Какие 7 народов жили в башкирии. История и расселение башкир

Южного Урала , Южного Пред- и Зауралья. Численность 1 миллион 673 тысячи человек. По численности башкиры занимают четвёртое место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев. Говорят на башкирском языке . Верующие - мусульмане-сунниты .

Великий историк С. И. Руденко в фундаментальной работе «Башкиры» соотносит башкир с племенами, которые жили на Урале еще во II тысячелетии до нашей эры. На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К -X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор - ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн Русте (903 г.) сообщал, что башкиры - «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда Ибн Фадлан , который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

Территория современного Башкортостана была зоной взаимодействия финно-угорских, тюркских и индоевропейских народов. Наиболее распространенная этимология самоназвания «башкорт» - от «баш» - «голова» и тюрко-огузкого «гурт», «курт» - «волк» (влияние огузских племен (печенеги) в этногенезе древних башкир несомненно). Ибн Фадлан, который оставил первые достоверные сведения о башкирах, четко указывает на тюркскую принадлежность башкир.

Эпоха Золотой Орды

Принятие московского подданства

Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554-1557 гг.) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой . Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства .Разгромив Казань , Иван Грозный обращается к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.) . В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признал вотчинное право на них (примечательно: кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак - поземельную подать.

Сбор налогов с территории Башкортостана был поручен Приказу Казанского дворца. Территория Башкортостана в XVI-XVII вв. в царских документах обозначалась как «Уфимский уезд», который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские башкиры были в составе Сибирской дороги. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

В 1737 г. зауральская часть Башкортостана была приписана вновь созданной Исетской провинции, территория которой охватывала современную Курганскую, северо-восточную часть Челябинской, южную - Тюменской, восточную - Свердловской областей. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела «быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором Тайному советнику Неплюеву». Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций.

Башкирские восстания

При жизни Иоанна Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый» царь. С приходом к власти дома Романовых в XVII в. политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле - встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662-1664 гг., 1681-1684 гг., 1705-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662-1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681-1684 гг. - свободу исповедания Ислама.После восстания 1705-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) - подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, предместий Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками - кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнен один из предводителей башкирского восстания 1705-11 г., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.

Самым тяжелым по потерям для самих башкир является восстание 1735-1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). По подсчетам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.Следующее восстание разразилось в 1755 г. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена легкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника - взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз - в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкирии, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал свое знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.

Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Емельяна Пугачёва , герой этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти.

Результатом этих восстаний явилось установление сословного статуса башкир.

Башкиры в Отечественной войне 1812 года

До начала войны:1ый Башкирский полк был в составе казачьего корпуса атамана Платова, находящегося в городе Гродно2ой Башкирский полк входил в 1-ю бригаду полковника Иловайского 12-го, 5-й кавалерийской дивизии, 2-й Западной армии.Тептярский казачий полк майора Тимирова вошёл в состав авангарда 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова 1-го.Узнав о начале войны, башкиры немедленно сформировали 3-й, 4-й, 5-й Башкирские полки добровольцев.

Казачий корпус Платова, прикрывая отход армии Багратиона, 15 (27) июня 1812 года принял бой под Гродно, в котором активно участвовал и 1-й Башкирский полк. Особенно отличились рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин, есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин.

Знаменит бой конницы Платова с французским авангардом 17 июня (9 июля). Бригада генерала Турно из шести полков была разбита наголову. В этом бою вместе с донскими казаками храбро сражались и башкирские конники. Вновь отличившийся рядовой Узбек Акмурзин за этот бой был произведен в урядники.

1 (13) июля корпус Платова прибыл в Романово2 (14) июля семь кавалерийских полков неприятеля были встречены казаками, башкирами, калмыками и после упорного боя опрокинуты. Получив подкрепление, враг предпринял вторую атаку, но, натолкнувшись на стойкую оборону, вынужден был вновь отступить. Опять отличившийся конник Буранбай Чувашбаев за отличную службу и проявленную храбрость был произведен в урядники.

