Грибоедов горе от ума план. "Горе от ума": пересказ по действиям

Предлагаем вам познакомиться с комедией в стихах "Горе от ума". Пересказ этой пьесы Грибоедова представлен в статье. В произведении описывается периода крепостничества. Жизнь в России в 1810-1820 годы показана в комедии "Горе от ума".

Пересказ произведения начинается тем, что служанка Лиза, работающая у Фамусовых, просыпается с жалобами на плохой сон. Причина в том, что Софья, ее хозяйка, ждала прибытия в гости своего друга Молчалина. Задача Лизы заключалась в том, чтобы сохранить в тайне от других эту встречу. Этими событиями и начинается пересказ 1 действия ("Горе от ума").

Лиза переводит часы

Лиза стучится в комнату к Софье. Оттуда доносятся звуки фортепиано и флейты. Лиза сообщает хозяйке о том, что уже утро, и нужно прощаться с Молчалиным, иначе их увидит отец. Служанка переводит часы для того, чтобы влюбленные скорее простились.

Отец Софьи, Фамусов, застает служанку за этим занятием. В ходе разговора он явно с ней заигрывает. Голос Софьи прерывает их беседу. Девушка зовет Лизу. Отец Софьи спешно удаляется.

Фамусов отчитывает Софью

Служанка упрекает свою хозяйку в неосторожности. Софья не успевает проститься со своим возлюбленным, и вот входит Фамусов. Он спрашивает, зачем Молчалин, его секретарь, оказался у Софьи так рано. Тот говорит, что возвращался с прогулки и только что зашел к ней. Фамусов отчитывает дочь.

О чем еще следует рассказать, составляя пересказ 1 действия? "Горе от ума" нельзя кратко изложить без описания следующей сцены.

Разговор о Чацком и его приезд

Лиза вспоминает историю былой любви Софьи и Чацкого Александра Андреевича. Он отличался и незаурядным умом, и веселостью. Но теперь все прошло. Софья говорит, что это нельзя было назвать любовью. Между ней и Чацким была лишь ведь они росли вместе.

Приездом Александра Чацкого продолжается пересказ. "Горе от ума", по действиям изложенное нами, - произведение, главным героем которой является именно Чацкий. Он обрадован встрече со своей возлюбленной, но удивлен, что встречен так холодно. Софья говорит, что рада его приезду. Александр Андреевич принимается вспоминать былое. Девушка говорит, что их взаимоотношения были ребячеством. Александр Чацкий спрашивает, не влюблена ли она в кого-нибудь другого, так как она смущена. Однако Софья отвечает, что смущена от взглядов и вопросов Александра.

Чацкий в разговоре с Фамусовым восхищается его дочерью. Он говорит, что никогда и нигде не встречал подобных этой девушке. Фамусов опасается, что Александр захочет посвататься к Софье. После того как Чацкий уходит, он размышляет о том, кто же из двух мужчин занимает сердце его дочери.

Второе действие

Представляем вам пересказ 2 действия ("Горе от ума"). Во 2-м явлении Александр Чацкий разговаривает с Фамусовым и интересуется, какова была бы его реакция в случае, если он посватается к его дочери. Фамусов говорит, что хорошо было бы сначала послужить государству для того, чтобы получить высокий чин. Тогда Александр говорит: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Фамусов отвечает, что Чацкий - гордец. Он ставит в пример Максима Петровича, своего дядю.

История Максима Петровича

Продолжим пересказ 2 действия. "Горе от ума" - пьеса, представляющая целую галерею развращенных нравов. Один из таких людей - Максим Петрович. Этот человек служил при дворе и был весьма богат. А все из-за того, что он умел "подслужиться". Во время приема у Екатерины II Максим Петрович оступился и упал. Екатерина засмеялась. Увидев, что он вызвал ее улыбку, Максим Петрович решил еще дважды повторить падение, доставив удовольствие императрице. Умение обернуть этот казус во благо себе сыграло ему на руку - он был в почете. Фамусов считает умение "прислуживать" очень важным для того, чтобы добиться высокого положения.

Александр Чацкий из произведения "Горе от ума", пересказ по главам которого мы составляем, произносит свой монолог, где сравнивает два века - "нынешний" и "минувший". Герой считает, что поколение Фамусова привыкло судить человека по деньгам и чинам. Чацкий называет этот век веком "страха" и "покорности". Даже перед государем Чацкий не стал бы шутом. Он хочет служить не "лицам", а "делу".

Приезд Скалозуба, его разговор с Фамусовым

В гости к Фамусову тем временем приезжает Скалозуб. Хозяин дома очень рад встрече с этим полковником. Он остерегает Александра Чацкого от высказывания своих вольных мыслей при этом человеке.

Разговор Скалозуба и Фамусова заходит о двоюродном брате полковника. Благодаря Скалозубу он получил большие преимущества по службе. Но внезапно, перед самым получением высокого чина, он оставил службу и отправился в деревню. Здесь он принялся читать книги и вести размеренную жизнь. Со злой насмешкой отзывается об этом Скалозуб. Он считает, что такой образ жизни для неприемлем.

Хозяин дома восхищается Скалозубом из-за того, что тот давно уже стал полковником, хотя служит не так долго. Скалозуб мечтает о чине генерала, который хочет "достать", а не заслужить. Фамусов спрашивает у него, не намерен ли тот жениться.

Чацкий вступает в разговор. Фамусов осуждает нежелание Александра служить и его свободомыслие. Чацкий говорит, что судить его не Фамусову. По мнению Александра, в его обществе нет ни одного образца для подражания. Фамусовское поколение высказывает устаревшие суждения и презирает свободу. Чацкому чужды их нравы. Он не намерен склонять голову перед этим обществом. Чацкий возмущен тем, что все опасаются тех, кто занимается искусством или науками, а не добычей чинов. В фамусовском обществе мундир прикрывает отсутствие ума и нравственности.

