Сочинение-описание по натюрморту Б.В. Щербакова "Фрукты"

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года в Петрограде в семье художника. Отец, Валентин Семенович, учился у И. Е. Репина и окончил Академию художеств в 1909 году по мастерской Ф.А. Рубо в 1918 году Валентин Семенович с семьей переехал из голодного Петрограда на родину в Казань, где ему предложили работать художником в театре. Это дает возможность кое-как прокормить семью. Малолетний сын вместо игрушек видит холсты, кисти, краски и с удовольствием начинает рисовать.
Отец в шутку отдает рисунки четырехлетнего сына на выставку футуристов и... их принимают. Так начинается «творческая биография» Бориса Щербакова. Вскоре семья возвращается в Петроград. Любовь сына к рисованию выражается в стремлении ребенка подражать отцу, в шесть-восемь лет он расписывает декоративные тарелки, отец в это время работает на Ленинградском фарфоровом заводе. Явные способности мальчика побуждают Валентина Семеновича заняться художественным образованием сына, его друзья-художники с удовольствием ему помогают. Тринадцатилетний Борис с наслаждением ходит на этюды с другом отца А. А. Рыловым.


В 1933 году Б. В. Щербаков становится студентом Всероссийской Академии художеств в Ленинграде. Руководил Академией в то время замечательный художник, один из талантливейших учеников И. Е. Репина И. И. Бродский. Это было время перестройки высшей художественной школы на реалистической основе, с использованием знаний, опыта и традиций мирового реалистического искусства, время утверждения искусства социалистического реализма. Молодежь стремилась к овладению высоким уровнем профессиональных знаний, с удовольствием училась на произведениях старых мастеров. В. Н. Яковлев, В. Е. Савинский, И. И. Бродский – учителя, чей авторитет был необычайно высок для Б.В. Щербакова.


В 1939 году Б.Щербаков закончил Академию художеств с дипломной картиной «Редакция газеты «Правда", Год 1917-й», которая экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Началась самостоятельная творческая жизнь. Интерес к знаменательным событиям русской истории, к острым психологическим моментам, возможность показать внутренний мир человека и борьбу его страстей привлекают к себе внимание художника.


Замыслы двух больших полотен рождаются почти одновременно. Идею народной справедливости, воплощенной в образе Степана Разина, показал художник в картине «Суд народный» (1940-1986). Вторая картина «Петр І принимает послов в кузнице» (1945) тоже посвящена одному из переломных моментов в истории России. Но Великая Отечественная война помешала художнику осуществить эти замыслы.


С первых дней войны Б. В. Щербаков был призван в ряды Красной Армии н, став командиром саперного взвода, участвовал в подготовке обороны Москвы перед гитлеровским наступлением осенью 1941 года. В течение всей войны он был фронтовым художником на Западном, Ленинградском и Прибалтийском фронтах, выезжая на передовую, создавал портреты отличившихся в боях солдат и офицеров. Серия из 80 фронтовых рисунков легла в основу большой картины «Групповой портрет Героев Советского Союза - воинов инженерных войск», написанной по заданию командования уже после войны.

"Закат. В лодке."
После демобилизации художник остался в Москве и возвратился к своим довоенным замыслам. Так, в 1946 году на Всесоюзной выставке в Москве появилась его картина «Петр I принимает послов в кузнице» (1945).

Началась также серьезная работа над портретами. Увлечение О. А. Кипренским явно прослеживалось в автопортретах 1946-1948 годов и в портрете жены 1949 года. Одновременно художник работал в области натюрморта в духе «малых голландцев»,

чье искусство, техника и мастерство не переставали вдохновлять живописца.


Пятидесятые годы ознаменованы в творчестве Бориса Валентиновича созданием обширной галереи.
портретных образов ученых, писателей, артистов. За серию портретов ученых и участие в написании картины «Заседание президиума Академии наук СССР» Б. В. Щербакову в 1952 году была присуждена Государственная премия СССР.


