Колбасьев сергей адамович. Был ли расстрелян писатель сергей колбасьев

) - русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза .

Биография

Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда.

С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии . С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Черного моря . В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература » и уволен в запас.

В 1931-1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин » и «Карл Маркс » в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев . В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.

Дипломатическая работа

Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923-1928 годах - в торговом представительстве в Хельсинки . Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

Творческая деятельность

Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой.

В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Ваги­новым вступил в литературную группу «Островитяне ». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова , именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влия­ние Редьярда Киплинга .

В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота ». В журнале «Вокруг света » писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.

Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пяти­летки . Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“».

В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза - чаще всего авто­биографическая, - написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять не­ожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва .

Увлечения

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом , радиолюбительством .

Судомоделизм

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым , разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам » и «Радиокнижка », которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz ». Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза ».

Аресты и репрессии

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

Как и при первых арестах, Колбасьев не признавал себя виновным, но его «контрреволюционность» подтвердили свидетели по делу: замредактора журнала «Костёр » К. Н. Боголюбов и безработный Д. Г. Стуков. В дни, когда ещё шло следствие, в передовой статье журнала «Рабочий и театр» за август 1937 года, «бывший офицер Колбасьев» был назван в числе «подонков, оказавшихся агентами фашизма».

Гибель

Сведения о гибели Колбасьева противоречивы. Ранее считалось, что он был расстрелян 30 октября 1937 года по решению тройки УНКВД по Ленинградской области в соответствии с актом о расстреле 65 осуждённых, в котором Колбасьев фигурировал под № 11 (акт подписан 30 октября 1937 года). Однако, согласно учётно-анкетной карточке Колбасьева, 21 января 1938 года он убыл из тюрьмы в неясном направлении. По свидетельству очевидца А. А. Вейхера, в феврале 1938 года Колбасьев среди большой группы заключённых замёрз на лесоповале в Талнахе .

В 1956 году дочь писателя Галина Сергеевна получила справку о смерти отца, где говорилось, что С. А. Колбасьев умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года. Известно, что подобные справки в большинстве случаев фальсифицировались .

Память

Мемориальная доска.

  • В течение 20 лет имя С. А. Колбасьева практически не упоминалось в печати. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956 года .
  • Капитан Колбасьев - эпизодический персонаж фильма «Мы из джаза ».
  • В 1999 году имя С. А. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Санкт-Петербург , Моховая улица 18, где в квартире № 6 проживал писатель, была торжественно открыта памятная доска работы Геннадия Пейчева .

Семья

В 1923 году С. А. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль. Дочь Сергея Колбасьева, Галина Сергеевна, сделала в квартире музей, посвящённый отцу, а в 2007 году присутствовала на открытии мемориальной доски на Моховой улице.

Сочинения

  • «Открытое море». Стихи. Петроград, 1922
  • «Радио - нам», 1929
  • «Поворот все вдруг», Ленинград, 1930 - трилогия из повестей:
    • «Арсен Люпен» ,
    • «Джигит» ,
    • «Река» .
  • «Салажонок», Москва, 1931
  • «Радиокнижка», 1931
  • «Правила совместного плавания», 1935
  • «Военно-морские повести», Москва, 1936
  • «Командиры кораблей», журнал «Нева» 1983.
  • «Два рассказа» // «Ав­рора», 1984, № 12.

См. также

Напишите отзыв о статье "Колбасьев, Сергей Адамович"

