Почему нельзя рисовать. Про рисование с фотографий

Кто откажется иметь свой портрет, да еще написанный известным художником? А между тем это может оказаться очень рискованным. В народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет.
Биоэнерготерапевтам принадлежит невероятное умозаключение: часто изображенные на портретах люди насильственно или преждевременно умирают. Оно строится на фактах, когда смерть постигала людей, изображенных на картинах знаменитых мастеров мировой и отечественной живописи. Рассмотрим некоторые из них.
О мистической связи человека и его портрета знали с древних времен.

Одна из первых заповедей Бога иудеям, переданная через Моисея, гласит:
"Не делай... никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли".
Этот запрет иудеи соблюдали столетиями, делая исключение лишь для животных.

Ислам также запрещает рисовать портреты. Существовал подобный запрет и в ряде первобытных культур. Люди, интересующиеся живописью, подметили целый ряд случаев, когда внезапно погибали те, кого изображали на своих полотнах великие художники прошлых веков назад и в наше время. Примеры? - Пожалуйста.

Рембрандт, один из величайших мастеров кисти.

Пережил двух жен и всех детей. Саския знакома всем по "Флоре" и другим бессмертным картинам.

Умерла спустя 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей. Трое умерли в младенчестве. Четвертый - Титус - дожил лишь до 27 лет. Вторая жена - Хендрике Стоффельдс. Излюбленная модель, запечатленная на многих картинах Рембрандта. Тоже быстро умерла.

Гойя увековечил герцогиню Альбу в ряде своих картин: “Обнаженная маха”, “Одетая маха”. Через три года Альба скоропостижно скончалась.

Модильяни... На самые громкие полотна мастера вдохновила его студентка Жанна Эбютьен. Через три года выбросилась из окна и разбилась насмерть.

У Пикассо покончили самоубийством две жены и внук. Они тоже позировали великому мастеру.

Примерно та же история произошла с великим фламандским живописцем Рубенсом. Его постоянной моделью была первая жена - красавица Изабелла. Часто писал он и свою дочь.
Изабелла умерла, не дожив до тридцати пяти лет, дочь скончалась в двенадцатилетнем возрасте. Рубенс долго оплакивал своих близких и лишь многие годы спустя, когда ему уже перевалило за пятьдесят, женился на шестнадцатилетней красавице Елене Фоурменс, тоже ставшей его натурщицей.

Вскоре Елена...сама похоронила своего супруга. Молодость оказалась сильнее... Современные специалисты утверждают, что она обладала очень сильным биополем, способным защитить ее от "вытягивания" жизненной энергии за полотно. Первая жена этого качества была лишена и поплатилась жизнью.

Знаменитая модель художника Владимира Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета безо всякой на то причины.

Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова "Тройка". Его мать как чувствовала: запрещала сыну позировать художнику.

Многие натурщицы Серова умирали вскоре после сеансов позирования. Наиболее загадочной была смерть модели, изображенной на известном полотне "Девушка, освещенная солнцем" (в народе ее называют "Девушка с персиками").

Буквально за месяц сгорела от внезапно начавшейся чахотки единственная любовь Константина Сомова, позировавшая ему для картины "Дама в голубом".

Врубель написал портрет своего маленького сына, родившегося с заячьей губой (от последней жены - известной певицы Забелы-Врубель), причем живописец изобразил своего отпрыска, даже не пытаясь скрыть врожденное уродство. После завершения работы над портретом мальчик скончался. Вскоре, не сумев пережить трагедии, умер и сам Врубель.

Дурную славу снискала знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда". Восторг и восхищение творением великого флорентийца смешаны с загадками и страхом. На знаменитой улыбке Моны Лизы останавливаться не станем, а вот о странном (если не сказать ужасном) воздействии образа на зрителя стоит поговорить.

Заметили эту удивительную способность полотна доводить впечатлительных людей до обморочных состояний в XIX веке, когда Лувр открылся для публичного посещения.
Первым таким человеком из публики стал писатель Стендаль. Он неожиданно для себя остановился у "Джоконды" и некоторое время любовался ею. Кончилось плохо - знаменитый писатель тут же у картины упал в обморок. А всего на сегодняшний день зафиксировано уже более сотни подобных случаев.
Гений Леонардо? Ведь великий художник никогда так долго не работал над обычным портретом. Казалось бы, обычная заказная вещь. Так нет, художник до конца своих дней не удовлетворится работой и будет переписывать картину оставшиеся шесть лет жизни.
Все это время его будут преследовать меланхолия, слабость, изнеможение. Но главное, что он не захочет расставаться с "Джокондой", будет часами смотреть на нее, а потом дрожащей рукой вновь начинать вносить поправки.

Работники Лувра, кстати, отметили, что длительные перерывы в работе музея приводят к потускнению "Джоконды". Она темнеет, но стоит посетителям вновь заполнить залы музея, и Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется, улыбка видна более четко. Вампир - да и только!

Долгие месяцы мучался над своей картиной "Иван Грозный убивает своего сына Ивана..." и великий Илья Репин. На ранней стадии написания полотна художник признавался, что убирал холст с глаз долой. Репину в разное время позировало несколько натурщиков. До нас дошли этюды головы царевича, в которых узнаются художник В. К. Менк и знаменитый прозаик Всеволод Гаршин, который вскоре после позирования бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Правда, Гаршин был душевнобольным человеком, недуг которого время от времени обострялся. И все же...


