История квиллинга. ВСЕ О Квиллинге - искусстве бумагокручения

Наталия Васильева
Исследовательская работа по теме «История квиллинга. Сочетание элементов квиллинга в своей творческой работе»

ВВЕДЕНИЕ.

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, придумывали игрушки для детей. Современные школьники, несмотря на загруженность и «закомпьтерность» все равно остаются детьми, фантазерами, выдумщиками и творцами . Я считаю, что очень важно и полезно приобщать детей к изучению декоративно - прикладного искусства, воспитать в них любовь к прекрасному. Квиллинг , как один из видов декоративно - прикладного искусства, на мой взгляд, имеет большие возможности : развивает мелкую моторику, успокаивает, снимает агрессию и развивает вкус. Кроме того, он полезен для развития пространственного воображения и, наконец, просто фантазии человека. Задумавшись над этим, я поставил перед собой такую цель.

Цель : изучить историю возникновения и развития техники декоративно – прикладного

искусства квиллинг , научиться новой техники обработки бумаги – квиллингу - в

кружках и в свободное от занятий время.

Для достижения цели мне предстоит решить следующие задачи :

1. Изучить литературу и другие источники по теме исследования ;

2. Познакомиться более подробно с новым видом конструирования – квиллингом , научиться изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу и т. д.) и из них составлять различные композиции (от простых до более сложных) ;

3. Заинтересовать и увлечь других детей школы

4. В процессе работы развивать и воспитывать в себе такие качества, как усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

Актуальность : в последнее время возрождается интерес к народным промыслам и декоративно – прикладному искусству, а квиллинг , как один из его видов, очень интересен, но недостаточно известен для меня. На мой взгляд, если школьники поближе узнают о квиллинге и овладеют этой техникой, их интерес к декоративно – прикладному искусству возрастет, следовательно, появится больше творческих ребят .

Гипотеза : освоение данной техники позволит лучшему развитию нашей мелкой моторики, а

также пробудит интерес, фантазию в создании необычных творческих работ .

Этапы исследования :

первый этап – теоретический (октябрь – ноябрь 2015-2016 уч. года)

второй этап – практический (ноябрь – декабрь 2015-2016 уч. года)

третий этап – аналитический (январь 2015-2016 учебного года)

Значимость - в ходе исследования я изучил историю возникновения и развития одного из видов декоративно – прикладного искусства квиллинг и создал панно в технике квиллинг .

ИСТОРИЯ КВИЛЛИНГА .

Несколько слов о бумаге.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить , создавать

неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. «Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком ». Претерпевая изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена в своём многообразии : цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем. С помощью бумаги можно украсить ёлку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое-многое другое, что интересует ребенка. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках .

Что такое квиллинг ?

Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем превращаются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции. Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» и переводится как «птичье перо» . Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги : чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него.

Как и когда возник квиллинг ?

История квиллинга довольно необычна . У квиллинга длинная история – обработка бумаги была известна ещё в Древнем Египте. Египтяне в качестве основного материала использовали папирус. Также это искусство было известно в Китае и на Среднем Востоке. Хотя происхождение квиллинга нигде не зарегистрировано, многие считают, что этот вид искусства появился сразу после изобретения бумаги в Китае в 105 году. Другие источники считают , что этот вид искусства существовал в Древнем Египте. Очевидно одно – у квмиллинга богатая история . В Корее квиллинг входит даже в школьную программу. А так же считается видом национального искусства.

Это рукоделие называется «guilling» – от слова «guill» или «птичье перо» . Бумагокручение быстро распространилось в Европе. Искусством бумагокручения в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. К сожалению, бумага – недолговечный материал и долго не хранится. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Каждая работа квиллинга требует огромного времени на изготовление, отличается величайшей тонкостью и состоит из сотен мельчайших деталей, объединённых в одну совершенную композицию.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КВИЛЛИНГЕ .

