Ольга Скороходова: Чувств живых простор. Чувств живых простор

Ольга Ивановна родилась на Украине в селе Белозерка недалеко от Херсона. Она была единственной дочерью в небогатой крестьянской семье. Мать батрачила в семье священника, а отец был призван в армию в начале Второй Мировой войны, откуда в семью не вернулся.

Существует некоторая путаница с датами ее рождения, на которую, возможно, и не стоило бы обращать внимание, если бы речь шла не о возрасте, в каком ребенок потерял слух и зрение. Во всех работах и самой Скороходовой, и ее учителя Соколянского написано, что она родилась 24 июля 1914 года, в пять лет заболела менингитом, после чего потеряла полностью зрение и слух на левое ухо, слух с правой стороны снижался постепенно.

Как писала сама Ольга Ивановна, болезнь долго напоминала о себе частыми и сильными головными болями, нарушениями памяти, высокой утомляемостью, страхами. Мать Ольги Ивановны умерла весной 1922 г. от туберкулеза, отец жил в другом месте и не давал о себе знать, а все нормальные контакты с родственниками были очень осложнены из-за слепоглухоты девочки и возобновились значительно позднее. Сама Ольга Скороходова отличалась очень невысоким, даже маленьким ростом и грацильным телосложением, поэтому всегда выглядела моложе своих лет.

После ее смерти нашлись подлинники документов о ее рождении -- выписки из церковной книги и был уточнен год ее рождения. Стало известно, что родилась она в 1911 г., и, если заболела в 1919 году, то ей было 8 лет, когда она совсем потеряла зрение и начала постепенно терять слух. Примерно до 11-13 лет слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери она некоторое время жила в семьях родственников, и, наконец, один из них отвез ее в Школу слепых г. Одессы. Это были голодные годы сразу после окончания гражданской войны, и школа помогла девочке выжить. Ее даже отправляли на лечение в санаторий, откуда она сбежала снова в школу, так как в санатории с ней совсем никто не общался. Заниматься со слепоглухой девочкой индивидуально в школе слепых никто не умел, а присутствовать в классе было бесполезно, так как она совсем не слышала, что говорит учитель.

Вместе с окончательной потерей слуха появились и вестибулярные нарушения, Ольге стало трудно ходить, у нее часто кружилась голова. Окружающие же продолжали громко говорить ей на ухо, а она только ощущала их дыхание, не слыша никаких звуков. О девочке сообщили в Харьков профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому и, в начале 1925 г., ее привезли в Школу-клинику слепоглухих, которую он только что организовал в этом городе при школе слепых. После того, как девочка освоилась с новой обстановкой и привыкла к хорошо организованной жизни в новой школе, И. А. Соколянский приступил к восстановлению устной речи Ольги, которая была нарушена после утраты слуха.

По воспоминаниям Ольги Ивановны, «в этом учреждении все было настолько благоустроено, настолько соответствовало в материальном и бытовом отношении своему прямому назначению, что желать лучшего едва ли было возможно, тем более, что воспитанников было не так много -- от пяти до девяти человек. У каждого воспитанника на все случаи было свое определенное отдельное место, чтобы не мешать друг другу во время занятий с педагогом, во время самостоятельных игр. В то же время была и общая комната для совместных игр, гимнастических упражнений и других развлечений. В клинике был специальный благоустроенный сад, в котором слепоглухонемые дети могли гулять и в одиночку и группой. И. А. Соколянский, начав работу по обучению Ольги Скороходовой в харьковской школе, поставил перед собой задачу как можно раньше, хотя бы в самой примитивной форме получить самонаблюдения самих слепоглухих воспитанников, научить их рассказывать о себе и своих переживаниях. Для этого, не дожидаясь того, когда девочка полностью овладеет техникой письма, стали работать над ежедневным описанием событий ее повседневной жизни. Умение записывать и умение наблюдать развивалось у Ольги параллельно. Она систематически возвращалась к записям своих наблюдений и, оставляя нетронутым факт, изменяла литературную редакцию его описания по мере развития своей письменной речи. Многие факты всплывали из памяти и записывались вновь. Ни один факт не был ей рассказан со стороны. Все наблюдения она вела самостоятельно и только в записанном виде показывала педагогам, но только для ознакомления, а не для исправления. Ее рукопись при опубликовании никогда не подвергалась никаким редакционным правкам, ни при жизни Соколянского, ни после его смерти. Через 17 лет такой работы над дневниками появился материал для первой книги Ольги Скороходовой.