Сначала картина Репина, законченная в 1885 году, была показана в мастерской друзьям художника: Крамскому, Шишкину, Брюллову. Полотно произвело на них ошеломляющее и гнетущее впечатление.
Затем "Иван Грозный" был представлен на официальной выставке в Петербурге, и реакция широкой публики мало отличалась от реакции друзей художника. Реализм, граничащий с натурализмом, испугал многих зрителей. Президент Академии художеств, Великий князь Владимир Александрович, сказал жене перед посещением выставки: "Не пугайтесь, подготовьтесь, сейчас вы увидите эту страшную картину".
В Москве демонстрация полотна поначалу была запрещена императором Александром III. И лишь через некоторое время запрет был снят с оговорками о нежелательности показа картины женщинам и детям.

Кстати, портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского Репин закончил буквально за день до их кончины.
Столыпина застрелили на следующий день после окончания работы над его портретом.
Преждевременная смерть постигла еще минимум восемь моделей художника.

И похожих примеров сотни. Но даже эксперты, опровергавшие эти якобы легенды, признают: какая-то мистическая загадка все же существует.
Игорь Вагин, ведущий специалист России по танатологии (наука о смерти), считает, что портрет - это биоэнергоинформационный фантом человека. Почему при разводах люди рвут фото партнеров? Потому что хотят принести им несчастье. А портрет - более мощная структура. Механизм воздействия, как утверждает Вагин, прост.
На выставки знаменитых художников ходят массы людей. Вместе с тем у талантливых мастеров много коллег-недоброжелателей. На кого переносится вся зависть, ненависть, черная энергия? Конечно же, на портреты близких, в которые мастера вкладывают свою любовь. И чем талантливей сделан портрет, тем ранимей оригинал. Кто-то из зрителей просто завидует красоте этих женщин.

Биоэнерготерапевты совершенно уверены, что все эти факты не являются простыми совпадениями. Один из механизмов, с помощью которого делается попытка объяснить этот феномен, состоит в перенесении на портрет отрицательной энергии людей, которая передается и модели, в результате чего она часто безвременно погибает.
Отсюда они делает вывод, возможно, обидный для художников вывод: следует очень осторожно относиться к позированию.
Многие сенситивы, например, Ванга, Эдгар Кейс и другие, отказывались позировать художникам. Видимо, предчувствовали роковые последствия этих, казалось бы, почетных предложений.
Ростовский оператор биолокации А. Бабанов уже долгое время занимается изучением влияния произведений искусства на настроение и психику. Он уверен, что некоторые картины могут спровоцировать заболевание и даже смерть хозяина комнаты, в которой они висят. Известный психиатр профессор А.Бухановский уверен, что картины сами по себе не вызывают психическое расстройство. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек. Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Особенно это касается произведений символизма или кубизма. По мнению Бухановского, если картина вызывает странные ощущения, портит настроение, пугает или даже генерирует призраки, надо немедленно избавиться от нее.

Почему в Исламе нельзя изображать людей и животных?

Гульнара Каримова.

Это связано с таинственным влиянием рисунка на психику человека.

Коран не рекомендует этого делать в связи с тем, что человек начинает поклоняться не Аллаху, а животным и людям. Так, изображение животных будит в нас животные инстинкты: на гербах, майках, в виде наколок на теле — все это попытка перенять их качества. А изображение людей /особенно, обнаженных тел/ заставляет забывать о Боге и провоцирует безумие.
Меж тем, рисунки природы успокаивают, и увеличивают восхищение ее Творцом.
Есть много примеров, когда картины людей и животных вызывали психические отклонения.
Так, у народов крайнего севера и различных островитян религиозным культом является шаманизм, где поклоняются фигуркам животных и людей. За время существования этих культов, его жрецы — колдуны научились использовать магическую силу искусства их изображения и во вред человеку. Печально известны по этому поводу африканский культ вуду, европейские друиды и волхвы на Руси, которые использовали различные тотемы для причинения вреда здоровью людей. Например, американцы заметили, что некоторые маски, купленные в Африке или на южных островах, где есть культ вуду, приносили трагическую судьбу их владельцам. Многие из них поражались серьезными психическими недугами или заболевали раком. Хотя современная медицина не связывает это напрямую с масками, но больные чувствовали, что это так.
Интересно, что когда Америка юридически узурпировала государство, порабощенная страна мстила таким способом.
Есть картины, в том числе и мировые шедевры со странной судьбой: они приносят несчастье своим владельцам в течение многих столетий. Среди них:
«Джоконда» Леонардо да Винчи. Замечено, то она лишает людей жизненой силы. Первым это отметил писатель Стендаль, жаловавшийся после любования ею на упадок сил. Работники Лувра утверждают, что отсутствие туристов заставляет картину тускнеть, а когда они приходят, краски становится ярче и улыбка отчетливее.
«Венера у зеркала» Диего Веласкеса — приносила разорение всем своим хозяевам.
«Крик» Эдварда Мунка, где изображен кричащий человек, приносила смерть тем, кто был с ней как-то связан.
С картиной «Поклонение волхвов» Питера Брейгеля старшего связывают бесплодие в семьях тех, кто ее покупал.
Список можно продолжить и среди русских полотен. Похожим действием обладают картины «Портрет Марии Лопухиной» В. Боровиковского и «Женщина дождя» С. Телец.
Все картины объединяет то, что на них изображены люди. И если доказать их пагубную судьбоносность научно нельзя, то ведь на психику-то они влияют. Народ обычно такое замечает, а он никогда не ошибается.
Есть и обратное наблюдение: люди, которых рисовали на картинах, долго не живут. Например, Рембрандт пережил двух жен и всех детей. Саския, знакомая всем по “Данае” и “Флоре”, умерла через 8 лет после свадьбы. Рембрандт много рисовал и детей — трое из них умерли в младенчесвте. Единственный выживший — Титус умер в 27 лет. Вторая жена — Хендрике Стоффельс, излюбленная модель художника, также быстро скончалась.
У Рубенса моделью его знаменитых мадонн была жена Изабелла. Умерла в 35 лет. Дочь — в 12.
Для самых знаменитых картинах испанца Гойи — “Обнаженная маха” и “Одетая маха” позировала герцогиня Альба, которая скончалась через три года после этого.
Илья Репин боготворил писателя Гаршина. С него рисовал царевича в знаменитой картине об убийстве Иваном Грозным сына. Потом сделал блестящий портрет писателя. Вскоре Гаршин бросился в пролет лестницы.
Первый художник последних десятилетий России Илья Глазунов часто рисовал свою жену Нину. Нина Виноградова-Бенуа выбросилась из окна.