Бородино. Особо отличился 3-й батальон Уфимского пехотного полка.

в Башкирии и из башкир прилегающих уездов Пермской и Оренбургской губерний было сформировано 28 (в том числе 6 ремонтных) башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка.

15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки.

Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан

Башкиро-Мещерякское Войско. Кантонная система управления

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России . В административном отношении были созданы кантоны . Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й - в Оренбургской губерниях. В 1802-1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) - 5-м.

Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) - во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска.Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября г.»

Провозглашение Республики Башкортостан и Соглашение об образовании БАССР

После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкурдистан.

Теории этногенеза башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В 20 в. исследованиями Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. К. Дмитриева, Дж. Г.Киекбаева и др. обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с запада, юга и востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним «башkорт». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современную территорию расселения. Другое название башкир («иштэк»/«истэк») предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

Угорская теория

Тюркская теория

Теория комплексного происхождения

Традиционные занятия и ремёсла

Основным занятием башкир в прошлом было кочевое (джяйляуное) скотоводство ; были распространены охота , бортничество , пчеловодство, птицеводство, рыболовство. собирательство. Из ремёсел - ткачество, выделка войлока , производство безворсовых ковров , шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева.

Курганские башкиры

Курганские башкиры - этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области .Общая численность - 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирского населения в Курганском Зауралье - Танрыкулово, Сарт-Абдрашево, Шарипово,Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуй и др. Абсолютное большинство курганских башкир - сельские жители. Верующие - мусульмане (сунниты)

Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.

Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большимим расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)

Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», головные покрывала «кушъяузык».

Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск,Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960-1970ых годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.

Оренбургские башкиры

Башкиры Оренбургской области считаются коренными его жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах - Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека). В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах - Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек)и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай), сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского. Оренбургский край дал башкирскому народу выдающихся людей - Мухаметша Бурангулов (народный сэсэн, знаменитый фольклорист, впервые оформивший рукопись башкирских устных народных эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал и Салават» и др., из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Даут Юлтый (писатель, из деревни Юлтыево Красногвардейского района), Сагит Агиш (писатель, мастер коротких рассказов, из деревни Исянгильдино Шарлыкского района), Равиль Бикбаев (поэт, из деревни Верхне-Кунакбаево Покровского района), Габдулла Амантай (писатель, из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Хабибулла Ибрагимов (драматург и композитор, из Оренбурга), Валиулла Муртазин-Иманский (актёр, режиссёр и драматург, из деревни Имангулово Октябрьского района), Амир Абдразаков (актёр и режиссёр, из деревни Каипкулово Александровского района).

Пермские башкиры

Башкирская родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы - от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.

После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в 1-й башкирский кантон. Самым знаменитым для них выло участие в войне против Наполеона (Франции). 13 пермских башкир за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».

После принятия гайнинцами московского подданства, правительство начало проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись. Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено могущественным тарханом гайнинских башкир, рудопромышленником и старшиной Туктамышем Ишбулатовым (в будущем - депутатом от башкир в екатерининской Уложенной комиссии и пугачевским полковником). Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773-1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.

Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов , по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов, который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансур Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай .

Башкиры Самарской области

Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз . Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада. Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей. Это писатели Рашит Нигмати (1909-1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901-1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905-1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893-1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892-1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891-1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913-1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955-1971).

Башкиры Челябинской области

На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области. До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ Примечания

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе . Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни . Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления . Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

Башкиры - древний народ, проживающий на юге Урала уже не менее 12 веков. Их история чрезвычайно интересна, и удивительно то, что, несмотря на окружение сильными соседями, башкиры сохранили свою уникальность и традиции до сих пор, хотя, конечно, этническая ассимиляция делает свое дело. Численность населения Башкирии на 2016 год составляет около 4 миллионов человек. Не все жители региона являются носителями языка и древней культуры, но дух этноса здесь сохраняется.

