Музыкальное многообразие рассказа гамбринус. Анализ рассказа "Гамбринус" Куприна А.И

Очень кратко Скрипач-еврей, играющий в пивной портового города, переживает русско-японскую войну и еврейские погромы. Его калечат, но тяга скрипача к музыке велика, и он продолжает играть на губной гармошке.

«Гамбринус» - пивная в подвале южного портового города. Каждый вечер много лет подряд здесь играет скрипач Сашка-еврей, весёлый, вечно пьяный человек неопределённых лет, похожий на обезьяну. Неизменно к шести часам вечера он приходит в пивную со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. В той же пивной работает буфетчицей мадам Иванова, полная женщина, с бесцветным от многолетнего пребывания в подвале лицом.

В крупный порт прибывают суда из многих стран, по ночам промышляют контрабандисты, возле порта множество кофеен, притонов, ночлежек. Прибывшие в город и обитатели здешних мест непременно посещают «Гамбринус». Сашка играет без перерыва заказанные ему песни всех народов и краёв. К вечеру его карманы полны серебряных монет. Посетители берут у него в долг мелкие суммы и никогда не возвращают.

Начинается русско-японская война. Сашку забирают в солдаты. Посетители пивной приходят в ужас, один из них даже вызывается идти вместо скрипача. Сашка дарит свою скрипку одному рабочему, а собачку оставляет мадам Ивановой. Будучи сиротой, он отправляет заработанные деньги дальним родственникам. Свою последнюю зарплату он оставляет буфетчице, чтобы та отправила её родне скрипача после его отъезда.

Без Сашки и его скрипки «Гамбринус» пустеет. Хозяин приглашает различных музыкантов, но их забрасывают сосисками. Однако со временем о Сашке забывают. В пивной играет гармонист, а о скрипаче помнят лишь мадам Иванова да собачка Белочка.

Через год Сашка возвращается. Гармониста выгоняют, несмотря на заключённый с ним контракт, и «Гамбринус» снова оживает.

Вскоре в городе начинается еврейский погром, но Сашка спокойно ходит по улицам, его не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, что не может тронуть Сашку, убивает его собачку Белочку.

В «Гамбринус» заходят сыщики, один из которых - Мотька Гундосый, крещённый еврей. Между ним и Сашкой происходит ссора. Сашка разбивает скрипку об Гундосого, и тот хочет забрать его в участок, но толпа скрывает скрипача. Арестовывают его вечером по дороге из пивной.

Три месяца спустя Сашка возвращается. Его левая рука скрючена, «приворочена локтем к боку» и не разгибается, видимо, повреждено сухожилие. «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит», - говорит Сашка, здоровой рукой берёт губную гармошку и начинает играть любимые песни посетителей «Гамбринуса».

Сочинение

1. Образ свободного музыканта Сашки из «Гамбринус».
2. Отец Олимпий из рассказа «Анафема» как выразитель протеста против фальши.
3. Общие черты скрипача Сашки и дьякона Отца Олимпия.

Все Бог сделал на радость человеку.
А. И. Куприн

Когда затрагиваешь тему творчества в произведениях А. И. Куприна, то первым вспоминается рассказ «Гамбринус» и его главный герой - скрипач Сашка. Он представлял собой неотъемлемый атрибут пивной одного портового южнороссийского города. Это яркий и запоминающийся образ; «...среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор». Музыкант знал мелодии всех национальностей, представители которых приходили в пивную и заказывали ему песни: играл и русские, и украинские, и греческие, и грузинские, и английские, и итальянские, и еврейские мелодии. К нему постоянно обращались люди: «И он играл без отдыха все заказанные песни. По-видимому, не было ни одной, которой бы он не знал наизусть. Со всех сторон в карманы ему сыпались серебряные монеты, и со всех столов ему присылали кружки с пивом. Когда он слезал со своей эстрады, чтобы подойти к буфету, его разрывали на части». Сашка был востребован как музыкант, его работа, безусловно, была нужна посетителям «Гамбринуса». Но был ли скрипач-еврей свободным художником? Играл ли он по своей воле, по зову сердца или же это была нудная ежедневная работа, необходимая только лишь для зарабатывания денег? Ответ на этот вопрос дает повествователь рассказа: «Сашка, размякший от пива, от собственной доброты и от той грубой радости, которую доставляла другим его музыка, готов был играть что угодно». Надо заметить, что музыкант играл не только на публику, но и для себя. В присутствии буфетчицы мадам Ивановой он часто исполнял свои любимые грустные еврейские национальные мелодии. Как выяснится, сам скрипач - сирота. Кроме собачки Белочки и еще, пожалуй, двоюродного брата и вдовы племянника, у него никого не было. Поэтому музыка была смыслом Сашкиной жизни, его счастьем и отрадой.

