Венсан кассель и моника белуччи их дети. У Моники и Тины много общего

3 , 20:13


Моника Белуччи и Венсан Кассель.

Одной из пар, которая вызывает восхищение и с легкой руки "звездной крови жаждущих" будет обрастать сплетнями и спорами, превращаясь в очередную lovestory, был союз обворожительной итальянки Моники Белуччи и харизматичного француза Венсана Касселя. Вот уж у кого постоянно бушевали нешуточные страсти, так у этой французско-итальянской пары.

Банальная актерская истина…


Моника.

Изначально, отношения Венсана и Моники у папарацци вызывали огромный интерес - как же они нашли друг друга. Поговаривали, что якобы на съемочной площадке Моника наступила на ногу Венсану, а он увидев ее невероятную красоту был покорен с первой секунды. Была и другая версия, по которой на съемочной площадке Моника, наступила на ногу Венсану, но он, будучи в амплуа «плохиша», отреагировал далеко не галантно, что не помешало им завязать отношения. Так или иначе, но они действительно познакомились на съемочной площадке.

Знакомство…


Моника Белуччи.

Франция, Париж и далекий 1996 год. Первый день съемок кинокартины «Квартира», где актеры исполняли главные роли. Со слов Моники, Венсан при первой встрече ей абсолютно не понравился. И речи даже не могло быть о какой-то симпатии между ними, а тем более о любви с первого взгляда. Увидев его Моника подумала: «Боже мой, какой же он заносчивый и самовлюбленный». Венсан, в свою очередь, так же не питал симпатий к Монике. Считая ее очередной моделью, возомнившей себя актрисой, высказывал свой протест продюсеру: «Нечего делать иностранкам во французском фильме». Но кинематограф - великий сводник. Он знает, как разжечь огонь страсти. К тому же оба на тот момент были одиноки, и ничто не могло этому помешать.


Венсан.

По ходу развития отношений киноперсонажей Моники и Венсана, их взгляды друг на друга изменились от открытой неприязни до взаимной влюбленности, но до полного покорения сердца итальянской красавицы было еще далеко. Все от продюсера до костюмера понимали, что страсть, которая разгоралась во время съемок между актерами, была присуща не персонажам фильма, а им самим. Венсан буквально тонул в чарах итальянки, и он это прекрасно понимал. Правда, тогда он и не догадывался, какую невероятную женщину дарит ему "госпожа судьба", и что это совсем не обычный проходной роман, о котором забывают.

Влюбленные и свободные…


Венсан Кассель .

Чего-чего, а услышать от своей возлюбленной об условиях их отношений Венсан, любимчик женщин, никак не ожидал. Моника дорожила своим личным пространством и с самого начала дала понять о соблюдении их границ. Сын богемных родителей и любитель артхаусной архитектуры был слегка шокирован заявлением итальянской провинциалки, которая между строк намекала ему, что серьезных отношений она не хочет, не говоря уже о браке. Как бы там ни было, но влюбленный по уши Венсан принял условия Моники...


Моника и Венсан.

Кассель продолжал жить и работать в Париже, Моника - в родном Риме, а иногда и в дождливом Лондоне. Это в какой-то мере устраивало ее, но уж точно не его. Венсан делал все, чтобы ощущать присутствие любимой - как мог продвигал ее во французском кинематографе, где они часто появлялись вместе. «Мне нравится работать с Венсаном. Так нам удается чаще быть рядом и ощущать себя полноценной парой», - говорила Моника. Но, все же о браке не было и речи…

Гостевой брак…


Актер Венсан Кассель.

Целых три года Венсан уговаривал даму сердца стать его законной супругой, на что она всячески уходила от ответа. И сколько бы еще продолжалась бы эта эпопея неизвестно, но судьба вновь вносит свои коррективы в их отношения. Венсан попадает в автокатастрофу, после Моника решает, что они должны жить вместе. Эта новость стала более удивительной, когда после официальной церемонии бракосочетания молодая чета разъехалась по домам, как и прежде. Выдержав очередную бурю слухов и сплетен, пришлось дать объяснение происходящему в жизни кумиров.


Актриса Моника Белуччи.

Снова лишь на мгновенье, разогнав туман над их отношениями, Венсан Кассель дал короткое объяснение всему происходящему: "Мы живем, как и жили, так же и работаем. Единственное, что изменилось, так это штамп в паспорте и законность нашей любви". Моника вторила мужу и отвечала, что ее не прельщает семейная рутина, которая только убивает страсть между ними, а вот расстояние наоборот лишь разжигает. И в каждом интервью она только подтверждала свою жизненную позицию, демонстрируя не очень-то трепетное отношение к институту брака.


Артисты шалят.

Но куда было деваться французскому "плохишу", которого дьявольски красивая жена-итальянка, не оставляя иного выбора, приручила как домашнего питомца. Венсана Касселя постоянно преследовал страх, что, не имея контроля над ней, он может ее потерять.

Слухи всего лишь слухи?


Навсегда...

Журналисты, папарацци, поклонники… Абсолютно все кто прямо или косвенно интересовался личной жизнью Касселя и Белуччи смаковали новостями о мелких интрижках кумиров, которые с легкостью ими же и опровергались. Одни просто бредили о романе Моники с Джоджем Клуни, Жераром Депардье, Брюссом Уиллисом и Киану Ривзом. Вторые же твердили о связях Венсана с невероятной бразильской супермоделью Робертой Суареш, а потом и с экс-супругой Бреда Питта, актрисой Д. Энистон. Но всякий раз эта информация не находила реальных подтверждений и улетучивалась как дым.


Немного официоза.

