин.

Во время войны с турками, около 20000 солдат вражеской армии были посажены на кол.

Влад Дракула

10. Тело Дракулы исчезло



Граф, которого боялся и ненавидел собственный народ, погиб на поле боя во время войны с турками. Его кровожадность сыграла с ним злую шутку. Армия Дракулы в несколько раз превышала армию вражескую армию по своей численности.

Однако, несмотря на столь очевидное преимущество, большинство солдат решило перейти на сторону противника. Ведь в стане врага не было таких жестких наказаний, как у Дракулы. Люди, по горло сытые жестокостью своего правителя, не задумываясь, пошли на предательство.

Смерть Дракулы

Голову Дракуле отрубили его же солдаты, а затем послали её турецкому султану. Тот, в свою очередь, пронзив её копьем, надел её на кол за пределами своего дворца, чтобы каждый прохожий мог видеть голову поверженного тирана.

Некоторые историки утверждают, что тело Дракулы затем предали земле на кладбище в монастыре Снагов, который находится за пределами Бухареста.

Но также есть противоречивые сообщения о том, что его тело никогда не было найдено, в то время как другие говорят, что возможные останки, действительно, были обнаружены, но затем исчезли. Существует версия, что тело Дракулы было похоронено со всеми его богатствами.

Таким образом, могила тирана стала хорошей мишенью для грабителей, которые вместе с сокровищами разнесли на части и останки Цепеша. Ну и самая мистичная версия – это то, что тело Дракулы исчезло само, ведь он же был настоящим драконом.

Влад Цепеш, граф Валахии, был нестандартным злодеем: думающим, страдающим, по - своему несчастным и одиноким. Его жертвами стали тысячи человек. Вся его жизнь была окутана тайной. Эта мистика не оставила образ Дракулы и после смерти.

Дует сильный ветер, громыхает гром, Замок Дракулы время от времени вырисовывается на фоне черного неба, освещаемый яркими вспышками молний… И все это происходит в Трансильвании.

Почему же эта тихая область на северо-западе нынешней Румынии стала домом вампиров и самого Графа Дракулы? Почему реально существующий замок Бран считают и называют Замком Дракулы?

Граф Дракула

О кровососущих монстрах, вампирах, слагались легенды еще с античности. Персонаж же кровожадного графа появился значительно позже. Все началось в конце XIX века, когда ирландский писатель Брэм Стокер выпустил свою знаменитую книгу «Дракула». В этом произведении впервые появляется Граф Дракула, который в последствии становится самым популярным кинематографическим и литературным образом вампира.

Создавая свое бессмертное произведение, Стокер, скорее всего, черпал вдохновение в ирладских мифах о вампирах. Также на писателя имело влияние и вышедшее на 25 лет раньше, чем его «Дракула», произведение Шеридана ле Фаню «Кармилла», в котором идет рассказ о прекрасной вампирше.
Само имя «Дракула» было заимствовано у реально жившего человека - Влада III Дракулы (Влад Цепеш), известного своей ненормальной кровожадностью правителя средневековой Валахии (область сегодняшней Румынии). Во время работы над романом, Брэм Стокер основательно изучал историю и фольклор Трансильвании, а также постоянно брал в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Писатель собирал данные о Владе Дракуле.

В книге Стокера Граф Дракула обитал в замке недалеко от ущелья Борго в Трансильвании. Резиденция реального же человека, Влада Цепеша, ставшего прообразом Графа, находилась в Тырговиште, столице Валахии. Почему же книжный вампир жил в Трансильвании?