В то же время он создает большое полотно на историко-революционную тему «Кончилось ваше время!» (1952). Художник через образно-психологическое состояние героев картины показывает конфликт старого
и нового мира и победу нового.
В 1956 году по решению Советского правительства Борис Валентинович с группой художников направляется в ГДР для создания копий с возвращенных нами шедевров дрезденской Картинной галереи. Требовалось выполнять копии, повторяя сам процесс работы в технике старых мастеров. А это Рубенс, Мантенья, Рембрандт, Веласкес, Хальс... Художник с огромным увлечением принимается за работу. Ведь это хорошая школа, необыкновенная возможность пройти путь великих живописцев шаг за шагом, познать «кухню» творчества мастеров прошлого. Борис Валентинович прекрасно справился с поставленной перед ним задачей. Помимо работы над копиями художник пишет с натуры уголки старой Германии: Веймар, связанный с жизнью Гёте н Шиллера, крепостные башни Вартбурга, руины Дрездена. Итогом поездки явилась первая персональная выставка «Города и люди ГДР», которая экспонировалась в 1958 году сначала в Дрездене, а затем в Москве.
Неизгладимое страшное впечатление произвела на художника поездка в Бухенвальд. И зловещая надпись на воротах «Каждому свое», и, казалось, еще не остывшие печи, где сжигали тысячи ни в чем не повинных людей, приводили в содрогание его душу. В Бухенвальде он сделал несколько рисунков и этюдов. Вернувшись на родину, в 1961 году он пишет картину «Пепел Бухенвальда».

Перед урной с пеплом сожженных стоят в глубоком молчании и скорби люди. Возможно, это родные погибших или бывшие узники, пришедшие отдать дань памяти и приведшие с собой детей и внуков. Это полотно - выражение вечной скорби и вечной памяти.
В 1965 году художник создает еще одно произведение о войне - «Непобедимый рядовой».

Немолодой, уставший за долгие и тяжкие годы солдат вернулся в родную деревню. А деревни нет, ее сожгли дотла фашисты. Кругом ровное поле, кое-где валяются обгоревшие бревна, торчат остатки противотанковых укреплений. И лишь вдалеке, на фоне вечернего неба, вьется одинокий дымок из трубы, да слабо светит единственный огонек в полуслепом окошке землянки.
Перед внутренним взором солдата как бы проходит его прошлое, лица родных н близких, уничтоженных врагом, весь долгий и трудный путь к победе. Пройдя суровые испытания военного лихолетья, человек пришел на родную землю и будет здесь сторить своими крепкими руками новую жизнь Великому героизму и мужеству простого русского солдата посвящается это произведение.
В шестидесятые годы художник пишет портреты, пейзажные серии, тематические картины. К числу лучшних его работ мы можем отнести портреты артистов А. В. Жильцова (1960), И. М. Туманова (1967), С. А. Кочаряна (1964), В. О. Топоркова (196З); писателей К.. А. Федина (1953), Е. Н. Пермитина (1966); трижды Героев Советского Союза летчиков И. Н. Кожедуба и А. И. Покрышкина; академиков А. Е. Арбузова (1951), В. В. Виноградова (1951), Н. С. Державина (1951), Г. М. Кржижановского (1951), Д. В. Скобельцына (1951), И. В. Гребенщикова (1952),Е. И. Чазова (11978) и другие. Художник не стремится создавать парадные портреты известных личностей, он прежде всего старается средствами живописи передать внутренний мир, характер, показать личность человека. За каждым портретом - годы общения, непрерывный творческий поиск, стремление выявить то типическое, характерное, что свойственно данному человеку.
Но главной темой искусства Б. В. Щербакова остается пейзаж. Ярки и жизнерадостны краски его молдавских пейзажей. Отправившись по следам ссыльного А. С. Пушкина, художник проникся очарованием природы Молдавии н проработал там целых три года, создав цикл пейзажей, показанных на его персональной выставке в Кишиневе в 1970 году. Художник глубоко н поэтично раскрыл многие типические стороны современного молдавского пейзажа. Для работ этого цикла характерно тяготение мастера к панорамности изображения, которое дает более полное представление о природе. Художник умело сочетает обобщение
с передачей своеобразия каждого мотива. Его пейзажи неповторимо индивидуальны.
Но серия работ Б. В. Щербакова о Молдавии не ограничивается только пейзажными произведениями, в нее входит еще и несколько портретов.
В течение многих лет вдохновляет Бориса Валентиновича природа родного Подмосковья.