В одном из интервью, на вопрос журналистов, Моника ясно дала понять, что если мужчина захочет, то он может изменить всего лишь ради спортивного интереса, а ревновать значит не доверять. Такого рода заявления внушали неуверенность в крепость их отношений. Их французско-итальянский союз достигал точки кипения не один раз, а когда новости о «неминуемом» разрыве достигли апогея, пара шокировала всех новостью о скором рождении первенца.


Семья на прогулке.

Долгие уговоры супруга о пополнении в их семье не давали никаких результатов, но судьба вновь вмешавшись дала шанс паре быть счастливыми. У них родилась дочь, которую назвали Дева. С пополнением они превратились в настоящую семью и изменились до неузнаваемости. Особенно рождение дочери изменило Монику, которая увидела иной смысл своей жизни. Спустя шесть лет Белуччи дарит Касселю вторую дочь - Леони. Казалось, нет в мире счастливей пары, но судьба в очередной раз решила сыграть злую шутку со звездной парой, проверив крепость их брака.

Необратимость…


Все...

«Точкой невозврата» в отношениях Кассель-Белуччи почти все считают дуэт в фильме французского режиссера Гаспара Ноэ «Необратимость». Сейчас даже проводят параллели с парой Круз - Кидман, которые, снявшись в фильме «С широко закрытыми глазами», в скором времени расстались. Может на развод повлияла жестокая сцена изнасилования персонажа Моники. Но на вопрос журналистов Венсан Кассель отвечал, что он был абсолютно уверен в профессионализме супруги, и в том, что она сможет сыграть эту роль. Как бы там ни было, но пара расстались, имея за плечами тысячи долгожданных встреч, такие же тысячи расставаний, двух очаровательных детей и вечную благодарность друг другу.

Бонус

Как пара Моника Белуччи и Венсан Кассель прожили около 17 лет.


...все пропало, все сначала.

134 646

PSYCHOLOGIES №4

Венсан Кассель: «У нас с Моникой был
открытый брак»

Он ходит по краю – над моралью и нормой. Он не знает границ – ни географических, ни нравственных. Он обольстительно-опасен и опасно свободен. Но он закончил балетную школу и выучил три иностранных языка. Он заботливый отец и благодарный сын. Дисциплинированный профессионал и мастер капоэйры. Встреча с Венсаном Касселем – совсем не таким, каким он кажется.

ФОТО Getty Images

Пластика аристократа, деликатность, вежливая улыбка. Тихий внятный голос и открытый взгляд гармоничной натуры. Он элегантен и обходителен. В нем нет взрывоопасной страстности его персонажей, нет коварного цинизма, нет затаенной ярости. Ничего от мачо. Только мягкость, понимание, внимание. Он не старается угодить собеседнику. Он предпочитает быть эффективным - ответить на мои журналистские вопросы, удовлетворить, насколько может, мое человеческое к нему любопытство. Он, почти полностью седой, одет во все серое - серый кашемировый свитер, серые брюки, - что так подчеркивает ясность его голубых глаз.

Да, ясность - пожалуй, ключевая характеристика Венсана Касселя. Нет тем, на которые он отказался бы говорить. То, что его волнует, о чем у него есть мнение, что кажется ему подлинно важным, непременно будет артикулировано. Именно поэтому ему можно задать любой вопрос и не бояться ни обиды, ни неискренности. А потому я решаю начать с вопроса, на который кто-то другой отреагировал бы резко: «Я не говорю о своей личной жизни». Но Кассель… Кассель говорит.

«Иногда браки распадаются. А люди нет, не расстаются. Это как раз наш с Моникой случай. Мы всегда будем вместе»

Psychologies:

Вы с Моникой Беллуччи были, без преувеличения, «парой мечты». И вместе вы были долго - почти 20 лет, так? Ваше расставание стало шоком для публики, своего рода крушением идеала. Что случилось, почему все-таки вы расстались? Ведь то официальное «по обоюдному согласию», которое мы все слышали, на самом деле ничего не объясняет.

Знаете, это неправильное слово - «расстались». Иногда браки распадаются. А люди нет, не расстаются. Это как раз наш случай. Мы всегда будем вместе. И вовсе не потому, что у нас двое детей и нашей младшей дочери всего шесть. Понимаете, когда мы говорим «они расстались», мы имеем в виду, что, соединившись некогда, люди совершили ошибку и теперь осознали ее. Но мы-то развелись не потому, что когда-то совершили ошибку. Наоборот - мы тогда поступили очень правильно. Но теперь правильнее развестись. Вот и все. Мы никогда не абсолютизировали так называемую супружескую верность. Не то чтобы у нас были романтические эпизоды, так сказать, на стороне… Но психологически мы оставляли двери нашего брака открытыми.

Для нас обоих всегда было приоритетным, что по самому большому счету мы вместе, хотя жили мы подчас порознь - Моника в Риме, я в Париже… Но мы знали, что всегда окажемся там, где будем нужны друг другу. Пока мы нужны, действительно нужны друг другу. А в какой-то момент стало ясно: нас многое связывает, мы преданы друг другу, но более нет никакой необходимости быть вместе и считаться парой. А тогда уж лучше парой больше не считаться. То есть никаких, собственно, событий нашему расставанию не предшествовало. Но ощущения, нечто невнятное…

Понимаете, мне - просто в силу натуры - свойственна некоторая ярость, некоторая ожесточенность, одержимость. Это часть моего характера, которую я стараюсь сдерживать в обычной жизни и если выплескивать, то только в ролях. А Моника… У нее множество талантов, но, по-моему, главный - ее проницательность, она заглядывает в самые глубины человека и умеет создать для него ощущение полного комфорта рядом с собой. И как актриса она обладает редким даром - она как бы расширяет реальность, она создает реальность мечты, вы же видите это по ее ролям. То же самое и в реальности обычной. Первые 20 лет это чарует… А потом тебе хочется обратно - в грубый физический мир, где есть ярость, одержимость. Прочь от идеала, если хотите.

