Правдивый плут. Какие сказки сочинять вредно

I .

Розеггер (Petri Kettenfeier Rosegger) -- немецкий поэт; род. в 1843 г. Штирийский крестьянин по происхождению, был пастухом, потом бродячим портным, пока не обратил на себя внимание добрых людей, давших ему образование. Сношения с такими писателями, как Гамерлинг, Анценгрубер, Грюн, дали мощный толчок его поэтическому дарованию. С 1876 г. он издает журнал "Heimgarten", где появлялись его яркие, реальные рассказы о народной жизни, отчасти написанные на штирийском диалекте. Сочинения его: "Geschichten aus Steiermark" (1871), "Wanderleben" (1871), "Gestalten aus dem Volk der oesterreichischen Alpenwelt" (1872), "Aus dem Walde" (1873), "Geschichten aus den Alpen" (1873), "Zither und Hackbrett" (стихотв., 1874), "Tannenharz und Fichtennadeln" (1881), "Schriften des Waldschulmeisters" (1875), "Das Volksleben in Steiermark" (1875), "Sonderlinge aus dem Volk der Alpenwelt" (1875), "Streit und Sieg" (1876), "Waldheimat"(1877), "Aus Wäldern und Bergen" (1877), "Mann und Weib" (1878), "Lustige Geschichten" (1879), "Aus meinem Handwerkerleben" (1880), "Als ich jung noch war" (1894), "Der Waldvogel" (1896) и др. "Gesammelte Werke" P. вышли в 1881 г. Собрание его сочинений для народа издано в 1895 г. в Вене. См. Str., "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестник Европы", 1893, июнь). Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXVII (1899): Розавен -- Репа, с. 5--6.

II .

РОЗЕГГЕР Петер -- псевдоним до 1894 австрийского писателя Петри Кеттенфайера (Kettenfeier). Сын бедного крестьянина, получил скудное первоначальное образование. В ранней молодости служил пастухом, позднее был батраком. Пытался поступить в семинарию, но неудачно и в течение 4 лет обучался у портного. Чтением урывками пополнял свои скудные знания. Бесхитростные рассказы и стихотворения из крестьянской жизни, помещенные в народных альманахах, побудили Р. к самостоятельной творческой деятельности. Р. начал свою творческую деятельность со стихотворений на диалекте своей родины -- изданы они были в виде сборника "Zither und Hackbrett" , -- но вскоре перешел к прозаическим рассказам на лит-ом немецком языке. Выходец из австрийского крестьянства, Р. навсегда остался идеологом его хозяйственно наиболее слабой части, разоряемой капитализированным помещичьим землевладением. Разложение патриархального уклада австрийской деревни под влиянием растущего капитализма изображено в его "Höhenfeuer" , "Das ewige Licht" и др. Розеггер показал всю обреченность и пассивность разоряющегося слоя крестьянства, но в его произведениях однако нет социального протеста, к-рый характерен для его современника Анценгрубера (см .), близкого ему по народническим тенденциям. Жизненные коллизии разрешаются у Р. примирительным юмором и сентиментальным морализированием. Часто они абстрагируются и приобретают характер неразрешимых противоречий между природой и культурой. В своем популярном произведении "Die Schriften des Waldsschulmeisters" Р. художественно ставит эту проблему, отстаивая патриархальную самобытность крестьянского уклада против разлагающей его городской цивилизации. Свое credo Р. исчерпывающе выразил в словах: "Я ставлю естественное выше сделанного, сельское -- городского, простоту -- выше блеска, дело -- знания, сердце -- выше духа". Бытописатель австрийского крестьянства, Р. достигает наибольшей художественной силы в своих небольших народных рассказах, написанных в форме "Ich-Erzählung" и проникнутых тонким юмором. Особенно славились его "Das Volksleben in Steiermark и "Die Älpler" .

