Основные памятники древней греции. Захоронение в Вергине

Как всё-таки детские впечатления отличаются от впечатлений взрослого. Когда я в первый раз в школьном возрасте была в Афинах, мне казалось, что Акрополь огромен и бесконечен, что гулять около него можно вечно, и что такое количество развалин древних зданий, сконцентрированных в одном месте, больше нигде не увидишь. А вот приехав туда во взрослом возрасте, я поняла, что либо я уже настолько часто езжу, что впечатляться мне всё тяжелее и тяжелее, либо Акрополь действительно не так уж велик, и удивляться надо тем, что в столь небольшом по площади месте произошло такое огромное количество важных исторических событий, повлиявших на ход истории мира.

Вообще, даже такие огромные по древним меркам города, как Афины или Рим, сейчас кажутся почти что крошечными. Я имею в виду историческую часть современных городов, конечно. Почти всё самое важное – в легко доступной пешей досягаемости друг от друга, очень удобно для туристов. С другой стороны, если задуматься, что вот по этим самым камням когда-то ходили древние греки, что здесь были Сократ, Платон, Плутарх... - становится как-то немного не по себе.
От современного оживлённого района Монастираки дорога к Акрополю занимает всего 15-20 минут, да и то в неспешном темпе. Правда, идти приходится всё время в горку, потому что Акрополь находится на возвышенности. Чем выше поднимаешься, тем лучше видны древние постройки, сохранившиеся в этом районе:


Первая остановка на пути – холм Ареса, или Ареопаг. Среди древних греков это место было известно как место заседания совета старейшин, которые в древние времена правили городом. Отсюда открываются одни из самых красивых видов на Афины. Вид с Ареопага в сторону Агоры и храма Гефеста:




В сторону холма Пникс:


Современные Афины – довольно большой город. Порой даже не верится, что когда-то жизнь здесь была сосредоточена на существенно меньшем пространстве. В самой дали виднеется холм Ликабетт – это ещё одно довольно популярное место для туристов с фотоаппаратами. Внизу – тропинки среди многочисленных древних камней: даже обидно, что столько зданий с тех времён не сохранились:


Традиционный вид с Ареопага на Акрополь, точнее, на Пропилеи – главные ворота Акрополя:


А это вид уже с Акрополя на Ареопаг. Вот та самая небольшая и неровная каменная возвышенность – и есть Ареопаг, место, где некогда принимались важные политические и судебные решения. По размером он, кстати, где-то такой же, как знаменитые камни, лежащие в централ-парке в Нью-Йорке. А вот историческую значимость и не сравнишь.


Парфенон находится на хронической реставрации. Разбросанные по территории Акрополя древние камни пытаются собрать воедино и по максимуму восстановить из них здание. Что из этой затеи получится, пока сказать сложно, особенно с учётом того, сколько всего с Акрополя было вывезено из Греции ещё в средние века. Элементы Парфенона сейчас хранятся в Париже, Ватикане, Мюнхене, Вене, Копенгагене... И, разумеется, никто их возвращать грекам не собирается.


А вот Эрехтейон почему-то не реставрируют. Хотя, может, и до него дойдут со временем:


Знаменитый портик кариатид:





На Акрополе всегда довольно людно. Оно и понятно, ведь это самое известное место в Афинах. В масштабах современного мира Акрополь кажется довольно маленьким. Вот с этого ракурса виден практически весь холм:


Меж тем, даже сейчас постройка такого масштаба кажется грандиозной:




Расцветы и закаты цивилизаций – вообще интересная штука: некогда одна из величайших наций Европы - вдруг исчезает. На редких картинах греческих художников средних веков можно увидеть изображения пастухов, пасущих коз на вершине Акрополя: прошло несколько веков с крушения Афин – и от древних греков как будто не осталось и следа. Средневековые жители Греции, наверное, и не знали, что это за здания там на холме стоят.


