Полубог силен, вакханки, кентавры. Битва лапифов с кентаврами битва лапифов с

Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Барельеф «Битва кентавров» (ок. 1492)

«В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Ныне она хранится на память о нем в доме его племянника Леонардо, как вещь редкостная, каковой она и является» Вазари.

Мраморный рельеф «Битва кентавров» (Флоренция, Дворец Буонарроти) (или «Битва кентавров с лапифами») был вырезан в виде римского саркофага из каррского мрамора молодым Микеланджело для его знатного покровителя, Лоренцо Медичи, но, вероятно, из-за смерти которого в 1492 г., так и остался незавершенным.

Горельеф изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полу животными-кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. По другой версии, сцена изображает один из эпизодов античной мифологии - битву кентавров, похищение Деяниры, жены Геркулеса, или битву Геркулеса с кентаврами. В этом произведении ясно прослеживается изучение мастером древнеримских саркофагов, а также влияние творчества таких мастеров, как Бертольдо, Поллайло и Пизани.

Сюжет был подсказан Анджело Полициано (1454-1494), ближайшим другом Лоренцо Великолепного. Его смысл – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен.

Из плоской поверхности мрамора выступают около двух десятков обнаженных фигур греческих воинов, сражающихся с мифическими кентаврами. В этой ранней работе молодого мастера отразилось увлечение отображением человеческого тела. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.

Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело - его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков - античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Микеланджело мало занимает момент повествовательности, рассказа, столь обстоятельного у римских мастеров. Главное для скульптора - возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.

В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое воплощение главной темы его творчества темы борьбы, понятой в качестве одного из извечных проявлений бытия. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Другие - отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения. Глубокие тени контрастируют с полутонами и ярко освещенными выступающими частями рельефа, что придает изображению характер живой и чрезвычайно динамичный.

Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания Микеланджело в этой области.

"Второй слева воин готовится бросить правой рукой огромный камень. Удар может быть адресован тому, кто находится в центре, в верхнем ряду, и в то же время его поза и разворот корпуса противопоставлены воину, стоящему спиной к зрителю и тянущему правой рукой упирающегося врага за волосы. Его, в свою очередь, готовится ударить человек, поддерживающий левой рукой своего товарища. Они образуют следующий контрапост. От этой пары сам собой напрашивается переход к старику слева, толкающему камень двумя руками, и к молодому воину у левого края горельефа - его обхватил за шею кто-то сзади.
Замечательно, что любой фрагмент одновременно участвует сразу в нескольких противопоставлениях: этим достигается сквозная согласованность всех контрапостов, облегчающая восприятие целого. В этом сложном переплетении тел все же угадывается особый порядок контрапостных движений. Композиция может быть прочитана с любого фрагмента, но более выразительно разворачивается от центральной группы.
Таким образом в горельефе есть и равноправие всех участвующих в битве, вызывающее некоторую разноголосицу, и одновременно ненавязчивая, скорее даже потенциальная, иерархия мизансцен, указывающая на привычку ордерного мышления.
Полизритсльную композицию, вмещающую в себя идею ордерности, Микеланджело неоткуда и не у кого было заимствовать. Здесь все приходилось делать впервые и самому, но это не значит робко или неумело"
В.И. Локтев.

Исследователи до сих пор спорят о том, какой именно эпизод античной мифологии воспроизведен юным мастером, и сама эта сюжетная неясность подтверждает, что целью, которую он ставил перед собой, было не точное следование определенному повествованию, а создание образа более широкого плана. Многие фигуры в рельефе их драматический смысл и скульптурная трактовка словно во внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело, пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет.

Свежесть и полнота мироощущения, стремительность ритма придают рельефу неотразимое обаяние и неповторимость. Недаром же Кондиви свидетельствует о том, что Микеланджело в старости, глядя на этот рельеф, сказал, что «осознает ошибку, которую он сделал, не отдавшись всецело скульптуре» (Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви).

Но, опередив свое время в «Битве кентавров», Микеланджело вырвался слишком далеко вперед. 3а этим смелым прорывом в будущее неминуемо должны были прийти годы более медленного и последовательного творческого становления, углубленного интереса к великому наследию античного и ренессансного искусства, накопления опыта в русле различных, подчас очень противоречивых традиций. Позже мастер работал над схожей батальной многофигурной композицией «Битва при Кашине» (1501-1504), до наших дней дошла копия созданного им картона.

