Группа arax. История группы «Аракс», В

Весной 1971 года группа получила название «Аракс». Состав группы весной 1971 года: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные. Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» Александра Буйнова, игравшего в тот момент в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним на смену Гарику Касабову (ударные) из группы «Витязь» приходит Борис Богрычёв. Так образовывается один из наиболее сильных составов «Аракса»: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные. На концертах «Аракс» играет в первом отделении композиции таких групп, как « », «Led Zeppelin», «Ten Years After», «Deep Purple», а во втором отделении - русские песни.

В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окрестностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола…

К началу 1973 года состав группы выглядел следующим образом: Эрик Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из «Скоморохов»), Борис Богрычев (барабаны). Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов, «Аракс» участвует в спектаклях Ленкома «Тиль» (1974) и «Автоград ХХI» (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях. В этот период (1973-1978) состав группы постоянно меняется. К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в «Весёлые ребята», его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из «Високосного Лета». Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. Из люберецкой самодеятельной группы «Мы» появляется певец и басист Сергей Беликов.

1978-1982
В 1978 году в группе работали Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара) ушел из группы, в группу пришел Вадим Голутвин, позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка). В конце 1980 года Сергея Беликова заменил Евгений Маргулис. В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гастролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю. Антоновым, А. Зацепиным, А. Пугачевой, Т. Анцифировой, Л. Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению, главная работа группы, диск «Колокол тревоги», так и не вышел! Зато в 1980 году вышла и разошлась тиражом почти 2 млн экз. (по данным журнала «Афиша») литературно-музыкальная композиция «Исповедь» (Композитор Глеб Май, стихи Евгения Евтушенко). Эта рок-поэтория была исполнена в следующем составе (группа «Аракс»): солист А. Алешин, гитаристы В.Голутвин и С. Рудницкий, ударник Г. Хащенко. На клавишах и флейте играл Г.Май. Стихи читал Е. Евтушенко. В записи принял участие Струнный ансамбль ГАБТ СССР.

1983-2001
Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности группы «Аракс», участники группы не приняли предложение выступать под другим названием. Группа распалась, музыканты разошлись по разным проектам: «Аэробус», «Феникс», «СВ». В конце 80-х идеология изменилась, барьеров не стало, Сергей Рудницкий реорганизовал группу под прежним названием «Аракс» в татре «ЛенКом». В новый состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), бывший басист «Динамика» Сергей Рыжов и экс-гитарист «Рок-Ателье» Сергей Березкин, в театре с группой работает Александр Садо (вокал). Сессионно с группой работают Тимур Мардалейшвили (гитара), Александр Виста (акустическая гитара, вокал).

2002-2004
Первое выступление «Аракса» состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе «Три Кита» на 8-часовом гала-концерте. Во вновь организованный состав «Аракса» вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.

«Аракс» участвовал в концерте «ДИСКОТЕКА-80», выступал в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении. В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека. Автором всех песен этой программы был Сергей Трофимов. Две песни программы, «Странная ночь» и «Пора все менять», вошли в телесериал «Боец». Запись издана на CD в 2006 году как приложение к журналу «VIP интервью» посвященного А.тАбрамову. В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность «Аракс» приостановил…

АРАКС, российская рок-группа (Москва). Группа, о которой можно сказать: вы слышали ее гораздо чаще, нежели можете себе представить, стартовала в самом начале 60-х годов, выступала на подпольных концертах и танцплощадках, работала в театре и записывалась со многими известными исполнителями (причем, как правило, анонимно).

Оригинальный состав АРАКСА - Юрий Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов (барабаны) - появился на свет весной 1971 на экономическом факультете Московского государственного университета. Все его участники были родом из Азербайджана, что и определило выбор названия (Аракс - река на границе с Турцией и Ираном, бурный характер которой был под стать напору рок-н-ролла). Смены состава, неизбежные для студенческих групп, обычно подверженных воздействию сессий и дипломных работ, привели к тому, что через пару лет название осталось единственным, что связывало АРАКС с его корнями.

В составе: Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из СКОМОРОХОВ) и Борис Багрычев (барабаны) - АРАКС играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973 и услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра им. Ленинского Комсомола.

Захаров, который был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках. АРАКС с его профессиональным подходом и мощным ансамблевым звучанием, стал для него идеальным вариантом. В середине 70-х годов группа участвовала в спектаклях Ленкома «Тиль» (1974) и «Автоград ХХI» (1975), а также изредка выступала с концертами в Москве и ее окрестностях. Ее состав в этот период довольно часто менялся: Буйнов почти сразу же ушел к ВеселыМ РЕБЯТАМ и его сменил Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас); Багрычев уступил место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из ВисокосноГО ЛЕТА ; Лерман собрал свои ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН, Касабов ушел, из люберецкой самодеятельной группы МЫ появился певец и басист Сергей Беликов. Наконец, в феврале 1978 из ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ в АРАКС был приглашен блестящий гитарист Вадим Голутвин. Помимо работы в театре, участники АРАКСА снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии «Афоня», где спели свой тогдашний хит Мемуары (на стихи будущего текстовика КруизА Валерия Сауткина).

