Численность даргинцев в мире. Даргинцы: характеристика, занятия

Даргинцы

ДАРГИ́НЦЫ -ев; мн. Один из народов Дагестана; представители этого народа.

Дарги́нец, -нца; м. Дарги́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Дарги́нский, -ая, -ое. Д. язык.

дарги́нцы

(самоназвание - дарганти), народ в Дагестане (свыше 280,4 тыс. человек, 1995). Всего в Российской Федерации 353 тыс. человек. Общая численность (включая кайтагцев и кубачинцев) 365 тыс. человек. Язык даргинский. Верующие - мусульмане-сунниты.

ДАРГИНЦЫ

ДАРГИ́НЦЫ (самоназвание - дарган), народ в Российской Федерации, часть коренного населения Дагестана (425 тыс. чел., 2002), один из наиболее крупных его народов. Всего в Российской Федерации живет 510 тысяч даргинцев. В процессе национальной консолидации в состав даргинского народа вошли близкородственные кайтагцы и кубачинцы. Даргинцы живут в основном в центральной части Дагестана (Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском районах), а также в Ставропольском крае (40 тыс. чел.). Давние соседи даргинцев - аварцы, агулы, лакцы, кумыки, табасаранцы. В советское время часть горных даргинцев было переселено на равнину.
Традиционные отрасли хозяйства: земледелие, животноводство, садоводство. Издавна развиты ремесла: обработка шерсти (сукно, паласы, вязаные изделия), кожи, камня и дерева (Сутбук, Кубачи, Кайтаг), гончарное дело (Сулевкент), металлообработка: кузнечное, бронзолитейное: медночеканное, оружейное и ювелирное дело (Харбук: Амузги: Кубачи); вышивка шелком (Кайтаг, Акуша), золотое шитье (Кубачи, Губден).
Антропологически даргинцы входят в балкано-кавказскую расу большой европеидной расы. Даргинский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи языков. Основные диалекты - акушинский, урахинский, цудахарский, сирхинский, хайдакский, муэринский, губденский, мекегинский, кадарский, чирагский, мегебский, кубачинский. С 15 века начались попытки приспособления арабской графики для дагестанских языков, и к 17 веку внедрилась и стала распространенной дагестанская письменность (аджам) на арабской графической основе. Литературный язык начал складываться в 20 веке на основе акушинского диалекта. В советское время письменность была переведена на кириллицу.
Даргинцы - мусульмане сунниты шафиитского толка. Ислам утвердился среди даргинцев в 14 веке, расцвета достиг в 18-19 веках, чему способствовали национально-освободительные движения, облекаемые в религиозную форму, а также миссионерская и просвещенческая деятельность богословов и духовенства. Ислам у даргинцев носит синкретический характер: значительное место в нем занимают доисламские языческие верования, представления, обряды и ритуалы, облеченные в исламскую форму.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "даргинцы" в других словарях:

    Даргинцы … Википедия

    Современная энциклопедия

    - (самоназвание дарган) народ в Дагестане (280,4 тыс. человек, 1992). Всего в Российской Федерации 353 тыс. человек. Общая численность (включая кайтагцев и кубачинцев) 365 тыс. человек. Язык даргинский. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвание дар ган), народ в Российской Федерации (353,3 тыс. человек), коренное население Дагестана (280,4 тыс.). Живут также в Ставропольском крае, Калмыкии. Язык даргинский дагестанской ветви иберийско кав казских языков. Верующие… … Русская история

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Даргинцы - (самоназвания дарган, дарганти) народность общей численностью 365 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (353 тыс. чел.), в т.ч. Дагестан 280 тыс. чел. Язык даргинский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    даргинцы - ДАРГИНЦЫ, ев, мн (ед даргинец, нца, м). Народ среднего Дагестана, включающий немногочисленные, но близкие по языку и культуре этнографические группы кайтагцев и кубачинцев; люди, принадлежащие к этому народу; яз. даргинский, один из кавказских… … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназвание дарган) народ в Дагестанской АССР, живущий в Акушинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском, Сергокалинском и некоторых др. смежных с ними районах. Численность Д. вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку,… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназвание дарган) народ Даг. АССР, живущий в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, Кайтагском, Левашинском и нек рых др. смежных с ними р нах. Числ. Д. вместе с консолидирующимися с ними и близкими по языку, культуре и быту кайтагами и… … Советская историческая энциклопедия

    Одно из главных племен Дагестана, принадлежащее к восточно горской группе кавказских народов. Язык их, известный под именем даргино кайтахского, изучен бароном Усларом и принадлежит, вместе с аварским, к наиболее распространенным в Дагестанской… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Даргинцы являются одной из самых крупных народностей Республики Дагестан и относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Самоназвание народа дарган . Первые упоминания о даргинцах относятся к 15 веку. В 16 веке даргинцев делили на 3 типа, которые различались по месту жительства и занятиям:

  1. высокогорный
  2. среднегорный
  3. нижнепредгорный

В 1921 году даргинцы с другими народами Северного Кавказа вошли в состав Дагестанской АССР. Часть народа после этого переселилась на равнину. Даргинцы воплощают в себе добродетель, мужество, трудолюбие, благочестие и честность. Эти качества они с ранних лет воспитывают в своих детях.