Что нужно для квиллинга ?

Для создания картин и украшений из бумажных полосок понадобится специальный стержень с прорезью на конце. Инструмент должен быть металлическим, но можно пользоваться и пластмассовым. Иголку для скручивания можно купить и в магазине. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, из вязальной спицы. Можно накручивать бумагу на зубочистку или смастерить прибор из толстой иглы.

Для работы в технике квиллинг существуют линейки с отверстиями разного диаметра, которые позволяют создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки. Ножницы, пинцет (можно купить в аптеке, клей ПВА (или любой другой достаточно густой клей, обычно берётся бутылочка с небольшим отверстием, чтобы было легче контролировать количество клея.

Бумага – «королева» квиллинга , поэтому к её выбору надо относиться очень внимательно. Бумага должна быть окрашена с двух сторон. Бумага не должна быть очень тонкой (иметь небольшую плотность, т. к. в скрученном состоянии может не очень хорошо держать форму. Длина бумажных полосок – 15-60 см, ширина - от 3 мм до 7 мм. Есть и специальные наборы готовых нарезанных полосок бумаги для квиллинга , которые можно купить в магазинах. Главное требование к заготовкам будущих спиралей-роллов – это идеально ровная форма. Но если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно. Чтобы добиться этого, следует аккуратно разрезать лист формата А4 на полоски самостоятельно. Часто в процессе работы полоски для квиллинга можно разрезать на части, если требуется короткий отрезок, или можно склеивать вместе, если того требует длинный размер детали. Иногда соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.

Техника бумагокручения и основные формы.

Основным элементом в квиллинге является ролл . Для его выполнения надо брать бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с прорезью на конце . Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем. Я вас познакомлю с некоторыми элементами квиллинга , которые я уже изучил и умею ими пользоваться :

1)сжатый ролл : скрутите ленту и приклейте ее конец, не снимая спираль с иглы. свободная спираль : скрутите ленту, снимите спираль с иглы и, прежде чем приклеить конец, дайте ей раскрутиться.

2)капля : сделайте свободную спираль и сожмите ее с одной стороны, чтобы она приобрела форму капли треугольник. Сделайте свободную спираль, и сожмите се в трех местах, чтобы получился треугольник.

3)глаз : сделайте свободную спираль и сожмите противоположные стороны, придав ей форму глаза.

4)полукруг : сделайте свободную спираль, сожмите два угла так, чтобы одна сторона заготовки была ровной, а другая – закругленной.

5)квадрат : сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза. Поверните его на 900 и приплюсните другие противоположные стороны. 4 приплюснутых конца должны быть равно удалены друг от друга.

6)конус : закрутите тугую спираль в виде конуса, приклейте кончик ленты, затем снимите заготовку с иглы.

7)завиток сердце : сложите в центре бумажную полоску. Затем сверните вовнутрь два конца в рулончик.

8)завиток :сложите в центре бумажную полоску пополам. Затем накрутите два конца, направляя их наружу

9)стрела : сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде треугольника. Два угла прижмите друг другу - получится стрелка.

10) лист : сделайте свободную спираль, сожмите ее в виде глаза и загните уголки в разные стороны. Экспериментировать с роллом можно сколько угодно, в зависимости от вашей фантазии будут рождаться новые и новые элементы .

Знакомство с квиллингом мы начали в октябре месяце в кружке «Умелые руки» . Мне очень понравился этот вид искусства и я стал дополнительно заниматься квиллингом , начал изучать глубже, чтобы лучше понять его «тайны» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сейчас квиллинг очень широко распространён. Этим искусством увлекаются многие люди разных возрастов и профессий. Во многих странах создаются ныне Клубы квиллинга . В России квиллинг приобретает все больше поклонников и это не случайно. На своем личном я убедился в значении квиллинга для своего развития : данная техника позволяет не только развивать наши пальчики, но и позволяет творить волшебство , требуя усердия, терпения и фантазию.