Комментарии к публикации: 30

    Считаю, что всетаки по современным принципам изображать можно, конечно, если на фото все нормально, а не в плохом смысле.

    Здравствуйте, уважаемый Рауль Хабибуллович!скажите, а как относиться к фотографированию? Ведь мы фотографируем своих детей с рождения, потом любуемся их изображениями.Кто-то вешает портреты на стену.Не вредит ли это им? Есть же в Исламе какое-то мнение об этом, наверное?

    Да не вредит, не вредит

    Считаю что если девушка-женщина фотограыируется, то должны быть с покрытой головой и плечами как и полагается в исламе

    Аллах хотел защитить женщин от мужской агрессии против них, поэтому хотел, чтобы женщины закрывали свое тело, Коран был послан в то время, когда мужчины женщин за людей не считали. новорожденных девочек живьем закапывали,если были не нужны родителям. А современным женщинам уже не угрожает мужская сексуальная агрессия, они с веками ослабли настолько, что вымирают уже, а все пыжатся. Современная женщина больше подвержена и изучать арабский язык и читать Коран. Посмотрите статистику: сколько мужчин учатся и сколько женщин учится читать Коран. Мне очень жаль, что Создание Аллаха человек в вечном поиске кто сильнее.

    Вчера привозил в Уфу своих ребятишек на экскурсию. Пока они крутились в гостином дворе, я зашел книжный магазин «Белая река» на улице Ленина. В отделе религиозная литература вижу две новые толстые книги, написанные московским муфтием Равилем Гайнутдином, и на обеих книг его портреты. У своей сестры, которая живет в Уфе, увидел первый номер глянцевый журнал «Мусульманка», а на обороте первой страницы опять-таки его же портрет. На мой вопрос, почему в женском журнал размещен портрет мужчины, она пожала плечами, вдруг покраснела, хотя у меня и мыслей не было на какие-то там намеки …

    Объясните, почему он развешивает свои портреты в женских журналах? Может быть это делают специально враги ислама, чтобы оскорбить такого выдающегося человека?

    Уважаемый Ильдар! Мне кажется не стоит зацикливаться на таких мелочах. Вы же сами видите, что вытворяет наша эстрадная элита. Чего только не наговаривают они сами на себя, почитаешь – одна мерзость, поэтому лично я телевизор давно уже не смотрю, а за новостями слежу через Интернет. Сегодня мусульманская Церковная элита – это же не какие-то там святоши, а вполне нормальные политики. К исламу они никакого отношения не имеют, потому что Ислам без политики – это уже абсолютно другая религия, Религия с большой буквы и расшифровывается о на как «восстановление связи». Слово «Ре» на греческом означает «восстановление», а слово «лигос» — связь. Спрашивается, кем восстановление связи? Ответ: «С Богом, с Аллахом, естественно». Еще в 8 веке Хазрат Хасан Басри (умер в 782 году) на вопрос: «Что такое ислам, кто такой мусульманин?», ответил: «Ислам в книгах, а мусульманин в могиле». (См. «Тазкират ал-аулийа, или Рассказы о святых», автор Фарид ад-дин Аттар — звезда на духовном небосклоне.) «Тот факт, что мусульманская община до сих пор не в состоянии занять в мире то место, которое отвел ей Сам Аллах, служит лишь доказательством, что она избрала путь отличный от указанного в Коране. Она до тех пор не сможет выполнить свою задачу в мире, пока вновь не покажет готовность послушно принять руководство Аллаха».

    Респект тебе, Рауль, за ответ Ильдару! Читая его, я вспомнил анекдот: День 8-го Марта. В зале народ, в президиуме -ударницы труда, предколхоза пьяный в стельку. Ведущий поздравляет передовиц, награждает их грамотами… "Вот Марьивановна, говорит он, отличная доярка, дом, свое подворье благодаря советской власти. А кем она была до революции? Правильно, товарищи женщины, голь перекатная… Матрену Васильевну возьми, тоже бывшая нищета, хлеба досыта не ела, а ныне свинарка, живет себе кум-королю, да сват министру. Председатель колхоза во все время разговора, поддергивая ведущего за полу пиджака, шепчет: «Ты про меня скажи, про меня…. Ведущий в том же духе продолжает говорить о передовицах, а председатель все достает его и достает, зал слышит и тихо посмеивается. Наконец ведущему все это надоедает и он произносит: «Или вот возьми нашего Ваньваныча. Кем был до революции? Правильно -дурак дураком, а сейчас кто? — Председатель колхоза…

    На вопрос художника, который сказал, что он зарабатывает на жизнь, делая изображения людей, посвященный ответил так: «Того, кто создаст (какое-либо) изображение (любое существо, в котором есть дух) Аллах станет подвергать мучениям до тех пор, пока он не вдохнет в него дух, а он не (сможет сделать этого) никогда. Но если ты хочешь непременно и дальше заниматься этим, то тебе следует (изображать) деревья и все то, в чем нет духа».

    Одной фразой Асия ответила на все вопросы!)))

    Давно искала эту информацию, спасибо.