Географическое положение

Башкортостан находится на границе Европы и Азии. Территория республики составляет чуть более 143 тысяч кв. км и охватывает часть Восточно-Европейской равнины, горной системы Южного Урала и возвышенности Зауралья. Столица региона - Уфа - является самым крупным населенным пунктом республики, остальные по численности населения и размерам территории сильно уступают ей.

Рельеф Башкортостана чрезвычайно разнообразный. Самая высокая точка региона - хребет Зигальга (1427 м). Равнины и возвышенности хорошо подходят для ведения сельского хозяйства, поэтому население Башкирии издавна занимается скотоводством и растениеводством. Республика богата водными ресурсами, здесь размещаются бассейны таких рек, как Волга, Урал и Обь. По территории Башкирии протекает 12 тысяч рек разного размера, здесь размещается 2700 озер, преимущественно родникового происхождения. Также здесь создано 440 искусственных водоемов.

Регион располагает большими запасами полезных ископаемых. Так, здесь обнаружены месторождения нефти, золота, железной руды, меди, природного газа, цинка. Башкирия находится в зоне умеренного пояса, на ее территории немало смешанных лесов, лесостепей и степей. Здесь выделены три крупных заповедника и несколько природных заказников. Башкортостан граничит с такими субъектами Федерации, как Свердловская, Челябинская и Оренбургская области, с Удмуртией и Татарстаном.

История башкирского народа

Первые люди на территории современной Башкирии жили еще 50-40 тысяч лет назад. Археологи нашли следы древних стоянок в пещере Иманай. В эпоху палеолита, мезолита и неолита здесь проживали племена охотников и собирателей, они осваивали местные территории, приручали животных, оставляли рисунки на стенах пещер. Гены этих первых поселенцев стали базой для формирования башкирской народности.

Первые упоминания о башкирах можно прочесть трудах арабских географов. Они рассказывают, что в 9-11-м веках по обеим сторонам Уральских гор проживал народ по имени «башкорт». В 10-12-м веках башкиры входили в состав государства С начала 13-го века они яростно воевали с монголами, которые хотели захватить их земли. В итоге был заключен договор о партнерстве, и на протяжении 13-14 веков башкирский народ входит в состав Золотой Орды на особых условиях. Башкиры не были народом, обложенным данью. Они сохраняли собственное социальное устройство и находились у кагана на военной службе. После распада Золотой Орды башкиры входили в состав Казанской и Сибирской Орды.

В 16-м веке началось сильное давление на самостоятельность башкир со стороны Русского царства. В 1550-х годах Иван Грозный призвал народ добровольно войти в состав его государства. Долго велись переговоры, и в 1556 году был заключен договор о вхождении башкир в Российское царство на особых условиях. Народ сохранял свои права на религию, администрацию, войско, но платил русскому царю налог, за это получая помощь в отражении внешней агрессии.

До 17-го века условия договора соблюдались, но с приходом к власти Романовых начались поползновения на суверенные права башкир. Это привело к целой серии восстаний 17-18-го веков. Народ понес огромные потери в борьбе за свои права и самостоятельность, но смог отстоять свою автономию в составе Российской империи, хотя все-таки на определенные уступки пойти пришлось.

В 18-19-м веках Башкирия не раз подвергалась административному реформированию, но в целом сохраняла за собой право на проживание в исторических границах. Население Башкирии на протяжении всей своей истории было отличными воинами. Башкиры активно участвовали во всех сражениях, которые вела Россия: в войне 1812 года, Первой и Второй мировых войнах. Потери народа были велики, но и победы славны. Среди башкир немало настоящих героев-воинов.

Во времена переворота 1917 года Башкирия сначала была на стороне сопротивления Красной армии, была создана Башкирская армия, которая отстаивала идею независимости этого народа. Однако по ряду причин в 1919 году Башкирское правительство перешло под управление советской власти. В рамках Советского Союза Башкирия хотела образовать союзную республику. Но Сталин заявил, что Татарстан и Башкортостан не могут быть союзными республиками, так как являются российскими анклавами, поэтому была создана Башкирская автономная республика.

