Мое мнение о монологе Чацкого по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»?

Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о Чацком, стало понятно, что не всё так однозначно. По поводу некоторых поступков Чацкого возникает много вопросов. Нет, конечно, он не стал для меня отрицательным героем, но на некоторые его черты характера я смотрю по-другому. Давайте прочитаем слова Бестужева о Чацком: «Пылкий, благородный и добрый малый». Обращает на себя внимание слово пылкий. Хорошо это или нет? Если говорить о пылкой любви, то, наверное, да. А если эта пылкость проявляется в чём-то другом?

По словам Сомова, Грибоедов знал о том, что герои совершенные могут нам нравиться как образец, как мечта. Но вряд ли оставляют в наших сердцах след надолго. Как понять эти слова? Наверное, критик хотел сказать, что такие вымышленные идеалы могут оставить только сожаление от невозможности достичь совершенства. Поэтому Грибоедов и не идёт по такому пути. Он не показывает нам идеального Чацкого, а изображает героя со слабостями и недостатками. Да, наш герой - умный, пылкий, добрый человек. Но есть у него и отрицательные качества: нетерпимость к недостаткам других и заносчивость. Грибоедов в комедии покажет, к чему могут привести, на первый взгляд, невинные человеческие недостатки.

Событий в пьесе происходит много, но в конце комедии все просто ополчились против Чацкого, объявляют его сумасшедшим, и он вынужден покинуть Москву. В чём же причина конфликта? Это - взгляды Чацкого, которые кардинально отличаются от взглядов «фамусовской Москвы». Он не ищет чинов, считает, что служить нужно «делу, а не лицам». Герой безукоризненно честен, любит родину, считает, что человек волен сам выбирать себе занятие: путешествовать или жить в деревне, заниматься наукой или искусством. А для Фамусова такие взгляды героя опасны. Ведь дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство. А Чацкий над ними посмеивается, остро критикует московских дворян, их нравы, жизнь, взгляды.

Николай Андреевич в Москву-то приехал только из-за Софьи, из-за любви к ней. Но Софья уже другая. Когда-то ей нравился юмор Чацкого, а теперь только раздражает. Прожив в обществе людей, для которых главное карьера и деньги, Софья меняется. Она презирает всё, что говорит Чацкий, ей неприятны воспоминания о нежных детских чувствах к нему. Но когда Николай Андреевич посмел высказаться нелицеприятно о новом увлечении Софьи - Молчалине, тогда героиня поступает просто жестоко. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Язвительность и нетерпимость героя сыграли злую шутку: сплетни о нём становятся всё нелепее и опаснее. На протяжении всей комедии Чацкий пытается вернуть былую любовь Софьи. Но становится только хуже. Когда же герой стал свидетелем неприятной сцены между Молчалиным, Лизой и Софьей, то не выдерживает и колко высказывается против каждого, кто оказался рядом. А теперь только остаётся сказать: «Карету мне, карету»! Герой покидает Москву.

Комедия Грибоедова - до сих пор живое произведение, зовущее людей вперёд, в настоящее и будущее, и отметающее со своего пути всё старое и отжившее. Чацкий - борец за дело, за идею, за правду. Поэтому он и близок людям разных эпох.

Что принесла автору славу и которая пользуется успехом у читателей по настоящее время. Здесь поднимаются самые разные вопросы и проблемы: крепостничества, просвещения, дворянского воспитания. В произведении показаны споры, здесь представлен чиновничий мир, здесь же и дворянство, и люди передовых взглядов. Прочитала его работу и я, а теперь выскажу свое отношение к Чацкому, написав на тему.

В теме сочинения за 9 класс, скажу сразу, что является одним из главных героев произведения. Из работы Грибоедова мы узнаем о Чацком и о том, что это образованный мужчина, занимающийся литературой. Он служил, имел связи с министрами, бывал за границей. Причем за границей жил три года, но Европа его не затянула, не сделала Чацкого поклонником иностранного, ведь в этом человеке жил дух патриотизма. Он любит Родину и свой народ. За границей Чацкий расширил свой кругозор и набрался новых впечатлений.

Когда Чацкий возвращается в Москву, то повсюду видит все ту же пошлость, все ту же необразованность и пустоту. В стране до сих пор подавляляется и угнетается личность. Герою здесь даже дышать тяжело, ему трудно жить в фамусовском обществе, ведь он был из тех, чьи взгляды на жизнь ушли далеко вперед. Чацкий из тех, кто не боится перемен. Он человек передовых взглядов, который вступает в борьбу со старыми устоями и взглядами на жизнь.

Мое отношение к Чацкому, который был смелым и отважным, кто попросту задыхался в атмосфере лицемерия и невежества, только самое лучшее. Я восхищалась героем произведения во время чтения Горе от ума. Этот человек действовал, он хотел заставить окружение дышать полной грудью, дышать свежим воздухом, отказавшись от затхлого. Но, безнадежность этой борьбы налицо и это является бедой Чацкого и всех тех, кто борется с устоями.