Где живут

Основная часть даргинцев живет на территории Российской Федерации и составляет 16,5% от всего населения Дагестана. В Ставропольском крае расположена самая крупная община этой народности. Есть крупные диаспоры в Калмыкии, Москве, Ростовской и Астраханской областях.

Малый процент даргинцев живет в Красноярском крае. Появились они в этих местностях в 1930-х годах. В Киргизии и Туркмении тоже проживают представители этого народа.

Название

Этноним «даргинцы» является производным от слова «дарг», что переводится как «группа, народ». Этнонимы «дарган» и «даргинцы» имеют позднее происхождение, по мнению филолога Р. Аргеевой. В дореволюционный период эта народность была известна как хюркилинцы и акушинцы.

Язык

Разговаривают даргинцы на даргинском языке, который относится к нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков. Даргинский состоит из множества диалектов, некоторые из них:

  • урахинский
  • акушинский
  • кайтагский
  • цудахарский
  • кубачинский
  • мегебский
  • сиргинский
  • чирагский

Даргинский литературный язык используется на основе акушинского диалекта. Распространен среди народа и русский язык. В течение 20 века письменность языка два раза менялась. Сперва традиционную для даргинцев арабицу в 1928 году заменили латинским алфавитом, потом в 1938 году на русскую графику. В 1960 годах в алфавит даргинского была добавлена буква Пl пI. Сегодня в алфавите 46 букв.

В школах образование ведется на даргинском языке по общероссийской программе. Все учебники, кроме книг по литературе, русскому языку, иностранным языкам, переведены на даргинский. Есть русскоязычные даргинские детские сады.

Религия

Даргинцы являются мусульманами-суннитами, эту религию они приняли в 14 веке. До этого даргинцы являлись язычниками, поклонялись мифическим персонажам пантеона богов, которые олицетворяли силы и явления природы. Сохранились многие из них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.

Вся жизнь представителей этого народа с рождения до смерти сопровождается религиозными обрядами. Даргинцы верят, что мораль и религия - это две неразделимые вещи.

В жизни даргинцев особое место занимают мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Каждая семья по обычаю празднует Мавлид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда. Важной частью обрядности является Зикр.

Еда

В кухне даргинцев, проживающих на равнине, преобладала растительная пища. В высокогорье предпочитали в основном пищу из молока и мяса. Самые распространенные мучные изделия - это хинкал и около 50 вариантов пирогов чуду с различными начинками. Муку использовали ржаную, просяную, кукурузную, ячменную и пшеничную. Из говяжьего и бараньего мяса производят колбасы, мясо сушат и коптят. Из молока делают несколько видов сыра. Супы у народа очень популярны, их готовят с фасолью, овощами, молотой пшеницей. Очень популярен шашлык, плов, соусы и курзе (аналог пельменей и вареников). Из сладостей даргинцы часто делают яблочные карамели - яблоки, сваренные в карамели целиком. Дополнением в рационе являются зелень, овощи, фрукты, ягоды.

В даргинской кухне распространены общекавказские блюда. Давно научились представители этой народности консервировать фрукты и овощи. Пища подается к столу на общем большом блюде, из которого едят все. Раньше у даргинцев дома были ручные мельницы, в которых они сами мололи муку из зерновых. В домах была специальная комната очага, где готовили еду. Существовали целые квартальные пекарни, где выпекали пироги и хлеб чурек. Любимый напиток даргинцев - квас буза.


Жизнь

Издавна даргинцы занимаются скотоводством, земледелием, обработкой дерева, камня, кожи и шерсти, вышивают золотыми нитями и шелком. В селе Сулевкент занимаются гончарным делом. Даргинцы обрабатывают металлы, распространено у них гончарное, медночеканное, бронзолитейное и кузнечное дело. Производят ювелирные украшения и оружие. Каждый в Кубачах, от мала до велика, владеет ювелирным делом. Это передается из поколения в поколение. Издают они парадную посуду, подсвечники, потрясающие украшения для женщин, работают с костью, медью, эмалью и серебром. Парадное оружие, рукоятки для кинжалов и ножны мастера украшали серебром и позолотой, узорчатыми пластинами из кости. Распространено это искусство и сегодня. Кубачинские ювелиры известны во всем мире.

Славятся и Кубачинские мастера, которые изготавливали шлемы, кольчуги, пистолеты и ружья. Кожаные мужские ремни всегда богато украшены подвесными бляхами, звеньями из серебра и металла.

Значительной была роль женщины в хозяйстве. В ее обязанности входил уход за крупным рогатым скотом, убор урожая, приготовление пищи, заготовка продуктов, изготовление предметов домашнего обихода и одежды. Мужчина пахал, сеял, занимался овцеводством.

Девочек начинали обучать пошиву национальных костюмов, производству головных уборов, плетению нагрудных украшений, различных ожерелий, которые состояли из монет и бусин. Даргинские женщины искусно ткут ковры, валяют войлок и вяжут.

