"повесть о разорении рязани батыем". Каков смысл названия повести "Пожар"

Задание № 724
Пояснение

Комментарии к сочинениям

С17.1. Почему в фи­на­ле ше­стой главы ро­ма­на А. С. Пуш­ки­на «Евгений Онегин» зву­чит тема про­ща­ния ав­то­ра с юностью, по­э­зи­ей и романтизмом?

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина, полностью оторванным от быта, от русской жизни. С Ленским в роман входят темы молодости, дружбы, юношеской отваги и благородства.

Представив героя во второй главе романа, Пушкин дает ему красноречивую характеристику. Ленский, «красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт», вернулся в свою деревню из «Германии туманной». Тематика и образы его творчества напоминают общие места романтических элегий, в своих стихах Ленский воспевает «поблеклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет». Подобные настроения - дань романтической традиции. И, как романтик, Ленский мыслит романтическими категориями. И, конечно, как романтический герой, он погибает на дуэли.

Смерть романического героя символична – загублена молодая жизнь, с её уходом закончилась поэзия, романтика. Вот почему в финале шестой главы звучит тема прощания с романтизмом, поэзией, юностью.

С17.2. Что символизирует судьба господина из Сан-Франциско и кто еще из писателей ХХ века обращался к теме «сытых»?

Господин из Сан-Франциско – человек, давно избравший для себя образец, на который, по его мнению, стоило равняться. Долгие годы «упорного труда» позволили ему добиться желаемого. Он богат. Он знает, что люди его круга часто ездят отдыхать в Старый Свет – туда же едет и он. Герой окружает себя яркими декорациями и ограждает себя от всего того, чего не желает видеть. Однако правда заключается в том, что жизнь – настоящая, искренняя – остаётся как раз за этими декорациями его искусственного, пропитанного насквозь фальшью мирка. По иронии судьбы, герой возвращается в родные места на той же «Атлантиде». Однако смерть его ничего не меняет в целом мире – люди продолжают изображать счастье, потакать своим секундным порывам. Господин из Сан-Франциско же уже никогда не сможет увидеть и оценить красоту моря, гор, бесконечных равнин. И вся драма заключается в том, что он не смог бы этого сделать и при жизни – страсть к богатству атрофировала в нём чувство прекрасного.

Так же как и И.А.Бунин, к теме «сытых» обращались М. Булгаков и А.Куприн. В повести «Гранатовый браслет» А. Куприн» проводит грань между миром богатых и реальным миром. К «сытым» людям относятся Вера, её муж, и, в общем, всё их окружение. Простой служащий Желтков (Г.С.Ж., представитель реального мира) им чужд. Василий Львович превращает любовь Г.С.Ж. к Вере в забавную историю «княгиня Вера и влюбленный телеграфист». И окружению Веры тоже кажется смешной эта история. Духовные ценности отходят на второй план, материальные в этом обществе превыше всего.

Похожую ситуацию изобразил М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Для большинства его персонажей материальные ценности: деньги, квартира - являлись самыми важными в жизни, это автор показывает через образ взяточника Босого, директора варьете Степана Лиходеева, даже саму Маргариту до её встречи с Мастером.

Все «сытые» в произведениях наказаны. Буржуа из «Господина из Сан-Франциско» умирает, не успев вкусить радости от путешествия, от роскоши, к которой так долго стремился. Наказана Вера – она понимает, что её жизнь пуста настоящая любовь прошла мимо неё. В романе М. Булгакова Воланд всё расставляет по своим местам: каждый получает то, что заслужил.

С17.3. Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.

Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время как Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем же ездить так далеко?». К объективным причинам относится и то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, неизбежно обрекали Чацкого на неудачу в фамусовском обществе.

Одной из субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг» (Фамусов). Любовник-слуга - «идеальный роман», как будто из французских книг. Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому и ошиблась, ведь её возлюбленный оказался негодяем.

Финал пьесы драматичен: узнав правду, герои понимают свои ошибки, но очень поздно.

