Смольянинова евгения валерьевна биография. Биография

Евгения Смольянинова - замечательная певица нашего времени. Её неповторимый, звучащий как родник голос, богатый и многообразный репертуар, самобытная исполнительская манера уникальны. Ей удалось воспринять и воплотить духовную суть, глубинную мудрость русской музыкальной культуры.

В репертуаре певицы народные песни самых различных уголков России, старинные романсы XIX - XX вв., духовные стихи и баллады, и, наконец, удивительные по мелодическому колориту песни самой Евгении Смольяниновой на стихи М. Лермонтова, А. Толстого, А. Майкова, А. Блока, Б. Пастернака, Р. М. Рильке, архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского), игумении Таисии (Солоповой), С. Бехтеева, Н. Туроверова и других поэтов.

Евгения Смольянинова - талантливый аранжировщик всех произведений, которые исполняет. Певица выступает в сопровождении прекрасных музыкантов - Василия Моторина (гитара), Михаила Бенедиктова (рояль), Светланы Борисовой (флейта, аккордеон) и Святослава Смольянинова (гитара).

Профессиональное музыкальное образование певица получила в Санкт-Петербурге, но своим главным учителем она считает псковскую крестьянскую певицу Ольгу Федосеевну Сергееву, чей голос звучит в фильме А. Тарковского "Ностальгия".

Первое выступление Евгении Смольяниновой состоялось в 1982 г. на сцене Ленинградского Дворца Молодёжи. В это же время певица принимала участие в двух спектаклях: "Картинки с выставки" (муз. М. Мусоргского, постановка - мим-театр "Лицедеи", рук. В. Полунин); "Муму" (по рассказу И. Тургенева, постановка Малого Драматического Театра).

В 1994 г. для кинокартины "Мусульманин" (реж. В. Хотиненко) Е. Смольянинова написала замечательную интерпретацию пасторали П. Чайковского "Мой миленький дружок", ставшую, по словам режиссера, "путеводной темой фильма" - номинанта на премию "Оскар".

Особой творческой удачей певицы стала композиторская работа в анимационной ленте А. Петрова "Русалка" (1996) - фильм был также номинирован на премию "Оскар".

Мир песен Евгении Смольяниновой проникнут живой традицией, силой творческого духа, даром животворящего начала.

"Ей удалось не только по-своему высветить, где-то и обновить русские песни, душевно восславить Господа в молитвах, но и воскресить несколько совершенно забытых русских песен:Чарующий апрельский голос певицы широко звучит по России, а это давний и верный признак истинно народного внимания:" - В. Астафьев.

В четверг в Большом зале агентства РИА «Новости» прошел творческий вечер певицы, композитора, исполнительницы старинных русских песен и романсов Евгении Смольяниновой. Это событие стало своеобразным «путешествием» по жанрам творчества артистки.

Смольянинова открыла вечер исполнением песни «Динь-динь», которая считается ее визитной карточкой.

В манере певицы поражала естественность, как в вокале, так и в общении с ведущим, в роли которого выступил главный редактор Russia Profile, и с публикой. Андрей Золотов сделал акцент на том, что вечер приурочен к приближающемуся .

Состав исполнителей, находившихся на сцене, как нельзя более наглядно иллюстрировал реализацию этих идей в жизни: Смольяниновой аккомпанировал струнный квартет юных Ружавинских, состоящий из трех братьев и сестры; сын Виктории Смольяниновой Святослав подыгрывал ей на гитаре.

Прежде всего разговор с певицей коснулся наиболее самобытной части ее творчества – народных песен. В качестве свой главной «учительницы» певица назвала народную исполнительницу Ольгу Сергееву из Псковской области, к которой она ездила на полтора месяца учиться. Была показана раритетная съемка 1987 года, где Смольянинова и Сергеева поют вместе.

«Она пела, а я слушала, вникала, растворялась, – рассказывала певица. – Я настоящий, честный продолжатель традиции русского пения, бытового, крестьянского, салонного. Я исполняю все то, что наши предки любили петь в 17-19 веках».

