Колбасьев Сергей Адамович (1898). Сергей Колбасьев: биография

Фотография центра "Возвращенные имена"

  • Дата рождения: 1898 г.
  • Место рождения: г. Одесса
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Профессия / место работы: член Союза советских писателей
  • Место проживания: г. Ленинград, Моховая ул., д. 18, кв. 6.
  • Партийность: б/п
  • Дата расстрела: 30 октября 1937 г.
  • Место смерти: г. Ленинград
  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 9 апреля 1937 г.
  • Обвинение: 58, п. 6-10 УК РСФСР
  • Осуждение: 25 октября 1937 г.
  • Осудивший орган: особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл.
  • Приговор: ВМН
  • Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Ленинградский мартиролог: 1937-1938; Центр "Возвращенные имена"

Возвращенные имена

Колбасьев Сергей Адамович, 1898 г. р., уроженец г. Одесса, русский, беспартийный, член Союза советских писателей, проживал: г. Ленинград, Моховая ул., д. 18, кв. 6. Арестован 9 апреля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 27 (25) октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 30 октября 1937 г. (по др. данным находился в тюрьме до 21 января 1938 г., см.: Ленинградский мартиролог. Т. 5. С. 537-542; ил. 92 - 93).

БЫЛ ЛИ РАССТРЕЛЯН ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЛБАСЬЕВ?

В журнале «Нева», № 4 за 1999 год, опубликована статья Валентина Смирнова «Следственное дело Сергея Колбасьева». На первый взгляд в этом деле всё ясно: в апреле 1937 года человека арестовали, в октяб­ре того же года расстреляли, а в 1956 году посмертно реабилитиро­вали. Его имя помещено в списке расстрелянных во 2-м томе «Ленинградского мартиролога».

Сомнения у меня, дочери Сергея Адамовича Колбасьева, возник­ли сразу после того, как я получила первое свидетельство о его смерти от 13 декабря 1956 года, в котором сказано, что он умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года, причём место смерти не уста­новлено. Я говорю «первое» потому, что много позже было вто­рое, от 12 декабря 1991 года, а в нем указано, что мой отец был расстре­лян 30 октября 1937 года в Ленинграде. Странно, что при разных «диагнозах» и датах смерти в обоих свидетельствах даётся одна и та же ссылка на запись № 121 от 10 декабря 1956 года в книге реги­страции актов о смерти ЗАГСа Дзержинского района г. Ленинграда.

Напомню читателям, что в 1971 году судьба меня свела с дочерью Вениамина Моисееви­ча Ярошевича, арестованного 17 декабря 1937 года и попавшего на несколько дней в одну камеру с моим отцом. Письмо Ярошевича с воспоминаниями о встрече с Колбасьевым после его мнимого расстрела полностью приведено в моей статье в «Ленинградском мартирологе» (т. 2, с. 431-435).

Убеждена, что Колбасьев погиб в лагере. В 1989 году на мои воспоминания об отце («Нева», № 3) откликнулась Марина Мстиславовна Кулжинская, которая знала человека, встретившего моего отца в лагере в поселке Талнах на Таймыре. Он подарил ей книгу Колбасьева и много рассказывал об авторе, о том, как он погиб, когда заключённых «забыли» привезти с работы в лагерь и им пришлось в лютый мороз добираться туда по тайге пешком. Звали этого человека Алексей Алексеевич Вейхер.

О том, что Вейхер встречался с Колбасьевым в лагере и был свидетелем его гибели, то же самое, слово в слово , написал мне и Пётр Григорьевич Войцеховский - коллега Вейхера по одной из геологических экспедиций.

22 апреля 1991 года я отправила письмо в УВД г. Красноярска, спрашивая, сохранились ли списки заключённых в лагерях края и нет ли моего отца в списке лагеря в Талнахе. Письмо осталось без ответа.

Центральный архив Министерства безопасности на мой запрос от 30 октября 1992 года ответил, что интересующих меня сведений не имеет, и переправил моё письмо в УМБ по Санкт-Петербургу, откуда я получила ответ, что отец мой расстрелян 30 октября 1937 года.

Позже, из предисловия к третьему тому «Ленинградского мартиролога», я узнала, что сохранились сведения о пребывании заключённых в тюрьме УНКВД ЛО. 9 августа 1999 года я обратилась к начальнику УФСБ по Санкт-Петербургу и области А. А. Григорьеву с просьбой выдать мне документальное свидетельство о време­ни пребывания моего отца в тюрьме. Ничего нового из ответного письма я не узнала: «Сергей Адамович Колбасьев. Арестован 9 ап­реля 1937 года и расстрелян 30 октября того же года» В под­тверждение прилагались две ксерокопии из след­ственного дела: о вынесении приговора Особой Тройкой 25 октября 1937-го и акта о приведении его в исполнение 30 октября 1937-го.

Сегодня мне известно, что отец пробыл во внутренней тюрьме с 10 апре­ля 1937 г. по 21 января 1938 г.

Имя Колбасьева носит корабль Балтийского флота, его книги переиздаются, о нем снимают фильмы, о фактах его биографии меня расспрашивают историки флота.

