Кто нарисовал картину березовая роща. Архип Иванович Куинджи

] Оригинал взят у netta_strofa в Архип Иванович Куинджи. "Березовая роща"

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи
— Илья Ефимович Репин

"Березовая роща" Куинджи, датированная 1879 годом, произвела огромное впечатление на современников и по сей день является едва ли не самым знаменитым произведением художника. Безусловно, в русле традиций передвижников картина стала новаторской, ломающей каноны сурового реализма в живописи с его социальной подоплекой сюжетов и трагическими красками.

Березовая роща 1879

"Березовую рощу" называют светлой картиной Куинджи, пронизанной светом, светящейся.
Мне думается, что она столь же драматична, как и прочие вещи живописца. За высвеченными солнечными лучами березами переднего плана высится таинственный лес с мрачными переплетениями стволов с массивными темными кронами, между тем как верхушки "передних" берез, наверняка прозрачные, дрожащие, не видны, только угадываются. На самом переднем плане картины лежат густые тени. В целом сгущенных насыщенных красок в картине немало, может быть, однако, меньше, чем во многих других работах Куинджи. Ликующий полдень, обволакивающее тепло солнца, сосредоточенные в центре композиции, приковывают внимание и придают "Березовой роще" какую-то меланхоличность - грусть от того, что скоро день сменится вечером и роща погрузится в темноту.
В картине отчетливо прослеживается стилистика модерна с его условной декоративностью - в четкой несколько магической выписанности березовых стволов. Однако от написанной чуть размытыми красками опушки с ее цветущими растениями, пруда, затянутого нежной ряской, веет духом импрессионизма.

Еще более импрессионистической кажется другая "Березовая роща", созданная в 1901 году. Это роща дымчатого воздуха и легкого перламутрового света, одновременно мечтательная и величественная в своем тихом покое. Очаровательно мягкий, задумчивый, великолепный пейзаж, также получивший славу и признание.

Березовая роща 1901

Художником были написаны еще несколько картин и эскизов под названием "Березовая роща".
Мне нравятся "Березовая роща" - осенний пейзаж и "Березовая роща. Пятна солнечного света" - грустные, совершенно импрессионистические работы с удивительной гармонией золотистого света и охристых цветов рощи, с сияющей полуденной зеленью и переливами солнечных бликов в летней роще с "Пятнами солнечного света".
Талантливый контраст с причудливым плотным колоритом - ультрамарина, пурпура и малахита - березовой рощи ночью ("Лес"), написанной в типичной для Куинджи манере, в духе старинных сказок и сказаний.

Березовая роща 1898-1908

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1880-е

Березовая роща 1879

Березовая роща Вариант-эскиз одноименной картины 1879 года

Березовая роща (Лес) 1880-е

Березовая роща. Пятна солнечного света 1890-1895

Очередная выставка - уже седьмая по счету - художников-передвижников обещала, как всегда, массу новинок и неожиданных художественных решений. Публика с нетерпением ожидала не только работ уже признанных мастеров, но и появления новых имен, работающих в стиле реализма. Настоящим событием этой выставки стала картина Куинджи «Березовая роща».

Биография замечательного художника Архипа Куинджи является отличным примером для тех, кто, несмотря на все трудности и препятствия, твердо движется к намеченной цели. Всеми своими работами мастер стремился оправдать свою фамилию, которая в переводе с греческого означает «золотых дел мастер». Только с третьей попытки поступив в Академию художеств, он привнес много нового в композиционное построение пейзажа, в придание картинам яркости и утонченности. Прекрасным примером всего этого служит работа Куинджи «Березовая роща».

Выходец из Мариуполя был далеко не первым, кто взялся за изображение негласного символа России, однако ему удалось найти такие средства, которые сделали картину по-настоящему одухотворенной.

«Березовая роща» Куинджи, описание истории которой можно найти практически в любом крупном художественном справочнике, являет собой пример стиля, известного как «романтический пейзаж». Для этого стиля характерны мастерское использование света и тени в сочетании с открытостью композиции.

В частности, в картине Куинджи «Березовая роща» необходимый эффект дает изображение светло-зеленых ветвей берез на фоне темно-зеленой чащи леса. За счет использования такого приема достигается праздничность и яркость изображения. Резко выделенный контраст между солнечным светом и тенью создает у зрителя радостное, приподнятое настроение. В композиционном плане важнейшую роль играет ручей, который делит полотно на две части, он придает картине живость, задает ритм, побуждает к жизни и творчеству.

