Как нарисовать страх из головоломки. Рисование страхов

Все дети в определенном смысле – художники. Каждый ребенок, начиная с 2–3 лет, с увлечением рисует. Изобразительная деятельность для маленького ребенка естественна и приятна, и только к подростковому возрасту тяга к рисованию остается лишь у художественно одаренных детей. Изобразительная деятельность формируется по мере становления психики ребенка и может в известной степени служить показателем его психического развития. В детском рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы и личности малыша.

Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых, так как для ребенка рисование является не искусством, а речью. У малыша осознание окружающего происходит быстрее, нежели накопление слов, поэтому рисование дает ему возможность легко выразить то, что он переживает. Поэтому рисунок может дать ценные сведения.

Все дети проходят одни и те же стадии развития рисунка:

Доизобразительный этап

(от 1,5 до 3,5 лет). Это период каракулей, марания, когда ребенку интересен сам процесс оставления следов на бумаге (или другой поверхности) и неважен результат деятельности. Цвет на этом этапе тоже не имеет смыслового значения: малыш пробует, изучает, экспериментирует.

Изобразительный этап

Он более продолжителен и многообразен:

  • Рисунок с примитивной выразительностью (от 3 до 5 лет). Ребенок пытается не просто рисовать, а изобразить что-то – правда, получается у него это очень схематично. Например, изображая человека, малыш рисует «головонога».
  • Схематичный рисунок (6–7 лет). Ребенок начинает различать мимику, движение и эмоции в рисунке.
  • Правдоподобные изображения , когда у ребенка появляются навыки рисования, и рисунок уже теряет свою детскость.

Интерпретация детского рисунка

Работа 5-летнего мальчика вызывает вопросы. Так происходит, когда рисунок, с одной стороны, дает мало диагностической информации по простоте сюжета, а с другой – настораживает определенными моментами. Эта картинка немного не соответствует возрасту ребенка. Рисунок характерен для малыша 3–4 лет (стадия каракулей с элементами схематичного изображения), что может свидетельствовать о возможной задержке психического развития мальчика (но не обязательно!) либо о том, что у него слабо сформированы графические навыки.

С учетом сюжета (мальчик рисовал любимых героев Angry Birds), скорее всего, развитие ребенка не вызывает опасений, и говорить можно лишь о слабой моторике руки и недостаточности навыков рисования. Цветовое оформление рисунка вполне соответствует выбранному сюжету и вполне реалистично.

На картинке мы видим «рожицы» с глазами и ртами – это начальная стадия изображения человека и других живых существ. По формальным характеристикам в рисунке можно выделить «правильное» расположение изображения на листе (в центре), стандартный, средний его размер, что служит признаком нормальной зрительно-пространственной ориентации мальчика. Однако хаотичность линий, сильный нажим при раскрашивании и слабый при основном рисовании контуров – признак возможной эмоциональной неустойчивости ребенка, быстрой смены его состояний (например, периоды активности часто чередуются с периодами вялости). Рисунок небрежен, что может говорить об импульсивности автора, но видно, что ребенок может контролировать свою руку (раскрашивание мало заходит за контур), поэтому вероятнее предположить малую значимость для автора сторонней оценки. Об этом же свидетельствует и низкая детализированность рисунка.

В картинке доминируют темные тона (черный, коричневый, фиолетовый), что может говорить о пониженном настроении. Прорисовка отдельных элементов множественной линией, с сильным нажимом, в разных направлениях характерна для проявлений тревоги. Зачерненные глаза, рот с зубами считаются признаками страха и агрессивных проявлений.

Вывод психолога

Анализируя данный рисунок, можно сделать вывод о недостаточных для 5 лет навыках изобразительной деятельности мальчика и слабой моторике. Судя по рисунку, можно предположить, что у ребенка подвижная нервная система, часто наблюдается смена настроения и поведения, но довольно хороший самоконтроль для его возраста. Его нельзя назвать гиперактивным и неуравновешенным. Вероятно, в тот отрезок жизни, на который пришлось исполнение рисунка, мальчик был встревожен, испытывал чувство страха (возможно, вполне определенного), поэтому защищался – вел себя агрессивно и настороженно. Однако без дополнительных наблюдений за поведением и игрой ребенка сказать это с определенностью не представляется возможным.

Дорогие читатели, ждем рисунки ваших детей по адресу: [email protected] В сопроводительном письме укажите, пожалуйста, имя и возраст ребенка.