Сашку забирают на войну, хотя ему уже около сорока шести лет: он впервые разлучается со своим любимым ремеслом и работой. Но через год музыкант возвращается к всеобщей и собственной радости. В начале переворота, революции Сашку стали притеснять. Помощник пристава взял со скрипача слово не играть гимнов. На улице творился беспредел. А Сашка «свободно ходил по городу со своей смешно обезьяньей, чисто еврейской физиономией. Его не трогали. В нем была та непоколебимая душевная смелость, та небоязнь боязни, которая охраняет даже слабого человека лучше всяких браунингов». И даже после храброго сражения с хамом Гундосым и последующим отбыванием в участок «по политическому» скрипач не сломался и не утратил своего таланта. У Сашки работала теперь только правая рука, несмотря на это скрипач остался способным работать, счастливым и свободным, - «искусство все перетерпит и все победит».

В рассказе «Анафема» другая ситуация. Протодьякон Отец Олимпий обладал мощным красивым голосом, но пел всегда строго то, что было разрешено. Кроме того, он искренне боялся своей истеричной жены дьяконицы. У церковного певца была привычка читать художественную литературу. И однажды прочтение произведения Л. Н. Толстого о Кавказе открыло в нем новые чувства и стремления: «Это чтение взбудоражило стихийную протодьяконскую душу. Три раза подряд прочитал он повесть и часто во время чтения плакал и смеялся от восторга, сжимал кулаки и ворочался с боку на бок своим огромным телом. Конечно, лучше бы ему было быть охотником, воином, рыболовом, пахарем, а вовсе не духовным лицом». Еще большую подневольность Отец Олимпий чувствует на службе в соборе, когда надо было петь анафему тому чудесному писателю, который доставил так много радостных минут чтения протодьякону. Это шло против души Отца Олимпия, и он решился пойти наперекор и архиепископу-формалисту, и мнению официальной церкви. Протодьякон стал славить Л. Н. Толстого. Ему сердце подсказывало: «Все Бог сделал на радость человеку. Ни в чем греха нет. Хоть с зверя пример возьми. Он и в татарском камыше живет и в нашем живет. Куда придет, там и дом. Что Бог дал, то и лопает. А наши говорят, что за это будем сковороды лизать. Я так думаю, что это все одна фальшь». Этот протест освободил церковного певца и от сана, и от психологической зависимости от жены. Протодьякон и сам больше не хотел служить в соборе. И причина у него для этого была веская: «...Душа не терпит. Верую истинно, по Символу веры, во Христа и в апостольскую церковь. Но злобы не приемлю». Отец Олимпий стал свободным человеком в нравственном смысле.

Что же объединяет вольного скрипача-еврея Сашку с протодьяконом Отцом Олимпием? Во-первых, принадлежность и того, и другого к искусству, к творчеству. Виртуозная игра на скрипке Сашки и мощный голос Отца Олимпия завораживали людей, слушателей. «Сашка действовал на них, как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса... звероподобный мужчинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни...». И протодьякон: «В нем проснулась настоящая гордость любимца публики, баловня всего города, на которого даже мальчишки собирались глазеть с таким же благоговением, с каким они смотрят в раскрытую пасть медного геликона в военном оркестре на бульваре». Главные герои этих двух рассказов - «Гамбринус» и «Анафема» дарили людям радость и сами получали удовольствие от занятий любимым делом.