С17.4. Почему в творчестве В. Шукшина спор между городом и деревней всегда решался в пользу деревни?

Взаимоотношения между городом и деревней в рассказах Шукшина всегда были сложными, противоречивыми. На городскую «похвальбу» цивилизацией человек деревни часто в рассказах Шукшина отвечает хамством, защищается резкостью. Таков Глеб Капустин из рассказа «Срезал».

Взаимоотношения города и деревни можно проследить в рассказе «Выбираю деревню на жительство». В жизни героя Николая Кузовникова, городского жителя, все было спокойно и благополучно, но под старость лет появилась у него странная прихоть. По субботам, когда можно было бы провести день с женой, под вечер Кузовников уходил на вокзал. Там он находил «курилку» - место общения деревенских мужиков, приезжавших в город по своим делам. И вот среди них герой начинал странные разговоры. Якобы он выбирает себе деревню на жительство - хочет вернуться к своим корням и советуется с мужичками, куда лучше податься. Начиналось обсуждение бытовых вопросов «житья-бытья» в деревне: сколько стоит дом, какая где природа, как обстоят дела с работой и так далее. Постепенно разговоры перетекали в другое русло - начиналось обсуждение людей, городских и деревенских. И всегда оказывалось, что городские проигрывали: они были более непорядочными, злыми, невоспитанными, хамоватыми. И мы понимаем, что истинная причина ежесубботних походов Николая Григорьевича крылась именно в том, что ему необходимо было просто излить душу, почувствовать другое общение, более теплое и душевное, исходившее от деревенских мужиков. Автор говорит нам, что и сам Кузовников на работе вел себя зло и по-хамски. Но его душа требовала другого: теплоты, участия, доброты, беззлобности. Того, чего так не хватает в городе, где в погоне за красивой жизнью люди забывают о своей душе.

Все творчество Шукшина основано на изображении граней не только человеческого характера, но и контраста деревенской и городской жизни. Исходя из названия данного рассказа, мы понимаем, что писатель находится на стороне деревни. «Выбираю деревню на жительство» - это не только процесс, но уже и результат. Между городом и деревней, между городским и деревенским мировоззрением, философией, человеком автор и его герой выбирают деревню как оплот жизни, основу, корни человеческого существования вообще.

Баллы
3
2
1
Тема не раскрыта 0
3
2
1
0
2
1
0
3
2
1
0
5. Соблюдение речевых норм
3
2
1
0
Максимальный балл 14

Пример 1.

«Евгений Онегин»… Это «собранье пест­рых глав» до наших дней со­хра­ни­ло ту не­по­вто­ри­мую художественную привлекательность, ко­то­рой наделил его ге­ни­аль­ный поэт. Роман по праву был на­зван «энциклопедией рус­ской жизни», ведь в нем автор за­пе­чат­лел не толь­ко быт, но и нравы дво­рян­ско­го общества на­ча­ла девятнадцатого столетия. Не оста­лись без вни­ма­ния и ха­рак­те­ры людей, жив­ших в то время. И чтобы в пол­ной мере по­нять мотивы по­ве­де­ния героев, зна­че­ния их поступков, нам не­об­хо­ди­мо хотя бы на не­ко­то­рое время оку­нуть­ся в ат­мо­сфе­ру той эпохи. Такую уни­каль­ную возможность пред­став­ля­ет роман «Евгений Онегин».

Онегин «родился на бре­гах Невы», его вос­пи­ты­вал француз–гувернер. Затем Ев­ге­ний стал вести свет­скую жизнь: ез­дить на балы, в театры… Но вско­ре ему на­ску­чи­ло такое времяпрепровождение, и он от­пра­вил­ся в деревню. Сна­ча­ла Онегин вос­хи­щал­ся местной природой, од­на­ко и кар­ти­ны сельской жизни впо­след­ствии надоели ему. Пред­ставь­те себе ску­ча­ю­ще­го молодого человека, ко­то­ро­му примелькалось все на свете, и он ни­че­го уже не же­ла­ет в жизни. Таким был Ев­ге­ний Онегин.