Библиография:

I. Ausgewählte Schriften (115 Lfgn), Wien, 1881--1894, Volksausgabe, 3 Serien, Wien (1895--1907); Ausgewählte Schriften, 30 Bde, Leipzig, 1899--1900; Gesammelte Werke, 40 Bde, Lpz., 1913--1916; Schriften in steirischer Mundart, 3 Bde, Graz, 1895--1896; Gabriel Mondfeld (юношеский роман), "Heimgarten", 1922--1923. Письма : Bettelheim A., Auerbach und Rosegger, "Deutsche Rundschau", 1903; Briefwechsel zwischen Harnerling und Rosegger, "Heimgarten", 1927; Briefwechsel zwischen P. Rosegger und Fr. Hausegger, hrsg. v. Siegmund Hausegger, Lpz., 1924. На русск. яз. перев.: Рассказы из жизни штирийских крестьян, М., 1901; Среди народа, СПБ, 1903; Избранные рассказы, СПБ, 1904; Когда я был еще пастушенком, СПБ, 1904; "I. Н. Ц. I.". Благая весть грешника, СПБ, 1906; Яков последний. История крестьянина нашего времени, Роман, М., 1907, и др. II. Rabenlechner M. M., Rosegger, der Didaktiker, в сб. "Literaturbilder fin du siècle", 1900, Bd VI, Lpz., 1900; M ö bius H. u. H., P. Rosegger, Lpz., 1903; Vulliod A., P. Rosegger, l"homme et l"œuvre, P., 1912 (в 1913 перев. на немецк. яз.); Kappstein Th ., Peter Rosegger, Stuttg., 1904; Schlosser A., Peter Rosegger, Lpz., 1921; Ertl E., P. Rosegger, Wie ich ihn kannte und liebte, Lpz., 1923; Nadler J., P. Rosegger, в сб. "Neue österreichische Biographie", B. I, Wien, 1923; Enzinger M., P. Rosegger, в сб. "Deutsches Biographisches Jahrbuch", Ueberleitungsband II, Berlin -- Lpz., 1928.

З . С .

Источник текста : Литературная энциклопедия : В 11 т . -- [ М .], 1929--1939. Т. 9. -- М.: ОГИЗ РСФСР, Гос. ин-т. "Сов. Энцикл.", 1935 . -- Стб. 736--737. Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-7361.htm

III .

РО ́ ЗЕГГЕР , Петер (31.VII.1843, Криглах, Штирия, -- 26.VI.1918, там же) -- австр. писатель. Представитель областнической (штирийской) литературы. Сын бедного крестьянина, в детстве был пастухом, затем батраком, странствующим портным. Занимался самообразованием. В 1870 опубл. сборник стихов на верхнештирийском диалекте "Цитра и гусли" ("Zither und Hackbrett"). Вместе с Р. Хёйбергером выпустил "Народные песни Штирии" ("Volkslieder aus Steiermark", 1872). Р. -- автор сб-ков "Стихи" ("Gedichte", 1891), "Моя песня" ("Mein Lied", 1911). В рассказах и романах из нар. жизни: "Штирийские истории" ("Geschichten aus Steiermark", 1871), "Записки учителя из леса" ("Die Schriften des Waldschulmeisters", 1875) и др. Р. выступает бытописателем альпийской деревни. Мн. рассказы автобиографичны. Юмористич. рассказы и шванки Р. объединены в сб-к "Плут с Альп" ("Der Schelm aus den Alpen", Bd 1--2, 1890) и др. В романе "Якоб Последний" ("Jakob der Letzte", 1888, рус. пер., 1907) Р. описывает разорение деревни в результате развития капитализма. С консервативно-народнич. позиций выступает в романах "Светский яд" ("Weltgift", 1903), "Благословение земли" ("Erdsegen", 1900) и др. Отсюда национализм и религ. искания (романы "Богоискатель" -- "Der Gottsucher", 1883; "Мой рай" -- "Mein Himmelreich", 1901, и др.). Стихи и мелкие рассказы Р. написаны на диалекте, романы -- на лит. яз. Соч .: Gesammelte Werke, Bd 1--40, Lpz., 1914--16; Ausgewählte Werke, Bd 1--4, W., 1964; в рус. пер. -- В Альпах, СПБ, 1899; Среди народа, СПБ, 1903; Когда я был еще пастушком, СПБ, 1903; Избр. рассказы, М., 1910; В горной тиши, СПБ, 1914; В гостях у дяди, М., 1915. Лит .: Vulliod A., P. Rosegger, Lpz., 1913; Pock E., P. Rosegger, Lpz., 1943; Latzke R., P. Rosegger, Bd 1--2, Weimar, 1943--53; Anderle J. G., P. Rosegger persönlich, Krieglach, 1952; Haslinger F., P. Rosegger als Jünger Merkurs und Apolls, Graz, 1964.

