Написать о софье горе от ума. Горе от ума характеристика образа София (Софья) Павловна Фамусова

Софья – кто она? Именно этот образ комедии считается наиболее сложным и неоднозначным. Даже для великого русского классика А.С. Пушкина характер этой героини не был полностью понятен. «Софья начертана неясно…» – так писал поэт А.А. Бестужеву в 1825 году. Другой российский писатель И.А. Гончаров обнаружил в образе дочери Фамусова определённую двойственность. Так, в критической статье «Мильон терзаний» видим следующий тезис: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью». С одной стороны, отмечается пытливый ум девушки, с другой – духовная «слепота».

Отметим, что пьеса А.С. Грибоедова является произведением реалистическим (не лишённым, однако, пережитков классицизма и отдельных романтических признаков). Значит, характеры не могут прописываться однозначно, отсутствует чёткое разделение героев на положительных и отрицательных. Таким образом, оказывается, что Софья занимает в комедии промежуточное положение между Чацким и так называемым фамусовским обществом. Для удобства знакомства с достоинствами и недостатками героини отметим ее основные черты и тем самым докажем противоречивость Софьи.

К «плюсам» героини можно отнести независимость, самостоятельность, свободу от общественного мнения. Софья отвергает любую возможность соединения своей судьбы со Скалозубом, полковником, всё сражение просидевшим в траншее и ни за что получившим награду. Хотя отец Софьи, напротив, считает Сергея Сергеевича лучшей партией для дочери. Также в ее пользу говорят потребность в настоящей любви и способность любить, отстаивая свой выбор перед целым светом. Так, Софья говорит Чацкому о Молчалине:

Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.

Кроме того, у героини есть способность к бунту против традиций фамусовской среды. Например, Софья восстаёт против нерушимого убеждения отца: «Кто беден, тот тебе не пара» . Однако девушка выступает не против идейных основ современного ей мира, как Чацкий, а лишь против сословных предрассудков.

Нельзя не отметить и силу характера, мужество Софьи. Обманувшись в Молчалине, она способна признать свою ошибку, понести наказание: «себя я, стен стыжусь» и «…виню себя кругом» . Это говорит и об ее уме. Как мы знаем, девушке присуща образованность. От служанки Лизы мы узнаём, что Софья по ночам читает книги.

К минусам Софьи можно отнести властность характера и желание повелевать. Именно в силу этих черт характера Софья и выбирает безмолвного Молчалина: он удобен ей, поскольку «уступчив, скромен, тих». Кроме того, в ней часто просыпается способность к лжи, притворству, лицемерию – качествам, присущим представителям фамусовского общества. Достаточно вспомнить, как ловко Софья рассказала отцу выдуманный сон, оказавшийся впоследствии пророческим, чтобы скрыть от него ночное свидание с Молчалиным. И самые веские доводы в пользу ее испорченности – это мстительность и коварство. Оружие Софьи – сплетня, некое общественное средство борьбы в фамусовском мире. Именно Фамусова распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Образ Софьи Павловны Фамусовой сложен. От природы она наделена хорошими качествами. Это девушка умная, гордая, с сильным и независимым характером, с горячим сердцем, мечтательная. Эти черты отчётливо проявляются и в её поведении, и в её языке. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) О ней так говорит народная артистка СССР А. А. Яблочкина, одна из лучших исполнительниц роли Софьи: «Разве особый язык грибоедов-скоп Софьи, такой отличный от языка других персонажей «Горя от ума», не раскрывает её образ? Её речь ясно показывает, что, несмотря на то, что ей семнадцать лет, - это...не речь девушки, а хозяйки дома, привычной к общему подчинению. Она давно без матери, она чувствует себя госпожой. Отсюда её властный тон, её самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. В её речи есть что-то и от крепостных, с ними ей постоянно приходится иметь дело, и, с другой стороны, от французских мадам и французских книг».

Софья постоянно говорит о различных душевных переживаниях: «прикинулся влюблённым, взыскательным и огорчённым», «убийственны холодностью своей», «из глубины души вздохнёт» и т. д.

Её"ум проявляется в высказываниях обобщающего характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждёт из-за угла» и т. п.

Воспитание Софья получила под руководством француженок-гувернанток. Отсюда - обилие галлицизмов1 в её речи: «сказать вам сон», «делить смех». С другой стороны, в её языке есть и просторечия, например: «изволили вбежать», «пересмеять», «к прикмахеру, щипцы простудит».