ФОТО Getty Images

Ярость и ожесточенность часто характеризуют ваших киногероев. Собственно, роль в фильме под названием «Ненависть» проложила вам путь в большое кино. А ваш реальный образ - что бы вы о себе ни говорили - противоречит экранному. Как вы уживаетесь с этим экранным человеком - отчаянным преступником, брутальным гангстером, фатальным соблазнителем, аморальным типом, отрицающим идеалы?

В. К.:

Я не уживаюсь. У меня с ним много общего. У нас у всех с ним много общего. В английском языке есть это прекрасно-универсальное определение - nice. Все стараются быть nice - приятными во всех отношениях, что бы они ни подразумевали под этим. Но на самом-то деле человеческие существа скроены из противоречий. И у всех есть темная сторона. Когда ты счастлив, мир видит твою светлую сторону. В несчастье мы поворачиваемся темной. Я не знаю ни одного безусловно положительного человека и не знаю ни одного законченного злодея. Я знаю только счастливых и несчастных.

Этот парень из «Ненависти» - он что, злодей? Нет, он человек, у которого отняли и настоящее, и будущее, и надежду. Мерин, гангстер, убийца - для его дочки, которая плакала, когда увидела меня в гриме ее отца, злодей? Нет. Я нахожу несчастье в отвратительном. И играю именно его. Вы видели «Моего короля»? Там есть эпизод, где герой угрожает бывшей жене: типа, будешь возникать при оформлении опеки над общим ребенком, я расскажу в суде, что ты сидела на транквилизаторах. Это как раз оно! Когда я прочел этот эпизод в сценарии, я ужаснулся: черт, какой подонок! Я бы никогда так не сказал… Но я не он, я не переживал такого разрыва и угрозы такой потери. И как я могу утверждать, что не поступил бы как он?

Что-то во мне протестует против этой вашей теории относительности и даже гуманистичности зла и, наверное, против удовольствия, с которым вы зло «исполняете» - в «Ненависти», в «Шайтане», в «Опасном методе»…

В. К.:

Я старый панк. Правда. Когда родители разошлись и мама переехала в Нью-Йорк, я много времени проводил в этом панк-рэп-городе. 80-е, рождение хип-хопа и гангста-культуры… Мой брат, между прочим, стал звездой хип-хопа. В моем поколении европейцев был большой заряд протеста - не против чего-то конкретного, против затишья 70-х. Я из-за этого и в цирковое училище поступил - чтобы быть не как отец, хотя понимал, что ничего другого делать не смогу, я же, в конце концов, вырос за кулисами. Но быть приятным всем, как отец, изысканным денди категорически не хотел. Я учился в четырех элитных интернатах, изо всех сбежал (католический и вовсе сделал меня навсегда атеистом), глотнул Нью-Йорка и поступил в цирковое училище. Наверное, искал острых форм, гротеска.

Мы с однокурсниками довольно скоро стали на улицах и в клубах выступать, и иногда с угрозой, что побьют - за бескомпромиссность наших буффонад. А потом встретил окончательно своих - Матье Кассовица, Гаспара Ноэ, Яна Кунена, ребят из кино, молодых режиссеров, которые плевать хотели на «национальное кинодостояние Франции», на все эти сантименты - ах, «новая волна», ах, Годар с Трюффо… Мы были поколением, а ощущали себя сектой… Эти ребята точно знали, что в мире есть неромантическая боль, неизящные драмы, натуральное насилие. Отсюда «Ненависть», «Необратимость», «Доберман». Они были злыми, такими же, как я. Есть ведь и продуктивная злость, скажу я вам. Юношеский нигилизм, возможно. Но я и сейчас отказываюсь исключать зло из жизни. Зло - ее часть. Насилие и кровь существуют. Но демонстрировать их не значит оправдывать. Это значит просто не уходить от болезненных тем. Боль - часть жизни.

ФОТО Getty Images

Человек-манифест

Венсан Кассель родился в Париже в 1966 году в семье журналистки Сабин Литик и Жан-Пьера Касселя, знаменитого танцора и актера. Родители не видели в Венсане актерского таланта, и он поступил в цирковое училище, но скоро сыграл одну из главных ролей в «Ненависти» Матье Кассовица (1995), своего рода социальном манифесте французской молодежи 90-х. А в 2002 году - в бескомпромиссной «Необратимости» Гаспара Ноэ, ставшей манифестом уже художественным. После роли гангстера-француза в «12 друзьях Оушена» Стивена Содерберга (2004) Кассель стал главным иностранцем американского экрана (от анимационного «Шрека» до «Черного лебедя» и грядущего «Джейсона Борна»), любимым актером Дэвида Кроненберга («Порок на экспорт» и «Опасный метод») и, наконец, представителем всех тех европейских мужчин, что на грани нервного срыва, - в «Моем короле» Майвенн Ле Беско (2015).

Вы говорите, что не хотели быть таким, как отец. А ведь стали актером, как и он. И звездой, как он. И даже унаследовали его актерский псевдоним…

В. К.:

Тут такая история… Поначалу я старался изменять внешность в фильмах, но чем больше было маскировки, тем заметнее становилось сходство. А отца во Франции знали все, он был супер-суперзвездой. И он правда был восхитительный человек. Подлинный денди, действительно. Со всеми этими уайлдовскими свойствами: «Сохраняя невозмутимость, поражай неожиданностью» и титулом «французского Фреда Астера». Но у него это было так естественно. А я был поразительно похож на него, но меня от всего этого тошнило! Я готов был взорваться! И активно отрицал сходство с ним, менял внешность как мог. Но в какой-то момент мне стало понятно, что маскироваться комично. И что ты - тот, кто ты есть.