Софья выдает себя

Далее любопытную сцену описал Грибоедов, а мы составили ее пересказ. "Горе от ума" по действиям продожается появлением Софьи. Она очень напугана тем, что Молчалин, упав с лошади, разбился. Девушка падает в обморок. Пока служанка приводит ее в чувства, Александр видит в окно здорового Молчалина. Он понимает, что Софья зря за него переживала. Очнувшись, девушка спрашивает о Молчалине. Александр холодно отвечает, что с ним все хорошо. Софья обвиняет Чацкого в равнодушии. Тот наконец-то понимает, кто покорил сердце его возлюбленной.

Молчалин упрекает дочь Фамусова в том, что она выражает чувства чересчур откровенно. Девушка отвечает, что чужое мнение ее не волнует. Молчалин же труслив, поэтому опасается слухов. Служанка советует девушке пококетничать с Александром Чацким для того, чтобы отвести подозрение от ее возлюбленного.

Молчалин наедине с Лизой заигрывает с ней. Он предлагает подарки, делает ей комплименты.

Третье действие

Вот мы подобрались уже к третьему действию. Составим и его пересказ. "Горе от ума" состоит из четырех действий, так что до финала осталось не так долго. Чацкий пытается узнать, кто мил Софье: Скалозуб или Молчалин. Девушка уходит от ответа. Александр говорит, что все еще любит ее. Софья признается, что ценит Молчалина за скромность, кроткий нрав, тихость. Однако она снова избегает прямого признания в своей любви к нему.

Бал у Фамусовых

Балом, проходящим вечером у Фамусовых, продолжается краткий пересказ. "Горе от ума" - пьеса, в которой этот эпизод является ключевой сценой. Слуги готовятся к прибытию гостей. Вот они приезжают. Среди собравшихся - князь Тугоуховский со своей супругой и 6 дочерьми, бабушка и внучка Хрюмины, картежник Загорецкий, мастер услужить, а также тетка Софьи Хлестова. Это все видные люди в Москве.

Молчалин хвалит гладкую шерстку собаки Хлестовой для того, чтобы заслужить ее расположение. Это отмечает Чацкий, который смеется над его услужливостью. Софья размышляет о злости и гордости Александра. В разговоре с господином N девушка невзначай высказывается, что Александр Чацкий "не в своем уме".

Слух о сумасшествии Чацкого, разговор с французом

Среди гостей распространяется весть о его сумасшествии. Все пятятся от Чацкого при его появлении. Александр говорит, что горе переполняет его душу, ему неуютно среди собравшихся. Чацкий недоволен Москвой. Встреча с французом в соседней комнате возмутила его. Собираясь в Россию, этот человек боялся, что окажется в стране варваров, поэтому не хотел ехать. Но он был встречен тепло, не увидел русских лиц и не услышал даже русской речи. Ему показалось, что он на родине. Александр осуждает моду на все иностранное в России. Ему не нравится то, что все подражают французам и преклоняются перед Францией. Пока Александр заканчивал речь, гости постепенно разошлись от него. Они или ушли к карточным столам, или закружились в вальсе.

Такова сцена бала у Фамусова (ее краткий пересказ). "Горе от ума" по действиям представляет нам печальную картину нравов фамусовского общества. Чацкий просто обречен на одиночество среди этих людей.

Четвертое действие (пересказ)

"Горе от ума" неуклонно приближается к финалу. Заканчивается бал, все разъезжаются по домам. Александр торопит лакея, чтобы скорее подавали карету. Все надежды и мечты Чацкого окончательно разрушены. Герой размышляет, почему его приняли за сумасшедшего. Возможно, кто-то пустил слух об этом. Он хочет выяснить, известно ли об этом Софье. Александр не догадывается, что именно она заявила о его сумасшествии.

Разговор Молчалина с Лизой

Чацкий при появлении Софьи прячется за колонну. Он слышит разговор Молчалина с Лизой. Выясняется, что этот человек не собирается жениться на Софье. Кроме того, он не испытывает к девушке никаких чувств. Ему намного милее служанка Лиза. Молчалин угождает Софье из-за того, что это дочь Фамусова, а он служит у него. Этот разговор случайно слышит Софья. Молчалин просит у нее прощения на коленях. Однако девушка отталкивает его и велит покинуть дом, в противном случае отец узнает обо всем.

Появляется Александр Чацкий. Он упрекает Софью в том, что он предала их чувства ради Молчалина. Девушка говорит, что и помыслить не могла, что этот человек такой подлец.

Появление Фамусова

Появлением Фамусова вместе с толпой слуг продолжается краткий пересказ. "Горе от ума" по действиям мы описываем кратко, поэтому скажем об этом эпизоде лишь несколько слов. Он удивлен, увидев дочь с Александром, так как она называла его безумным. Теперь Александр понимает, кто распространил слух о его сумасшествии.

Отец Софьи негодует. Он ругает своих слуг за то, что они недосмотрели за его дочерью. Фамусов отправляет Лизу "за птицами ходить", а свою дочь грозится отправить к тетке в Саратов.

Заключительный монолог

Заключительным монологом Чацкого завершается краткий пересказ. "Горе от ума" - вот характеристика главного героя. В своем заключительном монологе Александр говорит о том, что надежды его разрушены. Он ехал к Софье, мечтая о счастье с этой девушкой. Он винит ее в том, что Софья дала ему надежду. Для нее это была просто детская влюбленность, а Чацкий 3 года жил этими чувствами. Но о разрыве он не сожалеет. Ему не место в фамусовском обществе. Герой намерен навсегда покинуть Москву. После его отъезда Фамусов озабочен лишь тем, что скажет княгиня Марья Алексевна.

На этом заканчивается "Горе от ума" (пересказ). Пьеса является сатирой на московское аристократическое общество. Сразу же после публикации разошлось на цитаты произведение "Горе от ума". Пересказ сюжета, к сожалению, не дает представления о художественных достоинствах пьесы. Рекомендуем познакомиться с ней в оригинале.