Современные даргинцы занимаются виноградарством и садоводством. Во многих местах построены консервные заводы, где перерабатывают ягоды, овощи и фрукты. Крупные фруктово-консервные заводы и промышленные комбинаты расположены в селениях Маджалис, Серкжала, Ходжа-Махи и Цудахар. Построены заводы по переработке животноводческой продукции и предприятия по производству сыров и сливочного масла.


Жилище

Традиционно даргинцы проживали сельскими общинами, которые назывались джамаат. Общины были объединены в союзы сельских обществ, часть их входила в Аку-шимскую конфедерацию. Сегодня у народа распространены малые семьи, которые в прошлом были большими и неразделенными. Распространены на территории Дагестана и тухумы - группы семей, которые вели происхождение от одного предка. После Октябрьской революции в селениях открылись школы, больницы, клубы, сельсоветы и избы-читальни.

Селения в горах террасообразные, скученные. Основные типы жилища в предгорьях и горах - многоэтажные дома с плоской кровлей. В советское время были построены более современные селения из многоэтажных домов.

Современные дома даргинцы строят из камня, песчаника, известняка и глинистого сланца. В некоторых селениях используют саман. Стоят дома на фундаменте или скалистом основании. Кладка камня осуществляется в основном на растворе из глины. У более старых зданий кладка сухая. Полы в жилищах шиферные, глинобитные или деревянные. Потолок мастерят из досок, шиферных плит, хвороста или жердей. В селениях, расположенных в предгорных зонах, чаще начали использовать двускатные черепичные или железные крыши. Фасады в жилищах обычно имеют открытую галерею или веранду.

Если дом состоит из нескольких этажей, нижний отводится под хлев, конюшню, сеновал, место для склада дров и кладовые. На верхних этажах жилые комнаты. В селениях, расположенных в более высоких горных местностях, жилища зачастую неправильной конфигурации и подстраиваются в строительстве под склон, на котором они стоят. Из-за этого у комнат неправильные формы, иногда с пятью углами или закругленными углами. Все дома у даргинцев благоустроены, содержатся в чистоте и достаточно оснащены удобствами.


Внешность

Национальная одежда даргинских мужчин состояла из туникообразной рубахи «хевы» и штанов «шарбар» простого кроя. Использовали эти вещи не только как нательную, но и как часть верхней одежды. Шили ее из плотной хлопчатобумажной или шерстяной ткани темного цвета: синего, черного или серого. Мужчины в Нижнем Кайтаге носили белую рубаху и белые штаны.

Поверх рубахи надевали бешмет (каптал) на подкладке, сшитый из темного плотного материала. Для пошива нарядного бешмета, покупали шелковую или шерстяную ткань черного, темно зеленого или синего цвета. Шили каптал в талию, по фигуре. Спереди, сверху донизу был прямой разрез. Длина одежды была чуть ниже или выше колен, по желанию мужчины. Ниже талии, в основном сзади и по бокам, вшивали несколько клиньев, узких и расширяющихся к низу, они образовывали фалды. Таких клиньев было до 10.

У бешмета стоячий невысокий воротник, по бокам, ниже талии, располагались внутренние карманы. На груди карманы были нашивные. Бешмет спереди застегивался на мелкие пуговицы и петли, от воротника до пояса. Петли изготавливали из самодельной тонкой тесьмы. Этой же тесьмой обшивался воротник, рукава, вырезы на боковых карманах и верх на нагрудных карманах. Зимний бешмет шили на вате. В каптале мужчина ходил в поле, мог выходить в нем на улицу и ходить дома. Когда было прохладно, поверх него надевали черкеску.

Важной частью верхней одежды была шуба из овчины, ее надевали зимой поверх бешмета и черкески. На одну шубу уходило от 6 до 9 овчин молодого барашка. В ненастную погоду надевали бурку. Обязательный атрибут даргинского мужчины - длинный и широкий кинжал.


На голове носили папахи и войлочные шляпы. Зажиточные шили себе шапки из среднеазиатского каракуля. Обувь у даргинцев была достаточно разнообразной. Многие даргинцы, особенно жители селений Цудахарской области, были прекрасными мастерами кожевенно-обувного дела. Дома носили шерстяные носки, которые умела вязать каждая женщина. Для прочности к ним пришивали сафьян, холст или сукно. Поверх носков надевали сафьяновые мягкие сапоги. Носили галоши, сапоги и башмаки.

Женская одежда состояла из нательной рубахи, широких или узких штанов, верхнего туникообразного или цельнокроенного платья. На голове носили в основном платки, черное или белое покрывало «каз», которое оборачивалось вокруг головы, свисало низко на шее, плечах и груди. Во многих местностях такие покрывала украшали каймой и вышивкой. На ноги надевали вязаные чулки и чувяки. Обязательный элемент женского костюма - кушак белого цвета или в тон штанов. Длина кушака от 2 до 5 метров, его оборачивали вокруг талии и бедер. Можно было заменять его металлическим или кожаным поясом.