Рисование страхов

Рисование - это творческий акт, позволяющий детям ощущать радость свершений, свою способность действовать, быть самими собой, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование, как и игра, это не только отражение в сознании детей окружающей их социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношение к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисование предоставляет естественную возможность для развития, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет больше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствия жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок показывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий их полного устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психики, готовые вспыхнуть в любой момент. Но это не значит, что нужно, во что бы то ни стало выбивать их, что называется палкой из ковра. Нередко этим увлекаются родители, которые своим более чем решительным поведением вызывают страх у детей. Тогда вместо помощи устранения страхов они достигают противоположного эффекта, не признавая своих ошибок и обвиняя детей в нежелании пойти на встречу.

Особую ценность представляет рисование в группе по следующим, поочередно предлагаемым на каждом занятии темам: «В детском саду», «На улице, во дворе», «Дома», «Семья», «Что мне снится страшное» (или «Чего я боюсь днем»), «Что было со мной плохого» (хорошего), «Кем я хочу стать».

При рисовании целесообразнее всего пользоваться вначале цветными карандашами. За месяц до этого можно попросить детей принести свои рисунки, чтобы некоторые из них показать в группе. Цель этого мероприятия заключается в активизации интереса к рисованию дома. Его отсутствие обедняет психическое развитие детей и свидетельствует о наличии в нем каких-то затруднений.

Темы для рисования на первых двух занятиях выбираются самими детьми. Это могут быть домики, машинки, деревья. Затем мошки, собака, птичка, человек и т.д. Дети сами выбирают, с кем они будут сидеть, за столиками и уже это выявляет их симпатии и антипатии.

В последующие после подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисунку. Если кто-то из детей отказывается рисовать, не следует фиксировать на этом внимание, как и подчеркнуть успех других.

В рисунке на тему «В детском саду» представляет интерес взаимное расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями на рисунке мало сверстников или они отсутствуют совсем, что отражает проблемы взаимоотношений с ними. То же относится к рисунку «На улице, во дворе», указывающим на затруднения в приобретении устойчивых дружеских контактов и чрезмерную опеку в семье.

К наиболее информативным относится рисунок на тему «Семья». В отличие от предыдущего дается инструкция нарисовать всех, с кем живет ребенок. При анализе следует учитывать не только возможности объективного отражения семейной ситуации, но и установку на нее изменение в благоприятную для ребенка сторону.

Тема «Что мне снится страшное» или «Чего я боюсь днем» дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, воспитанием не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Не является обязанным и сам рисунок, тем более, если страхи отрицаются вообще. Если же рисунок сделан, то значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить волевым, целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации в рисунке страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного неопределенного, и вместе это способствует потери эффектно - травматического звучания страха в психики ребенка. Существенно и то, что занятие происходит в жизнерадостной обстановки общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны, уже не говоря об одобрении самого воспитателя.

Тема «Что было со мной самое плохое или хорошее» представляет собой возможность выбора событий, происходивших с детьми большинство из них предпочитают отображать в рисунке хорошие, радостные эпизоды из своей жизни. Тем не менее, почти в каждой группе находятся несколько детей, рисующих неприятные события, что может послужить основой для последующей, психотерапевтическая ориентированность детей в своих силах.

«Кем я хочу стать» - заключительный раздел тематического рисования в группе, вносящий в нее оптимистическую струю и способствующий повышению уверенности детей в своих силах.

Продолжительность специально отведенных занятий не превышает 30 минут. На одном занятии рисуется, как правило, несколько страхов, но может быть нарисован только один страх. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновения, что само по себе уменьшает остроту его восприятия. При среднем количестве страхов необходимо проводить соответственно 4 - 6 занятий. Рисовать лучше красками или фломастерами (цветными).

Некоторые дети долго не могут начать рисовать, постоянно спрашивая «А как?» - в чем отражается их неуверенность и тревожно - мнительный настрой. Можно тогда незаметно для других детей подсказать, как нарисовать страх, но в самых общих чертах. Как правило, трудным является только начало, что преодолевается. При рисовании исключается тема смерти, так как они как абстрактные категории очень трудны.

Через несколько дней проводится обсуждение рисунков конечно, проще его провести со всеми детьми, но вследствие развития в группе эффекта подражания большинство детей будут при всех безоговорочно соглашаться с отсутствием страхов, что не всегда соответствует действительности. Поэтому обсуждение проводится с каждым из них в отдельности.

Оставшиеся страхи предлагается нарисовать снова, но так, чтобы на рисунках ребенок изображал себя не боящимся.