    А фотографироваться можно? У меня сестра не фотографируется даже в хиджабе.

    А может если бы можно было бы рисовать людей животных мир узнал бы много других -Леонардо да Винчей,Рембрандов,Серовых среди Исламского мира. Может тогда в мире больше было бы добра,цивилизции,а не злости,мести!

    Я хочу рисовать людей, человека, но я знаю что в Исламе нельзя рисовать... Все таки рисовал зная!? Но у меня не был таких...

    Ислам-древняя религия, и многие положения его противоречат здравому смыслу современного человека. Сейчас мало кому придёт в голову нарисовать лягушку и поклоняться ей как идолу. Рисовать Аллах запретить не может. Но вот поклоняться идолам затмевающем веру в Аллаха возбраняется.

    На днях вопрос мне задали Почему в исламе запрещено изображать людей? Люди созданы по подобию Божью, а его видеть нельзя, соответственно и изображать. Запрет не мешал рисовать людей в исторических хрониках и картинах.

    В Исламе запрещено изображать пророков, ангелов, полководцев или ученых. А как сохранить память о них для последующих поколений? Каковым должно быть почитание по-настоящему великих людей?

    В его делах, в книгах, в памяти.

    Я вот рисовала животных...потом узнала что нельзя...что мне теперь делать с этими рисунками?((

    Алейкум ассалям, Амина! Ничего не делайте. Аллах судит человека по намерению, если вы не знали о запрете на эту тему, то и нарушение ваше было неосознанным, а это совсем иная степень вины. Это не злостное нарушение. В этом случае достаточно почитать дуа и попросить прощения у Всевышнего. Здесь нужно знать вот ещё что. В Исламе запрет с изображением живых существ — людей, животных связан с тем, что художник всегда рисует им глаза, которыми пытается оживить рисунок, а это по религиозным канонам подвластно только Аллаху. Поэтому поступая так, художник как бы начинает конкурировать с Богом в попытке наделить неживые вещи душой. Есть хадис в котором пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит о том, что такие люди за соперничество с Творцом попадут в Ад, и там их будут заставлять оживлять свои произведения. Они этого не смогут сделать и будут наказываться за это. В общем будут страдать за это. Вот такая история. Поэтому в Исламе принято украшать вещи — ковры, посуду, мечети орнаментом из геометрических фигур. А на картинах изображать природу. Евреи, у которых также присутствует запрет на такого рода живопись, вышли из положения по-другому: они придумали абстракционизм. Всё это говорит о том, что человеку Богом дано лишь высказывать мысль, которую можно передавать и в виде рисунка. То есть при помощи линий, фигур, красок. Видимо, в этом и есть предназначение живописи с точки зрения Ислама. Символика стимулирует воображение и открывает ворота в духовный мир. А оттуда человек, по замыслу Аллаха, и должен был скачивать свои открытия. Ведь открытие — это то, что открыто нам Богом из Его Небесной скрижали. Невидимое приводит к невидимому, поэтому мысль, изложенная в виде символов, одних лишь намёков, и приводит нас к божественному источнику знаний. А мысль, изложенная видимо, наоборот, закрывает глаза разума, останавливая мышление на видимом. Поэтому такая живопись относится к самообольщению и не приводит к доброму. И в вашем случае не имеет смысла уничтожать свои рисунки, как кто-то может подумать, нужно сделать своим намерением изменить форму изображения мысли на холсте. У художников это называется по-другому видеть.

    А что если я нарисовала голову человека, но он был некрасивым и не очень реалистичным, хотя я примерно немножко знала, что рисовать людей нерекомендуется, но о том что это грех и запрещено, этого я не знала. Что мне делать с рисунком, стереть, выбросить, порвать или цже поздно?

    Помогите мне пожалуйста. С самого ранего детства я живу с мечтой рисовать и работать аэрографистом!я шла к своей цели,потратила много мил и времени,вышла замуж приняла Ислам и узнаю...что рисовать это грех!я люблю рисовать животных т.к восхищаюсь ими как творением Всевышнего,их красотой и грацией.теперь я нахожусь в глубокой депрессии...я жила с этим всю жизнь,и теперь я не могу этого делать?мне очень плохо...

    Просто выведите это искусство на новый уровень понимания. Насколько мы знаем, аэрография — это стиль фэнтэзи. Но и в Исламе это принято. Вспомните хотя бы сказки «Тысяча и одна ночь», с их циклопами, птицами Рух, и другими фантастическими животными... Настоящий художник всегда рисует невидимое, тогда он совершает открытия, и его картины становятся великим. Возьмите для примера картину японского художника Кацусики Хокусая «В морских пучинах Канагавы», которую журналисты в 20 веке окрестили «Большая волна в Канагаве». На картине изображена огромная волна, нависшая над лодкой близ префектуры Канагава. Ещё в 18 веке Хокусая отобразил на ней редкое явление природы: каждый фрагмент волны (брызг, капля) на картине повторяет очертания всей гигантской волны. Сначала современные учёные-физики запротестовали, мол, не бывает такого явления, а потом обнаружил, что бывает! Он только раз взглянул на неё, запечатлел в мозгу, и образно передал научное открытие, как художник. Вот к этому надо стремиться — увидеть что-то новое. Этим настоящие произведения искусства отличаются от ремесленничества. Это общий принцип для всех, кто хочет рисовать, независимо от того, что он рисует.

