Чем отличается былина от народной сказки. В чем отличие между былиной, рассказом и народной сказкой

Былина – особый песенный эпический жанр, сложившийся в русском фольклоре на рубеже X-XI веков. Как и в народной сказке, в былине присутствуют этнические элементы бытописания и мифотворчества, однако ее отличительной чертой является не развлекательный или нравоучительный сюжет, на котором основано сказочное повествование, а описание исторически значимых событий, воплотивших народное представление о богатырской силе и доблести.

В сказке персонажи утратили прямую связь с реальными героями и приобрели абстрактное значение, выраженное в противоборстве добра и зла. Сюжет сказок – вымысел, созданный как трансформация реальности в чудесный образ, связанный с мистическими представлениями определенной этнической группы об окружающем мире.

Былина конкретизирует героев, сыгравших важную роль в исторических событиях или прославившихся среди соплеменников особыми достоинствами и ратными заслугами.

Существенно отличается и стиль повествования в сказках и былинах. Содержание сказки передается в обычной повествовательной манере, близкой к разговорной речи. Былины исполняются торжественным речитативом под струнный аккомпанемент, благодаря которому сказитель имеет возможность сохранить ритм силлабо-тонического стиха, присущий былинному тексту.

Свойственные былине средства художественной выразительности также имеют отличия от традиционных тропов, используемых в сказке. Гипербола, повтор устойчивых оборотов, нагнетание слов-синонимов, обилие эпитетов, антитеза – все эти формообразующие приемы используются в былине, чтобы подчеркнутьторжественность и сохранить сюжетную линию. Например, однотипные ситуации в богатырских былинах киевского цикла имеют троекратные повторы; «молодецкая сила» «славного» богатыря Ильи Муромца противостоит коварству «царища поганого»; в новгородских былинах Василий Буслаевич обладает невероятной силой, а Садко способен опуститься на дно морское и выйти сухим из воды.

Сказки создавались как поучительные и одновременно развлекательные истории. Они рассказывались в кругу домочадцев, могли иметь концовку с подтекстом: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Былины прославляли героев-богатырей. Их исполняли при большом стечении народа, на площадях и у городских стен.

Былина про прекрасную Василису Микулишну

Выводы сайт

  1. Былина является народной эпической песней, а сказка относится к малым повествовательным эпическим жанрам.
  2. Сюжет сказок – вымысел, былина всегда имеет историческую основу и реальный прототип героя.
  3. В сказке используется разговорный стиль повествования, былина исполняется речитативом.
  4. Сказка – прозаическое произведений устного народного творчества, былина имеет стихотворный размер.
  5. Основной прием былины – гипербола, повтор, устойчивые формулы и речевые обороты.

Cловарь терминов русского фольклора
Составитель курса Никита Петров о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин / Курс №14 «Русский эпос»

Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант? Словарь терминов, без которого русский фольклор невозможно понять. Ещё в курсе №14: продолжение следует...


___

Славный сильный и храбрый витязь Еруслан Лазаревич едет на чудо великом змее о трех главах, а прекрасная царевна Анастасия Вохрамеевна встречает его. Лубок. Литография В. Васильева. Москва, 1887 год

Никита Петров - фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Компаративным исследованием эпоса заинтересовался в университете после лекций исследователя былин Ю. А. Новикова, продолжил занятия эпосоведением в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ (теперь ИВГИ им. Е. М. Мелетинского), затем в Центре типологии и семиотики фольклора защитил диссертацию под руководством С. Ю. Неклюдова. Сфера научных интересов сегодня - фольклор и мифология, антропология города, эпосоведение, сюжетно‑мотивные указатели, нарратология, антропология памяти.

Автор монографии «Богатыри на Русском Севере» (М., 2008), один из составителей сборников текстов фольклорной прозы «Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья» (М., 2009), «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере» (М., 2013), автор статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (ОЛМА; СПб., М., 2014).

Богатырские сказки - архаический героический эпос, предшествовавший былинам. В основе сюжета - коллизии «богатырской биографии» (чудесное рождение, героическое детство, героическое сватовство, потеря и повторное обретение невесты/жены и так далее). Владимир Яковлевич Пропп называл такую сказку «догосударственным эпосом».

