Мероприятие в доу ко дню славянской письменности. Сценарий детского праздника

Сценарий праздника славянской письменности.

Каждый слушать их готов,

Сколько песен о России-

Столько в ополе цветов.

Песня. « Моя Россия.»

1.Россия моя, с чем тебя мне сравнить?

Без тебя мне не петь, без тебя мне не жить!

Россия моя, соловьиный рассвет,

Ранит душу мою твой березовый цвет.

Все, чем в мире живу,

Все, чем в жизни дышу,

Все, что было и есть я –Россией зову!

Ты мудра и добра,

И народы земли славят имя твое, славят думы твои!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

(Мальчик Ваня разглядывает старославянский буквы, любуется ими.)

Ваня:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

(Под звуки танцевальной музыки вбегают буквы, У детей короны с буквами кириллицы.)

Ваня : (удивлённо) Вы кто?

Буквы:

Я буква ИЖИЦА.

Я ФИТА

Я ЮС МАЛЫЙ

Я ПСИ

А я ЯТЬ

Ваня:

Вы красивы и веет от вас стариной, но наш алфавит стал иной, мне очень жаль, что из нашего вы исчезли письма.

Буквы:

1: Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

Ваня:

Многие вещи стали редкостью,

Это память о наших предках.

2: Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

3: Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

(Буквы уходят)

Ваня: Проходят времена, меняется человек.

Иной облик придаёт ему век.

Но жив православный народный дух

Благодаря деянию двух

Братьев славянских - Кирилла и Мефодия,

Память, о которых вечно в народе.

Сила деяния Кирилла и Мефодия,

Велика и бессмертна, как родной язык.

Ведущий:

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. (звучит старинная азбука ) Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди", "покой". Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

(Входят буквы).

Аз:

Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз".

Буки :

А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". А теперь назовите нас по порядку.

Ведущий:

Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.. А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди :

Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий:

Ну, тогда слушай мою загадку:

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (березы).

Глаголь:

Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".

Ведущий:

Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько: подумать. В народе говорили: "Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".

Ведущий :

Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро:

Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".

Ведущий:

Какое у тебя доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека.

Чтец:

Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта - не пряник, не конфета.

Чтец:

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Ведущий: А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди :

Здравствуйте, дети! Я - буква "Люди".

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Ведущий:

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них - Буква рычащая.

Рцы:

Здравствуйте, дети! Я - буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь

Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Чтец:

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Чтец:

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Чтец:

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Чтец:

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.


Ведущий 2: С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?

Ведущий 1: Как возник у каждого народа его родной язык?

Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение. Благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

3чтец.

Первоучители!

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,

И болгарский язык понимали.

Ведущий 1: Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции).

Ведущий 2: В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший.

Всё в школе казалось Константину очень интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами: А почему учитель всё время говорит по-гречески? А почему у славян нет своих книг? А Михаил отвечал: « Потому что писать на славянском языке нельзя.»

«Вот я вырасту и придумаю славянские буквы».-сказал Константин.


Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.


Ведущий 1:

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.


Ведущий 2: Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Ведущий 1: Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

1чтец.

В Новгороде Великом есть памятник, который называется « Тысячелетие России».

2чтец.

В этом удивительном памятнике предстают перед нами более ста выдающихся деятелей нашего Отечества,и наряду с Нестором Летописцем, Пушкиным, Достоевским и другими великими людьми, мы видим святых Кирилла и Мефодия. Кто они такие?

3чтец.

Святые братья Кирилл и Мефодий - просветители славян. Создатели славянской письменности!

Первоучители!

Славим Русь нашу святую! По великим именам

Православную, родную нашим мыслям и сердцам,

Как прошла ты сквозь тревогу, сквозь безграмотность, вражду?

Вразумил тебя Мефодий с Константином на молву!

4чтец.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостальных,

В Белоруссии,

В Македонии, В Польше, Чехии и Словакии.

5чтец.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

1чтец.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Колокольный звон.)

2чтец.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон расстилается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

(Хор исполняет тропарь св. Кириллу и Мефодию).