    В Исламе же так: Аллах судит человека по его намерениям (прекрасный суд!). Поэтому сначала введите предполагаемую картину в ранг намерения, абстрагируйтесь, поймите, что вы на самом деле хотите нарисовать, и вам сразу откроются все плюсы и минусы вашей работы, одновременно станет ясным и то, что Всевышний хочет от вас. Исходите из того, что все запреты в Исламе имеют свой смысл. Ибо Аллах желает облегчить нам жизнь, а не отяжелить её. Он хочет нас научить тому, как делать что-то правильно. И лучше. Картины мусульман не зря построены на орнаментах. Если хотите — это математика в живописи, её формулы, закодированные в геометрических фигурах, сама научная основа изобразительного искусства. Но вам необязательно делать всё также, то есть передавать рисунок орнаментом. Просто поняв сам принцип того, что вы хотите отобразить, вы сможете сделать это и более изящными, плавными и природными формами. Иногда достаточно цветом и линией передать саму мысль. Возможно, этому стремится научить нас Ислам, вводя ограничения на что-то? И возможно, следуя им, вы откроете новое направление живописи, или даже новый вид её. Так Аллах учит нас мыслить. Надеемся, что были понятны и помогли вам.

    Спасибо большое вам за ответ.но,аэрография-это не совсем фентази.это изображения того,что захочет заказчик.так же могут попросить нарисовать как и природу,так и животное или человека.в депрессии я потому,что когда я рисую,моя душа наполняется светом и теплом,мне хочется совершать добрые бескорыстные поступки.а без этого,я чувствую себя никчемной,ни на что не способной.свои самые лучшие работы,я планирую продать на ежегодной ярмарке,и все вырученные средства направить на лечение больных деток,капля в море,но все же.лучше всего у меня получаются животные,но я безусловно хочу расти,хочу писать пейзажи и что то придумывать.но пока могу рисовать только с фото,набираюсь опыта...начинаю читать литературу с анатомией,перспективой и т.д.чтобы рисовать из головы.орнаменты я точно рисовать не смогу,т.к это требует определенной точности.и о намерениях,Всевышний же знает,что в моем сердце и душе...что каждый раз когда беру в руки карандаш,я благодарю его,за то,что он дал мне такой талант.что восхищаюсь красотой всего того,что он создал.ведь он не просто так дал мне эту возможность?

    Занимаюсь иногда, наплывами,резьбой по дереву.Я и не знал,что запрещено людей и животных образ производить в дереве.Но,последний образ «Хранительница очага»пришел образ,беременной женщины,без лица,выводить прекрасную структуру дерева мне всегда нравилось.Можно ли образ без лик?Это как манекены.

    Яков написал: «Если честно, то статья совершенно неубедительная. Учитывая, что художников сотни тысяч, можно сделать любую выборку. Обязательно найдётся десяток тех, кто прожил мало; десяток тех, от кого отвернулась удача; и десяток тех, кто позировал для картин и не нажил счастья. А как быть с остальными, которые были успешны и счастливы, рисуя людей и позируя? Если бы была хоть какая-то закономерность, говорящая, что художники все как один получают несчастье в наказание от Бога, то уже бы никто и не рисовал. Мне так кажется».

    Но это ведь классика, Яков. То есть на примере более известных и «успешных» показано, чем такие кончают. Остальные, менее именитые на этом поприще, только повторяют в какой-то степени судьбы этих людей. Не бывает людей, живущих совершенно безоблачной жизнью. Как вы думаете почему? Причина этого указана в Коране:

    И не посылали Мы до тебя посланника никакого или пророка без того, дабы, когда грезил он, не бросил Сатана в грёзы его что-либо. Аллах же стирает то, что подбросит Сатана, потом разбирает Аллах знамения свои. Ибо Аллах Знающий, Мудрый! (22:52).

    То есть, когда у человека дела идут хорошо, и есть причина помечтать, он начинает преступать пределы дозволенного Богом. Только каждый в своей области, и это психологически знакомо любому. И тогда Бог наказывает человека. Отсюда неприятности, неудачи и даже смерть, в зависимости от степени вины. Этот аят — та же классика. Ибо здесь ситуация приведена на примере пророков — то есть лучших из людей. Но и они страдали отклонениями в поведении, правда, потом, обращаясь к Аллаху, и «стирали» свои лукавые фантазии. А после прозревали о смысле своих ошибок, и начинали понимать, к чему те могли бы привести. Так и надо было делать если не туда пошёл, ибо слаб человек. Человек создан был жить в Раю, а живёт в Аду, только потому, что преступает границы нравственности, установленные ему Богом.

    По аналогии с аятом, мы привели такие данные, но на примере лучших из художников. Как бы взяли частный случай сказанного в аяте. Получился тоже классический пример, но для художников. И если сделать выборку из жизни остальных живописцев, то мы увидим, что они будут лишь уменьшенными копиями своих кумиров. То есть в точности повторят их судьбы, но в минимизированном варианте. Иначе говоря, для большей убедительности нужно отдельное социологическое исследование.

    Ассаляму Алейкум! У меня один вопрос, пожалуйста ответьте на него... Я люблю рисовать, особенно людей, я много изображала глаз... Очень много... Когда люди говорили, что нельзя изображать глаза, я подумала, что это просто еще одна примета людей и не обратила внимание. Я боюсь Ада... И греховных деяний, потому, что из-за них я не увижу лика Аллаха... Я знаю, что я встречусь с Аллахом... И я боюсь ответа пред Ним...

    Ради Аллаха, дайте фетву на эти рисунки, что мне с ними сделать? Скажете сжечь, я их сожгу ради Всевышнего... Выбросить?! Сделаю ради Аллаха! Я оставлю это деяние ради Него... Но, что мне делать с теми, что уже нарисованы?!

    Я очень хочу увидеть лик Аллаха в Фирдавсе... Но если это деяние введет меня в Ад... То я не смогу увидеть лик моего Возлюбленного... Тогда я не смогу увидеть лик моего Всевышнего...