По индивидуальной программе Ольга Ивановна закончила в Харькове курс средней школы и готовилась к поступлению в университет. В эти годы она начинает переписываться с известным русским писателем Максимом Горьким. Но всем радужным планам помешала свершиться. В 1944 году Ольга Ивановна переехала в Москву, где тогда уже работал ее учитель И. А. Соколянский (1889-1960) и стала продолжать учиться и работать при Институте Дефектологии.

В 1947 г. вышла ее первая книга «Как я воспринимаю окружающий мир». Предисловие к этому изданию было написано известным психологом А. Н. Леонтьевым, где он обращал особое внимание на удивительную тонкость описаний автором различных видов своей чувствительности -- осязания, обоняния, вибрационного чувства, температурных и вкусовых ощущений, которые заменяли ей слух и зрение. Особенно интересными он нашел самонаблюдения Ольги Ивановны, характеризующие целостные, сложные переживания окружающего, которые дополнялись анализом не только своих ощущений, но и стремлением понять впечатления других, видящих и слышащих людей. Самонаблюдения О. И. Скороходовой наглядно показывали, как знания, которым овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого им мира. А. Н. Леонтьев также отмечал, что в этой книге видна незаурядная личность автора, раскрывающего перед читателем процесс духовного развития слепоглухого человека, наблюдения над собой которой имеют особое значение для психологии.

В 1954 г. эта книга была дополнена второй частью и была опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Эта книга была с небольшими изменениями переиздана в 1956 г. В предисловии к ней И. А. Соколянский, описал многолетнюю систему работы с Ольгой по обучению ее наблюдать и записывать эти наблюдения.

Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 г. уже с предисловием заведующего лабораторией обучения и воспитания слепоглухих детей НИИ дефектологии АПН СССР, где работала Ольга Ивановна, доктором психологии А. И. Мещеряковым (1923-1974), в котором тот подробно описывает биографию учителя Ольги Ивановны, И. А. Соколянского, и излагает свое понимание системы обучения слепоглухих, наибольшее внимание уделив первоначальному периоду их обучения.

Мало кто знает, что Ольга Ивановна долгие годы работала над второй своей книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», которая так и осталась неопубликованной. В этой книге она подробно описывает слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике, воспитанников Детского дома в Загорске (ныне Сергиев-Посад) и свое общение с ныне знаменитой четверкой слепоглухих выпускников психологического факультета МГУ.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Часто выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны. Многие годы жила одна, в быту и работе ей постоянно помогали двое приходящих секретарей и время от времени сотрудники лаборатории, где она работала. Когда ее здоровье ухудшилось, к ней переехала ее племянница, Н. В. Скороходова, которая и ухаживала за ней до самой смерти, которая наступила в 1982 г. Все написанное Ольгой Ивановной помогает нам понять удивительный внутренний мир человека, потерявшего зрение и слух, но сохранившего огромный интерес и радость жизни.

Ольга Ивановна Скороходова

Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир

Автор этой книги Ольга Ивановна Скороходова - человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло. Примерно в десятилетнем возрасте она попадает в школу-клинику для слепоглухонемых детей, организованную в 1923 г. проф. Иваном Афанасьевичем Соколянским в Харькове. У девочки была восстановлена речь. При помощи специальной методики с использованием дактильного (пальцевого) алфавита и рельефно-точечного (брайлевского) шрифта было организовано систематическое обучение ее всем предметам школьного курса. Она получила среднее образование, вступила в ряды ВЛКСМ.

Теперь Ольга Ивановна - старший научный сотрудник Института дефектологии АПН СССР, автор многочисленных статей и трех книг. В 1961 г. (уже после смерти своего учителя И. А. Соколянского) она защитила диссертацию и получила ученую степень кандидата педагогических наук по психологии.