С отцовским разрезом глаз и маминой склонностью к бунтарству… И со своими особенностями. Только когда родители умирают, мы перестаем воевать с ними. Я спорил и отстаивал. И перестал только незадолго до смерти отца. А хорошо было бы перестать раньше. Если бы теперь меня спросили, какой я сделал из всего этого вывод, то я бы ответил: не воюйте с теми, кому предстоит уйти раньше вас. Берегите их. Хотя бы из эгоизма - чтобы потом не испытывать чувство вины.

Но ведь теперь у вас есть опыт не только сына, но и отца. Есть что сказать о собственном родительском опыте?

В. К.:

Родительский опыт… Я бы не назвал это опытом. Скорее, это… Это как найти новую любовь. Любовь, которую раньше не мог себе представить. Не знаю, может быть, потому что у меня девочки… И между нами есть барьер понимания мира с позиции своего пола. Я не могу взглянуть на жизнь глазами женщины, а они не могут взглянуть мужскими. Наверное, поэтому я бы и не сказал, что мои отношения с ними основаны на обязанностях воспитания. Я просто люблю. Никогда не критикую. Всегда поддерживаю. Женщине в нашем мире так важно быть уверенной в себе!

Все мое воспитание - это что они могут рассчитывать на меня при всех обстоятельствах. И что я стараюсь быть как можно больше рядом - если ты отдаешь ребенка в самый лучший интернат, но он не с тобой, - какой был смысл заводить детей? В общем, я себя для девочек мыслю как тыл, а не передовую. Да и скорее они воспитывают меня. Когда родилась наша вторая дочь, я осознал: вау, я нормальный человек - у меня есть семья, дети, дом… Даже несколько. Надо соответствовать.

«Только когда родители умирают, мы перестаем воевать с ними. Я спорил и отстаивал. И перестал только незадолго до смерти отца. А хорошо было бы перестать раньше»

В какой-то момент у вас появился дом в Бразилии, и даже семья жила там с вами. Почему Бразилия, почему переезд?

В. К.:

Я давно полюбил Бразилию, лет 30 назад. И все ездил, ездил туда, пока не решил обосноваться в Рио. За это время я освоил португальский, без ложной скромности - говорю неплохо. Понимаете, Бразилия - одно из последних мест на земле, где жизнь имеет… поэтическое измерение. Где просто в ежедневное существование включен элемент поэзии. Этого уже нет ни в Европе, ни в США, даже в Японии осталось на уровне «сакура-ритуала». А в Бразилии люди вечером, когда едут с работы, выбирают определенный маршрут - чтобы увидеть закат над океаном. И отношения, и бытовые контакты там по-своему поэтичны.

И потом, у нас есть только идея обладания и достижения, у бразильцев, ну и, может быть, еще у итальянцев, - идея счастья как непременной части жизни. Удовольствие от жизни как часть самого образа жизни. Вне зависимости от достижений и обладания. Потому же я и занимаюсь капоэйрой столько лет. Капоэйра для меня - нечто среднее между боевым искусством и собственно искусством, балетом… Я переехал, когда осознал, что до того искал в жизни поэзию неосознанно. Мне до сих пор странно, что оказалось, что поэзия - это еще и место. Не только страсть и состояние. Выходит, я свое место наконец нашел.

Всегда славилась не только откровенными ролями, но и высказываниями . Однако в последние несколько лет актриса предпочитала держать свою личную жизнь в секрете. Все дело в том, что развод с Венсаном Касселем в 2013-м году дался ей нелегко. И вот, в своем недавнем интервью французскому журналу Paris Match она впервые откровенно рассказала о том, что ей пришлось пережить.

«Я сделала выбор. Мы можем долго быть с кем-то и вдруг понять, что продолжаться это больше не может - каждый должен идти своим путем. Разрыв для меня был очень болезненным, но необходимым», - поделилась актриса.

Также она добавила, что раньше, осознавая свою красоту, чувствовала себя более защищенной: «Когда я была моложе, я была более чувствительна к красоте. Я всегда выходила в свет с красивыми молодыми людьми. Сегодня мне кажется, что мужчины с морщинами интереснее: следы времени на лице и теле помогают не отвлекаться от главного - так мы лучше видим душу».

Моника поделилась, что спустя 20 лет отношений с Касселем ей было нелегко начинать все заново, однако сейчас она снова влюблена: «Сейчас в моей жизни есть мужчина, но я не могу сказать больше. Мне необходима некоторая приватность. Начинается новая глава моей жизни».

Беллуччи добавила, что вскоре ее ждут большие перемены - она готовится к переезду: «На момент моего развода в 2013 году Кассель оставался в Бразилии, а я решила переехать в Париж. В прошлом году я купила дом в Лиссабоне и очень хочу туда перебраться. Моим детям там понравится, ведь жизнь там более размеренная, чем во французской столице».

Разные страны. Разные жизни. Разные дома. Они ввели моду на гостевые браки и доказали, что так можно построить крепкую семью. Моника и Венсан уже 16 лет вместе

Столько времени прошло с момента их первой встречи, а отношения сексапильной итальянки и плохиша француза по-прежнему в центре внимания всего мира. До них никто не отваживался даже предположить, что союз, в котором супруги живут в разных странах и ездят друг к другу в гости, может быть не только счастливым, но и долгим. Они шокировали старушку Европу и двуличный Голливуд своими редкими, но очень откровенными комментариями. Они ввели в моду понятие гостевого брака как одной из возможных форм любви двух свободных людей.

