Григорий убил австрийца анализ. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы

/ / / Убийство Чубатым пленного австрийца (анализ эпизода романа Шолохова «Тихий Дон»)

В основе романа М. Шолохова «Тихий Дон» лежит история жизни донского казачества в тяжелый период времени в России. Первая мировая война в самом разгаре, а за ней следом территории России захлестывает гражданская война. И во всех этих событиях принимают участие донские казаки, которые должны боронить землю и гнать в шею всякого врага.

В начале романа главный герой – попадает в самое горячее место, в самый центр урагана. Он видит войну изнутри и постоянно задается вопросом: «Для чего она вообще нужна? В чем ее суть и смысл?».

В лагере казаков Григорий знакомится с разными персонажами, однако, образ Чубатого – Алексея Урюпина вызывает у Мелехова откровенное презрение. А все возникает из-за необычайной жестокости молодого казака, который мог лишить другого человека жизни без всяких зазрений совести.

Чубатый неоднократно говорил, что нет в нем жалости. Григорий, обращаясь к военному товарищу, высказывал мысль о том, что в груди Урюпина волчье сердце, а может, и вовсе ничего нет. Глаза Чубатого вечно светились, только не от добрых мыслей, а от зловещих помыслов.

Особое впечатление на читателя производит эпизод убийства Чубатым пленного австрийца. Молодого офицера захватил в плен отряд казаков, которые патрулировали территории. Попавший пленник был достаточно молодым юнцом, и автор романа неоднократно упоминал об этом. Австриец был напуган. Он пытался задобрить казаков, угощал их табаком и размятым шоколадом. У Григория данный пленник не вызывал никаких эмоций кроме сострадания и сочувствия. Глядя на мирные намерения пленного, казаки не лишают его жизни и решают отвести в свой штаб. Сопровождать австрийца вызвался Чубатый. Григорий словно предчувствуя нехорошее, последний раз окинул взглядом бедного солдата.

Через недолгое время Мелехов узнает, что Алексей убил австрийца. Чубатый нес лживые истории о том, что австриец пытался бежать. Однако ему никто не поверил. Мелехов, в порыве душевного сострадания, даже кинулся на своего товарища со словами: «Убью!». Как выяснилось позже, пленный был зарублен топором со спины, подло и нещадно. Чубатый просто выпустил своего внутреннего зверя наружу и получил удовольствие от убийства.

Данный эпизод показывает, несколько деградирует и умирает человеческая душа во время войны. Те жестокие порывы, которые так долго сдерживались внутри отдельных личностей, выплеснулись наружу. Люди стали страшнее зверей. И это было настоящей трагедией. Такая мысль никак не могла ужиться в голове гуманного и доброго казака – Григория Мелехова.

В романе Михаила Шолохова "Тихий Дон" отражена судьба простого казака Григория Мелехова, прошедшего через Первую мировую и Гражданскую войны. Через историю его жизни и нравственные метания раскрывается авторский замысел романа - показать донское казачество в полный тяжести и лишений период революции, коренных перемен, в переломный период жизни России. Перемлом в сознании и жизни Григория происходит в двух ярких эпизодах в первой части романа - пребывание героя в госпитале и его возвращение домой.

После боёв на австрийском фронте, ранения, сцен кровопролития и убийства человека Григорий попадает в госпиталь. Там он оказывается в одной палате с украинцем Гаранжой. "Чёрная глухота у народа", - одной этой фразой выражает Гаранжа мнение автора о Мелехове и других людях, слишком простых и занятых повседневными делами, за которыми не успевают осмыслить происходящее, услышать и подумать. Украинец открывает глаза простому казаку. Ярый антимонархист, он идейно оформил и связал воедино появившиеся теперь и смутно бродившие в разуме Григория мысли, чувство недовольства властью, ощущение несправедливости и неправильности войны. "Ты мне сердце разворошил." - признаётся Григорий во время одного из разговоров со "злым" хохлом.

Рассказ о пребывании Григория Мелехова в госпитале завершается визитом туда "особы императорской фамилии". Увидев собственными глазами царя и его "лощёных офицеров свиты", пришедших показатьельно почтить своим присутствием раненых солдат, Горигорий окончательно убеждается в праводе Гаранжи. Григорий замечает "сумчатые щёки" царя-"благодетеля", привезшего и раздающего иконки, а его безжизненный скучающий взгляд окончательно выводит казака из себя и тот, не будучи более в силах терпеть это издвевательство, хамит особе, заявляя, что хочет "по надобности сходить".