В советские времена региону пришлось пережить трудности и процессы, характерные для всего СССР. Здесь прошли коллективизация и индустриализация. В годы войны в Башкирию было эвакуировано немало промышленных и иных предприятий, которые составили основу послевоенной индустриализации и восстановления. В годы перестройки, в 1992 году, была провозглашена Республика Башкортостан со своей Конституцией. Сегодня Башкирия активно занимается возрождением национальной идентичности и исконных традиций.

Общая численность населения Башкирии. Динамика показателей

Первая Башкирии была проведена в 1926 году, тогда на территории республики проживало 2 миллиона 665 тысяч человек. Позже оценки численности жителей региона проводились с разной периодичностью, и только с конца 20-го века такие данные стали собираться ежегодно.

До начала 21-го века динамика численности была положительной. Самый большой прирост количества жителей пришелся на начало 50-х годов. В остальные периоды регион стабильно увеличивался в среднем на 100 тысяч человек. Небольшое замедление прироста было зафиксировано в начале 90-х годов.

И только с 2001 года обнаружилась отрицательная Ежегодно количество жителей сокращалось на несколько тысяч человек. К концу 2000-х годов ситуация немного исправилась, но в 2010 году вновь число жителей начало уменьшаться.

Сегодня население в Башкирии (2016 год) стабилизировалось, численность составляет 4 миллиона 41 тысячу человек. Пока демографические и экономические показатели не позволяют рассчитывать на улучшение ситуации. Но руководство Башкортостана ставит своей первоочередной задачей снижение смертности и повышение рождаемости в регионе, что должно положительно сказаться на численности его жителей.

Административное деление Башкортостана

Начиная с середины 16-го века Башкирия как часть Российской империи объединялась вокруг Уфы. Сначала это был Уфимский уезд, потом Уфимская провинция и Уфимская губерния. В советские времена регион пережил несколько территориально-административных реформ, связанных то с укрупнением, то с дроблением на районы. В 2009 году было принято сегодняшнее деление Башкортостана на территориальные единицы. Согласно республиканскому законодательству в регионе выделены 54 района, 21 город, из них 8 - республиканского подчинения, 4532 сельских населенных пункта. Сегодня население городов Башкирии постепенно растет преимущественно за счет внутренней миграции.

Распределение населения

Россия - преимущественно аграрная страна, около 51 % числа россиян живут в сельских поселениях. Если оценивать население городов Башкирии (2016 год), то можно увидеть, что в них проживает около 48 % населения, т. е. 1,9 миллиона человек из общего числа в 4 миллиона. То есть регион укладывается в общероссийскую тенденцию. Список городов Башкирии по численности населения выглядит следующим образом: самый крупный населенный пункт - это Уфа (1 млн 112 тысяч человек), остальные поселения значительно меньше по размеру, в пятерку лидеров также входят Стерлитамак (279 тысяч человек), Салават (154 тысячи), Нефтекамск (137 тысяч) и Октябрьский (114 тысяч). Прочие города относятся к числу малых, их численность не превышает 70 тысяч человек.

Возрастно-половой состав населения Башкирии

Общероссийский показатель соотношения женщин и мужчин составляет примерно 1,1. Причем в раннем возрасте количество мальчиков превосходит число девочек, но с возрастом картина меняется на противоположную. Рассматривая население Башкирии, можно увидеть, что данная тенденция здесь сохраняется. В среднем на каждую тысячу мужчин приходится 1139 женщин.

Распределение населения по возрастам в Республике Башкирия выглядит следующим образом: моложе трудоспособного - 750 тысяч человек, старше трудоспособного - 830 тысяч человек, трудоспособного возраста - 2,4 миллиона человек. Таким образом, на 1000 человек трудоспособного возраста приходится около 600 человек молодого и пожилого возраста. В среднем это соответствует общероссийским тенденциям. Половозрастная модель Башкирии позволяет отнести регион к стареющему типу, что говорит о будущем усложнении демографической и экономической ситуации в регионе.

