Сочинение: Пушкин а. с

До итогового сочинения осталось совсем немного. Продолжаем с ребятами готовиться.

Сегодня я представляю вашему вниманию материалы для направления «Честь и бесчестие», подобранные мною и моими учениками.

Чтобы не повторяться, не предлагаю ни словарные выкладки, определяющие сами понятия, ни множество формулировок тем, которые есть на многих сайтах, созданных в помощь одиннадцатиклассникам, - просто публикую высказывания (пословицы, афоризмы) по теме. Каждый может использовать их по своему усмотрению: в качестве эпиграфа, для вступления или заключения, мостика-связки между частями сочинения.

Возможно, кому-то пригодится и наша подборка стихов о чести и бесчестии.



Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

Честь идет по дороге, а бесчестье — по сторонке. Пословица


Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Пословица



Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти.Жан Жак Руссо


Честь дороже жизни.Иоганн Фридрих Шиллер



Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
Ф. М. Достоевский



Честь нельзя отнять, ее можно потерять.Антон Павлович Чехов



Честь — вот истинная красота!Ромен Роллан


Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности.Цицерон



Честь от бесчестных — тоже ведь бесчестие.Публий Сир



Без добродетели нет ни славы, ни чести.А. Суворов



Для честных людей обещание — это обязательство. Турнье



Хочешь быть счастливым всю жизнь — будь честным человеком. Томас Фуллер



Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. Пьер Бошен



Честь — это бриллиант на руке у добродетели. Вольтер



Честь — это награда, присуждаемая за добродетель. Аристотель



Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости. Виссарион Белинский



Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретает бесчестье. Блез Паскаль



Торгуя честью, не разбогатеешь. Л. Вовенарг



Тот, кто требует платы за свою честность, чаще всего продает свою честь. Л. Вовенарг



Не покидайте никогда дороги долга и чести - это единственное, в чем мы почерпнем счастье. Жорж Луи Леклерк де Бюффон



Почет и честь — не в знатности и званье,
А в скромности и честном воспитанье. Алишер Навои



Честь отчизны… блюдет не тот, кто покрывает ее преступления, а тот, кто не боится ее от них очистить. - Борис Акунин. Алмазная колесница



Досадно мне, что слово «честь » забыто
И что в чести наветы за глаза .
Владимир Высоцкий



Не платье украшает человека.
Как из-за чёрных туч сверкает солнце ,
Так честь блистает под одеждой бедной. Уильям Шекспир. Укрощение строптивой


Настанет день и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.

Роберт Бернс


Притча

Вода, Ветер, Огонь и Честь

Встретились Вода , Ветер , Огонь и Честь , подружились, и пришло им на ум прогуляться по миру. Долго они ходили по земле, устали и решили отдохнуть.


– Под этой горой горит пламя, я соединюсь с ним, – сказал Огонь. – Ищите меня там.


– По берегам этого озера растет камыш, – сказал Ветер. – Ищите меня там.


– Вон на том склоне бьет родник. Я сольюсь с ним, – сказала Вода. – Ищите меня там.


Честь устремила глаза в небо и промолчала.


– А как нам найти тебя? – спросил у Чести Ветер.


– Это бесполезно, – сказала Честь. – Всякий, кто отойдет от меня, никогда не найдет обратной дороги.



Д.С. Лихачев
Письма о добром и прекрасном
Письмо десятое
ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Стихи о чести и бесчестии

***
Самуил Маршак

Чести золото не купит.
Честный чести не уступит.
Честь нужна ему, как свет.

Рад продать её бесчестный...
Но, как всякому известно,
У бесчестных чести нет.

Честь имею

Отар Чиладзе

«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век...
Пистолет заряжен. Все готово.
И шагнул к барьеру человек...

А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка...
Что нам до мальчишеских чудачеств
Дуэлянтов энского полка.

Пересохло русло Черной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,
Но труднее будет умирать.

Что же делать? Время продиктует
Новые удобные слова.
С Черной речки черный ветер дует,
Как Машук, седеет голова.

Недруга приближу, брошу друга,
Нелюбимой в чувствах объяснюсь.
Не боюсь замкнувшегося круга,
Лексикона нового боюсь.