В 1978 в составе: Шахназаров, Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, АРАКС принял участие в, пожалуй, самой популярной постановке Ленкома тех лет - спектакле «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (музыка А. Рыбникова , либретто П. Грушко по мотивам поэмы П. Неруды). Спектакль с весьма смелой сценографией и оригинальным сюжетом, в основе которого лежала романтизированная биография чилийского разбойника-аутло, включал в себя множеством запоминающихся мелодий, отмеченных жестким рок-н-ролльным звучанием. Он сразу стал событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей страны. Вскоре он был записан на «Мелодии» и вышел двойным альбомом, пользовавшимся колоссальным успехом.

В сентябре 1978 Шахназаров, который был организующей силой АРАКСА на всем протяжении его театральной эпопеи, ушел в РЕЦИТАЛ Аллы Пугачевой . На его место из джаз-роковой ВИКТОРИИ пришел виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979 состав группы усилил скрипач и певец ВеселыХ РЕБЯТ Анатолий Алешин. Высокий профессиональный уровень обусловил постоянный спрос на АРАКС как на сессионных музыкантов: в конце 70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам «31 июня» и «Узнай меня», тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием Антоновым .

Новый всплеск интереса к отечественному року, фестиваль «Весенние ритмы в Тбилиси» (куда АРАКС был приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп подвигли АРАКС на уход из театра на условно-вольные филармонические хлеба - в апреле 1980 они стали артистами «Росконцерта». (Их место в театре тут же заняло Рок-Ателье Криса Кельми) Той же весной группа записала на «Мелодии» материал своего дебютного диска «Колокол тревоги» (он так и не был издан), летом приступили к работе над новой программой «Дай нам сил, Земля» (заглавный двенадцатиминутный номер звучал на ее концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но в то время не изданы). АРАКС много гастролировал, отлично звучал живьем и исполнял на сцене как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.

В октябре 1980 Беликов решил вернуться в Самоцветы . Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в стадии распада ВоскресениЯ . Вместе с ним в АРАКСЕ появились песни его коллеги по ВОСКРЕСЕНИЮ Алексея Романова: Солнцем освещенная дорога, Снилось мне, Мне достаточно просто удачи. В этом составе АРАКС играл до осени 1981, а в августе 1982 был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР. Рудницкий, а за ним и Маргулис ушли в новую группу Юрия Антонова АЭРОБУС, а Абрамов и Мардалейшвили стали участниками группы Стаса Намина , однако весной 1983 покинули ее, прихватив с собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти репертуар) АРАКСА в новой группе с многозначительным названием ФЕНИКС. В 1985 группа была вынуждена сменить имя на ВЕТЕР, потом стала ГЛОБУСОМ, но, в конце концов, распалась около 1986.

Лишь в 1989, когда большинство идеологических бастионов рухнуло, Рудницкий смог реорганизовать АРАКС. В осовремененную версию группы вошли Абрамов, Парфенюк, бывший басист ДинамикА Сергей Рыжов и экс-гитарист Рок-Ателье Сергей Березкин.

Андрей Бурлака

Дискография:

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (Мелодия, LP, 1978; L-Junction, 1997)
Аракс (A-RAM, 1994)
Кружатся диски 1970-80 (Мелодия, 1996)

История

В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году , когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах .

Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В -м новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

В состав ленкомовского «Аракса» в -м году входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные .

Основные источники

Имя "Экономисты" было использовано один раз на смотре худ. самодеятельности

МГУ, когда уже играли Эдик и Гарик Касабовы с мэтром Вадимом Маршевым (см. инет Вадим Иванович Маршев). А В 1968-1969гг автор этих строк играл в группе без названия с однокурсниками: Валера Рясков:(R.I.P.)- бас, Гена Ерёмин - барабан и тарелка, Миша Жернов - клавиши под контролем Вадима Маршева. Вот когда Гарик поступил на факультет, а Эдик научился играть на басу, вот тогда стали играть втроём. Шашик-Сааков, путался под ногами, реально помогал Гена Гаспарян и Миша Румянцев с МЕХМАТа. Студенты физ. ф-та пединститута (корпус у М.Спортивная), отдыхавшие в с/п "Солнечный" и пр. помнят, что на танцах играла группа АРАКС. На сайте АРАКСА кто-то заботливо удалил фото, сделанное летом 1971 года в спортлагере МГУ в Пицунде (см. альбом "Аракс давно и недавно" на моей странице в Вконтакте). Только ОСЕНЬЮ 1971 появился Шахназаров и затем Буйнов. Захотелось попасть в историю саакову и добрюха ему помог. Алексей Пантелеев.