В это время из–за гра­ни­цы вернулся во­сем­на­дца­ти­лет­ний Ленский, на­чи­на­ю­щий поэт-романтик. Это меч­та­тель­ный жизнерадостный человек, пол­ный надежд и стремлений, много ожи­да­ю­щий от жизни. Оне­гин и Лен­ский стали друзьями. «Они сошлись; волна и камень, стихи и проза, лед и ка­мень не столь раз­лич­ны меж собой», - пишет о них автор. Очевидно, что их друж­ба основывалась на вза­и­мо­до­пол­не­нии характеров.

Но что же при­ве­ло к тому, что Оне­гин убил сво­е­го лучшего друга? Дело в том, что Лен­ский предложил Ев­ге­нию поехать на име­ни­ны Татьяны. Оне­гин не хотел ехать, по­то­му что знал, что из себя пред­став­ля­ют подобные торжества. Но Лен­ский все же уго­во­рил его при­сут­ство­вать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ни­че­го нового для Евгения, и он решил ото­мстить Ленскому: стал при­гла­шать Ольгу, из­бран­ни­цу молодого поэта, на каж­дый танец. Такое по­ве­де­ние друга не могло не разо­злить Ленского, и он по­тре­бо­вал от Оне­ги­на явится на дуэль. Так случилось, что Лен­ский погиб. А значит, по­гиб­ли молодость, мечтательность, жизнелюбие, ко­то­рые олицетворял Ленский. Вот по­че­му А. С. Пушкин в на­ча­ле шестой главы про­ща­ет­ся с юностью, по­э­зи­ей и романтизмом. Че­ло­век умер, и его уже не вернешь, как не­воз­мож­но вернуть то, с чем на­все­гда простился ве­ли­кий поэт.

Задание № 725

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. По­че­му имен­но Соня Мар­ме­ла­до­ва смог­ла при­ве­сти Рас­коль­ни­ко­ва к при­зна­нию в со­вер­шен­ном преступлении?

С17.2. В каких про­из­ве­де­ни­ях русской ли­те­ра­ту­ры природные яв­ле­ния выступают как зна­ме­ния грядущих событий?

C17.3. В каких про­из­ве­де­ния русской ли­те­ра­ту­ры нашли от­ра­же­ние судьбы про­стых солдат и как с ними можно со­по­ста­вить героев А. Т. Твардовского?


Пояснение

Комментарии к сочинениям

С17.1. По­че­му имен­но Соня Мар­ме­ла­до­ва смог­ла при­ве­сти Рас­коль­ни­ко­ва к при­зна­нию в со­вер­шен­ном пре­ступ­ле­нии?

Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» с огромной художественной силой показал, что главное и, пожалуй, единственное место борьбы Бога с дьяволом – это душа человека. Достоевский написал роман о страданиях души, которая «раскололась», потеряла данную ей Богом целостность, и о том, как исцелилась эта душа, соединившись с Софией – Божественной мудростью.

Ошибка Раскольникова заключалась в том, что он, создав свою теорию, проверяя её, не понимал главного: не власть и не ум делают человека Человеком, а любовь, чувство, сострадание. И если хочешь изменить мир, то в жертву надо приносить себя, а не другого. Это хорошо понимает Соня. Ей уже приходилось жертвовать собой ради детей Катерины Ивановны. Вот почему от чудовищного заблуждения Раскольникова спасла именно Соня. Соня полюбила Родиона таким, каков он есть, а для Раскольникова полюбить означало именно уверовать, уверовать в то, что единственная возможность для человека быть Человеком – это любить. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Образ Сони, исцелившей душу героя от «моровой язвы» своей любовью, – великая заслуга писателя. В нем заключается надежда автора и каждого читателя на то, что Бог не оставляет никого без любви, особенно тех, кто в силу своей «расколотости» остро нуждается в ней.

С17.2. В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры при­род­ные яв­ле­ния вы­сту­па­ют как зна­ме­ния гря­ду­щих со­бы­тий?