Обязательно носили передник. Верили, что он защищает женщину от дурного глаза. На него нашивали обереги: украшения, монеты и подвески из металла, делали вышивку в виде трезубца или руки с растопыренными и направленными вниз пальцами. Обувь носили из войлока или кожи.

Сегодня даргинцы носят в основном одежду и обувь городского типа. И по сей день существует правило, в соответствии с которым одежду ярких цветов могут носить только молодые девушки. Замужние носят спокойные тона и материи одного цвета. Пожилые женщины надевают одежду коричневого, синего и черного оттенка.

Культура

Даргинская литература до 20 века была основана только на устной словесности. В начале 20 века был выпущены первые сборники стихов. После Октябрьской революции даргинская литература начала развиваться. Поначалу удалось собрать и перевести в письменный вид памятники устного творчества, начиная с мая 1925 года начала выходить первая газета «Дарган», которая выпускалась на даргинском языке. В 1961 году был открыт первый драматический даргинский театр.


Фольклор

В фольклоре народности основными направлениями являются:

Агач-кумуз является основным музыкальным инструментов даргинского народа. Струны инструмента музыканты настраивали разными способами и получали в результате различные созвучия и мелодии. Есть у народа и другие инструменты для музыки:

  • чунгур
  • кеманча
  • гармоника
  • мандолина
  • бубен
  • зурна

Традиции

Раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно. В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. Но, несмотря на это, положение даргинских женщин раньше было очень тяжелым. Они не имели права принимать участие в общественных делах селения, ходить на общественные сельские праздники, разговаривать с мужчинами и общаться при посторонних с мужем. Мужчина был в доме главным, и без его согласия жена не могла ничего продать, приобрести и дарить. Все что принадлежало ей в доме мужа, это только ее приданое.

Женщина не имела права принимать раньше мужа пищу, ложиться спать, пока он не пришел домой. Не принято было мужчине заниматься воспитанием детей, это делала только жена. Принимали участие и старшие члены семьи. На людях отец не имел права проявлять чувств к своему ребенку, приласкать его и успокоить, если он заплакал. Но когда дети вырастали и вставал вопрос о каком-либо важном решении, связанном с ними, участие принимал только отец. Мать не имела никакого слова. Очень значительной была роль женщины в хозяйстве.


Браки у даргинцев заключались в пределах тохума - определенной социальной группы или категории. Вопросы о браке решали только отцы, без детей. Предпочтения и интересы детей не учитывались. Важность имело социальное положение и приданое невесты. Из-за того, что требовалось большое приданое, часто девушки не могли выйти замуж. Подобные проблемы были и у юношей, от которых требовались дорогие подарки для невесты и ее родственников. У зажиточных мужчин нередко было несколько жен, что делало жизнь женщин еще сложнее. У второй и третьей жены не было права на самостоятельность, так как хозяйкой была первая жена.

В дом мужа женщина входила с покрытой головой, семья мужчины проводила ритуал, который защищал молодых от несчастий. Приносили в жертву барана, считалось, что его кровь отгоняет злых духов.

Даргинцы очень гостеприимны, для них гость - самый важный в доме человек. Все ему подается самое лучшее: еда, место за столом и постель. Гостеприимство для этого народа является великой добродетелью. Принимать гостей и быть гостеприимным считается большой обязанностью, которую любой даргинец выполнит с удовольствием.

Очень уважают даргинцы старших, для них это основа этики. Родители и другие старшие в семье всегда занимают почетные места за столом, первыми начинают речь. Молодые в их присутствии должны стоять, всегда уступать при необходимости место.

Детям обычно дают имена пророков или умерших родственников. Все даргинцы чтят родственные связи, для них важно не осрамить семью, не опозорится. Мальчиков с детства учат стоять за себя и своих близких. Они должны хорошо учиться, уважать старших, быть для других примером. Девочек воспитывают как будущих хранительниц очага и ценностей семьи.

Даргинцы – коренные жители Дагестана. Первое упоминание о даргинцах (самоназвание – дарган) относится к XV веку. Уже в XVI веке сложились три типа даргинцев, различающихся по месту проживания и занятиям: нижнепредгорный, среднегорный и высокогорный.

В начале XIX века Дагестан был включён в состав Российской Империи, что привело к началу так называемой освободительной войны. Даргинцы принимали в ней участие на стороне Шамиля, но не активное (из-за сильной зависимости от русских). Однако во время антиколониального восстания 1877 года они уже были более воинственны.

В 1921 году даргинцы вместе другими народами оказались в составе Дагестанской АССР. После этого часть даргинцев переселилась на равнину. В 1991 году была образована Республика Дагестан.

Быт даргинцев

Основным занятием даргинцев были и остаются и скотоводство (в основном крупный рогатый скот и овцы). Разница между прошлым и настоящим заключается лишь в том, что теперь в этих отраслях внедряются новые высокопродуктивные культуры и породы.

