Лотрек картины. Анри де тулуз-лотрек картины

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби - 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) - французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.

Биография Анри де Тулуза-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж - город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри.

Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Творчество Анри де Тулуза-Лотрека

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891)


Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.

5 интересных фактов биографии Анри де Тулуз-Лотрека.

1. Знатное происхождение

Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был для них просто «мсье Анри». Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.

Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. «Маленькое сокровище» – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.

2. Физический дефект

В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.

Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка. Рост его не превышал 150 сантиметров.

Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

3. Разочарование семьи

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.

Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.

В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

4. От раннего импрессионизма до Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца – художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты. С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.

В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему.

Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.

Именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.

А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати», активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности – самого Эдгара Дега.

5. Разгульный образ жизни: две стороны монеты

Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери.

Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа) — великий французский художник-импрессионист, постимпрессионист . Родился 24 ноября 1864 года в Альби — умер 9 сентября 1901 года в замке Мальроме, Жиронда.

Родился будущий художник в аристократический семье. Его родителями были самые настоящие графы. Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. Когда ему было 13 лет, случайным образом, вставая с кресла, он сломал бедренную кость левой ноги; в 14 лет, после падения в канаву, Анри де Тулуз-Лотрек сломал правую ногу. После этого его ноги перестали расти и до конца жизни оставались длиной всего 70 сантиметров. Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Анри Тулуз-Лотрек был замечательным человеком, а о своём недостатке всегда отзывался с большим чувством самоиронии. После того, как в 1871 году Анри покинул родную землю и переселился в Париж, его жизнь изменилась кардинально и навсегда.

В Париже он поселился на Монмартре. Здесь же и прожил всю свою жизнь. Его любимыми художниками, в картинах которых он черпал вдохновение, являлись , и другие французские художники-постимпрессионисты. В начале своей карьеры художника он занимался литографией, созданием афиш. Часто рисовал уличную жизнь Франции, увеселительные заведения. Его моделями становились танцовщицы, клоуны, поэты, театральные актёры, певицы.

Всё же проблема с ногами и рост 152 см, не могли дать ему настоящего счастья в жизни. Несмотря на его старания, многие люди посмеивались над его недостатками, любовные романы заканчивались разрывом. Критики живописи часто относились к его картинам плохо. В результате всего этого Анри де Тулуз-Лотрек вёл разгульный образ жизни, много пил и не дожив 37 лет умер от алкоголизма. Слава великого художника-постимпрессиониста Франции и мировое имя пришли к нему спустя несколько лет после смерти.

Художник Анри де Тулуз-Лотрек картины:

Читальный зал в замке Мелрум

Чтение газеты в саду

Цыганка де Ришепен

Девушка в корсете

Жанна Авриль

Кабаре Японский Диван

Модистка

Начало кадрили в Мулен Руж

Обучение танцу в Мулен Руж

Портрет художника Эмиля Бернарда

Только рядом с клоунами, акробатами, танцовщицами и проститутками Анри де Тулуз - Лотрек чувствовал себя своим. Современники не принимали творчество художника. Имея природный талант и не будучи стеснен в средствах, Тулуз - Лотрек мог получить блестящее художественное образование. Однако, освоив азы живописи у современных мастеров, он стал разрабатывать собственную, новаторскую эстетику, далекую от академизма. Отказ от натурализма и детализации (никаких складок на одежде, тщательно прорисованных волосков), подчеркнутая, близкая к шаржу, гротесковая манера передачи черт лица и пластики персонажей, обилие движения и ярких эмоций - вот основные характеристики его стиля.

24 ноября 1864 года в городе Альби, в старинном родовом замке графов Тулуз Лотреков родился мальчик, которого именовали Анри де Тулуз - Лотрек . Мать Лотрека, - урожденная Тапье де Селейран графиня Адель, и граф Альфонс де Тулуз – Лотрек – Монфа, - отец художника, во Франции принадлежали к высшим кругам аристократии. К маленькому Анри родители относились особенно трепетно, в нем они видели продолжателя рода, наследника одной из самых значимых фамилий страны. Граф Альфонс представлял, как сын будет сопровождать его в прогулках его в прогулках верхом по графским угодьям и на соколиную охоту. С раннего возраста отец обучал мальчика верховой езде и охотничьей терминологии, познакомил со своими любимцами - жеребцом Узурпатором и кобылой Волгой. Анри рос милым, очаровательным ребенком, радовал близких. С легкой руки одной из бабушек Лотрека - младшего в семье называли «Маленькое Сокровище ». Веселый, подвижный, внимательный и любознательный, с живыми темными глазами, он восхищал всех, кто его видел. В три года он потребовал перо, чтобы расписаться. Ему возразили, что он не может писать. «Ну и пусть, - ответил Анри, я нарисую быка».

Детство принято считать счастливой порой в жизни человека. Но это счастье омрачалось драмой или даже трагедией для Анри. Родившись со слабым здоровьем, он часто болел, медленно рос, и до пяти лет у него никак не зарастал родничок. Графиня волновалась за своего мальчика и в его болезнях винила в первую очередь себя: ведь муж доводился ей кузеном, а дети в родственных браках часто рождаются нездоровыми. Когда же ее второй сын, Ришар, появившийся на свет через два с половиной года после Анри, умер в возрасте одиннадцати с небольшим месяцев, Адель окончательно утвердилась в мысли о том, что ее брак был ошибкой. И дело не только в болезнях детей - благочестивая женщина давала супругу много, однако со временем их семейная жизнь стала наполнятся непониманием, горечью и разобщенностью. Продолжительное время Адель пыталась мириться с грубостью и изменами графа, с его причудами и прихотями, но в августе 1868 года произошел окончательный разрыв - она перестала считать Альфонса мужем. В письме своей сестре она сообщала, что теперь намерена относиться к нему только лишь как к кузену. Однако они по - прежнему изображали супругов и на людях были учтивы друг с другом - ведь у них был сын, а кроме того, необходимо было соблюдать правила приличия, принятые в обществе. Но с тех пор все ее внимание, вся любовь были отданы Анри.

Граф Альфонс обожал аристократические развлечения - охоту, верховую езду, скачки - и передал сыну любовь к лошадям и собакам.

1881. Дерево, масло


1881. Холст, масло

Еще граф интересовался искусством и часто с маленьким сыном приходил в мастерскую своего приятеля, художника Рене Пренсто, с которым Анри вскоре подружился. Пренсто был не только художником – анималистом, он был ловким наездником, любителем псовой охоты и скачек.