Как поручик юный, холодея
От насмешки тайного врага,
Закричу однажды: «Честь имею», -
Перепутав годы и века.

Честь

Николай Глазков

Береги честь смолоду! -
Справедливо слово то.
Было много раз оно
Там, где надо, сказано!..

Но и в зрелые года
Честь твоя - не ерунда,
И ее - об этом речь -
Тоже следует беречь!

А в преклонном возрасте
Честь дороже почести:
Жизнь осмысленна, коль есть
Сохранившаяся честь!

Говорят, что самый большой страх человек испытывает перед смертью. Но есть категория людей, которая не боится её. Для них главное в этой жизни отстоять свои идеалы и убеждения. Они готовы совершать подвиги, забывая об опасности. Их невозможно обесчестить.

Вспомните Джордано Бруно, который погиб, но остался верен своим идеалам. Жанна д Арк, сгорела на костре, но не предала свою Родину. А сколько безымянных подвигов совершают люди, идя на верную гибель. Мы не знаем имен всех пожарников, которые погибли, спасая из огня беспомощных детей, стариков. Они бы могли выбрать другую профессию, без риска для жизни.

Именно эта категория людей движет наш мир вперед, к прогрессу. Идеалисты, презирающие смерть, были во все века и будут. Хотя, многим обывателем такие люди и кажутся странными. Но что, же поделать, каждому свое. Кто-то умирает рано, но остается героем в памяти людей. А есть приспособленцы, они становится предателями и получает взамен презрение людей, и всю жизнь живут изгоями.

Ещё сочинения:

«Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти».
Жан Жак Руссо, размышляя над темой чести и бесчестия(знак?) сказал: «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти». Каждому человеку предстоит выбор: жить так, как говорит совесть, или следовать пути бесчестия. Того, кто следует своей чести, будет не так легко убедить совершить какой-то поступок, противоречащий его совести и убеждениям, а тем более, если этот человек не страшится даже смерти. (Выдвинутый тезис не прокомментирован!)

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема чести и бесчестия.(А это зачем? У тебя какая тема? Так и пиши по ней!)
Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из главных героев, Андрей Болконский, является ярким примером человека, который всю свою жизнь следует пути чести. Про таких людей как он, можно сказать «живут честью». В эпоху, описанную автором, понятия чести и Хочу заметить то, что Андрей – офицер, а они, как известно, свою честь ценят и охраняют. Для них бесчестье куда хуже смерти. Понятия жизни и чести для князя Андрея неразделимы.
Решение пойти на войну Болконский принял, желая совершить какой-либо подвиг. Да, возможно он был честолюбив, но(Знак?) отправляясь на войну, Андрей совсем не боялся там погибнуть. После ранения он осознал ничтожество смерти.(Вот ни о чем! Примеры очень далеки от цитаты. Здесь бы взять гордость и честь Болконского на Куликовом поле, когда он не захотел кланяться пулям...)
В качестве второго аргумента (Вот это зачем?) можно привести произведение Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В повести описываются события конца восемнадцатого века. Главного героя Петра Гринева можно противопоставить Алексею Швабрину. Они абсолютно разные люди. Раскрываются их истинные лица в тот момент, когда на крепость нападает Емельян Пугачев. Это заставляет героев совершить нравственный выбор. Пугачев принуждает всех людей присягнуть ему. Тех, кто отказывал ся, казнил и, несмотря на то,(Зачем знак?) что это совершенно обычные, простые люди. Швабрин же, испугавшись этого, и, думая лишь о собственном спасении, самостоятельно перешел на сторону врага, предав свою Родину.Петр, в отличие от Швабрина, повел себя как настоящий герой, отказавшись присягать врагу, несмотря на т, что за это его могли убить. Он следует эпиграфу произведения «Береги честь смолоду». Судьба спасла Гринева от смерти, оставив его в памяти людей как верного гражданина своего государства. (Вот это по делу! Но как сказано коряво! Сколько речевых ошибок!)
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что (Избавься от штампов!) того, кто не страшится смерти, нельзя обесчестить, заставить совершить какой-то поступок, противоречащий законам чести.

Я БЫ ЗАЧЕТ НЕ ПОСТАВИЛА...