Почему же до сих пор (прошло сорок пять лет пос­ле его реабилитации) от меня скрывают, где и как оборвалась жизнь моего отца? Скорее всего, это абсолютная безответственность и полное неуважение к невинным жертвам преступных репрессий, к их, ещё живым, близким.

Галина Сергеевна Колбасьева, С.-Петербург

«В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ...»?

В час вечерний, в час заката

Каравеллою крылатой

Проплывает Петроград.

И горит над рдяным диском

Ангел твой на обелиске,

Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,

Я моряк, поэт и воин

Не поддамся палачу.

Пусть клеймят клеймом позорным.

Знаю - сгустком крови черной

За свободу я плачу.

За стихи и за отвагу,

За сонеты и за шпагу,

Знаю, строгий город мой

В час вечерний, в час заката

Каравеллою крылатой

Отвезет меня домой.

Но составитель тома Гумилева в большой серии «Библиотеки поэта» в 1988 г. не включил «В час вечерний…» в книгу, считая что это стихотворение неизвестного автора, посвященное памяти Гумилева.

Первая публикация стихотворения в России состоялась в 1989 г. Анонсируя в «Литературной газете» антологию лагерной поэзии «Средь других имен...», ее составитель В. Б. Муравьев писал, что этот текст «издавна ходит в списках как стихотворение Гумилева, будто бы обнаруженное на стене камеры, в которой он сидел перед расстрелом» (далее приведен текст с разночтениями: «над обелиском» вместо «на обелиске» и «сгустком крови черным» вместо «черной»).

Историю с «предсмертным стихотворением» считал одной из легенд и Лев Николаевич Гумилев: ”Отец писал стихи в голове, он не собирался умирать и явно рассчитывал записать их и напечатать, выйдя на свободу. Ему и в голову не приходило, что его могут расстрелять. Так что не ищите и не надейтесь опубликовать последних стихов отца - он унес их с собой». Дату беседы с Львом Николаевичем, к сожалению, я не записал; разговор отно­сится примерно к 1989-1990 годам.

В действительности Гумилев написал на стене камеры: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Итак, стихотворение «В час вечерний...»могло быть написано от имени Николая Гумилева - как отклик на его гибель.

Если считать стихотворение непосредственным откликом, то непонятно, почему оно тогда же, в 1921 году, не появилось в русской зарубежной периодике (рижской газете «Сегодня», парижских «Последних новостях» и др.), почему его нет в бездонном архиве Павла Лукницкого, почему его ни разу не упомянула Анна Ахматова. Если же оно относится к более позднему времени - то кем оно написано и кому посвящено?

Предполагаю, что его мог бы написать поэт и прозаик Сергей Адамович Колбасьев, прототип «лейтенанта» из гумилевских «Моих читателей». Колбасьев начинал как поэт. Его поэму «Открытое море» (1922) Bс. Рождественский назвал «полузаглушенным воспоминанием “Открытия Америки” Гумилева». О его же публикации в сборнике «Островитяне» (1922) Bс. Рождественский писал: «Стихи С. Колбасьева читайте вслух. Прислушайтесь к их ритмическому ходу. <...> Слова сухи, отчетливы, как команда. В них даже есть не совсем приятный металлический привкус». Появись эта рецензия на пару лет раньше, можно было бы подумать, что речь идет об особенностях гумилевской поэтики.

9 апреля 1937 года С. А. Колбасьев был арестован. 25 октября того же года Особой тройкой НКВД приговорен (за «антисоветскую пропаганду и измену Родине») к высшей мере. По официальным данным, расстрелян 30 октября 1937 года.

Однако, судя по убедительным аргументам Галины Сергеевны Колбасьевой, приговор не был приведен в исполнение. Колбасьева этапировали в лагерь на Таймыре. «Моряк, поэт и воин» умер, возвращаясь в лагерь с работы по лютому морозу.

Мих. Эльзон, С.-Петербург

Мы публиковали расстрельную биографическую справку и копии архивных документов о Колбасьеве во 2-м томе «Ленинградского мартиролога» с большими сомнениями. Судя по документам - он был расстрелян 30 октября 1937 г. Судя по следственному делу и воспоминаниям В. М. Ярошевича, Колбасьев был жив по крайней мере в декабре 1937 г.

За время подготовки к изданию следующих томов «Ленинградского мартиролога» я исследовал значительное количество предписаний на расстрел и актов о приведении приговоров в исполнение в Ленинграде в 1937-1938 гг. Могу утверждать, что не всех заключенных расстреливали в тот день, который указан в актах о приведении приговоров в исполнение. И вот почему.

Приказ НКВД № 00447 и публикуемый в настоящем томе приказ по Ленинградскому управлению № 00117 требовали от исполнителей отчетности невозможно точной и оперативной. Каждые 5 дней надлежало представлять в Москву отчеты о количестве арестованных, осужденных и расстрелянных. Следственные дела расстрелянных, с приложенными к ним актами о расстреле, также подлежали отсылке в Москву, в центральный 8-й (учетно-регистрационный) отдел НКВД.