Дискография

  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1979, миньон)
  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1980, миньон)
  • Исповедь (1980)
  • Колокол тревоги (1980)
  • Группа «Аракс» (1981, миньон)
  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1981, миньон)
  • Araks 87-90 (CD, 1993)
  • Old, But Gold 1981-1991 (1996)
  • Raritet! 2006

Сборники

  • The best of Live 1981 (сборник, 1996)
  • Аракс (1996)
  • Юнона и Авось (2002)
  • Limited Edition (De luxe collection) (2003)
  • Аракс 2003 (2003)
  • Звездная серия 2003

Концерты

  • Концерт «Аракс 20 лет спустя» (1989, театр «Эрмитаж»)
  • Концерт в честь DI (2008)
  • участие в концерте ВИА Хит-Парад (10.12.2010 г., Крокус Сити Холл)

Другие проекты

  • Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1978, винил, рок-опера)
  • 31 Июня (1980, сборный саундтрек)
  • Узнай меня (фильм)

Группа «Аракс» - это вокально-инструментальный коллектив, добившийся наибольшей популярности во второй половине 70-х годов. Коллектив тесно сотрудничал с популярными (в то время) композиторами (Александром Зацепиным, Алексеем Рыбниковым, Геннадием Гладковым, Юрием Антоновым) и эстрадными исполнителями (Татьяной Анциферовой, Аллой Пугачевой, Ларисой Долиной).

Как это было

В конце 60-х годов, как грибы после дождя, в Советском Союзе стали организовываться самодеятельные коллективы, называющие себя «битниками». Само слово «рок» в те времена еще не употреблялось.

Музыка этих ансамблей выгодно отличалась от традиционных ВИА, исполняющих песни советских авторов, членов А так как музыкальные произведения «битники» старались писать сами, то их творчество официально не признавалось, а, соответственно, о выходе на большие сцены им можно было и не мечтать (не говоря уже о какой-либо официальной записи их творчества). Уделом выступлений бит-групп были подвалы и полуподвалы, в лучшем случае турбазы домов отдыха приморских курортов. Изредка можно было договориться с руководством заштатного техникума или училища о предоставлении актового зала. В этом случае чаще всего выступление заканчивалось, едва начавшись. Такой концерт пресекался доблестным милицейским нарядом.

Самыми популярными в то время бит-командами были: «Блики», «Лучшие годы», «Атланты», «Рубиновая атака», «Скоморохи», «Второе дыхание», «Высокосное лето», «Сокол», «Оловянные солдатики». Все они сгинули, не оставив после себя практически никакого следа. Если их песни и были записаны кустарным способом на допотопные примитивные то сами пленки давным-давно размагнитились, осыпались, порвались, а с течением времени просто пришли в негодность.

Выжили лишь те коллективы, кто смог приобрести профессиональный статус, войдя в состав какой-либо государственной структуры, например театра или филармонии. Таких ансамблей оказалось немного, а до сегодняшнего дня дожили практически два: «Машина времени» и «Аракс». С конца 70-х годов их стали называть рок-группами.

Группу «Аракс» создали в 1968 году три музыканта-аматора: Эдуард Касабов (бас, вокал), (гитара, вокал) и Гарик Касабов (барабаны). Руководил ансамблем Вадим Маршев. Группа исполняла как песни собственного сочинения, так и кавер-версии популярных (в то время) зарубежных рок-групп: «Дип Перпл», «Битлз», «Лед Зеппелинг». Кстати, неплохо на английском языке пел Эдик Касабов, студент Московского института иностранных языков. По имени его матери (Араксы), по утверждению некоторых музыкальных знатоков, и была названа группа. Хотя большинство утверждает, что название коллектива - это одноименная река в Закавказье.

Период становления и славы коллектива

В 1971 году в группе появляется новый вокалист Юрий Шахназаров, до этого выступавший в «Скоморохах» А. Градского. На следующий год в коллектив вливаются и Борис Багрычев. В составе: Буйнов (клавиши), Шахназаров (гитара, вокал), Касабов (бас) и Багрычев (барабаны), группа активно выступает в Подмосковье.

Особенно она имеет успех в городе Люберцы. Во время одного из многочисленных выступлений команда была замечена театральным режиссером Марком Захаровым, ставившим музыкальные спектакли и ищущим ансамбль для музыкального сопровождения постановок. Таким образом, с 1973 года рок-группа «Аракс» становится членом труппы театра Ленинского комсомола.