Традиционно даргинцы жили сельской общиной, которая имела местное название джамаат. Общины объединялись в союзы сельских обществ. Часть их в свою очередь входила в Аку-шимскую конфедерацию.

В настоящее время среди долгинцев распространены малые семьи, хотя ещё в прошлом веке встречались большие неразделённые. В Дагестане также распространены тухумы — группы семей, ведущих происхождение от одного предка. Горные селения даргинцев в основном скученные, террасообразные.

Основной тип горного жилища в горах и предгорьях — многоэтажные дома с плоской крышей. В советские времена были построены достаточно современные селения с многоэтажными домами.

Мужская традиционная одежда даргинцев походит на одежду других народов Северного Кавказа: рубаха, штаны, бешмет, бурка, шуба-накидка, кожаная и войлочная обувь, чухта (головной убор).

Основная традиционная пища даргинцев мучная, мясная, молочная. В качестве дополнения в рацион также входили овощи, фрукты, зелень, ягоды. Одно из национальных блюд даргинской (северокавказской) кухни – чуду. Это пирог, приготавливаемый из пресного теста с разного рода начинкой — мясной, творожной, овощной. Чуду могут быть как закрытыми, так и полузакрытыми, наподобие больших ватрушек. Как и все народы Кавказа, даргинцы сдержаны в пище, но гостеприимны.

Основные виды даргинского фольклора: предания, легенды, сказки, пословицы и поговорки, героические песни. Сохранились некоторые древние обряды.

Из развита обработка шерсти, металла, дерева, камня, кожи. Разные виды творчества развивались в определённой местности. Так, высоко ценилось оружие из Кубачи, Харбука и Амузги, гончарные изделия из Сулевкента, деревянные орудия и домашняя утварь из Кайтага и так далее.

Даргинцы живут в срединной части Дагестана. Значение их самоназвания не вполне ясно. По одной из версий, «дарго», или «даргва» - это территориальное объединение группы соседних «газиев» («борцов за веру»), стекавшихся во время владычества халифата в Дербент со всех концов исламского мира. По другой - этноним «даргинцы» происходит от «дарг» - внутренность, в противоположность внешнему. В массовом сознании народа Дарго понимается как «сердцевина даргинской земли». Стало быть, предки даргинцев считали своей отличительной чертой то, что они населяют «внутреннюю» часть Дагестана, и это должно было отличать их от жителей «внешних, наружных» земель. Высказывалось также мнение, что «дарго» является формой «дугри» - термина тюркского происхождения и означает «справедливый», «прямой», «ровный».

Первое упоминание этнонима «даргинцы» встречается в XV веке - в латинском сочинении архиепископа Иоганна де Галонифонтибуса «Libellus de notia orbis» («Книга познания мира», 1404). Их этнос сформировался на узле торговых дорог, связующих Нагорный Дагестан с внешним миром. Наверное, поэтому даргинцы - самые торговые и мастеровые среди дагестанцев. Первичными корпорациями здесь стали не военные отряды, а мастерские, которые постепенно подчинили своим интересам окружающее население. В этом смысле Даргинстан очень похож на средневековый Новгород.

Расселение даргинцев на Кавказе


Территория даргинцев обозначена голубым цветом (красным - их диалектные группы)

Для даргинцев был характерен конфедеративный принцип организации. Можно сказать, что именно они первые сформулировали идею единства Дагестана в том виде, в котором он существует теперь - конфедерация больших и малых народов.


Селение Чирах

Общины даргинцев управлялись кадиями - представителями мусульманского духовенства, появившегося в Дагестане еще в начале VIII века, после похода арабского полководца Абумуслима (Масламы). Но подлинное возвышение власти кадиев наступило после того, как в 1396 г. в Горный Дагестан вторглись полчища Тимура. Особенно жестоко Тимур расправлялся с народами, не исповедовавшими ислам. По сообщению Шереф ад-дина Йезди и другого историографа, Тимура Низам ад-дина Шами, кровавая расправа была учинена войсками Тимура в Ушкудже. После его взятия завоеватели «всех тех неверных убили… из убитых сделали холмы и опустошили их область». Разграбив и разрушив Ушкудже, Тимур уничтожил и всех светских и религиозных (христианских) деятелей, выступивших против него. Зато мусульманских кадиев он возвысил, а в селении Акуша утвердил что-то вроде патриаршего престола, который должен был способствовать утверждению ислама. Отныне акушинский кадий сделался духовным, светским и военным главой Даргинстана. Власть его была наследственной, а личность считалась священной. Во время отправления им своих обязанностей простым людям не разрешалось даже смотреть в его сторону.

Кадии имелись также во всех даргинских союзах и в крупных обществах. Кадий главного селения всегда был и кадием своего союза и ему подчинялись кадии джамаатов, входивших в данный союз. Избирался кадий из числа лиц, известных своею ученостью, знанием Корана и хорошей нравственностью.