Практически все критики и искусствоведы сходятся во мнении, что в картине Куинджи «Березовая роща» автору удалось придать значимость и яркость вполне обыденному для нашей страны пейзажу. Достигается это за счет сочетания сочности красок, смелого выстраивания композиционного пространства, а также за счет филигранной техники перехода одной цветовой гаммы к другой. Как никто другой, Куинджи умел показывать свет, даже обходясь без солнечных лучей.

Живость картине придают различные мелкие детали, которым автор уделил очень пристальное внимание. Во многом именно поэтому данное полотно создает у зрителя «эффект присутствия», заставляя вдыхать аромат берез и прислушиваться к журчанию ручья.

Приемы, использованные автором в «Березовой роще», были впоследствии применены Куинджи и в других известных работах: «Ночь на Днепре», «После дождя», «Море ночью». Имя этого замечательного мастера вошло в золотой фонд отечественного пейзажа, наряду с такими корифеями, как Шишкин и Левитан. В настоящее время работа Куинджи «Березовая роща» хранится в Третьяковской галерее, не переставая радовать новые поколения ценителей настоящего искусства.

Исаак Ильич Левитан - художник, за которым по праву закрепилась репутация создателя «пейзажа настроения». Природа в его живописных творениях сияет нежным светом любви. Такова и картина Левитана «Березовая роща», которую мастер создал в возрасте двадцати девяти лет.

Истоки

Биография художника окутана тайной - он не любил говорить о детстве и семье, при жизни уничтожил весь свой архив. Найденная после его смерти пачка писем содержала «гриф»: «Сжечь, не читая», что и было сделано. По немногочисленным воспоминаниям современников можно установить, что Левитан очень рано проявил дар рисовальщика и приобщился к этому виду искусства. В 13 лет он стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Поленов и Саврасов - известнейшие тогда российские художники. Картина Левитана «Березовая роща» напоминает нам о неразрывной и глубокой связи, объединяющей наших пейзажистов, так остро чувствовавших нрав чудесной

Пейзажист, которому нет равных

Картины учителей захватывали воображение молодого Левитана. Особенно его увлекала идея воплощения на полотне самой души природы, ее многогранных настроений. О своем учителе А. Саврасове Исаак Ильич отзывался как о живописце, умевшем отыскать в обыкновенном глубоко интимные, необыкновенно трогательные черты, которые так сильно ощущаются в русском пейзаже. Первые работы молодого Левитана немного напоминали манеру учителя. Элегические настроения, сумеречные оттенки, мрачные и задумчивые объекты - болота, омуты, заброшенные сельские погосты - все демонстрировало близость эстетики левитановских холстов творческой манере Саврасова.

Но очень скоро ученик продемонстрировал собственный живописный «язык», по которому его теперь безошибочно узнают все.

Картина Левитана «Березовая роща»: история создания

Это были годы сближения с замечательным русским писателем Антоном Чеховым. Вместе с семьей Чеховых Левитан отдыхал в близ деревни Бабкино. Именно там и рождалась великолепная картина Левитана «Березовая роща». Мастер создавал ее четыре года, закончив работу на Волге, в Сегодня этот шедевр экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Дыхание русского леса

Исаака Левитана «Березовая роща» следует начать с того, что реальным объектом, с которого художник писал сияющие жемчугом и изумрудом деревья, была Плесская роща.

Настроение безотчетной радости, свежести и оптимизма источает эта небольшая, но выразительная картина. Как Левитан добивается такой эмоциональной силы? Безусловно, здесь имеет место сплав мастерства и гармонии, составлявшей основу внутреннего мира художника.

Игра света и тени

Чем привлекательна для специалиста картина Левитана «Березовая роща»? Анализ техники и приемов, которые использует художник, позволяют восстановить уникальные особенности кисти мастера. Все пространство картины наполнено только травой, в которой сверкают синие и желтые искорки цветков, стволами, блестящей зеленью крон: не видно неба, не мелькает нигде ни зверь, ни птица. Тем не менее лес живет! Мы чувствуем его свежее дыхание, слышим жизнерадостный шелест листвы. Художник умело передает движение теплых лучей, одухотворяющих пейзаж трепетной нежностью и веселием. Две березки на переднем плане поражают лиричностью и правдоподобием. Розовые и тепло-коричневые пятна мягко легли на стволы. Картина напоминает непосредственность и легкий чистый ритм импрессионизма.