Сочинение на тему: мое отношение к Чацкому

5 (100%) 1 vote

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Мое отношение к Обломову сочинение-рассуждение Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Чацкий и Молчалпн как герои-антиподы. (По комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»)

Многие писатели Х1Х века в своих произведениях стремились определить героя, соответствующего времени, т.к. в Западной
Европе происходили большие изменения, и, естественно передавая дворянская интеллигенция ожидала того же от России.
Литература этого периода обгоняла жизнь, плавно, без изменений протекавшую в стране. Не случайно Грибоедов в своем
произведении сопоставляет двух героев: Чацкого и Молчалина.
Первое впечатление о герое создается в момент его появления в пьесе. Молчалина мы видим выходящим из спальни Софьи. Он
не многословен, за все четыре явления унего четыре коротких реплики. Чувствуется, что он осторожен, услужлив: "Я-с",
"С бумагами-с". сразу неприятно бросается в глаза его искусственное самопринижение, низкопоклонство перед Фамусовым.
О Чацком мы узнаем впервые из разговора Софьи и Лизы. Вот характеристика Чацкого из уст Софьи: "Остер, умен,
красноречив". Его характер сразу кажется много привлекательнее характера Молчалина, настораживает "охота
странствовать", объясняемая Лизой как попытка избавиться от скуки.
Молчалин имеет незнатное происхождение, жизнь для него - продвижение по служебной лестнице, цель - получить путем
заискивания все, что есть у господ.
Чацкий - родовитый дворянин, имеет обычное для своего положения воспитание и образование, не очень богат. Он рано
лишился родителей и жил в доме друга отца(в доме Фамусова).Рано стал задумываться о смысле жизни и пытается за границей
ответить на мучавшие его вопросы.
Уже только из этого отчетливо видно, насколько различаются наши героиЧацкий умен, четко дает всему определение, спосбен
мыслить масштабно, у него есть желания, убеждения, стремления, но у него нет четкой цели, он не до конца определился в
жизни. Молчалин не имеет своей точки зрения: "В мои года не должно сметь свое суждение иметь", но у него сформирована
и сформулирована для самого себя жизненная цель.
Сам Грибоедов дает Чацкому свое имя, фамилия же не имеет единого прообраза. Близок к автору, но они не адекватны.
Фамилия Алексея Степановича Молчалина очевидно говорящая - высказывается последний не много, создается впечатление, что
он умалчивает о чем-то.
Герои пьесы зачастую сами характеризуют друг друга. И здесь очевидна разительная разность Молчалина и Чацкого.
Фамусов говорит о Молчалине, что тот "деловой". Софья, что тот "уступчив, скромен, тих", "в лице ни тени
беспокойства", "за других себя забыть готов". Отмечая остроумие Чацкого, о Молчалине она говорит: "конечно, нет в
нем этого ума", - подобное изречение является приговором для мужчины. Чацкий отмечает, что М "услужлив, скромный, в
щеках румянец есть", - явно иронично высказывается в его адрес.
Сам М говорит о своих талантах: "Два-с. Умеренность и аккуратность". Софья само противопоставляет Ч и М. О првом она
говорит: "Не человек - змея". Признает его ум, отмечает некоторое высокомерие: "о себе задумал высоко" .
М и Ч - явные антиподы. Оба героя определяются в своем почти 30-ти летнем возрасте как личности. Определяется их
отношение к карьере.
Чацкий: "служить бы рад, прислуживаться тошно". "Чины людьми даются, а люди могут обмануться". Он пытается сделать
к-то преобразования, насмотревшись на развитую Европу, однако Фамусов характеризует его деятельность в имении следующим
образом: "наблажал". Ч имеет идеи, не умеет осуществить их практически.
М, напротив, исключительно практичен, очень исполнителен. Для него "служба- награжденья брать и весело пожить".
Пока он достает чины - готов служить., прислуживаться, кланяться. Это средство продвижения, но не его суть. Его суть,
цель - быть как господа.
У героев абсолютно разные жизненные ценности, представления о чести, достоинстве. Грибоедова волнует синтез "века
минувшего" и "века нынешнего". Его герои решают проблем: нужно ли учитывать опыт предыдущего поколения.
Молчалин всем без изьятья на всякий случай выслуживается, как учил его отец: "Мы покровительство находим, где не
метили". Молчалин учится, глядя на старших.
Чацкий не только не идет за минувшим, он не идет даже в ногу со временем, но значительно опережает его. Его оценка
"минувшего века": "Прямой был век покорности и страха". Он считает, что "не нужно пустое, рабское, слепое
подражанье". То, к чему стремится Молчалин, нахождение в высшем свете - для него пустое времяпрепровождение.
Чацкий не молчит, он высказывается смело и решительно. Пушкин в своем письме к Бестужеву ставит под сомнение ум Чацкого
- кому он пытается объяснять свою точку зрения? Скалозубам? Фамусовым?
Герои пьесы проходят проверку любовью. Поведение Молчалина явно недостойно, Чацкий завоевывает наше расположение
верностью своей любви.
Молчалин играет влюбленного. На деле он говорит: "Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного". Или: "Я принимаю вид
в угоду дочери такого человека".
Софья, раскрыв обман, ведет себя очень достойно, она говорит Молчалину: "Пойдите прочь". Молчалин же униженно встает
на колено, просит помиловать.
Чацкий понимает, что Софья не любит его, но ведет себя недостойно - начинает выяснять, кого она любит, опускается до
подслушивания. Узнав, что Софья обманута, читает ей нравоучения. Он, очевидно, не выдерживает испытания любовью, но нет
в нем нарочитой униженности, присущей Молчалину.
Чацкий и Молчалин - антагонисты во всех жизненных позициях. Однако последний непотопляем, а Чацкий приходит к
жизненному краху.