Великолепный в его картинах и разлапистые, опушенные снегом ветки зеленых елей, и тоненькие белоствольные весенние березки, и скромная голубизна первых незабудок, и сочная красота алых маков в жаркий летний день. Таковы его картины «Русская зима»

(1981), «Подмосковные просторы» (1983),

«Апрельское солнце» (1971)

и другие.
Помимо лирических полотен, передающих красоту и поэзию родной природы, Б. В. Щербаков является автором целого ряда больших эпических пейзажей - картин, прославляющих широту и величие русской земли. Одной из первых работ этого цикла является картина «Широка страна моя родная», написанная в 1951 году. Она была подарена нашим правительством Индире Ганди и находится в настоящее время в Национальном музее Индии.
Еще один цикл произведений Б. В. Щербакова связан с Волгой. Наиболее полно удалось передать бескрайность волжских просторов в картине «Течет река Волга» (1970)

Впервые показанной на выставке, посвященной 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, в Париже в 1970 году.
В 1970-1980-е годы художник много трудится над тематической картиной из истории Родины. Он продолжает работать над полотном «Суд народный», задуманным еще до Великой Отечественной войны, пишет картину «Встреча В. И. Ленина с А. М. Горьким 20 октября 1920 года» (1970), воспевает величавую простоту и строгость древнерусской архитектуры в цикле работ «Ростов Великий».


Более двадцати лет своей жизни посвятил Б. В.Щербаков работе над пейзажами, связанными с памятными литературными местами России. И это не случайно: художник знает и любит классическую литературу,
классическую музыку, особенно Бетховена, увлекается поэзией, сам пишет стихи. За двадцать лет им было написано более трехсот полотен. Борис Валентинович - певец всего исконно русского. Его серии литературных пейзажей показывают, говоря словами автора, «...не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели».
Помимо картин русской природы, в каждой серии представлены портреты писателей: Л. Н. Толстой изображен на берегу реки Воронки в Ясной Поляне,

П. С. Тургенев-в Спасском-Лутовинове, А. С. Пушкин - в Михайловском.


А. С. Пушкин-любимый поэт Бориса Валентиновича. Его слова «...и чувства добрые я лирой пробуждал» являются девизом для художника. Б. В. Щербакова постоянно влекут к себе места, связанные с именем великого поэта, прежде всего Михайловское и Пушкинские Горы. Впервые художник приехал в Михайловское в 1934 году, чтобы поклониться могиле поэта, а тридцать лет спустя возвратился вновь, чтобы чувства, навеянные полюбившимися пушкинскими строками отобразить в своих полотнах:


...Я буду мыслею всегдашней
Бродить Тригорского кругом
В лугу, у речки, под холмом,
В саду под сенью лип домашней.
Настроением грусти и печали пронизан пейзаж «Здесь Пушкин погребен», изображающий Успенский собор Святогорского монастыря, у стены которого находится могила великого поэта.


Ощущение силы, мощи и непреходящей красоты природы создает картина «Дуб уедииенный». Не раз останавливался у этого дуба А. С. Пушкин, о нем написал эти строки:
...Гляжу ль на дуб уединенный
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
В 1959 году Б. В. Щербаковым была начата яснополянская серия пейзажей, составляющая ныне более ста полотен. Работая над ней, художник перечитывал дневники Л. Н. Толстого, воспоминания о нем, главы из романа «Война и мир», много бродил по яснополянским окрестностям в поисках нового мотива. «Четыре времени года в Ясной Поляне» - так называлась выставка, которая явилась итогом работы художника над этой серией. В 1961 году она проходила в Ясной Поляне, а в 1976 году - с большим успехом в Японии. Выставка показазла, что полотна мастера близки и понятны людям всего мира. «Несмотря на то, что мы принадлежим к разным расам, если есть возможность найти свою духовную родину, мы ищем эту духовную родину и находим ее, скажем, в таких картинах, которые представлены здесь…» - написали японские зрители в книге отзывов после посещения этой выставки.
В Спасском-Лутовинове, на родине И. С. Тургенева, художник провел более двух лет. Здесь были написаны его произведения «Вечер. Спасское-Лутовиново», «Орловские дали. Гречиха цветет», «Река Снежедь у Бежина луга», «Пруд зацвел. Спасское-Лутовиново» и многие другие, работая над которыми художник стремился не только показать красоту окружающей его природы, по и как можно полнее передать в живописи поэзию тургеневских строк.
С большим интересом путешествовал художник по лермонтовским местам. Много работал он в Тарханах, в имении бабушки поэта Е. А. Арсеньевой, где провел большую половину своей короткой жизни М. Ю. Лермонтов и где ныне в фамильной часовне покоится его прах.