КОЛДУНЬЯ И ХУЛИГАН

Моника Беллуччи никогда не стеснялась своей красоты. Роскошные и женственные формы их обладательницы вызывали зависть у женщин и желание у мужчин. Она об этом знала всегда. Еще девочкой, живя в провинциальном городке Чита-де-Кастелло, она понимала цену своей привлекательности, сочетаемой с нетипичным для итальянок нравом. Свободолюбивая красотка ловила на себе косые взгляды местных жительниц, но никому не собиралась ничего доказывать. Дочь крестьянина и художницы, Моника была долгожданным ребенком и с малых лет купалась в родительской любви. Позже она скажет, что именно благодаря этому научилась воспринимать себя как есть, не испытывая ни стыда, ни ложной гордости. «То, как ты ощущаешь себя и свое тело, - все это идет от любви. Лишь это чувство позволяет нам принять себя в полной мере», - расскажет она много лет спустя.

Она понимала, что ее внешность - такой же дар, как и прочие таланты, которыми награждает Бог. Игнорировать их или же выпячивать - это удел глупцов, а к таковым Беллуччи не принадлежала. В юности она всерьез собиралась стать юристом, поступила в университет, а чтобы оплачивать занятия, подрабатывала фотомоделью. Об успехах Моники в учебе известно мало, а вот тому, что ее умение работать перед камерой оценили мгновенно, есть множество свидетельств. В 16 лет она попала в эту профессию, и уже вскоре не только местные агентства, но и известное миланское Elite Model, а следом парижские и нью-йоркские предложили девушке весьма приличные контракты.

Но целеустремленной Монике вскоре этого показалось недостаточно. Она пробует себя в кино - и буквально на старте, в 1992 году, попадает в картину «Граф Дракула» к Фрэнсису Форду Копполе. Работа с мэтром - мечта любого актера, а для начинающего и вовсе немыслимая удача.

Четыре года спустя Беллуччи, приобретшая некий кинематографический опыт, приходит на съемочную площадку французского фильма «Квартира». Эффектная женщина, с первого взгляда вызывающая желание у любого мужчины, она знакомится с партнером - французом Венсаном Касселем.

Наследник кинематографической семьи, воспитанный в лучших традициях профессии, Венсан обладал репутацией хулигана и искусителя. Не слишком притягательный с виду, он столь харизматичен в работе и в общении, что с юности покорял любого с первого взгляда. А уж о женщинах речь не шла, они едва ли не после приветственной фразы лишались чувств. Еще бы, ведь он старательно поддерживал имидж плохиша, в чем ему помогала и работа. Если его отец, Жан-Пьер Кассель, прославился благодаря ролям добропорядочных буржуа, то сынок оказался с чертовщинкой, и на его долю выпадали весьма характерные роли, которые, впрочем, пришлись Венсану по вкусу.

Как только он узнал, что на одной площадке с ним появится Беллуччи, отреагировал репликой: «А что, французские актрисы перевелись?» И это было лишь начало. Хотя потом Кассель в интервью будет говорить: «Знаю, что так могли бы сказать все, кто ее знает, но я влюбился в Монику с первого взгляда». Поди пойми, что там происходит в голове у влюбленных мужчин, потому что есть две версии их с Беллуччи первого знакомства, и обе далеки от романтики.

Мы разные, и это прекрасно! Но я счастлив, что живу с человеком, который тоже больше всего ценит свободу»

Все изменила первая же совместная сцена. «Венсан мгновенно преобразился, он играл как бог и после этого стал моим проклятием: я его ненавидела, но не могла перестать думать о нем», - скажет впоследствии Моника. «Когда она начала играть, замолчали все. Я сам словно погрузился в темноту, в теплую воду, из которой не хотел вылезать. И вспомнил притчи о средневековых ведьмах, которые очаровывали мужчин одним взглядом, одной улыбкой, одним движением бедра. И мужчина погибал. Навсегда! И я тоже понял, что пропал», - вспомнит Венсан.

СВИДАНИЯ НА ПЛОЩАДКЕ

После «Квартиры» они почти сразу сыграют в «Добермане», потом последуют еще шесть картин, в которых Беллуччи и Кассель будут появляться на площадке вместе. Вопреки устоявшейся голливудской традиции, где супруги редко отваживаются на совместные работы, чтобы разделять личное и творческое, эта пара не задумываясь соглашалась на предложения поработать дуэтом. «Во время работы Моника перестает быть моей женой и становится только партнером по роли», - замечал Кассель. «Из-за специфики работы мы так редко видимся, что рады любой возможности побыть вместе», - добавляла Беллуччи.

И в пику всем этим милым комментариям они в 2002 году появляются в Каннах с работой «Необратимость». 9-минутный эпизод жесткого изнасилования женщины, которую играла Моника, - вот что не смогла пережить даже широких взглядов публика фестиваля. Зрители уходили из зала, газеты поднимали шумиху. Паре пророчили скорое расставание, как это случилось с Николь Кидман и Томом Крузом после фильма «С широко закрытыми глазами» Кубрика.

Итальянка и француз только улыбались: «Хорошее кино - то, после которого нет желания продолжить вечер в Макдоналдсе». Гораздо более суровые съемки, чем те, которые выпали на долю их голливудских коллег Николь и Тома, эти ребята пережили так спокойно, словно речь шла о незатейливой мелодраме. «Те, кто говорит «Как ты мог допустить, чтобы с твоей женой сняли сцену изнасилования?», не понимают, что по ту сторону экрана есть лишь два профессионала, получающие кайф от работы, - пожимал плечами Кассель. - Был ли я на площадке, когда это происходило? Нет, Моника переживала, что я врежу актеру, играющему насильника, поэтому отправила меня в небольшой отпуск. Я провел эти дни на юге Франции». Беллуччи позже признается, что долго не могла сама посмотреть фильм. Но на отношениях пары работа никак не отразилась.

