Слепой негр джаз. Рэй Чарльз: темнота, обращенная в свет

Рей Чарльз, музыкант, исполнявший композиции в стиле джаз, ритм-энд-блюз и соул, стал одним из самых известных американских музыкантов. Результатом его творческой деятельности стал выпуск более семидесяти альбомов, многократное награждение премиями «Грэмми» (13 раз), а также принадлежность к участникам Зала славы отдельных музыкальных жанров (рок-н-ролл, джаз, кантри, блюз).

Соединенных Штатов содержит хиты Рея Чарльза, а знаменитые слова, сказанные Фрэнком Синатрой, нарекают его единственным гением в шоу-бизнесе.

Детство Рея

Урожденный Рэй Чарльз Робинсон увидел мир в Элбани в 1930 году. Городок был небольшим, а финансовое и социальное положение семьи Рэя - неблагоприятным. Через несколько месяцев после его рождения всей семье пришлось сменить место жительства: теперь своим домом они называли небольшое поседение Гринвиль (Южная Флорида).

Роль отца в жизни музыканта была короткой и незначительной, так как тот ушел, когда мальчик и его брат Джордж были совсем маленькими. Воспитанием занималась мать Арета и бабушка Мэри Джейн Робинсон.

Трагический случай

Биография Рэя Чарльза содержит один печально известный факт, связанный со смертью его брата. Это случилось, когда будущему музыканту было всего пять лет, а Джорджу - четыре. Окунувшись с головой в глубокую лохань с водой, которая стояла на улице, Джордж не смог выбраться и стал захлебываться. Увидев тонувшего брата, Рэй попытался его спасти, однако у него не хватило сил, чтобы вытащить ребенка.

Полученное потрясение оказало на Рэя сильнейшее воздействие. Он сам предполагал, что именно по этой причине его зрение стало ухудшаться до тех пор, пока совсем не пропало. Полная слепота наступила, когда ему было семь лет. Позже вероятной причиной слепоты называли глаукому и ее последствия.

Существуют слухи, утверждающие, что музыкант, добившись известности, пытался найти донора для пересадки одного глаза. Однако операция так и не была проведена из-за мнения врачей, которые считали этот шаг бессмысленным и рискованным.

Рей Чарльз: обучение музыке

На формирование будущей карьеры музыканта оказал непосредственное влияние аптекарь, который играл на пианино и жил неподалеку от дома Рэя. Первые проявления музыкального таланта мальчика были заметны уже тогда, когда ему было три года.

Поэтому после полной потери зрения мать позаботилась о том, чтобы Рей поступил в специализированную школу-интернат. Она находилась в городе Сент-Огустин, и здесь Рей Чарльз изучал а также игру на органе, пианино, тромбоне, саксофоне и кларнете. Благодаря своим успехам в музыке мальчик был зачислен в баптистский хор.

1945-й стал для Рэя годом смерти матери, отец умер через два года.

Музыкальная карьера: первые шаги

Дальнейшая биография Рэя Чарльза (период после завершения обучения в интернате) пестрит названиями многочисленных музыкальных проектов, в которых он принимал участие. Зачастую они исполняли кантри или джаз. Наибольшее влияние на формирование стиля и манеры исполнения Рэя оказали такие известные джазмены как Каунт Бэйси, Арт Тэйтум, а также Арти Шоу.

Первой группой, полноценным членом которой стал музыкант, носила название The Florida Playboys.

Поездка в Сиэтл в 1947 году стала очень значимым событием для семнадцатилетнего Рэя. Имея при себе накопленную сумму в 600 долларов и заручившись поддержкой гитариста Госсади Макги, он занимается основанием и развитием группы MacSon Trio. Для записи первых композиций Рэй прибегает к сотрудничеству с группой известного исполнителя Лоуэлла Фулсона. Задачей Рэя был аккомпанемент музыкантам на пианино. Через два года свет увидела первая песня Рэя Чарльза в стиле ритм-энд-блюз. Затем вышли еще несколько композиций, ставшие впоследствии хитами.

Деятельность музыканта в 50-е годы

Новое десятилетие ознаменовалось для Рея Чарльза Робинсона сменой лейбла и сокращением имени. Эта мера была необходима, так как в то время был популярным боксер с похожим именем.

Первый брак Рэя длился всего год. Начавшись в июле 1951 года, совместная жизнь музыканта и Эйлен Вильямс не выдержала испытания временем. В следующий раз Рэй вступил в барк через три года, взяв в жены Деллу Беатрису Робинсон (в девичестве Ховард). Они прожили вместе до 1977 года.

Биография Рэя Чарльза в середине 50-х годов насыщена успешными песнями, написанными самостоятельно или в сотрудничестве с другими музыкантами. Именно в этот период происходит формирование узнаваемого и оригинального уникального звучания.

Песни Рея Чарльза продавались миллионными тиражами, принеся популярность самому музыканту и стилям, в которых он работал. Состав репертуара Рэя включал госпелы на светскую тематику и блюзовые баллады. Популярность госпела и R&B во многом обязана творчеству этого музыканта, деятельность которого привлекла большое количество новых поклонников. Здесь были представители и темнокожей, и белой аудитории. Заслугой Рэя Чальза, как одного из первых исполнителей в стиле ритм-энд-блюз, становится впечатляющее распространение «черной» музыки.