Вдохновение работал Б. В. Щербаков над картинами этой серии и в Пятигорске, где так трагически оборвалась жизнь поэта. Позднее художник говорил: «Из всех чисто мемориальных мест самое большое волнение испытал я у дверей хатки-мазанки под камышовой крышей, где поэт провел последние недели своей жизни, написал свои последние стихи...»
Тихой грустью овеяно полотно художника, изображающее небольшой одноэтажный домик на одной из улочек Таганрога, где жил молодой А. П. Чехов, где рождались его первые произведения.
Большая серия пейзажей, написанных в середине семидесятых годов, посвящена творчеству М. А. Шолохова. Художнику посчастливилось не только работать в местах, где жил и о которых писал Шолохов, но и познакомиться, подружиться с ним.


Своеобразная красота донского края, спокойное величавое течение Дона, бесконечная ширь просторов поразили воображение художника, так же как поразили они его раньше при чтении романов Шолохова.
И эту бесконечную красоту, ширь и мощь природы он стремился передать в своих пейзажах. Всегда скупой на похвалу, Шолохов, просматривая пейзажи, не удержался: «...это действительно все хорошо. Даже великолепно. Спасибо Вам, Борис Валентинович».
Семидесятые - восьмидесятые годы в творческой биографии Бориса Валентиновича Щербакова особенно характерны активной выставочной деятельностью за рубежами нашей Родины.
За эти десять-пятнадцать лет были организованы девять персональных выставок. Четыре из них (в Японии) были представлены пейзажами «По памятным литературным местам». Выставка «Русские пейзажи» была устроена в мае 1977 года в Нью-Йорке и получила там широкое признание зрителей. «…наполнено теплом, искренностью, чувством Родины…Великолепно!.. Приятно видеть, на что способны русские... Замечательный русский...» - писали в своих лаконичных отзывах американцы.


Показ произведений Бориса Валентиновича Шербакова в ГДР, Чехословакии и Венгрии вызвал широкий отклик любителей искусства. «Простыми словами невозможно выразить те чувства, которые охватили меня при виде этих прекрасных картин...»-пишет Каталина Тов из Венгрии. Для художника эти выставки явились как бы испытанием воздействия его искусства на людей различных наций, культур и рас.


Искусство Бориса Валентиновича Щербакова объединяет людей. Оно понятно и доступно пониманию каждого человека в любом уголке земного шара. Люди подолгу стоят перед полотнами художника и выходят из выставочных залов с просветленными лицами, унося с собой радость от общения с настоящим искусством.

Тишина у озера Неро. 1973.

Меня приятно удивила и буквально потрясла картина Б.В. Щербакова «Русь Подмосковная». Прежде всего, я хочу отметить то, что работа невероятно красива. Она отражает дух, сущность народа Руси, России. Думаю, что автор очень грамотно подошел к этому вопросу, выбрав в качестве основы загородную местность. Именно она помогла ему максимально раскрыть природную красоту родных мест.

На этой картине мы видим луг с зеленой, свежескошенной травой и маленькими белыми цветами. Они показаны достаточно мелко, будто робко. Но, тем не менее, они очень гармонично вписались в картину и привнесли в нее ощущение нежности и свежести.