В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века.

В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, кто мыслит по-другому:

“Да и кому в Москве не затыкали рты

Обеды, ужины и танцы?”

Чацкий замечает, как люди забывают добро, когда-то сделанное для них:

” Усердствуя, они в часы вины и драки

И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменял борзые три собаки!!!”

Все это указывает на то, что” фамусовское общество” постепенно гнилой изнутри.

Но после Чацкий задевает одну из самых главных тем произведения” Горе от ума”.

Он говорит, что если в обществе” века минувшего” вдруг появится человек, не требующий ни мест, ни повышения в чин, а вверивший свой ум науке, то общество:

“тотчас: разбой! Пожар!

И прослывет у них мечтателем опасным!!!”

будто предчувствуя ситуацию, которая случилась с ним на балу. Я думаю, что именно эти строчки определяют название произведения -” Горе от ума”.

Я считаю, что Чацкий уверен в своих словах. Он настойчиво пытался убедить Фамусова, что общество должно меняться, просвещаться. Это подтверждается тем, что Чацкий использовал в монологе очень много восклицательных предложений.

В общем, я полностью согласен с Чацкий, потому что он задевал очень правильные вопросы и мысли уже как представитель нового времени,” века нынешнего”.


Другие работы по этой теме:

  1. Характеристика воззрений Чацкого 1. Чацкий обрушивается на отвратительные проявления крепостного рабства и барства. Устраивает “гоненья на Москву”. 2. Человек чести, он противопоставляет высокое служение общественному...
  2. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...
  3. В “Горе от ума” А. С. Грибоедов показывает мировоззренческий конфликт веков – “нынешнего” и “минувшего”. Действующие лица вышедшей в 1961 году комедии, за исключением Чацкого,...
  4. Известный русский драматург А. С. Грибоедов является автором бессмертной классицистической пьесы “Горе от ума”, в которой изображены две важнейшие общественные проблемы: любовный конфликт и недопонимание...

А. С. Пушкин, высказывая свое мнение о пьесе Грибоедова, усомнился в художественной цельности образа Чацкого. Самым умным действующим лицом комедии поэт называл самого драматурга, а Чацкий, в интерпретации Пушкина, - «благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (а именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями». Поэт признавал, что все сказанное Чацким очень умно, а вот обращение с пламенными воззваниями к московским бабушкам, Скалозубу и Фамусову подобно метанию бисера перед свиньями: «Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».

Еще жестче по поводу Чацкого высказался М. А. Дмитриев, которому принадлежит один из первых откликов на комедию «Горе от ума». По мнению критика, Чацкий «есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого». Да, действительно, представителей московского общества нельзя назвать глупцами. Ум - это их главное достоинство, но только в том понимании, что под ним подразумевается способность рассчитывать светские выгоды.

Для Чацкого же ум - это важнейшая нравственно-философская категория и, в первую очередь, способность свободно мыслить. Ответ Дмитриеву был дан на страницах журнала «Сын отечества» О. М. Сомовым, который глубже всех своих современников оценил художественное новаторство Грибоедова. В частности, Сомов указывал, что драматург шел своей непроторенной дорогой, поэтому обыкновенные мерки к его комедии неприемлемы. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках, а порочным об их пороках, он напрасно теряет время. Но он говорит что-либо только в том случае, когда невежество, предрассудки и пороки трогают его за живое. Как утверждает критик: таков характер людей пылких. «Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце - и ему как будто стало легче». И. А. Гончаров в критическом этюде «Ми- льон терзаний» убедительно проанализировал психологическую мотивированность сценического действия в пьесе Грибоедова. Он считал, что драматургу удалось заглянуть далеко за горизонты своей эпохи. В основе комедии - любовная коллизия: Чацкий любит Софью и только из-за нее возвращается в Москву. Всякий шаг Чацкого, почти всякое слово в пьесе тесно связаны с его чувством к Софье. Он видит, что девушка предпочитает ему глупого человека и до самого конца бьется над этой загадкой. Весь ум, все силы его направлены на эту борьбу, которую Гончаров и назвал «мильоном терзаний». Однако только под влиянием этих чувств, считает писатель, Чацкий «мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь... Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и победительна».