    Благодарю Вас за внимание... Я буду ждать Вашего ответа на мой вопрос

    Валейкум салам ва рахматуллахи ва баракятуху, Нигинабону ханум. Альхамдулиллях, мы рады за Вас, что Вы так искренне переживаете по поводу того, что ранее совершали по незнанию и хотите исправить положение. Всевышний Аллах прощает кающихся искренне. Вам в поддержку хочу привести несколько хадисов:

    Хадисы о грехах и покаянии

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Люди, кайтесь пред Господом вашим! Я, поистине, [не потому, что грешу, а в назидание и в пример вам] прошу прощения у Бога [говоря «астагфирул-лах» («прости меня, Аллах»)] и возвращаюсь к Нему (каюсь пред Ним) более семидесяти раз в день».

    Не нужно грешить, дабы молить Господа миров о прощении и каяться пред Ним. Говоря «астагфирул-ла» («прости меня, Господи»), верующий человек старается быть ближе к Богу, чаще вспоминать о Нем.

    Если же верующий совершил грех, оступился, забылся, то ему непременно следует раскаяться, вознамериться более подобного не повторять и, что очень важно, не волочить эмоциональную тяжесть греха за собою по жизни, а это делают некоторые новички в вопросах веры и религиозности. Напомню слова, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Всевышний и приветствует): «Сатана сказал Господу: «Клянусь Твоим могуществом и величием! Я не перестану вводить в заблуждение [побуждать к греху] рабов Твоих (людей), пока их души не покинут тела [до последних мгновений жизни]!» Господь миров ответил: «Клянусь могуществом Своим и величием! Я не перестану прощать их (людей) [грехи и проступки, совершенные преднамеренно], пока они просят у Меня о прощении [раскаиваются в содеянном и не имеют намерения повторять это впредь]».

    Сподвижник пророка Мухаммада Ибн Мас‘уд однажды сказал: «Поистине, верующий (му’мин) видит свои грехи подобно тому, кто сидит под огромной скалою и боится, что она вот-вот может обрушиться на него. Ощущение же греха порочным человеком - муха, задевшая его нос, пролетая мимо».

    Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Раскаявшийся в грехе [бесповоротно оставивший его, сделавший все возможное, чтобы впредь его не повторять] подобен тому, на ком [этого] греха нет [как будто этот грех он никогда не совершал. Если Аллах полюбит кого-то [за его благие дела и устремления, за обязательность пред Ним и людьми], то грех [после искреннего раскаяния] не причинит ему вреда». Затем процитировал аят из Корана: «Поистине, Аллах любит искренне кающихся и любит очищающихся [внимательных в соблюдении духовной и физической чистоты]». У Пророка спросили: «Каков признак покаяния?» Он ответил: «Сожаление».

    Что касается вынесения фетв, то мы ведь не уполномочены на это. Мы даем общее направление мысли, как следует понимать Коран, хадисы. Главное, что Вы раскаялись и подчинились хадису пророка (с.а.с.),перестали рисовать недозволенные изображения и не намерены делать этого впредь. А как поступить с тем, что уже нарисовано — решайте сами, используя разум, данный Аллахом, делайте дуа и просите Его подсказать Вам. С искренним уважением и добрыми молитвами Тимур хазрат Имаев, сотрудник НИЦ «Нур». [email protected]

    Можно ли нарисовать кого либо но без глаз

    Ассаляму Алейкум!

    Меня мучает вопрос-можно ли рисовать мультяшных персонажей?

    Которые похоже на реальных людей но отличаются глазами,носом,формой лица и т.д.

В мире немало религий, одной из самых популярных является Ислам, наравне с Христианством и Буддизмом. Каждая религия подразумевает вои устои и традиции, свои запреты и свои праздники. Ислам является самой молодой религией и одной из самых распространенных. Те, кто исповедует мусульманство, строго чтит правила, которые прописаны в Кооране. Вообще религии несут огромное количество запретов, многие из которых кажутся странноватыми.

Наверняка, самый известный запрет, которому следуют все мусульмане планеты- это не есть свинину и любые продукты, в которых содержится сало, бекон и все то, что изготавливается из свинины. Наравне с этим, мусульманские девушки и женщины обязательно должны ходить покрытыми, открытыми могут быть только кисти рук и овал лица. Молитвы являются обязательными несколько раз в сутки, ежегодно все верующие постятся. Это общеизвестные факторы, но есть и те, о которых мало кто знает, такие как:

  • Нельзя слушать музыку;
  • Нельзя сквернословить;
  • Алкоголь под строжайшим запретом;
  • Курить так же запрещено;
  • Нельзя использовать изображения с глазами и рисовать их.

Вот тут становится интересно, о глазах мы и поговорим.

Почему нельзя рисовать глаза

Считается, что рисуя изображение с глазами, человек начинает ему поклоняться и создает в итоге себе идола. Глаза- это зеркало души, смотря на чужие глаза, хоть и нарисованные, человек на подсознательном уровне пытается перенять некоторые привычки, повадки и правила поведения. Не просто так же великий и бессмертный шедевр Леонардо Да Винчи «Джоконда» пленяет умы миллионов людей по всему миру. Ее взгляд просто завораживает, отвести глаза практически нереально.

Несомненно, какой-то магнетизм в картине есть, но ведь запрет на рисование глаз появился задолго до того, как художник создал свое величайшее творенье. Еще Стендаль писал о том, что после того, как он долго смотрел в глаза картине, то начинает болеть голова и наблюдается упадок жизненных сил. Сами сотрудники Лувра говорят о том, что ели нет туристов и отдыхающих, краски картины существенно бледнеют и тускнеют.