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

Помогите пожалуйста составить план сочинения

С образом Чацкого я познакомился, когда мы в школе начали изучать “Горе от ума”. Незаметно для меня Чацкий становился все ближе и понятнее. Я ловил себя на том, что иногда примерял на себя его мысли, слова и поступки. Хотя, чему удивляться? Образом этим увлекаются уже более полутора веков.
Если сравнивать Чацкого хотя бы с Печориным, можно увидеть огромную разницу. Печорин разочарован жизнью, высшим светом, однако от мимолетных удовольствий не отказывается. Окажись на месте Чацкого, он с первого же взгляда разгадал бы все отношения между Софьей и Молчалиным и стал бы с холодной насмешливостью наблюдать за ними или приложил бы некоторые усилия к тому, чтобы влюбить в себя Софью.
Однако, видя жизнь свою насквозь, он не находит в ней ничего светлого, ничего, за что бы стоило ее любить. “Я давно уже живу не сердцем, а головою”,- говорит он. И поэтому с такой легкостью уезжает в Персию.
Чацкий не таков. Несмотря на свой критический ум, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Он удивительно похож на молодого Пушкина. Так же “остер, умен, красноречив”, так же общителен, и так же легко у него слетают с губ эпиграммы, меткие слова, хлесткие сравнения: ”А Гильоме, француз, подбитый ветерком”, “Созвездие маневров и мазурки”.
Он немного наивен и неискушен в делах житейских, не видит и не понимает холодности и отчужденности Софьи. Он добродушно посмеивается над московскими нравами, не замечая, что эти шутки вызывают у Софьи почти озлобление. “Не человек – змея”, - говорит она о Чацком. А он верит в ее любовь.
А потом он разбит, потрясен, но не может примириться с мыслью, что горячо и страстно любимая им девушка могла променять его на какое-то ничтожество, на человека, не имеющего собственных мыслей и суждений. Да, постигло разочарование… Сколько горечи и боли, оскорбленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но лишь в этот час он по-настоящему увидел мир, по-новому взглянул на него.
Но Чацкий был не только пламенный влюбленный, разочаровавшийся при первом столкновении с действительностью, это еще и человек передовых взглядов. Он не побежден, он лишь уедет куда-нибудь, где его поймут, где ему достанется настоящее большое дело. Он полон светлых идей преобразования общества, он с гневом обличает пороки общества старого. Его оружием являлось слово, и он более чем отлично владеет этим оружием.
И, конечно, его резкость, пламенность не могла пройти незамеченной. “Чацкий шел прямой дорогой на каторгу, если он уцелел 14 декабря, то, наверное, не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом, не оставил бы ни в коем случае своей пропаганды”. Это слова Герцена, великого мыслителя и революционера.
Я люблю Чацкого за его убеждения и идеалы. Он рвет с министром только потому, что желает служить “делу, а не лицам”. Он возмущен крепостным правом и, не скрывая, говорит об этом.
Он любит свою Родину и с теплотой говорит о ней: “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!
А еще я люблю Чацкого просто как умного человека, у которого под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце, который может смеяться и грустить, который может быть зол и резок на язык, но другом будет верным, надежным...

Серия уроков по теме А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Творчество А.С. Грибоедова

Урок 1

Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова

История создания комедии «Горе от ума»

Цели: познакомить учащихся с судьбой А.С. Грибоедова и историей создания комедии, повторить специфические черты композиции драматургического произведения и жанровые особенности комедии.

I.Творческий путь и судьба А.С. Грибоедова (1795-1829).

1.Рассказ учителя о Грибоедове

1)Детство и юность писателя

Грибоедов – выходец из старинного дворянского рода. 1803 год - обучение в Московском университетском благородном пансионе. 1806 год - студент словесного отделения Московского университета. Ранее проявление одаренности: знал основные европейские, древние, восточные языки, сочинял музыку, был пианистом – импровизатором. Военная служба – 1812-1816 года.

2) Начало литературной деятельности и гражданской карьеры

1815 год – дебют Грибоедова – драматурга (комедия «Молодые супруги»); в конце 1810-х годов – пьесы «Студент», «Притворная неверность»; 1817 год – поступление на службу в Коллегию иностранных дел в чине губернского секретаря; 1818 год – секретарь русской дипломатической миссии в Персии

3) 1812-1824 года – работа над «Горем от ума». Замысел комедии возник в 1820 году

4) 1825-1829 года – последние годы жизни. Привлечение Грибоедова к следствию после восстания декабристов.

Грибоедов на Кавказе. Роль писателя в заключении Туркманчайского мира (1828). Назначение полномочным министром – резидентом России в Персии.

30 января 1829 года Грибоедов убит во время нападения на русскую миссию в Тегеране толпы воинственно настроенных мусульман.

2.Индивидуальные сообщение учащихся:

  • Грибоедов и декабристы;
  • Грибоедов и Пушкин;
  • Грибоедов – дипломат.

3.В сильном классе – обзор романа Ю. Тынянова «Смерть Вазир - Мухтара».

II.Повторение типологических черт драматургического рода литературы, специфика композиции драматургического произведения и жанровых особенностей комедии.

III.История создания комедии.

IV.Домашнее задание

2.Пронанализировать диалоги Чацкого и Софьи: поведение героев, их отношение друг к другу, характер высказываний.

3.Что вызывает осуждение Чацкого в нравах московского барства?

Урок 2

Анализ первого действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа первого действия обозначить завязку комедии, сформировать первоначальное представление о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

I.Вступительное слово учителя

В 1919 году, через век после создания «горя от ума», великий русский поэт Александр Блок писал: «XIX век создал сразу великую комедию. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей литературы».

Сегодня прошло уде два столетия, а грибоедовскую комедию не только продолжают ставить на сцене, но и по-прежнему о ней отчаянно спорят. казалось, о «Горе от ума» было сказано все: образы героев рассмотрены со всех сторон, мысль и пафос трактованы на разные лады, но «хрестоматийный глянец» не мешает новым читателям восхищаться мастерством Грибоедова и видеть за хрестоматийными образами живых людей. Давайте и мы вместе с Грибоедовым «войдем» в дом Фамусова.

II.Анализ первого действия.

Каковы экспозиция и завязка первого действия? В чем состоит внешний конфликт и как он развивается?