Хорошие черты и природные задатки Софьи не могли получить в фамусовском обществе своего развития. Наоборот, ложное воспитание привило Софье много отрицательного, сделало её" представительницей общепринятых в этом кругу взглядов, приучило её ко лжи и лицемерию. И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно говорит о Софье: «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».

Представления о людях, о жизни Софья почерпнула из наблюдений над бытом людей своего круга да из французских сентиментальных романов, которые были тогда очень популярны в дворянской среде, особенно среди девушек.

Вот эта-то сентиментальная литература и развила в Софье мечтательность и чувствительность, по ней она рисовала героя своего романа - человека незнатного, чувствительного. Эти-то романы и могли заставить её обратить внимание на Молчалина, некоторыми своими чертами и поведением напоминавшего её" любимых героев. Сыграло известную роль в её увлечении Молчалиным н другое обстоятельство, па которое указывает Гончаров: «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастливым и иметь в нём вечного раба. Не сё вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга - идеал московских мужей!» На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова».

В Софье Гончаров видит «сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости», но «она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». За эти хорошие качества Софьи её и любил Чацкий, и тем больнее было ему увидеть в ней после трёхлетнего отсутствия в Москве типичную представительницу фамусовского круга. Но и Софья переживает трагедию, когда, подслушав разговор Молчалина с Лизой, видит любимого ею человека в настоящем свете. По замечанию Гончарова, «ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого».

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума" Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. ПОЧЕМУ СОФЬЯ ВЫБРАЛА МОЛЧАЛИНА? Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ОБРАЗ СОФЬИ В ПЬЕСЕ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» знаменует собой победу в Грибоедов А. С.Сочинение по произведению на тему: "Мильон терзаний" Софьи Фамусовой (По комедии Грибоедова "Горе от ума") Единственный персонаж, задуманный и ОБРАЗ ЧАЦКОГО Александр Сергеевич Грибоедов - гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии «Горе от ума». Как истинно великий и гениальный
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

ОБРАЗ
СОФЬИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ


ОТ
УМА".


"Грибоедов
принадлежит к самым могучим проявлениям
русского духа," - сказал в свое время
Белинский. Трагически погибший тридцати
четырех лет от роду, Грибоедов не создал,
несомненно всего, что мог бы совершить по
своим творческим силам. Ему не суждено было
осуществить многочисленные творческие
замыслы, поражающие своим широким.размахом
и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он
остался в истории автором одного
прославленного произведения. Но Пушкин
сказал: "Грибоедов сделал свое: он уже
написал "Горе от ума". В этих словах
содержится признание великой исторической
заслуги Грибоедова перед русской
литературой.


В
"Горе от ума" Грибоедов выдвинул
главную общественную и идеологическую тему
своего переломного времени - тему
непримиримой вражды защитников старого,
костного быта и сторонников нового
мировоззрения, новой свободной жизни.


В
комедии много действующих лиц -
положительных и отрицательных, но я хочу
остановиться на главной героине - Софье
Фамусовой. Эта девушка не принадлежит ни к
хорошим, mi к плохим.
Грибоедов недвусмысленно писал: "Девушка
сама неглупая". Еще не такая, чтобы автор
смог бы ее безоговорочно назвать умной,
однако причислять ее к разряду глупцов тоже
нельзя. В противном случае станем
противоречить авторской воле, которая
прежде всего выражена в самом тексте пьесы.
Хотя именно текст может поставить читателя
в некоторое затруднение. Так, например,
когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой
Грибоедова, образ Софьи показался ему
начертанным "не ясно".


Я
хочу попробовать разобраться в ее
характере. Он сам по себе очень сложен. В
Софье сложно переплелись "хорошие
инстинкты с ложью". Ей приходится
изворачиваться и лгать, чтобы не выдать
недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена
скрывать свои чувства не только из-за
страха перед отцом; ей больно, когда в вещах
для нее поэтических и прекрасных видят лишь
жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье
поможет нам понять одну истину: характер
героини в чем-то немаловажном под стать
главному положительному герою всей комедии.
В свои семнадцать лет она не только "расцвела
прелестно", как говорит о ней Чацкий, но и
проявляет завидную независимость мнений,
немыслимую для таких людей, как Молчалин,
Скалозуб или даже ее отец. Достаточно
сопоставить фамусовское "что
станет говорить княгиня Марья Алексевна",
молчалинское "ведь надобно ж зависеть от
других" и реплику Софьи: "Что мне молва?
Кто хочет, так и судит". Это заявление не
просто "слова". Героиня
руководствуется ими буквально на каждом
шагу: и тогда, когда
принимает
у себя в комнате Молчалина, и когда на


глазах
у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу:
"Ах! боже мой! упал, убился!" - и сама
падает без чувств, не задумываясь о
впечатлении окружающих.


