Григорий Антипенко: «Мне мало одной жизни.

Издание: Театральная афиша

Григорий Антипенко:

«Мне мало одной жизни»

Актер театра и кино Григорий Антипенко меньше всего похож на комический образ самоуверенного бизнесмена Андрея Жданова, которого он сыграл в 2005 году в сериале «Не родись красивой». Пройдя нелегкий путь от студента биофака, монтировщика сцены в «Сатириконе» к актеру, играющему мировой театральный репертуар, Антипенко не перестает ставить перед собой сложнейшие задачи, покоряя все новые и новые вершины. Не стань Антипенко актером, наверняка он бы выбрал судьбу путешественника, повторил бы путь Федора Конюхова, постоянно и в одиночку бороздящего моря и путешествующего по всему свету.

Альпинист с 17-летним стажем, Антипенко придерживается мнения, что в творчестве, как при восхождении, нельзя халтурить и хитрить. Сорваться вниз гораздо проще, чем удержаться на головокружительной высоте, но надо идти вперед и вверх. Завоеванные им пики способны вызвать зависть коллег: Орфей, Язон, Отелло, Беня Крик. Новой вершиной, которую в честь своего 40-летнего юбилея взялся покорить актер, стала заглавная роль в спектакле «Сирано де Бержерак» в постановке Павла Сафонова в Театре на Малой Бронной.

Что послужило причиной того, что свободный художник Григорий Антипенко вдруг бросил якорь в Театре им. Евг. Вахтангова?

Римас Владимирович позвал меня в труппу театра, когда выпускался спектакль «Отелло». Безусловно, я не мог отказаться от такого лестного предложения, тем более что меня пригласили уже как взрослого актера, со своим уже сложившимся представлением о принципах и творческой свободе.

О каких принципах идет речь?

Я категорически против насилия. Меня нельзя заставить делать что бы то ни было хотя бы потому, что я и слово «заставить» - понятия несовместимые. Меня можно только заинтересовать, в крайнем случае со мной можно вежливо договориться. В кино и театре всегда видно, когда актер делает то, что ему не нравится. Поэтому это один из основополагающих принципов, которому я следую и в жизни, и в творчестве.

Первой вашей работой в Теат-ре им. Вахтангова в качестве приглашенного артиста стал Язон?

Благодаря Юлии Рутберг. С тех пор как Юлия сыграла мою маму в спектакле «Пигмалион» режиссера Павла Сафонова, она продолжает по-матерински заботиться обо мне и в Вахтанговском театре. Поэтому я очень благодарен ей и за это приглашение в частности. Вся сцена Язона - это фактически 25-минутный монолог, который я учил на берегах Адриатики, сравнительно недалеко от того места, где происходит действие пьесы. Поэтому вся эта история пропитана для меня вполне реальным воздухом Средиземного моря, что, надеюсь, передается и зрителю.

Чем вам был интересен Язон, ведь все-таки «Медея» - это спектакль про Медею.

Нет, «Медея» - это спектакль про взаимоотношения этих двух эпических личностей. И поверьте, 25 минут монолога - достаточно для того, чтобы во всех нюансах рассказать о своем герое и об этой сложнейшей трагической коллизии между мужчиной и женщиной, где Язон не оправдывается, а пытается объяснить. В этой истории нет правых и виноватых.

Во время репетиций роли «Палестинца» в спектакле «Улыбнись нам, Господи» вы быстро нашли общий язык с Римасом Туминасом?

Было бы самонадеянным считать, что я нашел с ним общий язык. В совместной работе над ролью я только имел возможность познакомиться с его методом работы. Театр Туминаса - это театр одного режиссера. Предложения актеров, как правило, им не принимаются, потому что он заранее знает, каким должен быть спектакль. Может быть, где-то в случайной пробе он скажет «вот-вот, так хорошо», но он не будет просить вас об импровизации - напротив, покажет все сам, вплоть до интонаций. У него есть абсолютно четкая картина в голове, как должен выглядеть спектакль. Находясь внутри репетиционного процесса, я наблюдал за тем, как шьется полотно этого великого спектакля. А я убежден, что это великий спектакль, как все его работы.