Знакомство с домом московского барина Фамусова, возникновение интриги: тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого – завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.

Диалог Чацкого и Софьи – сатирическое обличение Чацким московских нравов. Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах? Завязка общественно – политического конфликта комедии между Чацким и московским барством.

III.Обобщение

Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софья влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайном от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговоров Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.

Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылка признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник- - Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безводен, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.

IV.Домашнее задание

1.Подготовить устное сообщение по первому действию комедии. Где происходит действие комедии? Какое событие становиться завязкой комедии? Какая интрига движет действием? Как в первом диалоге Чацкого и Софьи раскрывается отношение героя к барской Москве?

2.Прочитать второе действие комедии. В чем суть конфликта, наметившегося между Чацким и Фамусовым? Обозначьте позиции спорящих. Как выглядит Москва в восприятии героев? Охарактеризуйте полковника Скалозуба.

3.В чем, по-вашему, состоит конфликт пьесы? Как он развивается во втором действии?

4.Проанализировать диалоги Чацкого и Молчалина. Можно ли назвать героев антиподами? Почему?

Урок 3

Анализ второго действия комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа второго действия определить неоднозначность конфликта комедии; показать столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в монологах Фамусова и Чацкого.

I.Краткое устное обобщение учащихся по первому действию (ответы на вопросы домашнего задания).

II.Анализ второго действия

1.Чтение и анализ второго действия, явления 2.

В чем суть конфликта, наметившегося в диалогах Фамусова и Чацкого? Выявите позиции спорящих.

Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего – то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов – такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович как образец для подражания.

Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства. Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова.

2.Москва в восприятии героев

Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.

Для Чацкого Москва – мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников.

Развитие общественно – политического конфликта комедии, столкновение старого и нового поколений.

3.Характеристика полковника Скалозуба. Новый поворот любовной интриги: Скалозуб как возможный претендент на руку Софьи. Новый поворот общественного конфликта: не столько конфликт поколений, сколько конфликт передовых и консервативных взглядов, жизненных ценностей.

4.Современные интерпретации конфликта комедии, неоднозначность оценок, стремление снять классовый антагонизм.

III.Обобщение

Во втором действии развивается не столько любовный, сколько социальный конфликт комедии. В нем можно выделить несколько сторон. толкование конфликта комедии как конфликта поколений (Фамусов – Чацкий), как столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» можно расценивать как верное, но это довольно узкое толкование. Более широкое понимание конфликта – это столкновение передовых взглядов на жизнь и косного, застойного мировоззрения (барская Москва и Чацкий).

IV.Домашнее задание

2.Проанализировать сцену бала как кульминационную (см. вопросы к анализу в ходе следующего урока на с. 64)

3.Репетилов и его роль в пьесе.

Урок 4-5

Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I.Обобщение по второму действию комедии

Развитие любовного и социального конфликта комедии. Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II.Анализ третьего действия

1.Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине. Молчалин в восприятии Софьи – нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежелание судить и т.д..

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого – низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник, крайне не умен.

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2.Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу: «Теперь, брат, я не тот…».

Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по проводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями. Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей, злая и язвительная графиня – внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих; «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорецкий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе – в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.

3.Кульминация пьесы

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя. Как это произошло? Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все- -таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, но светские сплетники Г.Н., потом Г.Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуту рядит, Угодно ль на себя примерить?»

Сплетня распространилась с необычной быстротой. Почему? Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях – и нивесть что скажет? (Фамусов)

Сказала что-то я - он начал хохотать. (Хлестова)

Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. (Молчалин)

Меня модисткою изволил величать! (Графиня – внучка)

А мужу моему совет дал жить в деревне. (Наталья Дмитриевна)

И общий вердикт – «безумен по всему».

Приехав на бал, графиня – внучка, войдя в комнату, полную людей скажет бабушке:

Ну кто рано приезжает!

Мы первые!

Трудно предположить, что она не заметила по крайней мере десятка лиц, находящихся в этот момент в комнате. Конечно, нет, в ней говорит спесь. Грибоедов показывает, что среди гостей Фамусова нет дружелюбия или душевной близости. Поразительно, как эта взаимная неприязнь обернется полным единодушием, с которым все собравшиеся, забыв о собственных распрях, обрушатся на Чацкого. И здесь уже будет не до собственных мелких обид, потому что все в равной мере почувствуют опасность, исходящую от Чацкого, для их мира.

III.Заключение

Заканчивается сцена бала знаменитым монологом Чацкого о «мильоне терзаний». Исследуя русскую культуру, Ю. Лотман писал о том, что декабристы любили «греметь на балу и в обществе», высказывать публично свои передовые взгляды. Но Чацкий произносит свой монолог в пустоту: объявив его безумным, все сразу же о нем забыли. Он с жаром говорит о «пустом, рабском, слепом подражанье», но «все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Этот эпизод усиливает одиночество Чацкого и в какой-то степени демонстрирует бессмысленность его речи – стук в закрытую дверь. Здесь, на балу, он и сам начинает ощущать свое одиночество.

IV.Анализ четвертого действия

1.Чацкий и Репетилов. Саморазоблачение Репетилова.

Репетилов выдает себя за человека передовых убеждений, хотя не имеет вообще никаких убеждений. Его рассказы о «тайных собраниях» обнажают всю пошлость, мелочность, глупость этого человека. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого. Его появление еще больше усугубляет одиночество и драматизм положение Чацкого.

2.Развязка комедии.

V.Обобщение

В третьем действии ярко раскрылись образ жизни и идеалы московского барства – пустота и однообразие, отсутствие ярких событий, ненависть к просвещению и образованию.

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого? И да, и нет. Конечно, его поступки алогичны с точки зрения московского барства, но во многом их стремление объявить героя безумным похоже на месть, расправу с инакомыслием. Именно так поступят не в пьесе, а в жизни с П.Я. Чаадаевым, в чем-то схожим с Чацким.

Конфликт комедии дошел до своего логического финала на балу в доме Фамусова.

Вольнодумство Чацкого стало для его противников синонимом сумасшествия.

VI.Домашнее задание

1.Индивидуальное задание: восстановить по тексту пьесы биографию Чацкого.

2.Привести примеры из текста комедии, доказывающие неоднозначность характера Чацкого.

3.Сформулировать точку зрения Чацкого на основные проблемы времени. Подтвердить цитатами.

4.Выписать отзывы о Чацком А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, И. Ильина прокомментировать их.

5.используя книгу М. Нечкиной «Декабристы», найти параллели между образами Чацкого и декабристов.

Урок 6

Образ Чацкого (семинар)

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое комедии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

I.Биография Чацкого

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

Детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, «когда все мягко так, и нежно, и незрело», юное сердце его остро реагирует на впечатления от быта московского барства. Дух «века минувшего», «низкопоклонничество» и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает Фамусовых.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

рассказывает Софья.

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастливая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.

Чацкий попадает в Петербург как раз в ту пору, когда там зарождалось движение «либералистов», сначала еще неопределенное по программе и планам, но полное вольнолюбивых надежд и свободомыслия. В этой обстановке и сложились взгляды, стремления и ум Чацкого.

Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москву до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет, переводит». Увлечение литературой было типичным для свободомыслящей дворянской молодежи. Многие из декабристов были литераторами.

Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает «с министром связь». Однако не надолго… В комедии ясно сказано, что «с министрами связь» закончилась у Чацкого разрывом («потом разрыв»).

После этого Чацкий, возможно, побывал в деревне. Он, по словам Фамусова, «наблажил». Очевидно, это «блажь», приведшая к «оплошному управлению» имением, означала гуманное отношение к крепостному крестьянству и прогрессивные хозяйственные реформы.

Затем Чацкий отправился за границу. На «путешествия» стали тогда смотреть косо, как на проявление либерального духа и оппозиционной независимости.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

II.Неоднозначность характера героя; противоречивость его натуры: смеющийся над другими, он сам бывает смешон, при этом не чувствует насмешки над собой и глубоко страдает; достаточно проницателен, а сам находится во власти самообмана» обвиняя других, никогда не чувствует себя виноватым. Неоднозначность характера героя вызывает и неоднозначность оценок: и ирония, и сострадание. Чацкий – одновременно герой – любовник, включенный в комический сюжет, и герой – резонер.

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

  • протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;
  • борьба с невежеством, необходимость просвещения;
  • осуждение чинопочитания и карьеризма;
  • призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;
  • протест против преклонения перед иностранщиной.

IV.Русская критика, начиная с А.С, Григорьева и А.Герцена, образ Чацкого стала сближать с декабристами. Этому способствовали не только взгляды героя, но и определенные биографические параллели: Чацкий не хочет служить, оставили службу Муравьев и Рылеев; путешествие по Европе как признак вольнодумства; высокий строй речи, ораторские интонации («говорит, как пишет»), свойственные декабристам.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

V.Чацкий – фигура трагикомическая. «двойной» трагизм воплощен в его судьбе: он отвергнут Софьей и обществом. Трагедия Чацкого – это трагедия умного человека, когда его ум, талант, честность не востребованы.

VI.Чацкий в зеркале критики.

А.С. Пушкин считал, что Чацкий неумен, так как «мечет бисер» перед Репетиловым, и единственный умный человек в пьесе – сам Грибоедов.

И. Гончаров в статье «Мильон терзаний» подчеркивает, что Чацкий – герой, появляющийся при смене одного века другим. Он «передовой воин, застрельщик, но всегда жертва».

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

В современных трактовках Чацкий – личность, несомненно, яркая, человек передовой, образованный, честный, но при этом во многом заблуждающийся и совершающий промахи. Его образу присущ трагический конфликт между умом, идеями, с одной стороны, и сердцем, нравственной природой человека, с другой. Возможно, Чацкий научится жить не только умом, но и сердцем, о его способности глубоко чувствовать говорит «мильон терзаний», который он испытывает в конце комедии.

VII.Домашнее задание

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

4.Как вы понимаете значение ставшего крылатым выражения «Ум с сердцем не в ладу»?

5.Индивидуальное задание: подготовить сообщение на тему «Какое значение придавалось понятию «умный» в грибоедовскую эпоху?»

Урок 7

Смысл заглавия комедии и проблема ума

Цели: обобщить и закрепить знания о конфликте и проблематике комедии, системе персонажей, раскрыть ключевые для пьесы проблему ума.

I.Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

«А как, по-вашему? По-нашему, смышлен», - говорит Фамусов Чацкому, рассказывая о дяде, Максиме Петровиче. Что значит «смышлен» «по-нашему» и «по-вашему»?

Софья говорит о Молчалине: «Конечно, нет в не этого ума, что гений для иных, а для иных чума». Какого этого?

Читатель сразу видит, что ключевое понятие комедии «ум» трактуется героями по-разному и в целом неоднозначно. Недаром слово «ум» вынесено и в заглавие пьесы.

II.Беседа с классом.

1.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

Для Фамусова, Молчалина, Скалозуба понятие «ум» трактуется с житейской, практической точки зрения. Это ум, несущий процветание его обладателю: продвижение по службе, выгодный брак, полезные знакомства. С их точки зрения, «нельзя не пожелать, что с эдаким умом» Чацкий не желает для себя подобного благополучия.

Нельзя не увидеть и того, что Софья достаточно умна. При этом, хотя она и стоит на голову выше своего отца с его окружением, ее ум совершенно особого рода. Мечтательная и одновременно прагматичная, она видит свой идеал в Молчалине, поскольку он «уступчив, скромен, тих» и будет, как ей кажется, прекрасным мужем. Бунтарство и вольнолюбие Чацкого ее отпугивают: «этакий ли ум семейство осчастливит?»

2.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

С самого начала комедии герой оценивается другими персонажами как человек умный. Ему не отказывает в уме Фамусов («он малый с головой»), Софья вынуждена признать, что Чацкий «остер, умен, красноречив». В чем же проявляется ум Чацкого? Прежде всего в высоком интеллекте, образованности, блестящей речи («говорит, как пишет»). Многие его высказывания афористичны, точны, остроумны (приведите примеры) и – уничижительны (Скалозуб – «создание маневров и мазурки», Молчалин – «на цыпочках и не богат словами» и т.д.).

Чацкий – носитель новых передовых идей, в его суждениях отражены смелость и независимость взглядов.

Но что же заставило сказать Софью: «Он не в своем уме?»

При всем своем уме Чацкий нередко совершает поступки, несовместимые с представлением об умном человеке. Всем знакомо высказывание Пушкина о том, что Чацкий неумен, ибо «мечет бисер» перед недостойными людьми, которые его просто не слышат. Кроме того, он лишен проницательности: не видит никого, кроме себя, пропускаем «мимо ушей» признание Софьи о ее любви к Молчалину, убежден, что она не могла полюбить такого ничтожного человека.

Можно ли назвать умными критические высказывания Чацкого в адрес знакомых и родных Софьи в первые же часы их встречи после долгой разлуки? Умно ли он сделал в финале пьесы, когда, став свидетелем позора и унижения Софьи, обнаружил свое присутствие, да и еще произнес очередную обличительную речь? Таким образом, ум Чацкого проявляется в комедии в его пылких речах и суждениях, он не в поведении и поступках. У Чацкого пылкое любящее сердце, но ум отвлеченный и схематичный, недаром сам он замечает, что у него «ум с сердцем не в ладу».

III.Проблема ума в контексте времени (выступление подготовленного ученика или сообщение учителя).

В демократической критике еще в XIX веке утвердилось мнение, что для Грибоедова и других передовых людей того времени понятие умный напрямую было связано со свободолюбивыми идеалами эпохи. В грибоедовские времена сама проблема «ума» была чрезвычайно актуальна и осмыслялась очень широко, как вообще проблема интеллигентности, просвещения, карьеры. Понятиям «ум», «умный», «умник» и т.п. придавалось в ту пору, кроме обычного, еще и особое значение. Тогда с этими понятиями, как правило, ассоциировалось представление о человеке не просто умном, но вольнодумном, о человеке независимых убеждений, провозвестнике новых идей.

IV.Обобщение

В комедии Грибоедова проблема ума, понимание, что значит быть умным, определяется и основной конфликт комедии между Чацким и фамусовским обществом, и поведением героев. Сам Грибоедов отмечал, что в его комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека», но в ходе пьесы становится ясно, что понятие ум неоднозначно. Ум в понимании Фамусова и его гостей связан с умением «достичь степеней известных». Ум же Чацкого – в его образованности и передовых идеях, носителем которых он является. При этом часто в конкретных ситуациях, в общении с другими людьми Чацкому не хватает тонкости и чуткости, он не всегда владеет ситуацией и может дать объективную оценку происходящему, то есть его ум отвлеченный, по признанию самого героя, «с сердцем не в ладу».

Называя комедию «Горе от ума», Грибоедов в первую очередь имел в виду ум Чацкого как вольнодумие, свободолюбие. Горе от ума, переплетается с горем от любви, стало «движущей силой» всего комедийного действия, определило его конфликты и проблематику.

Урок 8

Юмор и сатира в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели: обобщить знания учащихся по поэтике комедии, акцентировать внимание учащихся на мастерстве Грибоедова – юмориста и сатирика, дать образец монологической речи по литературоведческой теме; формировать навык восприятия лекции в соответствии с планом, записи основных тезисов.

Лекция учителя.

План лекции

1.Специфика комедии как жанра

2.Юмор и сатира в комедии

А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.

Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.

В) Чацкий как «лицо комическое».

Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.

3.Заключение

А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

Хрестоматийной является мысль о том, что в основе «Горя от ума» - борьба главного героя с фамусовской Москвой, а роль Чацкого – «роль страдательная». Об этом писал еще И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний».

А между тем сам Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.

Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.

Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность. Так, во время столкновения главных героев Фамусов, обвиняя Чацкого в вольнодумстве, дожидаясь ответа, быстро забывает уши, «ничего не видит и не слышит», как говорится в ремарке. Тут является Скалозуб. Во всей этой сцене много смешного: Фамусов, как попугай, твердит свое «под суд», а Чацкий тщетно обращает его внимание на то, что кто-то пожаловал в гости. Фамусов же «ничего не видит и не слышит», но зато выкрикивает: «А? бунт?» Налицо комедийно – преувеличенный итог чувства и мыслей благонамеренного и верноподданного Павла Афанасьевича. Нов этой последней реплике – гипербола персонажа – заключен не только юмористический смысл, но и открывается явный страх Фамусова перед новым образом мыслей. Юмор уступает место иной тональности, в права вступает сатира.

В изображении «века минувшего» сатирический пафос достигает своего накала. Грибоедов обличает нравы московского барства, высмеивает фамусовские взгляды на карьеру, тупое солдафонство. Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда.

Это предвидел еще И.А, Гончаров, заметив, что «едва ли состарится когда – нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека. «Недоверие Чацкого… прелестно! – и как натурально!» - восхищался Пушкин. Но этот комедийный оттенок в образе Чацкого существует вместе с высоким накалом подлинного драматизма положения и поведения героя, с проникновенным лиризмом выражения его чувств.

Стихии быстрого комедийного движения способствует, без сомнения, и сам стихотворный язык пьесы.

«Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.

«Ах, злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».

В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

Об этом очень точно написал Пушкин в связи с баснями Крылова: «… отличительная черта в наших нравах есть какое- -то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…»

Обращаясь к грибоедовской комедии, мы всякий раз восхищаемся ее броскими, емкими фразами, бьющими точно в цель, не отрываясь, следим за неожиданными поворотами сюжета, ситуациями, полными неотразимого юмора и сатирической энергии.

Урок 9

Развитие речи

Темы сочинений по творчеству Грибоедова

1)Почему до сих пор не состарился грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

2) Конфликт двух эпох в комедии «Горе от ума».

3) Тема просвещения в комедии «горе от ума».

4) Тема национального самосознания в комедии «Горе от ума».

5) Проблема ума в комедии «Горе от ума».

6) Анализ эпизода и его роль в композиции комедии (эпизоды: сцена бала, встреча с Репетиловым, диалог Чацкого и Молчалина).

7) Друзья Чацкого на сцене и за сценой (в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).


В доме Фамусова. Приезд Чацкого. Холодность Софьи к нему. Разговор Фамусова и Чацкого. Монолог Фамусова о дяде Максиме Петровиче. Визит Скалозуба. Монолог Чацкого о крепостном праве. Падение Молчалина с лошади. Бал в доме Фамусова. Отношение гостей к сплетне о сумасшествии Чацкого. Несостоявшееся свидание Софьи и Молчалина, которому помешал Чацкий . Отъезд Чацкого из Москвы. Основные действующие лица: Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.Софья - его дочь.Лиза - служанка.Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова, проживающий в его доме.Александр Андреевич Чацкий.Сергей Сергеевич Скалозуб - полковник.Супруги Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи.Князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей.Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины.Антон Антонович Загорецкий.Хлестова - свояченица Фамусова.Г. N.Г. D.Репетилов.

Действие происходит в Москве, в доме Фамусова.

Утром Лиза просыпается в гостиной, в кресле. Она всю ночь следила, чтобы никто не застал Софью и Молчалина наедине во время их свидания. Появившийся Фамусов сталкивается в дверях с Молчалиным, которому рекомендует "для прогулок подальше выбрать закоулок", так как твердо уверен в том, что тот, кто беден, не пара его дочери.

Лиза в разговоре с Софьей вспоминает Чацкого, с которым та вместе-воспитывалась и который уехал странствовать примерно три года назад. Вошедший слуга докладывает о приезде Чацкого.

Появляется Чацкий. Он пытается убедить Софью в том, что проскакал почти семьсот верст без отдыха только для того, чтобы увидеть ее. Спрашивает про общих знакомых, затем рассуждает о российском воспитании и образовании. Признается Софье в любви.

Фамусов тем временем старается отгадать, в Молчалина или в Чацкого влюблена его дочь. Он спрашивает Чацкого, не думает ли тот жениться на Софье, советуя сначала ему пойти послужить. Далее рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который добился высокого положения в обществе и сделал блестящую карьеру при помощи того, что постоянно угождал начальству и заискивал при дворе. Он служил при государыне Екатерине, а однажды во время приема во дворце упал, в результате чего был "высочайшею пожалован улыбкой". В ответ на это Максим Петрович упал уже нарочно, а затем точно так же и в третий раз. Но Чацкий возражает Фамусову, осуждая подобное поведение.

Фамусова навещает полковник Скалозуб, которому хозяин очень рад. Фамусов пытается поговорить с гостем о родственниках, о его брате, но Скалозуб способен рассуждать только о службе.

Речь заходит о женитьбе, о современном обществе. Чацкий вновь возражает Фамусову и произносит гневный обличительный монолог, резко осуждая крепостное право.

В комнате появляются Софья и Лиза, которые видят в окно, что Молчалин упал с лошади. Софья теряет сознание. Очнувшись и придя в себя после обморока, она беспокоится только о самочувствии Молчалина. Чацкий начинает подозревать, что Софья в Молчалина влюблена.

Гости съезжаются в Фамусова на бал. Здесь Чацкий встречает своего давнего друга Платона Михайловича, с которым когда-то служили. Платон Михайлович изменился до неузнаваемости, безвыездно живет в Москве, находясь под каблуком своей жены, Натальи Дмитриевны. Появляются княгиня и князь Тугоуховские и шесть их дочерей. Затем входят графини бабушка и внучка Хрюмины, Загорецкий, Хлестова, Скалозуб, Молчалин.

В разговоре с Г. N. Софья говорит, будто ей кажется, что Чацкий сошел с ума. Г. N. делится этим известием с Г. D., который, в свою очередь, рассказывает Загорецкому, что Чацкий лишился рассудка.

В сплетню о сумасшествии Чацкого все сразу поверили, потому что он всем успел дать советы, которые никому не пришлись по душе. Обсуждая причины сумасшествия Чацкого, Фамусов утверждает, что всему виной учение. Чацкий, разговаривая с Софьей, осуждает бездумное подражание людей всему иностранному.

Гости постепенно разъезжаются. Репетилов, радуясь встрече с Чацким, зовет его с собой в клуб, но тот отказывается.

Чацкому становится известно о нелепой сплетне, которую распространила о нем Софья. Кроме того, он узнает, что Софья назначила Молчалину свидание, и следит за ними.

Служанка зовет Молчалина к Софье, тот заигрывает с Лизой, уверяя ее, что Софья Павловна ему не нравится. Говорит, что отец завещал ему угождать всем людям, поэтому он любит дочь хозяина "по должности". Софья слышит эту беседу и, обманутая в лучших чувствах, приказывает Молчалину покинуть до утра их дом. Из-за колонны выходит Чацкий. Он тоже все слышал. Появляется Фамусов со слугами. Увидев Чацкого и Софью, подозревает, что у них тайное свидание. Рассердившись, Фамусов угрожает дочери, что отправит ее к тетке "в глушь, в Саратов". Чацкий же произносит гневный монолог, упрекая Софью в том, что она предпочла ему Молчалина, не рассказала, что "все былое" между ними она "обратила в прах", советует ей помириться с Молчалиным, ведь из него выйдет отличный муж-слуга, а Фамусову заявляет, что не станет свататься к его дочери. Затем требует карету и уезжает.

Фамусов - Софье: "Ну что, не видишь ты, что он с ума сошел? …Моя судьба едва ли не плачевна? Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Краткое содержание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», план (Первый вариант) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Столкновение Чацкого и фамусовской Москвы неизбежно. Как только Чацкий приехал в дом Фамусова, тут же появились разногласия. Фамусов и Чацкий совершенно разные люди, поэтому между ними всегда возникают противоречия. Все то, что хвалит Фамусов в Москве, Чацкий осуждает. Происходит столкновение "века нынешнего", то есть передового дворянства, с "веком минувшим" - массой крепостников. Чацкий считает, что "век минувший" уже отошел, а "век нынешний" уже сделал свои завоевания. Фамусова устраивает жизнь в дворянской Москве.
    Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. А. Грибоедов Комедия "Горе от ума" занимает исключительное место в русской литературе. Напряженный сюжет, стихотворная форма и сами стихи, которые мигом разлетелись на крылатые фразы, - все это делает комедию Грибоедова интереснейшим произведением. Созданная почти 180 лет назад, она по-прежнему продолжает поражать нас своими "вечными" характерами - будь то яростный противник образования Фамусов, ничтожный приспособленец Молчалин или пламенный обличитель нравов Чацкий. В комедии "Горе от
    ПЛАН Были ли надежды? Почему герой не может поверить в возможность нежных чувств по отношению к Молчалину, Скалозубу? Что не принимает Софья в Чацком? Чего не понял он и почему? Какой же ум, по мнению Софьи, "семейство осчастливит"? В чем загадка Софьи? По характеру Чацкого с самого начала было понятно, что высокое положение в обществе он не займет, что своим действием добьется только ненависти со стороны Софьи. Надежд на удачную дальнейшую
    "К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично" (И. А. Гончаров). (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание покровительствовать более слабому, доверчивость, "книжное" представление о жизни - вот качества, которые объясняют ее любовь к Молчалину и неприятие Чацкого.) Противоречивость в моей оценке личности и поведения Софьи. Искренность поведения девушки в отношениях с людьми - прекрасное качество. (Софья никому,
    Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого - крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Если Фамусов, Молчалин,
    В основу сюжета комедии "Горе от ума" положены события, происходящие в течение одного дня в особняке московского помещика-дворянина Фамусова. С самого утра сюда из дальних краев неожиданно приезжает некто Чацкий - молодой человек, блистающий умом и остроумием, отстаивающий передовые идеи нового времени и беспощадно критикующий морально устаревшие порядки помещичье-крепостнической России. В дом, где господствуют именно такие порядки, Чацкого приводит пылкая (в прежние времена взаимная) любовь к дочери Фамусова Софье. Однако
    ...Им никуда не уйти от двух главных Мотивов борьбы: от совета учиться "на Старших глядя" и от жажды стремиться... К "свободной жизни". И. А. Гончаров Современной молодежи не может быть безразличен Чацкий, потому что его беспокойство будоражит, тревожит общественную совесть. Сейчас, в переломный для нашей страны момент, такие люди, как Чацкий, особенно нужны. "Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого, обличителя всего, что отжило", - эти слова И. Гончарова помогают понять образ главного героя Грибоедова. Трагедия

Кто умен в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

I. Вступление

Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен — умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедо­ва: «В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здра­вомыслящего человека». Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд. В комедии пред­ставлены разные типы ума, между которыми возникает конфликт.

II. Главная часть

1. Ум Чацкого. Наличие ума у Чацкого не оспаривает никто из персонажей комедии, даже те, кто относится к не­му недружелюбно. Лиза говорит о нем: «Кто так чувствите­лен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!» Со­фья тоже не может отказать Чацкому в уме: «Остер, умен, красноречив…» Ум Чацкого признает и сам Фамусов: «Он славно пишет, переводит… Нельзя не пожалеть, что с эда­ким умом…»

В чем же состоит ум Чацкого?

а) Чацкий — человек, получивший хорошее образование, он из тех, кого в те времена называли просвещенными дворя­нами. Он много знает, многим интересуется, имеет свое соб­ственное суждение о многих жизненных проблемах: о крепо­стном праве, о национальном достоинстве, о смысле и цели существования, о службе Отечеству и т.п. Он живет своим умом, отказываясь принимать на веру опыт предшествующих

поколений, поэтому он так смел в суждениях, что приводит в ужас Фамусова, Молчалина и др.

б) форма проявления ума у Чацкого своеобразна: он умеет говорить легко, свободно, остроумно, на что не способны практически все остальные персонажи комедии (по словам Фамусова, «говорит, как пишет»). Он совершенно не способен говорить о разных пошлостях, которые так занимают других героев комедии, его интересуют возвышенные предметы.

в) Чацкий не просто умен, он вольнодумен, ему присуще свободомыслие. Это важно потому, что в эпоху Грибоедова одним из синонимов слова «умный» выступало именно слово «вольнодумный», то есть свободно мыслящий.

2. Почему «горе от ума»? Умный Чацкий все время попа­дает в глупые ситуации, выглядит едва ли не смешным. В фа­мусовской Москве его ум никому не нужен, более того, вре­ден и неприемлем для общества.

а) Чацкий постоянно вредит сам себе, и именно из-за своего ума. С самого начала он раздражает Фамусова и тем фактиче­ски лишает себя надежды на брак с Софьей; говорит колкости Скалозубу, гостям Фамусова, Молчалину — все это ему при­помнится, когда понадобятся доказательства его сумасшествия.

б) ум Чацкого не нужен и Софье: для нее Чацкий слишком умен, дерзок и самостоятелен, чтобы быть хорошим мужем («Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так да­леко»), В третьем действии Софья, косвенно характеризуя ум Чацкого в сравнении с Молчалиным, скажет: «Да этакий ли ум семейство осчастливит?».

в) общее неприятие ума Чацкого приводит в конце концов к тому, что его объявляют сумасшедшим: не просто смутьяном, «фармазоном», «карбонари», а именно сумасшедшим (сошед­шим с ума).

3. Уму Чацкого противопоставлен в комедии ум практически-житейский, который позволяет добиваться успеха в делах. Такой ум свойствен большинству персонажей комедии, но ярче всего проявляется в образе Молчалина. Ум Молчалина — это прежде всего хитрость, скрытность, преклонение перед общим мнением и признанными авторитетами. Именно такой тип ума больше всего ценится в обществе, чему примеры — полковник Скалозуб, Фамусов, его дядя Максим Петрович (о котором Фа­мусов не случайно говорит, что он «смышлен») и др.