С большим знанием дела он писал лошадей, собак, сцены на охоте, причем из - под его кисти выходили настоящие портреты животных - он мог передать их характер, повадки, грацию. Вскоре младший Лотрек стал один приходить к приятелю отца. Он мог часами восхищаться тем, как Пренсто создает свои картины, а потом сам брал карандаш и на листе бумаги пытался оставить отчетливо видный и яркий след всего, что попадалось на глаза: собак, коней, птиц. У него неплохо получалось, и Пренсто не мог не признать, что у мальчика определенно есть талант.

В Париже, куда семья Лотреков переехала в 1872 году, Анри определяют в лицей. Он растет очень медленно; самый маленький среди сверстников, получает прозвище «Малыш». Поля его тетрадок заполнялись рисунками гораздо быстрее, чем страницы – буквами и цифрами.

Часто пропуская занятия из - за постоянных болезней, Анри тем не менее учился с отличием. После нескольких лет учебы графиня Адель полноправно гордилась своим мальчиком - он не только захватывающе рисовал, но и был признан одним из лучших учеников своего лицея. Она радовалась успехам сына, но все больше переживала о его здорова: врачи подозревали у него туберкулез костей – Анри было уже десять лет, а он по - прежнему оставался совсем маленьким. Стенку, у которой в их поместье по градации отмечали рост все кузены и кузины и которую Маленькое Сокровище старался обходить стороной, слуги между собой называли «стеной плача ».

В конце мая 1878 года с Анри произошло непредвиденное несчастье. Он сидел в кухне на невысоком стуле, а когда попытался встать, опираясь неуклюже на свою палку, без помощи уже которой не было сил передвигаться, упал и сломал шейку бедра левой ноги. А едва оправившись от предыдущей тяжелой травмы, через год с небольшим, Анри оступился на прогулке и сломал шейку правого бедра... Родители полные отчаяния не теряли надежды в выздоровлении Анри. Но мальчик не допускал слез, не жаловался - наоборот, он старался приободрить окружающих. К Анри приходили лучшие и широко известные доктора, его возили на самые дорогие курортные места. Вскоре дремавшая в его теле болезнь, дала о себе знать в полную силу. Одни врачи относили Болезнь Лотрека к группе полиэпифизных дисплазий. По мнению других, причиной маленького роста Анри был остеопетроз (болезненное утолщение кости), протекающий в мягкой форме.

Его конечности совсем перестали расти, только голова и тело становились непропорционально огромными по отношению к коротеньким ногам и рукам.

Фигура на «детских ножках» с «детскими ручками» выглядела очень нелепо. Очаровательный ребенок превращался в настоящего уродца. Анри старался как можно меньше смотреться в зеркало - ведь кроме больших, жгуче - черных глаз ничего привлекательного в его внешности не осталось. Нос стал толстым, выпяченная нижняя губа нависла над скошенным подбородком, кисти коротеньких рук выросли непропорционально огромными. Да и слова, которые произносил деформированный рот, искажались шепелявостью, звуки наскакивали один на другой, слоги он проглатывал и, разговаривая, брызгал слюной. Подобная косноязычность вкупе с имеющимся дефектом опорнодвигательного аппарата отнюдь не способствовала развитию душевной гармонии Анри. Опасаясь насмешек окружающих, Лотрек научился сам подшучивать над собой и собственным уродливым телом, не дожидаясь, когда начнут подшучивать и насмехаться другие. Такой прием самозащиты использовал этот удивительный и мужественный человек, и этот прием работал. Люди, впервые встретив Лотрека, смеялись не над ним, а над его остротами, а познакомившись с Анри поближе, непременно попадали под его обаяние.

Лотрек понимал, что судьба, лишив его здоровья и внешней привлекательности, одарила незаурядными и оригинальными способностями к рисованию. Но, чтобы стать достойным художником, нужно было учиться. Большой известностью в Париже пользовался тогда живописец Леон Бонна, и Тулуз - Лотрек записался к нему на курсы. Лотрек верит всем замечаниям учителя и пытается истребить в себе все самобытное. Его соклассники только в первые дни ехидно шептались и посмеивались над неуклюжим Анри - вскоре никто уже не придавал значения его уродству. Он был приветлив, остроумен, весел, и бесподобно талантлив. После того, как Бонна распустил всех своих учеников, переходит к Кормону, писавшему большие полотна на доисторические сюжеты. Ученики его любили, он был хорошим педагогом. У Кормона Лотрек постигал секреты живописи и графики, но ему не нравилась его снисходительность, он был беспощаден к себе.

Мать Анри полностью разделяла интересы сына и восхищалась им, но его отцу, графу Альфонсу, совсем не по нраву было то, что делал наследник фамилии.

Картон, масло

1880 – 1890. Холст, масло

Холст, масло

Рисование, считал он, может быть одним из увлечений аристократа, но не должно становиться главным делом всей его жизни. Граф потребовал, чтобы сын подписывал картины псевдонимом. Анри становился все более чужим даже для семьи, в которой рос и воспитывался, он называл себя – «отсохшей ветвью» родового дерева. Альфонс де Тулуз - Лотрек Монфа полностью подтвердил это, отдав право первородства, которое должно было перейти по наследству к сыну, своей младшей сестре Алике. Анри стал подписывать картины анаграммой своей фамилии - Трекло.

Летом 1882 года, по дороге на юг, куда графиня по – прежнему вывозила сына на лечение, они заехали в свое поместье в Альби. Там Анри в последний раз отметил свой рост у «стены плача»: один метр пятьдесят два сантиметра. Ему было без малого восемнадцать лет - возраст, когда большинство юношей не могут думать ни о чем, кроме противоположного пола. В этом Лотрек мало отличался от своих сверстников - в придачу к уродливому телу безжалостная Природа наделила его нежной чувствительной душой и мощным мужским темпераментом. Впервые он влюбился еще в детстве - в свою кузину Жанну д’ Арманьяк. Анри лежал со сломанной ногой и ждал, когда девочка зайдет навестить его. Став старше, Лотрек узнал и чувственную сторону любви. Его первой женщиной стала Мари Шарле - молоденькая, тоненькая, как юноша, натурщица, совершенно невинная с виду и развращенная в душе. Ее привел к Анри приятель по мастерской, нормандец Шарль - Эдуард Люка, считавший, что Лотрек излечится от мучительных комплексов, когда познает женщину. Мари несколько раз приходила к художнику, находя связь с ним пикантной. Но Анри вскоре отказался от ее услуг - слишком далека была эта «животная страсть» от его представлений о любви. Тем не менее, отношения с юной натурщицей показали, насколько силен его темперамент, а воспоминания о чувственных наслаждениях не давали Лотреку, как прежде, проводить одинокие вечера за работой. Понимая, что достойная девушка из приличного общества вряд ли ответит ему взаимностью, он уходил на Монмартр - к проституткам, кафешантанным певичкам и танцовщицам. Среди нового увлечения - уличной жизни на Монмартре, Анри не чувствовал себя калекой; жизнь открывалась ему с новой стороны.