Традиционный вид на город с Акрополя:




Внизу виднеется храм Зевса:


Одеон Ирода – огромный красивый амфитеатр, построенный во 2-ом веке н.э., уже при римлянах. Совершенно колоссальный проект по тем меркам: этот музыкальный театр может вмещать в себя до шести тысяч человек одновременно. Греки недавно отремонтировали Иродеон, и сейчас время от времени там проходят концерты:




Неподалеко находится театр Диониса, он на 5-6 веков старше одеона Ирода, и построен ещё в типично греческом стиле: греки для строительства амфитеатров всегда выбирали естественную возвышенность.


Сзади за театром Диониса виднеется ультрасовременное здание – это современный музей Акрополя, открывшийся пару лет назад:


Спустимся к театру Диониса:


Вид от театра на Акрополь:

Уже где-то на выходе с территории Акрополя:




Новый современный музей Акрополя действительно хорош. Правда, на тот момент, когда я там была, он ещё был не до конца открыт. Но даже та часть, которая была в открытом доступе, впечатляла:


По замыслу, здесь должны хранится скульптуры из храмов Акрополя, всё найденное на холме, сохранившиеся фрагменты Парфенона, а также копии вывезенных из Греции античных произведений искусства, связанных с Акрополем.

Открытие музея планировалось приурочить к Олимпийским играм 2004-го года, но греки в традиционной своей манере все сроки протянули, вовремя проект не сдали, и строительство здания музея закончили только к концу 2007-го года, а окончательный перевоз всех экспонатов и вовсе завершился только летом 2009-го, т.е. на 5 лет позже запланированного срока.


Музей, впрочем, получился очень неплохой, и сейчас, пожалуй, вполне себе может соперничать даже с национальным археологическим музеем, который до сих пор считался главным музеем города.




Ну и в довершении – небольшой забег в сторону храма Зевса, который был виден с Акрополя на фотографиях выше.
Вид от него в сторону Акрополя:


Сам храм Зевса некогда был самым большим во всей Греции храмом. Его строили в течение четырёх веков и закончили строительство только во 2-ом в. до н.э. Сейчас от храма остались только один-единственный угол и пара колонн в другом конце храма.


Самые красивые элементы храма были вывезены из Афин в Рим ещё древними римлянами.



Но даже по этим нескольким колоннам вполне себе можно представить масштаб здания:

Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

Римский форум

Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

Колонна Траяна

Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

Пантеон

Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

Колизей

Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Триумфальная арка Тита

Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

Термы Каракаллы

Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

Храмы Портуна и Геркулеса

Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

Марсово поле

«Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

Мавзолей Адриана

Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

Катакомбы

Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.

Колыбелью современной европейской цивилизации справедливо считается Древняя Греция. Это государство оказало заметное влияние на развитие многих сфер человеческой жизни - науки, медицины, политики, искусства и философии. Некоторые памятники Древней Греции сохранились до наших дней. Именно о них, а также об истории некогда великой державы пойдет речь в данной статье.

Древняя Греция и её историческое значение

Под Древней Грецией историки понимают совокупность цивилизаций, которая просуществовала около 3000 лет: с третьего тысячелетия до нашей эры до I века нашей эры. Само же понятие "Древняя Греция" на территории современного государства не употребляется. В этой стране данное цивилизационное образование именуют Элладой, а его жителей - эллинами.

Описание Древней Греции следует начать с её значения и роли в историческом развитии всей западной цивилизации. Так, историки справедливо считают, что именно в Древней Греции был заложен фундамент европейской демократии, философии, архитектуры и искусства. Древнегреческое государство было завоевано Римом, однако вместе с этим Римская империя позаимствовала и основные черты древнегреческой культуры.

Настоящие подвиги Древней Греции - это не всемирно известные прекрасные мифы, а открытия в науке и культуре, философии и поэзии, медицине и архитектуре. Стоит отметить, что географически территория Древней Греции не совпадает с границами современного государства. Под данным термином историки часто подразумевают просторы других стран и регионов: Турции, Кипра, Крыма и даже Кавказа. Памятники Древней Греции сохранились на всех этих территориях. Кроме того, древнегреческие поселения (колонии) в свое время были разбросаны по берегам Средиземного, Черного и Азовского морей.