Конец пятидесятых годов принес Рэю всеобщую популярность, участие в Ньюпортском фестивале, запись большого количества хитов, а также первую премию «Грэмми».

Биография Рэя Чарльза: 60-е годы

После получения мирового признания Рэй переехал в огромный особняк в Беверли-Хилз. Будучи одним из нескольких исполнителей, получающих самые высокие гонорары, он стал пользоваться своей творческой свободой для расширения подхода к музыке. В результате его произведения стали ближе к стилю поп и мейнстриму. Несмотря на то что новые композиции разительно отличались от того, что он делал прежде, музыка Рея неизменно пользовалась успехом. Широта и разнообразие репертуара музыканта достигли потрясающих объемов.

Песня «Georgia On My Mind», ставшая гимном родного штата Рея Чарльза, была издана в начале 60-х. Далее последовало знаменательное событие: выход альбома Modern Sounds in Country and Western Music. Входящие в его состав хиты относятся к жанру кантри, что в сочетании с расовой принадлежностью Рэя стало своеобразной революцией.

Антирасистское настроение музыканта

Выходец из нижайшего социального класса Рэй Чарльз на протяжении всей жизни был активным борцом за расовое равенство. Отличным примером его отношения к этому вопросу можно считать отмену концерта в Огасте в 1961 году из-за того, что темнокожих и белых зрителей планировали рассадить отдельно. Кроме того, Рэй содействовал (в том числе и финансово) деятельности Кинга и открыто выражал неодобрение политике Дж. Ф. Кеннеди.

В некоторых источниках упоминается двадцатилетний запрет для Рэя на въезд в Джорджию, но на самом деле он просто не планировал туда ездить.

Рэй Чарльз и его «мартышка на спине»

Так иносказательно музыкант называл свою зависимость от героина. Узнав, что это такое в 16 лет, следующие два десятилетия он находился в состоянии зависимости от наркотика.

В 1961 году при обыске гостиничного номера Рэя были обнаружены запрещенные наркотики, но суда не последовало, так как была нарушена процедура (отсутствовал ордер). В последующие годы музыкант неоднократно был замечен за использованием наркотиков, а в 1965 году в Бостоне его арестовали по обвинению в хранении марихуаны и героина.

Жизнь с чистого листа

Решающим шагом, после которого Рэй Чарльз сказал решительное «нет» наркотикам, стало длительное лечение в клинике в Лос-Анджелесе. Эта мера спасла его от пребывания в тюрьме, суд ограничился назначением довольно мягкого наказания: одного года условно. Пройдя курс реабилитации, Рэй Чарльз не возвращался к употреблению, находя вдохновение и утешение исключительно в музыке и выступлениях.

«Рэй», фильм про Рея Чарльза, весьма детально охватывает тему наркотической зависимости музыканта.

Мейнстрим и поздние годы Рэя

Освободившись от наркотиков, музыкант обретает новый стиль, приближающийся к мейнстриму. Особенностью этого периода становится отсутствие собственных композиций в пользу фантастического исполнения песен других музыкантов.

С наступлением 80-х годов Рэй Чарльз расширяет круг своей деятельности: участие в съемках фильма «Братья Блюз», в популярном телевизионном шоу, а также в рекламе Пепси.

Музыкант принимает приглашения организаторов благотворительных акций, работает вместе с популярными молодыми исполнителями и выступает на инаугурации Насыщенная общественными мероприятиями деятельность Рэя Чарльза закончилась в 2004 году в Лос-Анджелесе, когда состоялось его последнее выступление.

В последние годы жизни музыкант страдал от рака печени и тяжелых последствий операции, произведенной на бедре. Несмотря на это, он ежедневно появлялся на своей студии RPM для выполнения своей работы. В одном из интервью он заметил, что не важно, какую продолжительность имеет жизнь, важно, насколько она красива.

После смерти Рэя Чарльза в 2004 году, его память почтили выходом посмертного альбома. Он получил восемь наград «Грэмми». Позже бы выпущен еще один сборник, включающий совместные композиции Рэя Чарльза и других исполнителей.

В рамках мемориальной церемонии с Рэем простились многие музыканты и тысячи верных поклонников.

Этот день выбран не случайно — 13 ноября 1745 года родился Валентин Гаюи - основатель учебных заведений и предприятий для незрячих людей. Именно он впервые продемонстрировал свой методобучения слепых, посредством придуманного им шрифта.

История знает немало примеров, когда незрячие люди, не смотря на свое состояние, становятся не только талантливыми музыкантами, но и добиваются всемирной славы и почитания. Это подтверждает тот факт, что для человека нет ничего не возможного, если он вкладывает душу в то, что делает! Сегодня поговорим о некоторых из этих примечательных во всех смыслах людей.

РЭЙ ЧАРЛЬЗ

Американского музыканта, одного из самых известных исполнителей соула, джаза и R’n’B Рэя Чарльза, поистине можно назвать легендой. Но история этого великого артиста связана с трагедией, приключившейся с ним в раннем возрасте. В пятилетнем возрасте Чарльз стал свидетелем жуткого случая — на его глазах утонул младший брат, а Рэй ничем не смог ему помочь. После перенесенного стресса у мальчика начались проблемы со зрением, а в семь лет Рэй Чарльз окончательно ослеп. Но это не стало преградой для развития таланта будущего музыканта и его становления как настоящего гения шоу-бизнеса.