Монмартр середины 1880-х годов... За развлечениями сюда устремлялся весь Париж. Залы кафешантанов и ресторанчиков, кабаре и театров быстро заполнялись разношерстной публикой и праздник начинался... Здесь верховодили свои короли и королевы, свои властители дум. В их числе первоочередное место занимал куплетист Брюан, владелец ресторана «Элизе – Монмартр ». Признанной королевой Монмартра была в те времена Ла Гулю - «Обжора» - так прозвали эльзаску шестнадцати лет Луизу Вебер за ее безумную страсть к еде.

Он присаживался за столиком, заказывал выпивку, а потом доставал свои альбом с карандашами и, неотрывно наблюдая бешеный танец эльзаски, рисовал, пытаясь уловить каждое движение ее тела, каждое изменение выражения ее лица. Ее свежая без морщинок кожа, блестящие глаза, острый носик, ее ноги, которые высоко вскидывала в танце, вспенивая кружево юбок, бесстыдство, с которым она вертела задом, всем своим существом выражая сладострастный порыв страсти, - все это Анри запечатлел на своих рисунках. Рядом с Ла Гулю был ее непременный партнер Валентин, которого публика прозвала Бескостный. Движения этой пары были столь эротичными и вожделенными, что не могли не заводить публику, и каждое выступление Ла Гулю и Валентина Бескостного сопровождалось бешеными овациями.

В 1884 году Анри приехал из Парижа навестить свою «бедную святую маму», как называл ее художник. Через несколько недель, которые он провел у родителей, Лотрек вернулся в столицу совершенно счастливым - отец согласился дать ему денег на покупку на Монмартре собственной мастерской. Он полноправный обитателем Парижа. Для Лотрека Монмартр стал гостеприимным домом, а его обитательницы - монмартрские актрисы и певички, танцовщицы, проститутки и пьяницы стали его излюбленными юными моделями, переосмысленными героинями ярких, самых впечатляющих рисунков, литографий, плакатов, рекламных афиш и картин. Именно они, презираемые обществом, давали ему нежность, ласку и тепло, которых ему так щедро дарили, и которых он так сладострастно жаждал. На многих произведениях Лотрека - сцены в борделях, их обитательницы, к которым он, потомственный аристократ, испытывал симпатию и понимал, как никто. Ведь этот «горбатый Дон - Жуан», как и они, был отверженным.

В 1886 году Лотрек в мастерской Кормона знакомится с Ван Гогом, пишет его портрет в манере нового друга.

В мастерской назревает бунт против учителя. Лотрек присоединяется к своим друзьям - Анкетену, Бернару и Ван Гогу. Теперь он защищает свою самобытность. Устраивает выставку своих рисунков в «Мирлитоне», некоторые из них иллюстрируют песни Брюана. Винсент решает устроить выставку друзей в рабочем ресторане. Однако простой народ не принял новаторской живописи. И в 1888 году Лотрек получает приглашение на принятие участия в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Среди участников группы - Синьяк, Уистлер, Анкетен. Лотрек присутствует на вернисаже. Защищая Ван Гога, вызывает на дуэль оскорбившего его художника де Гру; дуэль удалось предотвратить. Критика обратила внимание на работы Лотрека, отмечая его жесткий рисунок и злое остроумие.

Постепенно Монмартр изобретает новое, не прекращая удивлять. Появляются новые заведения. В 1889 году Жозеф Оллер объявил об открытии кабаре «Мулен Руж».

На бульваре Клиши завертелись крылья красной мельницы кабаре. Вечерами в шумном зале увеселительного заведения, одна стена которого была абсолютно зеркальной для создания иллюзии пространства, было не протолкнуться - весь Париж собирался здесь посмотреть на блистательных Валентина и Лa Гулю, переманенные директором «Мулен Руж » из «Элизе». С того вечера Тулуз - Лотрек стал частым гостем этого места. Все, что так привлекало и притягивало в «Элизе» и «Мулен – де – ла - Галетт», было сконцентрировано теперь в кабаре Оллера. Анри проводил в «Мулен Руж» все вечера в окружении своих приятелей, рисуя и непрерывно остря и шутя, так что случайно зашедший в кабаре мог предположить, что этот чудной уродец - один из местных аттракционов.

Ободренный успехом, Лотрек пишет по двадцать полотен в год. Его постоянные темы - проститутки, танцовщицы в кабаре, портреты друзей. Он порвал с натурализмом, он не способен был приукрашивать реальность, в его гротеске и иронии - боль, осознание трагической стороны жизни. В большом полотне «Танец в «Мулен Руж » он пишет публику знаменитого кабаре, своих друзей за столиком, знаменитого танцовщика Валентина Бескостного, исполняющего в паре с одной из танцовщиц кадриль. Про художника говорили, что он пишет «скорбь смеха и ад веселья».

В январе 1891 года перед началом нового сезона Оллер заказал Тулуз - Лотреку афишу, рекламирующая «Мулен Руж». Конечно же, на ней должны быть привлекающие внимание звезды кабаре – Валентин и Ла Гулю «в самый разгар искрометной кадрили».

Рекламные афиши, которые вышли в конце сентября и имели большой успех, были расклеены по всему Парижу. По городу разъезжали фиакры (наемные экипажи) с приклеенными плакатами. Этот плакат - одно из классических произведений французского постимпрессионизма. В центре афиши - Ла Гулю, изображенная в профиль и танцующая на фоне зрителей. Он прославил и «Мулен Руж», и еще больше - художника.