В продолжение этой темы исполнительница спела две народные песни, каждую из которых она прожила, словно маленькую жизнь. В ее исполнении не было ни ярких жестов, ни бурной эмоциональности – только правда переживания. Образы, которые проходили перед ее глазами во время исполнения, захватывали и зал, вовлекая его в процесс со-творчества, со-чувствия.

Еще один яркий аспект творчества Смольяниновой – обширная фильмография. Она участвовала в создании таких фильмов как «Жизнь Клима Самгина», «Садовник», «Игра с неизвестным» и другие. Певица отметила, что больше ей приходилось работать за кадром, чем в кадре, больше озвучивать, чем играть самой. Нередко происходило так, что фильм с ее пением выходил на экран, а она узнавала об этом только позже.

Как рассказал звукорежиссер Владимир Виноградов, который очень много работал со Смольяниновой: «Мы не расстаемся с «Мусульманина», той картины, где Женя пела. Все, что с тех пор было записано, сделано совместно. То, что делает Евгения Смольянинова с песней, не делает никто. Так никто никогда не пел и вряд ли будет петь… Она еще и звукорежиссер, потому что умеет слышать себя со стороны, умеет, как говорил Меерхольд, «себя зеркалить». Вот сейчас она работает с двумя микрофонами, в каждом из которых звучит по-разному, но обращается с ними так, что ее голос через две фразы снова становится ее настоящим голосом. Как она это делает? Великая тайна».

«Люблю микрофон, это мой инструмент», – заметила певица, складывая подаренные цветы к его подножию.

«Мое человеческое творческое счастье заключается в том, что она пришла, и мы стали работать», – сказал Виноградов. «Перед вам воплощенная в жизнь русская национальная идея», – добавил он в заключение своего выступления. В свою очередь режиссер Валерий Золотуха, выступая после Виноградова, высказал надежду, что однажды сможет снять о Смольяниновой фильм.

Среди кинематографических работ Смольяниновой было озвучивание мультфильма «Русалка». «Песню для этого мультфильма я записывала со сломанной рукой и насморком. Я должна была еще и играть на лире. Она была нужна, так как содержание мультфильма требовало странных звуков высшего мира. Однако когда вся съемочная группа увидела меня, то все подумали, что это злая шутка и музыки в фильме не будет. Но все произошло. Когда человек делает что-то по-настоящему, он доходит до сердцевины своего дела, и вступают в силу совершенно другие законы. И тогда сломанная рука не может ни на что повлиять», – рассказала певица.

На вопрос корреспондента «Правмира» о том, по какому принципу она выбирает песни для репертуара, артистка ответила, что руководствуется словами Нонны Мордюковой: «Если мурашки побежали, значит твое».

«Прежде, чем что-то петь, нужно очень много выплакать в своей мастерской над песней, нужно ее пережить до боли, тогда она становится совершенно твоей. В песне в сжатый временной отрезок нужно пережить то, что люди переживают всю жизнь. По-другому не может быть. Я могу только так», – пояснила певица.

Вспомнив о Нонне Мордюковой и поприветствовав ее родную сестру, которая находилась в зале, Смольянинова спела в память ушедшей от нас актрисы песню «Большак».

После того как артистка заявила, что спела все, что исполняли в 17 и 18 веках, разговор неизбежно зашел о жанре романса, с которым у Смольяниновой непростые отношения.

«Что такое романс, я так и не поняла», – ответила она на вопрос ведущего. «Вообще, я не люблю романсы», – заявила певица, но затем добавила, что, коль скоро их довольно много в ее творчестве, для нее этот жанр стал «особым языком», с помощью которого ей есть, что сказать.

Смольянинова исполнила несколько романсов, среди которых были «Не обмани», романс пушкинской поры «Она молилась» и всем известный «Не уходи, побудь со мною». Случайно или специально исполнительница сохранила в произношении черты северного говора, и это своеобразно вступало в диалог с «классичностью» произведений.

