Описание картины шишкина рожь кратко. Описание одного шедевра: картина Шишкина «Рожь

Все давно свыклись с мыслью, что хлеб приходит в наши дома из магазина, а раньше все происходило совсем по-другому. Чтобы хлеб появился на столе, нужно было посеять рожь, ухаживать за ней, собрать урожай - и только тогда из муки можно будет испечь свежий, ароматный хлеб. Наверное, из-за сложности процесса получения хлеба он считался головой на столе, его очень ценили.

На картине Шишкина «Рожь» изображено бескрайнее поле ржи, которое уходит за линию горизонта. Кажется, что вдали рожь и небо сливаются в одно целое, дополняют друг друга. Для изображения ржи автор выбрал желтый, золотистый оттенок. Он ассоциируется с солнцем и золотом, поэтому поле кажется золотым, драгоценным. Между полем плутает дорога, которая уходит вдаль, теряется между спелыми колосьями.

Художник показал, что за полем присматривают немые стражники - деревья. Они темными островками возвышаются над золотым полем и, словно докладывают небу о готовности к сбору урожая. За всем происходящим наблюдает чистое, беззаботное небо, которое помогает скорейшему дозреванию драгоценных колосьев.

Картина понравилась своей простотой и оригинальностью. Если внимательнее посмотреть на это полотно, то становится ясно - художник создал живописный гимн трудолюбию и гармоничности окружающего мира.

Сочинение по картине «Рожь» Шишкина И.И.

Передо мной картина великого мастера живописи – И.И. Шишкина, которая называется «Рожь». На многих его работах мы видим живописные уголки нашей страны, которые он с любовью запечатлевает на своих холстах.

На переднем плане мы видим огромное поле, засеянное рожью, она уже поспела, ее созревшие колосья медленно качаются из-за легкого ветерка. Некоторые уже опустились к земле, они уже не могут удержаться из-за тяжести зерен. От них благоухает нежным ароматом. Также мы видим извилистую дорогу, которая ведет вдаль, в глубину поля. По ней редко кто-то ездит, потому что она начала зарастать цветами, среди них виднеются синие цветочки и белоснежные ромашки, которые украшают золотое поле.

За полем стоит сосновый лес, мощные сосны-великаны сторожат богатый урожай. Сосен не так уж и много, и все они разные, есть сосны с богатыми пушистыми ветками, а есть и совсем худенькие сосенки, почти без веток. Одна, пушистая сосна, наклонила свои нижние ветки так близко к колосьям, что вот-вот придавит их своим весом.

День, изображенный на картине ясный и теплый, небо светлое, легкое, почти без облаков, почти нет ветерка. Хорошо слышен щебет птиц, которые летают над полем, где-то далеко видать небольшие темные тучки, наверное, скоро они принесут теплый дождик.

Величественность и красота русской природы точно прописана великим художником, он рисует свою картину с огромной любовью к Родине, с нежностью и аккуратностью приписывает каждую деталь. Смотря на картину, наслаждаешься мастерством художника и его талантом.

Сочинение по картине Шишкина «Рожь»

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам. Сочинение по картине Шишкина «Рожь» 6-7 класс

1 вариант

Иван Иванович Шишкин занимает одно из самых важных и значительных мест среди выдающихся художников-пейзажистов XIX века. Одним из лучших его произведений является картина «Рожь». Тихий вечер гонит неторопливые волны по бескрайнему колосящемуся морю.

Стремительные ласточки носятся над самой дорогой - неужели скоро будет дождь? Небо еще светлое, и могучие, величественные сосны зелеными великанами заглядывают за горизонт: там, далеко-далеко, наливается фиолетом полоса облаков.

Клонятся к земле тяжелые налитые колосья. Вьется, змеится по полю дорога. Тихо, спокойно, безлюдно вокруг, лишь две русые макушки двоеточием плывут над рожью. Вот бы побежать следом, познакомиться. Но это, к сожалению, невозможно. Талантливый художник с удивительным мастерством передал на полотне яркий, пронзительный, узнаваемый с первого взгляда образ нашей прекрасной родины.

2 вариант

Иван Иванович Шишкин - выдающийся русский художник, мастер пейзажа, сумевший органично соединить в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Его картина «Рожь», написанная в 1878 году, относится к эпическим произведениям. В ней художник с любовью раскрывает красоту, мощь и богатство русской природы.

М. Н. Соколов так писал об этой картине: «Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного летнего спета...»

На картине изображено уходящее к горизонту поле золотистой ржи.

Под тяжестью налитых колосьев стебли пригибаются к земле. Изумрудная зелень окаймляет поле, зовет вдаль извивающаяся ере ди колосьев дорога.