По краям картины и чуть поодаль мы видим кусты. Здесь присутствуют как небольшие, молодые кустарники, так и более высокие деревья. Луговая трава показана ярко-зеленым цветом. Она смотрится, словно бархат. Так и хочется к ней прикоснуться. Также мы видим небольшую песчаную дорогу, уходящую вдаль. Видимо, она была протоптана местными жителями.

За лугом, показанном на переднем плане, мы имеет возможность любоваться протекающей речушкой. Вода в ней очень чистая. Облака и лазурно-голубое небо отражаются в реке, как в зеркале, придавая ей небесно-синий оттенок. За речкой мы видим продолжение луга, полянку и небольшую, одиноко стоящую церквушку. Она небольшая и скромная. Сюда приходят местные жители на службу. На линии горизонта художник нарисовал густой лес.

Щербаков использовал очень красивый оттенок голубого цвета для отображения неба, его неземной красоты. День выдался солнечный, ясный. По небу плывут белые, пушистые облака. Картина написана с большим художественным вкусом. Она мне очень понравилась и запомнилась. Теперь всегда, когда я вижу подобную природу наяву, во время летних поездок за город, я сразу вспоминаю это произведение замечательного художника.

А. К. ТОЛСТОЙ

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом;

Он вас топчет под собой,

Бьет своим копытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,-

А куда? не знаю!

(No Ratings Yet)

  1. Осенние цветы привлекают нас необычной, “осенней” красотой. Среди них особенно неподражаемы астры – белоснежные, голубые, желтые, фиолетовые, темно-красные. Роскошный цветок на стройной ножке не зря назвали астрой, ведь “астра” в...
  2. Рюкзак – одна из самых нужных и важных вещей для школьника. В нем ученики носят учебники, тетради, ручки и карандаши, а также яблоки и бутерброды, чтобы перекусить на перемене. Мой...
  3. План 1. Каникулы в деревне. 2. Встреча с другом-лесом. 3. “Лесная аптека”. 4. “До свиданья, лес!” Воспоминания о лете всегда связаны с лесом. Все дело в том, что летние каникулы...
  4. Цветы Ландыши. В мае в лесу родился ландыш – настоящее чудо природы. Два больших зеленых листа, как две ладони, тянутся вверх и держат тоненький зеленый стебелек. А на этом стебельке...
  5. План 1. В. М. Васнецов – знаменитый русский художник. 2. Картина “Богатыри” – воспевание легендарных защитников родной земли: А) бесстрашный Илья Муромец; Б) мудрый, благородный Добрыня Никитич; В) удалой Алеша...
  6. На мой взгляд картина “Портрет сестер Шишмаревых”, которая была написана в 1839 году является одной из лучших. Художник точно смог передать настроение юных девушек, игривость собаки и грациозность коня. Мне...
  7. Известным художником, поразившим мир своим воображение и картинами, есть французский живописец Эдгар Дега. Его считают одним из лучших знатоков балета среди коллег. Он лично посещал театры и внимательно изучал каждое...
  8. Портрет Моя мама. Моя мама самая красивая. Она у меня молодая и веселая, любит со мной гулять, играть, ходить в театр. У мамы прекрасные светлые вьющиеся волосы до самых плеч....
  9. Одним из моих любимых произведений этого художника, является картина “После дождя”, которая была написана в 1879 году. Историки относят ее к позднему периоду в творчестве Куинджи. Мне кажется, художника увлекала...
  10. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, русский язык) Текст (1)Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском городе. (2)Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом...
  11. План 1. Прекрасное окружает нас. 2. Предрассветный сумрак. 3. Птичьи голоса. 4. Потоки солнечного света. 5. Начинается новый день. Черт вас возьми, степи, как вы хороши! Н. В. Гоголь Прекрасное...
  12. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…” находит развитие конфликт лирического героя и его жестокого времени? В начале своего рассуждения отметьте, что входящее в так называемый...
  13. Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей....
  14. Я и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла...
  15. О далекой истории Руси мы узнаем не только из летописей, сухо излагающих конкретные события, но и из проникновенных, полных поэтической выдумки былин и сказок. Героями былин становились и воины-богатыри, и...
  16. Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего...
  17. Есть очень хорошая и давняя пословица, что если человек талантлив, то его талант проявляется во многих вещах. К таким людям я с уверенность могу отнести Федора Петровича Толстого. Это знаменитый...
  18. Ф. И. Тютчев *** Когда дряхлеющие силы Нам начинают изменять. И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать, – Спаси тогда нас, добрый гений, От малодушных укоризн, От клеветы,...
  19. 1 вариант День рождения – мой самый любимый праздник. Я люблю его потому, что ко мне приходят самые близкие и любимые друзья. Подготовка к этому дню начинается заранее. Мы с...
  20. Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с...
  21. Пиши слитно, если: сложное Прилагательное образовано от словосочетания (главное слово + зависимое): вагоноремонтный завод (ремонт вагонов), средневековый замок (Средние века), дальневосточный (Дальний Восток), голубоглазый (голубые глаза), скороспелый (скоро спеет), высококвалифицированный...
  22. 1 вариант Многие мои друзья считают, что осень – скучная и грустная пора. Небо пасмурное, часто идут дожди, на улице – грязь и слякоть, и нет возможности (а если говорить...
  23. Вот и наступила осень. С середины сентября до, примерно, середины октября листья на деревьях из зеленых станут золотыми и рыжими. Этот период называют золотая осень. Трава в степи жухнет и...
  24. В жизни Александра Блока был довольно непродолжительный период, когда он увлекся творчеством зарубежных драматургов и даже сам пытался писать пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха. Любимым автором поэта стал...
  25. Картину “Побежденные. Панихида” я считаю можно отнести к Балканскому периоду, она была нарисована в 1879 году. Последствия штурма Плевны, повлекли за собой большие потери воинов в русской армии. Сам художник,...
  26. Но более всего Любовь к родному краю Меня томила, Мучила и жгла. С. Есенин План I. “Чувство Родины основное в моем творчестве”. II. Любовь к Родине и природе родного края...
  27. Яркое солнышко посылает нежные лучи на землю, улыбается, ласкает теплом все живое, обнимает золотистым дыханием, от счастья закрывает глаза. То легкая тучка пробегает перед его лицом. Ничто не предвещает тревоги....
Колокольчики мои