Многие нерелигиозные люди считают, что чем точнее прорисовывается у картины взгляд, тем больше души и сил художник вкладывает в картину. Если мысли его во время работы над картиной были черны, то такое полотно может стать роковым. В мире есть несколько роковых картин, обладатели которых скоропостижно умирают. так известная картина с плачущим мальчиком в каждом доме, в котором висела, приносила несчастье. Все дома выгорали до основания, но именно картина каким-то чудом уцелела.

Мнение ислама, почему нельзя рисовать глаза

Ислам считает, что изображение животных и людей с глазами является подобием и способом уподобиться создателю, чем можно его оскорбить, и наслать на себя его гнев. Религия знает несколько случаев, когда у людей просыпалось маниакальное желание рисовать именно глаза. К таким людям вызывали муллу и он совместно со своими помощниками начинает процесс изгнания шайтана из несчастного.

Желание создать шедевр, который будет превосходит по красоте творений всевышнего затмевает людям разум, делая их легкой добычей для темных сил. Изгнание возможно, но это долго, довольно сложно и опасно для здоровья и жизни.

Тем не менее, миллионы людей по всему миру продолжают рисовать не только пейзажи, но и людей и никакими расстройствами психики не страдают. Во всем мире огромное количество картинных галерей, выставок фото и рисунков с лицами и глазами, и случаи помешательства единичны.

Верить или нет в приметы и поверья решать только вам, но помните одно, сбываются только те приметы, в которые вы верите.

В очередной раз получив от учеников вопрос “Можно ли рисовать по фотографиям?” , я решила написать по этому поводу статью, чтобы раскрыть свою позицию.

Когда я встречаю где-нибудь на художественных форумах, как бывалые художники учат новичков, что рисование по фото – дурной тон, что делать этого ни в коем случае нельзя, то понимаю, что такой художник либо является только теоретиком от искусства, либо просто лукавит.

Предполагается, что можно рисовать только с натуры и на пленэре? А все остальное – жалкая подделка под природу?

Но давайте вспомним, что пленэр вошел в историю живописи не столь уж давно. Рисовать на природе художники начали только в 19 веке! Да, и фотографии тогда не было, рисовали по памяти. Но столь уж сильно потеряло искусство, заменив память художника на фотографию? Ведь память – вещь избирательная, всех деталей не запечатлеет.

Кроме того, в некоторых случаях, работа на пленэре для самой техники письма является не лучшими условиями. Той же акварелью, к примеру, зимой на морозе не порисуешь – вода замерзает…

Тем не менее, я не хочу сказать, что рисовать по фотографии можно и нужно. В этом вопросе, мне кажется, нельзя быть категоричным. Как и во многих вещах, здесь есть свои “за” и “против”. Попробую раскрыть эти моменты.

Рисовать с натуры или по фото: “за” и “против”.

Фотография “одноглаза”, отображает объект более плоским, чем видит глаз.

Действительно, если вы посмотрите на какой-то близкий объект сначала двумя глазами, а потом одним, то увидите, что предмет стал “менее живым”, менее объемным.

Рисуя с натуры, мы можем передать это впечатление объема, а, рисуя по фото, лишаем рисунок части “жизни”.

Рисовать по фотографии легче, особенности объема виднее.

Для начинающих рисование по фото – спасение. Здесь они наглядно видят объем на двумерной плоскости листа, могут анализировать какой цвет они видят на том или ином участке картины и без потерь переносить эти впечатления на двумерный же лист бумаги.

Передача же зрительных ощущений от 3D объекта часто вызывает ощущение потерянности и бессилия. Как следствие, многие люди бросают рисование, отчаявшись разобраться с передачей объемной формы на плоском листе.

Фотография на первом этапе обучения – отличный помощник. Но не стоит застревать на этом этапе. Лучше рисовать с натуры и по фотографии одновременно, чтобы иметь возможность понять, как и что видит глаз на натуре.

Фотография искажает размеры предметов дальнего плана.

Думаю, вы замечали, что при попытке сфотографировать пейзаж, где есть глубина пространства, вы просто теряете объекты среднего плана. Они сильно сжимаются в высоту. Так, поразившие вас высокие горы, на фото выглядят лишь холмами. А тропика в поле, которую видит глаз, на фотографии просто исчезает.

Фотографии можно сделать в условиях, не подходящих для пленэра.

И это, я бы сказала, огромный плюс. Фотоаппарат позволяет нам запечатлевать те пейзажи, в которые художнику со своим мольбертом не попасть. А ну-ка попробуйте порисовать на вершине Эльбруса или посередине оживленного шоссе, в лютый мороз или под дождем! Только фотоаппарат сохраняет для искусства эти образы.

Фотография статична.

Человек же воспринимает мир не только глазами, но и всеми остальными чувствами. И может передать это в картине.

Фото способно запечатлеть мимолетную натуру.

Есть моменты, когда натура просто не будет позировать художнику. Летящая птица, животное в прыжке, сверкнувшая молния, да даже просто быстро увядающие цветы – все это сохраняет для нас фотография.

Фото не передает тонкие оттенки цветов.

Да, фотография изменяет цвет, делает его проще, сближая тона. И в целом краски на фото совсем не те. И против света фотография засвечивается, нужно быть семи пядей фотографом, чтобы сделать качественный, близкий к реальности снимок…

Фотография допускает эксперименты с цветом.

Вы можете экспериментировать с фото, придавая ему разную насыщенность, меняя оттенки цвета, придавая при этом разное настроение мотиву. Так серенький невзрачный пейзаж может стать таинственным, мистическим или ярким и праздничным.

Ни одно фото не даст столько впечатлений и адреналина, как работа на пленэре.