Смольянинова выбрала своими учителями в исполнении романсов певцов дореволюционной эпохи, так как, по ее мнению, именно они делают это наиболее аутентично. Среди них – Вяльцева, Плевицкая, Дулькевич, Полякова, Вертинский, Обухова.

Отдельная страничка в творчестве Смольяниновой – духовные стихи. По ее признанию, первый духовный стих она услышала от народной исполнительницы Евдокии Боровиковой, которая происходила также из Псковской области. Тогда, в 80-е годы, этот жанр в «культурной» среде был совсем забытым, кассеты с записями иеромонаха Романа еще не были так широко известны.

Услышав духовные стихи, Смольянинова поняла, что столкнулась с чем-то необычным и очень глубоким по содержанию. Интересно, по ее словам, было и то, что Боровикова исполнила сначала все тропари двунадесятых праздников, а затем и духовные стихи. Вероятно, в ее сознании они существовали как произведения одного порядка.

Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам , благословив ее на пение.

Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила:

“Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона – это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить. Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность. Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне”.

«С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», – с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова.

В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом.

Справа – Андрей Золотов

Как бы то ни было, если вы слышали голос этой певицы в фильмах «Жизнь Клима Самгина» и «Мусульманин» или видели ее в новелле «Прибытие поезда. Дорога», то наверняка захотите вновь и вновь приходить на концерты этой верной хранительницы настоящего романса. 1 февраля в концертном зале «У Финляндского вокзала» Смольянинова выступит с юбилейной программой к 25-летию творческой деятельности.


Евгения, скажите, что значит для вас эта дата?

– О, я бы ее и не отмечала. Но поскольку моя концертная деятельность – плод стараний моей администрации, моих музыкантов, моих близких, мы решили это сделать, чтобы как-то отметить пройденный путь. Знаете, в связи с этим я вспоминаю свой первый концерт на большой сцене, в здании Государственной капеллы Санкт-Петербурга. Там я пела произведения Александра Вертинского. Кстати, только что я записала большой диск песен Вертинского – 21 трек, это огромная работа.

Считаете ли вы себя звездой эстрады? Или ваш жанр – это что-то параллельное?

– Романс дарит красивую, столетием выверенную форму, некий изящный сосуд, в котором чувства могут легко расположиться, не мучая, а доставляя эстетическое удовольствие. Понятные и простые чувства превращаются в таинственные и возвышенные, а все сложное, трудное делается легким и привычным. И хотя романс не русское, а европейское изобретение, нам он пришелся по вкусу. Отзывчивая русская душа вдохнула в него столько любви и откровенности, что появился самостоятельный жанр русского романса. Конечно, я пою на эстраде. Не хочу говорить, что собираюсь вернуть ей былое величие. Мой вклад будет на «величину собственной жизни». К сожалению, то, что происходит, – это ее естественный путь: она выбрала цепь компромиссов. А ведь настоящая эстрада начиналась совсем с другого. Это ветвь большого дерева, она не может быть усеченной, самостоятельной, она должна быть связана с большой музыкой, большой поэзией, большой живописью – с высоким искусством, тогда она и сама делается несколько выше.

А что вам особенно не нравится?

– По-моему, эстрадой сегодня недовольны даже те, кто на ней работает. И это естественно, потому что человеку более-менее образованному все это не может нравиться. Все переродилось в базар, барахолку. Это, как и громкая музыка, портит уши. Я уверена: раньше на Земле была дивная тишина – отголоски ангельского пения слетались, как птицы, и люди слышали их. Человек был раскрыт миру, звуки были дарованы Небом, они не требовали «музыкальной грамоты», услышанное оставалось в душе и передавалось детям. Еще наша эстрада вторична по отношению к Западу. И попытки все облагородить за счет каких-то западных влияний безуспешны. Копия всегда хуже оригинала.

Что же делать?

– Я думаю, что многие артисты пытаются найти из этого выход. Они уже немножко осмотрелись, имеют возможность слушать хорошую западную музыку. И им хочется того же, они желают работать на том же уровне. Существенно вырос уровень эстрадных аранжировок, шоу стало делаться на достойном уровне, но нет главного – все чувства какие-то поверхностные.