Устойчивый характер страхов указывает на лежащий в их основе высокий уровень беспокойства (тревожности), навязчивый оттенок, сниженный жизненный тонус, отсутствие и настороженность. Хуже эффект преодоления страхов у детей из неполных семей, детей, чьи родители конфликтны между собой, больны неврозами или отягощены тревожной мнительностью и хроническими соматическими заболеваниями.

Так же следует отметить, что если семья не полная по разным причинам, тогда эффект от рисования страхов менее выражен из-за отсутствия отца, исторически защищавшего семью от внешней опасности. Но и в полной семье эффект рисования страхов может быть подорван конфликтами между родителями, особенно если они не склонны признавать сам факт их существования. Наличие постоянных и непредсказуемых угроз семейному благополучию или, другими словами, отсутствие чувства безопасности и уверенности в прочности семейных отношений повышает количество страхов у детей. К тому же страхи оживают вновь, поскольку не меняется отрицательная эмоциональная атмосфера в семье. По этому, какие бы усилия ни прилагали конфликтные между собой родители к устранению страхов у детей через рисование, результат всегда один и то же: в 4 - 5 раз хуже, чем в других семьях. Еще не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например укус собаки, избиение и т.д. был недавно, тогда более целесообразнее использовать игры.

Таким образом, можно заметить что рисование, как и лепку детских страхов, используют преимущественно в старшем и подготовительном к школе возрасте. Что помогает более точно выявить наличие страхов у детей с разным уровнем интеллектуального развития.

Рисование, как и игра, — это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию.

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но, тем не менее, они требуют каждый раз пристального внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, препятствующие полноценному образу жизни и общению.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают сами заняться рисованием, то очень необходим доброжелательный настрой.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Нужно быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Если вы знаете, какие страхи беспокоят вашего малыша, то можете преступать к работе, если нет, то нужно выявить, что именно беспокоит малыша.

Как обнаружить страхи у детей

Обнаружить страхи у детей можно предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, ёлочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т.д.

Отношение ребёнка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряжённость говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребёнок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т.д.

После игры можно и побеседовать с ребёнком, с целью-выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребёнком, присев на корточки, если это маленький ребёнок. Главное быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: "Скажи, ты боишься…" , а спрашивают: "Скажи, как ты относишься к…" , — и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.

Рисование страхов

После того, как стали известны страхи, нужно организовать их рисование. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Самое главное, чтобы детям была предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Домочадцев следует предупредить о недопустимости прерывания рисования.

Скажите: "Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе" . Если у ребёнка возникают вопросы по поводу как рисовать страх, то ему можно пояснить. Например, страх одиночества — нарисуй себя и одновременно всё то, чего ты боишься, когда остаёшься один (т.е. ребёнок материализует свои опасения и страхи). Обычно, страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх темноты — это обычно слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам и т.д.

Не нужно обещать, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное — нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер — страх страха.

Решиться рисовать — это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано. Лучше начинать и с более легко устранимых страхов — воды, открытого пространства, вид крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Хорошо, если при этом присутствуют все члены семьи, рисунок показывается им, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён — если не рисунками, то другими способами.

Если положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: "Ничего" , "Всему своё время" , "Идём дальше" , "Вернёмся к нему потом" и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джинну в бутылке.

Через некоторое время (1-2 недели) опять можно вернуться к этим рисункам, но уже со словами: "А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься" . Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребёнок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывёт по воде и летит на самолёте. Здесь очевиден эффект внушения — установки на преодоление страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребёнка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребёнок уже не один на один со своими страхами — они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблёкли после их предыдущего изображения. К тому же родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Удачи вам родители, в помощи своим деткам!

    Для каждого страх выглядит по-разному. Лично я, если бы рисовала страх, то нарисовала бы его вот так:

    Ещю сюда, я так думаю, подойдут вот такие картинки:

    Не знаю как у других, но мне от таких картинок жутковато.

    Страх и выражение страха,разные вещи.Первое,это изображение того,что ты боишься,а второе,это выражение лица,или какие-либо движения тела при испуге.Здесь выбор за автором.

    Нарисовать СТРАХ можно разными способами.

    Все зависит от возраста, степени страха

    и имеющихся в наличи вспомогательных средств.

    Можно рисовать, чем угодно, где угодно.

    Даже на снегу, на песке, на листке бумаги.

    Главная цель: Устранение страха.

    Может и не сразу пройдет страх,

    но изменить к нему отношение можно пробовать и не один раз.

    Страх можно даже слепить из пластилина. А потом его смять в шарик.