И Сашке, и протодьякону пришлось пережить испытания, заключающиеся в обоих случаях в нарушении их душевной гармонии, покушения на свободу (внешнюю или внутреннюю). Но скрипач Сашка со сломленной рукой все-таки выстоял и вновь вернулся к любимому делу, к музыке. А Отец Олимпий решил снять с себя сан, да и это было уже почти неизбежно. Наконец-то он стал свободным внутренне, независимым человеком: «Все равно. Пойду кирпичи грузить, в стрелочники пойду, в катали, в дворники, а сан все равно сложу с себя. Завтра же...». Только крепкому духом и по-настоящему свободному человеку под силу такой решительный шаг. Теперь Отец Олимпий приобрел внутреннюю свободу и душевную гармонию с самим собой. С этого момента перед читателем он предстал не как «нежно снисходительный» и покорный вышестоящему духовенству человек, а как «необъятно огромный, черный и величественный монумент». И он, даже лишившись духовного сана, будет счастлив, потому что не растратил свое искусство на бессмысленную злобу и остался чист перед своей душой, совестью и искренней благодарностью великому русскому писателю Л. Н. Толстому.

Таким образом, анализ двух рассказов А. И. Куприна показывает, что тема свободы, творческой и внутренней, занимала важное место в творчестве писателя.

В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса.

Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.

В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.

Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.

Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.

На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.

На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Домик с красной крышей Рылова 8 класс

    Яркий солнечный день, сочные краски живописной русской природы Подмосковья и уютный домик с красной крышей перелились на полотно известного русского живописца-пейзажиста Рылова Аркадия Александровича

  • Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

  • Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

  • Сочинение Человек в творчестве Горького 11 класс

    Человек в творчестве Горького - это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями

  • У меня много друзей. Мы весело проводим время вместе. Но не каждый друг является идеальным. Для меня идеальный друг - это тот, кто всегда придет на помощь.

План - конспект открытого урока по предмету

литература для суворовцев 8 класса

по теме «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.

Методическое обоснование

Данная тема - «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» - изучается в разделе «Литература ХХ века». На творчество А.И. Куприна отводится два часа. Один из них – на знакомство и анализ рассказа «Гамбринус».

Методическая цель урока: использование приёмов и методов критического мышления при анализе художественного произведения.

Учебные цели:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Внутрипредметные связи: история создания рассказа; общественно-политические взгляды писателя; использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее; роль музыки в раскрытии главного образа.

Межпредметные связи: материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой, историей, музыкой, живописью, военной подготовкой, физической культурой.

Технология: «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом»

Методические приемы и методы: слово учителя, работа с текстом, приём«Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:

Образовательная: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Развивающая: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательная: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение урока: презентация; кадры из кинофильма; дополнительный материал по истории России; буклет, буктрейлер; репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»; таблица; текст статьи, с которой работают обучающиеся при определении жанра произведения.

Методы работы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

Формы работы: групповая, парная, общеклассная, индивидуальная, парная.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, военная подготовка, физическая культура.

Ход урока:

Проверка подготовленности обучаемых к занятию (опрос по пройденному материалу). Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя, пожелание успехов, соблюдение валеологического аспекта)

(стадия вызова) – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству русского писателя 19 в. Александра Ивановича Куприна. Давайте вспомним, с какими произведениями этого писателя вы познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5-6 классах. Опираясь на слайд презентации и буклет, ответьте на вопросы: Слайд 1, буклет.

Вопросы по изученным произведениям. Приём «Интеллектуальная разминка» (опрос)

– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)

– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)

– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)

– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

- В 5 классе вы изучали рассказ Куприна «Тапёр». О чём этот рассказ? Какова его тема? (Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало. Композитор А.Г. Рубинштейн сделал Юру одним из своих учеников)

Рапорт дежурного

Приветствие, соблюдение валеологического аспекта

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайд №1 презентации и буклет.