Тяга к музыке проявилась в Рэе еще в трехлетнем возрасте, этому посодействовал хозяин аптеки, находившейся рядом с домом Чарльза, который постоянно играл на пианино. А в школе для глухих и слепых, где научился играть на нескольких музыкальных инструментах — пианино, органе, саксофоне, тромбоне и кларнете, Чарльз еще лучше развил свои таланты. Так началось стремительное движение слепого музыканта к вершинам безграничной славы. За свою творческую жизнь Рэй Чарльз был награждён 17 премиями Грэмми, попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, а его записи были включены в Библиотеку Конгресса США.

АРТ ТЭЙТУМ

Этот американский джазовый пианист и композитор, музыкант прославился феноменальной техникой игры с использованием гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру одновременно.

Артур родился слепым, но после серии операций, врачам удалось восстановить зрение одного глаза — музыкант стал частично различать контуры предметов. В тринадцатилетнем возрасте Тэйтум начал играть на скрипке и фортепьяно, а впоследствии, так и не получив профессионального образования, он участвует в музыкальных радиопрограммах, выступает в клубах.

В 1932 году музыкант перебирается в Нью-Йорк, где начинает работать в клубе Onyx, привлекая внимание посетителей своей необычной манерой игры. Позднее Тэйтум становится руководителем чикагского оркестра, но спустя год возвращается в Нью-Йорк, где собирает собственный музыкальный коллектив. За свою творческую жизнь музыканту довелось сотрудничать с такими музыкальными знаменитостями, как Коулмен Хоукинс, Барни Бигард, Милдред Бэйли, он также записал дуэт с Биг Джо Тернером. Арт Тэйтум сделал огромный вклад в развитие джазового пианизма.

СТИВИ УАНДЕР

Американский исполнитель соула, композитор, пианист и барабанщик, человек, оказавший огромное влияние на развитие музыки двадцатого столетия. Кроме того, Уандер является 25-кратным лауреатом премии Грэмми.

Стиви родился раньше положенного срока, поэтому врачи были вынуждены поместить его в инкубатор. Однажды туда была подана слишком большая доза кислорода, что привело к нарушению зрения и в конечном итоге — к слепоте. С детства Уандер был увлечен музыкой. Чтобы ребенку не было скучно, мать приносила домой различные музыкальные инструменты. Вскоре мальчик начал петь в церковном хоре. И совсем не удивительно, что его главным кумиром был Рэй Чарльз — музыкант, также лишенный зрения.

Свой первый настоящий хит Стиви Уандер записал в возрасте тринадцати лет. А спустя год мальчик дебютирует в фильме «Muscle Beach Party», в котором играет самого себя. Когда Уандеру исполнился 21 год, закончился его контракт с музыкальным лейблом. Все преграды для творчества исчезли, и он наконец-то смог приступить к записи своего первого концептуального альбома.

За свой творческий путь Стиви Уандер записал более двадцати студийных альбомов, стал вторым музыкантом, исполняющим эстрадную музыку, по количеству полученных премий Грэмми, превзошел его лишь Куинси Джонс. Стиви включен в залы славы композиторов и рок-н-ролла, он обладатель звезды на голливудской Аллее славы. Кроме того, музыкант является посланником мира Организации Объединённых Наций.

АНДРЕА БОЧЕЛЛИ

Знаменитый итальянский исполнитель классической и поп-музыки, а также артист, распространяющий на широкой сцене оперную музыку. С детства у певца были проблемы со зрением, и даже оперативное вмешательство врачей не помогло мальчику. А когда ему было двенадцать лет, то мяч, попавший в голову Андреа во время игры в футбол, привел к трагичному финалу — мальчик окончательно ослеп.

С юного возраста Андреа Бочелли мечтал стать великим тенором. Он участвовал во всевозможных вокальных конкурсах для подростков и даже становится солистом в школьном хоре. После окончания университета (маэстро является дипломированным юристом) он знакомится с известным итальянским оперным певцом Франко Корелли, который начинает серьезное обучение молодого человека вокалу.

В 1992 году Андреа познакомился с одним из самых выдающихся оперных певцов двадцатого столетия Лучано Паваротти, что явилось ключевым событием в музыкальной карьере великого тенора. Паваротти разглядел в Бочелли истинный талант и пригласил его выступить в своей концертной программе. Немногим позже Андреа Бочелли удостоился чести выступить перед папой римским. На сегодняшний день Андреа Бочелли записал 15 студийных альбомов, был награжден звездой на голливудской Аллее славы, также маэстро является великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».

AMADOU & MARIAM

Музыкальный супружеский дуэт из Мали, в состав которого входят вокалист и гитарист Амаду Багайоко и его жена — солистка Мариам Думбия во всех смыслах необычная семья. У обоих артистов были проблемы со зрением, которые впоследствии привели к слепоте, что не мешает им заниматься музыкой.