Примечания

Примечания

Сноски

Источники

Ссылки

Отрывок, характеризующий Колбасьев, Сергей Адамович

Берг, зять Ростовых, был уже полковник с Владимиром и Анной на шее и занимал все то же покойное и приятное место помощника начальника штаба, помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса.
Он 1 сентября приехал из армии в Москву.
Ему в Москве нечего было делать; но он заметил, что все из армии просились в Москву и что то там делали. Он счел тоже нужным отпроситься для домашних и семейных дел.
Берг, в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких, точно таких, какие были у одного князя, подъехал к дому своего тестя. Он внимательно посмотрел во двор на подводы и, входя на крыльцо, вынул чистый носовой платок и завязал узел.
Из передней Берг плывущим, нетерпеливым шагом вбежал в гостиную и обнял графа, поцеловал ручки у Наташи и Сони и поспешно спросил о здоровье мамаши.
– Какое теперь здоровье? Ну, рассказывай же, – сказал граф, – что войска? Отступают или будет еще сраженье?
– Один предвечный бог, папаша, – сказал Берг, – может решить судьбы отечества. Армия горит духом геройства, и теперь вожди, так сказать, собрались на совещание. Что будет, неизвестно. Но я вам скажу вообще, папаша, такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они – оно, – поправился он, – показали или выказали в этой битве 26 числа, нет никаких слов достойных, чтоб их описать… Я вам скажу, папаша (он ударил себя в грудь так же, как ударял себя один рассказывавший при нем генерал, хотя несколько поздно, потому что ударить себя в грудь надо было при слове «российское войско»), – я вам скажу откровенно, что мы, начальники, не только не должны были подгонять солдат или что нибудь такое, но мы насилу могли удерживать эти, эти… да, мужественные и древние подвиги, – сказал он скороговоркой. – Генерал Барклай до Толли жертвовал жизнью своей везде впереди войска, я вам скажу. Наш же корпус был поставлен на скате горы. Можете себе представить! – И тут Берг рассказал все, что он запомнил, из разных слышанных за это время рассказов. Наташа, не спуская взгляда, который смущал Берга, как будто отыскивая на его лице решения какого то вопроса, смотрела на него.
– Такое геройство вообще, каковое выказали российские воины, нельзя представить и достойно восхвалить! – сказал Берг, оглядываясь на Наташу и как бы желая ее задобрить, улыбаясь ей в ответ на ее упорный взгляд… – «Россия не в Москве, она в сердцах се сынов!» Так, папаша? – сказал Берг.
В это время из диванной, с усталым и недовольным видом, вышла графиня. Берг поспешно вскочил, поцеловал ручку графини, осведомился о ее здоровье и, выражая свое сочувствие покачиваньем головы, остановился подле нее.
– Да, мамаша, я вам истинно скажу, тяжелые и грустные времена для всякого русского. Но зачем же так беспокоиться? Вы еще успеете уехать…
– Я не понимаю, что делают люди, – сказала графиня, обращаясь к мужу, – мне сейчас сказали, что еще ничего не готово. Ведь надо же кому нибудь распорядиться. Вот и пожалеешь о Митеньке. Это конца не будет?
Граф хотел что то сказать, но, видимо, воздержался. Он встал с своего стула и пошел к двери.
Берг в это время, как бы для того, чтобы высморкаться, достал платок и, глядя на узелок, задумался, грустно и значительно покачивая головой.
– А у меня к вам, папаша, большая просьба, – сказал он.
– Гм?.. – сказал граф, останавливаясь.
– Еду я сейчас мимо Юсупова дома, – смеясь, сказал Берг. – Управляющий мне знакомый, выбежал и просит, не купите ли что нибудь. Я зашел, знаете, из любопытства, и там одна шифоньерочка и туалет. Вы знаете, как Верушка этого желала и как мы спорили об этом. (Берг невольно перешел в тон радости о своей благоустроенности, когда он начал говорить про шифоньерку и туалет.) И такая прелесть! выдвигается и с аглицким секретом, знаете? А Верочке давно хотелось. Так мне хочется ей сюрприз сделать. Я видел у вас так много этих мужиков на дворе. Дайте мне одного, пожалуйста, я ему хорошенько заплачу и…
Граф сморщился и заперхал.
– У графини просите, а я не распоряжаюсь.
– Ежели затруднительно, пожалуйста, не надо, – сказал Берг. – Мне для Верушки только очень бы хотелось.
– Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!.. – закричал старый граф. – Голова кругом идет. – И он вышел из комнаты.
Графиня заплакала.
– Да, да, маменька, очень тяжелые времена! – сказал Берг.
Наташа вышла вместе с отцом и, как будто с трудом соображая что то, сначала пошла за ним, а потом побежала вниз.
На крыльце стоял Петя, занимавшийся вооружением людей, которые ехали из Москвы. На дворе все так же стояли заложенные подводы. Две из них были развязаны, и на одну из них влезал офицер, поддерживаемый денщиком.
– Ты знаешь за что? – спросил Петя Наташу (Наташа поняла, что Петя разумел: за что поссорились отец с матерью). Она не отвечала.
– За то, что папенька хотел отдать все подводы под ранепых, – сказал Петя. – Мне Васильич сказал. По моему…
– По моему, – вдруг закричала почти Наташа, обращая свое озлобленное лицо к Пете, – по моему, это такая гадость, такая мерзость, такая… я не знаю! Разве мы немцы какие нибудь?.. – Горло ее задрожало от судорожных рыданий, и она, боясь ослабеть и выпустить даром заряд своей злобы, повернулась и стремительно бросилась по лестнице. Берг сидел подле графини и родственно почтительно утешал ее. Граф с трубкой в руках ходил по комнате, когда Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.
– Это гадость! Это мерзость! – закричала она. – Это не может быть, чтобы вы приказали.
Берг и графиня недоумевающе и испуганно смотрели на нее. Граф остановился у окна, прислушиваясь.
– Маменька, это нельзя; посмотрите, что на дворе! – закричала она. – Они остаются!..
– Что с тобой? Кто они? Что тебе надо?
– Раненые, вот кто! Это нельзя, маменька; это ни на что не похоже… Нет, маменька, голубушка, это не то, простите, пожалуйста, голубушка… Маменька, ну что нам то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе… Маменька!.. Это не может быть!..
Граф стоял у окна и, не поворачивая лица, слушал слова Наташи. Вдруг он засопел носом и приблизил свое лицо к окну.
Графиня взглянула на дочь, увидала ее пристыженное за мать лицо, увидала ее волнение, поняла, отчего муж теперь не оглядывался на нее, и с растерянным видом оглянулась вокруг себя.
– Ах, да делайте, как хотите! Разве я мешаю кому нибудь! – сказала она, еще не вдруг сдаваясь.
– Маменька, голубушка, простите меня!
Но графиня оттолкнула дочь и подошла к графу.
– Mon cher, ты распорядись, как надо… Я ведь не знаю этого, – сказала она, виновато опуская глаза.
– Яйца… яйца курицу учат… – сквозь счастливые слезы проговорил граф и обнял жену, которая рада была скрыть на его груди свое пристыженное лицо.
– Папенька, маменька! Можно распорядиться? Можно?.. – спрашивала Наташа. – Мы все таки возьмем все самое нужное… – говорила Наташа.
Граф утвердительно кивнул ей головой, и Наташа тем быстрым бегом, которым она бегивала в горелки, побежала по зале в переднюю и по лестнице на двор.
Люди собрались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф именем своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы отдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые. Поняв приказание, люди с радостью и хлопотливостью принялись за новое дело. Прислуге теперь это не только не казалось странным, но, напротив, казалось, что это не могло быть иначе, точно так же, как за четверть часа перед этим никому не только не казалось странным, что оставляют раненых, а берут вещи, но казалось, что не могло быть иначе.
Все домашние, как бы выплачивая за то, что они раньше не взялись за это, принялись с хлопотливостью за новое дело размещения раненых. Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов. Многие из раненых просили не снимать вещей и только посадить их сверху. Но раз начавшееся дело свалки вещей уже не могло остановиться. Было все равно, оставлять все или половину. На дворе лежали неубранные сундуки с посудой, с бронзой, с картинами, зеркалами, которые так старательно укладывали в прошлую ночь, и всё искали и находили возможность сложить то и то и отдать еще и еще подводы.
– Четверых еще можно взять, – говорил управляющий, – я свою повозку отдаю, а то куда же их?
– Да отдайте мою гардеробную, – говорила графиня. – Дуняша со мной сядет в карету.
Отдали еще и гардеробную повозку и отправили ее за ранеными через два дома. Все домашние и прислуга были весело оживлены. Наташа находилась в восторженно счастливом оживлении, которого она давно не испытывала.
– Куда же его привязать? – говорили люди, прилаживая сундук к узкой запятке кареты, – надо хоть одну подводу оставить.
– Да с чем он? – спрашивала Наташа.
– С книгами графскими.
– Оставьте. Васильич уберет. Это не нужно.
В бричке все было полно людей; сомневались о том, куда сядет Петр Ильич.
– Он на козлы. Ведь ты на козлы, Петя? – кричала Наташа.
Соня не переставая хлопотала тоже; но цель хлопот ее была противоположна цели Наташи. Она убирала те вещи, которые должны были остаться; записывала их, по желанию графини, и старалась захватить с собой как можно больше.