Замок Дракулы (Замок Бран)

Вполне возможно, Стокер в одной из изученных книг наткнулся на легенду о том, что Влад Цепеш нередко ночевал в замке Бран во время своих походов, а местность вокруг него была излюбленным местом охоты господаря Дракулы. При этом замок Бран находится как раз в Трансильвании, совсем не далеко от ущелья… Только это ущелье имеет другое название, нежели вымышленное Борго.
Именно поэтому теперь замок Бран и называют Замком Дракулы, хотя это здание никогда на самом деле не принадлежало знаменитому Владу Цепешу. Это название замок получил только в XX веке, после успеха «Дракулы», когда поклонники рассказов о вампирах отправились на поиски легендарного Замка и пришли к выводу, что замок Бран и есть прототип зловещего убежища монстра…

В наши дни Замок Дракулы является самым знаменитым и популярным в Румынии, и не только из-за таинственной связи с мрачным Графом. Готическая архитектура сооружения восхищает и завораживает. Замок возведен на вершине скалы и имеет необычную трапециевидную форму, с взмывающими к небу острыми башнями. Коридоры и залы замка Бран составляют таинственно-загадочный лабиринт, и все во внутреннем облике здания напоминает о тех далеких временах, когда жил Влад Дракула…
Что же представлял из себя Влад Цепеш, ставший прообразом «короля вампиров»?

Влад III получил прозвище Цепеш (колосажатель) за особую жестокость при расправе с подданными и врагами - Цепеш сажал провинившихся на кол. Прозвище же Дракул (переводится как «дракон») Владу досталось в наследство, от его отца Влада II, который состоял в элитном рыцарском ордене Дракона.

Влад Цепеш родился в 1431 году в небольшом городке Трансильвании - Сигишоаре. Когда Владу было 12 лет он попал в плен к туркам, которые в те времена вели постоянные войны с Венгрией, в том числе и с Трансильванией, тогда она была автономной частью этой страны. В плену Цепеш провел около 4х лет. Скорее всего, именно это событие так пагубно повлияло на психику будущего господаря Валахии.

Когда Владу исполняется 17 лет турки освобождают его и сажают на престол Валахии. Однако, уже через несколько месяцев Цепеш покидает престол под напором венгерского военного Яноша Хуньяди. Дракула бежит сначала в Молдавию, а потом в Венгрию и проводит около четырех лет в Трансильвании. В 1456 году Влад Цепеш вновь восходит на трон Валахии при помощи валашских бояр и венгров.
Владычество Дракулы длилось 5 лет. За это время, согласно рассказам современников, Влад Цепеш погубил огромное количество человек. Казни отличались неслыханной жестокостью и извращенностью, при этом существовало множество вариаций исполнения приговора. Мучения жертв Цепеша могли длиться по несколько дней, и практически все осужденные умирали в ужасных муках…

Также говорили, что Цепеш весьма жестоко расправлялся и со своими неверными женщинами, ради забавы мог убивать невинных людей, и самое страшное - Влад обожал принимать пищу в непосредственной близости от трупов, подвешенных на колах…

В 1462 году, благодаря действиям венгерского монарха Матьяша Корвина, Влад Цепеш вновь вынужден бежать в Венгрию, где вскоре по ложному обвинению в сговоре с турками Дракулу заключают под стражу. Влад проводит в тюрьме 12 лет.
Освободившись, Цепешу удается вернуть себе трон Валахии. Однако, через 2 месяца после этого, в том же 1476 году, Дракула погибает во время боя с османами недалеко от Бухареста. Существует не одна версия смерти Влада Цепеша: он мог погибнуть от рук врагов, также предполагают, что румыны приняли его за турка и закололи копьями. Наиболее вероятным историки считают, что Влада убили специально нанятые румынскими боярами люди.

После смерти Влада Цепеша в народе появилась легенда о том, что он превратился в вампира. На то были основания - бесчисленные жертвы монстра часто проклинали своего мучителя перед смертью, кроме того, Влад сменил веру. Этого, согласно фольклорным поверьям народов Карпат, вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Более того, по другой легенде, тело Дракулы вскоре после похорон исчезло из могилы.
Брэм Стокер, работая над своим творением, вероятно, узнал об этих легендах, и именно поэтому назвал своего героя Дракулой. К тому же, прозвище Влада III «Дракула» можно перевести не только как «дракон», но и как «дьявол».