Занятие квиллингом развивает мелкую моторику руки, концентрацию внимания, усидчивости, аккуратность при работе с мелкими и хрупкими деталями.

Квиллинг для нашей семьи стал хобби, увлекательным семейным развлечением. Бумагокручение не требует денежных и временных затрат, но зато очень интересно. Я уже сделал панно и подарил его крёстной на день рождения. Занимайтесь квиллингом , сделайте свою жизнь ярче. Конечно же, ошибки в работе есть , потому что я только учусь. А я для себя узнал многое.

Познакомив своих одноклассников с этим замечательным видом декоративно – прикладного искусства я понял, что сделал это не зря, многие из них тоже стали с интересом заниматься квиллингом . Я не намерен останавливаться на достигнутом, и хочу продолжить исследование , подробно изучить другие виды квиллинга .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 22

Волшебный мир квиллинга

Секция: Декоративно-прикладное искусство

МБОУ "СОШ № 22" 3 Д

Научный руководитель

Чикунова Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ "СОШ № 22"

Курган, 2017 г.

Введение

Бумага. Казалось, все о ней сказано, столько из нее сделано. Бумага даёт большой простор творчеству. Создавая свой мир из бумаги, человек становится созидателем доброго мира. В этом и есть необходимость сегодняшнего дня. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» - говорил В.А Сухомлинский. Из всего разнообразия техник с бумагой: аппликация, папье-маше, оригами, мне больше всего понравилась техника «квиллинг», с которой я познакомилась на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Квиллинг развивает конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Всё это необходимо современному человеку. Квиллинг, безусловно, требует и времени, и настройки исключительно на позитивный лад, чтобы воспринимать свою работу как полезный и изысканный труд. Эта техника требует кропотливой работы, аккуратности, фантазии.В результате кропотливого труда из обычных полосок бумаги получается настоящее произведение искусства.

Издавна, в нашей стране прикладное творчество было частью нашей жизни: вязание салфеток крючком, вязание спицами, вышитые картины. Их можно было дарить своим друзьям и близким. Это считалось хорошим подарком. Однако, в конце прошлого столетия, мы стали более требовательны к подаркам: нам понадобилось всё заграничное, более, как нам казалось, модное. Но, к счастью, на протяжении последнего десятилетия, мы постепенно стали возвращаться к своей культуре, к своим ценностям.

Так возник проблемный вопрос: имеют ли ценность вещи, сделанные своими руками?

Цель исследования: изучить историю развития квиллинга, оценить его роль в жизни современного человека.

Изучить историю возникновения техники квиллинг;

Освоить новую технику;

Привлечь внимание одноклассников к данной технике;

Выполнить изделия в технике квиллинг.

Гипотеза: если познакомить одноклассников с историей возникновения и развития квиллинга, с техникой его выполнения, то увеличится количество детей, желающих освоить эту технику.

Методы исследования:

Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

Провести опрос;

Провести мастер-класс для одноклассников.

Глава 1. Квиллинг. Понятие, история развития, виды

1.1 История развития

Квиллинг (англ. quilling -- от слова quill "птичье перо")-- искусство изготовления композиций из скрученных в спиральки узких и длинных полосок бумаги.

Скрученным спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, их называют модулями. Уже они и являются «строительным» материалом (кирпичиками) в создании работ - открыток, альбомов, картин, рамок для фотографий, украшений, предметов декора и т.д.

История бумагокручения уходит корнями в Древний Египет, когда из папируса стали изготавливать различные элементы украшений. Также в древние времена этот вид искусства был известен на Востоке.

Широкое распространение искусство бумагокручения получило в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали средневековые монахи. Они обрезали позолоченные края книг, затем накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в небогатых церквях).

Старинные работы мастеров бумагокручения не дошли до наших дней, в связи с нестойкостью материала. Но иконы XVII века, оформленные в этом стиле можно увидеть во многих европейских музеях.