Былины - «поющиеся голосом», обычно стихотворные произведения (иногда могли рассказываться прозой). В былинах события происходят вокруг богатыря, или эпического владыки, или города (Киева, Новгорода). Былины опираются на противопоставление «свои - чужие» и на мифическое или квазиисторическое прошлое. В некоторых былинах богатыри необычайной физической силы побеждают этнических или исторических врагов («Илья Муромец и Калин-царь», «Алеша и Тугарин»). Такие былины называются героическими. В сказочных былинах герои никого не побеждают, а, как герои сказки, спускаются в подземное или подводное царство («Михайло Потык», «Садко»). Иная разновидность былин - тексты балладного характера («Алеша и братья Петровичи», «Чурило Плёнкович», «Ставр Годинович»). В них богатыри совершают обыденные (часто неблаговидные) поступки или же героями оказываются их жены, хитростью выручающие мужей из беды.

Термин «былина» начали использовать первые исследователи в 1840-е годы. По всей видимости, термин - результат неверного прочтения «Слова о полку Игореве»: «Начати же ся тъи пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню» («былинамь» здесь - это то, что на самом деле было). Исполнители былин называли эти произведения «старинами» или «старинками», в рукописных сборниках XVII - начала XIX века тексты типа былин именовались «гисториями» или «повестями» о богатырях, «древними российскими стихотворениями»; критики называли их также «сказками в стихах», «поэмами в сказочном роде».

Былины бытовали в устной среде вплоть до второй половины XX века. Большая часть былин (порядка 3000 текстов) была записана в XIX–XX веках на Русском Севере (Архангельская область, Карелия), в Сибири, на Урале и Волге.

Запев былины - начало текста, напрямую не связанное с сюжетом, но раскрывающее внутреннюю логику повествования.

Зачин былины - фрагмент текста, который вводит слушателя в обстановку действия и круг персонажей.

Инвариант былины - текст, в котором воедино собраны все общие элементы для одного былинного сюжета. Это не реально бытующий текст, а умозрительный конструкт, созданный фольклористами. Конкретное исполнение (или запись) былины на этот сюжет называется вариантом.

Новины - псевдофольклорные, а на самом деле авторские произведения, подражание былинам. Авторы новин - не сказители-традиционалисты, поющие канонические былины, а сказители-импровизаторы. Новины создавались в 1930–1960-е либо сказителями самостоятельно, после чтения новостей о «героическом настоящем» советского времени, либо в результате совместной работы сказителей и фольклористов, приезжавших в деревни и привозивших биографию Чапаева, газетные вырезки о съездах КПСС и так далее. На месте богатырей в новинах появлялись Ленин, Сталин, Ворошилов, Папанин, Чкалов и другие советские персонажи. В отличие от былин, новины непродуктивны: их не повторяли другие сказители. По всей вероятности, термин «новина» придумала беломорская сказительница Марфа Крюкова, которая могла пропеть в форме былины и учебник истории. Всего известно более 600 текстов новин.

Персонажи былин. Сюжетные роли: эпический герой и его окружение, враг (антагонист); эпический владыка; вестник и помощник/спаситель; слуга/оруженосец; посланец, передающий сообщение/предсказание/предупреждение; невеста. Главные герои классического эпоса - богатыри, обычно не пользующиеся магией и волшебством, но побеждающие необычайной силой и отчаянной смелостью, обладающие сверхактивным, своевольным, «неистовым» характером, порой даже переоценивающие свои силы. Но существуют и «богатыри», которые в ряде случаев под эти характеристики не подпадают: Волх Всеславьевич, Чурило Плёнкович, Садко и другие. Это связано с тем, что былина не создает «чистых» персонажных схем и каждому персонажу может быть присвоена любая, даже эпизодическая роль. Так, есть богатырь, который появляется для одного действия ­- пересчитать силу неверную:

Говорил тут старая старыньшина да Илья Муромець:
«Уж ты гой еси, Пересмёта сын Стёпанович!
Уж ты съезди-ко со своим да со племянником,
Уж ты съезди-ко в чисто́ поле, на шо́ломя окатисто,
А возьми-тко-се трубочку подзорную,
А как пересчитай-пересмечи эту силу великую,
Великую силу неверную».


Сказители - профессиональные и непрофессиональные исполнители русского эпоса, те, кто исполняет текст в своеобразной манере - сказывает, используя 2­4 напева речитативного характера. Термин стал использоваться в фольклористике начиная с середины XIX века после упоминания его в работах первых собирателей русского эпоса Рыбникова и Гильфердинга. Сами сказители называли себя «старинщики», «сказатели». Старинщиками были в основном крестьяне, часто старообрядцы, как мужчины, так и женщины. Мужчины предпочитали петь героические былины («Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин», «Илья Муромец и Калин-царь» и другие), а женщины - «бабьи старины» («Чурило и Катерина», «Добрыня и Алеша»). Фольклористы заметили, что часть сказителей стремится к предельно точному воспроизведению усвоенного - это «передатчики». Другие - «интерпретаторы» - создают свои редакции и версии сюжета. А «импровизаторы» каждый раз по-новому излагают былину.