3чтец:

Самый младший брат, самый старший брат –
Это братья Кирилл и Мефодий;
Нам открыла история их имена,
А они начинали историю…

4чтец.

Старший брат – Михаил,
Младший брат – Константин,
Так в миру их тогда называли,
С детства слышали старославянский язык,
И болгарский язык понимали.

5чтец.

Шел девятый век,
Европейский мир перемены ждал,
Азиатский мир перемены ждал,
А славянский мир это предвещал
.

1чтец.

Жития рассказывают нам, что родились братья в городе Солуни. В этом городе было много славян, и поэтому почти все его жители знали славянский язык. Этот язык с раннего детства был знаком Кириллу и Мефодию.

Монах Кирилл и праведник Мефодий,
Два брата, что в Салониках родились,
Задумали букварь создать славянский,
Чтоб знал Писанье каждый славянин…

2чтец.

Старший брат Михаил по следам отца
Поступил на службу военную;
Прослужив много лет, он решил уйти
От житейских дел и от суеты –
В монастырь на Олимп, прославлять Творца,
Созидать красоту нетленную.




3чтец.

Младший брат Константин, не спеша, подрастал,
С детства умные книги жадно читал,
Христианских церковных отцов почитал,
Трепетал от великого Слова,
От Григория Богослова!

Там он принял святой монашеский сан
И с тех пор называться Мефодием стал,
Приступил к своей службе немедленно:
Впереди его подвиг пожизненный ждал


Екатерина Малыгина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА» д/о

Развлечение «День славянской письменности и культуры »

для детей старшего дошкольного возраста .

Подготовила и провела :

Малыгина Е. А.

Цель : Знакомить дошкольников со славянской культурой .

Задачи :

1. Продолжить формирование интереса и уважения к родной культуре .

2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор.

3. Познакомить со старославянским алфавитом ;

4. Обратить внимание детей на значимость каждой буквы кириллицы

5. Воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Ход мероприятия:

Воспитатель в народном костюме заходит в зал

Воспитатель

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Звучит праздничный колокольный звон. Дети змейкой заходят в зал и останавливаются лицом к гостям

Русоволосые, сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные .

Древляне, русичи, славяне

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовёмся ныне россияне,

Издревле кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Мы чтим берёзы белоствольные,

Мы любим песни наши вольные.

Зовёмся Оли, Маши, Тани

Скажите, кто мы?

Дети (хором) Мы – славяне !

Звучит колокольный звон. Дети садятся на места.

Выходит воспитатель со свитком в руках.

Воспитатель

Здравствуйте, славные наши гостюшки , разлюбезные милые детушки. Расскажу я вам о святой Руси, о далёких временах, вам неведомых.

Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. Вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать да письма писать .

(Слайд 2) И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл и Мефодий. Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам . Ему стал помогать старший брат Мефодий . Долго речь они русскую слушали, а потом её стали записывать. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. (Слайд 3)

Раскрывает свиток, показывает азбуку. Слайд 4

Звучит хор «Славься » из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» .

Воспитатель Как называется эта азбука?

Дети (хором) Кириллица!

Воспитатель А почему она так названа?

Дети В честь Кирилла, её создателя.

Воспитатель Посмотрите повнимательней на эти буквы.

Не напоминают ли они уже знакомые вам буквы?

Воспитатель Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имело своё имя.

Послушайте, как звучит старинная азбука : аз, буки, веди, глагол…

Названия букв напоминали людям об их жизни :

«добро» , «люди» , «земля» , «покой» и т. д.

Мы сегодня оживим эти старинные буквы и узнаем о их значении.

Звучит отрывок хора «Славься » М. И. Глинки.

Дети берут буквы и по очереди выходят

Выходит ребёнок с буквой.

Реб. А (Лиза) Здравствуйте, дети! Меня зовут АЗ. Назовите слова, которые начинаются с этой буквы.

Дети перечисляют.

Выходит ребенок с буквой.

Реб. Б (Паша) Меня зовут БУКИ. Вспомните, сколько хороших слов начинается с этой буквы.

Дети перечисляют.