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.

Колбасьев Сергей Адамович, 1898 г. р., уроженец г. Одесса, русский, беспартийный, член Союза советских писателей, проживал: г. Ленинград, Моховая ул., д. 18, кв. 6. Арестован 9 апреля 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 27 (25) октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 30 октября 1937 г. (по др. данным находился в тюрьме до 21 января 1938 г., см.: Ленинградский мартиролог. Т. 5. С. 537-542; ил. 92 - 93).

БЫЛ ЛИ РАССТРЕЛЯН ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ КОЛБАСЬЕВ?

В журнале «Нева», № 4 за 1999 год, опубликована статья Валентина Смирнова «Следственное дело Сергея Колбасьева». На первый взгляд в этом деле всё ясно: в апреле 1937 года человека арестовали, в октяб-ре того же года расстреляли, а в 1956 году посмертно реабилитиро-вали. Его имя помещено в списке расстрелянных во 2-м томе «Ленинградского мартиролога».

Сомнения у меня, дочери Сергея Адамовича Колбасьева, возник-ли сразу после того, как я получила первое свидетельство о его смерти от 13 декабря 1956 года, в котором сказано, что он умер от лимфосаркомы 30 октября 1942 года, причём место смерти не уста-новлено. Я говорю «первое» потому, что много позже было вто-рое, от 12 декабря 1991 года, а в нем указано, что мой отец был расстре-лян 30 октября 1937 года в Ленинграде. Странно, что при разных «диагнозах» и датах смерти в обоих свидетельствах даётся одна и та же ссылка на запись № 121 от 10 декабря 1956 года в книге реги-страции актов о смерти ЗАГСа Дзержинского района г. Ленинграда.