Плут м. плутовка ж. кто плутует, ловкий обманщик, мошенник, бездельник, нечестный человек, особ. в мелочах, надувала, оплетала, ошукала. Плуту в руки не попадайся. Да умный человек не может быть не плутом! Грибоедов. Квас плут: воду навел, а сам ушел! о жидком квасе. Плутец, плутишка, плутыш б. шуточн. умный, хитрый, бойкий ребенок. Плутяга, смягченное прозвище плута. Плутища отъявленный. | Плутовка и плутовочка, б. шуточн. и ласкат. Эта плутовка всякого обойдет. Купец плутец. У всякого плута свои расчеты. Рука руку моет, а плут плута покрывает. Алмаз алмазом режется (или: гранится), плут плутом губится. Плут на плуте едет, плутом погоняет. Не душой худ, а просто плут. | Плут, плутево ср. плутиво, астрах. арх. черноморск. поплавок к сетям, шашка, балберка, обычно из осокоревой коры, вероятно от путать (плутать). Плутье ср. собират. плуты, обманщики, а также | плуты, плутева неводные, плутивье собират. Поладили шелковы невода, клали плутивья серебряные, песня. Плутень, плутонос, плутоноска утка широконоска, Anas clypeata. Плутня ж. ловкий обман, мошенничество, бездельничество. Всех плутней, кулаков и маклаков не перечтешь. Приказные плутни. Картежными плутнями люди живут. Политические плутни ныне в ходу. Плутовство ср. плутня; | мошенничество, как нечто отвлеченное. Плутость ж. плутство ср. стар. плутни, плутовство. За его пьяную плутость, послали на Верхотурье. Плутства их много. Плутовская увертка. Это плутовские ухватки, уловки. Плутливый и плутоватый, склонный к плутовству, готовый на это, при удобном случае; шуточн. хитрый, ловкий. Плутоватость ж. свойство, качество по прилаг., вороватость. Плуотовать, ловко обманывать, бездельничать, мошенничать; скрывать виды, намеренья, дела свои, под личиной прямоты; хитрить или лукавить, и надувать, оплетать кого, провести, обойти, объехать на кривых, обмишулить, обдурить. Он в картах плутует, шулерит. Выучись плутовать, так будешь богат. Здесь не плутуется, безличн. никто не плутует, и нельзя плутовать. Он вплутовался в общество, вошел обманом. Доплутуешь, -ся до беды. Опять заплутовал! Исплутовался парень. Наплутовался и уехал. Он всех оплутует. Отплутовался, отделался. Поплутовав, отстать трудно. Проплутовал век. Унять некому, все расплутовались. Сплутовал, брать! Плутованье ср. плутовство, плутни, как действие. Плутяжить, плутяжничать, промышлять плутовством, мошенничеством, заниматься плутовством, плутяжничаньем. Нет у нас плутогубцев, а есть только плутотерпцы. Плутать, плутовать, кривить душой, изворачиваться совестью. Да и самим бы вам не плутать, воро(а)м не потакать, стар. | Путать. Не плутай ниток, южн. Он что-то плутает, не сказывает правды. | Блуждать, блудить, заблудиться, потерять дорогу, не знать пути, бродить наобум. Всю ночь плутали, насилу к рассвету выехали на дорогу. | *Умственно сбиваться с пути, или попадать на ложную дорогу мышленья, рассужденья. Плутает вокруг да около, а до дела не доберется. Чем плутать, так лучше воротиться. Вяжи да путай, верти да кутай, мотай да плутай! Плутаться, плутать, в знач. бродить, неведомо где и куда. Мы сутки по бурану плутались. Вплутали они меня в дело. Выплутался кой-как. Доплутались до-лесу. Заплутались в лесу. Исплутали весь лес, а выхода нет. Наплутал сам на себя, наговорил. Оплутали его сыщики безвинно. Поплутали немножко. Переплутали повсюду. Меня за что приплутали тут? Проплутав до свету, нашли дорогу. Расплутай, распутай. Сплутал нитки комом. Плутанье, действ. по глаг. Плутальщик, плутала, кто плутает. Насилу плутальщики наши выбрались на дорогу. Этот плутала никуда дороги не найдешь, ровно малый какой. Проклятое, плутальное место, лешева кулига! Плутцы м. мн. пск. твер. пленки, силки, для ловли птиц.