Монмартр занял особое, и скорее главное, место в жизни Тулуз - Лотрека. Здесь он совершенствует и черпает сюжеты для своих картин, здесь чувствует себя легко и свободно, здесь находит уважение и любовь. Обитательницы салона просто обожали своего завсегдателя и одаривали его своей любовью. После Ла Гулю в сердце его воцарилась пышногрудая красотка Роза с ярко - рыжими волосами, затем были и другие красотки - «малютке Анри» на Монмартре никто не мог противостоять ее любовным ласкам. В парижских домах свиданий его всегда тепло и дружественно принимают, здесь он чувствует себя спокойно, пишет тамошних натурщиц в интимной, не предназначенной для посторонних глаз обстановке: спящими, полуодетыми, за переодеванием, за туалетом - с расческами и тазами, чулками и полотенцами, готовя серию картин и литографий «Они » («Elles »).

Какое - то время он даже жил в борделях. Он не скрывал, где его дом, и, словно гордясь этим, с легкостью давал свой адрес и потешался, когда кого - то это шокировало. На улице Мулен Лотрек особенно вдохновлялся эксклюзивным и утонченным интерьером. Даже вполне почтенные дамы, в основном иностранки, приходили сюда полюбоваться убранством комнат. А еще все в Париже говорили о невероятной красоте обитательниц этого «храма любви».

Хозяйка заведения, мадам Барон, позаботилась о том, чтобы у Лотрека мастерская была комфортной, а затем уговорила Тулуз - Лотрека украсить стены борделя написанными им картинами. Ее подопечные, юные и не очень, утоляли его голод страсти, причем делали это с большой охотой и нежностью, а ведь «это лакомство ни за какие деньги не купишь », говорил он. По воскресеньям мсье Анри разыгрывали партию в кости, победительнице выпадала честь времяпровождения с художником. А когда у подопечных искусительниц любви мадам Барон были выходные, Лотрек соблюдал традицию, которую и сам придумал, устраивать в борделе вечера, где девушки облачившись в прозрачные и весьма легкотканные одеяния, вальсировали в благородной манере друг с другом под музыку механического пианино. Наблюдая за жизнью борделя, Лотрек поражался тому, как пытались сохранить на себе натянутую маску эти слабые и несчастные создания, попавшие в капкан разврата и безнравственной продажности всего и вся.

В 1892 году Лотрек в Брюсселе выставляет девять полотен в с «Группой двадцати». Его назначают членом комитета по развеске картин у «Независимых». Публика называет его искусство бесстыдным, художники видят в нем продолжателя Дега. Зачастую Лотрек превращал превосходство своих моделей в уродство, никогда не был благороден и снисходителен к натурщицам. В 1894 году, одной из его главных моделей стала знаменитая в те годы кафешантанная певица Иветт Гильбер, как - то назвавшая его «гением деформации». Иветт он рисовал множество раз. Изобразил художник певицу и на крышке керамического чайного столика. Он пробует разные техники, в том числе витраж. Неожиданно увлекается гонщиками велосипедистами и пишет большое полотно «».

Иветт Гильбер просто покорила его. Когда Лотрек впервые увидел Гильбер на сцене, он захотел написать афишу для певицы и, сделав это, послал ей рисунок. Иветт знала, что обладала отталкивающей красотой, но отнюдь не страдала по этому поводу, была кокетлива и пользовалась не плохим успехом у мужчин и публики. Афиша Лотрека ее несколько обескуражила - она себя видела совсем иной, не такой уродливой, но Гильбер понимала, что эскиз это дань симпатии и уважения незаурядного художника. Она не стала заказывать Анри афишу, хотя сам художник, которого она прежде никогда не видела, только слышала о нем, заинтересовал ее. «Мы еще вернемся к этой теме, но, Бога ради, не изображайте меня такой страшной!» - писала она ему. Но Лотрек не привык так легко отступать - он задумал выпустить альбом литографий, посвященных певице. Однажды он нанес ей визит - тогда Иветт впервые увидела его. Его уродство поначалу ошеломило ее, но, взглянув в его выразительные черные глаза, Гильбер была покорена. Иветт навсегда запомнила тот день: она пригласила его пообедать вместе, они много говорили, и вскоре она уже целиком была под властью обаяния Анри... За этой встречей последовали другие, он приходил к ней и рисовал, рисовал... Сеансы проходили бурно, художник и его модель часто ссорились - ему словно доставляло сказочное удовольствие ее злить.

Альбом «Иветт Гильбер » (шестнадцать литографий) вышел в 1894 году. Певица, и по совместительству модель Лотрека, отнеслась к нему одобрительно, но потом ее друзья убедили ее в том, что она там выглядит отвратительно и что на художника следовало бы наказать обидчика в судебном порядке за униженное достоинство и публичное оскорбление.

Однако в газетной прессе стали появляться многочисленные хвалебные отклики, и Иветт пришлось примириться со своим беспощадным портретистом. Возможно, сейчас никто не вспомнил бы, что в Париже на Монмартре в конце XIX - начале XX века пела такая певичка - Иветт Гильбер, но история сохранила память о ней благодаря ему, гениальному уродцу Анри Тулуз - Лотреку .

Прославил он и танцовщицу Жану Авриль, которую встретил в ресторанчике «Жарден де Пари ». В отличие от вздорной, резкой Ла Гулю Жана была мягкой, женственной, «интеллигентной». Эта незаконнорожденная дочь дамы полусвета и итальянского аристократа в детстве натерпелась от своей матери, грубой, извращенной и неуравновешенной женщины, вымещавшей на дочери все свои неудачи. Однажды, не вынеся унижений и побоев, Жана сбежала из дома. Ее утешением стали музыка и танец. Она никогда себя не продавала и заводила романы лишь с теми, кто мог пробудить в ней теплые чувства. Жана разбиралась в искусстве, отличалась утонченностью манер, благородством и какой - то одухотворенностью. По словам Анри, она была «похожа на учительницу». На рисунках Лотреку удалось передать ее, как высказался один из его друзей, «шарм развращенной девственности». Жана, высоко ценившая талант Лотрека, охотно позировала художнику и порой с удовольствием разыгрывала роль хозяйки в его мастерской.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека печатали и продавали по всей стране. Работы художника выставлялись на больших выставках во Франции, Брюсселе и Лондоне. Он так стал известен, что на рынках стали появляться подделки под Лотрека, а это означало достигнутый успех.