О дальнейших совместных планах вы говорили?

Римас Владимирович - загадочная личность. О его планах не знает никто. Иногда создается впечатление, что и он сам не знает. Но интрига будущей совместной работы висит в воздухе. Надеюсь...

Вы пришли в профессию довольно поздно. Это был осмысленный шаг человека, долго искавшего себя?

Зная меня прошлого, никто бы никогда не сказал, что я вообще смогу выйти на сцену в качестве артиста. Я прошел долгий путь от бесформенного полена к актеру, которого приглашают играть главные роли. Это требовало постоянной работы над собой, но неизменно приносило удовольствие. Бывает, что заходишь в тупик, кажется беспросветный, но вечером выходишь на сцену и понимаешь, что другой профессии для себя не представляешь.

Если говорить о сложных физических затратах, сразу вспоминается пластический спектакль «Отелло», в котором вы играете заглавную роль. Долго размышляли, прежде чем дать Анжелике Холиной согласие?

От таких ролей не отказываются. Проблема была в том, что я никогда не танцевал в своей жизни, если не считать весьма посредственных проб в Щукинском училище. Для меня это было равносильно поступлению в хореографическую школу без необходимых данных. Поэтому вся заслуга того, что этот спектакль случился с моим участием, принадлежит Анжелике Холиной, которая умудрилась весь процесс обучения и убеждения меня в том, что это будет хорошо, вложить в один месяц.

То, что вам досталась партнерша с балетной подготовкой, помогало или мешало?

Сейчас, безусловно, помогает. И я очень благодарен ей за поддержку. Но было время, когда я страшно комплексовал, что подведу своих значительно более талантливых в этой области партнеров. Если бы не Оля Лерман, Витя Добронравов, Паша Тэхэда Кардэнас и другие участники спектакля, этого события вообще не произошло бы. Анжелике удалось так искусно сбалансировать возможности актеров в этой постановке, что у зрителей не возникает сомнений в профессионализме исполнителей. Она прекрасно понимала, что у меня нет техники и из воздуха ее не возьмешь, и терпеливо ждала, когда я буду готов, и верила. Для меня было очень лестно, когда после премьеры ко мне подошел художественный руководитель моего курса Родион Юрьевич Овчинников и похвалил за то, что я не боюсь экспериментировать и заходить в зоны заведомого дискомфорта.

Выходит, что вы намеренно стремитесь к дискомфорту?

Я не выношу тишины. Мне необходимо, чтобы вокруг кипела жизнь. Недаром в детстве я увлекался пиротехникой. В то время в магазинах можно было купить только бенгальские огни и пистоны для игрушечных пистолетов, поэтому все приходилось делать собственноручно. Не буду рассказывать о технологии, чтобы это не служило примером подрастающему поколению, но в комфортные 1980-е не было другого способа расшевелить пространство вокруг себя.

Именно этот пункт вашей биографии в интернете называется «испытывал любовь к естественным наукам»?

Нет, речь идет о биологии. Я с детства мечтал поступить на биофак, что и привело меня в свою очередь в фармацевтическое училище, дабы немного подтянуть химию. Но по иронии судьбы именно в этом училище, сидя за столом в белом халате и развешивая порошки, я окончательно убедился, что аналитическая работа не для меня. Я бы, наверное, мог стать журналистом-естествоиспытателем и вести какую-нибудь программу о животных, но канала Discovery в нашей стране тогда еще не было.

И это увлечение биологией вылилось в любовь к альпинизму?

Скорее любовь к природе в целом подтолкнула меня однажды пойти в первый мой туристический поход по горам Крыма. Можно сказать, что с этого полуострова все и началось.

Сколько лет вы занимаетесь альпинизмом?

С 1997 года. Хотя были остановки, перерывы, иногда даже по году. Но это не проходящая потребность. Даже когда происходили чрезвычайные ситуации, срывы, холодные ночевки и прочие экстремальные радости, все равно спустя год возникало неизменное желание обновить снаряжение, придумать себе новую вершину и - «вперед и вверх, а там…». Это не адреналин и не экстрим, как думают многие. Альпинизм - это философия. Каждая экспедиция в горы - это красивый рассказ, полноценная история, а иногда даже роман. Там за две недели удается испытать столько эмоций, сколько, может быть, один человек проживает за всю свою жизнь. Каждый день, каждая минута - это новые события и мысли, новое ощущение мира.

Помню, на прослушивании в институте Павел Любимцев спросил меня: «Зачем вы идете в профессию?» На что я, несмотря на стресс и юный возраст, неожиданно дал очень точный ответ: «Мне мало одной жизни». Горы и театр дают мне возможность прожить столько жизней, сколько захочется.

Спектакль «Сирано де Бержерак» в Театре на Малой Бронной в постановке Павла Сафонова стал подарком, который вы преподнесли себе к 40-летию?

В итоге получилось, что сделал себе подарок, хотя я понятия не имею, какая судьба ожидает этот спектакль. Мне даже не важно, как он будет воспринят. Главное, что я по-честному пытаюсь сыграть эту роль и использую все свои внутренние ресурсы. Чем хороша актерская профессия - совершенствоваться можно бесконечно. Нет предела. Это космос, где можно достичь такого уровня мастерства, когда можно нести информацию одним лишь появлением на сцене, обходясь без слов. Правда, это та вершина, которой могут достигнуть только единицы.

Получается, если занимаешься актерской профессией, то предполагаешь, что тебе дано развить свой потенциал и дойти до самого высокого уровня?

Конечно, иначе нельзя. Я перфекционист, постоянно собой недоволен и постоянно стремлюсь к совершенству. Периодически я себя останавливаю в своей самокритике, чтобы совсем не загнаться. Напоминаю себе, что есть и успехи, иначе мне бы не предлагали роли, не делали на меня ставку. Во всем должна быть мера, и в самокритике тоже.

Вам не кажется, что пьеса Ростана сильно устарела?

Классика не стареет.

О чем «Сирано»?

О любви. Согласитесь, разве эта тема может устареть?

Вы определились для себя, кто ваш герой - поэт или борец?

Он больше, чем поэт. Не зря и у меня, и у Паши Сафонова возникали во время репетиций ассоциации с Высоцким. Сирано - это человек с жесткой нравственной позицией по отношению и к себе, и к обществу, и к любви. Он не идет на компромиссы и сжигает себя именно по этой причине.

Разве эта пьеса не про комплексы?

Безусловно, и про них тоже. Но именно благодаря комплексам тема становится такой острой. Если бы у Сирано не было изъянов, то и не было бы такой глубокой души. Преодолевая комплексы, человек стремится к совершенству.

У вас будет нос?

Будет огромный гипертрофированный нос. Не приклеенный, имитирующий настоящий, а инородное тело на лице, подчеркивающее асоциальность моего героя, ведь наш спектакль о неудобном человеке, не вписывающемся в систему, выбивающемся из общей картины своей искренностью и ранимостью. На его фоне остальные превращаются в успешных снобов с фальшивыми улыбками, деланной уверенностью в себе и убежденностью, что в этой жизни можно купить абсолютно все. Это противопоставление - еще одно доказательство вечной актуальности пьесы Ростана.

Получается, Сирано готов уступить любимую женщину из-за своего благородства, желая ей счастья?

Да, именно так. Мы упростили бы смысл пьесы, если бы представляли его игроком, талантливым шахматистом, играющим человеческими судьбами. Нет, он безрассудный, гениальный художник, которому дано все, кроме внешней красоты. Речь идет о его эстетическом восприятии мира. Он сознательно отказывается от Роксаны, не считая, что его союз с ней может быть гармоничным.

Вам как актеру маска дает преимущество? За нее можно спрятаться или, наоборот, она диктует некие рамки?

Маска дает простор для фантазии, потому что в ней можно почудачить. Но подлинные чувства и эмоции за ней не спрячешь: без них не может быть спектакля.

Вы привыкали к носу, он вам мешал?

Как ни странно, нет. У меня у самого большой нос. Плюс три сантиметра не имеют принципиального значения.

Вы впервые сталкиваетесь с поэтическим театром?

Да, это мой первый опыт. Это непросто, но безумно интересно. Я сам в душе нереализованный поэт. В поэтическом тексте заложена громадная энергия. Безусловно, стоит колоссального труда овладеть мастерством владения словом. Но вы не представляете, какое удовольствие произносить эти строчки со сцены, в этом есть какая-то необъяснимая магия.

Споры с режиссером возникали?

Конечно. Поначалу у нас были абсолютно разные представления о том, как это может быть, каким должен быть Сирано. Мы с Пашей сложно репетировали и постоянно спорили. В какой-то момент я поймал себя на мысли, что ситуация с «Отелло» повторяется. Чего было больше - неуверенности в себе или в режиссере, сейчас трудно сказать. Но все закончилось тем, что мы несколько часов очень громко обсуждали и пытались доказать друг другу преимущества двух переводов - Соловьева и Щепкиной-Куперник. Это было сродни разговору двух сумасшедших. И в один момент у меня случилось прозрение: я почувствовал, что где-то наверху этот спектакль уже нарисован, его состав, режиссер и мое исполнение уже существуют и глупо тратить время на попытки отказаться от уже свершившегося. После этого я стал идеальным, послушным актером и уже не мешал Паше воплощать все им задуманное.

У вас есть свои ритуалы подготовки к роли?

Они несильно отличаются от привычных ежедневных действий обычного человека: просыпаюсь, делаю физзарядку и чищу зубы. Но самое интересное в том, что в день спектакля я очень часто ловлю себя на мысли, может ли мой герой, которого мне предстоит сыграть сегодня, вести себя так, как веду себя я в этот день своей жизни. И, как ни странно, от чего-то приходится отказываться.

Вы поступили на Высшие режиссерские курсы, но не стали получать диплом. Почему?

Я недоучился - ушел в академический отпуск с сознанием того, что могу снимать кино и без диплома. В моем представлении режиссер - это прежде всего характер и необузданное желание снимать, до шизофрении. Как художник, который постоянно рисует, делает наброски в записную книжку, режиссер должен постоянно снимать на все подручные средства. Это его способ самовыражения. Если нет такой одержимости, не нужно идти в эту профессию или пока еще рано. Первичным должно быть воплощение замысла, а не стремление к деньгам и славе.

Разве вы пришли в актерскую профессию не за славой?

Нет, я пришел, потому что понял, что никакая другая профессия мне не подходит.

Григорий Антипенко – актер узнаваемый, популярный. Всенародную любовь и известность ему принесла роль в киносериале «Не родись красивой». Можно по-разному относиться к сериалам, но вот за то, что кино открыло нам этого замечательного актера, можно сказать этой «мыльной опере» из двухсот серий спасибо. Потому что Антипенко, действительно, очень хороший, крепкий актер, с прекрасной классической театральной школой.

Хотя начал он довольно поздно. Коренной москвич, Григорий сначала перепробовал массу профессий, был даже социальным работником – помогал инвалидам и пенсионерам (об этом периоде своей жизни, кстати, ничуть не жалеет). А потом судьба занесла его в театр, и он случайно стал на два года работником сцены. И влюбился! В театр. Окончил Щукинское театральное училище, работал в театре Et cetera, а сейчас служит в театре имени Вахтангова. Является лауреатом многих театральных премий, даже Украина признала его лучшим актером! Играет главные роли, и спектакли теперь ставят под Григория Антипенко. Неплохой поворот судьбы для человека, который привык всего добиваться сам.

– Прежде всего, хочется поблагодарить вас, Гри-горий, за прекрасную игру. К сожалению, в надежде сорвать денежный куш, москвичи к нам часто привозят антрепризы на тему «Он, она и кровать» или «Пятеро в одной постели»… Пару лет назад был антрепризный спектакль с Джигурдой, смотреть было просто стыдно. А ваш спектакль «Двое на качелях» мне очень понравился.
– Да, сейчас в большинстве своем антрепризные спектакли ставят, лишь бы заработать, чтобы и зрители посмотрели и забыли. Но это не наш случай. У нас все честно делают свое дело: и режиссер, и актеры, и художники-постановщики – все… Спектакль «Двое на качелях» был признан лучшей антрепризной постановкой в России, и совсем недавно, 3 февраля этого года, получил премию «Звезда театрала». Ее разделили я и Сергей Юрский. На вручении Сергей Юрский (может, в оправдание того, что он тоже играет в антрепризных спектаклях) прочитал целую лекцию о русской антрепризе. Это сейчас считается, что антреприза – это что-то новое для русского театра, что это новшество пришло к нам с Запада. На самом деле, русский репертуарный театр и начинался в свое время с антрепризы. Находили звезду, популярного актера или актрису, подбиралась труппа, ставился спектакль именно под этот актерский состав, и потом эту постановку возили по городам России. И только через десятки лет, много позже театры стали стационарными, обзавелись постоянными труппами.
– Спектакль «Двое на качелях» смотрится на одном дыхании. Но только его концовка не совсем понятна.
– А так и было задумано. Этот спектакль с открытым финалом – мы предоставили возможность зрителю самому додумать, что будет с героями. Эта история была написана Уильямом Гибсоном в Нью-Йорке в 1958 году. Главный герой – Джерри Райн, которого я играю, – человек высшего общества, адвокат. А Гитель Моска (ее блестяще играет Татьяна Арнтгольц) – танцовщица, швея, человек без особого образования. Они так далеко отстоят друг от друга на социальной лестнице. И тем не менее, Гитель спасает Джерри Райна, вытаскивает буквально с того света – удерживает от самоубийства. А потом и влюбляется в него. И зрителю интересно, как будут развиваться их отношения. Как эти двое, не имея изначально ничего общего, находят общий язык. Главная тема – история человеческих взаимоотношений. Как они складываются у этих двух совершенно разных людей. «Двое на качелях» – это легендарная бродвейская история, в спектакле потрясающая джазовая музыка, великолепные декорации…
– Вам повезло с партнершей?

Слава и всенародная любовь настигла Григория внезапно. Снявшись в сериале "Не родись красивой ", однажды он проснулся знаменитым. Сегодня у него есть все, о чем может мечтать любой актер: предложения от режиссеров, завидные гонорары, признание публики. А всего лишь год назад, подписывая контракт на роль Андрея Жданова, Григорий и предположить не мог, как круто изменится его жизнь…

Григорий, с чего все начиналось?

С проб, конечно же. Причем пробы именно для меня проходили в два этапа. Сначала меня утвердили. Потом позвонили, и сказали, что я по каким-то причинам не подхожу и на роль Андрея Жданова утвержден другой актер. Потом еще раз позвонили и еще раз позвали на пробы, после которых я был утвержден уже окончательно.

Говорят, что на решение продюсеров повлияла женская половина коллектива, которая за меня похлопотала. Не знаю, насколько это правда. Но если и миф, то весьма приятный (смеется) .

Полагаю, что после сериала предложения от продюсеров на вас посыпались как из рога изобилия. Где сейчас снимаетесь?

Краткий опросник.

Дружите ли вы с интернетом?
Нет.

Что для Вас непозволительная роскошь?
Если я чего-то захочу, то скорее всего добьюсь… По крайней мере, так было до сих пор.

С каким животным Вы себя ассоциируете?
С каким-нибудь ленивым, медведем, например.

Было ли у Вас в детстве прозвище?
Только производные от фамилии. Какого-то особенного не было.

Чем отличается мужчина от женщины?
Всем.

Вы сова или жаворонок?
Сова, но хотел бы быть жаворонком.

Есть ли у Вас талисман?
Нет. Ношу крестик, и мне этого достаточно.

Как вы снимаете стресс?
По-разному. Зависит от стресса.

Где провели последний отпуск?
На Кубе.

Какая мелодия стоит у Вас на мобильнике?
Что-то из джаза.

Любимый афоризм?
Сильный человек не может повелевать своими желаниями, но он должен быть господином своих поступков.

Ну, не совсем из рога изобилия. Новые предложения, конечно, появились. Сейчас я снимаюсь в 12-серийном фильме "Человек без пистолета".

Изменились ли вы после сериала "Не родись красивой"?

Абсолютно никак. Каким я был, таким я и остался (смеется) .

Как относитесь к своим поклонницам? К фан-клубам, которые растут, как грибы после дождя? В интернете таких великое множество.

С интернетом я не дружу, поэтому и оценить масштабы этих фан-клубов не имею возможности. А что касается обычной жизни, то я езжу на машине , а это в какой-то степени ограждает от чрезмерного внимания женщин… Да и мужчин, чего уж там! (смеется) .

Вас не смущает, что поклонницы-то любят не Григория Антипенко, а Андрея Жданова?

Нисколько. Это абсолютно естественный процесс. Зрителям симпатичен мой персонаж, и они пытаются увидеть во мне любимого героя. Но это абсолютно бессмысленное занятие. Андрей Жданов - это Андрей Жданов. А я - это я.

За что же можно полюбить Григория Антипенко?

На самом деле, я не считаю, что достоин этой всенародной любви, которая выпала на мою долю. Я самый обычный человек. Со своими недостатками и достоинствами. Очень ленивый, максималист…

Вы очень критично к себе относитесь.

А как иначе? Если бы я не был к себе так критичен, вряд ли бы я достиг того, что имею сейчас.

Возникает ощущение, что вы человек, живущий в гармонии со своим внутренним миром. Не ропщете на судьбу, не хнычете по поводу упущенных возможностей. Вы фаталист?

Не могу сказать, что я - фаталист… Я в Бога верю, а не в фатум. И ищу этой самой гармонии, о которой вы говорите.

Григорий, у вас опасное увлечение - скалолазание. Еще вы с парашютом с крыши здания хотели прыгнуть. Удалось?

С парашютом прыгнуть пока не удалось. Да и на скалолазание сейчас совсем нет времени. Надеюсь, что скоро оно появится.

Вам не хватает адреналина ? Ищете острых ощущений? Адреналин - это ведь наркотик. А вы, похоже, втянулись.

Скалолазание для меня - это не просто увлечение. Это способ восприятия жизни.

Пассивный отдых типа рыбалки, охоты, футбола не для вас?

Охота - это совсем не мое. Не люблю убивать животных. Рыбалка - может быть, иногда, но тоже не поклонник. Что касается футбола, то я абсолютно не футбольный фанат. Любой спорт по телевизору - это пустая трата времени.

Как вы себя поддерживаете в форме?

Абсолютно никак. Я уже говорил, что, во-первых, нет свободного времени, а во-вторых, я очень ленивый человек.

Как же так? У вас отличная фигура!

Это все из далекого прошлого. Когда-то давно я профессионально занимался различными видами спорта. Сейчас для поддержания формы ничего не делаю.

Известно о вашем трепетном отношении к Хэмингуэю. Я слышала такое мнение, что этого писателя понимают только счастливые люди. Вы можете себя назвать таковым?

Да, я счастливый человек.

А что, на ваш взгляд, человеку нужно для счастья? Деньги? Слава? Здоровье?

Для полного счастья всего должно быть в меру.

Вы неоднократно говорили, что нашли свой идеал женщины в лице Юлии Такшиной. Жениться не собираетесь?

Женитьба - это не цель любых отношений. Все браки совершаются на небесах, и об этом надо помнить. Если вдруг возникнет потребность поставить штамп в паспорте, то почему бы и нет?

Сейчас такой потребности нет, нас и так все устраивает.

Ваш любимый актер - Андрей Миронов. Наверняка вы хотите быть в чем-то похожим на него? Или нет?

Это бессмысленно. У нас с ним абсолютно разные амплуа. Он комедийный актер, а я… А я не определился еще, какой я актер (смеется) . Слишком мало ролей еще было сыграно. Слишком много хочется еще сыграть…

Григорий, вы патриот? Если бы вам предложили съемки за границей - согласились бы?

Да, я патриот. Безумно люблю свою страну, свою Родину. Сниматься за границей, может быть, и согласился бы. Но жить я хочу только в России.

Вы говорите о Родине, а сами даже в армии не служили…

Да, не служил. У нас в России, к сожалению, не та армия, в которой хотелось бы служить.

Вы считаете себя реализовавшимся человеком?

Скорее, востребованным. Надеюсь, что нынешняя востребованность выльется в ту самую полную самореализацию. Это случится тогда, когда я смогу сказать, что устал сниматься, и самое главное, я смогу позволить себе это сказать. А пока - нет.

Вы номинированы в этом году на ТЭФФИ как лучший исполнитель мужской роли в фильме/сериале. Как думаете, получите статуэтку?

Я ко всякого рода наградам отношусь с некоторой долей безразличия. Какая-то статуэтка у меня уже есть. Она валяется дома, возможно, запылилась. Вряд ли я замечу, если она потеряется. Может быть, она поспособствует новым ролям, но для меня она абсолютно бессмысленна. Я не люблю эти торжественные вручения, тусовки. Для меня главное - работа. Если она есть и я могу ее выполнять - я счастлив!

Так сложилось, что наша с вами беседа проходит в преддверии вашего дня рождения. Как будете отмечать праздник?

Вряд ли буду его вообще отмечать - очень плотный съемочный график. Никакого ажиотажа я из этого не делаю. День рождения и день рождения. Что в этом такого?

Мало кто знает, что по первому образованию Григорий Антипенко – фармацевт. В связи с эпидемией гриппа артист рассказал, какие меры профилактики он использует. "Я – интроверт по натуре. Избегаю общества в принципе, больших коллективов людей. Со зрителями общаюсь через рампу. В каком-то смысле у меня социальный иммунитет. А вообще от инфекции не застрахуешься. Чихнуть на тебя может случайный прохожий. Но, мне кажется, люди болеют не от того, что на них чихают . Когда время приходит. Когда за что-то приходится платить, вот тогда и болеют. Поэтому нужно задуматься. У меня такое отношение к болезни – не медицинское", – цитирует Григория Антипенко сайт "Комсомольская правда" .

ПО ТЕМЕ

Отметим, что последние три года звезда сериала "Не родись красивой" не снимается в кино . По словам Антипенко, ему ничего не нравится. "Таланта не хватает. Режиссерского, актерского и продюсерского в целом. Не хватает таланта. Мне неинтересно то, что мне предлагают. Может быть, кто-то и снимает что-то хорошее. Я не вижу", – объяснил актер.

Антипенко признался, что, в отличие от многих коллег по отечественному кинематографу, его совершенно не тянет на телевидение. "Мне неинтересно быть телеведущим . Поэтому театр для меня – отдушина. Он всегда был сильнее, чем кино, в принципе. Это другая работа. Другая дистанция. Здесь требуется от актеров больше и задатков, и магии, чуда. Здесь второй раз не сыграешь, если не получилось. Театр – тонкая грань, где интересно существовать здесь и сейчас. Не завтра, не с третьего дубля, не с 20-го, не даже со второго. А ровно с первого – вышел и делай. Что умеешь, то и делай", – уверен популярный актер.

Григорий занят в основном в театральных постановках. В частности, он играет в спектакле "Двое на качелях" в паре с Татьяной Арнтгольц.

Если бы я был совершенно одиноким, наверное, умер бы, несмотря на всю свою самодостаточность.


Каждый «долгоиграющий» сериал рождает новых народных кумиров и секс-символов. Судя по письмам и телефонным звонкам, сегодня большинство наших читательниц грезят о сексапильном, интригующем брюнете, возглавляющем компанию «ZIMALETTO», офисы которого с недавнего времени расположились в съемочном павильоне «АМЕДИА». А проще говоря, о Григории Антипенко, сыгравшем роль Андрея Жданова в новом сериале на канале СТС «Не родись красивой». Несмотря на безумную занятость, актер выкроил время для беседы с нашим корреспондентом.

Григорий, вы так органично вписались в стильный кабинет своего Жданова… Комфортно чувствуете себя в «шкуре» этого плейбоя и крутого бизнесмена?



Да, этот герой мне нравится. Наверное, потому, что Андрей совсем на меня не похож. Он - представитель «золотой» молодежи, которому родители дали все, о чем только можно мечтать. Такой шоколадно-облизанный ребенок. Моя собственная жизнь гораздо сложнее и оттого намного интереснее. Поэтому я стараюсь привнести в его характер чуточку самого себя, насытить героя своим колоритом. Кажется, что-то получается, ведь не зря перед съемкой мне серебрят виски. Андрей, конечно, не служил в Афганистане и Чечне, но, наверное, и в его жизни что-то произошло, из-за чего он поседел раньше времени.

Говорят, вы нередко подтруниваете над партнерами по площадке, над Нелли Уваровой, к примеру?

Бывает, даже перегибаю палку, ведь я не идеал. Но Нелли - умный человечек, подколы воспринимает адекватно. Я же не хочу никого обидеть. А если пошучу уж очень по-дурацки, то извинюсь. Кстати, это я только на площадке такой эмоциональный, а в жизни - более закрытый. У меня много знакомых, приятелей, но близко к себе подпускаю только тех, кому полностью доверяю. Поэтому друг у меня только один - мой напарник по горам.

А как насчет самоиронии?

Я, наверное, ядовитый человек и по отношению к самому себе. В этом полностью совпадаю со своим героем.

Вы заходите на сайт сериала «Не родись красивой»? Общаетесь с поклонницами?

Поклонницы - вопрос деликатный. У меня никогда не было кумира, я не хотел ни на кого походить, поэтому мне трудно понять людей, мечтающих взять автограф у актера, потрогать его. Боюсь обидеть своих поклонников, они мне, безусловно, интересны, но при этом совершенно непонятны.

Есть ли человек, к чьему мнению вы готовы прислушиваться?

Скажу фразой из спектакля «Я сам себе судья и цензор». Все советы проходят мою личную цензуру.

Как предпочитаете проводить свободное время?

Сейчас у меня плотный график съемок, так что на себя времени не остается. Впрочем, и каких-то особых увлечений у меня нет. Я не тусовщик, предпочитаю досуг проводить в одиночестве. Иногда могу гонять на машине всю ночь и получать от этого огромное удовольствие. Или сидеть в парке и разглядывать деревья. Мне достаточно просто быть с самим собой.

А модой увлекаетесь?

Ходить по магазинам для меня - настоящая катастрофа. Так жалко тратить на это время. Стараюсь покупать функциональную одежду, но так, чтобы она мне шла. Может, когда-нибудь я и буду покупать модные и дорогие вещи, но сейчас для меня это слишком расточительно.

Режиссеры сериала «Не родись красивой» импровизировать позволяют?

Иногда, если хорошо получается. Вообще-то я плохо учу текст, поэтому периодически мне проще рассказать роль своими словами, реакциями сердца, и не утруждать партнеров и режиссера своим недостатком.

Вы из актерской семьи?

У меня замечательные родители - они по профессии инженеры и дали мне такую глобальную школу жизни. Благодаря им я стал абсолютно самостоятельным человеком.

И как они отнеслись к вашему выбору профессии?

Папа был категорически против. Но я же сплошной парадокс. С одной стороны, рос замкнутым ребенком и вдруг решил заняться публичной профессией. Многие мои знакомые из старой жизни никогда бы не подумали, что я могу стать актером. Но мне это было необходимо, так как хотелось почувствовать себя другим. Я считаю, что могу быть абсолютно разноплановым актером. Мне скучно играть одинаково.

Как вам работается с Нелли Уваровой?

Она замечательная актриса, обладает просто диким обаянием и прекрасно меня понимает. Словом, идеальная женщина - тактичная, мудрая, все это дано ей от природы. Во многом своим успехом сериал обязан именно ей.

У вас есть сын. Хотите, чтобы он пошел по вашим стопам?

Сынишке всего шесть лет, он только пошел в подготовительный класс. Очень разумный человечек, даже разговаривает совсем по-взрослому, но говорить о его будущем пока рано. Я бы не хотел, чтобы он стал актером. Это сложная профессия, своего рода рулетка. Когда-то Владимир Этуш сказал примерно такую фразу: «Мужчины-актеры женаты на своей профессии, женщины-актрисы замужем за ней же». У многих моих коллег существует психологическая проблема: возникает естественное желание иметь семью, но очень сложно сделать выбор. Это трагедия почти непоправимая. И у меня тоже существует такая проблема. А пока ее не решил, компенсирую отсутствие семейного тепла общением с родителями, двумя сестрами, друзьями. Если бы я был совершенно одиноким, наверное, умер бы, несмотря на всю свою самодостаточность.