Короткие рассказы о победе и поражении. Победа и поражение в романах «Преступление и наказание» и «Отцы и дети

Что можно считать победой и что поражением? Победа выражается, как правило, в превосходстве одной стороны над другой. Борьба может разворачиваться как в душе одного человека, так и между отдельными людьми или группами. Конечно, привычнее всего рассуждать о победах и поражениях, когда речь идёт о противостоянии армий на поле боя. Критериями превосходства одной армии над другой, с одной стороны, являются материальные, территориальные и человеческие потери, с другой стороны, одно войско не пошло бы на другое, если бы массы людей, составляющих это войско, противились общей цели войны и приказам главнокомандующих. Получается, результаты сражений можно рассматривать тоже с двух сторон: физической и духовной. В духовном плане сражение похоже на столкновение двух стихий. В разгар боя стихийной силой нельзя управлять сверху, как невозможно человеку подчинить бушующие волны. Я поняла, что нельзя однозначно ответить на вопрос о победе или поражении, прочитав роман Л.Н. Толстого «Война и мир».

В тексте романа показано немало битв, но наиболее важными являются Аустерлицкое и Бородинское сражения. Аустерлиц – первое значимое сражение в войне с Наполеоновской армией. Оно было проиграно русскими, хотя, если сравнивать численную силу армий, преимущество было именно на их стороне. Однако русское войско, потеряв немыслимое количество людей, бежало, подарив французам блистательную победу. Почему? Я считаю, что такое большое скопление людей, как армия, подобно стихии. Объединённые одной целью, одним настроением, тысячи солдат представляют собой некий громадный механизм, единое существо, более не подвластное воле одного- двух великих, но ничтожных в сравнении с величием армии людей. Великие полководцы могут влиять на войско лишь тогда, когда цели и настроение этих людей совпадают с общим духом армии. В «Войне и мире» Л.Н. Толстой показывает, что при Аустерлице среди командующей верхушки был разлад из-за присутствия императора Александра I. Этот разлад передался, как по артериям, всем массам солдат. Невдохновлённые, неободрённые, не понимающие смысла предстоящего боя, при первом же колебании войска обратились в бегство. Без чёткой цели, без ясной мысли и единого настроения с духом армии произошло то, что происходит с волной, наткнувшейся на подводную высокую и непреодолимую скалу: сила духа войска рассыпалась брызгами. Уступающие численностью французы победили уступивших им силой духа русских.

Кульминацией романа,в котором автор его люби «мысль народную» , несомненно, является Бородинское сражение, которому Л.Н. Толстой посвятил двадцать глав. Чтобы понять « насмешку этого сражения над всеми законами войны», следует вспомнить, при каких условиях оно было дано и к каким последствиям привело. Отступающая русская армия, проигрывающая французам одно сражение за другим, отходила к Москве. Сдать столицу без боя было невозможно, об этом и Лермонтов писал в стихотворении «Бородино»:

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!»

Кутузов был вынужден приказать дать сражение, невзирая на условия местности и готовность армии. Однако несмотря на внешние неблагоприятные условия, в русских, близких к сердцу России, поднимается и растёт та «скрытая теплота патриотизма», которая так восхищает иностранцев (в том числе и Наполеона) и которой они невольно боятся. По всем законам войны поражение русской армии под Бородином неповторимо тем, что поражение это проявилось не в отступлении армии, а в огромных потерях на поле боя. Битва длилась весь день, от рассвета до заката (по словам Толстого, он показывает сражение по солнцу и под солнцем), и изначально воинственный настрой французской армии постепенно сменился удивлением, ибо чем больше русские теряли, тем решительнее сражались. После описания битвы Толстой формулирует вывод: «Победа нравственная была одержана русскими под Бородином». И я не вижу причин не соглашаться с великим писателем: так поражение стало победой. После мнимой победы наполеоновского войска на Бородинском поле, французы, заняв Москву, вскоре бегут из неё, что противоречит законам войны и банальной логике обычного человека, если он не допустит, что битва велась не только оружием, но и духовной силой войск. Волна внутренней силы французской армии накатила и… разбилась, натолкнувшись на невидимую, но величественную и непреодолимую скалу духа русского народа. Разрозненные потоки французской армии достигают Москвы и уже там рассыпаются окончательно. Толстой пишет, что вместо того чтобы организованно пополнять запасы провизии, заниматься переоснащением армии, французы грабят Москву и мародёрствуют в ней. Этот факт также указывает на то, что, несмотря на взятие столицы, что по всем законам войны подразумевает победу над противником, стихийная сила французов разбита и постепенно рассеивается, как распадающаяся на капли волна.

