Спор поколений вместе и врозь темы. Сочинения по литературе на тему "Спор поколений: вместе и врозь"

Проблема взаимоотношений поколений считается одним из вечных вопросов морали. Время ускоряет свой ход, люди же не успевают за ним. Социальные институты, кодексы, нормы хранят в себе традиции прошлого. Веяния же сегодняшнего дня, не говоря уже о будущем, превращаются в бурю в затхлом склепе минувшего.

В данной статье мы постараемся осветить не только взаимоотношения поколений, но и проработку этого вопроса в произведениях русских писателей.

Суть и истоки проблемы

Сегодня в нашем стремительно мчащемся мире в условиях тотальной взаимоотношений поколений становится ощутимо острой. Создается впечатление, что дети отдаляются от родителей не на один, а на несколько шагов сразу.

Особенность борьбы нового со старым в том, что первое не всегда выходит из нее победителем. У взрослых есть больше рычагов влияния, уверенность в своей непоколебимой правоте, потребность быть авторитетом и руководителем для ребенка.

Далее мы рассмотрим эту проблему с точки зрения ученых-психологов, а также узнаем, как ее видели писатели в девятнадцатом и двадцатом веках. Особенно интересен материал будет школьникам, которые готовятся к экзаменам. Часто одной из тем бывает следующая: «Проблемы взаимоотношений между поколениями». Сочинение по этому заданию вы с легкостью напишите после прочтения данной статьи.

Сегодня акцент переместился с опыта старших поколений на достижения сверстников. Практически все знания от родителей ребенок получает уже в «устаревшем» виде. В наши дни срок жизни новшества иногда колеблется в пределах нескольких дней или часов.

В юношеском возрасте парни и девушки вынуждены проходить своеобразный этап инициации. Им нужно научиться контролировать эмоции, стать рассудительными и мудрыми. Это называется «повзрослеть». Сложность в том, что с ускорением темпа жизни родители часто сами еще не до конца оформились в целостную зрелую личность. Или их образ годится только для героев романа девятнадцатого века.

Проблема в том, что часто родители даже не могут подсказать отпрыскам, как правильно поступить в той или другой ситуации. Ведь они никогда не проводили молодость в условиях настоящего времени. То, что раньше считалось революционным, сегодня молодежь относит к эпохе каменного века.

Давайте разберемся в вопросе разногласий между родителями и детьми. Как его видят психологи и писатели?

Что говорят психологи

Если задание касается проблемы взаимоотношений между поколениями, сочинение можно начать с мнения специалистов по этой теме.

Сейчас мы с вами поговорим о некоторых исследованиях, проведенных учеными, чтобы изучить психологию взрослого поколения. Они считают, что главная проблема кроется в неспособности старших понять свою несостоятельность в вопросах воспитания.

Оказывается, что самодовольство и уверенность в том, что прошлый жизненный опыт является эталоном, по которому следует мерить «правильность» ребенка, служит фундаментом для раздоров. Получается, что взрослые говорят на одном языке, а дети - совершенно на другом.

Причем, с точки зрения психологов, проблема взаимоотношений поколений зачастую исходит именно со стороны родителей. Самая частая жалоба от детей: "Они меня не хотят слышать".

Были проведены эксперименты для подтверждения этой гипотезы. Мы приведем описание и результаты одного из них.

В школе предложили ученикам десятого класса оценить себя по пятибалльной шкале. Измерять нужно было внутренние качества, такие как доброта, коммуникабельность, инициативность и прочие. Второе задание заключалось в том, чтобы определить, как эти же их качества оценят родители. Старшее поколение попросили оценить своих детей, а потом спрогнозировать их самооценки.

В итоге получилось, что дети точно представляют себе, что о них думают родители, а отцы и матери, в свою очередь, совершенно ничего не знают о своих отпрысках.
Остальные исследования доказали, кроме этого момента, еще ряд сложностей в отношениях детей и взрослых. Так, было выявлено, что ребенок более откровенен с матерью, чем с отцом. Второй неприятный момент заключается в том, что многие вещи, которые интересуют подростка, не принято обсуждать в нашем обществе.