Квиллинг имел большую популярность в знатных домах Германии и Англии. В те времена даже выпускались специализированные журналы с описание техник и пошаговыми инструкциями по изготовлению различных бытовых мелочей - от коробочек для чая и «грелок» на чайники до шкатулок и корзин. Это был своего рода прообраз современных мастер-классов.

В XV--XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке -- дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Ценительницами этого искусства считаются и коронованные особы, например, дочь Георга III Элизабет (принцесса Елизавета), которая, говорят, подарила своему врачу ширму, сделанную в технике квиллинга. Многие её творения до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Другие почитатели бумагокручения - королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также писатели Джейн Остен и сестры Бронте.

На Востоке квиллинг также полюбился местным мастерам. Корейская школа бумагокручения немного отличается от европейской, как, в принципе, и отличаются эти культуры. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера в своем стиле создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Известные своим почтением к мелочам и кропотливостью, японцы и китайцы создают изящные произведения искусства, используя технику скручивания тончайшей бумаги.

Большую часть XX века квиллинг был забыт, и только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство, завоевывая новых поклонников по всему земному шару. Бумага различных цветов и фактур стала доступна многим слоям населения, и рукодельницы вновь открыли для себя это ажурное искусство.

Квиллинг любят во всем мире, а в Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, где можно было полюбоваться не только современными творениями, но и старинными изделиями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая -- в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры. Сейчас мастера квиллинга активно выставляют свои творения на выставках по рукоделию и прикладному творчеству по всему миру.

В Южной Корее тоже существует Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества, в том числе и бумагокручения.

В России данное искусство также стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.

Ежегодно проводятся выставки и мастер-классы, где можно научиться разным секретам у знаменитых мастеров.

1.2 Материалы и инструменты для квиллинга

Для создания квиллинг-композиций и изделий используются следующие материалы и инструменты:

1. Бумага. Чаще всего, используется цветная бумага, нарезанная полосами определенной ширины и длинны.

2. Инструмент для накручивания роллов. Самый распространенный, классический вариант, похож на обычное шило. Также можно использовать для этой цели зубочистку.

3. Клей. Клей вам понадобится для фиксирования края полосок и фигур, а также для объединения элементов в одну композицию. Чаще всего используется ПВА, но можно взять и любой другой клей.

4. Ножницы.Для разрезания бумаги на полосы, а также полосы на части.

5. Пинцет. Если придется делать небольшие детали и потом соединять их вместе. Он нужен как для прижимания проклеенного конца полоски, так и для манипулирования готовыми деталями.

6. Специальная линейка с отверстиями разных диаметров для разных базовых форм.

7. Макетный нож, обычная линейка и коврик для нарезки полосок. Они пригодятся, если вы решите нарезать полоски самостоятельно.

8. Плотная бумага или картон для фона.

9. Специальный гребешок, с помощью которого создаются различные декоративные элементы (методом переплетения полосок между зубчиками). В качестве такого инструмента можно использовать и обычную расческу с длинными зубцами.

1. Простой квиллинг - скручивание полосок в спираль и создание рисунка с помощью подбора цветов. Этот вид подходит для новичков, он поможет овладеть необходимой сноровкой для дальнейшего овладения более сложного скручивания.

2. Филигранный квиллинг - заключается в том, что готовая спираль не закрепляется клеем. Такой вид используют для изготовления цветов.

4. Петельныйквиллинг - в основе спирали лежат петли.

5. Объемныйквиллинг - работы из полосок имеют объемную форму. Является самым сложным видом.