География и карта Древней Греции

Эллада не была единым, монолитным государственным образованием. На её фундаменте сформировался не один десяток отдельных городов-государств (самые известные из них - Афины, Спарта, Пирей, Самос, Коринф). Все государства Древней Греции представляли собой так называемые "полисы" (иными словами, города), с прилегающими к ним угодьями. В каждом из них действовали свои законы.

Центральным ядром Древней Эллады является вернее, его южная часть, западная оконечность Малой Азии, а также множество расположенных в этом регионе островов. Древняя Греция состояла из трех частей: Северная Греция, Средняя Греция и Пелопоннес. На севере государство граничило с Македонией и Иллирией.

Древней Греции представлена ниже.

Города в Древней Греции (полисы)

Как выглядели города в Древней Греции?

Нельзя говорить, что они имели шикарный и роскошный вид, как это часто любят иллюстрировать на картинках. На самом деле - это миф. Шикарно и помпезно в древнегреческих полисах выглядели лишь главные общественные постройки, а вот дома обычных граждан были весьма скромными.

Жилища людей были лишены какого-либо комфорта. Историки предполагают, что даже спали на улице, под портиками. Сеть городских улиц была небрежной и непродуманной: на большую часть из них и вовсе не попадали солнечные лучи.

Хуже всего дела обстояли в Афинах, о которых многие путешественники того времени отзывались с презрением. Тем не менее комфорт со временем проникал и в жилища простых греков. Так, настоящую революцию в градостроении и планировании улиц в то время произвел архитектор Гипподам Милетский. Именно он первым обратил внимание на расположение домов в городе и старался строить их в одну линию.

Архитектурные достопримечательности Древней Греции

Теперь стоит остановиться на еще одном важном вопросе: что оставила нам Древняя Эллада, если говорить о материальных памятниках?

Достопримечательности Древней Греции - храмы, амфитеатры, остатки общественных сооружений - сохранились во многих странах Европы. Но больше всего их, конечно же, именно на территории современного одноименного государства.

Важнейшими памятниками античной материальной культуры являются древнегреческие храмы. В Элладе они строились повсеместно, ведь считалось, что в них обитают сами боги. Эти всемирно известные достопримечательности Древней Греции заметно выделяются на фоне остальных архитектурных памятников Древней Эллады - остатков греческих акрополей и прочих древних руин.

Парфенон

Пожалуй, самым известным памятником древнегреческой архитектуры является храм Парфенон. Он был сооружен в 432 году до нашей эры в Афинах, и сегодня является самым узнаваемым туристическим символом современной Греции. Известно, что строительством этого величественного дорического храма руководили архитекторы Калликрат и Иктин, а сооружен он был в честь богини Афины - покровительницы Афинского акрополя.

До нашего времени довольно неплохо сохранилась центральная часть Парфенона с пятьюдесятью колоннами. В центре храма можно увидеть копию скульптуры Афины, выполненную в свое время из слоновой кости и золота Фидием - известнейшим древнегреческим художником и скульптором.

Фриз центрального фасада здания щедро украшен различными изображениями, а фронтоны храма - чудесными скульптурными композициями.

Храм Геры

Самым древним по возрасту храмом Древней Греции является храм богини Геры. Эксперты утверждают, что он был построен еще в шестом веке до нашей эры. К сожалению, сооружение сохранилось не столь хорошо, как Парфенон: в начале четвертого столетия оно сильно пострадало от землетрясения.

Храм Геры находится в Олимпии. Согласно легенде, его подарили олимпийцам жители Элиды. Фундамент, ступени, а также несколько сохранившихся колонн - это все, что осталось от грандиозного сооружения на сегодняшний день. Можно лишь представлять, как он выглядел в те древние времена.

В свое время храм Геры украшала статуя Гермеса. Сегодня скульптура хранится в археологическом музее Олимпии. Известно, что древние римляне использовали в качестве святилища. Сегодня же это место славится в первую очередь тем, что здесь зажигают олимпийский огонь в канун очередной олимпиады.

