Дела давно минувших дней преданья. Дела давно минувших дней, преданья старины глубоко

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой
Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):
A tale of the times of old!..
The deeds of days of other years!..
Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).
Вот такие строки А.С.Пушкина,я думаю,подойдут,как эпиграф,к циклу моих рассказов "Наш приезд в Казахстан",потому что мои внуки с трудом верят,в каких тяжелых условиях оказалось большинство советских людей в послевоенные годы, как тяжело было восстанавливать экономику страны.Война рушила не только города,но ломала и семьи,и психику людей... Но только упорство и воля к жизни побеждали преодолевать все трудности.Я описываю жизнь от своего имени и только то,что видела и слышала сама, без розовых тонов -все как и было в моем далеком послевоенном детстве.Спасибо Интернету, а с ним и Прозе.ру за доставленную мне возможность опубликовать и оставить свои воспоминания для моих близких людей!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 11.01.2012. Дела давно минувших дней, Преданья старины глубоко
  • 09.01.2012. Взялся за гуж, не говори, что не дюж
  • 06.01.2012. Приятная неожиданность

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...

Песнь первая

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.

Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный;
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыли кубки круговые,
И брашна неприятны им;
Не слышат вещего Баяна;
Потупили смущенный взгляд:
То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один – Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой – Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
Но тень объемлет всю природу,
Уж близко к полночи глухой;
Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой.
Жених в восторге, в упоенье:
Ласкает он в воображенье
Стыдливой девы красоту;
Но с тайным, грустным умиленьем
Великий князь благословеньем
Дарует юную чету.

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель;
Огни погасли... и ночную
Лампаду зажигает Лель.
Свершились милые надежды,
Любви готовятся дары;
Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры...
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?.. Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали... Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встает испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.

Ах, если мученик любви
Страдает страстью безнадежно,
Хоть грустно жить, друзья мои,
Однако жить еще возможно.
Но после долгих, долгих лет
Обнять влюбленную подругу,
Желаний, слез, тоски предмет,
И вдруг минутную супругу
Навек утратить... о друзья,
Конечно, лучше б умер я!

Однако жив Руслан несчастный.
Но что сказал великий князь?
Сраженный вдруг молвой ужасной,
На зятя гневом распалясь,
Его и двор он созывает:
«Где, где Людмила?» – вопрошает
С ужасным, пламенным челом.
Руслан не слышит. «Дети, други!
Я помню прежние заслуги:
О, сжальтесь вы над стариком!
Скажите, кто из вас согласен
Скакать за дочерью моей?
Чей подвиг будет не напрасен,
Тому – терзайся, плачь, злодей!
Не мог сберечь жены своей! -
Тому я дам ее в супруги
С полцарством прадедов моих.
Кто ж вызовется, дети, други?..»
«Я!» – молвил горестный жених.
«Я! я! – воскликнули с Рогдаем
Фарлаф и радостный Ратмир. -
Сейчас коней своих седлаем;
Мы рады весь изъездить мир.
Отец наш, не продлим разлуки;
Не бойся: едем за княжной».
И с благодарностью немой
В слезах к ним простирает руки
Старик, измученный тоской.

Все четверо выходят вместе;
Руслан уныньем как убит;
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит.
Садятся на коней ретивых;
Вдоль берегов Днепра счастливых
Летят в клубящейся пыли;
Уже скрываются вдали;
Уж всадников не видно боле...
Но долго всё еще глядит
Великий князь в пустое поле
И думой им вослед летит.

Руслан томился молчаливо,
И смысл и память потеряв.
Через плечо глядя спесиво
И важно подбочась, Фарлаф,
Надувшись, охал за Русланом.
Он говорит: «Насилу я
На волю вырвался, друзья!
Ну, скоро ль встречусь с великаном?
Уж то-то крови будет течь,
Уж то-то жертв любви ревнивой!
Повеселись, мой верный меч,
Повеселись, мой конь ретивый!»

Хазарский хан, в уме своем
Уже Людмилу обнимая,
Едва не пляшет над седлом;
В нем кровь играет молодая,
Огня надежды полон взор:
То скачет он во весь опор,
То дразнит бегуна лихого,
Кружит, подъемлет на дыбы,
Иль дерзко мчит на холмы снова.