Софья
абсолютно уверена в себе, в своих действиях,
в своих чувствах. Хотя во всем этом,
возможно, немалую роль играет та
непосредственность, неиспорченность ее
натуры, которая позволяет нам сравнивать ее
с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и
существенная разница между ними. Тетьяна
воплощает идеальный характер русской
женщины, какой ее себе представляет Пушкин.
Обладая в высшей степени положительными
качествами души, она любит человека
незаурядного, достойного ее по ряду качеств;
Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это
видно только нам и Чацкому. Софья же,
ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит
нем только хорошее. .


При
первой встрече Софьи с Чацким она не
проявляет к нему прежнего интереса, она
холодна и не ласкова. Это немного озадачило
и даже огорчило Чацкого. Напрасно он
старался вставить в разговор остроты,
которые прежде так забавляли Софью. Они
приводили лишь к еще более равнодушному и
немного злобному ответу Софьи: "Случалось
ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь
сказали?". Софья до конца пьесы хранит
свое гордое мнение о Чацком: "Не человек - змея". Следующие встречи Софьи и Чацкого
мало отличаются друг от друга. Но в 3
действии Чацкий решает "раз в жизни
притвориться " и начинает восхвалять
Молчалина перед Софьей. Софье удалось было
отделаться от навязчивых вопросов Чацкого,
но она сама увлекается и полностью уходит в
свои чувства, опять же совершенно не
задумываясь о последствиях, что еще раз
доказывет нам твердость ее характера. На
вопрос Чацкого: "Зачем же вы так коротко
его узнали?", она отвечает: "Я не
старалась! Бог нас свел". Этого довольно,
чтобы Чацкий, наконец, понял в кого влюблена
Софья.


Героиня
рисует портрет Молчалина во весь рост,
придавая ему самую радужную окраску, может
быть надеясь в душе примирить с этой
любовью не только себя, но и других. Но
Чацкий естественно не желает слушать Софью.
Для него Молчалин - человек, не достойный
уважения и тем более любви такой девушки,
как Софья. Мы невольно задумываемся: что же
привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его
внешность или глубокий образ мышления?
Конечно нет. Скука, которая царит в доме
Фамусовых, прежде всего отражается на
молодом трепетном сердце девушки. Душа юной
и красивой Софьи наполнена романтическим
ожиданием любви, она, как и все девушки в ее
годы, хочет быть любимой и любить самой.
Разгадав потайные стремления Софьи,
Молчалин оказывается рядом, он живет в доме.
Молодой человек недурной наружности, в меру
образованный, живо входит в роль
влюбленного и очарованного. Комплименты,
ухаживания, постоянное присутствие
Молчалина рядом делают свое дело. Девушка
влюбляется, не имея возможности ни выбирать,
ни сравнивать.


Героине,
конечно, тяжелее всего в конце. Она понимает,
что все это
время вела игру. Игру, но
с
настоящими чувствами. Софья прозревает и
понимает, что собственный дом полон обманов
и интриг. Именно в этот момент все
предыдущие слова Чацкого начинают казаться
ей справедливыми. Быть может, в будущем наша
героиня выйдет замуж и будет счастливо жить,
ни в чем не нуждаясь. Но эта душевная драма
навсегда тяжелым отпечатком юности в ее
сердце.


Комедия
Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни,
зовущей людей вперед, в будущее, и
отметающей со своего пути все старое,
отживающее. Народ будет всегда любить и
ценить великую комедию. Сейчас более чем
когда-либо убедительно звучат слова,
написанные на могиле А. С. Грибоедова: "Ум
и дела твои бессмертны".

Образ Софьи и его роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

I. Вступление

Образ Софьи — один из наиболее сложных в комедии Грибоедова, он не поддается однозначной оценке, на что ука­зывал ещё Пушкин («Софья очерчена неясно…»).

II. Главная часть

1. Характер Софьи. Софья — девушка достаточно взрос­лая, неглупая и самостоятельная. Важно, что в комедии она предстает уже совсем не такой, какой помнит ее Чацкий. От­ношения с ним три года назад Софья называет «детской друж­бой». Теперь же Софья вышла из этого возраста, у нее своя жизнь и свое понимание людей.