Но в то время, когда Особая тройка УНКВД ЛО принимала очередное решение о расстрелах и составляла соответствующий протокол, приговоренные содержались в разных тюрьмах Ленинграда и тюрьмах других городов Ленинградской области. Некоторые - в тюремных больницах. Многих предстояло сначала доставить в Ленинград (долечить, если необходимо) и лишь потом выдать для исполнения приговора коменданту УНКВД ЛО и расстрелять в Ленинграде. (Регулярно расстреливали только в Ленинградских, Новгородской и Боровичской тюрьмах.) В сохранившихся предписаниях на расстрел часто указано, что иногородние арестанты будут доставлены в Ленинград. Уже поэтому ясно, что вряд ли приговоренные по одному протоколу всегда могли быть расстреляны единовременно, как о том свидетельствует запись на соответствующем протоколу предписании.

Не менее важное обстоятельство состоит в том, что предписания начальнику внутренней тюрьмы и коменданту требовали от первого - не выдавать, а от второго - не принимать приговоренных к расстрелу в случае выявления малейших расхождений в установочных данных (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения). Дело в том, что при массовых расстрелах возрастала возможность роковых ошибок, а затем привлечения исполнителей к ответственности за эти ошибки. Документально подтверждается, что ряд официально «расстрелянных» граждан на самом деле в течение нескольких дней, недель и даже месяцев продолжали пребывать в тюрьме до разрешения всех возникавших вопросов. Затем их расстреливали на основании служебных записок начальника 8-го отдела на имя коменданта.

Ленинградские чекисты должны были вовремя и регулярно отчитываться перед Москвой об успешном выполнении и перевыполнении планов, либо так же регулярно рапортовать о самых различных причинах сбоев (не вовремя доставили приговоренных; приговоренный уже расстрелян ранее; приговоренный находится в больнице; запрошенный из другого города приговоренный переведен в иную тюрьму; приговоренный умер; приговоренный заявляет во время расстрела, что его принимают за другого человека и др.).

Практика несвоевременного исполнения расстрельных приговоров существовала и до карательной операции 1937 года. В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» мы рассказывали о задержке начальником УНКВД ЛО Заковским исполнения приговоров выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в отношении Ф. Д. Пичурина, Н. С. Фролова, И. Ф. Царева, М. С. Годеса, И. А. Светикова (С. 602, 638-645; ил. 134, 135). Если того требовали интересы следствия, пусть даже местного, а не московского, обреченный оставался некоторое время в живых. Иногда его переводили при этом на одиночное содержание под номером, с уничтожением всех документальных следов пребывания в тюрьме.

Что же было в случае с Колбасьевым? Как отделить ложь от правды? Можно не сомневаться в том, что официальное свидетельство о его смерти, выданное в 1957 г. сразу после реабилитации - ложное, лживое. Но именно тогда смерть Колбасьева была зарегистрирована в установленном негласном порядке - без сообщения родственникам верной даты, причины и места смерти. И последующее свидетельство о смерти, «более верное», - основано на той же архивной записи.

Во время реабилитации Колбасьева в 1956 г. прокуратура имела возможность ознакомиться с его архивно-следственным делом, которое не оставляло сомнений - человек расстрелян 30 октября 1937 г. по решению Особой тройки. В наличии - выписка из Протокола заседания Особой тройки УНКВД ЛО № 115. В особом конверте - акт о приведении приговора в исполнение: дата, подпись коменданта Поликарпова. Если бы Прокуратура ознакомилась с групповым предписанием на расстрел - и в этом случае сомнений не оставалось бы: на месте и положенная «галочка» против имени Колбасьева и итоговая запись Поликарпова.

Казалось, сомнения в расстреле Колбасьева 30 октября 1937 г. основаны на легенде. Сколько известно историй о тенях людей, блуждавших по лабиринтам ГУЛАГа, встреченных то здесь, то там! Рассказы о них должны были рождаться хотя бы для того, чтобы поддерживать веру в ослабевших душах. Вот и в наши дни писатель Василий Аксенов, прочтя в журнале «Нева» в 1989 г. воспоминания дочери Колбасьева, изобразил его лефортовским узником в «Московской саге». Хотя никаких свидетельств пребывания Колбасьева в московской Лефортовской тюрьме нет.

Но главное сомнение в официальных утверждениях оставалось у дочери Колбасьева, Галины Сергеевны.

Сохранись тюремное дело Колбасьева, а не только архивно-следственное, что-то стало бы яснее. Увы, как мы писали в предисловии к 3-му тому «Ленинградского мартиролога», тюремные дела расстрелянных были уничтожены 4 июля 1941 г.

Уцелели, правда не все, тюремные карточки. В настоящем томе мы публикуем четыре тюремные карточки, среди них - карточку Сергея Колбасьева (см. ил.). Как видите, Колбасьев действительно не был вовремя выдан коменданту для расстрела, в его карточке нет записи «в/к 30/X-37», есть совсем другая запись: убыл из тюрьмы «21/I 38 в отд[еление] тюрьмы».

Куда убыл Колбасьев? в какое отделение тюрьмы? на «Нижегородскую, 39»? в «Кресты»? надолго ли? Вопросов не стало меньше. Трудно поверить, что приговоренного к расстрелу и, согласно отчету, расстрелянного заключенного могли перевести в лагерь. С другой стороны, кто знал о тайных расстрелах? Родные погибших должны были верить ответу: «содержится в дальних лагерях без права переписки».