Рогдай угрюм, молчит – ни слова...
Страшась неведомой судьбы
И мучась ревностью напрасной,
Всех больше беспокоен он,
И часто взор его ужасный
На князя мрачно устремлен.

Соперники одной дорогой
Всё вместе едут целый день.
Днепра стал темен брег отлогий;
С востока льется ночи тень;
Туманы над Днепром глубоким;
Пора коням их отдохнуть.
Вот под горой путем широким
Широкий пересекся путь.
«Разъедемся, пора! – сказали, -
Безвестной вверимся судьбе».
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.

Что делаешь, Руслан несчастный,
Один в пустынной тишине?
Людмилу, свадьбы день ужасный,
Всё, мнится, видел ты во сне.
На брови медный шлем надвинув,
Из мощных рук узду покинув,
Ты шагом едешь меж полей,
И медленно в душе твоей
Надежда гибнет, гаснет вера.

Но вдруг пред витязем пещера;
В пещере свет. Он прямо к ней
Идет под дремлющие своды,
Ровесники самой природы.
Вошел с уныньем: что же зрит?
В пещере старец; ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.
«Добро пожаловать, мой сын! -
Сказал с улыбкой он Руслану. -
Уж двадцать лет я здесь один
Во мраке старой жизни вяну;
Но наконец дождался дня,
Давно предвиденного мною.
Мы вместе сведены судьбою;
Садись и выслушай меня.
Руслан, лишился ты Людмилы;
Твой твердый дух теряет силы;
Но зла промчится быстрый миг:
На время рок тебя постиг.
С надеждой, верою веселой
Иди на все, не унывай;
Вперед! мечом и грудью смелой
Свой путь на полночь пробивай.

Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Тебе сказать не должен боле:
Судьба твоих грядущих дней,
Мой сын, в твоей отныне воле».

Наш витязь старцу пал к ногам
И в радости лобзает руку.
Светлеет мир его очам,
И сердце позабыло муку.
Вновь ожил он; и вдруг опять
На вспыхнувшем лице кручина...
«Ясна тоски твоей причина;
Но грусть не трудно разогнать, -
Сказал старик, – тебе ужасна
Любовь седого колдуна;
Спокойся, знай: она напрасна
И юной деве не страшна.
Он звезды сводит с небосклона,
Он свистнет – задрожит луна;
Но против времени закона
Его наука не сильна.
Ревнивый, трепетный хранитель
Замков безжалостных дверей,
Он только немощный мучитель
Прелестной пленницы своей.
Вокруг нее он молча бродит,
Клянет жестокий жребий свой...
Но, добрый витязь, день проходит,
А нужен для тебя покой».

Руслан на мягкий мох ложится
Пред умирающим огнем;
Он ищет позабыться сном,
Вздыхает, медленно вертится...
Напрасно! Витязь наконец:
«Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою,
И сон не в сон, как тошно жить.
Позволь мне сердце освежить
Твоей беседою святою.
Прости мне дерзостный вопрос.
Откройся: кто ты, благодатный,
Судьбы наперсник непонятный?
В пустыню кто тебя занес?»

Вздохнув с улыбкою печальной,
Старик в ответ: «Любезный сын,
Уж я забыл отчизны дальней
Угрюмый край. Природный финн,
В долинах, нам одним известных,
Гоняя стадо сел окрестных,
В беспечной юности я знал
Одни дремучие дубравы,
Ручьи, пещеры наших скал
Да дикой бедности забавы.
Но жить в отрадной тишине
Дано не долго было мне.

Тогда близ нашего селенья,
Как милый цвет уединенья,
Жила Наина. Меж подруг
Она гремела красотою.
Однажды утренней порою
Свои стада на темный луг
Я гнал, волынку надувая;
Передо мной шумел поток.
Одна, красавица младая
На берегу плела венок.
Меня влекла моя судьбина...
Ах, витязь, то была Наина!
Я к ней – и пламень роковой
За дерзкий взор мне был наградой,
И я любовь узнал душой
С ее небесною отрадой,
С ее мучительной тоской.

Умчалась года половина;
Я с трепетом открылся ей,
Сказал: люблю тебя, Наина.
Но робкой горести моей
Наина с гордостью внимала,
Лишь прелести свои любя,
И равнодушно отвечала:
«Пастух, я не люблю тебя!»