    Цель- проработать свой страх, уменьшить его.

    Рисовать страх - это усилить его, а потом, обязательно приделать к нему крылья, ножки, рожки, иголки, одеть в одежду зверюшек или растений, цветов.

    Главное увидеть свой страх смешным, слабым и никчкемным.

    Важно свой страх отправить куда, в яму, в канализацию,

    в море, но так, чтобы он точно там исчез, растворился.

    Страхи нужно менять по форме, по содержанию, по смыслу,

    Ведь, меняя отношение, мы меняем сам СТРАХ.

    Цель рисования СТРАХА -это победить!!

    Выйти ПОБЕДИТЕЛЕМ в борьбе со страхом.

    Можно бояться темноты, пауков, обидчика и т п.

    Значит, нужно нарисовать ту проблему, корая в душе у человека.

    А затем изменить к ней ОТНОШЕНИЕ, представить проблему такой слабой, беззащитной, то есть усилить самого СЕБЯ.

    Нарисовали СТРАХ свой, теперь скомкайте лист, уничтожьте свой СТРАХ.

    Ногами потопайте по нему, в воду киньте, смойте в канализацию.

    Главное -реально поработайте!

    Можно пробовать в один и тот же день несколько раз рисовать свой СТРАх, уничтожать его, делать бессильным.

    И новый страх уже будет веселее и спокойнее.

    Нужно работать над СТРАХАМИ!!

    Разукрасить свои ЭМОЦИИ в СТРАХЕ -это и есть проработка СТРАХА,

    Поэтому рисовать красками, искать в рисунке темные пятна, их делать красивыми.. изменять к ним отношение.

    Это работа может быть и не на один раз, не на один день.

    Все зависит от силы страха и потрясения.

    В интернете много способов.

    Много ссылок.

    Главное, ИЗМЕНИТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СТРАХУ -стать ЭНЕРГОРЕСУРСНЕЕ, СИЛЬНЕЕ, УВЕРЕННЕЕ!!

    Страхи у всех разные. Вот мой.

    Боюсь пауков до ужаса. Рисуется очень просто. Сначала овальное тело, потом лапки, множество глаз и ужасные зубатый рот. Паутина конечно изображена схематически, но думаю понятно что это она.

    Чтобы нарисовать страх нужно понимать, что страх - это самое ужасное, что испытывает человек. Страх может вызывать у человека целую массу чувств и эмоций. Давайте рассмотрим как можно нарисовать страх.

    Итак, страх можно изобразить так:

    Страх можно нарисовать таким образом:

    А вот ещ и так можно нарисовать страх:

    И вот так:

    Страх - это эмоция, рисуют, чаще всего, отражение этой эмоции, например, на лице человека, то есть его мимику:

    Можно отметить несколько характерных признаков мимики страха, например:

    А вот как изображает страх Сальвадор Дали:

    Или Босх:

    Иероним Босх. Страшный суд.

    Страх можно нарисовать очень по многому, так как он разнообразен и для каждого человека свой страх, вот к примеру человек нарисовал вот так страх

    также с одного популярного фильма страх выглядит именно так

    это существо отвечает за чувство страха человека по версии мультфильма. Так что страх это то, что мы боимся и подсознание покажет нам что нарисовать.

    Можно нарисовать страх, изобразив его на лице. То есть нарисовать человека, чь лицо и мимика выражает страх, испуг. Так же можно передать страх с помощью цветовой гаммы. Это могут быть красные или черно-серые оттенки. Можно просто нарисовать то, чего больше всего боишься: змею, волка, обрыв, море и так далее.

Наши дети часто подвержены различным страхам. Рисование может помочь родителям лучше понять внутренний мир своих детей,их интересы,переживания и страхи.Нам всем следует лучше присматриваться к рисункам детей,какой материал,цвет и технику они используют. Так мы можем помочь своим детям пережить пугающие моменты их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детские страхи: поможет рисование

Рисование, как и игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов.

Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

В первую очередь, посредством рисования удаётся устранить страхи, порождённые воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребёнка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребёнка.

Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5–11 лет, в возрасте активного интереса к рисованию.

Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но, тем не менее, они требуют каждый раз пристального внимания и изучения со стороны взрослых, тогда можно своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, препятствующие полноценному образу жизни и общению.

Конечно, лучше всего, что бы со страхами работал психолог, потому что есть определённые нюансы, которые нужно учитывать и не пропустить. Но, если у вас есть уверенность в том, что вы справитесь сами и самое главное есть доверие и контакт с ребёнком, то можно попробовать устранить их самостоятельно дома. Положительный результат и сроки зависят от очень многих факторов, основной из них, какой именно страх у ребёнка и его продолжительность.