Сказка (и ее отличие от былины). Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи; победив соперника, он всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне, добывает материальные блага. Герой эпической песни защищает общенародные и государственные интересы. Если же богатырь спасает брата или сестру, то происходит это случайно, родственники узнают друг друга после победы над врагом («Козарин», «Братья Дородовичи»), тогда как сказочный герой с самого начала ставит перед собой именно такую цель. Герой волшебной сказки побеждает при помощи волшебной силы, в отличие от эпоса, где подвиг осуществляется благодаря богатырскому напряжению сил. При этом некоторые былинные сюжеты («Исцеление Ильи Муромца», «Садко у морского царя», «Потык», «Добрыня и Алеша») построены на схожих со сказочными коллизиях.

Сюжет былины. Обычно крутится вокруг биографии героя и подразделяется на следующие эпизоды: I. Героическое детство. II. Получение силы/богатства/набор дружины. III. Воинские коллизии. IV. Конфликты. V. Соперничество. VI. Матримониальные коллизии. VII. Приключения. VIII. Смерть героя. Сюжету былины свойственны две главные эпические коллизии: воинская (герой противопоставлен противнику) и брачная (герой противопоставлен невесте).

Мнения исследователей о том, сколько всего существует основных былинных сюжетов, расходятся: одни называют цифру в 100–130 сюжетов (так, в частности, полагал Пропп), другие, в том числе и составители Свода былин в 25 томах, полагают, что их около шестидесяти.

Устность в эпосе - система правил, которыми пользуется сказитель, чтобы спеть былину. Понятие устности сложилось при изучении Гомера: согласно выводам некоторых ученых, «Илиада» и «Одиссея» имеют фольклорное происхождение, а их тексты сложились в результате многократного исполнения сказителями. Сказитель, ориентируясь на сюжет, известные ему образцы стиля и поэтической лексики, складывал эпическую песню посредством подстановки формул в определенную метрическую позицию и комбинирования тем. Формулы и темы образовывали так называемые эпическое знание и эпическую память, суть которых сводилась не только к способности заучивать наизусть тысячи стихов.

Циклизация эпическая - сюжеты, группирующиеся вокруг фигуры главного героя: былины из одного цикла могут отражать разные эпизоды его жизни. Существует также циклизация событий и персонажей вокруг определенного эпического центра (Киева) и эпического государя (князя киевского).

Былина и сказка являются жанрами фольклорными, в отличие от рассказа, являющегося жанром собственно литературным. Это значит, что ни былина, ни сказка не имеют автора как такового. Автором в этом случае считается сознание; это некий обобщенный образ автора. Рассказу же неизменно сопутствует автор. Например, Чехова «Архиерей» или рассказ Эдгара По «Маска красной смерти».

Рассказ и сказка это эпические. Былина же, несмотря на эпический сюжет, все же не теряет связи с лирикой, так как представлена в стихотворной форме.

Время, изображаемое в былине, всегда прошлое. Рассказ допускает помещение сюжета в любое время. Пространство сказки вневременно, универсально.

Герой былины богатырь. Но это образ собирательный, в нем запечатлен облик всего народа. Герои сказки это также образы собирательные. Об этом может свидетельствовать отсутствие какого-либо точного указания на время и место (хронотоп) действия, которое описано . Кроме того, имена героев «кочуют» из сказки в , именам героев сказок о животных сопутствуют постоянные эпитеты. То есть герои сказки просто переносятся народным сознанием из одного сюжетного пространства в другое. Герой рассказа уникален (преимущественно), эпизод именно из его конкретной жизни становится сюжетообразующим.

В былине находят отражение те или иные исторические события и даже герои (в основном это фигура князя), но с преобладающей долей вымысла, потому что, несмотря на историческую с виду подоплеку, эта составляющая реальной истории народа переосмысляется. Здесь былина частично пересекается с рассказом, в котором также могут найти отражение реальные факты (как современные, так и отдаленные во времени), знакомые автору. В остальном же рассказ, будучи жанром литературы как особого вида искусства, это вымысел, иная реальность, пересекающаяся, конечно, с действительностью, но достаточно слабо (иначе суть искусства как вида деятельности исчезает). В этом к нему примыкает сказка, которая представляет собой ирреальность в чистом виде и которая противостоит былине, допускающей в себя «реальность».