В ГОСТИ К ЖЕНЕ

Их неординарная реакция на любые ситуации да и сама их необычная связь - вот что уже 16 лет не дает покоя окружающим. Ровно с того дня, когда они встретились на съемках «Квартиры», отношения Беллуччи и Касселя остаются загадкой для остальных. Мало кто мог представить роман, в котором итальянка, которым с детства внушают стремление к созданию домашнего очага и большой семьи, первой заявит своему избраннику: никто не должен ущемлять свободу другого. Кассель даже несколько обиделся, ведь до сих пор он был единственным, кто позволял себе говорить: ничего серьезного, крошка. А тут какая-то своенравная красотка диктует ему условия!

«Я итальянка, мы известны своим темпераментом. Если кто-то решит разбить мое счастье, ему несдобровать»

Но любовь отлично сглаживает все обиды, тем более что французу стало интересно, как долго эта женщина протянет на собственных же условиях. Всем известно: любая барышня хочет замуж. Даже самая красивая! По крайней мере, так считал Кассель, впервые делая предложение возлюбленной. Она недоуменно вскинула бровь и ответила «нет», добавив, что намерена и впредь соблюдать изначальную договоренность. Некоторое время француз выжидал. Потом повторил свое предложение снова. И снова. А ответ оставался неизменным…

«Серж Генсбур сказал, что кино - слишком чувственный бизнес, чтобы оставлять в нем жену без присмотра»

Пока однажды Венсан не попал в автокатастрофу. Все обошлось, но Беллуччи вдруг решила принять предложение руки и сердца. «Я подумала: вдовой остаться логичнее, чем бывшей любовницей. К тому же черный цвет идет любой женщине», - иронизировала она.

Вот с этого момента и началось самое интересное в их романе. После церемонии бракосочетания молодожены… разъехались. Она улетела в свою римскую квартиру, он остался во Франции. На вопрос «Как же так?!» Моника невозмутимо ответила: «Принимая предложение, я поставила Венсану условие: у каждого по-прежнему своя жизнь, не стоит нарушать чужие границы».

Красота как орудие

Начав модельную карьеру в 16 лет, Беллуччи вскоре перебралась в Париж, а после покорила и Америку. Она представляла такие всемирно известные бренды, как Еllе, Dolce & Gabbana, блистала на обложках глянцевых журналов, возглавляла рейтинги самых красивых женщин мира.

«Я довольно рано научилась позировать и чувствовать свое тело. Для артиста это рабочий инструмент. Им я могу пользоваться, чтобы сильнее сыграть роль. И я не имею права жаловаться на то, что меня тяготит внешность. Хотя часто приходилось ломать стереотип, что симпатичная женщина непременно глупа», - признавалась Моника.

При этом Беллуччи не стеснялась выглядеть на экране некрасивой. Она сыграла Марию Магдалену в «Страстях Христовых» Мела Гибсона. А сейчас снимается в «Сезоне носорогов», где ее умышленно состарили.

Они стали первыми, кто открыто продемонстрировал, что гостевой брак - это не мода и не блажь, а приемлемые для двоих взрослых и любящих людей условия. Каждый был волен жить так, как жил до сих пор. У Моники Белуччи и Венсана Касселя много совместных фото. Каждый мог, соскучившись, взять билет на самолет и приехать к любимому. «Я никогда не была одержима брачными узами. Идея большого дома, куда все возвращаются вечером, ужинают перед телевизором и ложатся спать, меня не прельщает. Рутина убивает страсть. Нам никто не принадлежит, ни наши мужья, ни наши дети. Мы можем только делиться чем-то с людьми, которых любим», - объясняла Беллуччи.

Скромное обаяние кинематографа

Венсан родился в семье актера театра и кино Жан-Пьера Касселя. Отец снискал немалую славу во французском кино благодаря роли Анри Сенешаля в фильме «Скромное обаяние буржуазии».

Все трое детей Жан-Пьера - Венсан, Матиас и Сесиль - пошли по его стопам. Венсан добился наибольшей известности на европейском рынке и даже попал в Голливуд. Но на «фабрике грез» ему предлагали лишь роли негодяев. «Я мщу им: делаю своих подонков круче, чем их герои», - смеется актер.

В «Черном лебеде» ситуация несколько изменилась. Касселю досталась интересная и характерная роль хореографа Тома, с которой он справился блестяще. Участие в оскароносной картине значительно повысило ставки Венсана в Голливуде.

Но каждый ответ вызывал все больше вопросов. Особенно когда они, ни капли не смущаясь, говорили о том, что у каждого по-прежнему остается прежняя жизнь и обоих это устраивает. А пара словно поддразнивала добропорядочных французских буржуа и итальянских матрон. «Мы принадлежим к разным мирам, - без капли лукавства говорила Моника. - Венсан не знает моих друзей, я не знаю его. Иногда мы покидаем свои раковины и делаем что-то вместе, но все равно остаемся существами с разных планет - независимыми и харизматичными. Как иначе два творческих человека могут сохранить отношения?»

ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЛЮБИТЬ

Мудростью красивой и независимой Моники остается только восхищаться. Каждый раз, стоило Венсану уехать куда-то на съемки, ее окружали сплетники с рассказами, что он там, мол, с другой красоткой… что скажет жена? Беллуччи никогда не опускалась до того, чтобы обсуждать мужа на страницах газет. А своему плохому мальчику французского кино, когда тот возвращался со съемок, говорила: «Я не хочу знать, где и с кем ты был. Я хочу знать, что сейчас и навсегда ты - со мной». Какой мужчина устоит перед таким… Поэтому Касселя ни разу не подловили на интрижке. И это при всей предоставленной свободе!