2.4.3 Барельеф «Битва кентавров» (ок. 1492)

«В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Ныне она хранится на память о нем в доме его племянника Лионардо, как вещь редкостная, каковой она и является» Вазари. Точное название скульптурной группы - «Битва кентавров с лапифами».

Мраморный рельеф «Битва кентавров» (Флоренция, Дворец Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полу животными-кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества.

Сюжет был подсказан Анджело Полициано (1454-1494), ближайшим другом Лоренцо Великолепного. Его смысл – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.

Этот рельеф производит впечатление поистине взрывчатой силы, он поражает мощной динамикой, бурным движением, пронизывающим всю композицию, богатством пластики. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Он решен чисто пластическими средствами и предвосхищает другую сторону последующих творений Микеланджело - его неистребимое устремление к раскрытию всего многообразия и богатства пластики, движений человеческого тела. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков - античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Микеланджело мало занимает момент повествовательности, рассказа, столь обстоятельного у римских мастеров. Главное для скульптора - возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу.

В клубке тел, сплетенных в смертельной схватке, мы находим первое у Микеланджело, но уже удивительно широкое воплощение главной темы его творчества темы борьбы, понятой в качестве одного из извечных проявлений бытия. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. Среди клубка сражающихся выделяются отдельные идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Другие - отодвинуты на второй план, рельеф их ниже и подчеркивает общую пространственность решения. Глубокие тени контрастируют с полутонами и ярко освещенными выступающими частями рельефа, что придает изображению характер живой и чрезвычайно динамичный.

Некоторая незавершенность отдельных частей рельефа усиливает по контрасту выразительность фрагментов, законченных со всей тщательностью и тонкостью. Проявившиеся черты монументальности в этом сравнительно небольшом по размеру произведении предвосхищают дальнейшие завоевания Микеланджело в этой области.

Исследователи до сих пор спорят о том, какой именно эпизод античной мифологии воспроизведен юным мастером, и сама эта сюжетная неясность подтверждает, что целью, которую он ставил перед собой, было не точное следование определенному повествованию, а создание образа более широкого плана. Многие фигуры в рельефе их драматический смысл и скульптурная трактовка словно во внезапном откровении предвещают мотивы будущих произведений Микеланджело, пластический язык рельефа своей свободой и энергией, порождающей ассоциацию с бурно переливающейся лавой, обнаруживает сходство с микеланджеловской скульптурной манерой гораздо более поздних лет.

Свежесть и полнота мироощущения, стремительность ритма придают рельефу неотразимое обаяние и неповторимость. Недаром же Кондиви свидетельствует о том, что Микеланджело в старости, глядя на этот рельеф, сказал, что «осознает ошибку, которую он сделал, не отдавшись всецело скульптуре» (Переписка Микеланджело Буонарроти и жизнь мастера, написанная его учеником Асканио Кондиви).

Но, опередив свое время в «Битве кентавров», Микеланджело вырвался слишком далеко вперед. 3а этим смелым прорывом в будущее неминуемо должны были прийти годы более медленного и последовательного творческого становления, углубленного интереса к великому наследию античного и ренессансного искусства, накопления опыта в русле различных, подчас очень противоречивых традиций.


Неизвестный ранее Микеланджело во избежании каких бы то ни было кривотолков подписал это свое произведение. На перевязи, идущей через левое плечо мадонны, он вырезал: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками, которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности – ...

Основы культуры Микеланджело носили неоплатонический характер. Неоплатонической до конца остается и идейная сущность его деятельности и противоречивой религиозной жизни. Несмотря на учебу у Гирландайо и Бертольдо, Микеланджело можно считать самоучкой. Искусство он воспринимал неоплатонически, как неистовство души. Но источником вдохновения для него, в отличие от Леонардо, служила не природа, а...

Высшее проявление человеческой природы, а назначение человека – познание истины. Главнейшими добродетелями являются рассудок, мудрость и знание, так называемые добродетели разума. Ландино исходит из гуманистического принципа достоинства отдельной личности, коренящегося в ее способностях. Нравственные нормы правильного поведения, ведущие к добру и отвращающие зло, органически связаны с разумом и...

Живописные работы Микеланджело - фрески "Распятие апостола Петра" и "Падение Савла" (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В целом поздняя живопись Микеланджело оказала определяющее влияние на формирование маньеризма. Поздние скульптуры. Поэзия Драматическая сложность образного решения и пластического языка отличает поздние скульптурные работы Микеланджело: "Пьета с Никодимом" (ок. 1547-55, ...