Национальный состав населения

С 1926 года ведется наблюдение за национальным составом жителей Башкирской республики. За это время выявлены следующие тенденции: количество русского населения постепенно уменьшается, с 39,95 % до 35,1 %. А количество башкир увеличивается, с 23,48 % до 29 %. И этническое башкирское население Башкирии на 2016 год составляет 1,2 миллиона человек. Остальные национальные группы представлены такими цифрами: татары - 24 %, чуваши - 2,6 %, марийцы - 2,5 %. Другие национальности представлены группами менее 1 % от общего числа населения.

В регионе есть большая проблема по сохранению малых народов. Так, популяция кряшенов за последние 100 лет выросла, мишари находятся на грани исчезновения, а тептяри совсем исчезли. Поэтому руководство региона старается создать специальные условия для сохранения оставшихся малых субэтносов.

Язык и вероисповедание

В национальных регионах всегда стоит проблема сохранения религии и языка, не исключение и Башкирия. Вероисповедание населения - важная часть национальной идентичности. Для башкир исконной верой является ислам суннитского толка. В советские времена религия была под негласным запретом, хотя внутрисемейный уклад часто все-таки строился по мусульманским традициям. В постперестроечные времена в Башкирии начинается возрождение религиозных обычаев. За 20 лет в регионе было открыто более 1000 мечетей (в советское время их было всего 15), около 200 православных храмов и несколько культовых заведений других конфессий. И все же доминирующей религией региона остается мусульманство, этой религии принадлежит около 70 % всех церквей республики.

Язык - важная часть национального самосознания. В Башкирии в советское время не было специальной языковой политики. Поэтому часть населения начала утрачивать родную речь. С 1989 года в республике ведется специальная работа по возрождению национального языка. Введено обучение в школе на родном языке (башкирском, татарском). Сегодня 95 % населения владеют русским языком, 27 % владеют башкирским, 35 % - татарским.

Экономика региона

Башкортостан - один из наиболее стабильных в экономическом плане регионов России. Недра Башкирии богаты полезными ископаемыми, так, республика занимает 9-е место в стране по добыче нефти и 1-е - по ее переработке. Экономика региона хорошо диверсифицирована и поэтому хорошо преодолевает сложности кризисных времен. Несколько отраслей промышленности обеспечивают стабильность развития республики, это:

Нефтехимическая отрасль, представленная крупными комбинатами: «Башнефть», Стерлитамакский нефтехимзавод, Башкирская содовая компания;

Машиностроение и металлургия, в том числе Троллейбусный завод, Нефтемаш, Кумертауское авиапредприятие, предприятие по производству вездеходов «Витязь», Нефтекамский автозавод;

Энергетическая промышленность;

Обрабатывающая отрасль.

Большое значение для экономики региона имеет сельское хозяйство, башкирские крестьяне успешно занимаются животноводством и выращиванием растений.

В регионе хорошо развиты торговля и сфера сервиса, на которых отрицательно сказывается снижение доходов населения (2016) в Башкирии, но все же ситуация в республике много лучше, чем в дотационных областях страны.

Занятость населения

В целом население Башкирии находится в более хороших экономических условиях, чем жители многих других регионов. Однако в 2016 году здесь зафиксирован рост безработицы, за полгода показатель вырос на 11 % по сравнению с прошлым годом. Также замечаются снижение торговли и потребления услуг, сокращение зарплат и реальных доходов населения. Все это приводит к очередному витку безработицы. В первую очередь под удар попадают молодые специалисты и выпускники вузов без опыта работы. Это приводит к тому, что начинается отток молодежи и квалифицированных сотрудников из региона.