Начнем с того, что граф Дракула – это литературный герой ирландского писателя Брема Стокера, создавшего образ вампира в своем романе «Дракула». Как оказывается граф вовсе не граф, а князь, потому что он правил княжеством Валахией, а не графством. Это для восстановления исторической справедливости.

По преданию князь Дракула отличался невиданной жестокостью: пил кровь, сдирал кожу с живых людей, тысячами сажал на кол, прокалывал животы, прибивал тюрбаны к головам турков гвоздями, сжигал людей заживо, а затем среди всей этой вакханалии спокойно пировал.

Таким предстает перед нами одна из самых загадочных личностей средневековья – Сын Дракона (Дракул в переводе с румынского означает дракон), Князь Тьмы, Сын Дьявола – тиран и вампир – граф Дракула по прозвищу Цепеш, что дословно означает «сажающий на кол».

Все эти злодеяния ему приписывают благодаря ирландскому писателю Брему Стокеру, создавшему такой образ в своем романе «Дракула». Идею написания подобного романа ему подал его друг венгерский профессор Арминий Вамбери. В благодарность за это Стокер воссоздал своего друга в романе в образе Ван Хельсинга – непримиримого борца с вампирами.

Роман написан в 1897 году. В это время мифы и легенды о вампирах пользовались большой популярностью. Большинство жителей Европы действительно верили в их существование. Брем Стокер создал образ тирана и кровопийцы в самый подходящий момент. Семена упали в благодатную почву.

Ранее масла в огонь подлил российский дипломат Федор Курицын (умер после 1500 г). Он написал книгу «Сказание о Дракуле», в которой очень подробно описывались невероятные и просто невозможные садистские наклонности графа. Ужасы, описанные Ф.Курицыным, в России не восприняли. Книгу запретили. Но однажды она случайно попала в руки малолетнего Ивана Грозного, который ее внимательно изучил (можете себе представить ребенка с наслаждением изучающего методы пыток и способы казней). Эта книга стала для И.Грозного настольным пособием и руководством по управлению государством – государством Россия. И. Грозный даже превзошел литературного героя в способах и методах казни, описанных Ф. Курицыным. Он внес немалый вклад в усовершенствование способов и методов пыток и казней.

Кем же был Дракула на самом деле и почему румыны до сих пор считают его героем, борцом с многочисленными внешними и внутренними врагами за свободу и независимость свой родины?

Влад родился в 1431 г. в Трансильвании, которая в то время принадлежала Венгерскому королевству. В 1436г. его отец, тоже Влад только второй (Влад Дракула был третьим), стал правителем Валахии – небольшого княжества, заметьте княжества, а не графства, на территории современной Румынии. Поэтому граф Дракула вовсе не граф, а князь.

У отца Влада было три сына. Судьбы их сложились по-разному, но счастливыми их не назовешь. В результате заговора и государственного переворота, старшего сына и отца убили, закопав живьем. Младший брат Раду предал свою веру, стал фаворитом турецкого султана Мехмеда, возглавил турецкое войско и выступил с ним против своего родного брата Влада, который был готов уничтожить всю Турцию за позор и унижения, испытанные Раду в турецком плену.

Как-то в одном из боев Влад, сражаясь с турком, сбил с его головы тюрбан. Каково же было его удивление, когда он увидел столь дорогие ему черты. Надо сказать, что он очень любил своего брата. В том бою он пощадил Раду, чем и подписал себе смертный приговор. Можете себе представить: тиран, упырь, убийца опускает уже занесший над головой своего врага меч, щадя его жизнь, и при этом знает, что эта проявленная на поле боя слабость его погубит. Так и случилось. Придет время и Раду его не пощадит. Так кто негодяй и убийца? Но это будет позднее.