Русско-дагестанские связи развивались с XVI столетия. В 1813 году по Гюлистанскому договору между Россией и Ираном даргинцы вместе с Дагестаном вошли в состав Российской империи.
В годы Кавказской войны даргинцы официально держали вооруженный нейтралитет, дружественный по отношению к Шамилю, но в состав имамата не входили, а в борьбе против русской армии участвовали только добровольцы. Причиной тому было близкое соседство Даргинстана с занятой русскими войсками равниной, откуда к горцам поступал хлеб, и где находились тучные пастбища. Зато в восстании 1877 года даргинцы приняли самое активное участие, так как их надежды на привилегированное положение в Российской империи не оправдались.


Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

В Гражданскую войну даргинцы первыми в Дагестане выступили на стороне большевиков, сумев нанести поражение казачьим частям Деникинской армии. Подлинное боевое братство с русским народом у даргинцев сложилось лишь в годы Великой Отечественной войны. Даргинстан оплатил нашу общую Победу жизнями 25 тысяч своих сыновей.

Даргинец Абдурахманов Зульпукар Зульпукарович родился в 1924 году.
В 1942 году ушел на фронт. Боевую закалку получил в боях под Сталинградом.
Окончил курсы младших лейтенантов.
Был дважды ранен.
27 августа 1944 года в бою за овладение деревней Орак в Молдавии его взвод
взял в плен 150 солдат и офицеров противника. В бою за деревню Орак Абдурахманов
лично уничтожил 30 фашистов, 36 захватил в плен.
3-4 октября 1944 года на болгаро-югославской границе, в боях за господствующую высоту № 499
Абдурахманов гранатами уничтожил две пулеметные точки с их расчетами.
В ноябре 1944 года в боях за село Драж группа Абдурахманова, отражая контратаки,
уничтожила до сорока вражеских солдат и офицеров.
Сражаясь за селение Драж, лейтенант Абдурахманов - командир взвода 32-го стрелкового полка -
все время находился в первых рядах наступающих и лично уничтожил из автомата 12 немецких солдат.
22 ноября 1944 года Абдурахманов, выполняя поставленную перед взводом задачу
по освобождению села Гайич, геройски погиб.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования
и проявленные мужество и героизм Абдурахманову Зульпукару Зульпукаровичу
присвоено звание Героя Советского Союза.

Однако антироссийские настроения здесь никуда не исчезли. В первой половине 1990-х гг. некоторые даргинские селения попали под влияние ваххабитов. Наибольшую поддержку они получали в так называемой Кадарской зоне в селах Каранахи, Чабаннахи, Кадар, жители которых в 1998 г. объявили себя «отдельной исламской территорией, независимой от республиканских властей». Но уже в следующем году российский суверенитет на этих территориях был восстановлен.

Будучи вторым народом по численности после аварцев (около 400 тысяч душ), даргинцы еще недавно являлись первым по значимости этносом Дагестана. Составляя всего 16% общего населения республики, даргинцы с 1990 по 2006 годы, по сути, являлись правящим кланом, поскольку пост президента Дагестана в это время занимал их земляк Магомедали Магомедов. Тем не менее неблагоприятная экономическая обстановка гнала даргинцев за пределы республики. Сегодня около 100 тысяч даргинцев проживают в других регионах России, и, к сожалению, нередко оказываются замешанными в межэтнических


***
Впрочем, у себя на родине даргинцы, как любой другой народ, открываются прежде всего с лучшей стороны. Обычаев у даргинцев много, но самыми важными являются два: обычай гостеприимства и почитания старших. Конечно, гостеприимство в той или иной степени присуще всем народам. Но даргинцы относят его к числу величайших добродетелей. Гость в горах всегда появляется неожиданно. Но он никого не застает врасплох, потому что его ждут всегда. Лучшая постель, лучшая пища, лучшее место за столом - все для гостя.

Даже если маленький ребенок нечаянно обнаруживает в доме запас конфет, то он непременно спрашивает у взрослых для кого эти конфеты: для гостей или для домашних?

У многих народов старость считается не лучшим периодом жизни. Совсем другое дело у даргинцев. Старость здесь во всех случаях жизни имеет преимущество. Старший первым говорит, в его присутствии молодые стоят, не курят, не пьют. Старику первому подают еду, его советам внимают.

Неуважение к старшим осуждается даргинским обществом. Поэтому наиболее суровым считается проклятие: «Чтоб твоя старость была никому ненужной!».

Что касается многоженства, которое дозволяет шариат, то в прошлом оно было привилегией богатых, состоятельных людей. И сегодня так называемые «новые даргинцы» тоже чаще всего многоженцы. Полигамия принимается некоторой частью молодых девушек, которые не против того, чтобы быть вторыми и третьими женами.

К природе, к животным и птицам даргинцы относятся трепетно, с любовью. Свой рассказ об этом народе я закончу одной даргинской притчей:
В одном из горных аулов случился пожар: загорелся дом. Всем аулом, кто в чем, кто чем, таскали воду из единственного родника и тушили пожар. Вдруг заметили, как ласточка летит к роднику, набирает в клюв капли воды, прилетает к дому, который горит, и, капнув свои капли, летит за следующей порцией воды. Люди спросили ее:
- Весь аул таскает воду и не может потушить огонь. Что сделают твои капельки?
- В этом доме мое гнездо. Кроме того, каждое утро хозяин слушал мои песни, – ответила ласточка и полетела за новыми каплями.