Тягостная жизнь «казённого мальчика» была изображена в повести «На переломе».

Краткий пересказ

Тапёр, -а, м. Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим разговор об особенностях творчества и мироощущения Куприна на примере произведения «Гамбри нус».

Заполняют таблицу. Приём «Знаю – не знаю». (см. приложение)

Запись в тетрадях с соблюдением требований ЕОР.

Заполняют таблицу

Определяют цель урока самостоятельно

Изложение нового материала по вопросам. (осмысление содержания)

Сообщение о фактах биографии Куприна с использованием Видео урока, презентации (Слайд №2) и буклета.

    суворовец:

Александр Куприн родился в уездном городе НаровчА те Пензенской губернии в семье чиновника. После смерти отца мать Саши, Любовь Алексеевна, переехала с сыном в Москву.

В шесть лет мальчика определили в сиротский Московский Разумовский пансион.

В 1880 году Александр поступил во Второй Московский кадетский корпус, затем в Александровское училище, которое окончил в чине подпоручика, служил в Подольской губернии.

Уже в кадетском корпусе он увлёкся литературой. После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. (См. буклет)

В буклете показаны те произведения, в которых Куприн рассказывает о военной службе. Я думаю, вам, как военным людям, будет интересно их прочитать.

2 суворовец:

Презентация. Слайд №2.

В течение десятилетия после отставки Куприн пробовал себя в разных профессиях: был репортером газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на сталелитейном заводе, спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане.

Куприн был ярым противником войны. Он всегда считал, что революция и бунт - это путь в никуда, к погибели. Но во всём своём творчестве он был правдив и честен.

История создания рассказа. Слайд №3

Рассказ Куприна «Гамбри нус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. Прототипом главного героя в рассказе стал скрипач Александр Певзнер, с которым писатель был близко знаком.

Слайд №4. Скульптор А. Князик посвятил ему свою работу,

Слайд №5. которая находится в Одессе.

- Определите жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. На доске вывешиваются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Слайд №6.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа?

Слайд №7.

Тема нашего урока «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус».

Как вы понимаете слово «гуманистический» ? Подберите к слову «гуманизм» синонимы.

Слайд № 8. Составление кластера на слово «гуманизм». (человечность, человеколюбие, уважение, доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, сочувствие, милосердие, взаимовыручка, достоинство, демократия, жизненная позиция)

Можно ли сказать, что все эти слова можно отнести к главному герою рассказа?

Слайд №9

Образ Сашки. Аналитическая беседа.

1. Найдите описание внешности Сашки.

2. Какую музыку играл Сашка? Приём «Чтение с остановками»

Просмотр кадра №1 из кинофильма.

3. За что все любили Сашку? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

Просмотр кадра №2 из кинофильма.

4. Какую музыку просила сыграть Сашку мадам Иванова?

Просмотр кадра №3 из кинофильма.

5. Почемупрофессор из консерватории назвал музыку Сашки «клоунством»?

В 5 главе Куприн рассказывает о событиях, связанных с Русско-японской войной. Давайте прослушаем историческую справку об этих событиях. Слайд №10

Историческая справка. Сообщение о Русско-японской войне.

27 января 1904 г. началасьРусско-японская война. Её причиной стало противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Слайд №11 Японская сторона начала военные действия, напав на Порт-Артур. Слайд №12 Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Однако русское правительство, словно не видя этих фактов, продолжала экспансию в отношении Дальнего Востока, а саму войну с Японией решила использовать как возможность отвлечения народа от серьезных социальных проблем.Экономика Японии была истощена войной. Это заставило её пойти на мирные переговоры. В августе 1905 г. в американском городе Портсмут был подписан мирный договор.

Поражение России показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 годов.

Хотелось бы назвать имена тех, кто несмотря на поражение в войне, оставил о себе добрую славу. (главнокомандующий Тихоокеанским флотом С. О. Макаров) Слайд №13

Слайд №14 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Мы уже обращались к его картине. Слайд №15

Чем является война для человека? Что она приносит ему?

6. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?

7. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?

8. Почему котельщик хранил и не пропил Сашкину скрипку?

Какое событие, описанное в 7 главе, изменило жизнь Сашки?

Историческая справка. Еврейские погромы. Слайд №16

В октябре 1905 года в России произошло до 690 (шестисот девяноста) погромов в 102 (ста двух) населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство - евреи. Было убито около 4 тысяч евреев, ранено - 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 (четырёхсот) евреев. Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские.

9. Как ведёт себя Сашка во время погрома?

10. Каким мы видим Сашку в споре с Гундосым?

11. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

12. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Суворовец играет на флейте.

Ещё раз обратимся к названию рассказа. Почему он так назван? Кто такой Гамбринус? Слайд №17

Сообщение суворовца.

Существует легенда о том, как герцог Ян Первый стал королем Гамбринусом.

Однажды пивовары Брюсселя решили избрать своего лидера, который должен быть сильным и мужественным. Они организовали конкурс, в котором поставили большую бочку пива на землю. Тот, кто сможет донести ее к столбу - станет их главным пивоваром.

Когда подошла его очередь, он приказал слуге бить втулки в отверстие в бочки. Затем он лег под нее, открыл кран и пил, пока не опустошил бочку. Затем без усилий перенес бочку к столбу.

На основании этой остроумной идеи пивовары Брюсселя назначили его своим почетным лидером "Гамбринус, Король пива".

Какую черту характера (по легенде) проявил

Гамбринус? (смекалку)

В чем Сашка похож на этого героя?

Но почему Куприн не называет рассказ его именем? Вспомните историческую основу написания рассказа. (цензура)

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

Вернемся к эпиграфу. Слайд №18

Кому принадлежат последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)

Слушают, делают записи в процессе рассказа.

Форма работы общеклассная.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Работают в парах

Учащиеся отвечают на вопросы

Составляют кластер (записывают слова на слайде «пёрышком»)

Участвуют в беседе.

Рассуждают.

Сообщение суворовца

Сообщение суворовца

Суворовец играет на флейте.

Сообщение суворовца

Работа с таблицей

Самостоятельная работа обучающихся

(стадия рефлексии)

Работа в группах.

1 группа. Творческий рассказ о Сашке (от лица второстепенного героя)

2 группа. Составление синквейна

3 группа. Ответить на вопросы, опираясь на буклет. Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких? (-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит;

Добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;

Национальный вопрос)

Определите проблему и идею произведения.

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том, какую роль в жизни человека играет искусство.

Приведите факты истории, литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство всё перетерпит и всё победит». (композитор Бетховен в 26 лет начал терять слух, художник Рембрандт несмотря на свой гениальный талант, умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)

Отчёты групп.

Слайд №19 - Как будущие офицеры, как вы относитесь к событиям, происходящим в Сирии? (уничтожены исторические памятники в Пальмире)

Буктрейлер

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают в группах

Составляют рассказ

Индивидуальное задание, из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Отвечают на вопросы

Просмотр буктрейлера

Задание на самоподготовку. (На выбор)

Ответьте письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.):

    Чем для меня интересен рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»?

    Творческий рассказ о Сашке от лица второстепенного героя.

Записывают в дневник

Преподаватель ________________________/ Симакова Т.И./

(подпись, и.о. фамилия)

Рассказ «Гамбринус» - одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна. Это мощный гимн интернационализму. Куприн всей душой отрицал национальную рознь. В своей жизни писатель общался с людьми самого разного происхождения - и со всеми находил общий язык. Особенно ему был ненавистен антисемитизм, который в дореволюционной России сопровождался волнами страшных еврейских погромов.

Погромы вспыхивали при всех общественных потрясениях. Так гнев и возмущение народа своей тяжелой, беспросветной жизнью царская «охранка» переводила в удобное для правительства русло.

Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».

Главный герой - скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, - прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.

Музыкант отличается смелостью: он отчаянно спорит с прислужником царской охранки, защищая свои убеждения и достоинство.