Сам Влад большую часть своей жизни или сражался на поле боя или сидел в тюрьме: в детстве — турецкой, будучи взрослым, – венгерской, куда его упрятал лучший друг — Венгерский король Матьяш. Вся его жизнь прошла в атмосфере клеветы и предательства. Его не щадил никто: ни враги, ни друзья, ни родственники – все были против него. Он был один. И никто не мог и не хотел ему помочь.

Влад Дракула — единственная светлая личность среди всего этого средневекого мракобесья.

В знак верности турецкому султану отец отправил Влада и Раду (младшего и горячо любимого брата Влада) в Турцию в качестве заложников. В Турции Влад пробыл более 10 лет. Выучил язык и турецкие обычаи, получил очень хорошее образование, обучился военному искусству.

Находясь в плену, Влад видел, как турки казнят христиан, сажая их на кол. Жертвы умирали мучительной смертью в течение многих часов.

После того, как в Валахии в результате заговора и государственного переворота казнили его отца и старшего брата Мирчу, закопав их живьем в могилу, трон оказался свободным и султан решил, что для него будет лучше, если правителем Валахии будет Влад. Он отправил его обратно завоевывать и так по праву наследника принадлежащий ему трон.

Пока он был в плену, бояре успели поставить во главе государства своего человека. С боями Влад Дракула отвоевал свой трон. Став правителем Валахии, он поклялся отомстить боярам за смерть своего отца и брата, и выполнил это обещание. Всех бояр, участвовавших в заговоре и казни его отца и брата он убил. Вторая клятва — отомстить туркам за унижения своего народа и младшего брата, казнив как можно больше врагов их любимой казнью. Это он в последствии и делал, сажая на кол тысячи турок, и получив, таким образом, прозвище Цепеш (сажающий на кол). И третья клятва – освободить свою родину от турецкого гнета. И эту клятву он тоже выполнит. В конце концов он освободил свою родину от османского ига. Благодаря ему румынский народ стал свободным. Поэтому румыны до сих пор чтят его как национального героя и не верят в басни про вампира Дракулу.

Возглавив государство, Влад Дракула быстро навел там порядок. Он издал закон, в соответствии с которым, за кражу, убийства и другие тяжкие преступления виновных ожидало одно наказание – смерть путем сожжения на костре. С воровством было покончено. По преданию деньги и другие ценные вещи можно было спокойно оставлять где угодно и никто даже не думал их тронуть. В стране не было ни одного вора. Общеизвестен факт, что Влад в каждом городе возле источника с питьевой водой оставлял золотой кубок, чтобы каждый мог из него напиться, но никто не осмелился его украсть, потому что наказание – смерть. В начале правления Дракулы порядок в стране действительно держался на страхе. Но другого пути у Дракулы не было. Слишком много врагов и слишком мало времени.

Кроме этого он провел и ряд других реформ. В частности, зарубежных купцов обложил большой пошлиной, своим же купцам дал большую свободу действий. Строил много замков, монастырей, заложил основы будущей столицы Румынии – Бухареста и многое другое. Страна начала подниматься. Омрачало только турецкое господство.

Власть турок на территории Европы все усиливалась. Многие христиане, спасая свою жизнь, были вынуждены принять их веру – мусульманство. Римский Папа не мог смириться с таким положением. Он решил предпринять попытку Крестового похода против турок. Но воевать с турецкой империей согласились только Венгрия и маленькая Валахия во главе с Дракулой.

Все деньги, выделенные Папой на военные нужды, присвоил себе Венгерский король Матьаш, «благополучно» их промотал и фактически не участвовал в войне. Владу не досталось ничего. Но он так обрадовался возможности отомстить туркам и избавиться от них, что с радостью согласился участвовать в Крестовом походе. Другие государства отказались, боясь турецкой мести, предпочитая и дальше находиться под их гнетом и платить им дань.

Дракула остался один. Армия его насчитывала 30000 воинов, у турок почти в 10 раз больше — 250000 человек.