Темы чувств, открытости, половой жизни ставят непреодолимый барьер между поколениями в семье. Подобный поворот событий приводит к формальному общению и рутинизации отношений.

Тургенев, «Отцы и дети»

По мнению многих критиков, наиболее полно освещена проблема взаимоотношений поколений в романе «Отцы и дети». В принципе, здесь ей уделено наибольшее внимание, но вы вскоре убедитесь, что есть и другие произведения, в которых затронут этот вопрос.

Иван Сергеевич в своем романе показывает не просто противостояние отца и сына в отдельно взятой семье. Здесь изображается проблема взаимоотношений поколений, поскольку Кирсанов и Базаров не являются родственниками.

Первый молод, нигилист, демократ и революционер. Павел Петрович же показан монархистом и аристократом до мозга костей. Столкновение их мировоззрений и положено в основу сюжета.

Мы видим, что Евгений Базаров склонен все отрицать, ставя науку превыше всех остальных ценностей. Изображение пейзажа Швейцарии, например, ему интересно только с геологической точки зрения. Он прагматичен, пытается доказать преимущество новых взглядов. Однако в конце Евгений погибает с мыслью о том, что Россия его не приняла.

Антагонистом Базарова является Кирсанов. Он любит рассуждать о «русской идее», простоте мужицкой жизни. Но на деле все его слова оказываются иллюзией. Он склонен только болтать об этом, поступками же показывает обратное.

Как и многие другие писатели девятнадцатого века, Иван Сергеевич Тургенев оказывается на стороне молодого поколения. Он показывает через призму романа агонию старого мировоззрения и рождение в муках новой философии общества.

Толстой, «Война и мир»

Далее нами будет рассмотрена проблема взаимоотношений поколений в романе «Война и мир». Здесь Толстой, будучи тонким знатоком человеческих душ и мотивов поведения, показывает три разных семьи. У них различное социальное положение, ценности и традиции. На примере Болконских, Курагиных и Ростовых мы видим практически всю палитру российских горожан девятнадцатого века.

Однако в романе показаны не только отношения между разными поколениями, но и трения различных слоев общества. Болконский, например, детей воспитывает в рамках служения Отечеству. Честь и пользу для других людей он ставит превыше всего. Такими вырастают Андрей и Мария. Однако старый князь часто перегибал палку в воспитании, о чем он сокрушается на смертном одре.

Курагины же показаны полной противоположностью Болконским. Это карьеристы, которые превыше всего ставят общественное положение. На их примере иллюстрируется холодное отношение родителей к детям. Отсутствие чувственности и доверительности становится естественным и для Элен с Анатолем.

Фактически Толстой показывает с помощью пустых людей, которых интересуют исключительно материальные ценности и внешний блеск.

Полной противоположностью являются Ростовы. Здесь изображается Родители полностью поддерживают Николая и Наташу. Дети всегда могут обратиться к ним за помощью, когда она им нужна. Этот род полностью отличается от аристократичных Болконских и от карьеристов Курагиных.

Таким образом, в первых двух упомянутых нами произведениях наиболее полно раскрыта проблема взаимоотношений поколений. Сочинение (ЕГЭ) лучше всего будет написать, отталкиваясь именно от этих романов.

Паустовский, «Телеграмма»

Когда обсуждается проблема взаимоотношений между поколениями, аргументы «из жизни» будут самыми лучшими. Рассказ затронет наиболее болезненные струны человеческой души. В нем освещается ситуация, когда дети забывают своих родителей.

Это вторая крайность, в которую может впасть семья. Зачастую причиной является не столько сколько пагубные моменты общественного влияния.

Иногда неподготовленные к агрессии реального мира подростки попадают в водоворот чужих целей. Они живут идеалами других людей и теряют себя. Если у родителей не получилось с детства приучить ребенка к тому, что дома его примут в любом состоянии, то молодой человек отдалится.

Таким образом, перед нами появляется многогранная проблема взаимоотношений поколений. Аргументы в пользу правильного воспитания и прочих можно приводить, но лучше показать ужасные последствия углубляющейся пропасти.