итал. Battaglia dei centauri мрамор Каза Буонарроти , Флоренция , Италия Изображения на Викискладе

По мнению Эрика Шильяно, в этом барельефе юный скульптор «воплотил заповеди греков и римлян» . Также это первое известное произведение, которое можно считать «non-finito» .

Сюжет и его трактовка

По Вазари, барельеф изображает бой Геркулеса с кентаврами. Вазари также пишет, что этот сюжет из «Метаморфоз » Овидия подсказал мастеру Анджело Полициано . Существует трактовка, что сцена изображает бой кентавров с лапифами . Последняя происходила на свадьбе, поэтому становится понятно присутствие двух женских фигур, которых выделяют исследователи (сверху слева и в центре снизу).

Шильяно проводит параллель с идеей полотна Сандро Боттичелли «Паллада и кентавр» - победа цивилизации (лапифов) над варварами (кентаврами), хотя и значительно более мягкая, чем в трактовке Микеланджело . С другой стороны, в рельефе преобладают обнаженные мужские фигуры молодых солдат (за исключением единственного престарелого солдата с камнем слева), что вполне соответствовало духу неоплатонического прочтения понятия любви академиков, и сюжет становится уже не битвой за будущее цивилизации, а оргией .

Важно также отметить, что в самом названии произведения можно найти скрытый смысл. Название племени «лапифов» (греч. Λαπίθες ) звучит похоже на «ляпис» (лат. Lapis ), что означает «камень», а также «ляпиде» (итал. lapide ), что означает «надгробная плита». Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. Следовательно, можно утверждать, что и победа камня над плотью, а не только над варварством, тоже может быть одной из трактовок этой работы .

Описание произведения

Микеланджело вырезал этот барельеф на куске каррарского мрамора , который пожертвовал Лоренцо Великолепный для школы в садах Сан-Марко) .

Молодой скульптор подал батальную сцену. В толпе молодых воинов бросается в глаза фигура юнца с камнем в руке, который он пытается бросить. За его спиной находится бородатый воин, тоже с камнем в руке, это одна из немногих пожилых фигур на рельефе. Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу с воином, который уже оседлал его спину. В углу слева - фигура умирающего юноши, получившего ранение головы. Он - начало целого ряда юношеских фигур, которые станет разрабатывать скульптор и в росписи на потолке Сикстинской капеллы , и в работе над гробницей папы римского Юлия II . Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя, и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.

Фриц Эрпель пишет, что «натуралистичность жестокости происходящего молодой скульптор сознательно обошел вниманием» .

Старик
с камнем

Умирающий воин

Кентавр, оседланный воином

Реставрация

В искусстве

Это раннее произведение Микеланджело упоминается в биографическом романе К. Шульца «Камень и боль»:

(...)Тела борются, играя множеством мышц, тела в мощнейшем выявлении форм, существа горячие, распаленные, длинные линии сплетений, связанных в узлы рук и ног. И нагота. Гладкая нагота мужских тел, - хоть одну только форму прикрой, и мужское тело это утратит свою волю и свою скорбь.
(...)Славная нагота боли, уничтоженья и боя - все вписано в эти борозды лбов, горл и животов. Кривизны, дуги, трехмерности, контраст глубины и напряжения. Бой. Мрамор.

Полубог Силен, вакханки, кентавры

Полубог Силен - воспитатель бога Диониса. - Опьянение полубога Силена. - Вакханки (менады) и Вакханалии. - Сатиры - спутники Диониса. - Фавны римской мифологии. - Облик кентавра. - Нравы кентавров. - Мудрый кентавр Хирон. - Геракл и кентавры. - Битва кентавров с лапифами.

Полубог Силен - воспитатель бога Диониса

Полубог Силен, олицетворяющий собой бурдюк (мех для вина), является, естественно, по мифам древней Греции, воспитателем Диониса (Вакха) - бога вина.

В искусстве полубог Силен имеет два совершенно различных типа.

На античных барельефах и гравированных камнях полубогу Силену придавали грубые, тучные формы, как бы для того чтобы контрастнее выделить элегантные формы бога Диониса (Вакха) и изящные, легкие формы спутников Диониса - сатиров и менад. Состояние вечного опьянения, в котором пребывает полубог Силен, требует вечной поддержки. В вакхических праздниках полубог Силен принимает участие сидя верхом на осле, подгибающемся под тяжестью своего дородного седока. Подле Силена всегда идут сатиры, поддерживающие его и не позволяющие ему падать в ту или другую сторону.