Таким образом, можно заключить, что не всякая победа на самом деле безоговорочна. Зачастую поражение становится победой. Если посмотреть объективно на исход Бородинской битвы, то получается, что в результате русские отступили и сдали Москву. Надо восстановить историческую справедливость и признать, что победу одержал Наполеон. Это признание не умаляет славы русской армии, которая, проиграв сражение, сумела одержать победу в Отечественной войне 1812 года. «Дубина народной войны», как пишет Л.Н. Толстой, «поднялась… и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие». Даже при большом численном превосходстве нельзя не допускать возможности поражения за счёт превосходящей силы духа противника. Так поражение может на самом деле означать победу.

Дарья Манкевич, ученица 11-Г класса Академической Гимназии № 56

Что такое победа? Что такое поражение? Почему порой мы терпим поражения или, наоборот, одерживаем победы? Победа – это успех, достижение поставленной цели, преодоление самого себя и враждебных обстоятельств. Каждый день мы сталкиваемся со всевозможными проблемами, препятствиями и терниями. Людям мешает лень, страх, неуверенность в себе. Именно поэтому на пути к цели важно проявить силу воли, твердость духа.

Обратимся к роману , где главный герой проиграл сражение с самим собой, со своей ленью. Он вырос в среде, где все шло своим чередом, плавно, спокойно, размеренно. Илюша всегда был окружен заботой, вниманием и именно поэтому в будущем ему не хватило самостоятельности. Горячо любимым занятием Обломова было лежание на диване. Шли дни, месяцы, годы… Но все «хорошее» когда-нибудь заканчивается, верно? На Илью Ильича навалились проблемы, которые, при желании, наверное, можно было решить, но он не изменил себе и не стал что-либо предпринимать, дабы исправить бедственное положение дел. Говорят, любовь меняет людей, так произошло и с Обломовым: он сделал попытку преодолеть себя. Благодаря любви к Ольге он : поднялся с дивана, начал читать, гулять. Однако вскоре он отказался от этой затеи, оправдывая себя тем, что не сможет дать возлюбленной того, чего она действительно заслуживает. Найдя оправдание, герой возвращается к родному дивану и привычному образу жизни. А вот его ближайший друг Штольц смог добиться своего,ведь его воспитание было суровым и, как показала жизнь, правильным. Штольц переборол страх большого города и тоску по дому, чтобы состояться в большом городе и найти свое призвание. Он достиг карьерного успеха и завоевал расположение Ольги.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» поистине великую . На своем пути он пережил массу жестоких ударов судьбы. В гражданскую войну он потерял семью, остался совершенно один. Взяв себя в руки, Соколов миновал пору страданий: получил образование, затем устроился на работу, а через какое-то время женился. Дружная семья, трое детей, вот оно, казалось бы, счастье… Все разрушилось в один момент. Началась война, героя забрали на фронт. Плен, голод, изнуряющий труд, смерти товарищей. В такие минуты греть душу может лишь мысль о семье, о доме, лишь они могут дать надежду на светлое будущее. В дом, где находились жена с его двумя дочерями, упал снаряд, а в День Победы Соколов узнал о гибели сына. Сложно представить, что чувствует человек в такие секунды. Откуда берет силы? Несмотря ни на что, он продолжил жить, усыновил такого же одинокого, как и он сам, мальчишку. Думаю, что любой другой уже бы сломался, но только не . Он превозмог страдания и нашел утешение в воспитании Вани.