Щербаков - Колокольчики мои

Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

Одно из удивительных полотен имеет название «Колокольчики мои». На однотонном серовато – голубом фоне стоит шикарный букет фиолетовых колокольчиков. Яркие цветочки облепили тонкий стебель и наклонили головки немного вниз. Кажется, аромат букета заполнил все пространство комнаты и вырывается наружу с картины. Полотно всем своим видом манит подойти поближе, наклонится и вдохнуть сладкий запах полевых цветов.

Сразу видно, что автор не выставлял специально композицию а писал с того что увидел. Это видно по тому, как немного небрежно помята белая скатерть, а одна веточка упала на стол. Еще справа просто на столе без тарелочки лежат две спелые сливы. Могу предположить, что их положил ребенок и, играясь, вынул цветок с вазы. Взрослый вряд ли бы положил ягоду на скатерть просто так, не подложив что-либо.

Простая старая глиняная ваза сразу выдает время, когда был создан этот шедевр (1900 – е года). В нынешнее время очень мало сохранилось подобных кувшинов еще и в таком идеальном состоянии.

  • Маковский В.Е.

    Маковский Владимир Егорович – один из знаменитых художников России в 19-20 веке, как и родной брат, Владимир Егорович входил в общество художников-передвижников.

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Иванов А.А.

    Потомственный художник, с самого детства начинает обучаться рисованию, как у своего отца-художника, так и в Императорской Академии. Сразу обнаруживает немалый талант и получает награды – две золотые медали.

  • Сочинение по картине Сатарова Мороз 8 класс

    На картине Михаила Сатарова "Мороз" мы видим изображение зимней поры в лесу. Заснеженные деревья и дороги говорят о том, что всю ночь шел снег, а сейчас царит спокойная погода.

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс (описание)

    Холст «Церковь Покрова на Нерли» был написан художником, который по большей части писал пейзажи. В них он выражал скромную, однако, величавую красоту своей земли. Примером этому служит холст «Церковь Покрова на Нерли»