Пара начала выступать совместно в 1980 году. В течение пяти лет они гастролировали по родной стране, а в 1985 году впервые дали концерты за ее пределами — в Буркина-Фасо. Мировой успех пришел к дуэту в 2004 году после записи совместной пластинки с известным французским музыкантом Ману Чао, которая заняла вторую позицию в хит-параде Франции. В прошлом году Amadou & Mariam выпустили уже седьмой альбом, в записи которого приняли участие гитарист популярного американского инди-бэнда Yeah Yeah Yeahs Ник Циннер, певица и продюсер из Филадельфии Santigold, а также нью-йоркские инди-рокеры из группы TV on the Radio.

В архиве Рэя Чарльза более семидесяти альбомов

Ray Charles Robinson – слепой джазовый музыкант, плодотворности которого могут позавидовать многие звезды современной эстрады. Более семидесяти альбомов в его активе говорят сами за себя.

Вы можете сказать, что, быть может, это один из тех самых случаев, когда количеством пытаются возместить недостаток качества. Но слышали ли вы о таком музыканте, как Фрэнк Синатра? Лично он отзывался о Рэе Робинсоне как о единственном гении в мире шоу-бизнеса. Его песня What’d I say попала на пятое место в списке самых лучших песен всех времен и народов. Вы ее знаете? Да наверняка слышали, но даже и не знали, кто же это ее исполняет, не говоря уже о том, как она называется. Она воспринимается как один из самых убойных рок-н-рольных стандартов!

В современном мире он является одной из ключевых фигур в развитии мирового шоу-бизнеса. И хоть символические списки самых лучших музыкантов двадцатого века обычно носят совсем уж поверхностный характер, он в них попадает с завидной частотой.

Ну так что, не слышали? Ничего, сейчас мы это все исправим.

Сам я впервые познакомился с биографией этого незаурядного артиста, когда посмотрел фильм «Рэй». Это отличный биографический фильм, который довольно точно и бесстрастно описывает значительную часть жизни популярного музыканта.

Лично у меня фильм вызвал противоречивые чувства. Насколько он был честен? Не знаю. Но после просмотра не создается впечатления о Рэе Чарльзе как о каком-то ханжеском святоше или погрязшем в пороках отпрыске шоу-бизнеса.

Короче, весело, прикольно, с ноткой глубокой тоски и рок-н-ролльным задором. Рекомендую к просмотру! А уж фанатам Рэя этот фильм и вовсе обязателен к просмотру.

Так давайте попытаемся рассмотреть, что же это был за человек.

Итак, начнем по порядку:

Родился, вырос, умер… не все сразу. Городок Олбани, штат Джорджия – вот родина Рэя Чарльза. Семья Чарльза была не просто бедна. Она была непривычно бедна даже по меркам чернокожих. Как впоследствии говорил сам музыкант: «Ниже нас была только земля».

Когда ему было всего несколько месяцев, семья переехала в Южную Флориду, в поселок Гринвиль. Бросив Рэя и его младшего брата Джорджа, отец оставил семью и ушел куда глаза глядят.

Когда Рэю было пять лет, произошел случай, который довольно подробно описывается в фильме. Его младший брат случайно упал в лохань с водой и не смог выбраться. Рэй пытался ему помочь выбраться оттуда, но у него не хватило сил. И его младший брат погиб.

Есть предположения, что именно из-за перенесенного потрясения Рэй и стал понемногу терять зрение, пока полностью не ослеп в возрасте семи лет. См же Рэй говорил, что никому не известно, отчего же он ослеп. Возможно, это было следствием перенесенной болезни. Когда музыкант прославился, он попробовал приобрести зрение. Он даже давал объявления о том, чтобы хоть кто-нибудь пожертвовал ему один глаз, но врачи отказались делать операцию, посчитав ее слишком рискованной и бессмысленной.

В детстве он стал ходить в школу для слепых, где изучил шрифт Брайля. Кроме того, с трех лет он стал учиться игре на фортепиано, да и в баптистском хоре также стал проявляться его музыкальный талант. Но когда ему было всего пятнадцать лет, умерла его мать, а спустя еще пару лет умер и его отец.

Как все начиналось

Когда Рэй закончил обучение в школе, он стал участвовать во многих музыкальных проектах. Тогда он в основном играл в стиле джаз и кантри. Как и полагается молодым музыкантам, свое вдохновение он черпал у других известных джазовых музыкантов, таких как и Арти Шоу. Его первая группа называлась The Florida Playboys.

Когда ему исполнилось семнадцать лет, он собрал шестьсот долларов и отправился в Сиэттл, где вскоре познакомился с гитаристом Госсади Макги, с которым стал играть и основал группу. Сначала они записывались на лейбле Swingtime Records. Также он сотрудничал с Фуллсоном, когда выпустил свой первый хит. Он называется Confession Blues. Потом выпустил знаменитую Baby, Let Me Hold Your Hand и перешел под лейбл Atlantic records. Ему просто нужна была большая степень творческой свободы.

Первую жену Рэя звали Эйлин Вильямс, на которой он женился 31 июля 1951-го года. Их брак продержался всего год, после чего они развелись. Позже он женился на Делле Беатрис, это произошло в 1956-м году и этот брак продержался уже дольше, до 77–го года. Кстати, в фильме о его первой жене не говорится ни слова, зато лейтмотивом идет повествование о его жизни со второй женой.

Всего у Рэя было двенадцать детей, но лишь троих он родил (в библейском смысле) в браке. Но оставим старое грязное белье покойного и вернемся к его светлому и чистому творчеству.