Соколов Н.

Добрых два месяца заинтригованная публика пребывала в глубоком недоумении. Только и звону было что про "план Путина", но ни одна живая душа не могла внятно объяснить, что это за зверь. Невозможно же всерьез считать "планом" велеречивые послания Федеральному собранию, совершенно по конструкции не отличающиеся от приснопамятных директив...цатого съезда. И столь же содержательные, ибо все содержание могло быть передано одним пошлым тостом "за все хорошее!".

Некоторые действия власти действительно заставляли подозревать наличие некоего конкретного плана - так решительно они проводились, хотя объяснений им не давалось вовсе или давались явно несообразные (вроде отмены губернаторских выборов ради успешной борьбы с терроризмом). Стреноживание прессы, "раскорчевка" политических партий, показательная порка неудобных олигархов, кастрация суда, вообще замена политических институтов муляжами вроде Общественной палаты - все это смотрелось как части какого-то рационального плана, но цельности его никак не удавалось ухватить. Недоставало какого-то важного элемента, который объяснял бы, ради чего все эти титанические усилия. И вот неожиданно стал достоянием публики недостающий кусочек, пазл сложился, и путинский план явился во всем великолепии.

Мы можем наконец судить об этой грандиозной конструкции благодаря удивительной откровенности скромного исполнителя высочайших предначертаний - Олега Шварцмана. Олег Сергеевич, хотя и окончил биологический факультет МГУ только в 1996-м, а аспирантуру - в 1999-м (отчего-то уже на философском факультете), ныне управляет активами на сумму 3,2 млрд долларов. Будь это в "чудовищные ельцинские 90-е", никто бы не удивился - каких только чудесных вознесений тогда не бывало. Но взлет господина Шварцмана пришелся на совсем другое время и объясняется совсем другими причинами.

Олег Шварцман, по его собственным словам, уполномочен высшей властью изымать имущество у "нелояльных собственников" и аккумулировать оное в рамках организации под названием "Финансгрупп". Задача организации формулируется предельно ясно: "Ходорковских всяких наклонять, нагибать, мучить, выводить на социальную активность..."

Имущество так запросто не отберешь, поскольку все олигархи скоренько обзавелись собственными заступниками в правоохранительных органах и стали возникать частые конфликты между "наезжающими". Пришлось создать новую систему, деликатно именуемую "партнерством". Механика, впрочем, старинная и легко узнаваемая. Уполномоченные Шварцмана стали навещать предпринимателей "с разными предложениями", от которых те, разумеется, не дерзали отказаться, и вступали с предлагальщиками в "совместную деятельность":

"Например, "Русская нефтяная группа" - это результат альянсов с "Роснефтью", ТНК и "ЛУКОЙЛом": сначала в трейдинге, потом мы стали покупать малые и средние нефтедобывающие предприятия. Иными словами, эти компании отдали "Русской нефтяной группе" часть сбыта".

Так что "новая система" по существу ничем не отличается от отнюдь не нового бандитского крышевания с передачей доходов в общак.