Может быть, сердце и на этот раз не обманывает Галину Сергеевну Колбасьеву.

А. Разумов

Н. Струве. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. 1970. № 98. С. 64- 65.

Вл. Муравьев. «Мы новые колокола…»: Страницы лагерной поэзии // Лит. газ. 1989. 5 июля. С. 5; Средь других имен... М., 1990. С. 56.

См. А. Разумов. Л. Гумилев о «деле» Н. Гумилева. Эльзон М. Последнее «прости» поэта» // Вечерний Петербург. 1994. 8 июля. С. 3.

См. также: М. Д. Эльзон. Последний текст Н. С. Гумилева // Николай Гумилев: Исследования и матери­алы. Библиография. СПб., 1994. С. 298- 299.

Книга и революция. 1922. № 7/19. С. 64. Подпись: В. Р.

Там же. С. 63.

Колбасьев Сергей Адамович, 1898 г. р., уроженец г. Одесса, русский, беспартийный, член Союза советских писателей, проживал: г. Ленинград, Моховая ул., д. 18, кв. 6. Арестован 9 апреля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 27 (25) октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 30 октября 1937 г. (по др. данным находился в тюрьме до 21 января 1938 г., см.: Ленинградский мартиролог. Т. 5. С. 537-542; ил. 92 - 93).

БЫЛ ЛИ РАССТРЕЛЯН ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЛБАСЬЕВ?

В журнале «Нева», № 4 за 1999 год, опубликована статья Валентина Смирнова «Следственное дело Сергея Колбасьева». На первый взгляд в этом деле всё ясно: в апреле 1937 года человека арестовали, в октяб-ре того же года расстреляли, а в 1956 году посмертно реабилитиро-вали. Его имя помещено в списке расстрелянных во 2-м томе «Ленинградского мартиролога».

Сомнения у меня, дочери Сергея Адамовича Колбасьева, возник-ли сразу после того, как я получила первое свидетельство о его смерти от 13 декабря 1956 года, в котором сказано, что он умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года, причём место смерти не уста-новлено. Я говорю «первое» потому, что много позже было вто-рое, от 12 декабря 1991 года, а в нем указано, что мой отец был расстре-лян 30 октября 1937 года в Ленинграде. Странно, что при разных «диагнозах» и датах смерти в обоих свидетельствах даётся одна и та же ссылка на запись № 121 от 10 декабря 1956 года в книге реги-страции актов о смерти ЗАГСа Дзержинского района г. Ленинграда.

Напомню читателям, что в 1971 году судьба меня свела с дочерью Вениамина Моисееви-ча Ярошевича, арестованного 17 декабря 1937 года и попавшего на несколько дней в одну камеру с моим отцом. Письмо Ярошевича с воспоминаниями о встрече с Колбасьевым после его мнимого расстрела полностью приведено в моей статье в «Ленинградском мартирологе» (т. 2, с. 431-435).

Убеждена, что Колбасьев погиб в лагере. В 1989 году на мои воспоминания об отце («Нева», № 3) откликнулась Марина Мстиславовна Кулжинская, которая знала человека, встретившего моего отца в лагере в поселке Талнах на Таймыре. Он подарил ей книгу Колбасьева и много рассказывал об авторе, о том, как он погиб, когда заключённых «забыли» привезти с работы в лагерь и им пришлось в лютый мороз добираться туда по тайге пешком. Звали этого человека Алексей Алексеевич Вейхер.

О том, что Вейхер встречался с Колбасьевым в лагере и был свидетелем его гибели, то же самое, слово в слово , написал мне и Пётр Григорьевич Войцеховский - коллега Вейхера по одной из геологических экспедиций.

22 апреля 1991 года я отправила письмо в УВД г. Красноярска, спрашивая, сохранились ли списки заключённых в лагерях края и нет ли моего отца в списке лагеря в Талнахе. Письмо осталось без ответа.

Центральный архив Министерства безопасности на мой запрос от 30 октября 1992 года ответил, что интересующих меня сведений не имеет, и переправил моё письмо в УМБ по Санкт-Петербургу, откуда я получила ответ, что отец мой расстрелян 30 октября 1937 года.

Позже, из предисловия к третьему тому «Ленинградского мартиролога», я узнала, что сохранились сведения о пребывании заключённых в тюрьме УНКВД ЛО. 9 августа 1999 года я обратилась к начальнику УФСБ по Санкт-Петербургу и области А. А. Григорьеву с просьбой выдать мне документальное свидетельство о време-ни пребывания моего отца в тюрьме. Ничего нового из ответного письма я не узнала: «Сергей Адамович Колбасьев. Арестован 9 ап-реля 1937 года и расстрелян 30 октября того же года» В под-тверждение прилагались две ксерокопии из след-ственного дела: о вынесении приговора Особой Тройкой 25 октября 1937-го и акта о приведении его в исполнение 30 октября 1937-го.

Сегодня мне известно, что отец пробыл во внутренней тюрьме с 10 апре-ля 1937 г. по 21 января 1938 г.

Имя Колбасьева носит корабль Балтийского флота, его книги переиздаются, о нем снимают фильмы, о фактах его биографии меня расспрашивают историки флота.