И все мне дико, мрачно стало:
Родная куща, тень дубров,
Веселы игры пастухов -
Ничто тоски не утешало.
В унынье сердце сохло, вяло.
И наконец задумал я
Оставить финские поля;
Морей неверные пучины
С дружиной братской переплыть
И бранной славой заслужить
Вниманье гордое Наины.
Я вызвал смелых рыбаков
Искать опасностей и злата.
Впервые тихий край отцов
Услышал бранный звук булата
И шум немирных челноков.
Я вдаль уплыл, надежды полный,
С толпой бесстрашных земляков;
Мы десять лет снега и волны
Багрили кровию врагов.
Молва неслась: цари чужбины
Страшились дерзости моей;
Их горделивые дружины
Бежали северных мечей.
Мы весело, мы грозно бились,
Делили дани и дары,
И с побежденными садились
За дружелюбные пиры.
Но сердце, полное Наиной,
Под шумом битвы и пиров,
Томилось тайною кручиной,
Искало финских берегов.
Пора домой, сказал я, други!
Повесим праздные кольчуги
Под сенью хижины родной.
Сказал – и весла зашумели:
И, страх оставя за собой,
В залив отчизны дорогой
Мы с гордой радостью влетели.

Сбылись давнишние мечты,
Сбылися пылкие желанья!
Минута сладкого свиданья,
И для меня блеснула ты!
К ногам красавицы надменной
Принес я меч окровавленный,
Кораллы, злато и жемчуг;
Пред нею, страстью упоенный,
Безмолвным роем окруженный
Ее завистливых подруг,
Стоял я пленником послушным;
Но дева скрылась от меня,
Примолвя с видом равнодушным:
«Герой, я не люблю тебя!»

К чему рассказывать, мой сын,
Чего пересказать нет силы?
Ах, и теперь один, один,
Душой уснув, в дверях могилы,
Я помню горесть, и порой,
Как о минувшем мысль родится,
По бороде моей седой
Слеза тяжелая катится.

Но слушай: в родине моей
Между пустынных рыбарей
Наука дивная таится.
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов, в глуши далекой
Живут седые колдуны;
К предметам мудрости высокой
Все мысли их устремлены;
Всё слышит голос их ужасный,
Что было и что будет вновь,
И грозной воле их подвластны
И гроб и самая любовь.

И я, любви искатель жадный,
Решился в грусти безотрадной
Наину чарами привлечь
И в гордом сердце девы хладной
Любовь волшебствами зажечь.
Спешил в объятия свободы,
В уединенный мрак лесов;
И там, в ученье колдунов,
Провел невидимые годы.
Настал давно желанный миг,
И тайну страшную природы
Я светлой мыслию постиг:
Узнал я силу заклинаньям.
Венец любви, венец желаньям!
Теперь, Наина, ты моя!
Победа наша, думал я.
Но в самом деле победитель
Был рок, упорный мой гонитель.

В мечтах надежды молодой,
В восторге пылкого желанья,
Творю поспешно заклинанья,
Зову духов – и в тьме лесной
Стрела промчалась громовая,
Волшебный вихорь поднял вой,
Земля вздрогнула под ногой...
И вдруг сидит передо мной
Старушка дряхлая, седая,
Глазами впалыми сверкая,
С горбом, с трясучей головой,
Печальной ветхости картина.
Ах, витязь, то была Наина!..
Я ужаснулся и молчал,
Глазами страшный призрак мерил,
В сомненье все еще не верил
И вдруг заплакал, закричал:
«Возможно ль! ах, Наина, ты ли!
Наина, где твоя краса?
Скажи, ужели небеса
Тебя так страшно изменили?
Скажи, давно ль, оставя свет,
Расстался я с душой и с милой?
Давно ли?..» – «Ровно сорок лет, -
Был девы роковой ответ, -
Сегодня семьдесят мне било.
Что делать, – мне пищит она, -
Толпою годы пролетели.
Прошла моя, твоя весна -
Мы оба постареть успели.
Но, друг, послушай: не беда
Неверной младости утрата.
Конечно, я теперь седа,
Немножко, может быть, горбата;
Не то, что в старину была,
Не так жива, не так мила;
Зато (прибавила болтунья)
Открою тайну: я колдунья!»
И было в самом деле так.
Немой, недвижный перед нею,
Я совершенный был дурак
Со всей премудростью моею.