На новом лейбле Atlantic его поощряли искать свое собственное, неповторимое звучание. Что он и делал со всей страстью, на которую был способен. В пятьдесят третьем году он записал свой знаменитый сингл Mess Around. Потом вместе с гитаристом Гитар Слин он записал сингл The Things That I Used To Do.

Когда же он в 55-м году написал песню I Got a Woman, она заняла первое место в чартах. Есть мнение, что это первая запись в стиле соул. Рэй в основном играл музыку, которая наполовину состояла из госпелов, а оставшуюся часть занимали блюзовые баллады. Получается, что Рэй Чарльз был одним из тех, кто популяризовал исконно черную музыку среди населения.

История композиции What’d I Say

В пластинке Ray Charles in Person можно услышать те самые характерные особенности, которые были присущи раннему творчеству Рэя Чарльза. Этот альбом был записан довольно необычно для тех лет. Это была не студийная запись, а концертное выступление. Тогда же он сыграл и What’d I Say, которая стала одной из самых узнаваемых его композиций. Говорят, это была просто импровизация во время репетиции перед концертом. Но именно она оказала в свое время громаднейшее влияние на мир рок-н-ролла.

Сам Чарльз рассказывал историю создания этой песни следующим образом: он как раз играл последнюю песню из своей программы под названием The Night Time. Дело было в ночном клубе в Милуоки. Когда он доиграл, администратор клуба поставил его перед фактом, что он должен проиграть еще 12 минут. И тогда он решил сымпровизировать. И играл все двенадцать минут. Публика была в восторге, хотя потом студия звукозаписи отказалась выпускать ее, мотивируя свой отказ тем, что она уж слишком длинная.

Тогда ее записала радиостанция WOAK и включила в альбом автора. Песня моментально стала хитом. Когда Atlantic Records в результате все-таки сдалась, песню разбили на две части. Потом еще много кто из популярных ныне исполнителей делал на нее кавер-версии. Как говорил Пол Маккартни, эта композиция дала ему огромнейший импульс для творчества.


Развитие стиля

Вскоре Рэй Чарльз продолжил развивать свой стиль, выйдя за границы госпелов в сочетании с блюзом, и стал записываться с крупными оркестрами. Тогда же он написал свою первую песню в стиле кантри. За блюзовую композицию Let the Good Time Roll он получает Грэмми. В ней он продемонстрировал редкостный по своей силе и экспрессии голос.

Когда же Рэй перешел в ABC Records, он заключил такой фантастический контракт, который сделал его одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени. Он переселился на Беверли-хиллз, где приобрел самый большой особняк в округе. Там он и прожил до самой своей смерти, до которой на тот момент оставалось еще много и много лет.

Его работа на ABC имела отличительный характер. С одной стороны, он получил еще большую свободу, а с другой – перестал участвовать в экспериментальных проектах и начал писать музыку, ближе стоящую к мэйнстриму. На подпевке у него был хор, в аккомпанементе – биг-бенд и струнные оркестры.

Это создало разительно отличающийся звук. В Атлантик он писал почти камерную музыку, а в АВС стал производить оркестровые джазовые стандарты. При этом репертуар музыканта просто потрясал воображение своим разнообразием и объемами. Тогда же он пишет свою знаменитую Hit The Road Jack. Точнее, ее пишет Перси Мейлфилд, перед записью певица из бек-вокала сказала Рэю, что беременна от него. Музыкант был далеко не в восторге, и эта смесь ярости и надрыва, звучащая в песне, которую мы сейчас знаем, была как-то… совсем уж натуральной.

И вот отрывок из фильма:

Georgia on My Mind записывали многие музыканты. Среди них были и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг, и Рэй Чарльз. Это была его визитная карточка времен АВС. Ее автор, Хог Кармайкл, посвятил ее девушке по имени Джорджия, а вот несколько позже она стала гимном штата Джорджия. Но девушка была все же раньше, поэтому пусть у вас возникают правильные ассоциации!

Но так или иначе Рэй исполнил Georgia on My Mind в здании Законодательного штата собрания. И, по сути, вошел в оборот музыки кантри. Для чернокожего музыканта это был просто невообразимый успех. Да и вообще Рэй всегда выступал против расизма. Однажды он даже отменил концерт в той же Джорджии, так как чернокожие и белые слушатели должны были сидеть отдельно. Его это глубоко возмутило.

Наркотики

Эта идиллия продолжалась до 65-го года, пока его не арестовали за хранение марихуаны и героина. От этих двух «счастливых препаратов» музыкант был зависим вот уже больше двадцати лет, то есть почти всю свою взрослую жизнь. Наркотики находили у него и раньше, но до сих пор Рэю удавалось выкручиваться, и его не арестовывали. В первый раз у полиции не было ордера на обыск, и дело не получило продолжения, во втором он согласился на лечение от наркотической зависимости, а в третий раз ему пришлось сесть в тюрьму.

Сам он мало воспринимал себя в качестве наркомана. Это уже потом, во время отсидки, ему пришлось бросить наркотики, а до тех пор он воспринимал их, словно аспирин. То есть в реальной жизни он-то понимал, насколько ужасно его положение, а когда выходил на сцену, начинал воспринимать их как аспирин. То есть тебе плохо – и ты начинаешь принимать лекарство, чтобы убрать боль.