Напомню читателям, что в 1971 году судьба меня свела с дочерью Вениамина Моисееви-ча Ярошевича, арестованного 17 декабря 1937 года и попавшего на несколько дней в одну камеру с моим отцом. Письмо Ярошевича с воспоминаниями о встрече с Колбасьевым после его мнимого расстрела полностью приведено в моей статье в «Ленинградском мартирологе» (т. 2, с. 431-435).

Убеждена, что Колбасьев погиб в лагере. В 1989 году на мои воспоминания об отце («Нева», № 3) откликнулась Марина Мстиславовна Кулжинская, которая знала человека, встретившего моего отца в лагере в поселке Талнах на Таймыре. Он подарил ей книгу Колбасьева и много рассказывал об авторе, о том, как он погиб, когда заключённых «забыли» привезти с работы в лагерь и им пришлось в лютый мороз добираться туда по тайге пешком. Звали этого человека Алексей Алексеевич Вейхер.

О том, что Вейхер встречался с Колбасьевым в лагере и был свидетелем его гибели, то же самое, слово в слово , написал мне и Пётр Григорьевич Войцеховский - коллега Вейхера по одной из геологических экспедиций.

22 апреля 1991 года я отправила письмо в УВД г. Красноярска, спрашивая, сохранились ли списки заключённых в лагерях края и нет ли моего отца в списке лагеря в Талнахе. Письмо осталось без ответа.

Центральный архив Министерства безопасности на мой запрос от 30 октября 1992 года ответил, что интересующих меня сведений не имеет, и переправил моё письмо в УМБ по Санкт-Петербургу, откуда я получила ответ, что отец мой расстрелян 30 октября 1937 года.

Позже, из предисловия к третьему тому «Ленинградского мартиролога», я узнала, что сохранились сведения о пребывании заключённых в тюрьме УНКВД ЛО. 9 августа 1999 года я обратилась к начальнику УФСБ по Санкт-Петербургу и области А. А. Григорьеву с просьбой выдать мне документальное свидетельство о време-ни пребывания моего отца в тюрьме. Ничего нового из ответного письма я не узнала: «Сергей Адамович Колбасьев. Арестован 9 ап-реля 1937 года и расстрелян 30 октября того же года» В под-тверждение прилагались две ксерокопии из след-ственного дела: о вынесении приговора Особой Тройкой 25 октября 1937-го и акта о приведении его в исполнение 30 октября 1937-го.

Сегодня мне известно, что отец пробыл во внутренней тюрьме с 10 апре-ля 1937 г. по 21 января 1938 г.

Имя Колбасьева носит корабль Балтийского флота, его книги переиздаются, о нем снимают фильмы, о фактах его биографии меня расспрашивают историки флота.

Почему же до сих пор (прошло сорок пять лет пос-ле его реабилитации) от меня скрывают, где и как оборвалась жизнь моего отца? Скорее всего, это абсолютная безответственность и полное неуважение к невинным жертвам преступных репрессий, к их, ещё живым, близким.

Галина Сергеевна Колбасьева, С.-Петербург

«В ЧАС ВЕЧЕРНИЙ...»?

В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Проплывает Петроград.
И горит над рдяным диском
Ангел твой на обелиске,
Словно солнца младший брат.

Я не трушу, я спокоен,
Я моряк, поэт и воин
Не поддамся палачу.
Пусть клеймят клеймом позорным.
Знаю - сгустком крови черной
За свободу я плачу.

За стихи и за отвагу,
За сонеты и за шпагу,
Знаю, строгий город мой
В час вечерний, в час заката
Каравеллою крылатой
Отвезет меня домой.

Но составитель тома Гумилева в большой серии «Библиотеки поэта» в 1988 г. не включил «В час вечерний…» в книгу, считая что это стихотворение неизвестного автора, посвященное памяти Гумилева.

Первая публикация стихотворения в России состоялась в 1989 г. Анонсируя в «Литературной газете» антологию лагерной поэзии «Средь других имен...», ее составитель В. Б. Муравьев писал, что этот текст «издавна ходит в списках как стихотворение Гумилева, будто бы обнаруженное на стене камеры, в которой он сидел перед расстрелом» (далее приведен текст с разночтениями: «над обелиском» вместо «на обелиске» и «сгустком крови черным» вместо «черной») .

Историю с «предсмертным стихотворением» считал одной из легенд и Лев Николаевич Гумилев: ”Отец писал стихи в голове, он не собирался умирать и явно рассчитывал записать их и напечатать, выйдя на свободу. Ему и в голову не приходило, что его могут расстрелять. Так что не ищите и не надейтесь опубликовать последних стихов отца - он унес их с собой». Дату беседы с Львом Николаевичем, к сожалению, я не записал; разговор отно-сится примерно к 1989-1990 годам .