Победы может достичь лишь настойчивый и целеустремленный человек. Отступить – значит принять поражение. Необходимо помнить, что это твоя жизнь. Не забывать, что все зависит от тебя, ведь мы сами творцы своих судеб.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Одним из главных романов в теме "Победа и поражение" на итоговом сочинении большинство педагогов и не педагогов предлагают сделать "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. И это очень достойный выбор. Во-первых, Преступление и наказание поистине гениальный роман гениального писателя. Во-вторых, у Федора Михайловича скоро юбилей, возможно будет напечатано несколько новых работ по роману, с ними можно будет ознакомиться. Да и вообще прочитать хороший роман (пусть сложный, пусть занудный) весьма полезно для последующей жизни. Кстати, если очень лень читать Преступление и наказание, можно кино посмотреть. В СССР умели экранизировать классику близко к тексту. Я говорю о кулиджановском фильме 1969 года, хотя есть еще сериал 2007 года. можно напрячься, посмотреть обе версии и выделить то, чем они похожи и различаются.

Для итогового сочинения очень важно привести правильные тезисы и аргументы. Для начала вспомним. что это такое, потому что я, например, уже не смогу точно сформулировать
Те́зис - кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Аргуме́нт (до́вод) - логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения - тезиса.

Тезисами сочинения о победе и поражении Раскольникова может выступать его теория. Студент Раскольников считал, что люди делятся на две категории: "Люди низшие" и "Собственно люди". Собственно люди могут делать с людьми низшими все, что угодно, потому что жизнь низшего человека не представляет никакой ценности. И, разумеется, Родион Романыч хотел бы видеть себя человеком из разряда Людей. Чтоб доказать свою значимость себе он убивает старуху. Причем первоначально Раскольников действует вполне рационально: один способ переноски топора вызывает восхищение. Однако преступление для Раскольникова не проходит гладко: и денег много он не добыл, и не потратил их так, как хотел. Более того - наш герой начинает задумываться о смысле убийства. А значит - сомневаться в своей сверхчеловечности.

В общем, тезис о том, что Раскольников - человек "право имеющий" никакими аргументами не подкрепляется. Поэтому сам Раскольников терпит поражение и признается в совершенном преступлении.
Отступление для пущей понятности: Теорию сверхчеловека разработал Ницше,
причем позже того, как эту же теорию развенчал Достоевский в
Преступлении и наказании. Во как бывает у этих философов. И да,
Достоевский это вполне себе философ, просто при этом гениальный
писатель.

И вот здесь - внимание - можно говорить уже о победе Родиона Раскольникова. Победе над собой. Победе над стереотипами. Победа и поражение в Преступлении и наказании близки и перетекают одно в другое.

Здесь же, в теме Победы и Поражения можно вспомнить о православном убеждении Федора нашего Михайловича и выдать на-гора тезис о том, что с помощью христианского смирения и происходит в нашей жизни главная победа - над собой. Стоит тут вспомнить и таинство покаяния, к которому близко признание Раскольникова в преступлении.

Это лишь немногие тезисы и аргументы к сочинению по теме Победа и поражение. Можно еще подумать и напридумывать стопицот штук. Удачи, юные мои друзья!

Ну что ж, мои маленькие читатели, продолжим наши размышления по мотивам тем итогового сочинения в 2016-2017 учебном году . Следующее тематическое направление, к которому мы обратимся (до того были Разум и чувства и Честь и бесчестие ), это Победа и поражение.