Воспитатель Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять вначале нашего алфавита. В народе так говорят : «Сначала «аз» , «буки» , а потом все науки». С познания азов начинается путь каждого из вас в мир знаний! А к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Представьтесь, пожалуйста!

Реб. В Меня зовут «Веди» ! Я всё знаю, про всё ведаю.

Отгадайте мою загадку :

Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети. (Земля) Слайд 5

Хоровод «Земелюшка-чернозем»

Воспитатель

А мы продолжим знакомство со славянской азбукой .

Звучит фрагмент хора «Славься » М. И. Глинки.

Выбегает ребёнок.

Реб. Г Здравствуйте, дети! Я буква «Глаголь» . Глаголить, значит

говорить. Но прежде, чем говорить, надо хорошенько подумать.

В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за

словечко, да не выкупишь».

Воспитатель

На Руси всегда уважали тех, кто был обучен грамоте - умел читать и писать. И много пословиц про это сложили. И сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы :

Кто много читает, тот много знает

С книгой поведешься, ума наберешься.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Написано пером,не вырубишь топором

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Воспитатель : Смотрите, к нам спешит ещё одна буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. Д Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя! Добро.

Реб. Д Слайд № 7

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет ,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель : Из «Азбуки» к нам идёт новая гостья!

Выбегает ребёнок.

Реб. Л Здравствуйте, дети! Я буква «Люди» !

Люди, вы в ладу живёте?

Ласку и любовь несёте?

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Танец «Дружба»

Воспитатель : Знакомьтесь, к нам идёт новая буква.

Выбегает ребёнок.

Реб. М Здравствуйте, меня зовут «Мыслите» .

О моей мудрости знают с давних пор.

Попробуйте отгадать мои загадки :

1. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (Книга)

2. Первая книжка для малышей.

Учит - мучит, а научит - радует. (Азбука)

3. Чёрные, кривые,

От рожденья все немые .

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (Буквы)

Воспитатель Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них

Буква рычащая.

Выбегает ребёнок.

Реб. р Слайд 8

Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы» !

Недаром я собой горжусь,

Ведь я начало слова «Русь» .

В сердце ты у каждого,

Родина- Россия!

Белые берёзки,

Колос налитой.

Нет тебя привольней,

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

Реб. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята,

Значит, будет жить она.

Песня «Рощица» (Дети расходятся по всему ковру, после песни проходят на стульчики)

Спасибо, буквы, вы учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию, что они подарили нам славянскую азбуку . 43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка. Слайд 10

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Воспитатель :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !



«Аз- свет миру»

Сценарий праздника славянской

письменности и культуры

в ГБОУ СОШ № 932

Разработала учитель русского языка и литературы

В.М.Лукьяненко

Май 2013 года

1 ведущий: 24 мая вся Россия торжественно отмечает День Славянской письменности и культуры! (слайды)

Начиная с 1992 года празднование Дня славянской письменности и культуры приобретает государственный характер. В том же году в Москве на Славянской площади был сооружён памятник святым братьям Кириллу и Мефодию. (Слайды)

2 ведущий:

Жили на свете Кирилл и Мефодий,

Два византийских монаха и вдруг

Нет, не легенда, не миф, не пародия,

Кто- то из низ и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит…

Как Прометей, зажжём эту спичк

Всё выполнимо, а это болит!

3 ведущий:

Так и возникло понятье «кириллица». (Слайды)

Перевели по- славянски Псалтирь.

Всё развивается, крепнет и ширится.

Пишем по – русски мы «Родина», Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

Площадь Славянская, память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

4 ведущий: До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит. Они написали и перевели евангельские притчи, апостольские послания и богослужебные тексты.

1 ведущий: (Слайды- азбука)

Нет, он от века не отстал.

Здесь что ни слово, то кристалл!

Да что там слово- буквы в нём

Горят божественным огнём!

2 ведущий:

Я прислушиваюсь к словам:

Открывается в них Россия,

Жизнь и счастье дающая сила-

Легендарная быль славян.

II часть

3 ведущий: Послушайте былину о Кирилле и Мефодии.