Но слава никак не изменила уклад жизни художника: он так же много работал и так же усиленно развлекался, не пропускал ни костюмированных балов, ни премьер в театрах, ни вечеринок у своих монмартрских друзей. Лотрек жил так, словно боялся что - то упустить, куда - то не успеть в этой жизни - возбужденно, лихорадочно, радостно. «Жизнь прекрасна!» было одним из его любимых восклицаний. И только близкие друзья знали, какая горечь скрывается за этими поступками и словами. А еще он пил - много, но только очень хорошие и дорогие напитки. Он был убежден, что алкоголь высокого качества не может нанести серьезного вреда. Лотрек обожал смешивать разные напитки, получая необыкновенный букет. Он первым во Франции стал делать коктейли и получал невероятное удовольствие, слушая похвалы своих гостей, которые с восторгом приобщались к новым напиткам. Кто только тогда у него не бывал, и все его гости знали - у Лотрека полагалось пить. Его соученики по мастерской Кормона Анкетен и Бернар, и молодой Ван Гог, приобщивший его к японскому искусству, и коварная Валадон, художница и модель Ренуара, которая, казалось, вела с Лотреком какую-то тонкую игру - то появлялась в его жизни, то исчезала...

Через какое - то время ему уже стали не нужны дорогие изысканные ликеры и коньяки - Лотрек научился обходиться простым дешевым вином из соседней лавки. Он пил все больше, а работал все меньше, и если раньше за год делал более сотни картин, то в 1897 году написал всего пятнадцать полотен. Друзьям казалось, что беспробудное пьянство разрушает Лотрека как художника. Но он пока еще не утратил способность на создание шедевров: таковы портрет Оскара Уайльда 1896

Друзья старались отвлечь его от алкогольной зависимости, вывозили в Англию, Голландию, Испанию, но он, насытившись старым искусством, восхищенный полотнами Брейгеля и Кранаха, Ван Эйка и Мемлинга, Эль Греко, Гойи и Веласкеса, возвращался домой и - принимался за прежнее. Анри становился капризным, нетерпимым, порой просто невыносимым. Необъяснимые вспышки гнева, глупые выходки, ничем не оправданная буйность... Его и так слабое здоровье подтачивали алкоголизм и сифилис, которым давным - давно его «наградила» Рыжая Роза.


Лотрек стал страдать бессонницей, в результате которой - на фоне бесконечного пьянства - у него развивались устрашающие галлюцинации и бред преследования. Его поведение все больше становилось неадекватным, он все чаще подвергался приступам безумия. Летом 1897 года стрелял из револьвера по воображаемым паукам, осенью 1898 года ему казалось, что на улице его преследуют полицейские, и он прятался от них у знакомых.

В 1899 году «со страшным приступом белой горячки», мать поместила Лотрека в клинику для умалишенных доктора Семеленя в Нейи. Выйдя оттуда спустя несколько месяцев лечения, он изо всех сил пытался работать, но что - то словно сломалось в нем.

В середине апреля Лотрек вернулся в Париж. Друзья, увидев Анри, были потрясены. «Как же он изменился! - говорили они. - От него осталась одна тень!» Лотрек еле двигался, с трудом передвигая ноги. Было видно, что он заставляет себя жить. Но иногда казалось, что вера в будущее вновь обретает в нем надежду. Особенно его порадовало известие, что несколько его картин были проданы на аукционе в Друо, причем за немалые деньги. Вдохновленный этим событием, Анри снова почувствовал сильную тягу к рисованию. Но - последние работы будто не его... За три месяца Лотрек разобрал все то, что собралось в его мастерской за годы работы, закончил некоторые полотна, проставил свои подписи на том, что казалось ему удавшимся... Перед отъездом - он собирался провести то лето в Арашоне и Тосса, местах, знакомых ему с детства, на берегу моря - Анри навел в мастерской идеальный порядок, будто бы знал, что вернуться туда снова ему уже не суждено.

На Орлеанском вокзале его провожали старые друзья. И они, и сам Лотрек понимали, что, вероятно, это их последняя встреча.

Морской воздух не смог излечить Анри. Врачи сопроводили заявлением о имеющейся у него чахотку, а в середине августа у Лотрека случился удар. Он худел, глох, двигался с трудом из - за развивавшегося паралича. Приехав к тяжело больному Лотреку, графиня Адель перевезла сына в родовой замок в Мальроме. В этом особняке, окруженный заботой и любовью матери, Анри словно вернулся в огромный мир детства, радостей, надежд. Он даже пытался вновь начать рисовать, но пальцы уже не слушались зова сердца и не могли удерживать кисть. Со временем паралич сковал все его несчастное тело, Лотрек даже не мог уже сам есть. У его постели всегда находился кто - нибудь: друзья, мать или старая няня. Навестил и отец, граф Альфонс, так и не признавший в сыне художника. Когда он вошел в комнату, Анри 1901

Естественная болезнь роста - «безнадежная запутанность в самовлюбленности» успешно переросла у Тулуз - Лотрека в крепкую уверенность в своем успехе на фундаменте таланта рисовальщика. Он не боялся любой темы, любого заказа, любой величины и любой скорости. Матиссовская экспрессия и кинематичность тела оказались главными аргументами в картинах художника. Смелость генетических талантов подтверждалась следовавшими одно за другим художественными открытиями все новых и новых возможностей потрясения публики, которое проще и успешнее было организовать на приведении публики в тупик и на вульгарностях. Французы сделали порок лакомым. Высший свет, покупавший творчество, принял художественную разгульность богемы за норму игривости, утверждающей статус настоящей жизни. Лотрек же выражает органичную свободу позы, доводя ее выразительность до эпатажа. Занавес опустился. Жизнь Анри де Тулуз – Лотрека – Монфа оборвалась утром 9 сентября 1901 года в возрасте тридцати семи лет, как и Ван Гог. Его похоронили около Мальроме на кладбище Сент – Андре - дю Буа. Позже графиня повелела перенести останки сына в Вердле.

Постепенно работы Тулуз - Лотрека стали приобретать крупнейшие музеи мира – Тулуз - Лотрек становился классиком. Несмотря на это граф Альфонс по - прежнему не желал признавать, что его сын был талантливым художником. Он писал другу детства Анри, Морису Жуаяну, который хлопотал о создании дома - музея Лотрека в Альби: «Только потому, что художника уже нет в живых, - пусть даже это мой сын, - я не могу восторгаться его топорной работой». И лишь в своем предсмертном письме, в декабре 1912 года, граф признался Морису: «Вы больше верили в его талант, чем я, и вы оказались правы...».