Но вот ужасно: колдовство
Вполне свершилось, по несчастью.
Мое седое божество
Ко мне пылало новой страстью.
Скривив улыбкой страшный рот,
Могильным голосом урод
Бормочет мне любви признанье.
Вообрази мое страданье!
Я трепетал, потупя взор;
Она сквозь кашель продолжала
Тяжелый, страстный разговор:
«Так, сердце я теперь узнала;
Я вижу, верный друг, оно
Для нежной страсти рождено;
Проснулись чувства, я сгораю,
Томлюсь желаньями любви...
Приди в объятия мои...
О милый, милый! умираю...»

И между тем она, Руслан,
Мигала томными глазами;
И между тем за мой кафтан
Держалась тощими руками;
И между тем – я обмирал,
От ужаса зажмуря очи;
И вдруг терпеть не стало мочи;
Я с криком вырвался, бежал.
Она вослед: «О, недостойный!
Ты возмутил мой век спокойный,
Невинной девы ясны дни!
Добился ты любви Наины,
И презираешь – вот мужчины!
Изменой дышат все они!
Увы, сама себя вини;
Он обольстил меня, несчастный!
Я отдалась любови страстной...
Изменник, изверг! о позор!
Но трепещи, девичий вор!»

Так мы расстались. С этих пор
Живу в моем уединенье
С разочарованной душой;
И в мире старцу утешенье
Природа, мудрость и покой.
Уже зовет меня могила;
Но чувства прежние свои
Еще старушка не забыла
И пламя позднее любви
С досады в злобу превратила.
Душою черной зло любя,
Колдунья старая, конечно,
Возненавидит и тебя;
Но горе на земле не вечно».

Наш витязь с жадностью внимал
Рассказы старца; ясны очи
Дремотой легкой не смыкал
И тихого полета ночи
В глубокой думе не слыхал.
Но день блистает лучезарный...
Со вздохом витязь благодарный
Объемлет старца-колдуна;
Душа надеждою полна;
Выходит вон. Ногами стиснул
Руслан заржавшего коня,
В седле оправился, присвистнул.
«Отец мой, не оставь меня».
И скачет по пустому лугу.
Седой мудрец младому другу
Кричит вослед: «Счастливый путь!
Прости, люби свою супругу,
Советов старца не забудь!»

«Дела давно минувших дней…»

  1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
  2. Знакомство с жанром арии.
  3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

  1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
  2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
  4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
  2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
  3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.

Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».

А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.

  1. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
  2. Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)
  3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
  4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)

Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы... В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…

Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)

Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.

Кто такой Баян?

Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»

Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.

Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.

… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»

Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.

За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!

Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.

В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.

  1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
  2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
  3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)
  4. Что такое лукоморье? (Морской залив.)
  5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)
  6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
  7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?
  8. Какой была эта музыка по характеру?

Вопросы и задания:

  1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?
  2. Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
  3. Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?
  4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В работе использованы уникальные иллюстрации шкатулок Палеха.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой

Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796):

A tale of the times of old!..

The deeds of days of other years!..

Иносказательно о давних и малодостоверных событиях, которые мало кто помнит (ирон.).

Из книги Бизнес по-еврейски 3: евреи и деньги автора Люкимсон Петр Ефимович

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой… Принципы общинной жизни, как уже было сказано, вытекают из самой Торы, многие законы которой являются, по сути, законами такой жизни. Во времена существования Иерусалимского Храма и еврейского государства население

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Дела давно минувших дней, / Преданья старины глубокой Из поэмы (песнь первая) «Руслан и Людмила» (1817-1820) А. С. Пушкина (1799-1837). Строки представляют собой пушкинский перевод одной из «поэм Оссиана» английского писателя Джеймса Макферсона (1736-1796): A tale of the times of old!.. The deeds of days of

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Дней минувших анекдоты Из романа в стихах (гл. 1, строфа 6) «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837).Иносказательно: поучительные исторические эпизоды, забавные случаи из жизни известных исторических лиц, их памятные исторические фразы с изложением конкретных

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Минувших дней очарованье Из стихотворения «Песня» (1818, впервые опубликовано под названием «Прежнее время» в 1821 г.) Василия Андреевича Жуковского (1783-1852): Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Эти строки

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Темной старины заветные преданья см. Любпю отчизну я, но странною

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

«Преданья старины глубокой» Научные же принципы аппарата, замедляющего падение тел в воздухе, впервые сформулировал, по-видимому, знаменитый английский гуманист XIII века, ученый-монах Роджер Бэкон. В своем сочинении «О секретных произведениях искусства и природы» он

Из книги Краткая энциклопедия печатных технологий автора Стефанов Стефан Иванов

§ 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например: Конституция

Из книги История чемпионатов Европы по футболу автора Желдак Тимур А.