Таким образом Шолохов говорит нам, что революция была вызвана не только голодом и войной. она была вызвана отношением, пренебрежительным, высших классов к низшим, хамством, грубостью, жестокосердием знати по отношению к простому народу. "Ты, каналья!" - кричал заведующий госпиталем на Мелехова. такие события, как война, послужили лишь последней каплей, переполнившей чашу терпения, и подстегнули людей на отчаянные действия. сама же революция произошла задолго до этого в сердцах угнетённых.

По возвращении Григория ждали сразу два потрясения - смерть маленькой дочери и известие об измене. Узнав о том, что Аксинья изменила ему с молодым паном, казак обманом подвизается прокатить того и гонит коней так, что ветер в ушах свистит (бешеная скорость и яростный ветер передают чувство ярости, овладевшее Григорием), а затем останавливает коней и жестоко избивает пана. Этот эпизод изображает буйный нрав и необузданность в гневе, а также стремление к свободе и чувство справедливости, которыми преисполнено казачество.

Затем он приходит к Аксинье с намерением расправиться с ней так же жестоко. Но чувство любви к ней оказывается таким сильным, что Григорий уходит прочь, лишь раз хлестнув ее. Аксинья догоняет его на развилке (развилка дорог - это выбор пути, по которому пойдет дальнейшая жизнь Григория. Аксинья умоляюще протягивает руки в порыве вернуть его, но он "не оглянулся ни разу", в чем снова проявился гордый, непримиримый нрав Григория Мелехова, заставший его опять круто изменить свой путь. Горячий приём, который оказала ему семья, свидетельствует о прочном семейном единстве казаков, но все же не может надолго остановить в Григории бурления новых идей.

Эти два эпизода сыграли переломную роль в жизни Григория. Гаранжа вселил в него дух революции, а измена Аксиньи и разрыв с ней озлобили его, но с другой стороны - сделали свободным. Теперь Мелехову нечего было терять, ничто не мешало ему примкнуть теперь к красным. Вообще этот разрыв в известной степени обусловил всю дальнейшую историю Григория, сомнения и метания, поступки и действия на полях сражений - вплоть до нового воссоединения с Аксиньей. На этом временно заканчивается любовная линия и начинается серьёзная военная, революционная, описывающая события и судьбы людей во время Гражданской войны,следующая часть романа-эпопеи.


Книга 1, Часть 1, Глава 5.

Сцена убийства австрийского солдата Григорием Мелеховым – один из ярчайших эпизодов, раскрывающий характер главного героя.

Вначале мы видим всю картину погони во всех подробностях:

«бежал австриец без винтовки, с кепи, зажатом в кулаке», «Опустил шашку на висок австрийца», «Без крика прижал к ране ладони».

Все это говорит о том, что Григорий видел, но не думал, не догадывался о том, что происходит и что вот-вот случится.

Кто знает, какие мысли пронеслись в голове героя, но он переступил через эту грань, он убил («Жмурясь, Григорий махнул шашкой»). Наверное, он сначала и не понял, что сделал. Этот удар убил не только австрийца, но и что-то в нем, искалечил душу. Именно поэтому он ничего не думал и не чувствовал, в нем ничего не осталось, кроме пустоты.

Лишь вид мертвого казака, которого пронесла лошадь, напомнил ему о войне и о ее жестоком законе: жизнь убитого им австрийца за жизнь этого казака.

Только тогда он понял весь ужас произошедшего («Муть свинцом налила темя»). И словно протестуя, он «замотал головой», как будто пытаясь вытряхнуть эти воспоминания или пытаясь проснуться от кошмарного сна.

Мимо него прогнали пленных австрийцев, которые казались «скученным серым стадом». Это сравнение показывает, что война делает из людей животных: им приказывают, и они, не спрашивая во имя чего, идут и истребляют себе подобных.

На войне человек умирает, и всем наплевать, кем он был, чем жил, будет ли кто-нибудь плакать о нем. Может быть, такие мысли заставили Григория подойти к убитому им человеку. И вид его – совершенно безобидный, почти детский («ладонь, как за подаянием»; измученный, покривленный суровый рот») – принес герою еще больше боли.

Только крик офицера пробудил его и заставил вернуться к коню.

Думаю, первый бой был самым тяжелым для Григория, но он же и изменил его: сделал жестче, суровее. В последующем он проявил себя как смелый солдат, даже стал офицером.

Но как бы хорошо он ни служил, первый бой Григория ясно показывает нам, что герой не создан убивать, причинять боль; он должен работать в поле, растить детей, созидать и любить.