В действительности Гумилев написал на стене камеры: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь» .

Итак, стихотворение «В час вечерний...»могло быть написано от имени Николая Гумилева - как отклик на его гибель.

Если считать стихотворение непосредственным откликом, то непонятно, почему оно тогда же, в 1921 году, не появилось в русской зарубежной периодике (рижской газете «Сегодня», парижских «Последних новостях» и др.), почему его нет в бездонном архиве Павла Лукницкого, почему его ни разу не упомянула Анна Ахматова. Если же оно относится к более позднему времени - то кем оно написано и кому посвящено?

Предполагаю, что его мог бы написать поэт и прозаик Сергей Адамович Колбасьев, прототип «лейтенанта» из гумилевских «Моих читателей». Колбасьев начинал как поэт. Его поэму «Открытое море» (1922) Bс. Рождественский назвал «полузаглушенным воспоминанием “Открытия Америки” Гумилева» . О его же публикации в сборнике «Островитяне» (1922) Bс. Рождественский писал: «Стихи С. Колбасьева читайте вслух. Прислушайтесь к их ритмическому ходу. <...> Слова сухи, отчетливы, как команда. В них даже есть не совсем приятный металлический привкус» . Появись эта рецензия на пару лет раньше, можно было бы подумать, что речь идет об особенностях гумилевской поэтики.

9 апреля 1937 года С. А. Колбасьев был арестован. 25 октября того же года Особой тройкой НКВД приговорен (за «антисоветскую пропаганду и измену Родине») к высшей мере. По официальным данным, расстрелян 30 октября 1937 года.

Однако, судя по убедительным аргументам Галины Сергеевны Колбасьевой, приговор не был приведен в исполнение. Колбасьева этапировали в лагерь на Таймыре. «Моряк, поэт и воин» умер, возвращаясь в лагерь с работы по лютому морозу.

Мих. Эльзон, С.-Петербург

Мы публиковали расстрельную биографическую справку и копии архивных документов о Колбасьеве во 2-м томе «Ленинградского мартиролога» с большими сомнениями. Судя по документам - он был расстрелян 30 октября 1937 г. Судя по следственному делу и воспоминаниям В. М. Ярошевича, Колбасьев был жив по крайней мере в декабре 1937 г.

За время подготовки к изданию следующих томов «Ленинградского мартиролога» я исследовал значительное количество предписаний на расстрел и актов о приведении приговоров в исполнение в Ленинграде в 1937-1938 гг. Могу утверждать, что не всех заключенных расстреливали в тот день, который указан в актах о приведении приговоров в исполнение. И вот почему.

Приказ НКВД № 00447 и публикуемый в 5-м томе «Ленинградского мартиролога» приказ по Ленинградскому управлению № 00117 требовали от исполнителей отчётности невозможно точной и оперативной. Каждые 5 дней надлежало представлять в Москву отчёты о количестве арестованных, осужденных и расстрелянных. Следственные дела расстрелянных, с приложенными к ним актами о расстреле, также подлежали отсылке в Москву, в центральный 8-й (учетно-регистрационный) отдел НКВД.

Но в то время, когда Особая тройка УНКВД ЛО принимала очередное решение о расстрелах и составляла соответствующий протокол, приговоренные содержались в разных тюрьмах Ленинграда и тюрьмах других городов Ленинградской области. Некоторые - в тюремных больницах. Многих предстояло сначала доставить в Ленинград (долечить, если необходимо) и лишь потом выдать для исполнения приговора коменданту УНКВД ЛО и расстрелять в Ленинграде. (Регулярно расстреливали только в Ленинградских, Новгородской и Боровичской тюрьмах.) В сохранившихся предписаниях на расстрел часто указано, что иногородние арестанты будут доставлены в Ленинград. Уже поэтому ясно, что вряд ли приговоренные по одному протоколу всегда могли быть расстреляны единовременно, как о том свидетельствует запись на соответствующем протоколу предписании.

Не менее важное обстоятельство состоит в том, что предписания начальнику внутренней тюрьмы и коменданту требовали от первого - не выдавать, а от второго - не принимать приговоренных к расстрелу в случае выявления малейших расхождений в установочных данных (фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения). Дело в том, что при массовых расстрелах возрастала возможность роковых ошибок, а затем привлечения исполнителей к ответственности за эти ошибки. Документально подтверждается, что ряд официально «расстрелянных» граждан на самом деле в течение нескольких дней, недель и даже месяцев продолжали пребывать в тюрьме до разрешения всех возникавших вопросов. Затем их расстреливали на основании служебных записок начальника 8-го отдела на имя коменданта.

Ленинградские чекисты должны были вовремя и регулярно отчитываться перед Москвой об успешном выполнении и перевыполнении планов, либо так же регулярно рапортовать о самых различных причинах сбоев (не вовремя доставили приговоренных; приговоренный уже расстрелян ранее; приговоренный находится в больнице; запрошенный из другого города приговоренный переведен в иную тюрьму; приговоренный умер; приговоренный заявляет во время расстрела, что его принимают за другого человека и др.).