Очень ярко эта “наркозависимая” часть его жизни показана в фильме «Рэй»

А вот что было дальше, это уже просто интересно. Например, завязав с наркотиками, он больше ничего выдающегося не написал. Зато делал фантастические каверы. Но своих шедевров у него больше не было. Совпадение? Вряд ли. Дело в том, что эти препараты при употреблении замещают часть естественных гормонов, выделяемых мозгом, и когда пациент прекращает прием «лекарств», то он вполне оправданно теряет вдохновение и попросту впадает в депрессию.

Кроме того, после очищения своего образа жизни, Рэй Чарльз изменил и свой музыкальный стиль. Он стал еще ближе к мейнстриму. Так что после семидесятых его стали воспринимать далеко не так однозначно. Лично мне вспоминается история с бодибилдерами: все осуждают их страсть к стероидам и прочим экспериментам над собственными организмами, а с другой, только стероидных качков и печатают на плакатах. Се ля ви.


Он стал записывать очень много проходного материала, поэтому его творчество в этот период стало казаться более однообразным. Самой примечательной его песней того времени стала America the Beautiful. Потом эта песня вошла в The Message for People, который стал первым политически окрашенным альбомом музыканта.

В те годы он больше играл не на классическом фортепиано, а на , что сделало звук его альбомов в семидесятых особенно выделяющимся на фоне других лет.

Примерно в это же время Рэй начинает активно экспериментировать с синтезаторами. Он часто и много эмитировал ими другие инструменты, а его соло на клавишных приобрело совершенно новый оттенок. Оно стало больше напоминать соло на электрогитаре. Особенно это проявилось в том, как он управлялся с питч-колесом, что в девяностых годах он стал делать просто в совершенстве.

Зрелые годы

Обычно в зрелом возрасте аудитория музыканта начинает несколько смещаться… точнее, она не смещается, она остается в своем поколении, меняется лишь возраст слушателей – они стареют. А вот Рэю Чарльзу удалось заполучить молодежную аудиторию. Особенно это стало очевидным после альбома Friendship.

Выступал он и на инаугурации Рейгана, что полсужило поводом для злых языков: стали уверять, что Рэй бросил тень на свою репутацию. Дело в том, что Рэй был демократом, а вот Рейган – республиканцем. Поэтому Рэй согласился выступать лишь за ошеломительный гонорар в сто тысяч долларов. Потом его агент комментировал это таким образом: «За такие деньги мы бы согласились выступать и на собрании Ку-Клукс-Клана».

В начале девяностых годов Рэй Чарльз стал выступать во многих музыкальных проектах, в том числе в классическом госпеле с Лондонским оркестром в рамках благотворительной акции.

Все альбомы Чарльза до последнего становились популярными. 30 апреля 2004 года он последний раз выступил с концертом. Но его записи выпускались даже после его смерти.

«Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это понять, мне хватает. Дело не в том, как долго я буду жить, вопрос только - насколько красивой будет моя жизнь».

Открытия, ревью на фильм "Рэй" Тейлора Хекфорда January 14th, 2010

О фильме

Достаточно обычный байопик о музыканте, гении и просто сильном человеке. Любят американцы легенды. Создавать, читать и слушать. В этом их неувядающий дух патриотизма. Тем более, что Рэй Чарльз Ро́бинсон заслуживает такого внимания.

Про фильм я знал с 2004 года. Еще учился. Посмотреть его не удалось. Но кадры про слепого пианиста запали в память. Периодично в голове у меня всплывали кадры, но фильм ускользал из поля зрения.


Ну вот 2010 год. Я очень много времени посвящаю кино. Так что "Рэй " не мог пройти мимо. Тем более, что появилась необъяснимая любовь к американским музыкальным байопикам ("Девушки мечты", "Кадиллак Рекордс ").

Музыка, биография, женщины, наркотики, музыка, наркотики, женщины... снова музыка. Кроме музыки конечно и гениальность слепого негра. Что еще можно написать о байопике, который сделан добротно и по канонам. О таком фильме просто невозможно говорить плохо.

Открытия

Первое:

Главное открытие, конечно после прекрасной музыки, - это Джейми Фокс . Всегда смотрел на него как хорошего, статного статиста. Высокий, достаточно красивый, ну и конечно удобный для политкорректности. Тут же он меня удивил.

Фокс настолько влился в роль, что не сразу поймешь кто на фото - Рэй Чарльз Ро́бинсон или кадры из фильма. Походка взгляд, губа... Классный актер, который сыграл велекого человека. Это чудесно и прекрасно.

Ну и просто так Оскары не раздают.


Второе:

Очень простое и прекрасное. Песенка и ее рождение:

«Hit The Road Jack» («Проваливай, Джек») — ритм-энд-блюзовая композиция, написанная и исполненная в 1961 году Рэем Чарльзом. Женский вокал принадлежит Маржи Хендрикс — гражданской жене Чарльза и матери его ребёнка.

Песня построена на шутливом диалоге женщины, которая упрекает своего мужчину в том, что у него за душой ни гроша, и требует, чтобы он собрал свои вещи и покинул её дом, и ответов мужчины, который обвиняет женщину в сварливости и обещает наверстать упущенное.