Именно такие примеры мы и видим в произведениях многих писателей. В «Телеграмме», в частности, дочка опоздала. Когда девушка опомнилась и приехала навестить мать в деревню, она застала только могильный холмик и простенькое надгробие.

Паустовский показывает, что гордость, затаенная злоба и другие барьеры, препятствующие теплым отношениям между родными, всегда ведут к трагедии «обиженного». Поэтому лучшим способом решения проблемы взаимоотношений между поколениями будет прощение и искреннее желание понять собеседника.

Гоголь, «Тарас Бульба»

Достаточно остро проблема взаимоотношений поколений в русской литературе встает и в произведении Гоголя. Он обращается к неожиданной и ужасной стороне реализации этого момента.

В повести иллюстрируется убийство отцом своего ребенка в угоду собственному чувству чести и гордости. Тарас Бульба не смог простить и пережить измену идеалам со стороны Андрея. Он мстит ему за то, что юноша вырос не тем, кем его воспитывали.

С другой стороны, он карает поляков за смерть младшего сына - Остапа.

Таким образом, в этом произведении мы видим горькую правду реальности. Отцы редко стремятся к тому, чтобы понять своих детей. Они всего лишь хотят реализовать в них свое понятие «идеальной жизни».

Именно поэтому и является вечной проблема взаимоотношений поколений. Аргументы русских писателей в пользу невозможности ее решения вы найдете в нашей статье. Далее мы рассмотрим разные сферы этого вопроса.

Но после прочтения большинства произведений и исследований остается впечатление, что вместе с возрастом у людей просыпаются на генном уровне идеалы домостроя.

«Старший сын» - пьеса и фильм

Нами сейчас обсуждается проблема взаимоотношений поколений (ЕГЭ нередко включает ее в перечень заданий). Давайте рассмотрим комедию Вампилова «Старший сын». Она написана в конце шестидесятых годов двадцатого века.

Значимость произведения в том, что здесь переплетаются несколько поколений. Мы видим отношения между тремя: отцами, взрослыми и младшими детьми.

Суть комедии заключается в невинной шутке, которая переросла в значимый этап жизни целой семьи. Два друга (Бусыгин и Сильва) задерживаются допоздна в чужом городе, опаздывают на транспорт. Они - в поисках ночлега.

В городе они встречаются с семьей Сарафанова. Сильва рассказывает их новому знакомому о том, что Бусыгин его сын. Мужчина принимает сообщение за чистую монету, потому что у него «был грешок молодости».

Суть произведения заключается в том, что Бусыгину приходится стать связующим звеном между отцом и детьми, которые не ставят ни во что своего родителя.

Мы видим уже достаточно созревшего «младшенького» Васеньку, который из ревности сжигает жилье Натальи. Нина, названная сестра Бусыгина, хочет бежать с женихом на Дальний Восток, но новоявленный брат ее удерживает.

Повинуясь порыву чувств, обманщик во всем признается. В произведении все заканчивается хорошо. Но главный акцент все-таки поставлен. Ситуация создана в комической форме для удобного восприятия и комфортного введения в комедию «друга семьи».

Именно через призму стороннего взгляда на семью вскрывается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение Вампилова в корне отличается от подобных произведений девятнадцатого и восемнадцатого веков. Именно здесь мы видим ту картину, которая существует и в наше время.

Традиции домостроя уже фактически изжили себя, но мягкость и бездумная любовь многих родителей играет с ними злую шутку, когда дети подрастают.

Грибоедов и Фонвизин

Проблема взаимоотношений поколений в «Горе от ума» раскрывается на примере Фамусова и Чацкого. Давайте детальнее познакомимся с этими символичными образами.

Старое поколение характеризуется поклонением чинам, богатству и положению в обществе. Оно боится, не понимает и ненавидит новые веяния. Фамусов застрял в мещанском мировоззрении прошлого века. Единственное его стремление - найти для дочери зятя с чинами да звездами на груди.

Чацкий же являет собой полную противоположность Павлу Афанасьевичу. Он не только на словах обличает домостроевские устои прошлого, но и всем поведением показывает испорченность старого и мощь нового мировоззрения.