Практика несвоевременного исполнения расстрельных приговоров существовала и до карательной операции 1937 года. В 4-м томе «Ленинградского мартиролога» мы рассказывали о задержке начальником УНКВД ЛО Заковским исполнения приговоров выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР в отношении Ф. Д. Пичурина, Н. С. Фролова, И. Ф. Царева, М. С. Годеса, И. А. Светикова (С. 602, 638-645; ил. 134, 135). Если того требовали интересы следствия, пусть даже местного, а не московского, обреченный оставался некоторое время в живых. Иногда его переводили при этом на одиночное содержание под номером, с уничтожением всех документальных следов пребывания в тюрьме.

Что же было в случае с Колбасьевым? Как отделить ложь от правды? Можно не сомневаться в том, что официальное свидетельство о его смерти, выданное в 1957 г. сразу после реабилитации - ложное, лживое. Но именно тогда смерть Колбасьева была зарегистрирована в установленном негласном порядке - без сообщения родственникам верной даты, причины и места смерти. И последующее свидетельство о смерти, «более верное», - основано на той же архивной записи.

Во время реабилитации Колбасьева в 1956 г. прокуратура имела возможность ознакомиться с его архивно-следственным делом, которое не оставляло сомнений - человек расстрелян 30 октября 1937 г. по решению Особой тройки. В наличии - выписка из Протокола заседания Особой тройки УНКВД ЛО № 115. В особом конверте - акт о приведении приговора в исполнение: дата, подпись коменданта Поликарпова. Если бы Прокуратура ознакомилась с групповым предписанием на расстрел - и в этом случае сомнений не оставалось бы: на месте и положенная «галочка» против имени Колбасьева и итоговая запись Поликарпова.

Казалось, сомнения в расстреле Колбасьева 30 октября 1937 г. основаны на легенде. Сколько известно историй о тенях людей, блуждавших по лабиринтам ГУЛАГа, встреченных то здесь, то там! Рассказы о них должны были рождаться хотя бы для того, чтобы поддерживать веру в ослабевших душах. Вот и в наши дни писатель Василий Аксенов, прочтя в журнале «Нева» в 1989 г. воспоминания дочери Колбасьева, изобразил его лефортовским узником в «Московской саге». Хотя никаких свидетельств пребывания Колбасьева в московской Лефортовской тюрьме нет.

Но главное сомнение в официальных утверждениях оставалось у дочери Колбасьева, Галины Сергеевны.

Сохранись тюремное дело Колбасьева, а не только архивно-следственное, что-то стало бы яснее. Увы, как мы писали в предисловии к 3-му тому «Ленинградского мартиролога», тюремные дела расстрелянных были уничтожены 4 июля 1941 г.

Уцелели, правда не все, тюремные карточки. В настоящем томе мы публикуем четыре тюремные карточки, среди них - карточку Сергея Колбасьева (см. ил.). Как видите, Колбасьев действительно не был вовремя выдан коменданту для расстрела, в его карточке нет записи «в/к 30/X-37», есть совсем другая запись: убыл из тюрьмы «21/I 38 в отд[еление] тюрьмы».

Куда убыл Колбасьев? в какое отделение тюрьмы? на «Нижегородскую, 39»? в «Кресты»? надолго ли? Вопросов не стало меньше. Трудно поверить, что приговоренного к расстрелу и, согласно отчету, расстрелянного заключенного могли перевести в лагерь. С другой стороны, кто знал о тайных расстрелах? Родные погибших должны были верить ответу: «содержится в дальних лагерях без права переписки».

Анатолий Разумов

P.S. Ко времени издания 12-го тома «Ленинградского мартиролога» стало понятно, что расстреливали в отделении тюрьмы госбезопасности на Нижегородской, 39 (ныне изолятор на ул. Академика Лебедева). Туда переводили в канун расстрела. Даты перевода в эту тюрьму, отмеченные на тюремных карточках, совпадают с датами расстрелов, указанных в актах. С большой долей вероятности можно утверждать, что Колбасьев расстрелян 21 января 1938 г.

А. Р.

Н. Струве. Последнее стихотворение Н. Гумилева // Вестник РХД. 1970. № 98. С. 64- 65.

Вл. Муравьев. «Мы новые колокола…»: Страницы лагерной поэзии // Лит. газ. 1989. 5 июля. С. 5; Средь других имен... М., 1990. С. 56.

См. А. Разумов. Л. Гумилев о «деле» Н. Гумилева. Эльзон М. Последнее «прости» поэта» // Вечерний Петербург. 1994. 8 июля. С. 3.