Обновлено: 2012-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №1 УРОК №4 Абрамова

Перескажите с цитированием эпизод «Григорий убивает австрийца»

Какие психологические оттенки можно выделить в описании внешности австрийца? Как Шолохов передаёт состояние Григория? В каких словах выражена авторская оценка происходящего? Что открывает эта сцена в герое романа?

Часть 3 глава 5
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №2 УРОК №4 Большакова

Расскажите о разговоре казаков-второочерёдников, среди которых был и Пётр Мелехов, со стариком хозяином на хуторе Ея. Что поняли казаки об этой войне? Какие советы дал воинам, если хотят остаться живыми, старик хозяин.

Часть 3 глава 6

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №3 УРОК №4 Ефимова

Перескажите с цитированием эпизод, как Иванов столкнулся нос к носу с немцами.

Часть 3 глава 8

________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №4 УРОК №4 Гавриков

Расскажите с цитирование о том, как была первая стычка казаков с «германцами» превращена в «подвиг». Какие чувства испытывали люди во время этой стычки?

Часть 3 глава, 9
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» КАРТОЧКА №5 УРОК №4 Газизова

Расскажите о встрече Григория с братом. В чём Григорий признаётся Петро? Все ли казаки так переживают, как Григорий? Вспомните, как к убийству относится Чубатый. Что он говорит о себе? Зачитайте.

Часть 3 глава 10
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 6 УРОК №4 Дранишникова

Расскажите о стычке Чубатого и Григория. Из-за чего она произошла?

Часть 3 глава 12
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 7 УРОК №4 Зайцева

Как внешне изменился на войне Григорий? Как он изменился внутренне? Зачитайте цитаты.

Часть 3 главы 10, 12, 13
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 8 УРОК №4 Канивец

Зачитайте цитаты из дневника, говорящие о чудовищной нелепице войны.

Часть 3 глава 11
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №9 УРОК №4 Иконникова

Перескажите с цитированием эпизод «Ранение Григория Мелехова»

Часть 3 глава 13

__

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 10 УРОК №4 Нассонов

Почему офицеры считали, что современный бой - жестокий бой?

Часть 3 глава 15

_____________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №11 УРОК №4 Матюшина

Расскажите с цитированием об отношении родных Григория к известию о его смерти и спасении.

Часть 3 глава 16, 17

_______________________________________________________________________________________


ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 12 УРОК №4 Прокопец

Расскажите, за что Григорию Мелехову дали Георгиевский крест?

Часть 3 глава 20

_____________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 13 УРОК №4 Саломатина

Перескажите эпизод разговора Натальи и Аксиньи в Ягодном.

Часть 3 глава 19

______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 14 УРОК № 4 Рухлов
Перескажите с цитированием эпизод « «Смерть Егорки Жаркова»

Часть 3 глава 21
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 15 УРОК № 4 Ханов

Зачитайте момент, когда полковник Головачёв делал снимки атаки. О чём это говорит?

Часть 3 глава 22

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 16 УРОК № 4 Смирнова
За что благодарил Гаранжу Григорий Мелехов при расставании с ним в госпитале?

Часть 3 глава 23

_______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 17 УРОК № 4 Терехова
Почему Григорий Мелехов возвратился к Наталье?

Часть 3 глава 24

_______________________________________________________________________________________

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №18 УРОК №4 Шатурный

Зачитайте описание поля боя с огромным количеством убитых.

Часть 4 глава 3
ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА №19 УРОК № 4 Ягфаров

Перескажите с цитированием эпизод «Сумасшествие Лиховидова».

Часть 4 глава 3

ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН». КАРТОЧКА № 20 УРОК № 4 Митина
Перескажите эпизод спасения Григорием Степана Астахова. Как это характеризует героя?

Часть 4 глава 4

Ирина ЗЫРЯНОВА,
11-й класс, ФМЛ № 39, г. Озерск
(Учитель литературы -
Владислава Валериевна Николаева)

Готовимся к сочинению

Герой и время в литературе ХХ века

На материале романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М.Шолохова «Тихий Дон» запечатлевает "народную жизнь России на её грандиозном историческом переломе". Автор повествует о сложнейшем времени в жизни нашей страны, о социальных и моральных потрясениях в годы гражданской войны. Рушился привычный уклад жизни, коверкались и ломались судьбы. "Герой и время", "герой и обстоятельства" – главные проблемы, поднятые М.Шолоховым в «Тихом Доне». Поиски правды, "разрешения" противоречий – смысл жизни Григория Мелехова, главного героя романа.