(Читает былину ученик в народном костюме)

Былина о Кирилле и Мефодии

То не солнце всходило красное

Из- за гор, из-за леса дремучего-

На святой земле нашей – матушке

Порождалися два богатыря.

И росли они в Македонии,

Набиралися ума-разума в Солониках,

Постигали языки латинские

Ещё греческие да болгарские.

Изучали они арифметику,

И сам царь Византийский им кланялся

За учёность их и усердие.

Вот 15 лет братьям минуло

И ещё т7 лет со остаточком-

Тут Мефодий стал военачальником.

Он создал себе дружинушку хоробрую,

Удалых дородных добрых молодцев.

А меньшой- то брат во Царь- град пошёл,

Изучил там все книги латинские,

Ещё греческие и еврейские,

И не стало равных брату меньшему

По уму его и учёности.

И ЗА МУДРОСТЬ ЕГО ЗА ВЕЛИКУЮ

Нарекли Константина Философом.

И пошли к Михаилу- императору

В Царь- град послы славянские,

Пришли с просьбой о великой милости,

Чтоб послал он на Русь мужа учёного-

Пусть обучит славян он грамоте!

И призвал император Мефодия,

Константина призвал Философа,

Повелел он составить азбуку,

Просветить все народы славянские.

И составили братья азбуку,

43 сочинили буквицы,

Чтоб учились славяне грамоте,

Чтоб услышали слово книжное,

И чтоб все племена словенские

Светом разума просветилися.

То не солнце восходит красное-

Земля Русская прославляется

И богатством своим, и знатностью,

Ну а пуще того- учёностью!

Имена же своих учителей

Не забудут народы славянские,

Чтят Кирилла и чтят Мефодия,

Всенародных своих просветителей!

частьIII

4 ведущий:

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник,

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг.

1 ведущий:

М.В.Ломоносов восхищался богатством русского языка:

«Испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично….Но русским языком со всеми оными говорить пристойно, ибо в нём великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и краткость греческого и латинского языка»

2 ведущий:

Русская азбука- уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука представляет собой сумму кодирующих фраз.

Рассмотрим 3 первые букВЫ:

Буки- БУКВЫ

Веди – знать, ведать

Аз БУКИ ВЕДИ – я знаю буквы

Глагол Добро Есте – Слово – это достояние

Живете – жить в труде

Земля – планета Земля и её обитатели

И – союз

Иже – те, которые

Како – как

Люди – существа разумные

Эта часть азбуки означала:

Живите, трудясь усердно, земляне, как подобает людям, постигайте наше мироздание.

3 ведущий:

А вот и всё азбучное послание:

Я знаю буквы:

Письмо- это достояние.

Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям.

Постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание- дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

4 ведущиё: Русскиё алфавит- это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации.

1 ведущий:

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно- строгие строки,

Литая славянская вязь,

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную крепость глагол.

3 ведущий:

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Аз есмь!»- заявила Вселенной,

«Аз есмь!»- заявила векам!

IY часть

4 ведущий:

В монастырской келье узкой

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Монах:

Ещё одно последнее сказанье,

И рукопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне грешному…

Стук в дверь

-Чу! Слышу шорох! Кто там?

(3 мальчика)

- Это мы, батюшка!

-Заходите, чада любезные! С чем пожаловали?

-Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно. Научиться.

-Пожалуй, что можно.

- А вы чьи будете?

-Я Ивашка! Я Захарка! А я Онфимка!

-Скажи, батюшка, откуда буквы взялись?

-Правда, откуда?

-Расскажи, батюшка!

-Давным- давно люди писать не умелт, посылали друг другу предметы. Послали как-то скифы царю Дарию…

-А кто такие скифы, батюшка?

- Это народ, который в древности населял юг России.

Так вот, послали скифы Дарию послание, в котором были предметы: мышь, лягушка, птица и 5 настоящих стрел. Долго думали жрецы и, наконец, разгадали смысл этого письма: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю.»

-1) Здорово! Правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя!

2) А как, батюшка, ещё люди писали?