Первая ее книга «Как я воспринимаю окружающий мир» (М., Изд-во АПН РСФСР, 1947) была с огромным интересом встречена научной общественностью и широкими массами читателей. Известный советский психолог А. Н. Леонтьев писал в рецензии на книгу О. И. Скороходовой: «Мы находим в ней (в книге. - А.М.) двоякое содержание. Это, во-первых, то, что характеризует ее автора как человека, как личность. Полное прекрасное развитие ума и чувств Ольги Скороходовой, совершенное владение ею не только письменным языком и дактилологией, но и устной звуковой речью (что позволяет ей даже выступать на собраниях) производит впечатление явления исключительного, которое воспринимается как результат редчайшей одаренности, как нечто феноменальное, что на первый взгляд кажется все-таки загадкой.

Во-вторых, это психологические данные, приводимые автором в ее „Самонаблюдениях“ и в некоторых ее статьях, вошедших в книгу. Нужно сказать, что и эти данные отнюдь не уменьшают общего впечатления исключительности и научной загадочности процесса духовного развития в условиях слепоглухонемоты».

Книга О. И. Скороходовой была переведена на многие иностранные языки и издана за рубежом, всюду расцениваясь как одно из ярких свидетельств успехов советской дефектологии.

В 1954 г. тем же издательством была опубликована вторая книга Ольги Ивановны - «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». В эту книгу в качестве первой части вошла в несколько переработанном виде первая книга. Вторая часть книги, озаглавленная «Как я представляю окружающий мир», была написана вновь.

В третью книгу, изданную под тем же названием в 1956 г., внесены лишь небольшие изменения.

И, наконец, в книге, предлагаемой вниманию читателей, реализовано намерение автора написать трилогию о восприятии, представлении и понимании окружающего мира лицом, лишенным двух важнейших дистантных органов чувств - зрения и слуха.

Эта книга, как и предыдущие, написана О. И. Скороходовой совершенно самостоятельно и не подвергалась редакторской правке.

Отдельные сокращения и перестановки текста, произведенные с согласия автора, незначительны - они лишь подчеркивают логику изложения. Потому вся книга - документ, имеющий научную ценность как подлинное описание наблюдений и самонаблюдений человека, полностью лишенного зрения и слуха.

Описание наблюдений, произведенное слепоглухим автором «в то время, когда она вполне владела литературной речью», должно определять и отношение к этому документу. Об этом писал А. Н. Леонтьев в упомянутой выше рецензии: «…это все же только данные самонаблюдения самой Ольги Скороходовой, а не объективные факты истории формирования ее сознания. …Она рассказывает об истории своей жизни („Вместо предисловия“), и это интересно, но к этому нужно подходить все же только как к ретроспективно сложившемуся переживанию, которое требует еще дальнейшего научного анализа. Мы не сомневаемся в субъективной правдивости этих воспоминаний, но с точки зрения задач объективного научного исследования мы не можем не видеть их условности».

Для того чтобы понятные психологу «ретроспективные конструкции», по выражению А. Н. Леонтьева, не могли смутить читателя-неспециалиста, создав у него неправильное отношение к проблеме, научный редактор счел необходимым поместить в этом предисловии попытку последовательно материалистического изложения проблемы психического развития слепоглухонемого ребенка в процессе его первоначального обучения.

Однако прежде чем приступить к выполнению этой задачи, следует хотя бы кратко рассказать об учителе Ольги Ивановны Скороходовой и основателе советской педагогики слепоглухонемых проф. Иване Афанасьевиче Соколянском.

И. А. Соколянский родился 25 марта 1889 г. в станице Донской, б. Кубанской губернии (теперь Краснодарский край) в семье крестьянина-казака. Начальное образование он получил в своей станице, педагогическое - в Кубанской учительской семинарии. Получив экстерном среднее образование, Иван Афанасьевич в 1908 г. поступил на педагогическое отделение естественноисторического факультета Санкт-Петербургского психоневрологического института, который и окончил в 1913 г.

Дефектологическое образование Иван Афанасьевич дополнительно получил на Мариинских педагогических курсах (отделение обучения и воспитания глухонемых). По курсу экспериментальной психологии работал у проф. А. Ф. Лазурского и у проф. М. В. Богданова-Березовского. Его учителем был также Н. М. Лаговский. Тифлопедагогику И. А. Соколянский изучал у проф. А. А. Крогиуса. Он слушал лекции выдающихся русских физиологов Н. Е. Введенского, В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Педагогическую деятельность И. А. Соколянский начал еще до окончания института. С 1910 по 1919 г. он преподает в училище для глухонемых. Тогда же появились его первые труды о специальном обучении и по вопросам народного образования.