Молчалин же является сверстником Чацкого, но контрастирует с ним в мыслях, целях и поведении. Он прагматичен, двуличен и лицемерен. Превыше всего для него - теплое и денежное местечко. Именно поэтому молодой человек во всем угождает Фамусову, тих и скромен с Софьей.

В личной жизни у Чацкого происходит драма. Любимая девушка называет его сумасшедшим и отталкивает, предпочитая «служилого с чином». Но, несмотря на это, итог комедии читателям показан открыто. Именно «карбонарии» и бунтари придут на смену традиционному чинопоклонству и замшелости старых дворян.

В «Недоросле» также освещается проблема взаимоотношений поколений. Сочинение является потрясающей расшифровкой присказки: «Яблоко от яблони недалеко падает». Здесь мы видим отдельный аспект отношений между родителями и детьми. Воспитание, которое призвано не помочь ребенку найти себя в жизни и реализоваться, а отразить устаревшую картину мира матери.

Так, в комедии «Недоросль» мы видим результат, который получила госпожа Простакова. Она всеми силами защищала ребенка от «ненавистного» мира и испорченного общества. Учителей ему наняли только потому, что так «завещал Петр Первый». Да и педагоги у Митрофанушки не отличались ученостью.

Комедия написана в ключе классицизма, поэтому все имена в ней говорящие. Учителя Цифиркин, Кутейкин, Вральман. Сынок Митрофан, что в переводе с греческого означает «похожий на мать», да и сама Простакова.

Мы видим неутешительные результаты слепого следования мертвым догмам без малейшей попытки их осмысления.

Противостоят старым традициям Стародум, Правдин и некоторые другие персонажи. Они отражают стремление нового общества видеть в человеке душу, а не пустую золоченую оболочку.

Как результат конфликта, мы получаем совершенно беспощадного, жадного и глупого «недоросля». "Не хочу учиться, а хочу жениться", - вот наиболее точное отражение его сути.

Освещение проблемы в произведениях Пушкина

Один из вечных нравственных вопросов - это проблема взаимоотношений поколений. Аргументы из жизни современного общества редко полностью соответствуют литературным образам. Наиболее близкая ситуация упоминается в «Старшем сыне», о котором мы говорили ранее.

Сочинения же классиков девятнадцатого века часто полезны молодежи только в глобальном плане. Общие этические и моральные темы, которые затронуты в них, будут актуальными еще не одно столетие.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в произведениях Пушкина освещаются много раз. Примеры можно привести следующие: «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь» и некоторые другие.

Александр Сергеевич, скорее всего, не ставил перед собой цель отразить именно этот конфликт, как Толстой и Тургенев. Столкновение поколений является частью повседневности еще со времен первобытных людей. Просто со временем разрыв между родителями и детьми становится все больше. На это влияет прогресс, смена социальных ценностей, глобализация и многие другие факторы.

В частности, в «Станционном смотрителе» ситуация похожа на ту, которую впоследствии осветил Паустовский (об этом мы говорили выше). Здесь дочка Самсона Вырина сбегает из отчего дома с гусаром. Она попадает в городское общество, становится богатой и респектабельной барыней.

Когда отец ее находит, он не узнает и не хочет принимать новый образ дочери. Самсон возвращается на станцию, где спивается и погибает. Здесь конфликт формируется ввиду разного смысла, который герои вкладывают в понятие «счастье».

В «Капитанской дочке» мы видим совершенно другую картину. Здесь Петр Гринев намертво запомнил традиционные поучения отца. Следование этим правилам помогло ему сохранить лицо и честь в сложных ситуациях.

Старый барон в «Скупом рыцаре» теряет собственного сына, поскольку привержен старым мещанским устоям. Он не желает менять закостенелое мировоззрение, феодальные взгляды. В этом сочинении мы видим слишком большую пропасть между отцом и сыном. В результате происходит окончательный разрыв связей.

Островский, «Гроза»

Как вы уже убедились, если в сочинении должна быть затронута проблема взаимоотношений поколений, аргументы (литературные, жизненные и прочие) легко помогут это сделать.

В завершение нашей статьи приведем еще один пример, который как нельзя лучше соответствует поставленной задаче. Сейчас мы поговорим о драме Островского «Гроза».

В этом потрясающем произведении очень ярко показано столкновение старого домостроевского и Из всех действующих лиц решается противостоять закостенелому самодурству старших только главная героиня - Катерина.

Есть такое высказывание, что Россия - страна фасадов. Именно в этой пьесе данная фраза и расшифровывается в пугающей наготе. За видимым благополучием и благочестием обычного приволжского городка мы открываем для себя истинное зло, затаившееся в душах людей.

Проблема заключается не только в жестокости, глупости и ханжестве старшего поколения. Кабаниха, Дикий тиранят молодежь только тогда, когда их не видит общество. Такими действиями они всего лишь пытаются «наставить на путь истинный» своих непутевых чад. Однако сложность в том, что все знания и традиции, присущие домострою, уже давно превратились из норм поведения в ненужный груз.

Обратной стороной данного вопроса становится безвольность, слабость и скотская покорность младших, а также безразличие остальных горожан к происходящему у них на глазах.

Проблемы взаимоотношений между поколениями в драме показаны параллельно с надвигающейся бурей. Как природа стремится освободиться от накопленного, посылая живительный дождь на окаменелую почву, так и самоубийство Катерины заставляет вздрогнуть безразличные души людей.

Таким образом, мы с вами рассмотрели взаимоотношения поколений на примерах из жизни, истоки и проявления данной проблемы. Кроме того, познакомились с произведениями многих русских писателей, которые точно, остро и пугающе правдиво осветили этот вопрос.

Успехов вам, дорогие читатели! Старайтесь найти в себе силы быть лучше, чтобы не стать кабанихами, простаковыми и прочими домостроевцами.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы. Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах «пример отца». Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева“Отцы и дети” , где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю «отцов» присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:»Пилюля горька, а проглотить ее нужно!» Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… Сочинение на тему Вечен ли конфликт отцов и детей? Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа - самый сильный и умный. Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей» , конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей. В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего «Енюшеньку», не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова «одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался». А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» - самое известное произведение писателя, в котором поднимаются вопросы, сохраняющие актуальность на протяжении веков. Главный из них - отношения отцов и детей. Поэтому неслучайно, что сегодня любая школьная программа предусматривает сочинение на тему «Спор поколений».

Биографическая справка

Иван Сергеевич Тургенев - дворянин по рождению. Его детство проходило в родовом имении, где воспитанием мальчика занимались личные учителя и гувернеры. В 1827 году семья переезжает из Орла в Москву. Здесь Тургенев поступает в пансион, а затем в Московский университет, из которого через год переводится в Петербургский. Много путешествовал в молодые годы по Европе, посещал литературные кружки.

1843 год ознаменовался началом службы Тургенева в министерстве внутренних дел. Писатель знакомится с Белинским, начинает работу над первыми произведениями. Но только после смерти Николая II увидели свет крупнейшие произведения, среди которых и «Отцы и дети». Это стало самым известным во многом благодаря тому, что каждый из нас писал в школе сочинение на тему «Отцы и дети - конфликт двух поколений».

Иван Сергеевич проявлял невероятную тягу к западной литературе, из-за чего даже переехал в Баден-Баден. Здесь он участвовал в литературной и культурной жизни и познакомился с зарубежными писателями: Диккенсом, Мериме, Гюго, Теккереем и многими другими. Через некоторое время Тургенев начинает переводить произведения русских писателей на иностранные языки. Его кипучая деятельность в конце концов вознаграждается званием доктора университета в Оксфорде. Последние прошли в Париже, где он и умер в 1883 году.

Творчество Тургенева

Сочинение на тему «Спор поколений» лучше всего начинать с небольшого абзаца, где содержится краткий обзор всего творчества писателя.

Первыми заметили и оценили талант Тургенева Белинский и Гоголь. Познакомившись с будущим писателем еще в молодые годы, они сразу заметили потенциал в его работах. Белинскому же удалось еще по ранним произведениям Тургенева определить особенности творчества писателя: наблюдательность, реалистичность, легкость и изящество слога, внимание к деталям.

Тургенева нельзя было назвать революционером, но его интерес к судьбе родины, желание облегчить ее судьбу и исправить недостатки сильно проявляется в произведениях. Многие русские революционеры воспитывались как раз на этих идеях писателя.

История создания романа «Отцы и дети»

Начать писать сочинение на тему «Спор поколений» можно и с описания процесса создания произведения.

Идея написания романа возникла в 1860 году. Тургенев сразу же приступает к работе, и первые главы появляются на свет очень быстро. Однако за продуктивной деятельностью приходит застой, и возобновляется она только через год. Но в целом роман был написан очень быстро. Историю создания произведения можно завершить сообщением о последней его редакции, которую Тургенев осуществил перед публикацией в 1862 году. Позднее сам автор никогда не вносил никаких правок в свой текст.

Основной конфликт романа

Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является главным конфликтом произведения. Острая полемика старших и младших представителей общества стала сюжетообразующей и подняла ряд серьезных вопросов: неизбежность изменения ценностей, восприятие опыта предков, его осмысление и трансформация, различие в мировоззрении у представителей разных возрастов.

Кроме этого ведущего конфликта, в романе также поднята проблема социальных слоев. От происхождения героя зависят его политические взгляды и представления о мире.

Образ Базарова

Евгений Базаров - ключевой персонаж романа, он нигилист, верит только в науку и не видит смысла в красоте и бесполезном искусстве. Это сильный и уверенный в себе человек, он наделен острым умом и склонен к точным наукам. Базаров материалист, главное для него - труд, сила его личности такова, что под его влияние легко попасть. Все эфемерное, отвлеченное и не приносящее конкретной пользы в его понимании бесполезно. Евгений подчас предстает очень жестким, даже жестоким и безжалостным человеком. Он свободно критикует и оскорбляет своих оппонентов, не оглядываясь на их чувства.

Всю эту характеристику можно свободно перенести в письменную работу на тему «Спор поколений: вместе и врозь». Итоговое сочинение же должно обязательно включать анализ и его эволюции.

Изменения в мировоззрении Евгения происходят в тот момент, когда он влюбляется. После встречи с Одинцовой его прежние идеалы и теории рушатся. Базаров оказывается на распутье, он больше не может прятаться за цинизмом, теперь он осознает сложность человеческих взаимоотношений.

Базаров и Павел Кирсанов

Невозможно, не рассмотрев эти два образа, написать сочинение на тему «Спор поколений». Базаров и Павел Петрович - персонажи, на противоречиях которых и строится весь конфликт произведения. Базаров бунтует против того, что он называет выдумками бездеятельных аристократов: искусства, дружбы, любви, души, религии. Разумеется, его главный противник как раз один из «выдумщиков» всего этого - Павел Петрович Кирсанов.

Кирсанов считает, что дворянство призвано сохранить главные ценности человечества - духовные, поэтому закономерно, что рассуждения Евгения приводят его в гнев и возмущение. Он чужд «новомодным влияниям».

Мини-сочинение на тему «Проблема конфликта поколений» можно начать с описания знакомства Павла Петровича и Базарова и тех ссор, которые между ними тут же начинают вспыхивать. У этих героев разные представления обо всем, будь то наука, политика, нравственность, чувства. Любая тема приводит их к противостоянию.

Но в этих спорах неизменно выходит победителем Базаров. Все аргументы Кирсанова остаются бездоказательными. Павел Петрович не имеет оригинальных мыслей и убеждений, он озвучивает давно известные и уже устаревающие истины. Евгений же высказывает оригинальные идеи, которые действительно могут изменить мир и помочь людям. Базаров - человек физического и умственного труда, Павел Петрович - созерцатель и философ. Между этими героями не может быть ничего общего, они - представители диаметрально противоположных мировоззрений.

Показательным в характеристике образа Павла Петровича является эпизод, в котором описывается его заграничная жизнь. Единственное напоминание о родине, которое сохранил Кирсанов - пепельница, сделанная в виде крестьянского лаптя.

Конфликт Аркадия с отцом

Противостояние Аркадия со своим отцом не столь открытое, как конфликт Павла Кирсанова и Базарова. Поэтому сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» может включать лишь краткое упоминание об этих разногласиях.

Николай Петрович, в отличие от брата, наделен Тургеневым мудростью и возвышенной душой. Сын во многом похож на отца, что не позволяет этим двух героям окончательно отдалиться и стать непримиримыми врагами. Сам Аркадий отличается от своего кумира Евгения, он не столь убежден в нигилистических идеях и теориях. Цинизм и пренебрежение к чувствам у Кирсанова-младшего наиграны, что и приводит Николая Петровича в негодование. Однако мудрость Кирсанова велика настолько, что он не обвиняет сына и не пытается переубедить. Он ждет, и постепенно Аркадий возвращается домой, отказывается от ложных идеалов. По сути, Кирсанову-младшему нужен от жизни покой, достаток и тихая счастливая Поэтому конфликт этих двух персонажей не может быть столь же сильным, как противостояние Базарова с дядей Аркадия.

Вывод

Таким образом, сочинение на тему «Спор поколений: вместе и врозь» должно отражать основной конфликт между разночинцем-нигилистом Базаровым и аристократом-идеалистом Павлом Петровичем. Противоречие же Аркадия с отцом - лишь отражение желания Кирсанова-младшего казаться самостоятельным и независимым.

Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе.

Спор поколений: вместе и врозь

Тема. Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.

Урок №1

Цели.

1. Проверить и закрепить знания художественной литературы.

2. Развить навыки работы с текстом.

3. Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.

4. Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений.

Метод.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).

Ход урока.

1. Запись темы и эпиграфов:

«Чти отца своего и матерь свою,

и благо тебе будет,

и долголетен будешь на земле»

(Библейская заповедь)

«Порвалась связь времен»

(В. Шекспир)

«Сегодня российское общество

испытывает дефицит

духовных скреп»

(В.В. Путин)

2. Слово учителя о целях и задачах урока

Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые здесь слова:

Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.

Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.

Как вы понимаете эпиграфы?

Вступительное слово учителя.

«Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я об этом обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп», - это слова из послания Федеральному собранию Президента В.В. Путина.

В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщенность «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.

Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.

Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?

Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей.

3. Проверка домашнего задания (опережающее домашнее задание)

В качестве опережающего домашнего задания вам надо было подумать над вопросами:

– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилиста Базарова?

Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождением между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?

Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?

Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?

В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?

4. Поведение итогов беседы

Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.

Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением разрешится не может. Мировоззренческое противостояние ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен . (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.

Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием, которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»

Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость, какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.

5. Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»

Учитель

И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.

Напомните основные эпизоды, раскрывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».

Учащиеся пересказывают

Эпизод казни защитников Белогорской крепости.

В штабе Пугачева.

В Бердской слободе.

Делаем вывод

Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства, в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.

6. Переход к сопоставительному анализу двух героев: Молчалина из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Что объединяет двух героев Павлушу Чичикова и Молчалина?

Оба получили советы своих отцов, но эти заветы несут в себе безнравственное начало. Комментарий учащихся и подтверждение текстами.

Урок №2 Урок развития речи.

Написание сочинений по теме урока №1.

Фрагменты сочинений.

Сочинение 1

Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встрече. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.

Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.

Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой Базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.

Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.

Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.

Полное забвение этой заповеди у Базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему такой трагический финал повести.

Сочинение №2

Так о чем роман? О трагедии человека, разъеденного с миром отцов. Роман о человеке, который попрал многие общечеловеческие, христианские ценности: любовь к ближнему, заповеди «не убий» (все-таки стрелялся на дуэли) и «что отца и матерь свою».

Что же еще можно поставить ему в вину. Виноват, потому что тяготился родителями, был снисходителен и высокомерен в дружбе, циничен в отношении к женщине, с презрением относился к Ситникову и Кукшиной, людям пусть и убогим и недалеким, но все ж людям. А главное, исключил мысль о Боге. Так все-таки врозь, а не вместе с отцами горой. Так и не поменял от своих убеждений. Крайности во взглядах Базарова принесли на все последующие времена, ибо несли разрушительное, безнравственное начало.

Сочинение №3

Проблемы отцов и детей существуют во многих произведениях литературы. В семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми. Поэтому-то от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как будет в будущем человек относится к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что будет для него главным и святым.

«Береги честь смолоду»,- так напутствует отец своего сына Петра, отправляющегося на военную службу. И этот завет Петр Гринев выполнил до конца. В трудных обстоятельствах герой оказывается часто, но никогда не запятнал он чести не уронил достоинство. Духовные скреп, говоря современным языком, навсегда связали его с корнями. Нигде в повести Гринев не отступает от чести по малодушию, по страху. Вот в Белогорской крепости пленного Гринев, узнанного и пощаженного Пугачевым подтаскивают к атаману для лобызания руки «государя». «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

В повести нигде Гринев сознательно не поступается своей офицерской честью. Его щадят, ему дарят подарки и помогает освободить невесту Пугачев. Сам же Гринев не помогает самозванцу ничем, кроме помощи нравственной. Более того, он заставляет Пугачева относится с определенном уважением к своим представлениям о чести и присяги.

«Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты сделал для меня. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести»,- говорит Гринев Пугачеву при освобождении Маши.

Сочинение №4

В повести нигде честь не противоречит совести. За что держаться? Что не подведет? Держаться надо за совесть, за честь в глазах Бога (думаю, это имел в виду отец, наставляя сына), за Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Такой глубоко христианский, глубоко русский ответ дает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Его герой, конечно же, с младых ногтей, знал заповедь о почитании родителей. И благо было ему, да долголетен был он на земле, ибо остался настоящим гражданином, хорошим семьянином и истинным христианином.

Сочинение №5

Отцы бывают разные. Были и такие которые в своих наставлениях, что для них самих являлось наиболее важным в жизни. Отец наказывал Павлуше Чичикову больше всего угождать учителям и наставникам, беречь и копить копейку. «Все сделаешь и прошибешь на свете копейкой». Духовной пустотой и мертвечиной веет от героя. Все мысли и чувства этого человека подчинены одному желанию – любой ценой стать богатым. Ради заветной цели он идет на хитрость и обман, проявляет самые отвратительные качества: изворотливость, ловкость, лесть, мошенничество. Ничего святого нет в этом человеке, да и не могло быть, судя по наставлении, которого он явно превзошел. Подлецом называет Чичикова Гоголь.

А вот другой персонаж – Молчалин. Он полностью разделяет взгляды старшего поколения. Это очень помогает ему в жизни. Он добился и чина асессора, и стал секретарем у Фамусова, московского туза, его любит дочь богатого человека. И все это потому, что он придерживался завета отца:

Во-первых, угождать всем людям без изъятия-

хозяину, где доведется жить,

начальнику, с кем буду я служить,

слуге его, который чистит платье,

швейцару, дворнику для избегания зла,

собаке дворника, чтоб ласкова была.

Значительный успех принесли ему, кроме этого угодничества и лакейства, «умеренность и аккуратность». Но читатель не ошибается: все отвратительно в этом человеке, все упрятано, утаено. Умному Чацкому видны ничтожества и глупость Молчалина, его безгласие и низкопоклонства. В конце пьесы и Софье открылись трусость и подлость Молчалина, его расчетливость и лицемерие, его подхалимство и неискренность.

Заключительное слово учителя.

Вот так мы говорим на уроке о конфликте и преемственности поколений проблеме отцов и детей. Проблема это существовала всегда и остается актуальной в нынешнее время.

Какие ценности унаследует молодое поколение от старших? Какие «духовные скрепы соединят людей в семье, обществе? Какие базовые ценности сегодня наиболее востребованы молодежью? И что делать, что бы все-таки «вечные ценности» высшие человеческие качества- такие, как вера, честь и благородство, служение своему делу, труд в раскрытие талантов, данных человеку Богом, доброта, любовь к людям, своему Отечеству, верность ему, - были в чести у всех, кто вступает во взрослую жизнь. Ибо забвение, пренебрежение ими приводит к непониманию между людьми и поколениям, трагическим разрывам.

Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

Вспоминаю комедию А. С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах “пример отца”. Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий – представитель нового света – им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю “отцов” присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова, и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н. П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:”Пилюля горька, а проглотить ее нужно!”

Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как бы отцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми… (355 слов)