Хотя слухи вокруг их пары не прекращались. Так, злые языки обсуждали, что во время совместной работы к Монике заигрывал великий француз Жерар Депардье и известный американец Брюс Уиллис. Кассель позволил себе лишь посмеяться. Потом сплетничали, что искра проскочила на площадке между Венсаном и голливудской разлучницей Дженнифер Энистон. Беллуччи и бровью не повела, отвечая предельно честно: «Другая женщина рядом с вашим мужем опасна по определению, даже если она страшна как смертный грех. Мужчина может изменить просто для разнообразия. Но меня не волнуют другие женщины в жизни Венсана. Я его не ревную.. Ревнуя партнера, ты посягаешь на его свободу».

Она всегда оставалась так же исключительно умна, как и исключительно красива. Ни разу Беллуччи не впала в голливудскую истерику с лепетом о бесконечной любви, раз и навсегда скрепившей их сердца. Она оставалась рассудительной и спокойной в любых ситуациях. Ее пугали, что муженек гуляет, пока она в Риме. Моника отвечала, что не может требовать от Касселя верности, по нескольку месяцев находясь вдали от него. Такое решение может принять только он сам. А Венсан говорил, что его любовь к жене за столько лет ни разу не угрожала превратиться в привычку: «Так происходит лишь с теми, кто убежден, что достаточно один раз победить, а потом всю жизнь наслаждаться. Я думаю иначе, поэтому наша история продолжается, и мне приятно осознавать, что все сложилось именно так».

«Я считаю, что Венсан очень сексуален. Это очень важно: продолжать так думать о своем муже»

Они умудрились сберечь свободу в условиях одного из самых зависимых чувств - любви. Сумели сохранить красоту отношений, при том что вместе уже 16 лет. В 40 лет Моника родила первую дочь - и не раз признавалась позже, что появление Девы изменило не только ее жизнь, но и Венсана. Беллуччи не ожидала, что он может быть хорошим отцом, супруг, казалось, совершенно к этому не готов и не приспособлен. Но стоило появиться на свет малышке, как он проявил себя как необычайно ласковый папа и мужчина-защитник для своей семьи. Неудивительно, что спустя 6 лет супруги еще раз отметили пополнение - родилась Леони. «Чем старше мы становимся, тем больше я люблю мужчину, которым он стал, - сказала Моника о муже. - Когда мы познакомились, он был 28-летним парнем, а теперь он ответственный, заботливый мужчина. Многие женщины говорят, что рожают детей для себя, но мне приятно понимать, что рядом есть партнер, который заботится и любит малышек не меньше моего. То, что произошло у нас с Венсаном, - это чудо. Чудо, что мы продержались вместе столько лет. Чудо, что у нас две девочки, которые родились, когда молодость и первое безумство нашей любви было уже позади. Чудо, что мы нуждаемся друг в друге сегодня больше, чем раньше. В чем секрет? Не знаю. Это не подвластно объяснению. Но для меня оставаться свободным - по-прежнему единственный способ любить. Желание обладать другим - абсурд. Чувство живет только тогда, когда есть уважение друг к другу и свобода».

БЕЛЛУЧЧИ Моника И КАССЕЛЬ

«Мы разные. Венсан, как настоящий француз, любит все планировать. Я же человек хаоса. Но поэтому нам и интересно вместе»

▪ Беллуччи Моника родилась 30 сентября 1964 года в итальянском городке Чита-де-Кастелло. Кассель родился 23 ноября 1966-го в Париже. ▪ Беллуччи Моника и Венсан познакомились в 1995 году на съемках фильма «Квартира». За работу в этой картине актриса получила премию «Сезар», актер был на нее номинирован. ▪ Пара поженилась в 1999-м. ▪ Воспитывают двух дочерей - Деву (2004 г. р.) и Леони (2010 г. р.).

Марина Матроскина, ИМЕНА декабрь 2012

Союз этих двух притягательных и свободолюбивых личностей живет по собственным законам - правилам, установленным . Роскошной итальянке удалось приручить взрывного и непредсказуемого француза и стать для него самой желанной женщиной в мире.

Брак Моники и Венсана длится уже более 11 лет, и не иначе как заключен он был на небесах. Актеры идеально дополняют друг друга, и в то же время они очень похожи. Дьявольски утонченная красота Белуччи и порочный шарм Касселя, ее невозмутимость и его экспрессия, расчетливость уверенной в себе женщины и запал влюбленного мужчины. Оба слишком независимы, чтобы жить вместе, но, являясь половинками целого, друг без друга они тоже не могут. Свободные от предрассудков, актеры заключили гостевой брак, она продолжает жить в Лондоне, он - в Париже. Две дочери, рожденные в этом неординарном союзе, и неугасающее взаимное притяжение актеров доказывают, что для их пары это решение оказалось пропуском в счастливую семейную жизнь.

«Прекрасна, как грех!»

Свою красоту Моника несет, словно пожизненный крест. Тысячу раз ей пришлось доказывать миру, что за яркими внешними данными стоит острый ум, талант и недюжинная целеустремленность. Однако именно внешность привлекла к ней внимание будущего супруга, «плохого парня» и харизматичного любимца богемы . Они встретились на съемочной площадке фильма «Квартира», шел 1996 год. Узнав, что Моника будет играть возлюбленную его романтического героя, Венсан был взбешен. Чем думали режиссеры фильма, приглашая на эту роль малоизвестную актрису и модель, у которой явно не хватит таланта даже эффектно произнести банальное «кушать подано»!