В течение двух недель, с 9 октября 1961, сингл Чарльза лидировал в Billboard Hot 100. Это одна из немногих песен Чарльза, которая вошла в репертуар советских джазовых оркестров.

Немного о Рэй Чарльзе Ро́бинсоне


Рэй Чарльз (полное имя Рэй Чарльз Ро́бинсон , англ. Ray Charles Robinson ; 23 сентября — 10 июня ) — американский музыкант, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул , джаз и ритм-энд-блюз . Был награждён 17 премиями «Грэмми », попал в залы славы рок-н-ролла , джаза , кантри и блюза , в зал славы штата Джорджия , его записи были включены в Библиотеку Конгресса США .

Фрэнк Синатра назвал Рэя «единственным настоящим гением в шоу-бизнесе». И в 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего «Списка Бессмертных»: 100 величайших артистов всех времён и под номером 2 в списке «100 лучших вокалистов всех времён». Его песня What’d I say удостоилась 10-го места в рейтинге «500 лучших песен всех времён» того же журнала.

Плейлист OST:

Рэй Чарльз никогда не хотел быть знаменитым. По его мнению, слава подобна головной боли. Но он всегда хотел быть великим. И он им стал. Фрэнк Синатра отзывался о Чарльзе как о гении. Элвис Пресли, Стиви Уандер, Билли Джоэл, Миг Джаггер и другие популярные исполнители считали его учителем, песни которого определили их музыкальную карьеру.

Рэй записал 70 студийных альбомов, множество золотых пластинок и получил 17 премий «Грэмми». Он сам удивлялся количеству людей, которые собирались на его концертах далеко за пределами Америки. И это было действительно так. Слепого афроамериканца, отца соула, блестящего пианиста, композитора и аранжировщика приходили слушать все. В чем его секрет? В таланте, умноженном на искренность и страсть к музыке.

Краткая биография

Жизнь Рэймонда Чарльза Робинсона - череда потерь и побед с самого детства. Он появился на свет 23 сентября 1930 года на юге США в городке Олбани, штат Джорджиа. Через пару месяцев после его рождения семья переселилась в Гринвилл, штат Флорида. Именно здесь прошло детство будущего певца. Семья жила в нищете. Воспитание сына легло на плечи мамы, хрупкой и миниатюрной женщины. Отец пропадал на работе, а позже и вовсе ушел из семьи.


Как известно, беда не приходит одна. В возрасте 5 лет Рэй стал слепнуть. Развивалась глаукома, в результате которой мальчик полностью лишился зрения через два года. Одновременно со страшной болезнью происходит еще одна трагедия. На глазах Рэя тонет младший брат. До конца жизни он сожалел, что не смог его спасти.

Перестать видеть мир - страшно. Но не для Рэя. Мама подготовила мальчика к будущей жизни. Она рассказывала, как передвигаться по дому, как выполнять домашние обязанности. Он мыл посуду, рубил дрова и делал абсолютно все, что и зрячий человек. Соседи осуждали маму за такое воспитание, а Рэй был благодарен.


Рядом с их домом в Гринвилле находилось кафе, где часто играли буги-вуги. Едва слыша знакомую мелодию, мальчик бросал все дела и бежал в кафе, где его учили игре на фортепиано.

После потери зрения мама отправила сына в Школу Святого Августина для глухих и слепых. Здесь Рэй продолжил музыкальное образование по азбуке Брайля. Он постигал тонкости игры на кларнете, саксофоне и других инструментах, пел в баптистском хоре. Здесь же он впервые столкнулся с расизмом в жестком виде: оскорблениями и драками со стороны белых учеников.

В 15 лет Рэй потерял маму. Он не мог плакать, настолько велико было горе. После этого Чарльз принимает решение бросить школу и уехать к подруге своей матери в Джексонвилл. Чуть позже ему захотелось самостоятельности. Так он оказался в Орландо, где его ждали голод, бедность, игра в различных кафе и наркотики, зависимость от которых длилась 17 лет.

Рэй начал выступать с группой «The Florida Playboys», куда в основном входили белые исполнители. Игра молодого афроамериканца понравилась одному из участников состава, и ему предложили заменить пианиста.

Мечта о собственной группе не давала будущему отцу соула покоя. Пора брать новые вершины, как завещала ему мама. Крупные города он исключил сразу - слишком велика вероятность остаться никем. Рэй попросил знакомого посмотреть по карте город, который находится на другом конце страны, если провести прямую линию от Орландо. Впереди ждал Сиэтл.

В Сиэтле он начинает записывать собственные песни, придерживаясь R&B направления. Одной из популярных композиций того времени считается «Baby, let mehold your hand», получившая признание. Все говорили, что он поет как Нэт "Кинг" Коул. Рэй и не отрицал этого, он оттачивал мастерство, пел, получая удовольствие от любимого занятия. По словам критиков его ранние песни звучали холодно и менее эмоционально. Все изменилось в 50-х годах, когда Рэй принял очередное важное в жизни решение - быть самим собой. Так стал появляться соул.


Рэй Чарльз буквально соединил белую и черную музыкальную культуры в одно целое. Соул включал джаз, ритм-энд-блюз и духовное негритянское песнопение спиричуэлов. Рэй изменил подачу голоса. Никакого подражания, исключительно свой баритон, приправленный различными стонами, криками и другими звуками. Это делало его творчество исключительным, запоминающимся, живым и настоящим.