Судьба бросает его то к белым, то к красным. Он всё время стоит перед необходимостью выбора. "Ты какой стороны держишься?", "Ты, кажется, принял красную веру?", "Ты в белых был? Беленький! Офицер, а?" Эти вопросы задавались одному и тому же человеку, Григорию Мелехову. А он и самому себе не мог ответить на них...

Одной из главных причин метаний Григория явилось трагическое несоответствие его внутренних устремлений окружающей жизни. В герое живёт мечта "пожить" мирным тружеником и семьянином. "Степь приснилась. Так замутило на душе... Осточертела царёва службица", – с тоской говорит Григорий. Эта мечта не оставляет его и когда он на стороне красных, и когда принимает сторону белых: отдохнуть бы Григорию, "отоспаться". "А потом ходить по мягкой пахотной борозде плугарём... и неотрывно пить винный запах, поднятый плугом с земли". Причина метаний героя в тех нравственных ценностях, которые исповедует Мелехов. Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остаётся главным для него на протяжении всего романа: "Заходило время пахать, сеять, земля кликала к себе... Моим рукам работать надо... а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах".

Герой постоянно стоит перед необходимостью выбора. Это объясняется и особенностями его эмоционально-психологического склада. Григорий Мелехов – личность яркая, натура цельная. Он искренен и честен, его отличает острая реакция на происходящее. Долго стоит перед глазами Григория жуткая картина убийства им австрийца. "Меня совесть убивает," – признаётся он брату Петру. Мелехов отпускает пленного, ему "досадно" на чувство жалости и в то же время "освежающе радостно".

Подкупает искренность побуждений Григория. Он никогда не отказывается от размышлений над своими сомнениями и метаниями, это человек бескомпромиссный, который никогда не знал середины. "Пути казачества скрестились с путями безземельной мужичьей Руси, с путями фабричного люда. Биться с ними насмерть! Рвать у них из-под ног тучную донскую землю. Гнать их, как татар, из пределов области... А теперь – за шашку" – такие мысли родились у Мелехова в ответ на призыв старика в Усть-Медведице к "сынам тихого Дона".

Григорий мучительно старался разобраться в сумятице мыслей. Поиски "выхода", правды не имели ничего общего с политическими разногласиями. Его дума "металась", как "зафлаженный на облаве волк в поисках выхода, разрешения противоречий". Революция вернула Мелехова к земле, к любимой семье, и он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью к казакам, несправедливостью к пленным заставила взяться за оружие: не мог ни простить, ни забыть Григорий гибель Чернецова, бессудный расстрел пленных офицеров.

Тщетные поиски правды, "под крылом которой мог бы согреться каждый", - ещё одна причина трагических метаний Григория Мелехова. Такую правду он ищет у белых, у красных, но не находит её. "Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрёт... А я другую правду искал. Душой болел, туда-сюда качался", – приходит к горестному выводу герой.

К поискам "выхода", к действию побуждают и сами ситуации, в которых оказывается Мелехов. Так, вступление Григория в отряд повстанцев – в какой-то мере вынужденный шаг. Ему предшествовали бесчинства пришедших в хутор красноармейцев, их намерение убить Мелехова. Позже, в последнем разговоре с Кошевым, герой скажет: "Ежели б тогда на гулянке не собирались убить красногвардейцы, я бы, может, и не участвовал в восстании".

Поворотным в судьбе героя оказался спор в исполкоме с друзьями Котляровым и Кошевым. Резко обострились их отношения и оттого, что стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их, - "родилось глухое, неумолчное раздражение".

Причины трагических метаний Григория Мелехова обусловлены, с одной стороны, историческими обстоятельствами, с другой – особенностями его эмоционально-психологического склада. От эпизода к эпизоду нарастает несоответствие между стремлением человека к созиданию и окружающей его жизнью. В Григории ярко выражено личностное начало – желание дойти до сути. Его страстная любовь к миру, к земле приводит к тому, что герой путается и переходит из одного лагеря в другой, но в каждой из воюющих сторон не находит нравственной правды. Трагедия этого человека в том, что он не желает подчиняться, он хочет быть хозяином своей судьбы, а это в тех условиях невозможно. Путь Григория Мелехова – трагический путь обретений, ошибок и потерь, пройденный русским народом в переломный момент истории.

В ХХ веке тема безнравственности выбора между "своими и своими" развивается в творчестве М.А.Булгакова. В романе «Белая гвардия» показаны трагические метания героев, последовавшие за разладом окружающего мира. Как М.Шолохов, так и М.Булгаков пришёл к выводу: устоять на грани в борьбе двух начал сложно, но гораздо важнее остаться человеком.