Красота Беллуччи раздражала вспыльчивого француза, считавшего, что ослепительные лицо и фигура никак не могут быть спутниками богатого внутреннего мира. К счастью, он ошибался. За роль Лизы в киноленте «Квартира» Моника получила премию «Сезар» и безоговорочное обожание публики. А вместе с ними - признание Венсана. Он в полной мере ощутил на себе магию чувственной игры Белуччи, поддался ее колдовскому обаянию и понял, что окончательно пропал. Но удивительные открытия на этом не закончились. В самом начале отношений актриса нанесла возлюбленному удар под дых, заявив, что считает противоестественным и неудобным жить вместе: «С начала нашего романа я поставила Венсану условие: у каждого своя жизнь, и не стоит нарушать чужие границы».

Слова Моники одновременно озадачили и восхитили Касселя. Ведь он сам недавно был ярым сторонником свободных отношений, без обязательств и угрызений совести. Было тяжело признать, что Моника оказалась первой женщиной, которая перевернула привычный ему мир с ног на голову, но оказалась столь желанной, что он без раздумий принял ее правила игры. В 1999 году пара сочеталась браком. Пресса затаила дыхание, предвкушая дальнейшее развитие отношений оригинальной четы, однако новоиспеченные супруги после свадьбы привычно разъехались по своим домам. У Моники была квартира в Лондоне и Риме, у Венсана - в Париже. Теперь их жизнь разделилась на три страны.

Свободные отношения, ревность и любовь

Кассель нашел способ проводить с женой больше времени. Он активно использовал свои связи в мире кино, и на Монику посыпались приглашения сниматься во французских фильмах. Во время совместных съемок супруги наслаждались обществом друг друга, а после завершения работы над фильмом все возвращалось на круги своя. Пламенные взгляды и откровенная увлеченность актеров друг другом явно говорили о том, что такое положение вещей идет им только на пользу. Они не успевали ссориться, зато успевали соскучиться, постоянно подпитывали страсть в своих отношениях и умело избегали рутины. «Для меня это единственный способ любить. Любовь живет только тогда, когда есть уважение друг к другу и свобода, - честно призналась Моника в интервью. - Нам никто не принадлежит, ни наши мужья, ни дети. Мы можем только чем-то делиться с людьми, которых любим».

Если Касселя и задевали откровенные признания и независимое поведение любимой женщины, то для посторонней публики это так и осталось тайной. Журналистам он отвечал уклончиво, да, он ревнив, ведь в его жилах течет корсиканская кровь, но он предпочитает не терзать себя подозрениями. Однако бешеный темперамент давал о себе знать. Словно в отместку супруге, Венсан заводил романы с голливудскими актрисами, возможно, ожидая ответной пылкой реакции Беллуччи. Но Моника благоразумно молчала. Казалось, супруги ведут невидимую дуэль, победа в которой, впрочем, уже заранее принадлежала Монике. После грандиозного успеха «Малены» Кассель больше всего на свете боялся, что знаменитая жена упорхнет из его свободолюбивых объятий.

В 2002 году весь киномир «взорвала» скандальная картина Гаспара Ноэ «Необратимость», едва не ставшая поводом для расставания этой необычной пары. Фильм губительно подействовал не только на зрителей, но и на сопродюсера картины и исполнителя одной из главных ролей - Касселя. На просмотре отснятого материала Венсан не смог совладать с собой и выбежал из зала после шокирующей и долгой сцены насилия над своей экранной женой. Ее сыграла Моника. После окончания съемок этого эпизода актрисе понадобилась психологическая помощь, Кассель долго приходил в себя после шока, а желтая пресса уже готовила статьи с громкими заголовками об их разводе.

Семейные ценности четы Кассель-Беллуччи

И вновь пара удивила нестандартным ходом. Супруги не оправдали ожиданий и вместо расставания решили… родить ребенка! Венсан давно грезил о возможности подержать в руках собственное дитя, и Моника наконец согласилась подарить ему эту желанную возможность. Свою беременность она не скрывала и с удовольствием приняла предложение позировать обнаженной для обложки известного журнала. В 2004 году у супругов родилась Дева . Уход за малышкой заставил актеров пересмотреть свой график и жизненные приоритеты. Первые месяцы жизни Девы они провели рядом с дочерью, отказавшись от всех съемок, и даже на время поселились под одной крышей.

Рождение ребенка сплотило супругов, обычно сдержанный в разговорах с журналистами Венсан позже красноречиво признался, что почувствовал себя настоящим защитником своей жены: «Еще несколько лет назад на вопрос, что бы я сделал за пять минут до конца света, я ответил бы: прыгнул с парашютом. Сейчас я лучше занялся бы любовью со своей женой». Моника не переставала удивлять его. Он восхищался ее смелостью и женственностью. Именно такую женщину он всегда хотел видеть рядом с собой. В 2010 году жена подарила ему еще одну девочку - Леони.

Пару до сих пор окружают многочисленные слухи и домыслы, они по-прежнему живут раздельно и эпатируют публику откровенными заявлениями, им приписывают романы с другими знаменитостями, но они все равно умудряются сохранять то мощное притяжение, которое возникло между ними в самом начале их странного романа. Как-то Моника упомянула, что для нее остается настоящей загадкой химия их любви с Венсаном, которая даже и не собирается растворяться с прожитыми годами. Возможно, секрет их семейного счастья действительно кроется в свободе и позволении друг другу оставаться самими собой. «Не надо стремиться изменить любимого человека! - делится актриса. - Когда вам удается кого-то “переделать”, вы перестаете его любить».