русский прозаик-маринист и поэт, ранний пропагандист джаза в СССР, талантливый радиоинженер, пропагандист радиолюбительства

Биография

Родился в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева (ум.1913) и Эмилии Элеоноры (Эмилии Петровны) Каруана. Учился в петербургской гимназии Лентовской, затем, по примеру братьев отца, с 1915 в Морском кадетском корпусе (практику проходил в 1917 году на миноносце «Свирепый»); после закрытия корпуса и досрочного выпуска, был направлен на Северный флот; переводчик при союзной миссии. Перед интервенцией уехал в Петроград. В 1918 стал моряком РККФ и слу­жил на Балтийском флоте (линкор «Петропавловск») и Волжско-Каспийской флотилии (эсминцы «Московитянин» и «Прыткий»), неко­торое время был командиром дивизиона минных заградителей. Летом 1921 во время службы на Чёрном море познакомился с Н. С. Гумилёвым .

В 1921 возвратился в Петроград; вместе с Н. Тихоновым и К. Ваги­новым вступил в литературную группу «Островитяне» и в сборнике этой группы опубликовал пять своих первых стихотворений.
В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского , Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература» и уволен в запас.
Работал перевод­чиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве и в 1923-1928 в торговом представительстве в Хельсинки, затем там же в Хельсинки заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

После возвращения в Ленинград он полностью посвятил себя литературной деятельно­сти, став членом объединения ЛОКАФ. По воспоминаниям Исая Рахтанова, именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Тихонов испытал сильное влия­ние Р. Киплинга .

В 1931-32 гг. Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин» и «Карл Маркс». В 1937 году ему было присвоено звание интенданта 3-го ранга.

В 1933 и 1934 (дело «Двойник») арестовывался по подозрению в шпионаже в пользу Великобритании и Финляндии , оба раза оправдан.

9 апреля 1937 был арестован. Обвинялся по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация) УК РСФСР. 25 октября 1937 года постановлением Особой тройки УНКВД Ленобласти определена ВМН. В течение 20 лет его имя не упоминалось. О его смерти стало известно лишь после реабилитации, последовавшей 2 июля 1956. Сведения же о его гибели противоречивы: по одним данным он был расстрелян 30 октября 1937, по другим - в феврале 1938 замёрз на лесоповале в Талнахе, по третьим - скончался от лимфосаркомы 30 октября 1942 г.

Единственной темой его произведений была служба на кораблях Красного флота, начиная со времён гражданской войны и кончая первой пяти­леткой. Около 1930 Колбасьев писал также научно-популярные книжки для юношества о радиотехнике.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 годах, а не Гумилёвым в 1921 г. написано известное стихотворение "В час вечерний, в час заката...", которое обычно считается предсмертным стихотворением Гумилева.

Увековечение памяти

  • В 1999 году имя А. С. Колбасьева присвоено базовому тральщику Балтийского флота.
  • В 2007 году на доме по адресу Моховой улице 18, где в квартире № 6 проживал писатель, открыта памятная доска (автор Геннадий Пейчев).

Семья

В 1923 А. С. Колбасьев женился на Вере Петровне Семёновой, в том же году у них родилась дочь Галина. В 1928 они разошлись. Хотя официального развода не было, в протоколах допросов женой указана тогдашняя подруга Колбасьева - Нина Николаевна Малкова, впоследствии сосланная в Ярославль.

Сочинения

  • Открытое море. Стихи. Петроград, 1922
  • Радио - нам, 1929
  • Поворот все вдруг (Трилогия, включает повести Арсен Люпен, «Джигит», Река), Ленинград, 1930
  • Салажонок, Москва, 1931
  • Радиокнижка, 1931
  • Правила совместного плавания, 1935
  • Военно-морские повести, Москва, 1936
  • Командиры кораблей, журнал «Нева» 1983.
  • Два рассказа // «Ав­рора», 1984, № 12.

Серге́й Ада́мович Колба́сьев (3 (15 ) марта , Одесса , Херсонская губерния , Российская империя -30 октября 1937/30 октября 1942 ) - русский и советский моряк, прозаик-маринист, поэт, радиолюбитель, энтузиаст джаза .

Биография [ | ]

Осенью 1919 года на линкоре «Петропавловск» участвовал в обороне Петрограда.

С июля 1920 года служил командиром канонерской лодки «Знамя социализма» и, одновременно, командиром дивизиона канонерских лодок Азовской флотилии . С февраля 1920 года по февраль 1921 года был начальником оперативного отдела эскадры морских сил Черного моря . В феврале 1922 года по ходатайству наркома просвещения А. В. Луначарского Колбасьев был откомандирован для работы в издательстве «Всемирная литература » и уволен в запас.

В 1931-1932 годах Колбасьев проходил стажировку на эсминцах «Калинин » и «Карл Маркс » в качестве штурмана, затем флаг-связиста дивизиона эсминцев . В 1937 году Колбасьеву было присвоено звание интенданта 3-го ранга, что соответствовало званию капитан-лейтенанта в военно-морском флоте.