Былина — это русская народная песня о примечательных случаях национальной истории, эпическая песня. Сказка — это интересный рассказ о невероятных приключениях или событиях.

Какие отличия?

Сходство и различие между сказкой и былиной бывают в конкретных ключевых моментах. Как правило, сказка основывается на вымыслах, а былина в свою очередь передает реалии определенного времени. Другими словами былина отличается от сказки тем, что в ней рассказывается о стародавних временах и практически вся информация является достоверной.

В сказке персонажи не имеют прямой связи с реальными героями, они обладают абстрактным значением и весь сюжет сказок — это вымысел, в котором идет рассказ о мистических приключениях главного героя, о загадочном мире и других представлениях.

Былина конкретизирует героев, которые сыграли важную роль в исторических событиях или получили большую славу из-за особых достоинств.

Былина часто описывает подвиги героев, богатырей, князей и т.д. В сказке идет повествование фантастического, волшебного или бытового характера. Также стоит отметить, что сказка чаще всего бывает в прозаическом произведении, а былина в песенно-стиховой форме.

Многие сказки создавались как поучительные и развлекательные истории. Они часто рассказывались в кругу близких друзей или в кругу домочадцев. Былины возвеличивали героев-богатырей. Их рассказывали при крупном стечении народа, на площадях или в центре города.

  • Также читают —

Какие сходства?

Сказка и былина — это форма русского устного народного творчества. Эти два жанра существуют с давних времен, они очень популярные и знаменитые по сей день.

Изначально существовали только в устной форме. Их пели, рассказывали и сказывали. Былина и сказка отображали битву между добром и злом, великодушие героев и их нравственные ценности.

Сказка является волшебной историей, которая учит читателя только положительному. Сказки чаще всего написаны в прозе. Героями сказки часто становятся необычные герои, на пути которых появляются волшебные злые силы. В сказках добро всегда побеждает зло.

Былина представляет собой народную песнь о приключениях богатырей. В былинах часто присутствует рифмовка. Отличительной чертой былин является яркое описание национального колорита и исторических событий из прошлого. Основа сюжета былины - героические поступки и подвиги богатырей.

Чем отличается былина от сказки

Былина - это эпическая древнерусская песня народа, которая повествует о реальных событиях в истории относящихся к XI–XVI векам. Главной целью былины является рассказать читателю о богатырях и героях Древней Руси.

Примеры былин

    Слово о полку Игореве.

    Добрыня и Змей.

    Калин-царь и Илья Муромец.

    Русские Богатыри.

Сказка - это вымышленная история с фантастическим, героическим или бытовым характером. Сюжет сказки как правило никогда не происходил в реальности. Главной целью сказки является поучение молодого поколения и привитие нравственных и моральных норм через вымышленную историю.

Примеры сказок

    Сказка о попе и работнике Балде.

  • Про белого бычка.

    Царевна-лягушка.

Отличие сказки от былины

    Стиль повествования в былине стихотворный, обычно читается под струнный аккомпанемент торжественным речитативом. Слова и части стиха идут в строгой последовательности.

    « Сел на бел-горюч камень
    И играет в гусельки яровчаты.
    Как тут-то в озерце водица всколыбалася,
    Показался, вышел царь морской»

    Сказка написана и повествуется обычно в разговорной манере и имеет свободный стиль изложения.

    «Мал, мала моя избушка, - говорит зайчик. - Одному прыгнуть некуда. Как тебя пущу-то лисоньку? Не пустил зайка лисоньку в дом. Явилась лиса другой раз и ходить начала. Заладила каждый день к заиньке ходить.»

    В былине часто используются такие приемы как троекратные повторения, гиперболы, слова-синонимы, частые эпитеты.

    За те за дела твои за великие, За твою-то игру-то за нежную-то, нежнейшую.

    В сказках как правило используются традиционные тропы. Шаблонные начала. (Жили-были. В некотором царстве. Баба-Яга костяная нога. Тянут потянут.)

    Былина чаще всего написана в жанре народной эпической песни.

    Сказка обычно является повествовательным эпическим жанром.

    В былине как правило персонаж и событие действительно были списаны с ранее живших героев. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

    Сказка всегда описывает вымышленную историю, событие или персонажа. Часто сказка имеет абсолютно фантастический характер. (Царевна-лягушка, Летучий корабль, Конек-горбунок.