За участие в революционных событиях И. А. Соколянский был включен в список неблагонадежных и выслан в Вологодскую губернию.

И. А. Соколянский с огромной энергией борется за новую, советскую школу. В те годы на Украине не было ни одного крупного педагогического журнала или газеты, где бы не звучал его голос.

Опубликованные им статьи: «На педагогические темы» (1917), «Несчастье или общественное преступление» (1920), «Дефективные дети в системе социального воспитания» (1923), «О поведении личности» (1925), «Школа и детское движение» (1925), «Тяжелое наследство» (1925), «Детское движение, школа и учитель» (1925), «К проблеме организации поведения» (1926) и др. - находили большой общественный отклик.

В 1919 г. И. А. Соколянский организовал в г. Умани школу глухонемых детей. В 1920 г. Наркомпросом Украины он был переведен в Киев в качестве доцента сурдопедагогики и психологии факультета специального воспитания Института народного образования. С 1923 г. он работал в Харьковском институте народного образования и в 1926 г. был утвержден профессором кафедры дефектологии этого института, стал деканом факультета специального воспитания.

С первых дней Октябрьской революции И. А. Соколянский участвовал в ликвидации детской беспризорности, и тогда же Наркомпрос УССР назначил его уполномоченным, а затем инспектором учреждений для аномальных детей.

В первые же годы Советской власти он был основателем системы образования аномальных детей на Украине. По его инициативе были созданы врачебно-педагогические кабинеты, которые объединили всю научно-практическую работу по дефектологии.

И. А. Соколянский был одним из активных организаторов Научно-исследовательского института педагогики на Украине. В 1926 г. он становится директором этого института и заведующим отделом дефектологии. В 1930 г. в Харькове был организован Научно-исследовательский институт дефектологии, где И. А. Соколянский был первым директором.

В эти годы он занимал ряд других руководящих должностей в системе образования аномальных детей. Статьи Ивана Афанасьевича по специальной педагогике, написанные в тот период: «О так называемом чтении с губ глухонемыми» (1925), «Артикуляционные схемы в рецепторной и эффекторной речи глухонемых» (1926), «О методе обучения глухонемых устной речи» (1930) и др. - не потеряли значения и сегодня.

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность И. А. Соколянского включала широкий круг дефектологических проблем. Он был крупным специалистом в области обучения глухих. Его работы об обучении глухонемых родному языку, о чтении с губ, о речевом режиме глухих имели большое значение в развитии отечественной сурдопедагогики. В этих исследованиях он не ограничивался частными вопросами сурдопедагогики, его труды были направлены на совершенствование всей системы обучения и воспитания аномальных детей. Дефектологам известны его труды и в области тифлопедагогики. Внимание И. А. Соколянского постоянно привлекали самые трудные в педагогическом отношении случаи. Он разрабатывал вопросы индивидуальной педагогики для лиц, не охваченных существующей системой школьного обучения. Так, он разработал пособие для индивидуального обучения взрослых глухонемых, живущих в сельской местности, и специальный букварь для школ взрослых глухонемых. По его инициативе была создана Харьковская школа-клиника для слепоглухонемых детей.

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.
В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский. Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.
После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.
После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.
Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

Думают иные
(Ольга Скороходова)

Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, -
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Скороходова Ольга Ивановна - знаменитая писательница, волею судьбы оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Лишившаяся в детстве зрения и слуха, с помощью небезразличных благородных людей она сумела достойно реализовать себя, оставив потомкам в наследство огромное литературное наследие. Тексты ее работ содержат интереснейший материал об особенностях воображения и специфике восприятия окружающего мира слепоглухим человеком.

Ольга Ивановна Скороходова, стихи которой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и убедительно донесла это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Эти записи, актуальные и сегодня, будут востребованы и в будущем. Благодаря профессору И. А. Соколянскому, коллегам по работе и друзьям состоялась собственная биография Ольги Скороходовой: творческая и научная.

Скороходова Ольга Ивановна: биография

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка (ныне смт) поблизости Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых (город Одесса).

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году перебралась в Москву, где устроилась работать при Институте дефектологии под руководством И. А. Соколянского.

Первые публикации

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году. В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние.

Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине. 1954 год ознаменовался публикацией второй части книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», предисловием к которой стала описанная И. Соколянским система его кропотливой и многолетней работы по самонаблюдению.