Ваш концерт – это другое?

– Своим концертом я хочу показать, что в нашей классической, забытой эстраде отображено время, как в малой капле отображена вся вода. Слушая эти песни, можно прочувствовать всю нашу историю, все беды и радости, которые с нами случались и случаются. Я готовлю свой концерт для того, чтобы люди добрым словом вспомнили чудесных исполнителей прошлых лет, их замечательные песни, неподражаемые интонации. Приятно провести вечер с музыкой, родственной нашим душам.

«Хрустальный голос страны» - заслуженная артистка России Евгения Смольянинова - гость сегодняшней программы «Канон». Евгения расскажет о своем жизненном становлении, о музыкальном даре, посланном ей Богом, и о своей наставнице - крестьянской певице О.Ф. Сергеевой.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Русская поэтесса Марина Цветаева говорила: «Слушаю не музыку, слушаю свою душу». Сегодня у нас есть возможность услышать русскую душу через ее песенное сокровище. У нас в гостях исполнительница русских народных песен и романсов, заслуженная артистка России Евгения Смольянинова.

Евгения, здравствуйте!

Здравствуйте!

Евгения Смольянинова - российская певица, исполнительница народных песен и романсов, заслуженная артистка России. Родилась в Новокузнецке, в семье учителей. Позже семья перебралась в Кемерово. Там Евгения постигала первые шаги в мире музыки - окончила музыкальную школу. После окончания общеобразовательной школы поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учебы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодежи в качестве певицы, в театре Вячеслава Полунина и в спектакле Малого драматического театра.

Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорной экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России. Помимо этого изучала архивные записи городских романсов и песен конца XIX -начала XX веков. Огромное влияние на творческое становление Евгении оказало знакомство с крестьянской певицей, хранительницей русских песен Ольгой Федосеевной Сергеевой.

Широкую известность Евгения Смольянинова получила после выхода картины «Жизнь Клима Самгина», где она озвучивала героиню фильма - певицу Дуняшу - и исполняла романс «В лунном сиянии», ставший ее визитной карточкой. Сегодня Евгения Смольянинова продолжает активную творческую деятельность, много выступает. На концертах Евгении помогает ее сын, виртуозный гитарист. Певица принимает участие в различных кинопроектах и телепередачах.

В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное достояние России» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». В 2007-м награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги Русской Православной Церкви и орденом «Торжество православия» общественного фонда «Народная награда».

Вы родом из Сибири, а сибиряки - это особый народ. Видимо, тут сказываются и климатические особенности, и географическое положение, но что-то есть в сибиряках особенное, уникальное, какая-то изюминка, свойственная только вам.

Это правда.

- Давайте попробуем разобраться, в чем секрет.

Я не уверена, что точно разберемся, но действительно можно начать этот разговор.

- Расскажите, в какой среде Вы воспитывались?

Я бы сказала, что в абсолютно обычной среде. Моя мама - учительница, всю свою жизнь она проработала в университете, преподавала немецкий язык. Такое странное сочетание. А папа у меня спортсмен, и, естественно, спортсмены недолго выступают сами, и где-то после 35 лет он стал тренировать. Он преподавал физкультуру в разных учебных заведениях, поэтому я всегда говорю, что мои родители - педагоги. Но Вы знаете, что спортсмен, хотя и тренер - это все-таки спортсмен.

Папа у меня был такой, не побоюсь сказать, Джеймс Бонд, если представить себе, как бы это было, если бы Джеймс Бонд жил в Сибири, в наших советский условиях.

- Сибирский Джеймс Бонд.

Да, очень харизматичный, как сейчас принято говорить, человек. Спортсмен такого античного духа, то есть он преуспевал не в одной какой-то области, а в различных видах спорта. Он был и хоккеист…

- «Папа может, папа может быть кем угодно»...