Кто и как даёт задание нарисовать страх

Это один из очень важных пунктов в рисовании детского страха. Если родители всё-таки решают сами заняться рисованием, то очень необходим доброжелательный настрой.

Чем менее строги и ограничительны родители в воспитании детей, тем более успешно рисование страхов, в то время как излишняя строгость и повсеместные запреты могут снизить его эффект от страха не оправдать ожиданий родителей, нарисовать плохо или не нарисовать вообще.

Родитель не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т.д. Важно, чтоб ребёнок чувствовал доверие и абсолютное принятие. Нужно быть последовательным в суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера в эффективность применяемого способа устранения страхов.

Если вы знаете, какие страхи беспокоят вашего малыша, то можете преступать к работе, если нет, то нужно выявить, что именно беспокоит малыша.

Как обнаружить страхи у детей

Обнаружить страхи у детей можно предложив им самостоятельно поиграть. Реквизит для игры может быть самый разнообразный: домик из кубиков, в нем кровать, столик, шкаф, теремок, в котором обитают различные животные, ёлочки, имитирующие лес, оставленная Бабой Ягой метла, барабан, танк, пушка, робот, тряпичные куклы, надеваемые на руку, обычные куклы, изображающие людей, животных и сказочных персонажей, предметы медицинского обихода и т.д.

Отношение ребёнка к ним позволит обнаружить те страхи, которые были забыты или скрыты. Скованность, неестественность поведения, напряжённость говорят, как о неумении играть, так и о страхе, который выражается соответствующей мимикой и избеганием в игре различных персонажей или предметов. Например, ребёнок охотно надевает на руки тряпичных лису и зайчика, но не только не замечает такого же игрушечного волка, но и категорически отказывается включить его в игру, что объясняется страхом перед этим персонажем. Прекращение игры в отсутствие взрослого указывает на страх одиночества и т.д.

После игры можно и побеседовать с ребёнком, с целью-выявить страхи.

Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим, вкрапливая вопросы в игровые паузы. Нужно находиться рядом с играющим ребёнком, присев на корточки, если это маленький ребёнок. Главное быть спокойным и не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой: "Скажи, ты боишься…" , а спрашивают: "Скажи, как ты относишься к…" , - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха.

Рисование страхов

После того, как стали известны страхи, нужно организовать их рисование. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Самое главное, чтобы детям была предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Домочадцев следует предупредить о недопустимости прерывания рисования.

Скажите: "Нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе" . Если у ребёнка возникают вопросы по поводу как рисовать страх, то ему можно пояснить. Например, страх одиночества - нарисуй себя и одновременно всё то, чего ты боишься, когда остаёшься один (т.е. ребёнок материализует свои опасения и страхи). Обычно, страх нападения воспроизводится в виде агрессивно ведущих себя взрослых. Страх заболеть или заразиться представляется больницей или микробами. Страх темноты - это обычно слегка затушёванная комната, где проявляются нелицеприятные персонажи фантазии ребёнка. Страхи перед животными рисуются по каждому из них в отдельности. Это относится и к сказочным персонажам и т.д.

Не нужно обещать, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное - нарисовать их все без исключения, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых.

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами.

Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребёнок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха.

Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображён на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя её волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия родителя или психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображённых на них страхов.

Через какое-то время, можно показать ребёнку его рисунок и попросить рассказать, что на нем нарисовано. Лучше начинать и с более легко устранимых страхов - воды, открытого пространства, вид крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек).

Хорошо, если при этом присутствуют все члены семьи, рисунок показывается им, в то время как ребёнок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребёнок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить всё как есть, страх всё равно будет устранён - если не рисунками, то другими способами.

Если положительный эффект имеют не все рисунки, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождаться словами: "Ничего" , "Всему своё время" , "Идём дальше" , "Вернёмся к нему потом" и т.д.

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джинну в бутылке.

Через некоторое время (1–2 недели) опять можно вернуться к этим рисункам, но уже со словами: "А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься" . Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребёнок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывёт по воде и летит на самолёте. Здесь очевиден эффект внушения - установки на преодоление страха в воображении путём его определённого, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребёнка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребёнок уже не один на один со своими страхами - они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблёкли после их предыдущего изображения. К тому же родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребёнок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдёт постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьётся вера в свои силы, возможности, способности.

Удачи вам родители, в помощи своим деткам!