1.3 Основные элементы квиллинга

Основным элементом в квиллинге является ролл. Для его выполнения берём бумажную ленту для квиллинга и инструмент для квиллинга с расщеплённым концом. Вставляем конец ленты в инструмент и начинаем накручивать. Потом аккуратно снимаем ролл с инструмента, а свободный конец ленты фиксируем клеем.(Приложение 1, рисунок 1)

Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определённым диаметром и слегка распустите его. Сместите центр ролла и зафиксируйте клеем. Затем возьмите его большим и указательным пальцами и сожмите.(Приложение 1, рисунок 2)

Скрутите ленту в ролл. Поместите ролл в отверстие линейки с определенным диаметром и слегка распустите его. Зажмите его между большим и указательным пальцами, сожмите его сначала с одной стороны, а затем аналогичным образом со второй. Можно немного придать фигуре некую асимметрию.(Приложение 1, рисунок 3)

5. Квадрат

Скрутите ленту в ролл. Зажмите его между большим и указательным пальцами и сожмите. Затем поставьте фигуру на ребро и снова сожмите.(Приложение 1, рисунок 4)

Перегните ленту пополам. Скрутите часть ленты от центра сгиба с одной стороны, а затем проделайте то же с другой стороны.(Приложение 1, рисунок 5)

Проделайте шаги, как для фигуры "Глаз", а затем загните немного края. (Приложение 1, рисунок 6)

8. Длинный листок

Для этого элемента нам понадобится расчёска-гребешок. Вставьте ленту между зубьями, сделайте один оборот, захватывая несколько зубьев и закрепите с помощью клея. При следующих оборотах захватывайте большее количество зубьев. Полученную фигуру снимите с расчёски, закрепите свободный конец клеем и сожмите её.(Приложение 1, рисунок 7)

Скрутите ленту в ролл, один конец зажмите, а на другом сделайте вмятину.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Первичный опрос

Заинтересовавшись данной темой и изучив литературу, возник вопрос: «Знают ли мои одноклассники, что такое «квиллинг»?

Для ответа на этот вопрос был проведен первичный опрос учащихся 4 класса. Всего было опрошено 23 человека. По результатам опроса оказалось, что только 2 человека из 23 знают, что такое квиллинг, 15 человек хотели бы научиться выполнять работы в технике «квиллинг» и 8 человек не хотели бы этому научиться.(Приложение 2)

Можно сделать вывод, что среди современных детей техника «квиллинг» не совсем популярна.

2.2 Мастер - класс

Для того, чтобы подтвердить свою гипотезу, было решено провести мастер-класс для 4 класса и изготовить картины в технике «квиллинг». В результате мастер-класса получились две прекрасные картины.

2.3 Повторный опрос

После проведения мастер-класса одноклассникам были заданы те же самые вопросы, что и в первый раз. На этот раз были получены следующие результаты: 22 человека из 23 знают, что такое «квиллинг», 18 человек хотели бы научиться выполнять работы в данной технике и только 5 человек не хотели бы этого.(Приложение 4)

По результатам повторного опроса можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Действительно, познакомившись с историей и техникой «квиллинга», увеличилось количество ребят желающих освоить данную технику. После проведения мастер-класса, многие ребята хотели бы продолжить заниматься дальше данной техникой.

Экономические расчеты

Таблица Расчет материальных затрат на выполнение картины в технике квиллинг из готовых полосок для квиллинга.

Из выше перечисленных расчетов следует, что общая себестоимость изделия составила: 18 рублей.

Таблица Расчет материальных затрат на выполнение картины в технике квиллинг из офисной бумаги.

Из выше перечисленных расчетов следует, что общая себестоимость изделия составила: 13,6 рублей.

Самая простая готовая картина в технике квиллинг, купленная в магазине будет стоить в среднем 300 рублей.

композиция бумагокручение инструмент квиллинг

Заключение

В современном декоративно-прикладном искусстве техника «квиллинг» очень популярна. Данная техника очень удобна, т.к. не требует значительных материальных затрат. Однако и простой ее не назовёшь, потому что для достижения хорошего результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей, ведь от качества скручивания элементов зависит общая красота работы.

В технике «квиллинг» можно изготовить различные изделия, которые станут прекрасным украшением интерьера или подарком.