Под лейблом Atlantic Records Рэй Чарльз записал одну из самых известных песен - "I Got a Woman". Жалобный вокал в сочетании с аранжировкой для духовых придали композиции эмоциональность, которая до сих пор трогает за живое.

Вершину успеха Рэя Чарльза связывают с выпуском альбома «What"d I Say». В нем соединились евангелие, джаз и блюз. Несмотря на популярность одноименной песни, ее не пропускали в радиоэфир. Считали слишком сексуальной из-за характерного для Рэя вокала. Это не помешало в будущем многим исполнителям включить композицию в свой репертуар.

Позже Чарльз переходит в звукозаписывающую компанию ABC, где начинает зарабатывать большие гонорары. Это время хитов "Georgia On My Mind" и "Hit the Road Jack". Популярность певца и композитора растет, он гастролирует и продолжает погружаться в мир музыки настолько глубоко, насколько это возможно, выдавая новые хиты.

Спад в карьере происходит в середине 60-х годов. Он связан с арестом за хранение героина. Медикаментозная реабилитация помогла избежать тюремного срока. Ему дали год условно. С наркотиками было покончено.

Умер гений музыкального мира в возрасте 73 лет, 10 июня 2004 года, в свое доме в Беверли-Хиллс, штат Калифорния. Обострилась болезнь печени. После его смерти выпустилось еще несколько альбомов, которые получили 5 «Грэмми». Талант Рэя Чарльза нельзя переоценить, им можно только наслаждаться и удивляться бесконечной энергетике.



Интересные факты:

  • Будучи слепым Рэй катался на велосипеде и мотоцикле.
  • Он всегда брился перед зеркалом.
  • Рэй был женат два раза, хотя количество женщин, которыми он был увлечен, не ограничивалось цифрой «два». Всего у него было 12 детей от 9 разных женщин. Впоследствии наследники подарили ему 20 внуков и 5 правнуков.
  • В 2004 году Рэй подарил по 1 миллиону долларов каждому ребенку.
  • Чарльз помогал Мартину Лютеру Кингу в борьбе с расизмом. Он спонсировал деятельность пастора, отправляя ему деньги от концертов. Выступать с проповедями Рэй не решался, боялся не сдержаться и «наломать дров».
  • Сингл "Georgia on My Mind" стал официальным гимном штата Джорджия - места, где был рожден отец соула.
  • Песня «What"d I Say» - чистая импровизация. На одном из концертов у Рэя оставалось 10-12 минут, которые нужно было отработать. Он попросил женщин, подпевавших ему, просто повторять фразы за ним - характерная черта церковных песнопений. Так был рожден новый хит. После концерта к нему подходили люди и интересовались, где можно приобрести пластинку.
  • Самым известным его хитом в Америке стала композиция "I Can"t Stop Loving You". Она занимала лидирующую позицию на протяжении 5 недель.
  • Рэй Чарльз стал одним из нескольких чернокожих исполнителей, ставшим номер один в музыкальных чартах страны.
  • Став известным, он убрал из своего имени Робинсон, чтобы избежать путаницы с боксером Рэем Робинсоном.
  • Перенес операцию по замене тазобедренного сустава осенью 2003 года.
  • Перед каждым концертом он принимал стакан джина с кофе, который придавал ему смелость и задор.
  • В начале 60-х чуть не погиб при перелете из Луизианы в Оклахом-Сити. Лед полностью покрыл ветровое стекло самолета, заставив пилота лететь наугад. После нескольких кругов в воздухе сквозь небольшой участок на стекле удалось разглядеть пространство вокруг и посадить самолет.
  • В начале 90-х участвовал в рекламной компании «Diet Pepsi».

  • Рэй не любил общаться с журналистами и неохотно давал автографы из-за того, что не видел, на чем именно ему придется оставить роспись.
  • Его пример и оглушительный успех стали вдохновением для других слепых музыкантов: Ронни Милсапа и Терри Гиббса.
  • Записи Чарльза включены в Библиотеку Конгресса США.
  • В его родном городе Олбани в 2007 году был открыт парк Ray Charles Plaza с круглым вращающимся постаментом, на котором расположена бронзовая скульптура известного исполнителя за фортепиано.
  • Одним из увлечений Рэя были шахматы.
  • Он был первым, кто соединил ритм-энд-блюз с церковным негритянским песнопением.
  • Изображен на почтовых марках США, серии, посвященной музыкальным идолам.
  • Свою звезду на Аллее славы в Голливуде Рэй Чарльз получил 16 декабря 1981 года.
  • По результатам опроса журнала «Роллинг Стоун» Рэй занял второе место как величайший певец своей эпохи. Опрос проводился в 2008 году.


  • Выступал на инаугурации президента Рональда Рейгана в 1985 году. Это вызвало шквал недовольств и связано с различием в политических убеждениях. Рэй считался демократом, а Рейган - республиканцем. По словам агента музыканта, тот просто зарабатывал деньги. Гонорар за выступление равнялся 100 тысячам долларов.
  • Выступал он и на первой инаугурации Билла Клинтона в 1993 году.
  • На одном из концертов в Южной Франции на сцену взобрался молодой человек и стал исполнять «Mess around». Что сделал Рэй? Стал аккомпанировать поклоннику.