Русские писатели часто прибегали к символике природных явлений как знамению грядущих событий в произведении. Традиция эта берет свое начало в фольклоре, сохраняется в древнерусской литературе, продолжается в классике.

В поэме «Двенадцать» А.А. Блока метель - это неконтролируемая стихия, которая олицетворяет революцию: «Ветер, ветер! На всём белом свете ветер…».

В романе М. Булгакова «Белая гвардия», также символичным является образ «красного, дрожащего Марса». Он выступает как знак войны и связанных с нею кровопролития, смерти и страдания.

Природные явления в этих произведениях имеют большое смысловое значение, авторы превращают их в символы будущего.

C17.3. В каких про­из­ве­де­ния рус­ской ли­те­ра­ту­ры нашли от­ра­же­ние судь­бы про­стых сол­дат и как с ними можно со­по­ста­вить ге­ро­ев А.Т. Твар­дов­ско­го?

Судьбы простых солдат нашли отражение в произведениях М. Шолохова и Л.Н. Толстого, А.Т. Твардовского.

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой через образ капитана Тушина показывает смелость и патриотизм русских солдат. Капитан Тушин проявляет настоящий героизм в сражении: он чувствует себя «огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра», благодаря чему солдаты из его батареи выживают.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов проявил истинный патриотизм и отвагу в условиях немецкого плена. В поединке с комендантом концлагеря русский солдат, несмотря на выпавшие ему нечеловеческие испытания, готов встретить смерть с таким мужеством, что это вызывает восхищение даже у врагов.

В поэме Твардовского «Василий Тёркин» в образе главного героя поэмы показаны лучшие качества русского солдата-защитника, готового ради своей земли, своей страны пожертвовать жизнью, ни на минуту не задумываясь над правильностью этого поступка.

Тёркин, Соколов, Тушин – простые люди, но каждый из них, по мнению авторов, – значимая фигура в истории.

C17.4. Как в поэзии XX века раскрывается тема художника и эпохи? (На примере 2-3 произведений одного из поэтов.)

Наш современник Е. Евтушенко сказал: «Поэт в России больше, чем поэт», - эти строки как нельзя лучше определяют суть поэтического творчества. Для настоящего поэта жизненное и творческое кредо синонимичны. Мотив единства жизни и творчества - один из ведущих в лирике Пастернака. Тема также актуальна и для творчества А Ахматовой, писать для которой было так же естественно, как дышать. В цикле «Тайны ремесла» поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение «Творчество»). Объяснить это таинство невозможно, в нем «все быть должно некстати». И естественность, и простота, с которой порой рождается поэзия, роднит ее с живым существом, способным «расти»:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора.

Как лопухи и лебеда.

Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ахматова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего, поэтессе удается раскрыть своеобразие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы поэтессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» - символ земных радостей - и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена 3
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция не искаженаа 2
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта поверхностно, односторонне, авторская позиция искажена 1
Тема не раскрыта 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют 3
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., но допущено одна-две фактические ошибки

для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), фактические ошибки отсутствуют,

И/ИЛИ в сочинении по лирике привлекается для анализа только два стихотворения

2
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), допущено одна-две фактические ошибки

для аргументации текст привлекается на уровне пересказа, фактические ошибки отсутствуют, или допущено одна-две фактические ошибки,

в сочинении по лирике привлекается для анализа только одно стихотворение

1
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий)

при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущено три или более фактические ошибки

0
3. Опора на теоретико-литературные понятия
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий),

И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

1
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий 0
4. Ком­по­зи­ци­он­ная цель­ность и логичность
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения,

допущено одна-две логические ошибки

2
В сочинении прослеживается композиционный замысел,

отсутствует композиционная цельность и последовательность изложения,

допущено три-четыре логические ошибки

1
В сочинении не прослеживается композиционный замысел, грубые нарушения последовательности изложения существенно затрудняют понимание смысла,

И/ИЛИ допущено более четырех логических ошибок

0
5. Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущены две-три речевые ошибки 2
Допущены четыре речевые ошибки 1
Допущено пять или более речевых ошибок 0
Максимальный балл 14