* Житель сибирского Приаргунска рассказывает: «У нас в поселке живут 20 национальностей - буряты, татары, армяне, киргизы, азербайджанцы… Но проблемы почему-то только с даргинцами. Они впервые появились здесь в начале девяностых, когда с нашей территории сняли статус пограничной зоны. Сначала вели себя тихо, но как только их стало много, начали наглеть.
Приторговывают спиртом, наркотиками, на улицах ведут себя вызывающе. Чуть что – сбиваются в стаи и начинают диктовать всем свои законы. У этих даргинцев какое то врожденное чувство превосходства над остальными, они считают себя голубой кровью, наверное. Понятия общей справедливости для них не существует. То, что хорошо для даргинцев, справедливо. Что нехорошо - несправедливо. Им все время кажется, что их притесняют, хотя сами уже весь рынок оккупировали. Вон, китайцев даже выперли».

ДАРГИНЦЫ - один из дагестанских народов в Среднем Дагестане.

Жи-вут на юге Буй-нак-ско-го, в Ле-ва-шин-ском, на се-ве-ро-вос-то-ке Гу-ниб-ско-го, юго-за-па-де Ка-ра-бу-дах-кент-ско-го, в Аку-шин-ском, Сер-го-ка-лин-ском, Да-ха-да-ев-ском, на юге Кай-таг-ско-го, се-ве-ре Агуль-ско-го районов; про-жи-ва-ют так-же в Став-ро-поль-ском крае и Кал-мы-кии . Чис-лен-ность 510,1 тысяч человек (2002, пе-ре-пись), в том числе в Да-ге-ста-не 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их со-став час-то вклю-ча-ют близ-ких по язы-ку и куль-ту-ре кай-таг-цев и ку-ба-чин-цев. Го-во-рят на дар-гин-ских язы-ках. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не-сун-ни-ты ша-фи-ит-ско-го маз-ха-ба.

Эт-но-ним «Даргинцы» из-ве-стен с XIV века. По-литические и тор-го-вые от-но-ше-ния с Рос-си-ей с XVII века. До окон-чательного при-сое-ди-не-ния к Рос-сии (1-я треть XIX века) боль-шин-ст-во сою-зов сель-ских об-щин (Аку-ша, Цу-да-хар, Ме-ке-ги, Уси-ша, Му-ги, Ура-хи) вхо-ди-ло в со-юз Аку-ша-Дар-го, Уцу-ми-Дар-гва - в уц-мий-ст-во Кай-таг, Губ-ден и Да-кар - в Тар-ков-ское шам-халь-ст-во, Ме-геб - в авар-ский Ан-да-лаль-ский со-юз, Бур-кун-Дар-гва - в Ка-зи-ку-мух-ское хан-ст-во. Аку-ша-Дар-го управ-лял-ся схо-дом пред-ста-ви-те-лей сою-зов (цих-на-бях), со-би-рав-ших-ся око-ло села Аку-ша. Сель-ские об-щи-ны (джа-ма-аты) управ-ля-лись ка-ди-ем, ста-рей-ши-на-ми и ис-пол-ни-те-ля-ми (ба-ру-ман) во гла-ве с гла-ша-та-ем (ман-гуш), стар-ши-на-ми (ха-ла-ти). Име-ли по-сто-ян-ные тор-го-вые кон-так-ты с ку-мы-ка-ми. Даргинцы не вхо-ди-ли в со-став Има-ма-та Ша-ми-ля, но при-ни-ма-ли уча-стие в Кав-каз-ской вой-не 1817-1864 годов и вос-ста-нии 1877 года. По-сле вой-ны боль-шин-ст-во дар-гин-ских сёл во-шло в Дар-гин-ский и Кай-та-го-Та-ба-са-ран-ский ок-ру-га.

Тра-диционная куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов Кав-ка-за (смотри в статье Азия). Основные за-ня-тия на рав-ни-не - па-шен-ное зем-ле-де-лие, в го-рах - от-гон-ное ско-то-вод-ст-во. Около 38% про-жи-ва-ет в го-ро-дах. Ре-мёс-ла - резь-ба по де-ре-ву (ме-бель, де-та-ли жи-лищ: кар-ни-зы, на-лич-ни-ки, опор-ные стол-бы), кам-ню (над-гро-бия), куз-неч-ное де-ло (село Хар-бук Да-ха-да-ев-ско-го района), ору-жей-ное, юве-лир-ное, зо-ло-то-швей-ное де-ло (село Аку-ша и др.), вы-шив-ка, вя-за-ние (Сер-го-ка-лин-ский и Аку-шин-ский районы: в основном нос-ки с гео-мет-рическим ор-на-мен-том), ков-ро-тка-че-ст-во (Ле-ва-шин-ский, Аку-шин-ский, Да-ха-да-ев-ский районы), вы-дел-ка сафья-на (в основном в селе Цу-да-хар), вой-ло-ка и су-кон, про-изводство по-лив-ной ке-ра-ми-ки и др.