Храм Посейдона

Храм Посейдона, вернее его остатки, расположены на Он был построен в 455 году до нашей эры. До наших дней сохранилось лишь 15 колонн, но и они красноречиво говорят о величественности этого сооружения. Ученые установили, что на месте этого храма, еще задолго до начала строительства, уже существовали другие культовые сооружения. Ориентировочно их датируют VII веком до нашей эры.

Всем хорошо известно, что бог Посейдон в древнегреческой мифологии - это повелитель морей и океанов. Поэтому совсем не случайно древними греками было выбрано место для сооружения этого храма: на отвесном берегу Эгейского моря. К слову, именно на этом месте царь Эгей бросился с обрывистой скалы, когда увидел вдалеке судно своего отпрыска Тесея с черным парусом.

В заключение...

Это настоящий феномен в истории европейской цивилизации, оказавший огромное влияние на развитие европейской культуры, науки, искусства и архитектуры. Достопримечательности Древней Греции - это многочисленные величественные храмы, остатки акрополей и живописные развалины, которые в большом количестве сохранились до наших дней. Сегодня они привлекают к себе огромное количество туристов со всего мира.

– отлично сохранившаяся венецианская крепость.

Далее нас ждёт путешествие в прекрасную Македонию – уникальную, с плодородной почвой область Древней Греции . В далёкие времена, более 3-х тысяч лет назад, именно здесь был центр земледелия древних греков . Тут можно увидеть прекрасную, местами не тронутую дикую природу. Вооружившись рюкзаками и запасами продовольствия, некоторые туристы любят побродить этими удивительными лесами, посмотреть на горные реки и полюбоваться водопадами с чистейшей речной водой. По некоторым подсчётам здесь около полутора тысяч древних памятников культуры. Наиболее известные из них: Дион, Олинтос, Пела и Платамон.

И, наконец, Крит – остров, который пользуется незаурядной популярностью среди наших туристов. Многие сюда приезжают не только отдохнуть, но и полюбоваться руинами и развалинами древней минойской цивилизации, исчезнувшей более 5-ти веков назад, но оставившей нам множество памятников своей культуры, которые знают практически во всём мире. Именно здесь располагался знаменный дворец Минотавра со своим уникальным лабиринтом. В целом, здесь можно бесконечно любоваться ветряными мельницами, пейзажами, рунами древних городов, а также неповторимыми пещерами и долинами.

Помимо афинского Акрополя, есть свой и в Линдосе. Расположен он на высоте 116 метров и добраться до него пешком серьезное испытание. На помощь придет линдосское такси – ослик, всего за 5 евро доставит Вас до места. Открыт Акрополь со вторника по воскресенье, с 8-30 до 14-40 (в разгар сезона время работы продлевают). Цена билета: 6 евро.

Богат достопримечательностями Родос . Дворец рыцарей является наиболее посещаемым среди других памятников архитектуры и истории острова. В этом монументальном, внушительном сооружении находился административный центр рыцарей (XIV в). Однако, позже, во времена владычества турецкого, дворец был разрушен от взрыва, хранящегося в подвале пороха. В 1939 году его восстановили.

Теперь это музей, вмещающий большое количество потрясающих по красоте, уникальных старинных предметов быта, драгоценностей, мозаики, относящихся к началу времен христианства. Уникальные памятники Греции здесь, на Родосе , находятся буквально на каждом шагу. Здесь находится музей археологии. Все шесть его залов наполнены уникальными предметами, на которые стоит посмотреть.

Наименее пострадавший от времени по сравнению с другими памятниками архитектуры этой страны, храм Афины , предлагает к обозрению величественную аркаду, в которой 13 уникальных колонн, грот-алтарь для жертвоприношений, а также развалины античного театра. Практически все памятники архитектуры Греции полны неожиданных сюрпризов. Здесь, спустившись по скале вниз, можно увидеть носовую часть корабля. Ранее здесь находилась статуя бога-покровителя моряков Посейдона.

Кафедра Культурологии

Тема: «Культурные памятники античности»

Выполнил ст. гр. ТВ-278

Штомпель Л.А.