Пример 1.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» пред­став­ля­ет чи­та­те­лю мно­же­ство раз­лич­ных персонажей, ко­то­рые не толь­ко тол­ка­ют Ро­ди­о­на Рас­коль­ни­ко­ва на преступление, но и пря­мым или кос­вен­ным путем со­дей­ству­ют при­зна­нию глав­но­го героя в содеянном, осо­зна­нию Рас­коль­ни­ко­вым не­со­сто­я­тель­но­сти его теории, яв­ля­ю­щей­ся глав­ной при­чи­ной его преступления. Я думаю, что человеком, ко­то­рый под­толк­нул глав­но­го героя к признанию, помог ему вос­крес­нуть духовно, яв­ля­ет­ся Соня Мармеладова. Ведь глав­ная идея ро­ма­на со­сто­ит в том, что толь­ко со­стра­да­ние и вера спо­соб­ны от­крыть че­ло­ве­ку путь к ду­хов­но­му возрождению.

Судьба же­сто­ко и не­спра­вед­ли­во обо­шлась с Соней и ее близкими. Во–первых, судя по всему, Соня по­те­ря­ла мать, а затем и отца; во–вторых, бед­ность за­ста­ви­ла ее выйти на улицу за­ра­ба­ты­вать деньги. Но же­сто­кость судь­бы не сло­ми­ла Сонин мо­раль­ный дух. В условиях, ка­за­лось бы, ис­клю­ча­ю­щих добро и человечность, ге­ро­и­ня на­хо­дит выход, до­стой­ный на­сто­я­ще­го человека. Её путь - са­мо­по­жерт­во­ва­ние и религия. Соня спо­соб­на по­нять и об­лег­чить стра­да­ния лю­бо­го человека, на­пра­вить на путь истины, все простить, во­брать в себя чужое страдание. Неудивительно, что глу­би­ну ду­шев­ных мук Рас­коль­ни­ко­ва суж­де­но раз­де­лить имен­но Софье Семеновне. Ей, а не Пор­фи­рию Пет­ро­ви­чу Ро­ди­он решил по­ве­дать свою тайну, так как почувствовал, что су­дить по со­ве­сти его может толь­ко Соня, и суд ее будет от­ли­чать­ся от суда Порфирия. Он жаж­дал любви, сострадания, че­ло­ве­че­ской чуткости. На­деж­ды Рас­коль­ни­ко­ва на со­чув­ствие и по­ни­ма­ние со сто­ро­ны Сони оправдались. Эта не­обык­но­вен­ная девушка, ко­то­рую он на­звал «юродивой», узнав об ужас­ном пре­ступ­ле­нии Родиона, це­лу­ет и об­ни­ма­ет его, говоря, что «нет не­счаст­нее ни­ко­го те­перь в целом свете», чем Раскольников.

Силой своей любви, спо­соб­но­стью са­мо­от­вер­жен­но пре­тер­петь любые муки ради дру­гих де­вуш­ка по­мо­га­ет глав­но­му герою пре­воз­мочь себя и воскреснуть. После при­зна­ния Рас­коль­ни­ко­ва она от­прав­ля­ет­ся за ним на каторгу, по­мо­га­ет ему возродиться.

Судьба Со­неч­ки убе­ди­ла Рас­коль­ни­ко­ва в оши­боч­но­сти его теории. Он уви­дел перед собой не «дрожащую тварь», не сми­рен­ную жерт­ву обстоятельств, а человека, са­мо­по­жерт­во­ва­ние ко­то­ро­го да­ле­ко от сми­ре­ния и на­прав­ле­но на спа­се­ние погибающих, на дей­ствен­ную за­бо­ту о ближних.

Правда Сони - в вере в человека, в не­ис­тре­би­мость добра, в то, что сочувствие, все­про­ще­ние и все­об­щая лю­бовь спа­сут мир.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 743

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Почему имен­но повесть «Фаталист» за­вер­ша­ет роман М. Ю. Лер­мон­то­ва «Герой на­ше­го времени»?