Современники утверждают, что друг Левитана - Антон Павлович Чехов - говорил автору, что в этой картине, как ни в какой другой, чувствуется улыбка гениального художника.

Http://gallerix.ru В 1879 году на седьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи показывает ставшую знаменитой в последствии «Березовую рощу». Реакция художников и зрителей была единодушной: Куинджи удивил всех необычностью картины. Он продолжил традиции русского романтического пейзажа.
В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Группы берёз с выверенной точностью размещены на полотне. Основания стволов намеренно уплощены, что создаёт некоторую условность. Декоративность проявляется в статичности – листва на деревьях будто застыла, а воздух настолько прозрачен, что очевидно: на поляне нет ни единого дуновения ветерка. Чаща в глубине картины лишена детализации – это тёмно-зелёная стена, призванная оттенить цветовые контрасты. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные, попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья. Ручей «уводит» вглубь картины, в лес (в его темный силуэт), теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести, прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Художник не выделяет детали леса, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет. Картина написана фактически одним зеленым цветом и построена на резком контрасте солнечных пятен в центре и густой тени в глубине. Симметричная композиция (ручей делит ее практически пополам), четко фиксированные пространственные планы рождают эффект искусно сочиненного вида: Куинджи работал по памяти, не пользуясь натурными этюдами. Форсируя светотеневой контраст, художник добивается впечатления ослепительно яркого солнечного света. Природа кажется недвижной. Она словно зачарована неведомой силой.
Куинджи со своей декоративностью, упрощением, новаторским использованием силы цвета во многом опередил своё время, и поэтому не все сразу приняли работу, хотя именно «Берёзовой роще» суждено было стать «визитной карточкой» художника.
На данный момент картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Торжество света в картине Куинджи "Берёзовая роща"

Живописец Архип Иванович Куинджи жил в XIX веке, он родился в 1842 году. Основное творческое наследие художника состоит из ярких романтических пейзажей. Но ни одна картина не принесла ему столько славы, сколько полотно "Берёзовая роща", написанное в 1879 году. Эта картина настолько потрясла зрителей и сам художник настолько гордился ею, что впоследствии он создал несколько вариантов этой же картины. Было написано и немало похожих работ на эту тему. Берёзы стали любимым деревом Архипа Ивановича.

Основная, первая картина "Бёрезовая роща" хранится в Государственной Третьяковской галереи как шедевр русской живописи. А сначала она появилась на выставке художников-передвижников, буквально поразив всех зрителей. Так еще никто не писал пейзажей! Стиль ее определяется знатоками как "романтический пейзаж".

Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. Многие говорят именно о настроении, которое передается полотном. Для искусства это важнее, чем простая передача нюансов - рисование сучков, веточек, листочков и травинок. Куда важнее передать чувства, которые возникают при взгляде на это - ликование, восторг, радость, восхищение.

Все это мы видим в "Берёзовой роще". По сути, это не роща, а лишь ее фрагмент, то, что смогло поместиться в раму. Сюда вошло лишь несколько березовых стволов, не поместились их лиственные кроны. Для художника они совсем не важны, тем более, он рассчитывает, что наше воображение их "дорисует". А главное для него - показать торжество света, показать, как солнечный свет преобразует все вокруг.

Итак, на переднем плане темное пятно травы, на которую падает тень. Травяной фон почти сливается с темно-зеленой водой заболоченного ручья, который делит картину пополам ровно по вертикали. Средний план - это белые стволы берёз. За ними - залитая солнцем лужайка. На дальнем плане собственно берёзовая роща. В верней части по центру прорывается треугольный лоскуток голубого неба.

Деревья растут группами, по два-три. От этого их ровные белые стволы накренились. Из-за четко обозначенных горизонтальных, вертикальных и диагональных линий получился какой-то декоративный геометрический узор. Не зря специалисты говорят о декоративности живописи Куинджи. Кажется, что художник использовал избыток красок, так ярка, солнечна картина. На самом деле мы видим лишь несколько оттенков зеленого, голубой, а также белый и темный, почти черный цвет. Контраст между ними помогает нам увидеть все остальные тона. Мы замечаем их и вместе с пейзажистом радуемся солнцу.