Почему же до сих пор (прошло сорок пять лет пос-ле его реабилитации) от меня скрывают, где и как оборвалась жизнь моего отца? Скорее всего, это абсолютная безответственность и полное неуважение к невинным жертвам преступных репрессий, к их, ещё живым, близким.

Галина Сергеевна Колбасьева, С.-Петербург

«В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ...»?

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин
Не поддамся палачу.
Пусть клеймят клеймом позорным.
Знаю - сгустком крови черной
За свободу я плачу.

За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Но составитель тома Гумилева в большой серии «Библиотеки поэта» в 1988 г. не включил «В час вечерний…» в книгу, считая что это стихотворение неизвестного автора, посвященное памяти Гумилева.

Первая публикация стихотворения в России состоялась в 1989 г. Анонсируя в «Литературной газете» антологию лагерной поэзии «Средь других имен...», ее составитель В. Б. Муравьев писал, что этот текст «издавна ходит в списках как стихотворение Гумилева, будто бы обнаруженное на стене камеры, в которой он сидел перед расстрелом» (далее приведен текст с разночтениями: «над обелиском» вместо «на обелиске» и «сгустком крови черным» вместо «черной») .

Историю с «предсмертным стихотворением» считал одной из легенд и Лев Николаевич Гумилев: ”Отец писал стихи в голове, он не собирался умирать и явно рассчитывал записать их и напечатать, выйдя на свободу. Ему и в голову не приходило, что его могут расстрелять. Так что не ищите и не надейтесь опубликовать последних стихов отца - он унес их с собой». Дату беседы с Львом Николаевичем, к сожалению, я не записал; разговор отно-сится примерно к 1989-1990 годам .

В действительности Гумилев написал на стене камеры: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .

Итак, стихотворение «В час вечерний...»могло быть написано от имени Николая Гумилева - как отклик на его гибель.

Если считать стихотворение непосредственным откликом, то непонятно, почему оно тогда же, в 1921 году, не появилось в русской зарубежной периодике (рижской газете «Сегодня», парижских «Последних новостях» и др.), почему его нет в бездонном архиве Павла Лукницкого, почему его ни разу не упомянула Анна Ахматова. Если же оно относится к более позднему времени - то кем оно написано и кому посвящено?

Предполагаю, что его мог бы написать поэт и прозаик Сергей Адамович Колбасьев, прототип «лейтенанта» из гумилевских «Моих читателей». Колбасьев начинал как поэт. Его поэму «Открытое море» (1922) Bс. Рождественский назвал «полузаглушенным воспоминанием “Открытия Америки” Гумилева» . О его же публикации в сборнике «Островитяне» (1922) Bс. Рождественский писал: «Стихи С. Колбасьева читайте вслух. Прислушайтесь к их ритмическому ходу. <...> Слова сухи, отчетливы, как команда. В них даже есть не совсем приятный металлический привкус» . Появись эта рецензия на пару лет раньше, можно было бы подумать, что речь идет об особенностях гумилевской поэтики.

9 апреля 1937 года С. А. Колбасьев был арестован. 25 октября того же года Особой тройкой НКВД приговорен (за «антисоветскую пропаганду и измену Родине») к высшей мере. По официальным данным, расстрелян 30 октября 1937 года.

Однако, судя по убедительным аргументам Галины Сергеевны Колбасьевой, приговор не был приведен в исполнение. Колбасьева этапировали в лагерь на Таймыре. «Моряк, поэт и воин» умер, возвращаясь в лагерь с работы по лютому морозу.

Мих. Эльзон, С.-Петербург

Мы публиковали расстрельную биографическую справку и копии архивных документов о Колбасьеве во 2-м томе «Ленинградского мартиролога» с большими сомнениями. Судя по документам - он был расстрелян 30 октября 1937 г. Судя по следственному делу и воспоминаниям В. М. Ярошевича, Колбасьев был жив по крайней мере в декабре 1937 г.

За время подготовки к изданию следующих томов «Ленинградского мартиролога» я исследовал значительное количество предписаний на расстрел и актов о приведении приговоров в исполнение в Ленинграде в 1937-1938 гг. Могу утверждать, что не всех заключенных расстреливали в тот день, который указан в актах о приведении приговоров в исполнение. И вот почему.

Приказ НКВД № 00447 и публикуемый в 5-м томе «Ленинградского мартиролога» приказ по Ленинградскому управлению № 00117 требовали от исполнителей отчётности невозможно точной и оперативной. Каждые 5 дней надлежало представлять в Москву отчёты о количестве арестованных, осужденных и расстрелянных. Следственные дела расстрелянных, с приложенными к ним актами о расстреле, также подлежали отсылке в Москву, в центральный 8-й (учетно-регистрационный) отдел НКВД.

Но в то время, когда Особая тройка УНКВД ЛО принимала очередное решение о расстрелах и составляла соответствующий протокол, приговоренные содержались в разных тюрьмах Ленинграда и тюрьмах других городов Ленинградской области. Некоторые - в тюремных больницах. Многих предстояло сначала доставить в Ленинград (долечить, если необходимо) и лишь потом выдать для исполнения приговора коменданту УНКВД ЛО и расстрелять в Ленинграде. (Регулярно расстреливали только в Ленинградских, Новгородской и Боровичской тюрьмах.) В сохранившихся предписаниях на расстрел часто указано, что иногородние арестанты будут доставлены в Ленинград. Уже поэтому ясно, что вряд ли приговоренные по одному протоколу всегда могли быть расстреляны единовременно, как о том свидетельствует запись на соответствующем протоколу предписании.