С17.2. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

С17.3. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение - уважать людей»? (По 1-2 рассказам А. П. Чехова.)

С17.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)


Пояснение

Лексическая работа Наполы – пополам. Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь. Санчакбей - татарский правитель. Сродник - то же, что родственник. Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.


Проверим план «Повести о разорении Рязани Батыем» - Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»? Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.


Сообщение 1 О Рязани Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, "и не прияша его смоляне, и иде к Рязаню". К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с "рязанцами" приходилось вступать в соглашения. Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, вторая половина XI в. Своего расцвета город достиг в конце 12 начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма Спасский, Борисоглебский и Успенский. - Какой была Рязань накануне нашествия Батыя? - Чем славились рязанские мастера?




Сообщение 2 О «Повести о разорении Рязани Батыем» «Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I. В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля. Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы. «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти. И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века. - Когда была создана «Повесть…»?


Анализ повести - Что говорит о том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» - самостоятельное произведение? - Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем. - Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами». - Как названы князья?


Сообщение 3 О рязанских князьях Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.


Анализ повести - Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско? - Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань? - Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал». - Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод? - Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича». - Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?


Исследовательская работа 1 группа Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения. 2 группа Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?
Чем заканчивается повесть? Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
Домашнее задание 1. Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха. 2. Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха. 3. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения -о Владимире Мономахе, -о «Поучении...», - об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).

Сочинение

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся - враг исканий, ...
Они тотчас: разбои! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!
А. С. Грибоедов

Заглавие в художественном произведении имеет очень важное значение: оно, эпиграф, первая и последняя фразы являются ударными в смысловом отношении, так как играют первостепенную роль в выражении идеи произведения. Отсюда особое внимание любого автора к названию произведения: из возможных вариантов он выбирает, как правило, многозначное заглавие, ибо оно заставляет читателя искать глубинный смысл в произведении. Заглавие повести Распутина «Пожар» может быть истолковано, по крайней мере, трояко.

Во-первых, пожар - это бедствие, опасное для жизни человека и его имущества. Единственное событие, которое описывается в повести, - пожар на складах при магазине в таёжном посёлке Сосновке. Пожар продолжается целую ночь, и автор подробно рассказывает, как жители пытаются спасти продукты и товары со складов и что в конце концов им удалось. Удалось, надо признать, немного: беспорядочная куча спасённых товаров свалена посреди складского двора; на пожаре погибло два человека (дядя Миша Хампо и архаровец Соня). Правда, пожар не перекинулся на жилые дома, и поэтому Сосновка уцелела.

Автор описывает Сосновку - посёлок «неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа» (3): сумрачные жители, на улицах волны окаменевшей грязи, перед домами голые палисадники. Пожар был как бы запрограммирован в бестолково, наспех построенном посёлке, где никто не думает о будущем, так как будущего у этого посёлка и его жителей нет: скоро весь лес в округе вырубят и надо будет перебираться на новое место.

Во-вторых, Распутин расширяет смысл заглавия и употребляет слово «пожар» в переносном смысле, как «страшное разорение» в душе главного героя - шофёра леспромхоза Ивана Петровича Егорова. Недаром писатель употребляет неожиданные метафоры - «обожжённая мысль» (7), «обгоревший голос» (10) - и выразительно передаёт душевное состояние героя: «Перед глазами всё смешалось - пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и плыли одновременно» (15). Внешне Иван Петрович - вполне благополучный человек: во время Великой Отечественной войны был танкистом и уцелел, вырастил троих детей, в доме полный достаток, всё заработано честным трудом, редкая любовь и взаимопонимание у него с женой Алёной. Но Ивану Петровичу мало личного благополучия, его по-настоящему волнуют беспорядки в окружающей жизни - в посёлке, в леспромхозе, в человеческих душах. Писатель сравнивает своего героя с пружиной: чем больше её сдавливать, тем больше она стремится разжаться. Иван Петрович негодует и выступает на разных собраниях по поводу возмутительных безобразий в Сосновке, а остальные жители предпочитают оставаться в стороне, не портить себе жизнь и нервы. Вероятно, они не верят, что можно что-нибудь изменить вокруг, а Иван Петрович считает, что сами люди должны устраивать свою жизнь и не надеяться на высокое начальство: до каких пор спрашивать за беспорядок с кого-то, а не с самих себя?