Да. Но папу я, естественно, видела редко, потому что у спортсменов, как и у артистов, жизнь гастрольная: сборы, соревнования, какие-то поездки. Вначале он сам ездил, потом с командами, поэтому у меня папа был почти мифический, но тем не менее он присутствовал, и всякое появление его было сродни такому…

- Празднику.

Флэш такой. А потом он опять исчезал и появлялся. А мама, наоборот, была очень домашняя. Ее утренние уходы к своим ученикам, заботы студентов, потому что она была и куратором, как полагается, еженедельные кафедры, на которых она заседала, - это все из моего детства. Это каких-то два совершенно разных мира, следствием их сочетания, наверное, явилось мое необычное воспитание и необычное отношение к миру.

- А музыка звучала в доме?

Да-да. Мама очень хорошо пела. У нее была природная постановка голоса, очень красивый и необыкновенный диапазон и тембр. Это тоже особенности Сибири, то есть, если бы мама не жила в Сибири, то, я думаю, что в столичной жизни она бы надумала складывать какую-то артистическую карьеру, потому что в юности она неизменно участвовала в самодеятельности, ходила в балетную студию и танцевала. У меня сохранились какие-то архивные вырезки из газеты, где мама стояла в череде «маленьких лебедей» со своими одноклассницами. Она пела в хоре и была очень активная, но потом папина слава затмила мамину славу, и когда родителей уже не стало, я разбирала семейные архивы, вывозила их из города, у меня была совершенно огромная стопка папиных грамот, медалей, дипломов, удостоверений каких-то особенных. И очень скромная, но вполне достойная мамина папочка, и большая - моя. Потому что это была семейная установка, что надо что-то собой представлять. Может быть, это тоже связано с Сибирью, потому что Сибирь… Говорят: «Дальше Сибири не пошлют», это же оправданное выражение.

- Ведь Сибирь - она закаляет как-то?

Да, она закаляет, она формирует.

- Другой род людей?

Это вольные люди.

С другой стороны, для тех людей, которые потом приезжают из Сибири в столицу, столица уже получается как нечего делать. Они уже настолько сильны, что столица их не ломает.

Москва - да. Они очень яркие, но я переехала в Петербург, тогда это был Ленинград.

- Но это тоже столица.

Да, но какая! Не было ничего более странного, чем переехать из сибирского города. Я родилась в Новокузнецке, в Сибири жара до сорока и морозы до сорока, это расширяет твою душу и вообще твой всяческий диапазон, в том числе и тем, какой ты климатоустойчивый. Ты летом умираешь от жары - плюс сорок два, при этом у тебя все источники вокруг (я это сама пережила) плюс шесть-семь, какие-то горные реки. И ты после плюс сорока двух плюхаешься в эти плюс семь или плюс восемь, и это влияет на характер.

- Как закалялась сталь?

Да. Поэтому, когда я приехала в Ленинград, я выделялась.

- Вы целенаправленно ехали именно в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград?

Да, у меня так сложилось. И меня было видно, во всем, что я делала, краски были намного ярче. Меня было много, шумно, ярко. Мне как бы все время было тесно, до той поры, это длилось недолго…

- Но Вы приехали покорять Санкт-Петербург уже как певица?

Нет, я училась как пианистка и хотела играть на рояле. Так сложились обстоятельства, я не хочу сейчас об этом рассказывать, мне кажется, это излишне.

Все-таки сейчас существует много разных музыкальных стилей и жанров, и в каждом есть свои лидеры, пионеры. И в жанре русской песни Вы несомненный лидер. Как Вы нашли свое уникальное звучание, свой хрустальный голос?

Голос у меня был, я думаю, доставшийся по наследству, от мамы и от бабушки по отцовской линии. У меня были две изумительные бабушки и дедушка. Когда я сейчас говорю «дедушка» и «бабушка», это, с одной стороны, странно слушать…

- Но Вы вообще к словам относитесь трепетно?

Да, очень.

- У Вас даже в песнях встречаются необычные слова, нестандартные для сегодняшнего времени.