Это тематическое направление можно рассматривать через призму человеческой жизни. На мой взгляд, человеческая жизнь и есть череда побед и поражений. Для ощущения счастья нужно и первое, и второе. Наиболее важным для человека является победа над самим собой - проиграть себе лишит человека чувства жизни.

Обратимся к словарям, для того, чтобы не быть голословными в размышлениях о победе и поражении.

Словарь Д.Н. Ушакова: "Поражение - военная неудача, разгром || неудачный исход каких-н. действий, проигрыш в состязании, споре."

Словарь В.И. Даля: "Победа - от глагола "побеждать" - осиливать, одолевать, превозмогать, побора(?)ть, смирять, покорять, подчинять себе, одержать верх, совладать; быть первым при состязании. "

Словарь Ефремовой Т.Ф.: "Победа - успех в бою, в битве, закончившийся полным поражением противника; успех в спортивном состязании, соревновании, закончившийся поражением соперника; успех в борьбе за что-л.; какое-л. достижение в результате борьбы, преодоления чего-л." "Поражение - повреждение, нанесенное каким-л. оружием; ранение, нанесенное каким-л. оружием; полный разгром противника, выведение его из состояния боеспособности; проигрыш в спортивных состязаниях; неудача в каком-либо занятии, деле, в какой-л. деятельности".

Раскрыть тему и подкрепить собственные тезисы позволят мысли признанных мыслителей sic:

М.А. Шолохов "Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело";

А. Беляев "Ни один шахматист не выиграет партии, имея на руках одну фигуру короля против всех фигур противника";

В.И. Ленин "Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки";

Мировая литература предлагает множество аргументов любого аспекта победы и поражения:

Л.Н. Толстой "Война и мир" (Пьер Безухов, Николай Ростов);

Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание (поступок Раскольникова (убийство Алены Ивановны и Лизаветы) - победа или поражение?);

М. Булгаков "Собачье сердце" (профессор Преображенский - победил природу или проиграл ей?);

С. Алексиевич "У войны - не женское лицо" (цена победы в Великой Отечественной войне - искалеченные жизни, судьбы женщин)

С. Коллинз "Голодные игры" (участники голодных игр - какова цена победы в играх?).

По этому тематическому направлению мы готовили сочинение по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека" . Тема сочинения была следующей: "Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение". Речь велась о том, что существуют внешние обстоятельства, в данном случае война, которым человек не может противостоять и проигрывает.

Пример итогового сочинения по третьему направлению от ФИПИ.

Все победы начинаются с победы над самим собой

Не бойся идти не туда -
бойся никуда не идти.
Дмитрий Емец.

Жизнь – долгая, длинная дорога, сотканная из побед и поражений, из взлётов и падений, на которой происходят события вселенского масштаба и личностного. Как не потеряться и не растеряться в мироздании отпущенного человеку времени? Как устоять от соблазнов и роковых ошибок, чтобы потом не было горько и обидно? И как стать победителем своей жизни?

Вопросов много, ответов почти нет, но ясно одно: сделать это непросто. Литературный мир богат примерами, подтверждающими тот факт, как человек шел через тернии к звездам и как скатывался в мир алчности, душевной пустоты, теряя себя, родных и близких. Мой читательский и жизненный опыт позволяют мне смело согласиться с утверждением, что «все победы начинаются с победы над самим собой».

Жизнь Сантьяго, старика, лицо которого испещрено морщинами, а руки – глубокими шрамами от бечевы, причем, очень старыми, тому подтверждение. Когда читаешь притчу Эрнеста Хемингуэя, то вначале недоумеваешь, о какой победе вообще может идти речь. Плачевное, бедственное положение немощного старика красноречиво подчеркивает одна маленькая, но веская деталь: заплатанный парус, напоминающий «знамя наголову разбитого полка». Какие чувства мог вызывать этот старик у меня? Конечно, жалость, сострадание. Горько смотреть на одинокого, старого, голодного человека, на его открытую всем ветрам хижину. Отягощает впечатление и тот факт, что вот уже 84 дня подряд он возвращается с моря без единой рыбы. А это 3 месяца жизни впроголодь.