При таком соотношении сходиться в открытом бою было бы равносильно поражению, поэтому Дракула избрал тактику партизанской войны. Его небольшие мобильные отряды быстро передвигались по стране, нападали на турок в неожиданном месте и в неожиданное время, побеждая превосходящего по численности противника. Кроме того, Дракулой была избрана тактика выжженной земли. Куда бы ни приходили турецкие войска, они везде заставали пустынную землю и отравленные источники воды. Ни еды, ни питья. Турки умирали тысячами от отравления, жажды и голода.

Победа была уже близка. Но Матьяш, чтобы как-то оправдаться перед Пием II и отчитаться за полученную большую сумму денег присвоил победу себе, оклеветав Дракулу. Представил Влада, как тирана, кровопийцу, вероотступника и предателя. Вершиной его «творчества» был арест Влада. Лучший друг упрятал Влада за решетку на долгие 12 лет. Папу Римского такой отчет удовлетворил, и он не стал досконально разбираться во всей этой истории. Кроме этого сфабрикованного доноса, других свидетельств о зверствах Дракулы история не знает. Нет даже городов, названия которых упоминались в доносе Венгерского короля.

Таким образом, победы Влада оказались напрасными. Матьяш, договорившись с султаном, не стал с ним воевать, и на престол Трансильвании по их обоюдному согласию был посажен родной брат Влада – Раду.

За время правления Раду Румыния полностью подчинилась Турции. Христиане массово принимали мусульманство. Это очень встревожило Сиеста 4 – нового Римского Папу. Он то и вспомнил о Владе Дракуле. Освободил его из тюрьмы и отправил в новый Крестовый поход против Османской империи. Но условием освобождения должно стать вероотступничество Дракулы. Он должен был отречься от православия и принять католичество. Кроме этого он должен был жениться на двоюродной сестре Матьяша Корвина — человека, оклеветавшего его перед Римским Папой, да и всем румынским народом.

Ради своей свободы и новой возможности отомстить Влад безоговорочно принял все условия освобождения. Возглавил венгерские войска и успешно расправился с турками на территории Трансильвании и Валахии, вновь став ее правителем.

Погиб князь Дракула в бою, но не от руки врагов. Они не могли одолеть его в открытом столкновении. Не было среди турок бойца, который смог бы его победить в сражении. Он пал жертвой заговора своих же бояр, горячо им любимого брат Раду и турецкого султана. Как-то в одном из боев, добивая остатки турецкого войска, он получил удар в спину. Удар нанесли свои. Дракуле было всего 45 лет. Они предали всё, за что боролся Сын Дракона, Князь Тьмы, Сын Дьявола, князь Дракула и его самого. Монахи похоронили Влада в часовне, построенной самим Дракулой, но кто-то перехоронил его останки, поэтому где сейчас покоится «вампир» Дракула никто не знает.

Можно считать мифом всю эту выдуманную историю о злодеяниях графа Цепеша, князя Валахии Влада Дракулы. На самом деле вся его жизнь была посвящена борьбе за независимость своей родины и свободу румынского народа против турецкого ига.

Многие жители Румынии, посмотрев фильм о Дракуле, с удивлением узнали, что их национальному герою приписывают такие ужасные злодеяния, которые он на самом деле никогда не совершал против своего народа, а вот врагов и захватчиков он не щадил и расправлялся с ними так, как и они с румынским народом. На то она и война.
В настоящее время в доме, где родился Влад, находится ресторан. У входа – изображение дракона — фамильного герба семьи Дракулы. Румынские крестьяне до сих пор с ностальгией вспоминают период правления Дракулы. Потому что при нём мамалыгу варили не на воде, а на молоке. Молоко тогда было дешевле воды. Еще и сейчас в народе популярна песня, в которой есть такие слова: Где ты Цепеш – наш Бог? Приди и освободи нас.