Стоит упомянуть и мнение самого Грибоедова, который сочувствовал своему герою: «Этот человек разумеется в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих, сначала он весел, и это порок».

Итак, Чацкий появляется в Москве в доме Фамусова. Он счастлив и весел: наконец, после долгой разлуки, он увидит свою возлюбленную и подругу детства Софью. Реакция Софьи вызывает у него непонимание и тревогу. Он пытается вернуть девушку в те славные времена:

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

Тут же Чацкий выражает свое истинное отношение к Москве и москвичам: «Что нового покажет мне Москва?» Он знает, что его ждут все те же балы, сватовство, стихи в альбомах. Внезапно возникшее отчуждение Чацкий пытается преодолеть новым поворотом темы, новым воспоминанием об общих знакомых, над которыми они вместе посмеивались несколько лет назад. В каждом его обращении к Софье звучит: «А помните...?» Чацкого беспокоит некая двусмысленность в словах девушки, но он решает не обращать на это внимания. Сравнение Чацкого с тетушкой, сделанное Софьей, показывает, что она уже иначе относится ко всем этим московским чудакам. Чтобы проверить свое впечатление, Чацкий вызывает Софью на высказывание собственных оценок, упоминает Молчалина. Колкости Чацкого в отношении Молчалина вызывают раздражение Софьи: «Не человек, змея!» По-видимому, Софья уже определила свое отношение к Чацкому и ее заключительная реплика откровенно зла: «Да, хорошо - сгорите, если ж нет?»

Подозрения Чацкого усиливаются, когда Софья, увидев в окошко упавшего с коня Молчалина, теряет сознание. Подозрения усиливаются, но прозрение еще не наступило. Он продолжает гневаться на Молчалина, каждую его фразу Софья воспринимает с обидой. Тогда Чацкий решает откровенно спросить, кто мил ее сердцу, и в ответ слышит несмелые отговорки: Софья решительно не хочет открывать тайну своего сердца. Слова Чацкого тревожат ее, но она не уверена в своем выборе и поэтому считает необходимым ответить ему его же оружием - указать на недостатки:

«Да! Грозный взгляд, и резкий тон,

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна...»;

«Заметно, что вы желчь на всех излить

Любовные неурядицы Чацкого сопровождаются его острым конфликтом с фамусовским обществом. Высказывая свое отношение к жизни, Чацкий вовсе не собирается «бросать вызов», но постепенно его раздражение нарастает. Основной удар его критики направлен на Фамусова. Это и понятно. Чацкий видит, какие глубокие изменения произошли в сознании Софьи, а кто, как не батюшка, влиял на формирование подобного отношения к жизни. Но, с другой стороны, в пламенных «нравоучительных» речах Фамусова содержится столько откровенной глупости и невежества, что нашему пылкому герою ничего не остается, как защищаться, отстаивая собственное мнение. Чацкий восстает против попытки Фамусова навязать ему идиллическое представление о прошлом. Он уверен, что «нынешний век» далек от идеала, но все же время необратимо идет вперед. «А судьи кто?» - восклицает Чацкий.

В монологе, который по жанру является гражданской одой, поэт наряду с изображением разлада героя с обществом анализирует общественную среду, прикасается к главным пружинам жизни. Чацкий отстаивает право жить своим умом, не видя достойных образцов в «отцах отечества». Последняя строфа оды рисует положительную программу героя, основным смыслом которой является защита свободной жизни.

Я восхищен смелостью и отвагой, с которыми Чацкий вступает в единоборство с устоявшимися традициями, взглядами на жизнь. Он является одним из тех «сумасбродов», которые во все времена пытались заставить общество дышать новым, свежим воздухом, а не задыхаться в затхлой атмосфере невежества, лицемерия, тщеславия. Вызывает сочувствие и то, что в личной жизни Чацкий был несчастлив. Он обладал в полной мере всеми достоинствами, позволяющими ему называться гордым именем Человек. Но такие как Чацкий успевают лишь сеять зерна истины, а плоды пожинают другие. Именно безнадежность успеха - главная беда Чацкого и ему подобных.

Каждое дело, требующее обновления, вызывает в нашем сознании образ Чацкого, и какие бы жизненные задачи ни решали люди, им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: совета «учиться, на старших глядя», с одной стороны, и стремления уйти от рутины к «свободной жизни» - с другой.