2. Отношение Софьи к Молчалину. С первых же страниц мы узнаём, что Софья любит Молчалина. Эта любовь многим непонятна: Лиза сравнивает Молчалина с Чацким и отдает предпочтение последнему, Фамусов с самого начала заявляет: «Кто беден, тот тебе не пара». Главное же, что этой любви не может поверить Чацкий: «С такими чувствами, с такой душою // Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!». За что же Со­фья любит Молчалина?:

а) про Софью можно сказать словами Пушкина: «Пора пришла, она влюбилась»;

б) на чувства Софьи, очевидно, повлияли сентименталь­ные романы: как и в них, она влюбляется в человека незамет­ного, который ей не ровня;

в) сильный и властный характер Софьи требует именно такого человека: скромного, тихого, послушного (см. разговор Софьи с Лизой в первом действии и разговор Софьи и Чацкого в третьем действии). Софья уже думает о семье и чувствует, что Молчалин будет идеальным мужем.

3. Отношение Софьи к Чацкому. Во-первых, Софья Чацко­го не любит и, вероятно, никогда всерьез не любила. Поэтому она и не чувствует себя виноватой перед ним: «Я очень ветре­но, быть может, поступила, // И знаю, и винюсь; но где же из­менила?» (первое действие). Во-вторых, Софья, зная острый и язвительный ум Чацкого, с самого начала предчувствует, что тот начнет высмеивать Молчалина, и не ошибается. В жизнь Софьи Чацкий вносит беспокойство. В-третьих, Чацкий не нужен Софье ни в качестве возлюбленного, ни в качестве му­жа. Его ум, в частности, не таков, который может «осчастли­вить семейство» (Подробнее см. план на тему «Кто умен в ко­медии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»). По всем этим причинам отношение Софьи к Чацкому становится явно отри­цательным («Ах, этот человек всегда // Причиной мне ужасно­го расстройства», «Не человек — змея!», «Унизить рад, коль­нуть, // Завистлив, горд и зол»). К концу третьего действия Софья уже психологически готова к тому, чтобы так или ина­че отомстить Чацкому. Когда подворачивается случай, она им пользуется (правда, не без колебаний) и провоцирует возник­новение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Люби­те вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себя примерить?»

4. Роль Софьи в комедии весьма существенна, прежде все­го для развития конфликта и сюжетного действия. Именно ра­ди нее Чацкий приезжает в дом Фамусова, видя ее холодность, пытается понять, отчего она; в дальнейшем пытается «доз­наться», кто ей мил и т.д. Именно она наносит Чацкому и по­следний удар («Так этим вымыслом я вам еще обязан?»).

Важна роль Софьи и для постановки проблемы ума в комедии (Подробнее см. план на тему «Кто умен в комедии А.С. Гри­боедова «Горе от ума»?»).

Характеристика Софьи из комедии Грибоедова "Горе от ума".


Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший

Свежо предание, а верится с трудом.

А. С. Грибоедов

" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.

" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.

Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего ". Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.

Император панически боялся проникновения в Россию революционных идей - "французской заразы". Он мог давать обещания на Европейском сейме, но на родине до реальных шагов дело не доходило. Более того, внутренняя политика приняла репрессивные формы. И недовольство передовой русской общественности зрело исподволь, ибо твердая рука Аракчеева навела в стране внешний порядок. И этот порядок, это довоенное благоденствие, разумеется, радостно приветствовали люди типа Фамусова, Скалозуба, Горичей и Тугоуховских.

В самом название своей комедии "Горе от ума" Грибоедов закладывает основную идею произведения, мы уже можем понять, что всё в нём будет относиться к понятию "ум".

Грибоедов сам говорил что в его произведениях на 1 умного приходятся 15 глупцов. Мы понимаем, что здесь будет один единственный герой наделенный умом, а все люди его окружающие его будут теми 15-ю глупцами, о которых говорил Грибоедов.

И.А. Гончаров писал о комедии "Горе от ума", что это и "картина нравов, и галерея живых типов, и вечно жгучая, острая сатира, " в которой представлена дворянская Москва 10-20 годов 19 века. По словам Гончарова, каждый из главных героев комедии переживает "свой мильон терзаний". Переживает его и Софья.