Год 1864 вошёл в историю, как год создания в Лондоне I Интернационала. Поднимало голову рабочее движение, шла Датская война в Европе и Гражданская война в США. Во Франции был отменён Закон Ле Шапелье - о запрете стачек и рабочих коалиций, принятый Учредительным собранием Франции в июне 1791.

В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны.

Анри Тулуз-Лотрек имел счастье родиться в семье, принадлежащей к древнейшему роду Франции. Это графский род, который происходит от виконтов Лотрека. В XIV-XVII вв. глава этого рода носил титул виконта Монфа. В конце XVII в. Лотреки-Монфа сменили фамилию на «Тулуз-Лотрек».

Род Тулуз-Лотреков выделялся образованностью и особым почитанием искусства. Быть может, это обстоятельство и помогло Анри пережить страшную трагедию, случившуюся с ним в детстве, и определить своё будущее. Благодаря этому выбору и появилась эта статья.

В мае 1878 года, в возрасте 13 лет, Анри ломает шейку бедренной кости правой ноги. А через год мальчик ломает и левую ногу, при падении в канаву. После этого события ноги перестали расти, и юноша навсегда остался инвалидом. - "Подумать только! Я никогда бы не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее". – не раз шутил Анри де Тулуз-Лотрек.

Физический дефект помешал молодому Анри пойти на военную службу, как было принято среди мужчин в их роду. Именно тогда он принимает решение стать художником. Он много рисует, и талант его растёт так стремительно, что мастерства его прежнего учителя, мастера Пренсто, уже не хватало. Анри перебирается в Париж в ожидании творческого роста. Тут он и попадает к известному в то время портретисту Леону Бонна. Свои первые работы Анри подписывает псевдонимом «Трекло».

Так он попадает на Монмартр. И Монмартр захватывает его полностью. С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри. Тут граф Тулуз-Лотрек переходит из высшего света в мир богемы, и именно в этом мире, общаясь с людьми, творящими искусство, он выработал свой, неповторимый стиль, где важна линия, а гротесковая декоративность не режет глаз, а напротив, мягко сочетается с тонкостью и изяществом образов. Стоит лишь взглянуть на созданные мастером портреты, чтобы ощутить психологизм и неповторимость противоречивого лотрековского стиля. По началу он подражает, модным тогда, импрессионистам, но потом находит свой путь. Ему уже мало сиюминутного впечатления. Он ищет способы как сделать свои работы глубже, как показать самую суть, изображаемого им мира, будь то природа, или человек. Вот потому, казалось бы, излишне декоративные работы Тулуз-Лотрека, снова и снова притягивают наш взгляд, заставляя заглядывать в самую душу его персонажей.

Скорее всего поэтому художник старается писать не холёных великосветских красавиц и красавцев. Его привлекают простые, и даже иногда порочные люди, с поломанной судьбой. В них художник находит отражении е живого мира, прекрасного в своей неповторимости.

Он пишет танцовщиц и проституток, кухарок и прачек. Они женственны и живы, без тени фальши и наносного лоска. И тем прекрасны.

Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот» и "Диван Жапоне" и других ночных увеселительных заведений Парижа. Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр. Прекрасно знавший дух ночной жизни Парижа, в своих афишах художник, передаёт и сиюминутное ощущение беззаботного праздника, и в то же время в них чувствуется атмосфера тонкого флирта и лёгкой интрижки, свойственная таким заведениям. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно. Потому и афиши, созданные Анри Тулуз-Лотреком, ныне воспринимаются нами с таким же интересом и восхищением, как и его портреты и другие картины.

Вот только в последние два года жизни, словно предчувствуя окончание веселья, художник всё чаще использует мрачные тона в своих работах. С каждой картиной растёт ощущение печали, ожидания прощания с тем миром, который он так любил. Весной 1901 года у Анри случился паралич ног, как следствие перенесённого инсульта. А 9 сентября, в возрасте 37 лет, он умирает.

И лишь через много лет после его смерти к нему приходит признание критиков, совершенно не жаловавших его при жизни. За короткую творческую жизнь Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.

Интернет-журнал "Область культуры" провёл голосование за лучший дизайн театральной афиши Великого Новгорода среди опубликованных в ОК-журнале. Большее количество голосов набрала афиша спектакля "Маленький принц", который прошёл сегодня, 29 апреля, в Новгородской областной филармонии. Автор афиши - Ксения Иноземцева. Поздравляем!

«Что такое Монмартр? Ничего. Чем он должен быть? Всем!»
Родольф Сали, владелец кабаре «Ша Нуар»

«Внимание! Вот идёт шлюха. Но не думайте, что это какая-нибудь завалявшаяся девка. Товар первого сорта!» — разорялся у входа Аристид Брюан , известный эстрадный певец и владелец только что открывшегося кабаре «Мирлитон». Анри, ему было только 24 года, с восхищением наблюдал за Брюаном и набивавшейся сюда каждый вечер богемой.

«Элизе-Монмартр». 1888. Фото: Public Domain

«Спасибо. Я провёл чудесный вечер. Наконец-то в первый раз в жизни меня в лицо назвали старым хрычом», — отзывался о «Мирлитоне» один из заядлых посетителей, дивизионный генерал. Над входом вскоре появилась вывеска: «Сюда ходят те, кто любит, чтобы их оскорбляли». К десяти вечера попасть внутрь было невозможно — кабаре было переполнено. Вечеринки проходили каждый день, гул не утихал до двух ночи.

Раньше в этом здании находилось кабаре Родольфа Сали , одного из самых известных деятелей Монмартра. Однако Сали решил переехать на улицу Лаваль, подальше от нищих бездельников и откровенных головорезов. Тем не менее его обновлённый «Ша-Нуар» был по-прежнему популярен.

Полные залы собирал и «Мулен-де-ла-Галетт», где всегда темно и грязно, а по понедельникам — чуть ли не обязательная поножовщина. «Элизе-Монмартр» — заведение поприличнее, с профессиональными танцовщицами и дежурящим в задних рядах комиссаром полиции Кутла дю Роше . Его здесь называли «Папаша Целомудрие».