- На скалах рисунки делали. Пиктография называется

-3) Интересное слово- пиктография.

- Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками

- А мы, батюшка, как будем писать?

- Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.

Кирилл молится:

Прошу тебя, Господи, просвети меня! Назову букву словом известным. Моя первая буква будет АЗ, что значит Я.Вторая буква БУКИ-это буквы. Третья буква Веди- это В. Широк смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!

1 ведущий:

Пройдут года, века, тысячелетия, но никогда потомки не забудут имён святых – Кирилл и Мефодий!

Все участники выходят на сцену

Гимн Кириллу и Мефодию

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Все: Слава вам, грамоты нашей творцы!

Анна Петришенко
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «День славянской письменности и культуры»

Цель: Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

Дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование: Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация; камень; мелки восковые, листы бумаги; выставки книг.

Музыкальное оформление: музыкальное сопровождение

Предварительная работа.

Познавательное развитие:экскурсия в библиотеку, рассматривание книг

Речевое развитие: разучивание стихотворений и пословиц по теме занятия

Ход НОД:

Воспитатель:

(Показывает детям Азбуку.)

Что это? (книга, Азбука, учебник)

Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

Все буквы вместе как называются (алфавит)

Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии- написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд)

Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание. (В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд)

Послушайте историю появления азбуки.

Давным- давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды) .

Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд)

Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд)

Рефлексия.

Давайте, ребята, и мы напишем послание в прошлое.

(раздаем бумагу и восковые мелки)

С появлением древнерусского алфавита, стали писаться книги. В основном это были церковные книги, поучения и научные труды. (слайд)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой»

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

Первая бука древнего алфавита называлась «Аз» вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

(Дети читают пословицы на усмотрение педагога)

Не пером пишут - умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть.

Прошло много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад. (слайд)

Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских. «Азбуку учат – на всю избу кричат» Послушайте, как в старину учили грамоту.

«Как церковный грамотей в старину учил детей» (дети читают стих)

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, –

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд)

А буквы мы учим теперь вот по такому букварю (слайд)

(Дети читают стихи)

Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.

(дети приглашаются на выставку книг)

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-Х КЛАССОВ

Цели :
1. Расширять знания и представления учащихся об истории возникновения славянской письменности и его роли в развитии человечества.
2. Пробудить интерес к истории письменности и культуры своего народа.
3. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.
4. Воспитывать уважение и понимание русской культуры, славянских традиций.
Оформление сцены :
лавочка, стол летописца с зажженной свечой, гусиным пером, свитки, плакат «Алфавит». На доске
плакат с надписью «День славянской письменности», листы папируса.
У всех участников эмблемы. (см. Приложение)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (учитель)
Начинаем наш праздник, посвященный Дню славянской культуры и письменности. В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие.
Ведущие (дети в национальных костюмах) : (встали в круг и говорят хором)
Из глубокого колодца (руки “О”)
Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой)
Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)
Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Белорус
Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.
Украинка
Слышу голос родимый
Городов, деревень.
Говорит Украина: – Здоровэнько булы!
– Добрый дэнь!

Русская
Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная.
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.
Белоруска
И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.
Украинец
Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные.
Русский
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
/ Они хором/ Мы – славяне!
Русская
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
Все: Мы – славяне!
Украинка
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…
(Выносят гостям каравай)
Учитель : 2014 год объявлен годом Культуры. Мы хотим обратиться к истокам нашей культуры, познакомить вас с историей зарождения письменности на Руси.
Сегодня, как никогда, стоит вспомнить о том, что праздник День славянской письменности –общеславянский. Мы должны бережно хранить вековые традиции. Понимать, что все славянские народы всегда были едины.
Итак, отправимся в путешествие по страницам истории. Узнаем, как появилась письменность на Руси.
Русский
-В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.
Русская
Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. (Слайд 2) Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал.
Учитель : Ребята, знаете ли вы на чём писали наши предки? Да. Это был папирус. Обратите внимание на доске у нас есть образцы листьев папируса. (Слайд 3) Позже на Руси стали использовать берестяные листы (обработанную кору берёзы). Издавна красавица берёзка почитаема на Руси.
(Слайд 4) Давайте исполним песню «Во поле берёза стояла»
Русская
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.