Ростов-на-Дону

План:

1.Введение

2.Кносский дворец

3.Святилище аполлона в Дельфах

4.Величественные Микены

Введение

Понятия «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. Antiguus - древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Древняя Греция открыла человека, как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, проявившегося во всех сферах духовной и социально-политической жизни - в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве. Целая плеяда блестящих имен открывает страницы античной культуры: драматурги Эсхил, Софокл, Эврипид, историки Геродот, Фукидид, философы Демокрит, Платон, Аристотель. Этот список можно продолжать до бесконечности.

В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально- эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в формах комментирования древних учений, ставших каноническими, в форме увековечивания традиции.

Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами её были остров Крит и город Микены в материковой Греции.

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитателей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения.

Кносский Дворец

Первая значительная цивилизация на берегах Эгейского моря возникла на греческом острове Крит в 1500 году до н. э. Великолепный город-дворец вы Кноссе символизирует её расцвет.

В 4 км от северного побережья Крита, в глубине острова, стоят древний город Кносс. Он был центром одной из великих цивилизаций, возникших в доисторическое время на берегах Эгейского моря. Согласно легенде, в Кносском дворце жили царь Минос и его дочь Ариадна. Подыскивая определения для открытой им культуры, британский археолог Артур Эванс остановился на слове «минойская». С тех пор и люди жившие на Кноссе, называются минойцами.

Есть основания полагать, что минойцы прибыли на Крит примерно за 7000 лет до н. э. Возможно, они были выходцами из Малой Азии (Турция), но точных данных об этом нет. Великолепие минойских дворцов (один из них построен в Фесте, на юге острова, а другой - Маллии, на северном побережье) указывает на то, что это был богатый и, вероятно, могущественный народ. А отсутствие каких-либо значительных оборонительных сооружений позволяет предположить, что люди здесь были миролюбивыми. Количество и размеры дворцовых хранилищ свидетельствуют о важном месте, которое в жизни минойцев занимала торговля. Кносские росписи - особенно замечательная фреска, изображающая атлета, делающего сальто на спине быка, - свидетельствуют о том, что здесь проводились спортивные состязания.

К концу 3 тысячелетия до н. э. Минойцы построили несколько великолепных дворцов. Все они были разрушены землетрясением, а затем восстановлены на прежнем месте. На протяжении последующего тысячелетия Кносс бурно развивался, минойское влияние распространялось на другие эгейские государства. Наивысшего расцвета минойская цивилизация достигла около 1500 года до н.э. Развалены дворца царя Миноса в Кноссе являют собой неопровержимое доказательство художественного, архитектурного и инженерного мастерства этого островного народа.

Разрушительное извержение вулкана на соседнем острове Санторин превратило Кносс в руины. В результате минойскому влиянию пришёл конец. Лишь в начале 20 века благодаря масштабным археологическим раскопкам мир смог увидеть великолепный Кносский Дворец.

Это громадное для того времени сооружение состоит из царских покоев и служебных помещений, кладовых и купален, коридоров и лестниц, которые хаотично группируются вокруг прямоугольного двора. Их расположение делает понятным, почему легенду о Минотавре, томящимся в лабиринте, стали связывать с этой беспорядочно созданной постройкой. В отличии от древних греков минойцы не владели искусством симметрии. Создается впечатление, что крылья, залы и портики их дворцов были зачастую просто « прилеплены» к тому месту, где они были нужны, вопреки законам гармонии.

Тем не менее каждое жилое помещение было прекрасно в своей завершённости. Многие из них украшались искусными фресками с изображениями изящных фигур, благодаря чему мы можем заглянуть в жизнь минойского двора.На фресках стройные юноши в юбках занимаются спортом: кулачным боем и прыжками через быка. Жизнерадостные девушки со сложными причёсками также изображены прыгающими через быка. Минойцы были искусными резчиками, кузнецами, ювелирами и гончарами.