Посреди поля растут огромные величественные сосны. Создается впечатление, что своими раскидистыми верхушками они касаются голубого неба. С проникновенным вниманием выписывает И. И. Шиш кин приметы и особенности этого уголка, каждого конкретного дере ва, колоска, травинки, мастерски отображая, их характер и настро ение.

Картина Шишкина «Рожь» ПРОИЗВОДИТ радостное впечатление и воспринимается как обобщенный эпический образ родного края.

Если домашнее задание на тему: » И. И. ШИШКИН «РОЖЬ» (сочинение по картине) оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Знаменитые русские поэты Ф. И. Тютчев и А. А. Фет знали и горячо любили родную природу. Их стихи вобрали в Цель: дать понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с графическим обозначением причастного оборота (сочинение но картине) Картину «Три царевны подземного царства» В. Васнецов написал в 1881 году. Замысел этого полотна на тему сокровищ земных (сочинение но картине) Виктор Михайлович Васнецов первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, убежденный, что «всказках, песне, былине, драме и прочем
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Меня всегда удивляло неповторимое мастерство художников, которым чудесно удается передавать не только различные явления, но и ту атмосферу, которая их окружает. И больше всего, по моему мнению, это относится к изображению природы. Один из таких великолепных пейзажей сейчас перед нами - это картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

И. И. Шишкин - один из выдающихся мастеров пейзажной живописи. Горячо любящий родную природу, он большинство своих картин посвящал именно этой теме. В них художник стремился как можно более объективно, точно и полно передать бесконечное разнообразие растительного мира. Он создавал прекрасные, одухотворенные образы русской природы, стараясь всеми возможными способами раскрыть своеобразие и величие родной земли, передать неповторимую красоту ее лесов и полей. На его полотнах мы можем встретить бесконечные дали Русской земли с ее лесами, полями и озерами («Лесные дали»); маленький уголок утреннего леса («Утро в сосновом лесу»). Мы видим одинокую северную сосну («На севере диком…»), тихую речушку после дождя («На реке после дождя»), лесную пасеку («Пасека») и много других прекрасных зарисовок российской природы.

Но самое большое впечатление на меня неизменно производит его картина «Рожь».

На картине изображен один из дней ранней осени или позднего лета. Над бескрайними просторами русского поля едва начинают сгущаться облака, создавая неуловимое ощущение приближающегося дождя. И вся природа находится в тревожном, но в то же время ка

ком-то радостном предчувствии. Редкие высокие красавицы-сосны вдалеке - любимые образы картин Шишкина. Они уже видят серые тучи за горизонтом, но им совсем не страшна непогода. Живительная влага дождя только наполнит соком их пушистые вечнозеленые кроны. А одинокое высохшее деревце между ними, возможно, надеется снова пробудиться к жизни. Нет, чуда, конечно же, не произойдет, но его сухие веточки первыми встретят приближающиеся капли дождя.

Свежесть осеннего воздуха чувствует на поле рожь. Словно волшебное желтое море катит свои мягкие волны - это колышет и волнует все усиливающийся ветер густые колосья. И нет конца и края этим чудесным просторам! Прольется дождь, но не согнет, не повредит крепкие стебли. Золотистая рожь только пышнее заколосится, Впитывая в себя драгоценную влагу.

Бежит вдаль тропинка, разделяющая это широкое поле. И глядя на картину художника, я ощущаю себя случайным путником, оказавшимся посреди этих бескрайних просторов, окруженным густыми золотыми колосьями, вдыхающим полной грудью свежий воздух. Хочется увидеть и ощутить всю красоту нетронутой, чистой русской природы.

И. И. Шишкин создавал прекрасные картины родной природы, воспевая ее силу, раскрывая перед нами ее красоту и неповторимость. Он довел до совершенства светотеневое решение своих картин, добившись живописно-тонального единства. Каким разнообразием и насыщенностью красок играют его произведения, подчеркивая и усиливая ощущение богатства и изменчивого состояния природы! Как выразительно и поэтично раскрывает художник черты русского ландшафта! Шишкин писал природу, отражал все ее великолепие и многообразие. Мне кажется, он хотел проникнуть в души людей, пробудить в них лучшие человеческие чувства, вызвать гордость от сознания того, что вся эта красота - самое большое богатство нашей родины, и нужно во что бы то ни стало сохранить ее такой на долгие годы.

Иван Иванович Шишкин, бесспорно, является самым сильным среди русских пейзажистов. Рассматривая его картину «Рожь» замечаешь, что художник с тонким пониманием воспроизводит растительные формы: как основные объекты, так и самые мелкие черты породы дерева, колосьев ржи.