В ходе исследовательской работы цель достигнута, решены поставленные задачи.

Практическая работа доказывает правильность гипотезы. Познакомившись с техникой "квиллинг", действительно увеличилось количество ребят, желающих научиться применять её.

Был проведен мастер-класс, в ходе которого изготовлены две картины, которые при бережном отношении на долго останутся в сохранности.

Список использованных источников

1. Уолтер Хелен, Популярный квиллинг, Ниола - пресс, 2008г.

2.Юртакова Л. В., Квиллинг: создаём композиции из бумажных лент, Издательство СКИФ, 2012г.

3.Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань - М.: Айрис-пресс, 2011. - 128 с.: ил. + цв. Вклейка 16 с

4.Джанет Уилсон. Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки. / Пер. с англ. У. Сапциной. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2010. -48с.:ил.

5.Донателла Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. - М.: ООО ТД «Издательство Мир Книги». 2010. - 96с., цв.ил.

6.Зайцева А.А. Квиллинг: новые идеи для творчества -М.: Эксмо, 2010. - 96 с.: ил.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Анализ возникновения, развития квиллинга и его современное состояние. Технологическая последовательность изготовления цветочной композиции с применением техники квиллинга, основные базовые формы. Бумага и необходимые инструменты для квиллинга.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2012

    Исследование истории возникновения искусства бумагокручения. Изучение технологии изготовления бахромчатых цветов, букетов, животных в технике квиллинг. Описания материалов, инструментов и приспособлений. Основные этапы изготовления открытки с цветами.

    презентация , добавлен 19.11.2014

    Основные понятия пластичной анатомии человека и животных. Изучение кованых композиций скульптур. Основные правила композиционного построения скульптур из металла. Общие сведения о материалах, применяемых при создании скульптур. Виды орнамента изделий.

    реферат , добавлен 29.06.2015

    Тенденции современного искусства. Сопоставление времени создания нового направления и техники деятелей ассамбляжа. Идеологические побуждения автора на создание работ. Последствия для развития современного искусства в связи с изобретением новой техники.

    дипломная работа , добавлен 12.07.2013

    История возникновения декоративно-прикладного искусства, его роль в формировании художественного вкуса, обогащении профессионального искусства. Основные виды плетения, инструменты и приспособления, виды материала, обработка изделий, техника безопасности.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2009

    Понятие станковой живописи как самостоятельного вида искусства. Корейская живопись периода королевства Когурё. Виды изобразительного искусства и архитектура Силла. Выдающиеся художники и их творения. Особенности содержания корейской народной живописи.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Современное научное определение культуры. Понятие "культура" в искусствоведении, музыковедении, филологии. Разные виды деятельности людей с разными сторонами жизни с понятиями "культура". Основные элементы культуры. Культура - создание человека.

    реферат , добавлен 01.06.2008

    Практика зелёного строительства, ее составляющие. История возникновения садово-паркового искусства. Сады европейского средневековья. Классификация и планировка парков. Образное наполнение парковых композиций, их структура. Компоновка спортивных парков.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2010

    История возникновения жанра урбанистического пейзажа и правила его изображения. История возникновения графики, виды графики. Художники, работающие в графической технике. Типы графических композиций. Художники, работающие в жанре урбанистического пейзажа.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником - безгранично творческим человеком.

История квиллинга не совсем обычна, он переходил с Запада на Восток и обратно, обогащаясь при этом национальными особенностями разных культур.

Это рукоделие возникло в конце XIV века – начале XV века в Европе. До XVI века он считался искусством. В XIV - XVI века в Европе монахинями создавались изящные медальоны в этой технике, из бумаги с позолоченными краями. При рассмотрении этих миниатюрных бумажных шедевров создавалась иллюзия тонких золотых полосок.

Но бумага материал недолговечный и от средневековых шедевров мало что сохранилось. В XIX столетии дамы высшего общества таким образом проводили свой досуг.