Инфраструктура региона

Для любого региона важна которая позволяет жителям испытывать удовлетворение от проживания в том или ином месте. Население Башкирии на 2016 год достаточно высоко оценивает условия жизни в своем регионе. В Башкортостане много сил и средств вкладывается в ремонт и строительство дорог, мостов, учреждений здравоохранения. В республике развивается транспортная и туристическая инфраструктура. Однако, безусловно, есть и проблемы, в частности с обеспеченностью населения учреждениями образования и культуры. Регион имеет явные трудности с экологией, многочисленные производственные предприятия негативно влияют на чистоту воды и воздуха в районе крупных городов. Однако городская инфраструктура значительно лучше развита, чем сельская, что приводит к оттоку сельского населения в города.

Демографические характеристики населения

По демографическим показателям Башкортостан выгодно отличается от многих регионов страны. Так, рождаемость в республике немного, но растет последние 10 лет (исключением стал только 2011 год, когда произошло снижение на 0,3 %). Но, к сожалению, и смертность тоже растет в последние годы, хотя меньшими темпами, чем рождаемость. Поэтому численность населения Башкирии показывает небольшой естественный прирост, что нехарактерно для страны в целом.

Российская Федеративная республика является многонациональным государством, здесь живут, работают и чтут свои традиции представители многих народов, одним из которых являются башкиры, проживающие в Республике Башкортостан (столица Уфа) на территории Приволжского Федерального округа. Надо сказать, что башкиры проживают не только на данной территории, их можно встретить повсеместно во всех уголках РФ, а также в Украине, Венгрии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении и Киргизии.

Башкиры или как они сами себя называют башкорты - коренное тюркское население Башкирии, по статистическим данным на территории автономной республики проживает около 1,6 миллиона человек данной национальности, значительное количество башкир проживает на территории Челябинска (166 тысяч), Оренбурга (52,8 тысячи), около 100 тысяч представителей данной народности размещаются в Пермском крае, Тюмени, Свердловской и Курганских областях. Их религия - исламский суннизм. Башкирские традиции, их быт и обычаи очень интересны и отличаются от других традиций народов тюркской национальности.

Культура и быт башкирского народа

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четко деление линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах. Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).

(Картина Ф.Рубо "Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II" 1880-е г )

Богатые башкорты практиковали многоженство, ведь ислам разрешает иметь до 4-х жен одновременно, причем существовал обычай сговаривать детей еще в колыбелях, родители выпивали бата (кумыс или разведенный мед из одной пиалы) и таким образом заключали свадебный союз. При вступлении в брак за невесту было принято давать калым, который зависел от материального состояния родителей новобрачных. Это могли быть 2-3 лошади, коровы, несколько нарядов, пары обуви, расписной платок или халат, матери невесты дарилась лисья шуба. В брачных отношениях чтили старинные традиции, действовало правило левирата (младший брат должен жениться на жене старшего), сорората (вдовец женится на младшей сестре своей покойной жены). Ислам играет огромную роль во всех сферах общественной жизни, отсюда и особое положение женщин в кругу семьи, в процессе женитьбы и развода, а также в наследственных отношениях.

Традиции и обычаи башкирского народа

Основные празднества башкирский народ проводит весной и летом. Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника - это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

Праздник плуга Сабантуй посвящен началу работ в полях, все жители селения приходили на открытую местность и участвовали в различных соревнованиях, они боролись, состязались в беге, скакали наперегонки на лошадях и перетягивали друг друга на веревках. После определения и награждения победителей накрывали общий стол с различными кушаньями и угощениями, обычно это было традиционный бешбармак (блюдо из крошеного отварного мяса и лапши). Раньше этот обычай проводился с целью задобрить духов природы, чтобы они сделали землю плодородной, и она дала хороший урожай, а со временем это стал обычный весенний праздник, знаменовавший начало тяжелых сельскохозяйственных работ. Жители самарской области возродили традиции и Грачиного праздника и Сабантуя, которые они отмечают каждый год.

Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.

Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).