Группа приняла участие в постановке спектаклей «Тиль» и «Автоград XXI» (композитор Г. Гладков). Но наибольшую популярность коллективу принесла рок-опера А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Тысячи меломанов имели в своей коллекции магнитную пленку с записью этого произведения.

В первой половине 70-х годов в ансамбле происходят и большие кадровые изменения. Одни музыканты приходили (Сергей Рудницкий, Александр Данилович, Анатолий Абрамов, Александр Полонский, Александр Лерман, Сергей Беликов, Александр Садо), другие (Александр Буйнов, Борис Багрычев, Эдуард Касабов) уходили.

В 1974 году группа запомнилась своим участием в фильме Г. Данелия «Афоня», исполнив песню собственного сочинения (автор Ю. Шахназаров) «Мемуары». В конце 70-х годов состав группы «Аракс» меняется кардинально. В коллективе появляются такие профессиональные музыканты, как Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Анатолий Алешин, Евгений Маргулис. Группа покидает театр Марка Захарова и делает попытку самостоятельной концертной деятельности. С 1980 по 1982 год ансамбль дал 876 выступлений. В это время группа работала с популярными композиторами и певцами. Любители музыки со стажем наверняка помнят легендарный союз, который образовали композитор и певец Юрий Антонов и группа «Аракс». Вся страна пела их знаменитые хиты: «Анастасия», «Не забывай», «Золотая лестница», «Дорога к морю» и др. В это время «Аракс» - группа, что помогла засветиться таким певицам, как Т. Анциферова, Л. Долина, А. Пугачева.

В 1982 году Министерство культуры СССР издает приказ, запрещающий концертную деятельность целому списку ансамблей, не прошедших прослушивание худсовета. Кстати, в этот список попали такие известные в то время коллективы, как «Альфа», «Круиз», «Карнавал», «Жар-Птица». В их число попал и «Аракс». Группа распалась и прекратила свое существование до 1987 года.

Возрождение

В 1987 году ансамбль возрождается и записывает альбом старых песен начала 80-х годов. При этом инструментальная запись осуществляется в России, а голосовая - в США. Там вокальные партии записывает Так появилась пластинка с названием «Old, but gold».

В апреле 2002 года состоялось первое выступление возрожденного ансамбля «Аракс». Группа приняла участие в сборном гала-концерте в торговом комплексе «Три кита». Далее были выступления на телевидении в записи программы «Дискотека-80», концертные выступления в различных городах, участие в телепередачах на российских каналах «РЕН-ТВ», «НТВ+», «Столица».

Настоящее время

В настоящее время сложилась ситуация, когда существуют два ансамбля с названием «Аракс»: группа классического состава (Голутвин, Мардалейшвили, Тимофеев, Алешин, Васюков) и «Ленкомовского» (Рудницкий, Абрамов, Парфенюк, Садо, Зарипов). «Ленкомовцы» - это те музыканты, что не решились идти на «вольные хлеба» в 1980 году. Сейчас оба коллектива активно гастролируют по стране, а неискушенному зрителю трудно разобраться, кто есть кто.











Аракс - московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е.
Cотрудничала с популярными композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.
Весной 1971 года группа получила название "АРАКС", состав группы: Эрик Касабов бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров соло-гитара, Гарик Касабов ударные.
Юрий Шахназаров приглашает в "Аракс" АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, игравшего в тот момент в группе "Скоморохи". Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов "Аракса».
На концертах "Аракс" играет в первом отделении композиции таких групп, как "Santana", "Led Zeppelin", "Ten Years After", "Deep Purple", а во втором отделении русские песни. Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов "Аракс" участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях.
К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в "Весёлые ребята", его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из "Високосного Лета".
Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. В 1975 году из Красногорской самодеятельной группы "Мы" приходит певец и басист Сергей Беликов. В конце этого же года группа знакомиться с вокалистом Александром Садо. В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» — «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996 ).
В 2002 -м году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось» . В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» — Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.
В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса». Был записан альбом RARITET!, состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым. Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.
Осенью 2015 года в состав группы вернулся вокалист Анатолий Алешин. Анатолий Абрамов полностью сосредоточился на работе в театре и в группу пришел барабанщик Иван Васюков, ранее работавший с Николаем Арутюновым, группами «Ключи», «7Б», «ГОРОД 312».
Чтобы узнать условия приглашения группы Аракс на Ваше мероприятие, звоните по телефонам концертного менеджера размещенных на официальном сайте концертного агента группы Аракс. Информация о гонораре группы и концертный график будет дана Вам для того, чтоб Вы могли пригласить группу Аракс на мероприятие, заказать выступление группы на юбилей. Просим, заранее уточнять и бронировать свободные даты выступления группы!