Нельзя обесчестить
того, кто не страшится смерти.
Жан-Жак Руссо
Стремитесь всегда исполнить
свой долг, и
человечество
оправдает вас даже там,
где вы потерпите неудачу
Джефферсон

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство.
Повесть написана от лица Петруши Гринева. Из первой главы мы узнаем о его жизни до приезда в Белогорскую крепость. Воспитание Петруши было доверено гувернеру-французу и крепостному Савельичу. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», - так рассказывает оно о своем детстве. Гринев ведет жизнь молодого повесы, совершенно не задумываясь о завтрашнем дне. Но трагические события, произошедшие с ним в Белогорской крепости, заставили его переосмыслить свой образ жизни, найти для себя новые ценности.
В крепости Гринев знакомится с Алексеем Швабриным. О его жизни читатель узнает лишь то, что в крепость герой сослан из-за дуэли. Швабрин умен, возможно, он получил хорошее образование, и имеет такой же строптивый, неуравновешенный характер, как и Гринев. Словом, оба героя – повесы-недоросли, только что выпорхнувшие из родительского гнезда. Однако образ Швабрина почему-то сразу вызывает читательскую антипатию. Не случайно и такая фамилия героя – Швабрин, она очень ярко раскрывает его характер, умение лицемерить, изменять своим принципам, идеалам.
Гринев – милый романтик, он страстно влюблен в Машу Миронову и пишет ей стихи в альбом. Реалистичный и расчетливый Швабрин смеется и иронизирует над своим приятелем. Однако и он влюблен в эту же девушку. Между героями происходит дуэль, во время которой Швабрин чуть было, не убил своего «приятеля». Но это лишь завязка сюжета.
По-настоящему понять характер каждого из героев помогают трагические события, связанные с пугачевским восстанием. Это – кульминация повести, и каждый должен совершить нравственный выбор: что для него важнее – честь или бесчестие.
На глазах у Петруши Гринева происходит казнь добрых простых офицеров: капитана Миронова, коменданта крепости Ивана Кузьмича. Они отказываются присягнуть Пугачеву, считая его вором и самозванцем, поэтому выбирают смерть. Такой поступок достоин настоящего офицера.
Швабрин же, испугавшись за свою жизнь, перешел служить в пугачевское войско. Он думает лишь о спасении собственной жизни, забывая о том, что присягнул на верность отечеству, императрице. Такой поступок недостоин оправдания, хотя инстинкт самосохранения – самый сильный у любого живого существа.
Конечно же, Петруше Гриневу было очень страшно. Но он должен был сделать выбор: присягнуть Пугачеву, поцеловать его руку или отправиться на виселицу вслед за капитаном Мироновым. Гринев выбирает второе: «Но я предпочел бы самую лютую казнь такому унижению». Он не может нарушить заповедь: «Береги честь смолоду», не может, как Швабрин, изменить своей Родине, стать предателем. Гриневу присущи такие качества, как верность, благородство, преданность своей императрице. И судьба спасает его от страшной смерти. Пугачев вспомнил о подарке – заячьем тулупе – и решил помиловать Гринева.
В другом эпизоде, когда Пугачев приглашает Петрушу к себе на пир, он вновь предлагает ему служить в своем войске. Но и здесь Гринев достойно отстаивает свои идеалы, свою офицерскую честь и готов предпочесть смерть предательству. И тогда разбойник-самозванец начинает понимать Петрушу и даже симпатизирует ему: «А ведь он прав! Он человек чести. И не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!»
Низость Швабрина проявляется не только в эпизоде, где он перешел служить на сторону восставших. Любыми средствами он готов завладеть Машей Мироновой, пытаясь принудить ее выйти за него замуж. Но для девушки, воспитанной настоящим русским офицером, такое замужество равносильно смерти. С помощью Пугачева Гринев освобождает Машу из плена, и такой поступок характеризует его как благородного дворянина.
После поражения пугачевского восстания в тюрьму попадают и Гринев, и Швабрин. Но здесь опять не обошлось без доноса. Изворотливый Алексей, спасая свою жизнь, клевещет на своего «приятеля». Во время суда они оказываются лицом к лицу. Но и в этом эпизоде Гринев остался верен своим принципам, не уронил чести и достоинства настоящего офицера.
В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, мы можем судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория