Что такое экологическая культура человека. Экологическая культура и ее компоненты

ВВЕДЕНИЕ

Человек физически идуховно неразрывно связан с природой. Чтобы сохранить свою жизнь, он долженбыть с природой в процессе постоянного обмена. В то время как адаптацию существи видов к среде обитания, находящихся на эволюционной лестнице ниже человека,характеризует более или менее пассивное отношение, человек играет активную рольв своей среде обитания, он все более модифицирует и приспосабливает ее к себе.Он делает это при помощи культуры, с которой начинается адаптация, изаканчивает контролем, многократно возросшим со времен палеолита, над своейсредой обитания. Это рост можно связать с ростом знаний и в связи с этим спрогрессом в развитии технико-технологической основы труда. Именно поэтомуподчеркивается роль технических и экономических факторов в активном отношениичеловека к среде обитания. Среда, в которой живет человек, - это биосфера, но внее он собственными руками привносит многочисленные противоестественныефакторы. Это имеет глубокие последствия для его психики. Еще недавно человекбыл собеседником и главным толкователем природы. Сейчас природа становиться всеболее искусственной, человек живет в сообществе, окунувшись в свое собственноесознание, в свое дело, которое было его целью, но которое может стать егоконцом.

Человеческие ценностименяются в процессе преобразования природной среды. Но сама ситуация изменяетсяв том случае, если новые ценности становятся достоянием широких масс, т.е. еслипоявляются соответствующая идеология и культура.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯИДЕОЛОГИЯ.

Экологический гуманизм всвоем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическуюидеологию, на основе которой создается экологическая культура.

В идеале каждый человекдолжен быть сознательным гражданином и сам создавать себе свою идеологию,которая ему больше подходит в соответствии с его желаниями и совестью. Но напрактике необходимо и то и другое, не только ложное сознание, но и духовныйпосох для совместной жизни в этом мире, система взглядов, помогающая людямобъединиться во имя общих целей.

Экологическая идеология –это идеология жизни, солидарности человека и природы. Прежде всего, это учет вовсех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на вносимые в нееизменения; деятельность не вместо природы, ломающая ее кругообороты веществ, трофическиеуровни и уничтожающая ее составные части, а деятельность вместе с природой,учитывающая ее возможности и законы функционирования.

Экологическая идеологияне замыкается в рамках взаимодействия человека с природной средой, а вбирает всебя все основные проблемы человеческого существования. Не может быть мира исогласия в душе без того, чтобы экологические отношения не стали человечными ввысшем смысле слова, как не может быть мира и согласия человека с природой безсогласия в обществе.

Наиболее чистую связьмежду человеком и природой мы найдем там, где действуют совместно обе стороны,где дружелюбие природы соединяется с духовной изощренностью в столь большойстепени, что вместо зависимости

человека от природы исуровой борьбы между ними появляется осуществленная гармония.

2.ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Современная напряженнаяэкологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенныхособенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культуройв ее высшем измерении поднимаются процесс и результат творческого постижения ипреобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само посебе и восходит к возделыванию земли. Связи между культурой и природой, междусоциальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи. Так,установка в культуре на господство над природой и использование ее прежде всегов утилитарно-потребительских целях, даже если совершаемое действие не подпадаетпод природоохранительный закон, тесно коррелируют с отношением к окружающимлюдям, как к вещам, и желанием использовать их, может быть тоже формальновполне законным, но нравственно порочным.

Тесная связь междукультурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношенийчеловека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типовкультур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры. Последнее,конечно, не означает, что различные отрасли и типы культуры сольются в некоеаморфное целое. Проблема заключается в их скоординированном развитии,направляемом основными человеческими целями и желаниями.

Широкий культурный синтезнеобходим, потому что экологически позитивное отношение к природе присуще вразличной степени и направлениях разным отраслям и типам культуры. Так, взападной культуре заметно преобладание рационального над чувственным, ввосточной – наоборот. Необходима же (социально и экологически) гармония того идругого в целостном постижении и творении мира и себя. Экологический культурныйсинтез, представляя собой, способ личности целостно познавать природу и своивзаимоотношения с ней, является в то же время существенным моментомсаморазвития человека и обретения социальной гармонии.

Экологическая культура вузком смысле слова аналогично практическому возврату человека к единству сприродой должна быть формой теоретического возврата с преодолением тогорационального мышления, которое, начинаясь со становлением искусства, черезмифологию в философии приходит к самосознанию себя. В создании экологическойкультуры принимают участие и материальная, и духовная культура.

Все отрасли духовнойкультуры, модифицируясь, могут внести вклад в создание экологической культуры.Исторически первой отраслью духовной культуры была культура невидимая –мистика. Опасность экологической катастрофы, актуализировавшаяся в современнойэкологической ситуации, способствовала возрождению мистических взглядов, всегдаследовавших по пятам за обнаружением человеческой слабости перед силамиприроды. Пропагандируемое современными экологами диалектическое по существуположение «все связано со всем» (1-й закон экологии, по Коммонеру),трансформируется натурфилософами до представления о сверхприродной целостности,Едином.

В рамках первыхцивилизаций складывались мифологические культуры.

Само появление мифологиибыло объясняемо стремлением человека, хотя бы в идеальной форме, вернуться кизначальному единству с природой. Таким образом, мифология по сути своейэкологична.

Также и все древнейшиерелигии основаны на обожествлении природных явлений (солнца, света и т.п.). Современноеэкологическое движение в условиях слабости теоретической базы не основыватьсяна вере, составляющей важнейший момент религии. Другими словами, современноеэкологическое движение не может не быть существенно религиозным движением.Многие принципы экологической этики – принцип равноценности всех видов жизни идр. – являются объектом веры.

Наука изначальноэкологична в том смысле, что нацелена на изучение природы. Экологическая наука иоснованная на ней техника могут пониматься в двух смыслах: во-первых, в планеприоритета, отданного изучению закономерностей взаимодействия человека иприроды. Во-вторых, в плане перестройки всей науки и техники как системызнаний, деятельности и социального института с целью ее уподобления биосфере,обладающий такими свойствами, как обратная связь, адаптация к изменениямокружающей среды и т.д.

Специальногорассмотрения требуют вопросы экологи­ческой культуры, связанные с сохранениемнравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не огра­ничиваетсяосознанием и практическим усвоением эко­логии биологической. Не менее важна экологиякультуры (термин выдвинут Д. С.Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешнейсреды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внут­реннего мирачеловека, его духовной памяти и сознания означает распад личности.Патриотические чувства «сох­нут» от суррогатов массовой культуры, отбездеятельнос­ти души и разума человека, его самоуспокоенности, рав­нодушия,отсутствия совестливости и стыда.

Подлинные гуманистическиенравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенныхв па­мятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятникикультуры, необходимые для «нрав­ственной оседлости» людей, малотолько платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимостьформирования экологи­ческого сознания признается всем современным научнымсообществом. «Экологическое сознание, - указывает, на­пример, С. Н. Артановский, -становится органической составной частью общественной мудрости, передовойкультуры».

Феномен экологическогосознания был присущ чело­веку с момента его возникновения. Но проблема воспи­танияэкологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание какглубокое, дове­денное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека сприродой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительнойнеизменности природ­ной среды обитания человека.

Процесс экологизации общественного сознания мож­но разделитьна несколько стадий: во-первых, проявление отношения человека к природе в формеразличных чувств (равнодушие, озабоченность, тревога, паника и т. д.); во-вторых, формирование глубокого интереса кэкологичес­кой проблеме (выявление сущности эволюционных из­менений в биосфере,детерминация ее целостности и т. д.). В-третьих,переход от осмысления и понимания природных явлений к социальному действию,нравствен­ному поступку; в-четвертых,повышение уровня ответст­венности человека по отношению к природе, становле­ниеэкологического сознания как элемента внутренней культуры личности,проявляющегося в повседневной жиз­недеятельности. В этом аспекте уровеньэкологического сознания и экологической культуры - это показатель то­го,насколько глубоко и разносторонне общество вклю­чает природу в социальнозначимое функционирование на основе познания и практического использования ееразвития.

Экологический императивбиосферной этики можно выразить следующим образом: действуй так, чтобы каж­дыйчеловек и человечество в целом как носители естест­венности природного бытиябыли целью, а не средством человеческой деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление экологическойкультуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е.общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества,основанный не на изменении внутрисоциальных отношений, как было ранее призамене одной общественно-экономической формации на другую, а на изменениивзаимоотношений человека с природой, требует принципиально новых представленийо том, что считать критерием лучшего, прогрессивного.

Человек живет с природой.Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться впроцессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизньчеловека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, чтоприрода неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы.

Природа для человекаявляется лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Реймерс Н. Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М., 1992.

2. Лихачев Д. С. Экология культуры //АльманахВсероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М., 1990. № 2.

3. Артановский С. Н. Критика буржуазныхтеорий культуры и про­блемы идеологической борьбы. Л.,1991.

4. Экологическая антология. М.;Бостон, 1999.

5. Экология России. Хрестоматия. М.,2000.

6. Глобальные проблемы иобщечеловеческие ценности. М., 2003.

2. Теоретические основы экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка во внеклассной работе


2. 1 Сущность, задачи и содержание экологического воспитания учащихся в процессе преподавания иностранного языка

Будущее нации зависит от образования и воспитания подрастающего поколения, определяющих положение государства в современном мире и человека в обществе. Воспитание человека – гражданина, с высокой экологической культурой, несущего ответственность за судьбу своей страны и родной природы, насущная задача современной школы.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде, на формирование экологических, духовно-нравственных ценностей и ориентиров должно быть обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся, в том числе и частью уроков иностранного языка.
Учебный предмет “иностранный язык” располагает большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Воспитательный опыт разных народов располагает бесценными экологическими традициями, не утратившими своей актуальности и в современных условиях.
Экологическое образование оказывает сильное влияние на многие области экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, играет важную роль в гуманизации общего образования. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения и развития подрастающего поколения, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности личности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. В конце 70-х-начале 80-х годов такими учеными как И.Д.Зверев, С.Н.Глазачев, С.Е.Петров были обоснованы специфические для экологического образования принципы, которые с успехом используются учителями на уроках иностранного языка и во внеклассной работе:
– принцип гуманизации исходит из права человека на благополучную среду жизни и выражает идею формирования человека, способного сохранить жизнь на Земле;
– принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации об организации биосферы, раскрытие объективных законов развития природных и природно-социальных экосистем;
– принцип прогностичности актуализирует проблему формирования у школьников чувства предвидения и способности прогнозирования путей развития жизни и человечества;
– принцип взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии позволяет развить способность мыслить глобально, а действовать локально;
– принцип непрерывности вытекает из постепенности и поэтапности формирования экологической ответственности личности;
– принцип систематичности обеспечивает системную организацию экологического образования на основе всех его компонентов;
– принцип междисциплинарного подхода.
Отечественными и зарубежными педагогами междисциплинарный подход рассматривается как руководящий принцип и фундаментальная особенность экологического образования.
Формирование ответственного отношения к природе не может происходить в рамках только отдельного предмета, а требует участия всех предметов вместе. Большинство школьных дисциплин требует серьёзной переработки, чтобы школьное образование было не только разносторонним, но и в то же время целостным, дающим чёткие представления об окружающем мире. Этой точки зрения придерживаются учёные А.Н.Захлебный, Г.А.Ягодин, Е.С.Оганесян и др. Для решения этой проблемы требуется преодоление жёсткого предметного разделения, усиление взаимосвязей между ведущими разделами содержания образования, обобщение материала разных предметов при условии сохранения их специфики.
Междисциплинарный состав содержания экологического образования разработан учеными И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, Н.М.Мамедовым, С.Н.Глазачевым и сгруппирован в четыре компонента:
– научный – система знаний, обеспечивающих развитие познавательного отношения к окружающей среде;
– ценностный – система ценностных экологических ориентации, способствующих формированию нравственного и эстетического отношения к природе;
– нормативный – система норм и правил, запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия;
– деятельностный – система умений и навыков природоохранительной деятельности, волевых качеств личности, без которых невозможно проявление активности в решении экологических проблем.
В концепции общего среднего экологического образования подчеркивается целесообразность различения двух видов компонентов: во-первых, связанных с формированием мировоззренческих и нравственных основ, во-вторых, конкретные экологические знания и умения. Единство целей и принципов экологического образования - методологическая основа для решения вопросов обучения и воспитания в деле становления и развития у учащихся ответственного отношения к окружающей среде.
С. Д. Дерябо выделяет три основные задачи экологического образования:
– формирование адекватных экологических представлений, в наибольшей степени формирующих психологическую включенность в мир природы;
– формирование отношений к природе, без чего невозможно экологически целесообразное поведение;
– формирование правильных стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Составными частями экологического сознания являются также экологические чувства и экологическая ответственность.
Имеет большое значение глубокое осознание личностью сущности экологических законов и морального выбора способов целесообразной деятельности в природной среде.
Условно можно выделить следующие этапы системы непрерывного экологического образования.
Первый этап – дошкольный уровень , на котором важно создавать атмосферу радостного общения с природой, эстетического восприятия её красоты и на этой основе развивать чувство гуманности, доброты и понимание важности всего живого.
Начальная школа - второй важный этап в системе непрерывного экологического образования. Именно в ней закладываются основы экологической культуры, находят дальнейшее развитие те качества и свойства личности, которые сформировались в дошкольный период. Это важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к природной среде, её обитателям, к своему собственному здоровью, другим ценностям: человеку, семье, труду, знаниям, культуре, традициям. Дети этой возрастной группы особенно чувствительны, эмоциональны, доверчивы, открыты к природе и людям.
И.Ф.Виноградова отмечает, что “потеря времени на этом возрастном этапе развития грозит тем, что восполнить образовавшиеся пробелы в понимании диалектики взаимоотношений общества и конкретного индивида с природой будет весьма сложно или почти невозможно”.
Третий этап – основная школа (5-9 классы). На этом этапе формируется система основных экологических понятий, складывается система умений рационального природопользования и навыков правильного (компетентного) поведения в природе; нравственно-ценностных отношений ко всему живому, к биологическому разнообразию, к окружающей среде, к роли человека и общества в жизни родного края и планеты.
Четвертый этап - полная средняя школа (10-11 классы), на котором углубляются знания по экологии; анализируются и обсуждаются глобальные, региональные и местные экологические проблемы и негативные процессы в природе; рассматриваются позитивные примеры компетентного принятия решений для выхода из трудных ситуаций.
Экологическое образование представляет конкретный пример осуществления единства обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоническая личность.
Исследование сущности экологического образования и воспитания И.Д.Зверевым, А.Н.Захлебным, И.Ф.Виноградовой, И.Т.Суравегиной, Л.П.Салеевой-Симоновой, В.М.Минаевой и другими учеными подводит к выводу о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природной среде, как общественной и личной ценности.

В предметном содержании речи обязательного минимума Государственного образовательного стандарта указано :

школьники учатся общаться со своими сверстниками в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках следующей примерной тематики:


  1. Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, население, города и села, достопримечательности. Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру. Технический прогресс.

  2. Природа и проблемы экологии. Глобальные проблемы современности. Здоровый образ жизни.
На уроках иностранного языка перед учителем стоят следующие задачи по экологическому воспитанию в свете требований новых программ:
– формировать у учащихся убежденность в необходимости природоохранительной деятельности в стране в целом, а также в своем городе, селе, поселке;
– воспитывать гражданскую ответственность за свои действия по отношению к природной среде;
– включать учащихся в активную практическую деятельность, направленную на улучшение состояния окружающей среды в своем регионе;
– развивать понимание, что при бережном, построенном на научной основе природопользовании, реально не только сохранить, но и улучшить окружающую среду;
– воспитывать патриотические чувства, любовь к своему краю, Родине, чувство хозяина страны.
Успешность природоохранительного просвещения во многом зависит от методического багажа учителя, от его умения использовать на уроках наряду с общепринятыми и нетрадиционные активные формы обучения и воспитания.
Таким образом, огромную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
2. Осуществление экологического воспитания школьников на уроках немецкого языка.

Анализ существующих на данный момент УМК по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы показывает, что их содержание в определенной мере способствует воспитанию у учащихся гуманного отношения ко всему живому и к природе в целом. Они содержат рекомендации для учителя по использованию краеведческих материалов, а также интересных форм работы с ними.


Следует отметить, что уровень разработки экологической проблематики зависит в современных УМК от этапа обучения: если на начальном этапе это отдельные ее элементы, то на среднем и старшем этапах она присутствует в достаточно большом объеме, что позволяет решать практические, образовательные и воспитательные задачи на более высоком уровне.
На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).
Ввиду ограниченного словаря содержание текстов и бесед на экологическую проблематику носит упрощенный характер. Однако уже с первых лет изучения иностранного языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.
Анализ УМК позволяет выявить определенную закономерность: лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость.Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.
Материал учебников об общественно полезном труде школьников способствует не только выработке навыков наблюдения природой, но и умений разумной деятельности по ее преобразованию, по уходу за животными. Информация страноведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а также любознательности, интереса к стране изучаемого языка, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма.
Задачам экологического воспитания школьников в общеобразовательной школе на уроках иностранного языка уделяется определенное внимание уже много лет. Однако материалы УМК не дают возможности широкого обсуждения проблем, связанных с экологией, ввиду ограниченного объема языкового и речевого материала, который в связи со значимостью данной проблематики можно было бы увеличить. Хотя к концу старшего этапа обучения накапливается достаточно обширный словарь, он значительно отодвинут во времени обучения и мало востребуется. Возможно, следовал бы дать его в достаточном объеме значительно раньше. Это соответствовало бы интересам детей более раннего возраста, и любви к животным, желанию выращивать зеленые насаждения, благоустраивать школьные участки, включаться во всевозможные акции по охране природы.

Известно, что эффективность экологического образования и воспитания через любой учебный предмет и иностранный язык, в том числе находится в прямой зависимости от учебной деятельности учащихся не только на обязательных занятиях, но и в различных вида внеурочной работы: кружках, факультативах, клубах.


Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у учащихся с годами обучения. Если на начальном этапе учащиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, мотивом тому является его новизна и специфика данного этапа обучения, то на средней ступени необходим дополнительный поиск мотивации. Тенденция к снижению интереса у учащихся к иностранному языку проявляется именно на среднем этапе обучения, что обусловлено специфическими возрастными и социально обусловленными индивидуальными особенностями школьников. Именно в это время четко начинают определяться уровни обученности учащихся по иностранному языку, индивидуальные возможности преодоления трудностей в его изучении, интерферирующего влияния родного языка. Как показывают наблюдения, одной из причин потери интереса у большинства учащихся к данному предмету является отсутствие естественной потребности. Например, элективный курс “Об экологии на немецком”, ”Природа и культура Германии” или интегрированный курс “Экология – иностранный язык” могли бы в определенной мере решить эту проблему посредством установления контактов со школьниками - членами клубов, организаций по охране окружающей среды в pазных регионах страны и на международной арене. Известно, что движение за охрану окружающей среды приобретает в мире широкий размах и не последнюю роль в ней играют дети. С помощью иностранного языка можно было бы наладить их общение, обмен опытом. углубление за счет расширения рецептивного и активного словарного запаса, большей его комбинаторики, позволяющей учащимся более полно излагать свои мысли, обсуждать проблемы, а также за счет больших возможностей использования разных грамматических явлений языка (например, временных форм, пассивного залога, склонение прилагательных и т. п.). Этому должно способствовать обогащение содержательного плана текстов, возможность читать тексты разных жанров (от публицистических, научно-популярных до отрывков и современной художественной литературы) переработка и передача информации, решение знакомых коммуникативных задач в новых ситуациях, создание реальных ситуаций использования иностранного языка.
Интегрированный курс “Экология + иностранный язык” предполагает более высокий уровень развития речевой деятельности за счет расширения устной речевой практики и чтения, за счет совершенствования навыков письма (посредством переписки с юными экологами немецкоязычных стран), за счет выхода в практическую деятельность совместных природоохранительных акций. Важно, чтобы учащиеся знали о состоянии дел в этой области, о существующих международных движениях, о работе, которая проводится по охране окружающей среды в их регионах. Такую информацию ребята могут черпать из радио– и телепередач, из интернета, из газет и журналов не только на родном языке, но и на иностранном. С помощью прессы могли бы познакомиться и с юными экологами разных стран, рассказать о своих “зеленых” акциях во имя сохранения природы. Реальная деятельность, имеющая четкий личностный смысл и приносящая пользу обществу, способствовала бы развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, их активности, как познающего субъекта, и при овладении иностранным языком. Это реальное проявление деятельностного системно-коммуникативного подхода к изучению иностранного языка, когда деятельность по его овладению включается в другую деятельность и предполагает активное накопление как лингвистической, так и экстралингвистической информации.
Активность учащихся по овладению иностранным языком в существующих условиях невелика. Причиной тому, по мнению самих же учащихся, является их несистематическая работа над языком, нежелание их заниматься из-за неверия в реальность овладения им, отсутствие реальных ситуаций общения. Так же, как учителю важно осознать эффективность каждого урока, так и ученику важно ощущать результативность овладения языком, возможность им практически пользоваться. И определенными возможностями в этом плане может обладать проектная деятельность учащихся. Ведение дневников, оформление рефератов, альбомов и их обсуждение, проведение фотоконкурсов, выполнение зарисовок, любимого уголка природы, обустройство школьного двора, работа на пришкольном участке, озеленение района могут также служить предметом обсуждения на иностранном языке.
Такого рода творческие коллективные дела соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей разного возраста. Они могут рассматриваться как “доминирующая деятельностная идея” для построения курса, которая явилась бы сильным мотивирующим фактором и стимулом для достижения более высокого уровня овладения иностранным языком, так как “школьники на деле будут ощущать, что от них реально требуется практическое владение языком, что это действительно помогает им (не когда-то в будущем, а уже сейчас) удовлетворить свои культурные, профессиональные устремления, социальную активность”. Здесь очевиден выход за рамки традиционных уроков, более разнообразные формы их организации: урок-беседа, урок-экскурсия, урок посещения или проведения выставки, урок демонстрации поделок, урок-диспут, урок ролевых и деловых игр, урок – защита проектов (презентация проектов) и т. д., что значительно стимулировало бы деятельность на иностранном языке.
В комплексе задач, которые мог бы решать интегрированный курс, особое значение приобретает приоритет воспитательной цели, а именно - воспитание экологической культуры школьников, которая рассматривается “как динамическое единство экологических знаний, положительного отношения к этим знаниям (экологических установок, ценностей) и реальной деятельности человека в окружающей среде” .
Таким образом, подготовка поколения высокой экологической культуры - насущнейшая потребность общества, и поэтому учебный предмет “иностранный язык” позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность разработать такой курс углубленного изучения иностранного языка, который имел бы интересное для школьников содержание, создавал возможности для реального применения языка в общении с единомышленниками.

2. 3 Роль внеклассной работы в осуществлении экологического воспитания

Формирование всесторонне развитой (в том числе и экологически) личности школьника – стратегический ориентир нашего общества. О том, какую роль в решении этой проблемы играет внеклассная работа на иностранном языке, имеется много исследований.
Внеклассная работа на средней ступени многофункциональна. Она призвана предотвратить снижение интереса к изучению иностранного языка, в-третьих, повысить мотивацию к его изучению, полнее реализовать воспитательный потенциал учебного предмета “иностранный язык”.
Необходимость совершенствования ведения внеклассной работы по иностранному языку продиктована нуждами практики. Если методика обучения иностранному языку на уроке в последние годы развивалась активно и разработана детально, то вопросы организации внеклассной работы в свете взаимодействия урочной и внеклассной работы исследовались недостаточно.
Как известно, именно в этот период у учащихся наблюдается снижение интереса к иностранному языку. Сокращается учебный план, а речевой материал увеличивается по объему и усложняется по содержанию. В результате накопившийся языковой материал частично забывается. Вместе с тем развитое мышление учащихся данного возраста приходит в некоторое противоречие с возможностями выразить свои мысли при помощи ограниченного запаса иноязычных средств. Да и естественная потребность в общении на иностранном языке отсутствует. Все это приводит к деавтоматизации речевых умений, сформированных на уроке, и снижению уровня владения иноязычной устной речью.
Ведущими во внеклассной работе, на наш взгляд, являются воспитательные, образовательные и развивающие задачи, предполагающие реализацию всех компонентов воспитания личности. Но поскольку внеклассная работа осуществляется средствами иностранного языка, учащиеся должны обладать определенным уровнем его владения. Поэтому практические задачи должны быть первоочередными и заключаться в закреплении и развитии у учащихся навыков, и умений иноязычной речи в различных видах речевой деятельности, сформированных на уроке, в обеспечении преемственности знаний, поддержании, а при необходимости и формировании положительной мотивации обучения. Только решив практические задачи, учитель может приступать к осуществлению воспитания учащихся средствами иностранного языка.
Индивидуализированный характер внеклассной работы, добровольное участие в ней, отсутствие регламента дают возможность полнее реализовать воспитательный потенциал иностранного языка в экологическом воспитании.
Если говорить о формах и видах внеклассной работы, то следует заметать, что в арсенале учителей иностранного языка их выбор довольно скромный, это: выпуск стенгазет, проведение вечеров и олимпиад, организация внеклассного чтения, переписки, разучивание стихов и песен, изготовление наглядных пособий. Незначительное место занимают ситуативные игры, экскурсии, конкурсы, викторины, инсценировки.
Комплексность педагогического процесса во внеклассной работе определяется уникальной возможностью активного использования практически всего разнообразия арсенала педагогических средств экологического образования. Существуют различные виды внеклассной работы, где формирование экологической культуры идет наиболее эффективно: экскурсия, экологический десант, экспедиция, подготовка экологического проекта, мониторинг окружающей среды, экологическая игра, лекционно-семинарские занятия под руководством специалистов, практические занятия, прогулки, экскурсии, походы в мир естественной природы, экологические праздники и другие мероприятия.
Одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков является игра. В процессе игры формируются способность рисковать, гибкость в мышлении и действиях, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, уверенность в своих силах и способностях, развиваются умения высказывать оригинальные идеи, анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих, умение воспроизводить образы, чувство юмора и соревновательности.
Во время игры предоставляются широкие возможности для приобретения демонстрации и лидерских способностей, для общения с товарищами и взрослыми в неформальной обстановке.
Формирование коммуникативных умений и навыков особенно важно для подростков, т.к. в этот период происходит переоценка своей значимости в обществе, переориентация потребительской психологии на психологию социальной продуктивности. Работу по формированию навыков общения и развитию коммуникативных умений необходимо специально организовывать, т.к. необычная обстановка всегда действует эффективнее, чем повседневность.
Таким образом, у учеников в результате формируется активная жизненная позиция: желание сделать окружающий мир лучше, развивается экологическая ответственность, и озабоченность будущим своей страны.

4. Изучение и оценка экологического воспитания школьников на уроках иностранного языка .

В теоретической части работы рассмотрено экологическое воспитание на уроках иностранного языка и во внеклассной работе. В практической части проведено анкетирование школьников с целью изучения их экологической воспитанности.

Викторина

1. Что такое Красная книга? Was ist das Rote Buch?


2. Знаете ли вы что-нибудь об экологических проблемах нашей республики? Was wisst ihr über ökologische Problemen in unserem Lande? 3. Что является источником загрязнения окружающей среды? Was ist die Ursache der Verschmutzung der Umwelt?
4. Какие последствия небрежного вмешательства человека в природу можно наблюдать сейчас? Wie beeinflüsst zur Zeit der Mensch auf die Natur?
5. Что вы знаете об экологической обстановке в зоне Чернобыльской аварии? Was wißt ihr über den ökologischen Zustand im Gebiet Tschernobyl?
6. Почему охрана окружающей среды является общим делом? Warum ist der Naturschutz allgemeine Hauptsache ?
7. Какие меры принимаются для охраны природы? Was macht man für den Naturschutz?
8. Почему исчезли некоторые виды животных, птиц, растений? Warum verschwanden einige Tierarten, Vögelarten, Pflanzen?
9. Каковы последствия этой трагедии? Wie sind die Nachfolgen dieser Tragödie?
10. Как нужно относиться к природе? Wie muß man sich mit der Natur benehmen?
11. Какое значение имеет природа для человека? Welche Rolle spielt die Natur für den Menschen?
12. К чему приводит человеческое невнимательное отношения к природе? Was bringt die menschliche Unaufmerksamkeit zur Natur?

13.Что вы знаете о природных катаклизмах на земле в последнее время? Was wisst ihr über die Naturkatastrofen in der Welt zur Zeit?

Заключение

В последнее время в систему образования введены различные экологические дисциплины, но проблемы социально-экономические, социально-психологические, нравственные на сегодняшний день не дают права утверждать о полном признании экологического интереса и говорить об улучшении состояния окружающей среды. Между тем экологическое образование является одним из приоритетных образовательных направлений сегодняшнего дня. Мировоззренческий характер экологии как науки дает большие возможности в образовательном, воспитательном и социальном аспектах. Мир природы является уникальным объектом, при взаимодействии с которым удается гармонично сочетать решение образовательных задач с задачами формирования развивающейся личности школьников.


Все мы понимаем, что экологические проблемы должны решаться, так как они отвечают высшим ценностям жизни и культуры человека. Дети любого возраста знакомы с экологическими кризисами, они понимают и интересуются экологическими ситуациями, ищут возможности личного участия в охране природных богатств Земли.
Задача учителя иностранного языка - заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.
Таким образом, исследование многими учеными сущности экологического образования и воспитания школьников подводит к выводу о правомерности постановки вопроса о том, что целью его является формирование у подрастающего поколения экологической культуры, в основе которой лежит ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности. B соответствии с этой целью дана конкретизация педагогических задач, стоящих перед учителями иностранного языка, реализацию которых можно осуществлять в процессе всей учебно-воспитательной работы во взаимосвязи с семьёй и общественностью, углублять и расширять в основной и полной средней школе.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде, основы экологической культуры чувств и действий закладываются в начальной школе, а развиваются на средней и старшей ступенях обучения. Поэтому имеет принципиальное значение глубокое осознание педагогами основных компонентов педагогического процесса (знаний – отношений – поведения – деятельности), задач экологического воспитания, которые целесообразно эффективно решать на всех этапах системы непрерывного экологического образования.
Приостановить разрушение природной среды, способствовать её расцвету может только экологически грамотный человек, проникнутый чувством любви к миру, в котором он живёт и ко всему живому на планете Земля.

Выводы

1. Экологическая культура общества и личности как научное понятие объясняется и описывается в философии, педагогике, психологии, социологии и является сложной, многогранной и многоуровневой проблемой. Содержание ее базируется на общечеловеческих ценностях, поэтому экологическая культура имеет гуманистическую направленность. Ее формирование предполагает комплексное и системное рассмотрение особенностей экологического образования и воспитания, предусматривающих их опережающее развитие по сравнению с развитием потребностей общества. Формирование экологической культуры в современной экологической ситуации является насущной необходимостью для выживания человечества.


2. Огромную роль в глобальном решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная система экологического образования. Экологическое образование имеет универсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех форм общего образования.
3. Подготовка поколения высокой экологической культуры - насущнейшая потребность общества, и, поэтому учебный предмет “иностранный язык” позволяет внести определенный вклад в решение этой проблемы и дает возможность разработать такой курс углубленного изучения иностранного языка, который имел бы интересное для школьников содержание, создавал возможности для реального применения языка в общении с единомышленниками как в внутри страны, так и с выходом на международную арену.
4. Внеклассная работа формирует у учеников активную жизненную позицию – желание сделать окружающий мир лучше, развивает экологическую ответственность и озабоченность будущим своей республики, своей страны.
Усилия, предпринимаемые учителем иностранного языка в области экологического образования, будут эффективными, если достигнут главной цели - изменения сознания учащихся. С этой целью нужно больше проводить практических занятий, которые должны быть ориентированы на конкретную природоохранную деятельность и активизацию школьной и внеклассной работы.
Список литературы

1. Бим И. Л. Творчество учителя и методическая наука// Иностранные языки в школе.-1988.-№4.


2. Бондарева Н.Ф.Совершенствование ведения внеклассной работы по предмету в средней школе // Совершенствование методики обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.– Ленинград, 1989
3. Вайсбрейд А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время// Иностранные языки в школе.-1997.– №2
4. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.– 2002.-№4.
5. Вайсбурд М.Л., Толстиков С.Н. Учебное общение как этап подготовки к участию в международных экологических проектах// Иностранные языки в школе.– 2002.-№5.
6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста //Экологическое образование: концепции и методические подходы. /Отв. редактор Н.М.Мамедов.– М.: Агенство “Техноторон”, 1996.
7. Дерябо С.Д. Цели и задачи экологического образования //Региональные системы экологического образования /Под ред. Л.П.Симоновой, А.Н.Захлебного, Н.В.Скалона. -М.: Тобол, 1998.
8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология.– Ростов-на Дону: Издательство Феникс, 1996
9. Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе.– 1990.– №4.–
10. Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы //Природоохранительное образование в средней школе: Сб. науч.тр. – М., 1978.
11. Концепция общего среднего экологического образования / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Ин-т общеобразовательной школы РАО, 1994.
12. Серебрякова Н.А. Экологическая тема на уроке немецкого языка// Иностранные языки в школе.-1999.– №4,–
13. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе.– М., 1986, 1

Проблема взаимодействия общества и природы выдвинулась в одну из актуальных проблем современности. Не случайно экологическая проблема охраны и рационального использования природных ресурсов связаны не с природой вообще, а с природной средой общества как планетарным явлением.

Зависимость человека от окружающей его природы, точнее - от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась различными учеными различно (3). К тому же природная среда рассматривается как результат предшествующего процесса взаимодействия человеческого общества и природной среды его обитания. И общество понимается как субъект, оказывающий посредством своего материального производства глобальное воздействие на географическую среду. Темпы, рост и масштабы воздействия на окружающую среду обществом переросли в настоящее время в экологическую проблему.

Географическая среда, изменяясь под воздействием предметно-практической деятельности общества, в тоже время сама осуществляет все более значительное влияние на него. Общество и географическая среда становятся взаимно реагирующими на те или иные изменения части единой системы и, как следствие, являются взаимозависимыми и взаимообусловленными.

В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации.

В этих условиях роль экологической культуры в сознании населяющих планету людей, несомненно, будет возрастать. При этом следует сказать, что экологические изменения в природе не являются чем-то противоестественными, это закономерный процесс, только в последнее время под действием антропогенного влияния они заметно ускорились. В результате расточительных методов сжигания нефти, каменного угля и других каустобиолитов, хищнического сведения лесов, безответственного внесения токсичных веществ в почвы и водоисточники, а также неконтролируемого выброса в атмосферу вредных автомобильных и промышленных газов, сегодня нарушено хрупкое равновесие в природной системе. Серьезный ущерб нанесен всем геосферным оболочкам Земли. Человечество подорвало систему собственного жизнеобеспечения, и последствия этого могут оказаться необратимыми.

Чтобы понять сущность происходящих процессов, необходимо уяснить характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты, а помощь этому пониманию должна оказать экологическая культура.

В основе формирования экологической культуры, прежде всего, необходимо отстаивать экоцентрический подход, при котором в центре экологических проблем ставятся выносливость живой природы и зависимость от нее человеческого общества. В отличие от антропоцентризма, экоцентризм исходит из представления объективного существования единой системы, в которой все живые организмы Земли, включая людей с их ресурсами, хозяйством, техникой и культурой, взаимодействуют между собой и с окружающей природной средой. Этот принцип целостности очень важен для понимания проблем современной экологии; он все больше влияет на теоретическое осмысление взаимоотношений человека и природы, заставляет искать соизмерения естественных и искусственно созданных потенциалов планеты(1).

Экологическая культура под влиянием современной экологической ситуации существенно модифицируется и начинает понимать географическую среду не саму по себе, а в ее взаимоотношениях с обществом, т. е. её предметом становится система « общество - географическая среда». Сегодняшнее нарушение сбалансированности процессов, протекающих в природе, требует повышения экологической культуры общества, необходимой для преодоления кризисной ситуации во взаимоотношениях человека и природы.

Экологическая культура интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания, т.е. пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействие в географической действительности, представляющей собой формирование целостной системы.

Формирование экологической культуры человека- это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение жизни планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природа - Человек - Общество.

Цель формирования геоэкологической культуры состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умение и навыков по ее изучению и охране, а также грамотному использованию природных ресурсов, что к сожалению, на практике в настоящее время не всегда выполняется.

Экологическая культура соотносится не столько в расширение экологической информации, сколько в формировании экологического мышления (5). Одним из определяющих элементов экологического мышления, является то, что человек-биосоциальное существо, и его рассматривают и как часть биосферы (природа в целом), и как часть общества. При этом общественный ракурс экологических проблем следует рассматривать как целостный блок знаний о моральных и нравственных основах взаимодействия с природой, традициях отношения человека к природе, трансформациях эколого-эстетического идеала.

Необходимо сформировать систему экокультурных ценностей с учетом современной картины мира, преодоления антропоцентризма с позиций холизма, синергетики, коэволюции, гармонии Человека и Природы (2).

Экологическую культуру следует понимать как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Это результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде. При этом экологическая культура характеризуется такими основными признаками как:

Экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

Умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

Способность видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения и т.д.

Важно и то, что экологическая культура интернациональна по существу, это часть культуры того или иного народа или нации. Она включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, тесно связна с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа. Экологическая культура, таким образом, генетически взаимосвязана с фундаментом воспитательной и просветительной деятельностями.

Становление экологической культуры - процесс длительный. Здесь, прежде всего, необходимо обеспечить фундаментальность и аксиологичность экологических знаний, как базы развития личности и будущего экологически грамотного поведения. На этой базе формируется система ценностей и убеждений, необходимых для принятия природоохранных и природопреобразующих решений. А на этой основе сформировать экологическое конвергентное мышление, обеспечивающее экологически грамотное и природосберегающее поведение для дальнейшей интеллектуальной мотивационной деятельности.

Уровень понимания формирования экологической культуры это лишь один из многих факторов, - и объективных и субъективных, - от которых зависит приобщение людей к новому формату взаимодействия с окружающей средой. Глубокое понимание человеком сущности и значения экологической культуры является необходимой предпосылкой и ориентиром, направленной на это формат (4).

В овладение экологической культурой, должна прослеживаться тесная взаимосвязь с такими науками, как философия, психология, экономика, право, этика. Не стоит забывать и об эстетической составляющей, так как сохранение красивых ландшафтов в эстетическом отношении не менее важны, как и сохранение древних памятников культуры. Природа должна рассматриваться как источник творчества человека и, как эстетическая ценность, в которой задействован весь потенциал естественных эстетических наслаждений и эмоциональных человеческих чувств.

Выявить динамику современного экокультурного процесса, передать ощущение его сложности и интенсивности, напряженного и беспокойного ритма, в котором отражается дух обновления, происходящих в обществе перемен - эту задачу необходимо решать всем обществом.

Рассматривая аксиологические функции экологической культуры, прежде всего, необходимо обратить внимание на взаимосвязь ценностно-когнитивного, эмоционально-ценностного и ценностно-деятельностного аспектов этой культуры.

Ценностно-когнитивный аспект связывается с раскрытием теорий, понятий, имеющих аксиологическую и экологическую нагрузку; универсальной ценности компонентов природы (живой и неживой) как системы жизнеобеспечения; индивидуальное и общественное здоровье как условие благополучия и адаптации к жизни; экологическая безопасность среди жизни как условие устойчивого развития живой природы и географической оболочки. С этим же аспектом связано и личностное приобщение к общечеловеческим ценностям, развитее в себе гуманизма.

Эмоционально- ценностный аспект ориентирован на развитие чувств и эмоциональных переживаний, связанных с красотой живой природы, совершенством форм, разнообразием красок и проявлений жизни, личностного смысла их восприятия.

Ценностно-деятельностный аспект отражает результаты человеческой деятельности и направлен на формирование ценностного отношения к природе. Под ценностным отношением к природе понимается устойчивое личностное преобладание познавательного интереса, адекватное отношение к особенностям природы, соблюдение норм экологически грамотного поведения, понимание уникальности природы, осознание ее роли в развитии личности, умение взаимодействовать с природой на основе пространственно-временного единства, соблюдение нравственных ограничений и применение природосохраняющих технологий.

В заключение хотелось бы отметить, что экологическая культура включает в себя творческую деятельность человека в процессе познания природы и, как самореализация личности, носит продуктивный и творческий характер в динамично развивающейся природно-общественной системе. Такие качества, как готовность к природоохранной деятельности, экологически ориентированные оценочные суждения, направленность потребностей, социальная активность, основанные на системе экологических взглядов и убеждений, должны стать неотъемлемыми качествами современного человека, обладающего экологической культурой. Формирование экологической культуры - приоритетное направление развития любого общества вне зависимости от политического устройства и экономической формации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда: Учебник для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-566 с.
  2. Вагнер И.В. Экологическая этика как гуманитарный компонент экологического образования // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова Серия « Педагогика и психология» №2, -М.: 2008. 121 с.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2004. -560 с.: ил.
  4. Ожегов Ю.П., Никанорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи - М.: Мол. Гвардия, 1990. -271 с.
  5. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.: ил., карт.

Библиографическая ссылка

Андреев М.Д. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОБЩЕСТВОМ И ПРИРОДОЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143-145;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12735 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Довольно часто употребляя слова «экологическая культура общества» , «экологическая культура личности» , да и просто «экологически культурный человек» , всегда ли мы вкладываем истинный смысл в эти понятия? Сегодня я предлагаю в этих вопросах и разложить уже готовые ответы по соответствующим полочкам сознания.

Происходящие катаклизмы напоминают об истинном хозяине планеты

История возникновения термина «экологическая культура» уходит своими корнями к 20 в., когда уровень негативного воздействия на окружающую среду достиг таких вершин, что человечество, наконец-то спохватившись, задумалось о том, и будет ли что оставить потомкам (и будет ли кому оставлять потомков?). В это же время становятся очевидными последствия и бездумной жажды потребления «венца Природы» – уровень экологических проблем стремительно набирает обороты, а мониторинговые отчеты начинают напоминать кадры из фильма-катастрофы. Вот тут-то взоры общественности и сильных мира сего наконец-то обратили внимание на тщетные призывы снизить обороты безжалостной машины ненасытности, и в срочном порядке начали изучать талмуды научных исследований, заключений и прогнозов. Именно так возникает понимание того, что без тотального изменения своего места и роли в природном равновесии, невозможно придержать коней, несущихся прямиком в экологическую бездну. Так повсеместно и заговорили об экологической культуре, а воспитание экологически культурного члена общества стало задачей номер один.

Только от нас зависит, каким будет мир завтра

Так что же такое экологическая культура? Существует множество трактовок, различающихся, в первую очередь, многозначностью термина «культура». Очень удачно отражает суть определения Википедия: «экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом». Проще говоря, это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в мыслях и действиях каждого члена общества.

Формирование экологической культуры личности – процесс сложный и длительный, подразумевающий под собой буквально «впитывание с молоком матери» , рационального природопользования, осознанного выполнения экологических правил и требований, личной за сохранение окружающей среды.

Ваше отношение к миру передается детям

Безусловно, большую роль в формировании экологической культуры играет семья. Ведь именно идейно-нравственные ценности, являются самыми устойчивыми в последующей жизни. Весьма неправильна позиция многих родителей, перекладывающих ответственность за формирование экологических убеждений на систему государственного образования: ведь не подкрепленные вне учебных заведений знания и умения просто-напросто угаснут.

В Украине, к сожалению, пока мало разработана нормативно-правовая база экологической культуры. Несмотря на ст.66 Конституции Украины , гласящую о том, что «каждый обязан не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать причиненный им ущерб», на практике оказывается, что виновные остаются ненаказанными, либо вид наказания не так уж серьезен, чтобы повторно не причинить ущерб. Об этом можно судить, например, по повсеместно продающихся весной краснокнижных подснежниках… Или исчезающих

Экологическая культура - часть общей культуры человека.

сообщение подготовила учитель географии МБОУ СОШ с.Мокрое

Пенькова Ольга Анатольевна


Мокрое - 2017

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе. Экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

В этой связи экологическую культуру можно понимать как высший уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельности, как степень развития экологического сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природой. Экологическая культура предполагает высокий уровень возможности человека осуществлять экологическую деятельность. Экологическая культура человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую, правовую, эстетическую, трудовую и другие стороны взаимоотношений Человека и Природы.

Важнейшим условием создания системы экологического образования является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

Школьный этап экологического образования может осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

    на однопредметной основе (преподавание экологии);

    на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);

    по смешанной модели конструирования учебного процесса;

    по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

    природные: биосфера; экосистемы биосферы.

    социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.

    искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

В каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого - подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка - это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам. Формирование экологической культуры ребёнка - непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды.

Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний - гораздо меньше, а в целом - экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

Как же следует привать экологическую культуру ребенку?

    Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы - это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.

2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.

3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.

4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.

5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов. Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель. А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.