Пожар на складах убедил главного героя, что его жизненная позиция правильная: нельзя смиряться, отчаиваться и молчать. Об этом свидетельствует разговор Ивана Петровича и его друга Афони Бронникова наутро после пожара: «Тяжёлое это дело - жить на свете, а всё равно... всё равно надо жить» (18). Так пожар - большое несчастье - укрепляет душу главного героя и в этом смысле оборачивается для него благом.

Наконец, в-третьих, Распутин изображает опасное состояние современного общества, которое проявляется в равнодушии и бездуховности граждан. Слово «пожар» может употребляться в функции междометия со значением «караул!», «опасно!», «будьте осторожны и внимательны!». В своей реалистической повести автор создаёт картины, приобретающие значения символов. Пожар высветил беспорядок в душах сосновцев и явился закономерным возмездием для них. Потрясённые увиденным на пожаре (неразберихой, воровством, убийством калеки - дяди Хампо), люди наутро «оставили все труды, тихо было в гараже и на улицах, и ни звука не доносилось с нижнего склада. Ждали» (18). Может быть, теперь жители маленького таёжного посёлка поймут, что надо наводить порядок в своём доме (стране), иначе не выжить: «Проть чужого врага стояли и выстояли, свой враг, как и свой вор, пострашнее» (13).

Итак, Иван Петрович прожил на берегах рукотворного водохранилища двадцать лет после затопления родной деревни Егоровки. Пожар обозначил итоги-вопросы проживания на новом месте: что сталось с самим героем и его земляками, как устроился быт посёлка Сосновки, собранного из жителей шести затопленных деревень, почему леспромхоз вырубает подчистую весь лес вокруг? Кажется, автор надеется, что печальные итоги являются только промежуточными, что пожар показал сосновцам опасное положение дел и они найдут в себе силы изменить порядки в поселке (!). Недаром повесть кончается описанием весенней природы, которая только-только просыпается-оживает после зимнего сна.

Распутин выбрал для своего произведения тревожное название: пожар стал «знаком беды» и в то же время может стать знаком конца всеобщего неблагополучия, если люди услышат это предупреждение.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») / / / В чем смысл мистического финала повести Гоголя «Шинель»?

Повесть « » заканчивается встречей привидения Акакия Акакиевича и «значительного лица». Когда это «значительное лицо» - генерал, который прогнал Башмачкина, не выслушав, возвращался домой, то ощутил на своем воротнике чью-то руку. Обернувшись, он узнал Акакия Акакиевича. Со словами: «…твоей-то шинели мне и нужно» Башмачкин сорвал шинель с плеч генерала. После этой встречи привидение больше не беспокоило жителей города.

В этом отрывке и заключается главный смысл повести «Шинель» - торжество справедливости, пусть даже после смерти.

Автор показывает нам, что даже самый «маленький человек» способен стать настоящей личностью. Когда привидение Акакия Акакиевича срывало шинели с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания, он рос в своих глазах. Теперь главный герой смог защитить себя, пусть даже в облике мистической фигуру.

С помощью использования мистики, Гоголь показывает нам всю несправедливость человеческого общества. И только потусторонние силы смогли восстановить справедливость.

Стоит сказать, что после встречи с привидением, жизнь «значимого лица» тоже изменилась. Он перестал быть таким заносчивым, перестал кричать и унижать подчиненных, стал выслушивать простых людей.

Гоголь призывает нас обратить внимание на «маленьких людей», относится к ним с пониманием и жалостью. Даже самый «маленький человек» заслуживает справедливости и уважения его личности. В конечном итоге, справедливость все равно будет восстановлена. Так зачем же порождать конфликт между слабыми и сильными?

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!