Не менее важное обстоятельство состоит в том, что предписания начальнику внутренней тюрьмы и коменданту требовали от первого - не выдавать, а от второго - не принимать приговоренных к расстрелу в случае выявления малейших расхождений в установочных данных (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения). Дело в том, что при массовых расстрелах возрастала возможность роковых ошибок, а затем привлечения исполнителей к ответственности за эти ошибки. Документально подтверждается, что ряд официально «расстрелянных» граждан на самом деле в течение нескольких дней, недель и даже месяцев продолжали пребывать в тюрьме до разрешения всех возникавших вопросов. Затем их расстреливали на основании служебных записок начальника 8-го отдела на имя коменданта.

Ленинградские чекисты должны были вовремя и регулярно отчитываться перед Москвой об успешном выполнении и перевыполнении планов, либо так же регулярно рапортовать о самых различных причинах сбоев (не вовремя доставили приговоренных; приговоренный уже расстрелян ранее; приговоренный находится в больнице; запрошенный из другого города приговоренный переведен в иную тюрьму; приговоренный умер; приговоренный заявляет во время расстрела, что его принимают за другого человека и др.).

Практика несвоевременного исполнения расстрельных приговоров существовала и до карательной операции 1937 года. В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» мы рассказывали о задержке начальником УНКВД ЛО Заковским исполнения приговоров выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в отношении Ф. Д. Пичурина, Н. С. Фролова, И. Ф. Царева, М. С. Годеса, И. А. Светикова (С. 602, 638-645; ил. 134, 135). Если того требовали интересы следствия, пусть даже местного, а не московского, обреченный оставался некоторое время в живых. Иногда его переводили при этом на одиночное содержание под номером, с уничтожением всех документальных следов пребывания в тюрьме.

Что же было в случае с Колбасьевым? Как отделить ложь от правды? Можно не сомневаться в том, что официальное свидетельство о его смерти, выданное в 1957 г. сразу после реабилитации - ложное, лживое. Но именно тогда смерть Колбасьева была зарегистрирована в установленном негласном порядке - без сообщения родственникам верной даты, причины и места смерти. И последующее свидетельство о смерти, «более верное», - основано на той же архивной записи.

Во время реабилитации Колбасьева в 1956 г. прокуратура имела возможность ознакомиться с его архивно-следственным делом, которое не оставляло сомнений - человек расстрелян 30 октября 1937 г. по решению Особой тройки. В наличии - выписка из Протокола заседания Особой тройки УНКВД ЛО № 115. В особом конверте - акт о приведении приговора в исполнение: дата, подпись коменданта Поликарпова. Если бы Прокуратура ознакомилась с групповым предписанием на расстрел - и в этом случае сомнений не оставалось бы: на месте и положенная «галочка» против имени Колбасьева и итоговая запись Поликарпова.

Казалось, сомнения в расстреле Колбасьева 30 октября 1937 г. основаны на легенде. Сколько известно историй о тенях людей, блуждавших по лабиринтам ГУЛАГа, встреченных то здесь, то там! Рассказы о них должны были рождаться хотя бы для того, чтобы поддерживать веру в ослабевших душах. Вот и в наши дни писатель Василий Аксенов, прочтя в журнале «Нева» в 1989 г. воспоминания дочери Колбасьева, изобразил его лефортовским узником в «Московской саге». Хотя никаких свидетельств пребывания Колбасьева в московской Лефортовской тюрьме нет.

Но главное сомнение в официальных утверждениях оставалось у дочери Колбасьева, Галины Сергеевны.

Сохранись тюремное дело Колбасьева, а не только архивно-следственное, что-то стало бы яснее. Увы, как мы писали в предисловии к 3-му тому «Ленинградского мартиролога», тюремные дела расстрелянных были уничтожены 4 июля 1941 г.

Уцелели, правда не все, тюремные карточки. В настоящем томе мы публикуем четыре тюремные карточки, среди них - карточку Сергея Колбасьева (см. ил.). Как видите, Колбасьев действительно не был вовремя выдан коменданту для расстрела, в его карточке нет записи «в/к 30/X-37», есть совсем другая запись: убыл из тюрьмы «21/I 38 в отд[еление] тюрьмы».

Куда убыл Колбасьев? в какое отделение тюрьмы? на «Нижегородскую, 39»? в «Кресты»? надолго ли? Вопросов не стало меньше. Трудно поверить, что приговоренного к расстрелу и, согласно отчету, расстрелянного заключенного могли перевести в лагерь. С другой стороны, кто знал о тайных расстрелах? Родные погибших должны были верить ответу: «содержится в дальних лагерях без права переписки».

Анатолий Разумов

P.S. Ко времени издания 12-го тома «Ленинградского мартиролога» стало понятно, что расстреливали в отделении тюрьмы госбезопасности на Нижегородской, 39 (ныне изолятор на ул. Академика Лебедева). Туда переводили в канун расстрела. Даты перевода в эту тюрьму, отмеченные на тюремных карточках, совпадают с датами расстрелов, указанных в актах. С большой долей вероятности можно утверждать, что Колбасьев расстрелян 21 января 1938 г.