§ 23. Названия документов, памятников старины, произведений искусства С прописной буквы пишутся первое слово и собственные имена в составных названиях важнейших документов, государственных законов, памятников старины, предметов и произведений искусства, например:

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

Характерные особенности оттисков офсетных печатных технологий способа глубокой печати Тампонная печать (тампопечать) – офсетная печатная технология способа глубокой печати, при которой передача изображения с печатной формы способа глубокой печати на запечатываемую

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Технологии способа глубокой печати По определению технологии способа глубокой печати – это технологии печатания, при которых передача изображения и текста на запечатываемый материал проводится с печатной формы, где печатающие элементы углублены по отношению к

«Визит старины Эда» Изучая реакцию местного населения на зверства Гейна, психолог Джордж Арндт записал популярную пародию на балладу Клемента Мура «Визит святого Николая»: Это случилось ночью рождественской, Тускло светила луна, В ветхом сарае все твари

Из книги автора

Глава 40 Дела крымские, дела стамбульские Газы Гирей не дожил до русского кошмара. Но в кровопролитиях ему довелось поучаствовать предостаточно. И на той Тринадцатилетней войне, в которой он был верным сателлитом Стамбула, и в домашней крымской усобице, которую Стамбул

Георгий АРЖАНИКОВ,
средняя школа № 5,
г. Котовск,
Тамбовская область

Урок-игра по былинам об Илье Муромце

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...”

ПЕРВЫЙ АГОН

1. Кому принадлежат крылатые строки, которыми обозначена тема сегодняшней игры в клубе «Умники и умницы»? (А.С. Пушкину.)

2. В каком произведении А.С. Пушкина они встречаются? (В первой песни поэмы «Руслан и Людмила».)

3. Как на Севере называли былины? (Стáрины, стáринки.)

Зелёная дорожка

1. Откуда родом Илья Муромец? (Родился в селе Карачарове, что под Муромом.)

2. Как долго сиднем просидел Илья Муромец? (Тридцать три года.)

3. Где встретился Илья Муромец с Соловьём Разбойником? (У Чёрной Грязи, у речки Смородины, у Леванидова креста.)

4. Какая былина начинается таким зачином:

Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова
Как была тут поездка богатырская:
Выезжает из села да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец...
(«Три поездки Ильи Муромца».)

Жёлтая дорожка

1. Кто же исцелил Илью Муромца? (Калики перехожие.)

2. Сколько их было? (Трое.)

3. Из Чернигова в Киев Илья Муромец отправился по прямоезжей дороженьке. Сколько вёрст ему пришлось по ней проехать? (Пятьсот вёрст.)

Красная дорожка

1. Вспомните отчество Ильи Муромца. (Иванович; отца звали Иваном Тимофеевичем.)

2. Какая былина заканчивается такой концовкой:

А и тут Илье ему и славу поют,
А и славу поют ему век по веку!
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

ВТОРОЙ АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Как называется первая (с хронологической точки зрения) былина об Илье Муромце? («Болезнь и исцеление Ильи».)

2. Какой былиной заканчивается повествование об Илье Муромце? («Три поездки Ильи Муромца».)

3. Былина «Болезнь и исцеление Ильи» - былина бытовая (или новеллистическая). А к каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»? (К героическим былинам.)

Зелёная дорожка

1. Как появился у Ильи Муромца богатырский конь? (По совету каликов купил на торжище неражего жеребёночка и вырастил его сам.)

2. В какой былине конь предупреждает Илью о подстерегающей его опасности? («Илья Муромец и Калин-царь».)

3. В какой былине конь Ильи Муромца так описывается:

Его добрый конь да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холм стал перемахивать,
Мелки реченьки, озёрки промеж ног пускать...
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник».)