(Слайд 5)

(Входит монах с зажженной свечой, садится за стол, пишет гусиным пером)
Русский
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

(Нажать звук Слайд 5)/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/
Летописец (вставая)
По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Русская
Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Летописец
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель : (Слайд 6) Братья Кирилл и Мефодий, родом из Византии, святые равноапостольные ельбратья, принесли на Русь письменность и создали первую азбуку(кириллицу), используемую нами по сей день. Почитаются как святые.
Давайте вернёмся в далёкое прошлое и послушаем разговор двух братьев. Узнаем, кто же из них мечтал о создании славянской азбуки.
(Слайд 7)

(на лавочке сидят два брата, позади ходит с книгой школьный учитель)
Автор :На берегу тёплого моря стоит город СолУнь (сейчас он называется СалОники.) Здесь кончалась ВизантИя, дальше шли необъятные земли славян, наших предков. Многие жители СолУни тоже были славянами.
Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат-МЕФОДИЙ, через несколько лет пошёл в школу младший-Константин.
Всё в школе казалось ему ужасно интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:
Кирилл :
- А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно говорил по-славянски.
Мефодий :
- Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому, что книги, знания-всё от греков.
Кирилл :
-А почему у славян нет своих книг?

Мефодий :
-Потому что писать на славянском языке нельзя.
Автор : В это время мимо проходил школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель :
-Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!
Кирилл :
-Нет, можно! – заявил младший брат. Вот я вырасту и придумаю славянские буквы.
Уходят. Входит летописец с Азбукой, садится за стол.
Прошли годы. Младший брат учился очень примерно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но и там он не забывал о своей мечте – создать азбуку славян.
Этих братьев греческий царь Михаил послал к славянам, чтобы они смогли рассказать о святых христианских книгах, неизвестных им книжных словах.

Учитель: И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку.
(Слайд 8) Летописец (держит в руках книгу “Русская азбука”)
Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению
Украинец (берёт книгу у Летописца)
Вот азбука – начало все начал.
Открыл букварь – и детством так и дунуло!
Украинка
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Украинец
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.
Ведущий (учитель)
24 мая 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой и использовали новую азбуку для перевода на славянский язык греческих религиозных текстов. (Слайд 8) Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Остромирово Евангелие(Слайд 9), Апостол и Псалтырь.
Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.
И придумали Кирилл с Мефодием буквицы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей). А почему она так названа? (по имени Кирилла, одного из ее создателей).
(Слайд 10) Верно, ребята. Сначала было две азбуки Глаголица и Кириллица. Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Ответы детей). Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Они имела имя. Давайте вместе прочтём название букв первой строки.
(Слайд 11) (Читаем хором)
Аз- я;
Буки– буквы, книги;
Веди – ведать, знать;
Глаголь – говорю, слово;
Добро – добро;
Есть– есть;
Живете – жизнь;
Ведущий (учитель)
Если вы обратили внимание- все значения букв имели добрые значения и были связаны с жизнью, землей. Азбука рассказывала о жизни земли.
Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной Азбуки.
Входят «буквы».

Аз : Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? Правильно, меня зовут "Аз". Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети называют).
*****
Буки : А теперь угадайте, как меня зовут? Верно, меня зовут "Буки". Вспомните сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. А теперь назовите нас по порядку.
*******
Ведущий : Получилось слово "Азбука". Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки". С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения.