Мне кажется, об этом очень хорошо писал Владимир Владимирович Набоков: о словах, о русской речи. У него есть такое стихотворение «Молитва», я не могу его сейчас процитировать, но все же это изумительная молитва о русском языке. Он пишет о русской речи: «Свободная как нива». Пишет, что русская речь настолько прекрасна и сейчас (это еще в его времена, стихотворение 1924 года), что она обнищала, потерялась и становится убогой, но он верит и молится о том, что русская речь вернется, воспрянет. Я присоединяюсь, но а вернуться она может только таким образом: если мы будем говорить.

Звучит песня «В лунном сиянии».

- Вы как певица становились под влиянием Ольги Федосеевной Сергеевой.

- Это певица, которая оказала… даже не певица, наверное, это человек, который…

Певица, но если бы я писала, то написала бы с большой буквы - Певица. Это такая категория певцов, как вид или подвид человеческий. Певцов на самом деле очень мало, и это большая редкость, вот она - певица. Я не пытаюсь никого принизить, но это факт.

- Вы впервые ее услышали в Санкт-Петербурге?

Да. Мне было 18 лет, и я услышала Ольгу Сергееву вначале по радио без объявления, в ту пору не считалось нужным объявлять и говорить о том, кто это. Поэтому я не знала, кто это, но мне казалось, что это голос настолько не тутошний, что…

- Неземной.

Да, что мне казалось, что этого человека просто не может быть на земле, иначе земля была бы абсолютно другой. Так сложились обстоятельства, что доктор, который лечил Ольгу Федосеевну по просьбе фольклористки Елены Николаевны Разумовской, которая как бы курировала Ольгу Федосеевну, стал моим знакомым. То есть я была представлена Ольге Федосеевне, и мы даже, как сейчас говорят, осуществляли некоторые совместные проекты.

Это действительно было изумительное время, а проекты были следующие: на Новый год мы ездили в онкологическую больницу в Песочном (Санкт-Петербургский клинический научно-практический центр специализированных видов медицинской помощи (онкологический) в поселке Песочном - прим. ред. ), наряжались в новогодние костюмы и устраивали концерты. Мы ходили по отделениям, даже по палатам. Были люди, которых никто не забирал, во-первых, потому что некому, а во-вторых, потому что далеко, и родственники приезжали в клинику. Но были люди в таком бедственном положении, что уже не могли перемещаться. Мы ходили к ним: кто пел, кто стихи читал, кто загадки загадывал, в общем, устраивали такие концерты.

Это было одно из самых прекрасных дел в моей тогдашней жизни, не только по нравственным соображениям, но и по вдохновению, которое мной владело. И этот самый доктор, он, слава Богу, до сих пор жив, написал мне рекомендательное письмо к Ольге Федосеевне, и я поехала в деревню уже с этим письмом, вернее, оно было ей послано вначале, она сказала: «Да». И я приехала, немного у нее пожила, она мне пела.

Она вообще сотворила со мной какое-то чудо. Я думаю, она ввела меня в тот мир, в котором, вероятно, я и должна быть, потому что я уже очень много лет в этом мире, и он меня просто восхищает. Это удивительно: чем больше я пою, чем дальше я ухожу в этот мир, в этот райский сад, чем дальше я туда движусь, тем больше я открываю.

- Это настоящее счастье художника.

Да! Я так не думала. Все говорят, что певица поет до какого-то возраста, а потом уже слегка подпевает там, где надо. Удивительно то, что, как мне кажется, я только сейчас запела так, как я хотела петь тридцать лет тому назад, только сейчас ко мне вернулось это удивительное свойство, которое я находила в голосе Ольги Федосеевны. Это, можно сказать, то самое удивительное научение из уст в уста. Это никак нельзя передать по-другому, это можно только вдохнуть в человека. И в этом есть удивительное Божественное происхождение человека, оно проявляется в этом. Для всего великого нужен живой человек, и это неизбежно, и, я думаю, что это до конца времен.

- А Вы этот опыт сейчас передаете кому-нибудь? К Вам приходят?