4. Кто же холил, обихаживал коня Ильи Муромца, пока богатырь сидел (по приказу князя Владимира) в глубоком погребе? (Паробок-слуга.)

Жёлтая дорожка

1. На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком? (На три года.)

2. Чем прогневил Илья Муромец князя Владимира? (Дерзким поступком: сбил стрелами из лука серебряные церковные маковки и кресты золочёные, отправился в кружало и устроил для мужиков киевских пир-столованье.)

3. А по многу ли в день ест хлеба Илья Муромец? (“Он ведь кушает-то хлеба по единому, по единому кушает одному ломтю!”)

Красная дорожка

1. Как звали мать Ильи Муромца? (Ефросинья Поликарповна.)

2. В какой последовательности засёдлывает Илья Муромец коня? (Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек - седло черкасское.)

ТРЕТИЙ АГОН

Вопросы для розыгрыша дорожек

1. Кого на Руси называют крестовыми братьями? (Тех, что побратались, обменявшись нательными крестами.)

2. Кто был большим крестовым братом Ильи Муромца? (Святогор-богатырь.)

3. Кто был меньшим крестовым братом Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)

Зелёная дорожка

1. Какого цвета волосы у Ильи Муромца? (Жёлтого: “Он берёт Илью да за жёлты кудри...”)

2. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? (Воеводою.)

3. Кто так похваляется: “Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!” (Идолище поганое.)

4. А кто возил Илью Муромца вместе с его богатырской лошадью у себя в кармане более двух суток? (Святогор-богатырь.)

Жёлтая дорожка

1. Как звали крёстного отца Ильи Муромца, главного богатыря на заставе Киевской? (Самсон Самойлович.)

2. А сколько всего богатырей было у князя Владимира Красное Солнышко? (Тринадцать.)

3. Кто из противников Ильи Муромца в былине охарактеризован так: “Ростом как сенная копна, глазищи как чашищи, в плечах косая сажень”? (Идолище поганое.)

Красная дорожка

1. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: “Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович”. А чьим сыном был Соловей Разбойник? Что об этом говорится в былине? (“Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, сидит Соловей Разбойник, Одихмантьев сын...”)

2. Вспомните любимое “ругательное” слово Ильи Муромца. (Собака: “Что ж ты об кочки, собака, спотыкаешься?” - говорит коню; “Не буду служить тебе, собаке, царю Калину!”)

ФИНАЛ

Вопросы для розыгрыша дорожек

В былинах встречается много устаревших слов и выражений. Объясните лексическое значение слов:

Полянина (женщина-богатырь; реже - богатырь, войско) ;

Шелепуга (плеть, кнут) ;

Ратовище (древо копья, рогатины) .

Зелёная дорожка

1. Какой первый подвиг совершает Илья Муромец? (Побивает силушку великую под Черниговом.)

2. Кто помогает Илье Муромцу одолеть царя Калина и его войско несметное? (Двенадцать русских богатырей под началом Самсона Самойловича.)

3. Как называл своего коня Илья Муромец? (Бурушка: “Мне-ка служит верой-правдою мой старый Бурушка косматенький”.)

4. Кто с такими словами обращается к Илье Муромцу:

Ай же старый казак да Илья Муромец!
Да садись-ка ты со мной за единый стол,
Ешь-ка ествушку мою сахарную,
Пей-ка питьица мои медвяные,
Одевайся ты в мою одежду драгоценную
И держи-ка мою золоту казну!

(Калин-царь.)

Жёлтая дорожка

1. Перечислите доспехи богатырские Ильи Муромца. (Брал с собой доспехи крепки богатырские: брал он палицу булатную, брал копьё он мурзамецкое, а ещё брал саблю вострую, брал шалыгу подорожную...)

2. Все вы помните картину В.М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней Никитичем или Алёшей Поповичем? (С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем».)

3. Как долго длился этот поединок? (Более двух суток.)

Красная дорожка

1. В какой былине все три богатыря с васнецовского полотна являются её героями? («Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром».)

2. Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: “Если прямо ехать - убитому быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать”. По двум дорогам Илья проехал, очистил их. А одну решил оставить кому-нибудь молодому. Какую же именно? (“В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется”.)