В царские покои попадали по большой лестнице, отличающейся изысканностью и вкусом. Чёрные и красные сужающиеся к низу колонны обрамляют световую шахту, которая не только освещает расположенные внизу покои, но и является своего рода «кондиционером», обеспечивающим естественную вентиляцию дворца. Когда теплый воздух поднимался вверх по лестнице, можно было открывать и закрывать двери Царского зала, чтобы регулировать поток более холодного и наполненного ароматами дикого тимьяна и лимона воздуха, поступавшего с внешней колоннады. Зимой двери закрывались и в покои для обогрева приносили переносные печи.

Западное крыло - это церемониальный и административный центр дворца. Три каменных колодца у западного входа использовались в религиозных церемониях, когда кровь и кости жертвенных животных вместе с подношениями (в основном это были мед, вино, масло и молоко)возвращались земле, из которой они появились Наибольшей роскошью в западном крыле отличается Тронный зал, в котором и сейчас стоит гипсовый трон с высокой спинкой, охраняемый расписанными грифонами. В зале могло разместится примерно 16 человек, пришедших на аудиенцию к царю. Перед входом в зал стоит большая порфировая чаша. Поставленная сюда Артуром Эвансом, который считал, что минойцы использовали её в ритуале очищения, прежде чем войти в святая святых дворца. Установка чаши - это один из мелких эпизодов в удивительной истории реконструкции Кносского дворца в том воде, в каком он существовал за 1500 лет до н. э. Археолог хотел воссоздать образ золотого века древней культуры.

Святилище Аполлона в Дельфах

Дельфы, самое знаменитое из священных мест древней Эллады, раскинулись у подножия горы Парнас. Тысячи людей приезжали сюда издалека, чтобы внимать оракулу Аполлона, верховная жрица которого вводила себя в транс и предсказывала будущее.

Самый могущественный и уважаемый оракул древнего мира находился в Центральной Греции, в храме Аполлона в Дельфах. Древние греки считали Дельфы центром мира. Согласно их мифам, отец богов Зевс выпустил двух орлов в разных концах света и место их встречи - Дельфы - стало считаться центром Вселенной. Оно было отмечено камнем, получившим название омфал, что означает «пуп Земли». Приблизительно в 1400 году до н. э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Легенда гласит, что это место охранялось огромным Пифоном, которого сразил сын Зевса Аполлон. Затем Аполлон основал там свой оракул, где жрицы-пифии вещали от имени божества. Расцвет святилища пришёлся на 7-6 века до н.э., когда тысячи паломников устремлялись в Дельфы, чтобы получить у пифии ответы на свои вопросы.

Путешествие в Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря, было довольно нелёгким делом. Одни паломники шли туда пешком из Афин. Другие прибывали на кораблях, сходили на берег в порту на северном побережье Коринфского залива и направлялись к горе через широкую равнину. Добравшись до подножья Парнаса, они огибали его и шли по Священному пути к храму Аполлона.

Внутри святилища на золотом треножнике сидела пифия. Сам треножник стоял над глубокой расщелиной. Пифией обычно была местная женщина средних лет, которая пророчествовала, издавая безумные и бессвязные звуки. Она пребывала в трансе. Для достижения этого состояния пифия жевала листы лавра или вдыхала ядовитые вулканические пары, поднимавшиеся из расщелины.

Сначала вопрошающие должны были очистится в водах расположенного поблизости Кастальского источника. Затем следовал обряд жертвоприношения: козу окропляли холодной водой, до тех пор пока животное не начинало дрожать, это означало, что бог готов принять его в жертву, только после этого можно было обратится а Аполлону. За определённую плату паломник передавал свой вопрос, написанный на вощеной дощечке, храмовому служителю, который затем обращался к пифии. Её непонятный ответ передавался просителю в стихотворной интерпретации жрецов.

С Дельфийским оракулом советовались пол разным вопросам, как политическим, например по поводу основания новых греческих колоний, так и житейским, касающимися женитьбы, финансовых затруднений. Иногда предсказания звучало ясно - например, Сократу якобы было сказано, что он мудрейший человек а Греции. Но многие ответы были непонятны и двусмысленны. Так, лидийский царь Крез спросил о том, что будет, если он нападет на Персию. Загадочное прорицание гласило, что великая империя рухнет. Царь послушался и напал на Персию, но в результате была уничтожена его собственная империя.