Ребята называют пословицы:

1. Ученье – свет, а не ученье - тьма.
2.Век живи –век учись.
3.Тяжело в ученье - легко в бою.
(Слайд 12) с пословицами)
Ведущий : А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!
Веди : Здравствуйте, дети! Меня зовут "Веди". Я все знаю, про все ведаю.
Я хочу загадать вам несколько загадок. Узнаю, что вы ведаете. (Читает по свитку).
1. Сестры –птички сели в ряд
И безмолвно говорят. (буквы)
2. Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
3. Поймаю гуся, пущу его в воду,
Буду им водить, он будет говорить. (Перо)
4. Какая водица только для грамотных годится? (Чернила)

5. Пятеро волов одной сохой пашут. (Пальцы и ручка)

Ведущий : Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Буква Глаголь :Здравствуйте, дети! Я буква "Глаголь".
Ведущий : Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: "Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь".
Буква Глаголь :Давайте попробуем досказать концовки предложений
(Читает по свитку) (Слайд 13)
2 А: “Аз, буки, веди, страшны как…………. медведи.”
2 В: “Азбуку учат, на всю избу…………….. кричат.”
2 Г: "Сперва АЗ да БУКИ, потом и …………..науки."

Ведущий : Смотрите, к нам спешит еще одна буква!
Добро : Добрый день, дети! Меня зовут "Добро".
Ведущий : Какое у тебя доброе имя! Доброта – лучшая черта характера человека.
Сегодня мы исполним песню «Доброта» (Слайд 14)
ДОБРОТА Слова Н. Тулуповой Музыка И. Лученка
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.

Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

Ведущий
: А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди : Здравствуйте, дети! Я – буква "Люди".
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите.
Лучистое солнце не делим на части,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья Ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям подарить.
Ведущий : Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслите: Здравствуйте, дети! Меня зовут "Мыслите".
Ведущий : Какая мудрая буква к нам явилась!
Мыслите: Я принесла вам поговорки. Объясните их значение. (раскрывает свитки с пословицами и поговорками.)
2 А класс.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Не красна птица пером, красна умом.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
2 В класс.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.
Что писано пером, не вырубишь топором.
2 Г класс.
Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
Учитель: Молодцы, ребята! Все правильно объяснили..
Белоруска
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.
Белорус
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.
Буква Рцы: Здравствуйте, дети! Я – буква "Рцы".
Недаром я собой горжусь, ведь – я начало слова "Русь
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата, –
Значит, будет жить она.
Исполняется песня: « Ах вы, сени мои, сени!»
Ведущий: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
(Слайд 15) Солунские братья – гордость всего славянского мира. Константина-Кирилла Философа и его брата Мефодия часто изображают с книгами в руках.
Думаем, что вам было интересно познакомиться с буквами кириллицы. Буквы-сестрицы приглашают вас к дальнейшему знакомству.
А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.
(Слайд 16) Дети выносят плакат «Алфавит»

1 чтец:
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
2 чтец:
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!
3 чтец:
Мы Отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей!
4 чтец:
Ждет тебя за труд награда –
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
5 чтец:
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
6 чтец:
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Ведущий: После смерти братья Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых. (Слайд 17, 18)
Во многих городах установлены памятники просветителям. На иконах их всегда изображают вместе. (Слайд19)Можно просветителей увидеть на старинных фресках.
(Слайд 20) Праздник славянской письменности отмечается совместно с церковью. Славяне внесли бесценный вклад в сокровищницу мировой культуры великими произведениями литературы, музыки, архитектурными памятниками, научными открытиями.
В честь Кирилла и Мефодия был написан Гимн Михаилом Розенгеймом «Слава вам, братья, славян просветителям» на музыку Владимира Главача.
(Слайд 20) Звук включить
Выходят все дети в костюмах
Украинец
Родная речь – Отечеству основа,
Не замути Божественный родник –
Храни себя – душа рождает слово –
Великий святорусский наш язык.
Украинка
Мы благодарны просвещенью, наука – солнце, душу грей,
Рукой отцов благославленный иди в историю смелей.
К апостолам высокославным любовь святая глубока
Дела Кирилла и Мефодия в России будут жить века.
Русская
И будет славить Русь родная святых апостолов славян…
И сладким звуком их имен, свои молитвы оглашая,
Из века в век, из рода в род, она их память соблюдает!
Вместе (все артисты)

Слава Кириллу, слава Мефодию – братьям святым!
Ведущий: Наш праздник – гимн ДРУЖБЕ, ПРОСВЕЩЕНИЮ.
Сохраняйте культурные традиции своего народа!
Спасибо за внимание!