Да, это прекрасно – сидеть на полянке, слушать пение птичек, сливаясь воедино с природой. При этом в душе наступает особое состояние, за которым художники вновь и вновь едут на пленэр. И не важно, что картина на пленэре в 90% случаев – лишь подсобный материал, который, возможно, никогда не станет картиной, но зато какой приятный процесс!

Для многих не секрет, что можно оказать магическое воздействие на живое существо, используя его изображение. Однако это под силу не только магам, колдунам или экстрасенсам. Любой снимок или портрет на полевом уровне связан с оригиналом. И, сознательно или бессознательно забирая энергию у портрета, другой человек может причинить нам непоправимое зло.

Рок натурщиков

Люди, служившие моделями знаменитым художникам, нередко преждевременно умирали. Такие слухи ходят, в частности, о легендарной Джоконде Леонардо да Винчи .

Княгиня Лопухина , служившая моделью художнику Владимиру Боровиковскому , скончалась через три года после того, как был написан ее портрет. Врачи так и не смогли определить точную причину смерти. Мать мальчика Васи , позировавшего Перову для картины «Тройка», запрещала сыну быть натурщиком. Однако тот не послушался ее и вскоре умер.

Преждевременная кончина настигала и около десяти натурщиков Репина . Хирург Пирогов и композитор Мусоргский скончались через день после того как художник закончил их портреты. Столыпина застрелили на следующий день после завершения работы над его портретом.

Убийственные фотографии

Фотография – гораздо более сильный проводник биоэнергии, чем портрет, написанный художником на холсте или бумаге. Ведь фотоснимок – это точное изображение человека или . А некоторые фотокамеры способны фиксировать даже ауру! Недаром большинство экстрасенсов работает именно по фотографии.

…Эта история приключилась несколько лет назад в Екатеринбурге. Началось с того, что по детским учреждениям города стали ходить двое мужчин, представлявшихся фотографами. Они предлагали сделать художественные снимки детей за довольно низкую цену. Многие соглашались…

А потом среди горожан возникла паника: во многих детских портретах обнаружились странные вложения в виде кусочков фотографий могил, крестов, гробов, памятников и различных частей тела покойников, а также пучков сухой травы. Внутри портретов иногда попадались зловещие надписи, вроде: «Как сохнет трава, так сохни дитя» или буква «С» по-латыни, что означало: «Сатана».

К тому времени, когда эта история стала достоянием общественности, выяснилось, что некоторые тяжело заболели. Заболевание охватывало ту часть тела, которая была изображена на снимке-вложении. Например, если там изображалась половина лица, то на этой половине у ребенка начинались проблемы со зрением, возникал гайморит или отит.

Журналисты провели расследование. Оказалось, что все фотопортреты изготовлены в государственном фотоателье. Единственное, в чем удалось обвинить сотрудников этого ателье, - в незаконном предпринимательстве. Директриса учреждения заявила, что вложения - не что иное, как обычная использованная фотобумага, которой укрепляют портреты, и ни она, ни ее работники не имеют никакого отношения к болезням детей.

По совету священников и целителей многие родители больных детей сжигали портреты. Когда их жгли, у детишек нередко . Если уничтожали «смертельные» вложения, то ребенок вскоре выздоравливал.

Тайна жутких портретов так и не была разгадана. Осталось только предположение: сотрудники фотоателье, возможно, состояли в какой-то секте или кто-то из них практиковал .

Не меньшая опасность исходит и от энергетических вампиров или просто людей, которым по какой-то причине не хватает собственной энергии. Чем большее количество людей видит портрет, тем больше энергии он отдает. Иногда, глядя на изображение какого-то человека, мы ощущаем прилив сил… А что происходит в это время с оригиналом? Об этом мы, как правило, даже не задумываемся.

Исследователь аномальных явлений Виктор Велинский и его коллеги провели эксперимент. Взяли только что вылупившегося цыпленка, пометили его и сфотографировали. Снимок размножили и раздали родным и знакомым с просьбой обращаться к портрету в трудных ситуациях, при дурном настроении или плохом самочувствии. И что же? Через какое-то время птенец начал чахнуть на глазах. У него прекратился рост, пропал и аппетит… С остальными цыплятами из этого же помета все было в порядке.

А как же растиражированные изображения различных и «заряженные» портреты экстрасенсов? – спросите вы. У известных политиков и звезд огромный энергетический потенциал – иначе они не добились бы такого успеха и признания. Целители тоже обладают большим количеством биоэнергии и при этом умеют ставить энергетическую защиту. Но порой и эти люди отдают больше энергии, чем нужно. И тогда их преследуют болезни, несчастные случаи, неурядицы в личной и семейной жизни…

Правила безопасности

Некоторые люди, знающие о магических свойствах портретов, наотрез отказываются, например, фотографироваться. Это, конечно, крайность. Но все же некоторые правила безопасности соблюдать следует.

Не фотографируйтесь по любому поводу, от нечего делать.

Старайтесь, чтобы ваши снимки не попали в руки к незнакомым, малознакомым или враждебным к вам людям.

Ни в коем случае не рвите и не портите снимков и портретов, где изображены вы сами или ваши близкие.

Не носите с собой фотокарточек ваших близких, чтобы демонстрировать их окружающим.

Если вы смотрите на фотографию или изображение близкого человека, которого в данный момент нет рядом с вами, не жалейте его и не причитайте: «Как ты там без меня? Ты же пропадешь!» Лучше постарайтесь мысленно передать ему часть своей жизненной силы, поддержать его своей энергетикой.

Согласно традиции, до свадьбы нельзя хранить у себя портрет жениха или невесты. Не стоит и фотографироваться вместе – такие пары часто расстаются или оказывается неудачным. Если же у вас все же есть совместные фотографии, лучше не держать их дома, а отдать на хранение верному человеку.