Но полубогу Силену, как воспитателю и приемному отцу бога Диониса (Вакха), подобает в некоторых случаях являться в более приличном и достойном виде. Тогда на памятниках античного искусства появляется второй тип Силена: огромный живот полубога исчезает, опьянение пропадает и ему придают стройные, даже благородные формы.

Таким является полубог Силен на прекрасной бронзовой статуе, открытой в Помпеях или Геркулануме. Эта статуя изображает Силена, забавляющего маленького Диониса игрой на кимвалах (медные тарелки).

В Лувре находится статуя Силена, известная под названием «Фавн и дитя». Полубог Силен там изображен в виде старого сатира. Выражение лица полубога благородное, он как бы любуется ребенком Дионисом (Вакхом), которого держит на руках.

Опьянение полубога Силена

Полубог Силен почти всегда в состоянии опьянения, но иногда это - вдохновенное опьянение прорицателя, могущего открыть людям тайну бытия и тайну начала вселенной.

Философ Платон считает полубога Силена эмблемой мудрости, скрытой под отталкивающей наружностью. Римский поэт Вергилий говорит о Силене следующее: «Пастухи и нимфы нашли спящим пьяного Силена, они связали его венками и, разбудив Силена, стали требовать от него вдохновенных песен. Силен запел, и тотчас же вокруг него фавны и все животные принялись вертеться в такт его ритмичных стихов, далее самые старые сильные дубы - и те закивали в такт своими верхушками. Парнас с меньшей радостью прислушивался к звукам лиры Аполлона, а смертные испытывали меньшее наслаждение, слушая мелодичную игру Орфея, потому что Силен пел о том, как в бесконечной пустоте необъятного пространства собирались все начала, все причины сотворения воздуха, земли и воды, и как из этих первых элементов образовались все существа, как, вначале только мягкая глина, шар земной мало-помалу округлился и, став твердым, принудил моря войти в берега.

Силен воспевал землю, пораженную первыми лучами солнца, облака, поднимающиеся в пространстве для того, чтобы с высоты небес вернуться на землю в виде дождя, леса с их колеблющимися вершинами и немногочисленных еще животных, блуждающих по неизвестным горам».

Полубог Силен на всех праздниках является комическим элементом, как бы существующим затем только, чтобы увеселять менад видом своей дородности и опьянения. Комическая фигура Силена встречается очень часто в декоративном искусстве как украшение фонтанов, канделябров и кубков.

Тип Силена встречается также часто в мифологических картинах новейших художников. Рубенс очень любит изображать Силена толстым, с огромным животом, в сопровождении сатиров и нимф, окруженным веселыми улыбающимися амурами.

Вакханки (менады) и Вакханалии

Первые женщины, принимавшие участие в мистериях бога Диониса (Вакха) назывались вакханки , или менады . В переводе с древнегреческого языка последнее слово значит «неистовые, одержимые»; этот же корень - в древнегреческом слове мания . Вакханки-менады были , воспитавшие молодого Диониса.

Вакханки-менады фигурировали на всех памятниках искусства, изображавших праздники в честь Вакха - так называемые Вакханалии .

Античное искусство не делало никакого различия между вакханками и менадами, но древнегреческий драматург Еврипид указывает на то, что по мифологии существовала разница. Вакханки - греческие женщины, удалившиеся на гору Киферон, а менады - азиатские женщины. Менады пришли из Азии в Грецию вместе с богом Дионисом после его похода на Индию.

Как вакханки, так и менады являются обычными спутницами Вакха; ни один праздник, ни одно шествие не обходится без них. Вакханки-менады были почти безумные, исступленные женщины, предававшиеся под влиянием опьянения самым низменным страстям и доходившие впоследствии до всевозможных неистовств, например, до раздирания на куски живых козлят и телят и до пожирания их сырого окровавленного мяса.

В дикой пляске, оглушая и возбуждая себя громкой музыкой тамбуринов, флейт и кимвалов, носились вакханки-менады до тех пор, пока в полном изнеможении не падали на траву и засыпали.

Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас, живший в 450 году до Р.X., изваял тип такой неистовой вакханки, послуживший потом прототипом для других статуй. Скопас изобразил свою вакханку в состоянии полного опьянения. Вакханка Скопаса несет дикую козу, которую только что зарезала, и ее распущенные волосы как бы развеваются по воле ветра. О статуе вакханки Скопаса сохранилось много восторженных отзывов античных писателей.

Сатиры - спутники Диониса

Кроме вакханок-менад, свиту бог Диониса (Вакха) составляла еще многочисленная толпа особых божеств греческой мифологии - сатиров и панов, соединявших в себе человеческие и животные формы.

Мифологические сатиры представляли смесь человека с козой, с которой они, впрочем, очень любили забавляться, судя по многим камеям и гравированным камням, на которых изображены сатиры, заигрывающие с козами. Сохранилась очень интересная античная камея «Сатир, заставляющий плясать ребенка».

По античной мифологии, между сатирами и панами существует большое различие. Сатир занимает более высшую ступень в иерархии этих божеств. Сатир более приближается к человеческому типу и отличается веселым, добродушно-лукавым выражением лица, сатир смеется и дразнит панов, которых считает гораздо ниже себя.

Пастухи, употреблявшие вместо одежды козьи шкуры, могли породить в мифологии представление о сатирах. Веселый, остроумный и комический характер, который приписывали сатирам, заставил назвать комические поэмы сатирами, а их авторов - сатириками.

Вся эта толпа, сопровождающая Вакха повсюду, предается пьянству и страстно любит музыку. Сатиры занимаются еще тем, что танцуют, играют на кимвалах, бегают за нимфами и наигрывают им веселые мелодии на флейтах.

Создание мифологического типа сатиров принадлежит исключительно античной скульптуре; это просто фантазия и каприз скульпторов. Никакой философской мысли не лежит в основе мифа о сатирах. У сатиров нет другой миссии, как только забавлять молодого бога Диониса.

Согласно мифам древней Греции, сатиры сопутствовали Вакху в его походе на Индию. Правда, судя по тому, что античные писатели рассказывали об их поведении и наружном виде, сатиры не могли быть особенно пригодными на полях битв. «Эти толпы рогатых сатиров, - говорит древнегреческий поэт Нонн Панополитанский, - пьют полные чаши и напиваются; всегда грозные в драках и свалках, сатиры бегут с поля битвы; львы вдали от сражения, сатиры становятся зайцами в битвах. Ловкие танцоры, они еще ловчее опоражнивают огромные амфоры, наполненные вином. Мало среди сатиров оказалось полководцев, изучивших у военное искусство и умеющих командовать. Многие из сатиров покрыты страшными львиными шкурами; другие вооружены большими палицами; на лбу у них возвышаются рога; редкие волосы едва покрывают остроконечные головы и длинные уши сатиров; хвост, напоминающий лошадиный, развевается у сатиров на спине и обвивает их бедра».

Примитивное искусство изображало мифологических сатиров в смешном или страшном виде, похищающих прекрасных нимф. И до наших дней искусство продолжает изображать старых, безобразных сатиров.

Древнегреческий поэт Гесиод называет сатиров ни к чему не пригодным племенем, но так как они вечно в рощах пляшут, играют и гоняются за прекрасными нимфами, то живописцы и скульпторы находили в обычаях и нравах античных сатиров много интересных сюжетов для своих композиций.

Скульптор Пракситель изваял идеальный тип сатира, который потом встречается повсюду на всех почти памятниках искусства. Сатир Праксителя был бронзовой статуей, пользовавшейся в античности такой славой, что в Афинах ее не называли иначе как «знаменитая».

Находящийся в Лувре «Фавн, играющий на флейте» считается весьма удачным повторением произведения Праксителя. Вообще, знаменитый сатир Праксителя послужил оригиналом для всех последующих статуй. По крайней мере, «Отдыхающий Фавн» в Ватикане, «Танцующий Фавн» во Флоренции и «Фавн, играющий на кимвалах» - все они считаются повторением статуи сатира работы Праксителя.

Фавны римской мифологии

Искусство смешало сатиров с фавнами. Полубоги фавны - римского происхождения, и само это слово - латинское. Полубог Фавн является в произведениях римских писателей цивилизатором, смягчающим нравы кочевников посредством музыки. Фавн - изобретатель пастушьей дудки, потому что и Фавн, как и все примитивные боги древней Италии, был покровителем пастухов.