Но! Удивительное дело! Среди всего этого уныния мы видим весёлые глаза старика, «глаза человека, который не сдается». Невзирая на возраст и полосу невезения, он готов бороться и побеждать обстоятельства. Мне интересно было понять, откуда у Сантьяго такая уверенность? Ведь все давно списали со счетов этого невезучего старика, родители мальчика, который промышлял с ним, забрали сына и посадили в лодку к другому рыбаку. Но преданный мальчуган здесь, он заботится о старике. Может, именно он, заботливо укрывающий Сантьяго газетой и приносящий ему еду, был той опорой, которая нужна в старости? Думаю, что именно тепло души маленького мальчика согревало старость, смягчало неудачи и похолодевшее отношение рыбаков. Но еще важнее для самого Сантьяго передать опыт, в котором нуждается юный промысловик, доказать, что опытный рыбак сможет поймать большую рыбу, надо только дальше отплыть.

И мы увидим эту большую рыбину, вернее, её остов – свидетельство необычайной победы старого человека, доставшейся ему огромной ценой. В этой истории можно бесконечно задавать целый ряд вопросов, среди которых есть один главный: «А стоило ли рисковать собой и тащить нарвала в сопровождении кровожадных акул?» Многие осуждают старика и видят в этом поступке его поражение, утверждая, что он переоценил свои силы и недооценил акул. Такая оценка у меня ассоциируется с глупым замечанием туристов, увидевших скелет нарвала и поразившихся, что у акулы (!) такой красивый хвост. Как можно считать поражением побуду Сантьяго над собой, над нарвалом?! Я не примкну к их голосу и скажу, что стоило. Если бы ему пришлось повторить этот путь, он бы выбрал его. Ведь не случайно же снились ему после этого похода львы. Эта победа нужна была не только Сантьяго, но и мальчику. Он еще ребенок, ему многому надо учиться у жизни, у таких смелых и отважных людей, как Сантьяго.

Если человек не научится побеждать обстоятельства, он становится их рабом. Ярким примером раба собственной судьбы для меня является Акакий Акакиевич Башмачкин. Возможно, моё утверждение вызовет бурю негодования, но как можно всю жизнь жить в страхе, подчиняясь всем и вся, и роптать при этом: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Дело не в шинели, старой, заплатанной, а в душе, залатанной страхами, безволием, отсутствием борьбы. В борьбе над своими слабостями человек крепчает, шаг за шагом утверждаясь в жизни, какой бы трудной и невыносимой она ни была. «Быть», а не «существовать»! «Быть» - это значит гореть, бороться, стремиться дарить тепло своей души людям. Ведь нашел же в своем сердце тепло такой же маленький человек Максим Максимыч, живший в такой же период, но в более тяжелых условиях, чтобы согреть пленницу Бэлу, Печорина. Кого приласкал Акакий Акакиевич?! Кому помог?! Кого одарил своей заботой и вниманием?! Никого… Если бы он кого-нибудь полюбил, у него не было бы времени жалеть себя. Мне его по-человечески жалко, но этот образ в сегодняшнем прочтении у меня ассоциируется с безволием и отсутствием силы духа. С отсутствием жизни. Надо быть, а не существовать. Жить, а не прозябать, как премудрый пескарь, как учитель греческого языка Беликов и им подобные.

Из всего сказанного я могу сделать следующий вывод. Жизнь – долгая, длинная дорога. Колесо жизни одних поднимает над обстоятельствами, других стирает с лица земли. Но колесницей собственной судьбы управляет сам человек. Он может ошибаться, но он всегда должен помнить, что только сильный человек, умеющий одерживать победу над собой, может вынести свою историю. «Сокол высоко поднимается, когда летит» - мудрость, подтверждающая движение вверх по лестнице собственной судьбы.