А. Р.

Н. Струве. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. 1970. № 98. С. 64- 65.

Вл. Муравьев. «Мы новые колокола…»: Страницы лагерной поэзии // Лит. газ. 1989. 5 июля. С. 5; Средь других имен... М., 1990. С. 56.

См. А. Разумов. Л. Гумилев о «деле» Н. Гумилева. Эльзон М. Последнее «прости» поэта» // Вечерний Петербург. 1994. 8 июля. С. 3.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва.

Увлечения

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом, радиолюбительством.

Судомоделизм

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым, разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам» и «Радиокнижка», которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz». Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза».

Аресты и репрессии

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован в последний раз. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР.

Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр» К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма».

Гибель

Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года). Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе.

В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна полуила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались.

Память

  • В течение 20 лет имя С. А. Колбасьева практически не упоминалось в печати. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956 года.
  • Капитан Колбасьев - эпизодический персонаж фильма «Мы из джаза».
  • В 1999 году имя С. А. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Санкт-Петербург, Моховая улица 18, где в квартире № 6 проживал писатель, была торжественно открыта памятная доска работы Геннадия Пейчева.

Семья

В 1923 году С. А. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль. Дочь Сергея Колбасьева, Галина Сергеевна, сделала в квартире музей, посвящённый отцу, а в 2007 году присутствовала на открытии мемориальной доски на Моховой улице.

Сочинения

  • «Открытое море». Стихи. Петроград, 1922
  • «Радио - нам», 1929
  • «Поворот все вдруг», Ленинград, 1930 - трилогия из повестей:
    • «Арсен Люпен»,
    • «Джигит»,
    • «Река».
  • «Салажонок», Москва, 1931
  • «Радиокнижка», 1931
  • «Правила совместного плавания», 1935
  • «Военно-морские повести», Москва, 1936
  • «Командиры кораблей», журнал «Нева» 1983.
  • «Два рассказа» // «Ав­рора», 1984, № 12.

Сергей Адамович Колбасьев

Колбасьев Сергей Адамович - поэт, прозаик.

Родился в семье чиновника; по материнской линии предками Колбасьева были мальтийские итальянцы, так что впоследствии своим «итальянско-мальтийским» происхождением Колбасьев объяснял как «романтические» наклонности своего характера, так и способность к языкам (уже в юности он в совершенстве владел английским, французским и немецким, позже изучал фарси и шведский). Мать Колбасьева - Эмилия Петровна, урожденная Каруана - была незаурядной, одаренной личностью, не чуждой литературному творчеству (в 1921-22 она работала секретарем петроградского Дома Поэтов на Литейном пр.), под ее влиянием в сыне рано сформировался интерес к искусству и литературе. Однако после окончания петербургской гимназии Лентовской Колбасьев по совету дяди и с согласия матери поступает в Петербургский Морской кадетский корпус (ныне - Морское училище им. М.В.Фрунзе).

В 1917 Колбасьев прошел практику на черноморском эскадренном миноносце «Свирепый», а в 1918 после досрочного (в связи с закрытием учебного заведения) выпуска начал службу на линкоре «Петропавловск». Воспитанный в либерально-демократических традициях, свойственных петербургской интеллигенции, Колбасьев решительно встает на сторону красных и делает типичную «революционную» карьеру «военспеца»: на эскадренном миноносце «Московитянин» принимает участие во взятии Энзели, затем служит старшим помощником на эскадренном миноносце «Прыткий» и принимает активное участие в боевых действиях Волго-Каспийской флотилии; в сент. 1919 вновь на «Петропавловске» участвует в боях за Петроград, а с июля 1919 по февр. 1922 занимает ответственные должности в Азовской военной флотилии и в штабе действующей эскадры Черного моря.

Переломным моментом в биографии Колбасьев стала встреча летом 1921 в Севастополе с Н.С.Гумилевым (в стихотворении Гумилева «Мои читатели» об этом сказано: «Лейтенант, водивший канонерки / Под огнем неприятельских батарей, / Целую ночь над южным морем / Читал мне на память мои стихи»). Колбасьев помог Гумилеву издать книгу стихов «Шатер», а затем сопровождал его в Петроград. Гумилев ввел Колбасьева в круг петроградской творческой интеллигенции, объединившейся тогда вокруг издательства «Всемирная литература»; в февр. 1922 по ходатайству наркома просвещения А.В.Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в этом издательстве и затем уволен в запас.