Я только на подступах к этому, потому что мое пение мне казалось неудовлетворительным. Но я не имею в виду, конечно, романсы или какие-то мои сценические опусы - это вполне сносно. А вот то, в чем, собственно говоря, и заключается природа моего пения, то главное, что питает все остальное, потому что и романсы, и песни Вертинского, которые я пою, какие-то другие произведения, и даже мои песни, которые я пишу сама, - это все равно отсвет, отзвук, отражение, может быть, того самого неизменно бьющего и струящегося источника народной песни. Так было во все времена.

- Еще Глинка говорил, что всю музыку народ уже написал, мы просто обрамляем (композиторы и художники).

Да, буквально аранжируем. Это так, и поскольку я эти песни пою, а не аранжирую, то у меня внутри все-таки было ощущение неудовлетворительности, потому что мне казалось, что я саму себя еще не убедила. Сейчас наступил такой момент, видимо, время пришло, когда я начинаю убеждать саму себя, то есть я вполне могу себя слушать. Потому что раньше, когда я слушала в своем исполнении народные песни, я слышала молодость, голос, красоту, но мне все время не хватало глубины и какой-то убедительности. Сейчас я к этому подошла, поэтому, я думаю, что в таких вещах все промыслительно складывается.

- И всему свое время.

Да, и когда придет время, придет человек или люди, которым я смогу это дать, потому что спеть или научить можно. Можно собрать людей и пытаться их учить, но научиться может только тот, кто достоин того, чему ты будешь его учить, то есть готовый это взять. Не в каждый сосуд можно налить.

Я это повторяю, пусть это немного вычурно, почти девиз. Но когда эти песни пели, когда они звучали, когда они, может быть, родились (не знаю, было ли специальное время, специальная точка, когда они родились или они родились тогда, когда времени еще не было, как таковое время еще не сформировалось, еще не сжалось, не ритмизировалось таким образом), в те времена, я глубоко убеждена в этом, хотя у меня не может быть доказательств, и тем не менее есть какая-то внутренняя убежденность, что тогда человек мог говорить с Богом. Он нес такое восприятие мира, когда он мог говорить с Богом. И когда сейчас люди говорят, что это несовременно, что это старье и что это никому не нужно - ну, да, потому что сейчас «Господи, помилуй» не говорят и не умеют говорить, понимаете? А уж куда там, какие-то такие разговоры.

Вот это выхолащивание того самого глубинного, живого, жизнедающего почвенного слоя… Человек живет, он часть мироздания и часть природы, которая его окружает. Мы здесь не одни, здесь есть еще животный и растительный миры, все это живет рядом с нами. Михаил Михайлович Пришвин говорил, что природа - это проявление любви Бога к нам, то есть Бог нас любит так, что мы можем это увидеть. В самом мельчайшем цветке мы можем увидеть совершенство этой любви.

Помните прекрасный фильм «Микрокосмос»? Французы сделали. Я всегда говорила, что, по-моему, это самый православный фильм на земле. Потому что если уже каких-то убедительных доводов нет, то посмотрите этот фильм, посмотрите эпизод рождения комара. Что даже это маленькое и ненавидимое нами существо, которое мы в период его размножения тоннами просто шлепаем и не замечаем, но какая это красота, какая музыка, какая поэзия, как это все с нами связано! Мы же спроецированы на все то, что вокруг нас!

- К сожалению, сейчас не все люди могут это увидеть.

Конечно, большинство, я бы сказала, не могут это увидеть (я не имею в виду партию «Зеленых» и все такое), но я хочу сказать: а как это понять? Эти песни, они же все связаны. Если хотя бы просто почитать слова, которые произносятся (даже не мелодию услышать), это же удивительно! «Травушка» - она не «травушка», она - «муравушка», и она обязательно пропитана такою ласкою, такою нежностью, таким теплом… И это тепло человеческой любви просто проникает во всю природу и делает ее созвучной человеку, а человек созвучен этому удивительному дыханию.

Звучит песня «День Господень».

(Продолжение следует).