Единственный персонаж, задуманный и исполненный, как близкий Чацкому,

Это Софья Павловна Фамусова. Грибоедов писал о ней: Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку..." В этом персонаже воплощен характер сложный, автор ушел здесь от сатиры и фарса. Он представил женский характер большой силы и глубины. Софье довольно долго "не везло" в критике. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора: " Софья начертана неясно". И только Гончаров в "мильоне терзаний" в 1871 году впервые понял и оценил по достоинству этот персонаж и его роль в пьесе.

Воспитанная Фамусовым и мадам Розье в соответствии с правилами воспитания московских барышень, Софья была обучена "и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам". Ее вкусы и представления об окружающем мире формировались под влиянием французских сентиментальных романов. Она воображает себя героиней романа, поэтому плохо разбирается в людях. Софья. отвергает любовь чересчур язвительного Чацкого. Не хочет стать женой тупоумного, грубого, но богатого Скалозуба и избирает Молчалина. Молчалин разыгрывает перед ней роль платонического влюбленного и может до рассвета возвышенно молчать наедине с любимой. Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что находит в нем множество достоинств, необходимых для "мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей". Ей нравится, что Молчалин застенчив, уступчив, почтителен.

А между тем девушка умна и находчива. Она дает верные характеристики окружающим. В Скалозубе она видит тупого, ограниченного солдафона, который "слова умного не выговорит сроду", который может рассуждать только о "фрунтах и рядах", "о петличках и выпушках". Она даже не может представить себя женой такого человека: "Мне се равно, что за него, что в воду". В отце Софья видит сварливого старика, который не церемонится с подчиненными и со слугами. Да и качества Молчалина Софья оценивает правильно, но, ослепленная любовью к нему, не хочет замечать его притворства..

Софья по-женски находчива. Она умело отвлекает внимание отца от присутствия Молчалина в гостиной, в ранний час утра. Чтобы замаскировать свой обморок и испуг после падения Молчалина с лошади, она находит правдивые объяснения, заявляя, что очень чувствительна к несчастьям других. Желая наказать Чацкого за его язвительное отношение к Молчалину, именно Софья распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическая, сентиментальная маска сорвана теперь с Софьи и открывается лицо раздраженной, мстительной московской барышни.

Софья - лицо драматическое, она персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии. Она - так же как и ее антагонист Чацкий – натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (об этом не знает героиня, но знают зрители) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. В лучших спектаклях актрисы в роли Софьи играют любовь. Это в ней самое главное, это формирует линию ее поведения. Мир для нее поделен надвое: Молчалин и все остальные. Когда нет избранника - все мысли только о скорой встрече; она может присутствовать на сцене, на самом же деле - вся душа ее устремлена к Молчалину. В Софье воплотилась сила первого чувства. Но в то же время любовь ее нерадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что избранник никогда не будет принят ее отцом. Мысль об этом омрачает жизнь, Софья внутренне уже готова к борьбе. Чувство настолько переполняет душу, что она исповедуется в своей любви, казалось бы, совершенно случайным людям: сначала служанке Лизе, а затем и вовсе самому неподходящему в этой ситуации человеку - Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл. Сама ситуация лишает ее возможности рассуждать: "Да что мне до кого? до них? до всей вселенной?" Софье с самого начала уже можно посочувствовать. Но в выборе ее столько же свободы, сколько и предопределенности. Она выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее рассказах-характеристиках). Софья, как ей кажется, относится к нему здраво и критически: "Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит... Да эдакий ли ум семейство осчастливит?" Вероятно, ей кажется, что она поступила очень практично, ко всему прочему. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей "ухаживания" Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена - это один из самых драматичных моментов всей пьесы.

Это наносит удар по самолюбию Софьи, и вновь обнаруживается ее мстительная натура. "Расскажу всю правду батюшке", - с досады решает она. Это еще раз доказывает, что любовь ее к Молчалину была не настоящей, а книжной, придуманной, но эта любовь заставляет ее пережить свой "мильон терзаний".

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего её.

Каждый человек, который прочитает эту "комедию" должен почерпнуть что то своё. Один может просто смеяться над шутками и остротами в сторону нашего дворянства, а другой более умный может и задуматься над смыслом этого произведения и может понять в чём истинное горе Чацкого.

Каждый человек должен сделать выбор Молчалин или Чацкий. Можно быть Молчалиным и молча подниматься по лестнице наверх. Или стать Чацким и всю жизнь спорить, бороться, добиваться своего, сражаться с беспросветной глупостью окружающих

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.