В 1922 Колбасьев вместе с Н.С.Тихоновым участвует в создании литературной группы «Островитяне», которая выпускает одноименный коллективный сборник стихотворений; тогда же Колбасьев издает поэму «Открытое море». Откликаясь на выход сборника и поэмы, В.Я.Брюсов писал: «Определенной программы в стихах островитян нет; единственное, что роднит их между собой, это - попытки выбиться из шаблона эпигонов символизма... С.Колбасьев стремится к простоте речи, хочет действовать на читателя сжатым реализмом своих картин; но очень часто это приводит автора к самой несомненной прозе» (Брюсов В.Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.572). «Стихи, которые пишет тогда Колбасьев,- вспоминал Н.С.Тихонов,- полны впечатлений Гражданской войны, но в них, несмотря на точность морских описаний, есть излишняя сухость, прозаичность: "Светят прожекторами. / И, кажется, крейсера. / От них не уйдешь, пожалуй, / А уходить пора. / Что ж, держим на север, / Если нет другого пути. / Минные загражденья? / Попробуем пройти"». (Тихонов Н.С. Морские повести и рассказы Сергея Колбасьева // Колбасьев С.А. Поворот все вдруг. С.8). Нетрудно увидеть в «прозаизме» Колбасьева, равно как и в его стремлении к тематической «экзотике», влияние «школы Гумилева».

В 1923 после женитьбы на В.П.Семёновой - студийке «Института живого слова» и участнице литера. группы «Голубой круг» - Колбасьев устраивается, благодаря знакомству с семьей Л.М.Рейснер, на место переводчика в советском посольстве в Кабуле (Афганистан), которое возглавлял тогда муж Л.М.Рейснер - Ф.Ф.Раскольников. В том же году Колбасьев был отозван из Афганистана и направлен в торговое представительство СССР в Хельсинки, где проработал до 1928.

После возвращения в Ленинград Колбасьев вновь обращается к литературной деятельности, вступает в Ленинградско-Балтийское отделение Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ), где скоро заявляет о себе как о самобытном прозаике-маринисте.

В 1930 выходит его книга рассказов «Поворот все вдруг», главной темой которой стала судьба кадрового морского офицерства в годы Гражданской войны.

В 1930-е Колбасьев создает «трилогию» - повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река»,- повествующую о становлении выпускника Морского кадетского корпуса, пришедшего на Красный флот; в главном герое трилогии Василии Бахметьеве угадываются автобиографические черты. Проза Колбасьев была лишена ложного пафоса; ироничная и безупречная по стилю, она быстро завоевала популярность у читателей, но тут же подверглась резкой критике со стороны «теоретиков» ЛОКАФа - Вс.Вишневского, Л.Соболева и др., которые обвиняли Колбасьева в «безыдейности» и «непонимании смысла Гражданской войны и движущих сил революции».

В 1930-е Колбасьев, помимо художественного творчества, увлекается радиоделом, много изобретает (среди прочего - оригинальные конструкции магнитофона и телевизора), пишет популярные учебники по радиоделу - «Радио - нам» (1929) и «Радиокнижка» (1931). Другим увлечением Колбасьев стал джаз: пропаганде джаза в Советской России Колбасьев уделил много сил, в т.ч. защите Л.О.Утесова от нападок властей; квартира Колбасьева на Моховой улице в Ленинграде стала своеобразным «музыкальным салоном» (помимо прочего, Колбасьев собрал уникальную коллекцию пластинок с записями джазовой музыки).

В 1935 выходит последний сборник «морских» рассказов Колбасьева - «Правила совместного плавания», а в 1937 Колбасьев был внезапно арестован. Дальнейшая его судьба неизвестна, равно как и точная дата смерти. Начиная с 1960-х произведения Колбасьева неоднократно переиздавались. «Есть книги, в которых отсутствует игра воображения,- писал Н.С.Тихонов,- они на грани воспоминаний; кажется, что в них герои носят подлинные фамилии, эти книги хорошо передают и дух, и цвет, и голос эпохи. Они правдивы и скромны, люди в них видны во весь рост, и это русские люди, показанные в решающие годы своей жизни. К таким книгам относятся и произведения Сергея Колбасьева» (Тихонов Н.С. Морские повести и рассказы Сергея Колбасьева. С.11).

Ю.В.Зобнин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 231-232.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Поворот все вдруг: рассказы и повести. Л., 1986.

Литература:

Черкасский Я. Моряки четырех морей, но одной революционной крови... // Колбасьев С.А. Повести. Рассказы. Мурманск, 1981. С.3-7;

Колбасьева Г.С. Сергей Колбасьев // Жизнь Николая Гумилева: Воспоминания современников. Л., 1991. С.315-317.

Серге́й Ада́мович Колба́сьев (3 (15 ) марта , Одесса , Херсонская губерния , Российская империя -30 октября 1937/30 октября 1942 ) - русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза .

Биография [ | ]

Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда.

С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии . С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Черного моря . В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература » и уволен в запас.

В 1931-1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин » и «Карл Маркс » в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев . В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.

Дипломатическая работа [ | ]

Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923-1928 годах - в торговом представительстве в Хельсинки . Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

Творческая деятельность [ | ]

Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой.

В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Вагиновым вступил в литературную группу «». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова , именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влияние Редьярда Киплинга .

В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота ». В журнале «Вокруг света » писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.

Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пятилетки . Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“».

В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза - чаще всего автобиографическая, - написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять неожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва .

Увлечения [ | ]

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом , радиолюбительством .

Судомоделизм [ | ]

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство [ | ]

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым , разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам » и «Радиокнижка », которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза [ | ]

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz » (журнал «Тридцать дней », 1934, № 12). Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза ».

Аресты и репрессии [ | ]

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован в последний раз. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация)