Иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Иллюстрации сальвадора дали и гюстава доре к божественное комедии данте алигьери

Сальвадор Дали. «Черный дьявол. Ад. Песнь 21». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1959-1963. Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Графические листы к «Божественной комедии», датированы 1958-1963 годами, и это не просто одна из самых больших работ Сальвадора Дали в жанре «книга художника». Может быть, именно поэтому, в отличие от иллюстраций к другим великим книгам, серию к «Божественной комедии» показывают целиком, не пропустив ни одного звена? Данте Алигьери вместе с другими творцами Раннего Возрождения входил в пантеон сюрреалистов и самого Дали, прежде всего как лучший и самый известный пример столь ценимого ими визионерства.

Приключения испанца в Италии

«Весь мир, от коммунистов до христиан, ополчился против моих иллюстраций к Данте. Но они опоздали на 100 лет!» — эти слова Сальвадора Дали в «Дневнике одного гения» датированы маем 1956 года. Работы, созданные художником в начале 1950-х годов по заказу итальянского правительства для издания «Божественной комедии» к 700-летию Данте, были восприняты в Италии крайне негативно. В прессе Дали припоминалось все, от сюрреалистского прошлого до фашистских симпатий, а главное — испанец не должен касаться основополагающего для итальянской нации литературного памятника, к тому же на государственные деньги. Проект прервался, но желание воплотить его в реальность уже не оставляло Дали.

«Божественная комедия» была далеко не первым его опытом в книжной графике. Целенаправленно к иллюстрации художник впервые обратился в 1934 году, когда вышло новое издание поэмы Лотреамона «Песни Мальдорора». В 1948 году, вернувшись из Америки, Дали иллюстрирует жизнеописание Бенвенуто Челлини (эти работы также представлены на выставке), а в 1956 году им были сделаны литографии к «Дон Кихоту».

На открытии выставки «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже

В результате «Божественная комедия» выходит в парижском издательстве Les Heures Claires в шести томах. Было выпущено 2,9 тыс. экземпляров, а также 100 нумерованных с пагинацией римскими цифрами и 44 на японской бумаге. Все они были отпечатаны в веронской типографии Stamperia Valdonega.

Рисунки Дали были сделаны акварелью, гуашью и пером, а затем переведены в печатную технику. Сохранить все художественные особенности оригинала удалось благодаря использованию цветной ксилографии — так же, как это делалось в знаменитых японских гравюрах. Каждый рисунок Дали воспроизводился последовательными оттисками с отдельных печатных форм числом от 20 до 37, за счет чего переданы все оттенки цвета. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати тиража.

Мимо букв

Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не оставил до конца принесшие ему известность приемы. И здесь он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил руку.

Как всегда, сам мэтр лучше всего объяснит свое искусство. Весной 1960 года перед открытием парижской выставки, на которой был представлен цикл иллюстраций к «Божественной комедии», он выводит в «Дневнике одного гения»: «Когда меня спрашивают, почему я в таких нарочито светлых тонах изобразил ад, отвечаю, что романтизм совершил низость, убедив весь свет, будто ад черен, как угольные копи Гюстава Доре, и там ничего не видать. Все это вздор. Дантовский ад освещен солнцем и медом Средиземноморья, вот почему ужасы моих иллюстраций так аналитичны и суперстуденисты на вид, ведь у них ангельский коэффициент вязкости. На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости. Мне хотелось, чтобы мои иллюстрации к Данте получились словно легкие следы сырости на божественном сыре. Вот откуда эти пестрые разводы, напоминающие крылья бабочки».

Иллюстрации к «Божественной комедии» на выставке «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» в петербургском Музее Фаберже

Изображая Данте, чей профиль узнаваем со времен портрета, созданного Боттичелли через полтора века после смерти поэта, Дали изображает самого себя, а в образе Беатриче — обожаемую им Галу. Как он выразился в том же дневнике, «продолжая потомственную линию греков, Дали лишь тогда доволен собой, когда ему удается из тоски пространства и времени и квантованных волнений души делать сыр! И сыр мистический, божественный!»

«Божественная комедия» справедливо считается одной из вершин художественной карьеры Сальвадора Дали и шедевром книгопечатного искусства. В 2008 году на аукционе Christie’s в Лондоне экземпляр книги был продан за £10 тыс., превысив эстимейт в два раза.

Для Дали, увидевшего рай и ад глазами Данте, было естественно установить еще более короткое знакомство с их создателем — вслед за «Божественной комедией» в 1963-1964 годах он берется за иллюстрирование Библии.

Всех без исключения художников в конечном итоге характеризует лишь одно - созданные ими творения. Каждое из них по-своему уникально и несет некий смысл, который автор пытается донести до нас с вами. Сравнивать художников и живописцев очень трудно, ведь у всех людей разное восприятие мира - их мироощущения различны. Объединяет их одно - это безудержная фантазия и желание творить.

В этой статье я постараюсь сравнить работы двух гениев, которые работали в разных направлениях, но создали нечто такое, что их объединило в наших с вами глазах. В данном случае речь пойдет о Поле Гюставе Доре и Сальвадоре Дали . А объединила их, пусть они делали её в разное время, работа по созданию иллюстраций к одному из величайших произведений в литературе, а именно к La Divina Commedia или Божественной Комедии Данте Алигьери. Само произведение построено очень симметрично и разделяется на три части: первая часть Ад, вторая Чистилище и третья Рай. Опираясь на католической традиции, загробный мир, как известно, состоит из ада, куда попадают те, кто навечно должен гореть и мучатся, чистилища - для тех, кто искупает свои грехи и рая - обители безгрешных людей наслаждающихся загробной жизнью. И Данте в своей "комедии" проводит нас по всему загробному миру, где всё очень детально и живо описывает. Наверное, именно из-за такого талантливого описания побуждающего фантазировать и представлять было выбрано именно это произведение для иллюстрирования.

Гюстав Доре начал рисовать с самого детства. И каждое его произведения было выполнено с таким мастерством, что он стал очень известным, будучи ещё совсем молодым. Каждая его гравюра как вызов к следующей, рисуя всё с большим рвением и желанием он достиг непревзойдённых успехов в этой области рисунка. Одна из его известнейших гравюр сделанных для иллюстрации Божественной комедии - этоCerberus .

Ведь, как известно, именно Цербер охраняет вход в царство мёртвых, именно с него начинается путешествие. В сравнении с акварелью Сальвадора Дали, на ту же тему, не беря во внимание то, что он сюрреалист, обе иллюстрации различны, но одновременно дополняют друг друга. Оба художника передали нечто своё, неповторимую атмосферу страха - в случае Дали или покоя в рисунке Доре. Ведь все мы боимся оказаться в загробном мире и переплыть реку Стикс, но также наше сознание будоражит интерес к тому, а что там на противоположном берегу. Очень точный, наполненный большим количеством деталей рисунок Доре, разительно отличается от акварели Дали сделавшим сильнейший акцент на агрессию и непокорность цербера, не взяв детали за основу.

Сальвадор Дали сделал акварели к каждой из 100 песен, в отличии от Доре бравшим за основу сюжет из любой терцины (3 строчки) из песни. Независимо от этого очень многие их гравюры/ акварели перекликаются друг с другом, тем самым дополняя и давая нам основу фантазировать дальше самим.

Ведь эти две иллюстрации тоже перекликаются? Не так ли?!

Любая из их гравюр/ акварелей с одной стороны - это не с чем не сравнимое произведение искусства, но сравнивая такие работы друг с другом понимаешь, что пусть один из них был гравёром и живописцем, а другой был выдающимся сюрреалистом осознаешь, что искусство настолько многогранно, что даже двух гениев мало чтоб охватить его со всех сторон, пусть это даже просто иллюстрации к произведению.

1 круг — Лимб

Александр Литовченко

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие


У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие


В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность


Гюстав Доре

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень


Гюстав Доре

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей



Фурии

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей


Гюстав Доре

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся


Сандро Ботичелли

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов


Гюстав Доре

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

Экспозицию составят 100 ксилографий Сальвадора Дали, выполненных специально для юбилейного издания «Божественной комедии» Данте Алигьери к 700-летию автора бессмертной книги, которое увидело свет в 1965 году. Работа над иллюстрациями была исключительно сложной и кропотливой. Сначала художник нарисовал акварели, по одному рисунку на каждую тысячу строк поэмы, на основании которых были созданы ксилографии.

Ксилография - самая сложная графическая техника. Для каждого изображения мастер-резчик создал от 20 до 37 досок, с которых были сделаны оттиски. Каждой доске соответствовал свой цвет и форма. Доски были вырезаны вручную резчиком граверной мастерской Раймона Жаке под неусыпным контролем Сальвадора Дали. В общей сложности мастер-резчик изготовил 3500 досок. Процесс печати занял более пяти лет.

Специфика ксилографии состоит в том, что количество качественных оттисков сильно ограничено, поскольку дерево является мягким материалом. После выхода юбилейного издания «Божественной комедии» Сальвадор Дали настоял, чтобы все ксилографические доски были уничтожены. Так что новых ксилограмм не будет уже никогда, а иллюстрации, качество которых превышает представленные на выставке в Москве, не существует.

Оригинальность представленных работ подтверждена сертификатом подлинности и автографом Сальвадора Дали шариковой ручкой и рисунком прекрасного ангела, датированным 1965 годом. Этот артефакт на титульном листе «Божественной комедии» в шести томах, также покажут на экспозиции в Москве. Он же является самым ценным артефактом выставки.

Сальвадор Дали был настолько увлечен созданием юбилейного выпуска книги и иллюстраций к ней, что на целых восемь лет он был даже вынужден отказаться от любимого шампанского, полностью погрузившись в работу. Иллюстрации к книге Данте ознаменовали принципиально новый этап в творчестве испанского живописца. Если раньше он бесстрастно фиксировал в своих работах распад человеческого естества, то теперь в его картинах возобладало божественное начало, а сам он начал позиционировать себя как глубоко верующий человек и продолжатель классических традиций других иллюстраторов поэмы Данте - Сандро Ботичелли, Уильяма Блейка и Гюстава Доре. Сальвадор Дали был признан лучшим иллюстратором поэмы среди великих прошлого.

Но Дали не был бы собой, если бы не позволил себе и в этом ответственном деле проявить своё фантастическое видение мира. В частности он полемизирует с Гюставом Доре, изображая Ад не угольно черным, а залитым медовым солнцем Средиземноморья. Этим он отнюдь не пытался романтизировать темные силы, а, напротив, шокировал ценителей искусства «ангельским коэффициентом вязкости своего ада».

«На моих иллюстрациях можно впервые при ярком свете наблюдать пищеварительную суперэстетику двух существ, взаимно пожирающих друг друга. Это безумный день, исполненный мистической, аммиачной радости» , - не без фирменного позёрства комментировал свое видение «Божественной комедии» Дали.

Каждая представленная на выставке работа будет сопровождаться отрывком из текста «Божественной комедии», к которому отсылает изображение. Персональное аудио-сопровождение даст возможность углубиться в смысл и содержание поэмы, аудио-гид услышать мнение и взгляд искусствоведа. В рамках выставки пройдут лекции по «Божественной комедии», о Данте и итальянской культуре, поэзии, ксилографии, Савальдоре Дали, и его взаимоотношениях с итальянской культурой и сюрреализмом.

Для зрителей у организаторов подготовлено интернет-приложение к экспозиции на русском языке.

Открытие выставки «Божественная комедия Дали» состоится 28 сентября в АРТ-Центре «Ветошный» (ГУМ, напротив Гастронома № 1) по адресу: Ветошный пер.,13.

С 1 марта в Национальном историческом музее Республики Беларусь начинает работу выставка графики Сальвадора Дали «Божественная комедия».

Значение «Божественной комедии» Данте Алигьери для мировой культуры переоценить невозможно. При этом не многие могут похвастаться знанием книги и прочтением текста. На выставке представлены иллюстрации «Божественной комедии», созданные Сальвадором Дали к празднованию 700-летия Данте Алигьери. Эти иллюстрации - уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.

Иллюстрации — это уникальная возможность познакомиться с бессмертной книгой Данте.
В 1965 году юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали увидело свет. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тыс. досок, которые были уничтожены после печати
тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и
утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963-м году, а
годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.

Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое.

Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все
же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов принесших ему известность. Он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к
созданию которого приложил свою руку.

Сто оригинальных графических работ происходят из частной итальянской коллекции. Гравюры обладают цветом непревзойденного качества, максимально приближающим графику к живописи. Иллюстрации Дали «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями бессмертной книги Данте. Ценным дополнением выставки и коллекции является титульный лист «Божественной комедии» 1965 года выпуска с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.

К выставке подготовлена сопроводительная программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций и другие встречи.

17 марта в 14.00 - Данте и его "Божественная комедия" Часть 1. Рассказывает Сергей Васильевич Логиш, заведующий кафедрой романского языкознания БГУ, кавалер Италии.

24 марта в 14.00 - Ксилография и другие техники печатной графики. Тайны производства. Рассказывает Андрей Басалыга, художник, график-практик, член Союза художников.

14 апреля в 14.00 - Сюрреализм и психоанализ. Краткий экскурс в проблематику стиля. Рассказывает Алина Стрелковская, искусствовед, лингвист, секретарь Международного совета музеев Беларуси.

21 апреля в 14.00 - (Уже не) тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная визуальным текстом. Рассказывает Алина Стрелковская.

Вход на мероприятия по билетам на выставку.

Музей работает: с 11:00 до 19:00
Касса работает: 11:00 - 18:30
Без выходных