Затем в XX веке квиллинг, как искусство был предан забвению, но затем вновь возрожден. На сегодняшний день он очень распространен. Создана целая индустрия по производству материалов и инструментов для него. На русском языке это искусство называют "бумагокручением", в Европе «quilling», от слова «quill» что в переводе с английского обозначает «птичье перо». Одни считают, что название связано с птичьим пером, которое использовалось в качестве инструмента, другие проводят ассоциацию с одним видом элементов, который похож на перо птицы.

Это искусство было распространено в Европе, но из-за дороговизны бумаги бумажная пластика была занятием только для высших слоев общества. Всерьёз увлекалась квиллингом английская принцесса Елизавета и многие ее работы находятся в лондонском музее Виктории и Альберта.

Бумага ассоциируется с непрочностью и недолговечностью.

Но, квиллинг с легкостью опровергает это – работы из бумажных элементов можно спокойно использовать в быту, например, конфетница выполненная в этой технике не сломается и не развалится.


Помимо Европы он известен и на Востоке. В Южной Корее есть даже Ассоциация любителей квиллинга. Но европейская и восточная техника имеют свои отличия. Европейская предполагает небольшое число деталей, лаконичность работ, мозаичность работ. Восточный же квиллинг - это шедевры ювелирного искусства из сотен мелких деталей. Корейские работы выполняются в течении огромного времени, отличаются величайшей тщательностью.

На данный момент в России много студий, где можно освоить этот вид рукоделия.

Квиллинг не теряет своей популярности, а в сегодняшнее время получил второе дыхание. Кратко об этапах происхождения и создания этого вида искусства описывается в древних летописях, это является прямым доказательством многовековых техник и традиций.

История возникновения квиллинга приходит из Древнего Египта, а в переводе с английского языка, означает – перья птиц, ведь все элементы будущих творений напоминают небольшое перо, вместе создающие гармоничное изделие.

Работая с бумагой, не только ребенок, но и взрослый человек расслабляется и получает релаксационное удовольствие.

Получив в результате шедевр – загорается еще больший интерес, и увлечение перерастает в настоящий творческий процесс.

Об этом искусстве упоминается:

  • В древних рукописях;
  • Рассказах предков;
  • Исторических очерках.

Из-за своей недолговечности и хрупкости, до сегодняшних дней сохранилось очень мало старинных изделий, поэтому в музеях очень дорожат этими древними экспонатами.

Интересная история квиллинга: коротко о первых изделиях

Первыми работами, созданными умельцами, являлись небольшие позолоченные кулоны, изготовленные из бумаги и перьев, мастерски скрученных между собой.

Даже рассмотрение вблизи вызывало восхищение.

Не удивительно, что подобная техника сохранилась и до наших дней.

Отличительными особенностями квиллинга разных времен являются:

  1. В древнем Египте это были небольшие иллюстрации, техникой создания которых коротко владели монахи и небольшое количество приближенных к ним людей.
  2. Европа отличилась в создании открыток, картин и имела в своих изделиях небольшую численность деталей.
  3. Азиатские страны превзошли своих предков, и довели технику квиллинга до полного совершенства. Они создавали разнообразные изделия, не ограничиваясь книгами или украшениями, добавляли большое количество мелких и крупных деталей, научились делать объемные предметы из бумаги.

Квиллинг получил восхищение и признание лучшими мастерами своего дела.

Незамысловатая история появления квиллинга в Англии

Дойдя до Европы, это искусство немного утратило популярность, ведь там, в качестве украшений преобладали драгоценные металлы и камни.

Благодаря принцессе Елизавете, которая всерьез увлеклась этим видом мастерства, произошло его повторное возрождение. Много ее работ сохранилось и до наших дней, в музеях в качестве эксклюзивных экспонатов.