Поначалу Анри де Тулуз-Лотрек больше всего любил «Элизе-Монмартр», но когда на месте претенциозного, на его взгляд, «Ша Нуар» открылся «Мирлитон», молодой художник стал его завсегдатаем и вскоре сдружился с Брюаном.

«Эти идиоты ровным счётом ничего не понимают в моих песенках, — рассказывал другу Брюан. — Они не знают, что такое нищета, и с рождения купаются в золоте. Я мщу им, понося их, а они хохочут до слёз, думая, что я шучу. А на самом деле я часто вспоминаю о прошлом, о пережитых унижениях, о грязи, которую мне пришлось увидеть. Всё это подступает комком к горлу и выливается на них потоком ругани».

«Марселла Лендер, танцующая болеро в кабаре „Шильперик“», 1895. Фото: Public Domain

Тулуз-Лотрек в детстве тоже купался в золоте. Он происходил из знатного рода генералов и полководцев, но и у него были причины ненавидеть истеблишмент. «Мирлитон» Брюана стал ему новым домом. «Тише, господа! Пришёл великий художник Тулуз-Лотрек с одним из своих друзей и каким-то сутенёром, которого я не знаю», — громогласно приветствовали Анри в «Мирлитоне».

«Маленькое сокровище» замка Боск

На Монмартр Тулуз-Лотрек переехал в 19 лет. Он оставил позади отца, набожную мать, аристократические балы, незаконченное высшее образование и шикарные родовые имения. Дома Анри называли «Маленьким сокровищем», холили и лелеяли.

Он был самым активным ребёнком в семье и не представлял себе занятий лучше, чем охота и верховая езда. В этом смысле он полностью совпадал с отцом — бесстрашным офицером, славившимся не только военными, но и романтическими победами. Свободное время граф Альфонс посвящал выпивке и эксцентричным выходкам. Ему ничего не стоило выйти погулять в доспехах средневекового рыцаря. Соседи и супруга считали графа эксцентричным, Анри обожал отца и равнялся на него.

Анри де Тулуз-Лотрек. Фото: Commons.wikimedia.org

В то же время «Маленькое сокровище» не мог не замечать тревог матери. В своё время графиня Адель считала себя настоящей счастливицей, но теперь явно устала от измен мужа. Формально родители Анри разошлись, когда тому было четыре года — сразу после смерти младшего сына Ришара. Однако затем граф неоднократно возвращался домой, а графиня боялась ему перечить.

В 14 лет Анри упал с лошади и сломал левую бедренную кость. Следующие 40 дней подросток не вставал с кровати, кости срастались с трудом, восстановление продолжалось полтора года. Но как только Анри смог вести активный образ жизни — вновь полез на лошадь и вновь упал, сломав на этот раз правое бедро.

После этого Анри не вырос ни на сантиметр, и до самой смерти его рост составлял полтора метра. Гораздо хуже было другое — его туловище продолжало развиваться, и со временем «Маленькое сокровище» превратился в непропорционального урода с огромной головой и коротенькими ножками. До конца дней он ходил с тростью.

Для матери это стало трагедией, а отцу принесло лишь разочарование и раздражение: зачем ему сын, с которым даже куропатку не подстрелишь? Граф Альфонс считал, что у него отобрали первенца и больше не воспринимал Анри своим сыном. Тогда все считали, что Анри просто слабый и неловкий подросток, о наследственном остеогенезе и генетических болезнях детей близких родственников в то время не знали. Родители Анри были кузенами.

Мать продолжала любить и поддерживать сына, но она знала, что для снобов из аристократического круга Анри станет объектом для насмешек. Здесь ценятся удаль жестоких сражений и витиеватые бальные па.

Анри и сам понимал, что происходит, хотя старался не подавать виду. Он сам больше всех иронизировал о своём уродстве — превентивный удар, ведь так или иначе жестокую шутку произнесёт кто-то другой. Обожавший ходить с отцом на охоту, он понял, что теперь в его жизни осталась только живопись.

Сдав экзамены на зрелость, успешно отучившись в нескольких художественных мастерских, к 19 годам юный Тулуз-Лотрек понял, что пришло время начать собственную жизнь.

Порочное очарование Монмартра

Лотрек поселился у друзей — Рене и Лили Гренье на улице Фонтен, 19 бис. Лили пользовалась большой популярностью, её любили художники, музыканты и предприниматели. Влюбился в неё и Анри, правда, ему хватало такта сдерживать себя. Лили об этом, скорее всего, не догадывалась, и они стали близкими друзьями.

«В салоне на улице де Мулен». 1894. Фото: Public Domain

В компании Гренье Лотрек был заводилой, он охотно участвовал во всех развлечениях, которые придумывала Лили. Анри прослыл мастером светских бесед и неизменно производил впечатление на собравшихся гостей. Вместе с друзьями Анри часто ходил в кабаре, где тоже стал душой компании. Лотрек также стал завсегдатаем публичного дома на улице Стейнкерк.

Никаких иллюзий у Лотрека уже не было — на танцпол он не стремился. Каждый вечер Анри заказывал рюмку за рюмкой и рисовал всех, кого встречал, — на салфетках, обрывках бумаг, углём, карандашом. В ход шло буквально всё. Рисование опьяняло молодого человека не меньше вина. «Я могу пить, не опасаясь, ведь мне, увы, не высоко падать!» — шутил он.

Внимательный глаз художника с первого взгляда подмечал все особенности «мишени», Анри мог выразить их одной-единственной линией. Он рисовал спившихся поэтов и потерявших надежду проституток, известных журналистов и литераторов, представителей света и полусвета. Лотрек рисовал всех без разбору — его интересовала личность, он изображал характер, а не внешность.

«Никчёмные». 1891. Фото: Public Domain

В публичных домах Лотрек встречал людей, которым уже нечего скрывать или терять. Для него, выросшего среди снобов, мошенники, сутенёры и проститутки в прокуренных залах «Элизе-Монмартр», «Мулен-де-ла-Галетт» и «Мирлитона» были глотком чистого воздуха.

«Мирлитон» тем временем процветал. Брюан зарабатывал по 50 тысяч франков в год (около €3,5 млн на сегодняшние деньги). Здесь собирался весь Монмартр, а во время уличных облав прятались уличные проститутки. По пятницам здесь проходили вечеринки для изысканной публики — вход стоил в 12 раз дороже.