Ос-но-ву тра-диционной жен-ской оде-ж-ды со-став-ля-ла ту-ни-ко-об-раз-ная ру-ба-ха (хе-ва, гур-ди, ава) с пря-мы-ми ру-ка-ва-ми, ха-рак-тер-ны уз-кие в ша-гу шта-ны с уз-ки-ми шта-ни-на-ми, муж-ская и жен-ская шу-ба-на-кид-ка с лож-ны-ми ру-ка-ва-ми. В пред-гор-ных рай-онах бы-ли рас-про-стра-не-ны от-рез-ная по та-лии ру-ба-ха (бал-хун-хе-ва) и рас-паш-ное пла-тье (вал-жаг, кап-тал-хе-ва, буз-ма-хе-ва, бал-хун-хе-ва, ка-ба-лай, гур-ди, ла-ба-да). В ря-де сёл тка-ли на-плеч-ные на-кид-ки и ша-ли. Ха-рак-тер-ные ти-пы чух-ты (чук) - в ви-де пря-мо-уголь-ной по-вяз-ки, час-то с на-ряд-ной на-лоб-ной на-шив-кой; в ви-де чеп-ца с ме-шоч-ком-на-кос-ни-ком и длин-ным (ино-гда до пят) по-лот-ни-щем из на-ряд-ной тка-ни (в т. ч. шёл-ка, пар-чи, ка-ше-ми-ра и т. п.); по-верх чух-ты обыч-но но-си-лось ши-ро-кое по-кры-ва-ло (ди-ка).

Тра-диционная пи-ща - хлеб (пше-нич-ный и яч-мен-ный, в на-го-рье вы-пе-кался в тан-ды-ре-та-рум); су-пы-нергь (мяс-ной, мо-лоч-ный, фа-со-ле-вый, ты-к-вен-ный и др.); ку-соч-ки тес-та, ва-рен-ные в буль-о-не (хин-кал); род кол-ба-сы (хя-ли си-ри-сан); раз-мо-ло-тое льня-ное се-мя с мё-дом (ур-беш); мо-ло-ко ели толь-ко в пе-ре-ра-бо-тан-ном ви-де. Тра-диционный на-пи-ток - бу-за (ха-руш). Ка-лен-дар-ные празд-ни-ки - ве-сен-ний Но-вый год, дни пер-вой бо-роз-ды, окон-ча-ния сбо-ра уро-жая. Рас-про-стра-не-ны об-ря-ды вы-зы-ва-ния и пре-кра-ще-ния до-ж-дя, вы-зы-ва-ния солн-ца и др.

Фольк-лор - пре-да-ния, сказ-ки о жи-вот-ных, бас-ни, анек-до-ты, по-сло-ви-цы, по-го-вор-ки, бал-ла-ды (се-мей-но-бы-то-вые, лю-бов-ные, эпи-ко-ге-рои-че-ские - «Об от-пра-вив-ших-ся в Ай-за-ни на вой-ну», «Бо-га-тырь Хол-чвар», «Ка-ма-лул-Ба-шир» и др.), пес-ни-пла-чи о по-гиб-ших ге-ро-ях и др. Сре-ди музыкальных ин-ст-ру-мен-тов: агач-ку-муз, чун-гур (струн-ные щип-ко-вые), зур-на (ду-хо-вой языч-ко-вый), идио-фо-ны и мем-бра-но-фо-ны; за-им-ст-во-ван-ный ин-ст-ру-мент - гар-мо-ни-ка. Пре-об-ла-да-ет соль-ная муж-ская ис-пол-ни-тель-ская тра-ди-ция, в т. ч. твор-чество чун-гур-чи, поющих в со-про-во-ж-де-нии чун-гу-ра. Сре-ди пев-цов-им-про-ви-за-то-ров конца XIX - начала XX веков - Омар-ла Ба-ты-рай, Цу-да-ха-рец Хад-жи. Основной та-нец - различные ви-ды лез-гин-ки. Ха-рак-тер-ны муж-ские сва-деб-ные тан-цы: у цу-да-хар-цев - кру-го-вой во-круг ко-ст-ра (щир-ла делх), у сюр-гин-цев - ли-ней-ный (туг-ла аяр).

Со-хра-ни-лись мно-го-численные за-пи-си дар-гин-ско-го ада-та XVII-XIX веков, наи-бо-лее из-ве-стен ко-декс, при-пи-сы-вае-мый кай-таг-ско-му уц-мию Рус-тем-ха-ну (XVII век). Из-ве-ст-ны дар-гин-ские му-сульманские учё-ные - Да-ма-дан из Ме-ге-ба (умер в 1718 году) и Да-уд из Уси-ши (умер в 1757 году). Есть пред-ста-ви-те-ли ин-тел-ли-ген-ции. В 1992 году соз-да-но куль-ту-рное общественное Дар-гин-ское де-мо-кра-тическое дви-же-ние «Ца-деш» («Един-ст-во»).