После появления и стремительного возрождения квиллинга, стали проводиться не только выставки, но и фестивали, организовывались также и сообщества, на которых можно было не только показать себя в качестве мастера, но и научиться этому интересному виду рукоделия. Наиболее масштабными были 2 выставки – в Лондоне и Нью-Йорке. Они собрали вокруг себя огромное количество людей, и показали миру, как можно овладеть небольшими полосочками бумаги, превращая ее в произведения искусства.

Но наибольшего совершенства квиллинг достиг в странах восходящего солнца:

  • Японии;
  • Китае;
  • Корее.

Люди этих стран обладают большим терпением, усидчивостью, имеют совершенно отличительное от европейского типа мышление, и привносят частичку своей культуры в этот вид искусства. Именно в этих далеких странах стали превращать бумажную технику в совершенные изделия, значительно большей сложности и невероятной красоты.

Изделия из истории квиллинга

На сегодняшний день в подобной технике можно легко создать разнообразные изделия любой сложности.

А именно:

  • Открытки;
  • Шкатулки;
  • Картины.

Чтобы сделать подобные вещи, не потребуется много инструментов и времени, необходимо только запастись разноцветными полосками бумаги, также понадобится металлический или пластмассовый стержень с небольшой прорезью на его конце.

Новичкам можно попробовать самостоятельно изготовить подобный инструмент из шариковой ручки, чтобы понять, нравится ли им заниматься подобным видом рукоделия.

На Востоке предпочитают пользоваться тонким металлическим шилом, делая ровные и одинаковые закручивания.

Мастера более высокого уровня приобретают специальные линейки, позволяющие точно определить размер будущей детали, вставляя бумагу в требуемое отверстие. Также всем понадобится густой клей, находящийся в тюбике с длинным кончиком, ножницы небольшого размера и пинцет, для точного расположения всех необходимых деталей.

Бумага должна быть окрашенной с двух сторон и иметь правильную плотность. На сегодняшнее время любителям этого вида искусства так облегчили работу, что полоски любого размера, длины и ширины можно приобрести в магазинах для творчества или канцелярии.

Также специалисты прибегают к различным хитростям – разрезают полоски для получения более мелких деталей, склеивают между собой стандартные – получая крупные объекты. А если сделать постепенное соединение разных цветов, склеивая их между собой, можно достичь плавного перехода и эффекта амбре.

Существую наиболее простые и базовые элементы, выполнить которые может и ребенок:

  • Ролл – для его создания, конец бумаги просто вставляется в инструмент и накручивается, а свободный закрепляют впоследствии клеем;
  • Капля – делается таким же способом, только после фиксации клеем, ее конец сжимается пальцами;
  • Если сжать подобный элемент с двух сторон, можно получить лепесток или глаз, а прижав посредине – небольшое сердце.

Комбинируя между собой эти элементы и экспериментируя, можно достичь ошеломительных результатов в мастерстве. Если первое время трудно сложить в воображении готовый образ, то можно сделать небольшие наброски элементов на бумаге.

Всегда актуальными будут цветочные композиции, выполненные в подобной технике, они подарят радость любой маме или подруге в любой праздник. Потратив немного усилий и времени, можно сделать очень оригинальный и запоминающийся подарок, получив в результате массу комплиментов.

Подобный вид рукоделия очень положительно влияет на детский организм, он развивает усидчивость, прививает вкус, улучшает мелкую моторику пальцев. Специалисты рекомендуют занимать детей разными видами творчества с малых лет, прививая им эстетический вкус и отвлекая от компьютера и телевизора. В Восточных странах этот вид искусства получил широкое распространение и даже стал немного отличаться от европейского.

Увлекательная история квиллинга (видео)

Так как изделия ручной работы достаточно дорого ценятся на сегодняшнее время, то можно превратить подобное любимое увлечение в хороший заработок. Даже в школьную программу внедрили различные виды рукоделия, не ограничиваясь шитьем, рисованием и вязанием.

Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.