«Обжора» из «Мулен Руж»

В октябре 1889 года Монмартр стоял на ушах — экстравагантный бизнесмен Жозеф Оллер объявил, что на месте снесённого четыре года назад «Рен-Бланш» открывается «Мулен Руж». На открытие пришли все кутилы Парижа, включая князя Трубецкого и графа де Ларошфуко . Не мог пройти мимо и Тулуз-Лотрек.

Одна из стен огромного зала была зеркальная. Помещение ярко подсвечивалось рампами и люстрами, повсюду висели стеклянные шары. Девушки на сцене танцевали кадриль, а примой «Мулен Руж» стала уже известная Ла Гулю по прозвищу «Обжора».

Ей было 23 года, она уже покорила Монпарнас и стала главной звездой «Мулен-де-ла-Галетт». Девушка представлялась публике наглой и надменной женщиной, попробовавшей в жизни почти всё. По окончании выступления она не кланялась, молча разворачивалась и, покачивая бёдрами в чёрной юбке шириной в пять метров, уходила за кулисы. Ла Гулю знала, что сотни мужских глаз жадно провожают её аппетитные ножки. «Не угостите даму?» — так начинался каждый её разговор, когда она спускалась в зал.

Среди поклонников Ла Гулю был и Лотрек. В «Мулен Руж» было собрано всё, что он любил, и с первого же вечера Анри стал здесь постоянным гостем. Он начинал вечер в «Мирлитоне», затем по пути в «Ша Нуар» заглядывал в бар и, наконец, завершал вечер в «Мулен Руж». Не забывал он и о публичных домах, которые посещал с прилежанием хорошего школьника.

«Ла Гулю с двумя подругами в „Мулен Руж“», 1892. Фото: Public Domain

Жозеф Оллер был наслышан об известном художнике. Он стремился сделать «Мулен Руж» ещё более известным и для этого хотел развесить по городу яркие и необычные афиши. Рекламный плакат для открытия «Мулен Руж» нарисовал признанный мастер Жюль Шере , но 55-летний мэтр изобразил кабаре с порхающими Пьеро и ангелочками. Оллеру требовалось что-то более яркое и порочное.

Лотрек согласился на предложение Оллера мгновенно. В центре первой же его афиши была изображена Ла Гулю. Минимальными выразительными средствами художник смог передать все нотки искомого образа — прокуренное помещение, толпу зевак, чьи взоры обращены к Ла Гулю, её всегда отстранённому выражению лица и кокетливым, провоцирующим позам.

Анри почувствовал, что может реализовать себя как художник в рекламе. Да, по сравнению с полотнами импрессионистов, их глубоким анализом света и тени, глубокими чувствами и мимолётными ощущениями, афиши кабаре — низкий жанр. Зато здесь не было никаких правил, и Лотрек мог рисовать так, как считал нужным.

Развешанные по всему бульвару Клиши афиши с Ла Гулю сработали, аншлаги в «Мулен Руж» были каждый вечер. Выбранный Лотреком стиль подошёл идеально. Он изображал простые образы, тонко подмечая в них психологию личности. На его афишах люди становились понятными и легко считываемыми характерами. Афиши Анри были искренними и правдивыми — на них изображалось ровно то, что ожидало посетителя за дверьми кабаре.

«Мулен Руж, Ла Гулю» 1891. Фото: Public Domain

Оллер не успевал пересчитывать прибыль, Ла Гулю стала лицом и душой «Мулен Руж». Кабаре, в свою очередь, заняло центральное место в ночной жизни Монмартра, ставшего единственным местом в Париже, ради которого стоило туда ехать в XIX веке.

Отлично шли дела и у Лотрека. Его масштабные полотна выставлялись среди активистов брюссельской «Группы двадцати», их высоко ценил Эдгар Дега . Художник часто ходил в театр, где вместе с супругами Гренье кидался ботинками в актёров, если те, на их взгляд, плохо играли. Несколько недель Лотрек провёл на яхте «Кокорико» в Аркашонском заливе. Анри жил легкомысленно и ни в чём себе не отказывал. О художнике узнали обыватели, это был несомненный успех.

Закомплексованный урод с непропорциональным телом, он всегда доверял оценкам других больше, чем своим собственным. Именно поэтому он был счастлив услышать похвалу от учителей, поэтому хотел выставляться вместе с импрессионистами и именно поэтому был рад стать известным художником — реализовать себя в единственной доступной ему области.

В общей сложности Лотрек создал более трёхсот афиш для «Мулен Руж». Среди публики он был не менее известен, чем сама Ла Гулю, и это не могло не льстить Анри, от которого в своё время отказался собственный отец.

Проклятье аристократа

Лотрек ни на секунду не забывал о своей болезни и считал, что её причина — в его собственной неловкости. За словом в карман он не лез и среди публики порой слыл циником. Впрочем, близкие люди понимали, что за жёсткой и нахальной натурой прячется напуганный ребёнок, «Маленькое сокровище».

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет работы Джованни Болдини. Фото: Commons.wikimedia.org

Он ненавидел отца и часто рисовал на него карикатуры. В то же время Анри любил мать, но старался не попадаться ей на глаза, чтобы не напоминать ей о своём уродстве.

Гуляя по вечерам, Лотрек мог прокричать на всю улицу, что вон та девушка отдастся ему за пару франков. Однако друзья — в первую очередь Лили Гренье — знали, что тот боится насмешек, и грубость — защитная реакция. Хотя художник постоянно находился в окружении приятелей, собутыльников и проституток, в глубине души он оставался одиноким и изо всех сил стремился вытеснить мрачные мысли алкоголем.

В феврале 1899 года после очередного приступа белой горячки Лотрека отправили на два месяца в психиатрическую клинику. Здоровье Анри уже было подорвано сифилисом — он заразился от рыжеволосой Розы, постоянной посетительницы «Элизе-Монмартр».

После лечения Лотрек отправился на атлантическое побережье и в апреле 1901 года вернулся в Париж — исхудавший и совершенно ослабленный. Алкоголь по улицам Монмартра тёк рекой, и игнорировать эти бурные течения художник не собирался.

Нездоровый образ жизни продолжал подтачивать Лотрека. Через два месяца организм стал не выдерживать, и он снова покинул Париж. Случившийся в августе инсульт парализовал половину тела. Анри сдался и попросил мать забрать его к себе в замок неподалёку от Бордо. В этом замке, на руках у матери, он скончался 9 сентября. Анри де Тулуз-Лотреку было 36 лет.