Дипломатическая работа [ | ]

Работал переводчиком в советских дипломатических миссиях: в 1923 году в кабульском полпредстве (вернулся на родину из-за конфликта с главой миссии Ф. Ф. Раскольниковым), и в 1923-1928 годах - в торговом представительстве в Хельсинки . Затем там же, в Хельсинки, заведовал экспортом и импортом радиооборудования.

Творческая деятельность [ | ]

Во время службы на Чёрном море летом 1921 года познакомился с Николаем Гумилёвым и решил заняться литературой.

В 1921 году вернулся в Петроград. Вместе с Н. Тихоновым и К. Вагиновым вступил в литературную группу «». В сборнике этой группы опубликовал пять первых стихотворений. По воспоминаниям Исая Рахтанова , именно благодаря Колбасьеву, владевшему английским языком, Николай Тихонов испытал сильное влияние Редьярда Киплинга .

В Ленинграде Колбасьев стал членом «Литературного объединения Красной Армии и Флота ». В журнале «Вокруг света » писатель опубликовал роман-игру «Факультет кругосветного путешествия» (1928), цикл морских рассказов «Поворот все вдруг» (1930), повесть «Салажонок» (1931). Около 1930 года он написал научно-популярную книжку для юношества о радиотехнике, писал очерки о социалистическом строительстве в городе и на селе.

Колбасьев продолжил литературную деятельность, опубликовав книгу «Правила совместного плавания», повести «Арсен Люпен», «Джигит» и «Река». Главной темой произведений писателя была служба на кораблях Красного флота, со времён Гражданской войны до первой пятилетки . Совместно с литературным критиком Н. А. Коварским написал сценарий к фильму «Миноносец „Бауман“».

В своих рассказах Колбасьев описывает собственный опыт службы во флоте, уделяя большое внимание техническим подробностям. Его проза - чаще всего автобиографическая, - написана живо, но вовсе не плотно, не сжато; Колбасьев любит удивлять неожиданными поворотами сюжета и оживлять повествование прямой речью.

Есть версия, что именно Колбасьевым в 1937 или 1938 году написано известное стихотворение «В час вечерний, в час заката…», которое обычно считается предсмертным стихотворением Николая Гумилёва .

Увлечения [ | ]

С. А. Колбасьев обладал разносторонними интересами, много читал, хорошо знал живопись и музыку, увлекался фотографией, авиа- и судомоделизмом , радиолюбительством .

Судомоделизм [ | ]

Модели кораблей он начал строить ещё в детстве. лет с десяти, построил настоящий флот. Модели надводных и подводных кораблей отличались тщательностью изготовления, вплоть до мелких деталей - якорей, шлюпок, поворотных орудий и такелажа, при том, длина одного из самых крупных кораблей - линкора - была около восемнадцати сантиметров.

Подаренная дочери собственноручно изготовленная модель яхты (длиной около шестидесяти пяти сантиметров) была пригодна для пусков в Финском заливе, на ней можно было поднимать и спускать паруса.

Коллекция моделей погибла во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Радиолюбительство [ | ]

Важное место в жизни С. А. Колбасьева занимало увлечение радио. Он не только собрал собственный проигрыватель для пластинок, которые привозил из зарубежных командировок, и приемник, отличавшиеся прекрасным качеством звучания, но и, совместно с писателем и инженером В. Д. Охотниковым , разработал и звукозаписывающий аппарат. В этом устройстве для записи звука использовалась склеенная в кольцо кинопленка.

Им же было создано оригинальное устройство для воспроизведения изображения, в котором картинка возникала при вращении металлического перфорированного диска.

Написал популярные книги для юных радиолюбителей - «Радио - нам » и «Радиокнижка », которая выдержала три издания.

Энтузиаст джаза [ | ]

Колбасьев был одним из пропагандистов джазовой музыки в СССР. Он коллекционировал грампластинки, записывал музыку с радиоэфира с помощью рекордеров собственной конструкции, вёл радио-передачи о джазе и выступал с лекциями в ленинградских и московских домах культуры. Был консультантом-методистом молодёжного джаз-оркестра, опубликовал статью «Jazz » (журнал «Тридцать дней », 1934, № 12). Эта сторона его деятельности показана в кинофильме 1983 года «Мы из джаза ».

Аресты и репрессии [ | ]

В декабре 1933 года и в 1934 году С. А. Колбасьев дважды был арестован как «сотрудник иностранных разведорганов» Великобритании и Финляндии (дело «Двойник»), но оба раза был освобождён.

В ночь на 9 апреля 1937 года был арестован в последний раз. Совместно с писателем М. Е. Зуевым-Ордынцем обвинён по статьям 58-1а (измена Родине) и 58-10 (контрреволюционная агитация)