Современные художники часто и охотно изображали блестящую свиту Вакха. Особенно удачно пользовался этим сюжетом Пуссен в своих мифологических композициях, которые можно встретить почти во всех музеях. Художнику удалось прекрасно передать характер этих вакхических праздников.

Живописец Фрагонар и скульптор Клодион также любили изображать веселых сатиров, нимф и фавнов, внося в свои произведения элегантные формы и живость движения, характеризирующие французское искусство XVIII века.

Подобные мифологические сюжеты не могли не вдохновлять Рубенса, который мог в картинах на эту тему выказать весь свой мастерской колорит и свое уменье передавать движения, так что во многих музеях можно видеть обширные композиции этого художника, изображающие вакханок, пляшущих сатиров, нимф, захваченных врасплох сатирами, и прочее.

В Брюссельском музее находится знаменитая «Вакханалия» Журдена.

Изображение вакханок встречается в античном искусстве чаще всего на саркофагах, барельефах и вазах; из них самая знаменитая ваза находится на вилле Боргезе.

Облик кентавра

Мифы древней Греции в русской поэзии: стихотворение Андрея Белого «Игры кентавров» (1903 г.) с упоминанием кентаврихи , т. е. кентаврессы.

Андрей Белый

ИГРЫ КЕНТАВРОВ

Кентавр бородатый,

мохнатый

на страже

у леса стоит.

С дубиной тяжелой

от зависти вражей

жену и детей сторожит.

В пещере кентавриха кормит ребенка

пьянящим

своим молоком.

Шутливо трубят молодые кентавры над звонко

Вскочивши один на другого,

копытами стиснувши спину,

кусают друг друга, заржав.

Согретые жаром тепла золотого,

другие глядят на картину,

а третьи валяются ноги задрав.

Тревожно зафыркал старик, дубиной корнистой

взмахнув.

В лес пасмурно-мглистый

умчался, хвостом поседевшим вильнув.

И вмиг присмирели кентавры, оставив затеи,

и скопом,

испуганно вытянув шеи,

к пещере помчались галопом.

Горцы Фессалии были уже прекрасными наездниками в эпоху пеласгов, когда верховая езда была почти неизвестна в остальной Греции. Древние греки принимали конных фессалийцев за каких-то страшных чудовищ, и так как эти горцы любили вино, то мифы древней Греции поспешили их причислить к свите бога Диониса (Вакха) под названием кентавров.

Примитивное искусство изображало кентавра в виде мужчины, у которого задняя часть туловища, ноги и хвост - лошадиные. Позднее этот грубый тип кентавра был заменен другим: на лошадиное туловище был посажен человеческий торс и голова.

«Кентавр», находящийся на вилле Боргезе, считается самым лучшим изображением этих мифических существ.

Нравы кентавров

По античным описаниям, кентавры были грубые, почти животные существа, предававшиеся пьянству и низменным страстям. Кентавры питались сырым мясом. Обычным оружием кентавров были тяжелые палицы и огромные куски скал, которые они с ужасающей силой сбрасывали на неприятеля.

Кентавры являются как бы олицетворением грубых варваров, противников греческой цивилизации и развития, побежденных впоследствии знаменитыми героями греческой мифологии. В обществе Вакха нравы кентавров смягчаются и дикость их заменяется под его влиянием смирением и покорностью. Кентавры покорно идут перед колесницей Вакха, трубят в рога играют на лире, вместе с сатирами, вакханками, фавнами и другими. Иногда же кентавры везут колесницу Вакха и Ариадны.

Существует много изображений кентавров, но весьма мало изображений женщин-кентавров (кентавресс). Кентаврессы попадаются лишь изредка на саркофагах и гравированных камнях. Головы кентавресс и часть женского туловища напоминают нимф по красоте и стройности форм.

Из живописных произведений древнего периода писатели упоминают о картине живописца Ктесилоха «Женщина-кентавр, кормящая своих детей»; сохранился также в Пио-Клементинском музее барельеф, на котором изображены прекрасные по формам «Женщины-кентавры, отгоняющие сатиров».

В наши дни живописцы Арнольд Бёклин и Франц фон Штук очень часто изображают кентавресс в своих картинах.

Мудрый кентавр Хирон

Кентавры упоминаются очень часто в античной мифологии, они были всем хорошо известны за дикость и грубость нравов, так что тогда слово «кентавр» являлось как бы синонимом зверства и жестокости. Один только кентавр - мудрый Хирон - представляет исключение.