Без преуменьшений, но и без прикрас художник в своей работе отразил климат, в котором приходится выживать центральным растениям картины - это и суровые ветреные, морозные зимы; это и жаркий летний полуденный зной. Но именно благодаря кисти Шишкина на картине «Рожь» мы понимаем, как тяжело приходится не только работнику, ухаживающему за будущим урожаем, но и как сам урожай стремится не упасть под тяжестью зерен, с таким трудом вызревших.

Деревья, растущие в поле, создают двойственное впечатление: они вроде и будут мешать при уборке урожая, а вроде и дают тень для отдыха во время уборки урожая. Еще одна мысль закрадывается при взгляде на деревья: а не русская ли лень мешает срубить эти деревья? Ведь одно из них явно давно уже не питается соками земли - засохло.

На дальнем плане еле видна стая птиц. Кто это - грачи, вороны, голуби? Понятно, что это довольно крупные птицы, желающие полакомиться созревшим ароматным зерном. Для чего автор изобразил их на своей картине? Возможно для того, чтобы выразить свое недовольство теми, кто пользуется плодами чужого труда, а сам ни на йоту не готов продвинуться ради собственного же блага.

Тяжелое небо на горизонте, скорее всего, не предвестник дождя, а предвестник пыльной бури: в это время года (скорее всего, август-сентябрь) влажность очень низкая, поэтому ветер тоже угрожает готовым к уборке полям. Но от границы горизонта глаз все равно скользит к золотому покрывалу из колосьев - они, кажется, вот-вот тяжело вздохнут. Шишкин настолько четко прорисовал каждый колосок, что кажется, будто с картины сейчас посыпятся зерна!

Кроме ощущения веса колосьев невольно начинаешь осознавать, что улавливаешь запах поля, запах понятой колесницей пыли (дорога, разбивающая поле на две части, указывает на свою нужность людям), аромат полевых цветов (их немного, но они являются неотъемлемой частью любого возделываемого участка земли).

В заключении хотелось бы сказать, что картина Шишкина «Рожь» сочетает в себе не только науку форм, но и науку колорита, став сильной и гармоничной композицией. Этот гимн трудолюбию на холсте пронесет через века любовь русского человека к земле и ее дарам.

Вариант 2.

Очень емкое название картины И.Шишкина – «Рожь» – говорит само за себя: на картине главное действующее лицо – ржаное поле. Еще присутствуют небо, сосны, трава, дорога, стайка ласточек. И все эти персонажи вместе создают удивительный мир, наполненный запахами, звуками и красками июльского дня, когда рожь уже созрела и готова к уборке (обычно рожь убирают на Ильин день – 2 августа).

Июль издревле был известен как самый жаркий и самый богатый на грозы месяц – вот и на картине И.Шишкина видно приближение грозы. Грозовой фронт еще далеко, но край неба на горизонте уже потемнел, и вся природа перед грозой замерла. Особо монументальность картины подчеркивают могучие сосны – одно из любимейших деревьев художника, присутствующее на многих его полотнах. Раз есть сосны – значит, на картине запечатлены северные широты. А ведь рожь ценится именно тем, что, в отличие от пшеницы, неприхотлива и дает щедрый урожай именно в суровых краях.

Шишкинская рожь на картине – полная силы, клонится к земле под тяжестью налитых колосьев, местами даже полегла. Но главное, что ржаное поле – бесконечно, а значит, и урожай будет богатый. Любимые шишкинские сосны как бы охраняют покой ржаного поля. Дорога, вьющаяся по полю, серпантином уходит куда-то вдаль, но не мешает ржи расти, а как бы обрамляет ее желтый цвет в зеленую рамку придорожных трав и цветов. Над дорогой будто скользит стая ласточек, чувствующая приближение грозы, но общей монументальности картины она не нарушает.

Глядя на «Рожь» И.Шишкина, чувствуешь истинную красоту русской природы – и дикой, и возделанной руками человека. Гордость за все богатства русской природы – вот главное чувство, которое переполняет зрителя этого выдающегося полотна.

Когда-то, гостя у бабушки и перебирая ее старые книги, я наткнулся на учебник «Родная речь. Книга для чтения в 1 классе» издания 1963 года. На обложке учебника помещалась репродукция картины «Рожь». Значит, миллионы советских детей учились не только читать – они учились чувству прекрасного, глядя на эту замечательную картину великого русского пейзажиста.

С.Н.КРУПИНА,
средняя школа N 76,
г.Ярославль

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КАРТИНЕ И.И.ШИШКИНА "РОЖЬ"

5 класс

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

Цель: обучать словесному описанию картины, прививать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: 1) репродукции картин Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали» и др.;
2) запись части I Первой симфонии В.Калинникова.

I. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике И.И. Шишкине (1832–1898).

Уроженец Елабуги – маленького уездного городка на берегу Камы – Иван Иванович Шишкин детские годы провел среди суровой природы Вятской губернии (теперь Республика Татарстан). Он рано пристрастился к рисованию и неизменно занимался им, стремясь запечатлеть замечательные пейзажи елабужских окрестностей.
– Что означает слово пейзаж ?
Отец Шишкина был небогатым купцом и мечтал пробудить у сына интерес к торговле, но безуспешно. В 1852 г. юноша отправился учиться в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он подружился с художниками В.Перовым, И.Прянишниковым, К.Маковским. В 1860 г. Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. В 1873 г. ему было присвоено звание профессора Петербургской Академии художеств.
В 1894–1895 гг. Шишкин – руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Шишкин прославился как пейзажист. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Рожь». Перед вами репродукция картины.
– Что означает слово репродукция ?
– Кто знает, где хранится подлинник? (Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.)
Давайте рассмотрим репродукции с других картин И.Шишкина: «Корабельная роща», «Лесные дали».
В.Стасов называл пейзажи Шишкина «пейзажами для богатырей».
– Вы согласны с мнением известного русского критика? Можно ли сказать, что «Рожь» изображает пейзаж для богатырей? Почему?
Именно к этой картине такие слова относятся больше, чем к любому другому произведению мастера.

II. Беседа по картине. Выбор ключевых слов. Составление плана.

– Что изображено на картине? (На картине изображено поле золотистой ржи. Зреет богатый урожай. Кажется, что приятно пахнет созревающей рожью.)
– Какое время дня написал художник? (Полдень.)
Вспомните стихи о ржаном поле. (Перечитаем стихотворение А.Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...». См. приложение.)
– Какие строки из этого стихотворения подойдут для описания картины? (Золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива.)
– Что можно сказать о колосьях? (Золотые, спелые, тучные колосья наклонились к земле. От легкого дуновения ветерка колышется, волнуется желтеющее поле ржи.)
– Какие цветы растут во ржи? (Простые полевые цветы: васильки, ромашки.)
– Опишите дорогу. (Она заросла травой, убегает вдаль.)
– Расскажите о соснах, изображенных на полотне И.Шишкина.
(Справа – высокая старая сосна. Ее мохнатая ветвь низко нависает над рожью. Слева одна из сосен как мачта корабля. Как грозные часовые поднимаются сосны. Сосны-богатыри. Темные, стройные, мощные, могучие. Голубое, высокое, светлое небо, по нему скользят легкие, воздушные облака.)
– Докажите, что художник изобразил не дикую природу, а землю, возделанную трудом человека.
– Можем ли мы определить конкретное место, где написан этот пейзаж? (Определить трудно. Скорее всего это средняя полоса России.)
– Шишкин написал на обратной стороне эскиза картины: «Раздолье, простор, рожь, Божья благодать, русское богатство».
– О чем хотел нам рассказать художник? Определите главную мысль произведения. (Какой открывается простор! Как прекрасна нива, где зреет рожь! Богатый урожай соберут крестьяне.)
– Прочитаем слова поэта Н.А. Некрасова, которые мы поставили эпиграфом к нашему уроку. Почему Некрасов выбрал определение врачующий к существительному простор?

Прослушаем фрагмент из Первой симфонии русского композитора XIX века Василия Сергеевича Калинникова. Эта мелодия созвучна картине Шишкина, также воспевает широту, простор родной природы.

IV. Заключительное слово учителя

Все в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, сам воздух, прозрачный, неподвижный. Картина «Рожь» – это идеальный образ родной природы, исключающий не только все случайное, но и все, что человека не радует, не успокаивает и не возвеличивает душу.
Закончить беседу по картине можно стихотворением И.Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...».

1. О художнике-пейзажисте И.Шишкине.
2. Описание картины И.Шишкина «Рожь».

1) Желтеющее море ржи.
2) Огромные сосны среди ржи.
3) Как хорошо в поле!

(Использованы материалы книг: Порудоминский В. «Первая Третьяковка»; Осокин В. «Рассказы о русском пейзаже»; и др.)
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своем сочинении-описании.

Золотистая рожь, золотые переливы, безбрежная жатва хлеба, жаркая нива, тучные колосья, наклониться к земле, желтеющее поле, колышется и волнуется, легкое дуновение ветерка, полевые цветы, заросла травой, убегает вдаль, сосны-богатыри, мощные деревья, мохнатая ветвь, низко нависает, легкие, воздушные облака, скользят по голубому небу, раздолье, широкий простор, русское богатство.

Приложение

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.