Ольга Скороходова: творческое наследие

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков. Опыт жизни человека, не имевшего возможности видеть и слышать, становится примером для попавших в сложную ситуацию людей, а история развития являет собой неоценимый материал для науки и методическое пособие в области психиатрии, психологии и педагогики.

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником. Не стало целеустремленной сильной личности, сумевшей прожить в кромешной темноте и тишине всю жизнь, в 1982 году.


удивительная судьба - Ольга Скороходова: «Жгучим вдохновеньем я соткала жизни красочный узор…»

Ольга Ивановна Скороходова — человек необычной судьбы. В детстве она заболела менингитом и полностью потеряла зрение, а потом и слух. Потеря зрения и слуха в детские годы изолирует ребенка от окружающих, делает его беспомощным. Вынужденное одиночество приводит ребенка к психической деградации. Со слепоглухой девочкой этого не произошло.

Сегодня я расскажу вам о сильной женщине с удивительной судьбой. Впервые прочитав о Ольге Скороходовой в детской энциклопедии я сразу же задала себе вопрос: «Как вообще такое возможно?».

Слепоглухонемая Ольга - это же сложно даже представить, что человек лишен и зрения и слуха - много читала, вышивала (!), занималась лепкой, писала стихи, защитила диссертацию по психологии, и написала несколько книг.

Ольга Скороходова родилась в 1914 году в селе Белозерке, недалеко от Херсона (Украина) и до 5 лет была обычным ребенком. Как пишет сама Скороходова:

«Как ни тяжелы были первые годы моей маленькой жизни, они все же были моим «золотым» детством до того дня, как я заболела…».

Но в 5 лет тяжело заболев менингитом, ослепла, а потом и потеряла полностью слух. Что это означало для ребенка - сложно даже представить. Ведь через органы зрения человек получает до 90 % информации от внешнего мира.

Мать девочки рано умерла, и ее определили в Одесский интернат для слепых детей. Но, так как Ольга была не только слепая, но ещё и не слышала, в этом интернате мало чем могли помочь бедной девочке.

В 10-летнем возрасте Ольга попадает в специализированную школу-интернат для слепоглухонемых детей, организованную в городе Харькове профессором И. А. Соколянским . Как это ВАЖНО встретить на своем пути настоящего своего УЧИТЕЛЯ! Только благодаря своему учителю Соколянскому и заботливым педагогам, которые не только обучали детей, но и относились к слепоглухонемым детям как к с своим, с огромной любовью и лаской, Ольга могла научиться воспринимать окружающий мир - разговаривать, писать, лепить, шить, «читать» книги и делать многое другое!

В 1944 году Ольга Скороходова приезжает в Москву и в 1948 году становится научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР, где она проработала всю жизнь. В 1961 году ученая защитила кандидатскую диссертацию, и Ольге Скороходовой была присвоена учёная степень кандидата педагогических наук по психологии.

Первая книга Ольги Скороходовой - «Как я воспринимаю окружающий мир» (1947). Вторая книжка вышла в 1954 году - «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», в которую вошла и частично переработанная 1-я книга. В 1972 г, в издательстве «Педагогика» выходит 3-я книга: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» .

Эту книгу я и искала очень давно, но, увы, даже в медицинской библиотеке нашего города этой книги не было. С появлением сети Интернет все стало намного доступнее, и сейчас можно ознакомиться с ее книгой в сети. Но мне выпала большая удача (все случается в свое время?) - совсем недавно я нашла эту книгу, и радости моей не было предела!

Жить, ориентируясь только на запахи, прикосновения и вибрационное чувство… и при этом активно познавать мир , трудиться, писать, вышивать, шить, ухаживать за своей любимой кошкой, разводить цветы, писать стихи и радоваться жизни. Как для меня - зрячей и слышащей - есть многому чему поучиться.

Один из стихов Ольги Скороходовой:

Думают иные

Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймет без слуха звуки и весну!?

Я услышу запахи росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю..
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.

И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.

Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?

Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.

Если вас чаруют красота и звуки,—
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Писать можно много, но, если вы заинтересовались - прочитайте книгу Ольги Скороходовой .

Ольга Скороходова - Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир - чтение книги онлайн

Ведь лучше нее никто не опишет, а, читая, удивляешься - сколько силы духа было в этой удивительной женщине!