Кентавр Хирон сумел победить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим качествам с людьми. Кентавр Хирон был музыкант, гимнаст, хороший стрелок, прорицатель и искусный врач. Хирону было поручено воспитание многих знаменитых героев мифологии, как-то: Ахилла, Амфиарая и других.

Геракл и кентавры

Когда Геракл отправился на поиски , он встретил кентавра Фола (Φόλος), который оказал Гераклу гостеприимство. Желая угостить Геракла вином, кентавр Фол повел его к бочке, подаренной Фолу Вакхом.

Лишь только запах вина распространился в воздухе, целая толпа кентавров прибежала отовсюду и, собравшись перед пещерой, служившей жилищем Фолу, стала с громкими криками требовать себе вина.

Геракл вступил с кентаврами в бой и убил многих из них; эта битва очень часто изображалась античными художниками.

Из новейших произведений известна прекрасная по компоновке и движению картина Лебрена на этот мифологический сюжет.

Битва кентавров с лапифами

Миф о войне афинян с кентаврами, причиной которой было похищение Гипподамии, также послужил сюжетом для многих художественных произведений.

Герой мифологии Пирифой позвал на свою свадьбу с Гипподамией, дочерью лапифа Атракса, героя Тесея и афинян. Пирифой пригласил и кентавров, думая, что вид их позабавит остальных гостей.

Но как только кентавры начали пьянеть от действия винных паров, они позабыли всякое приличие. Один из кентавров, Евритион, схватил за волосы Гипподамию и хотел ее похитить. Примеру Евритиона последовали другие кентавры, стараясь захватить тех женщин, которые им пришлись по вкусу. Но Тесей отнял у Евритиона Гипподамию; тогда кентавр кинулся на него, но был убит Тесеем. Другие же кентавры, видя умирающего собрата, пришли в ярость и принялись кидать в противников все, что им попадало под руки. Тогда возгорелся бой между лапифами и кентаврами, продолжавшийся до тех пор, пока кентавры не были перебиты.

Битва кентавров с лапифами изображена на многих барельефах и на Парфенонском храме.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

После охоты на медноногую лань, продолжавшейся целый год, недолго отдыхал Геракл. Эврисфей опять дал ему поручение: Геракл должен был убить эриманфского кабана. Этот кабан, обладавший чудовищной силой, жил на горе Эриманфе(1) и опустошал… … Энциклопедия мифологии

У этого термина существуют и другие значения, см. Смертельная битва. Смертельная Битва: Защитники Империи Mortal Kombat: Defenders of the Realm … Википедия

Битва кентавров с лапифами. Картина Себастьяно Риччи Лапифы (др. греч … Википедия

кентавры - Битва кентавров со зверями. Мозаика из виллы Адриана. 1 я половина II в. н. э. Битва кентавров со зверями. Мозаика из виллы Адриана. 1 я половина II в. н. э. кентавры в мифах древних греков дикие существа, полулюди полукони, обитатели гор и… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Битва кентавров с лапифами Кеней (др. греч … Википедия

Битва кентавров с лапифами Кеней (греч. Καινεύς, лат. Caeneus) персонаж древнегреческой мифологии , один из лапифов, мифического племени, жившего в Северной Фессалии. По версии родословной у Гомера, отец Леонтея , сын Корона. По другой… … Википедия

- (Centauri, Κένταυροι), т. е. “охотники на буйволов”. Фантастический народ, живший в Фессалии, полубоги и полулошади. Они были побеждены лапифами на свадьбе Пирифоя и изгнаны из своей страны. Самым замечательным кентавром считался Хирон.… … Энциклопедия мифологии

Микеланджело «Мадонна у лестницы», ок. 1490 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Микеланджело (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Буонарроти. Микеланджело Буонарроти … Википедия

В тираны, в боги вымысел дало Искусство мне, и я внимал, не споря … Википедия

Книги

  • Воины Бури , Стэн Николс. В поисках последней `звезды` орки покидают гостеприимных кентавров и отправляются в Рафетвью. Город осаждают Уни, сторонники Единого Бога. Туда же приходит многочисленная армия под…
  • История Кентавра , Дяченко С.С.. "История кентавра"– детская книга знаменитых взрослых писателей Марины и Сергея Дяченко. Ее герой – добрый и мудрый Себастьян, последний из некогда обитавшего на Земле племени кентавров.…