Политика, проводимая новой корпорацией, хотя и именуется авторами политикой "бархатной реприватизации", при ближайшем рассмотрении неотличима от управления при посредстве ежовых рукавиц. Часть приглянувшихся "стратегических активов" скупается за полцены, причем корпорация "минимизирует рыночную стоимость разными инструментами" и "как правило, это добровольно-принудительные инструменты".

Подлинное новшество заключается в кадрах, которыми располагает эта внушительная организация: помимо действующих силовиков на нее трудятся "Совет ветеранов МВД, бывшие сотрудники ОБЭП, РУБОП. Шестьсот тысяч по всей стране! Они ведут пристальную аналитическую работу - какие предприятия, в каком регионе, в какой стадии корпоративных отношений находятся. Где есть возможность … вытеснить нелояльных власти собственников".

Спорить никто не осмелится. Да и бессмысленно, поскольку как эпически повествует господин Шварцман, "у нас же это госзадача - все понимают, что нам поручили это делать. Если не мы, то придут другие, которые точно так же будут выполнять функцию консолидации активов в руках государства, потому что это государственная политика сейчас".

Направляет эту государственную политику, разумеется, "партия". Ее "олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин", замглавы администрации российского президента. Причем переписка с ним, в стилистике третьесортных шпионских романов, почему-то ведется не непосредственно, а через дупло. Дуплом служит офис заслуженного гэкачеписта генерала Валентина Варенникова - депутата Госдумы. (Теперь в общих чертах понятно, для чего нужна Госдума, которая "не место для дискуссий".)

Активы вроде бы изымаются в пользу госкорпорации, но вот реальными собственниками и выгодополучателями являются, однако, "разные офшоры, кипрские и другие", члены семей "руководства администрации президента", просто "высокопоставленные люди", и почему-то отдельно "физики" - физические лица, все близкие, фээсбэшники или эсвээровцы". Олег Дерипаска однажды уже рассказывал нечто подобное, но тогда на эти словеса не обратили большого внимания и даже усомнились в аутентичности беседы. По прошествии полутора лет уже совершенно несомненно, что план Путина не только ясно словесно сформулировался, но и по существу исполнен. А заключается он в приватизации российского государства сплоченной корпорацией чекистов-силовиков, одновременно и при помощи этого приватизированного государства прибирающей к рукам и все лакомые доходные активы.

И напрасно господин Шварцман простодушно удивляется, что "бандитов в классическом виде практически уже не осталось". Как же им выжить, "классическим", когда их ремеслом с успехом занялись "неклассические", и настолько преуспели, что уже и все государство оприходовали.

В том, что последний кусочек этого дивного пазла выставлен теперь на всеобщее обозрение даже с некоторой нахальной гордостью, ничего удивительного нет. Все приуготовительные шаги, занявшие у господина Путина и его команды семь долгих лет, завершены, и теперь у общества практически нет легальных инструментов, чтобы предотвратить окончательное превращение России в чекистский общак.

Все схвачено. Под эту конструкцию даже подводится идеологическая подпорка в виде новейших курсов отечественной истории, долженствующих убедить граждан в существовании особого "русского способа управления", при котором успехи модернизации достигаются путем концентрации ресурсов в руках террористического государства.

Опыт нашей истории недвусмысленно свидетельствует, что все такого рода "модернизации", вручавшие ресурсы страны служилой корпорации, - опричная при Иване Грозном, гвардейская при Петре I, гэпэушная при Сталине – завершались полным разорением страны. Но стоило стране маленько накопить жирку при власти менее людоедской, немедленно у новой чекистской корпорации возникал соблазн "модернизировать" ее на свой лад.

Никита Соколов
03.12.2007

Не только Россия богата криминальными талантами. Во всех странах которые считают, что честная жизнь - это не то, для чего их создала матушка-природа. Давайте сегодня поговорим о кто такой? Довольно интересный персонаж для нашей статьи!

Значение

Толковый словарь незаменим в лингвистических поисках истины, и он нам говорит, что у рассматриваемого слова два значения:

  1. Хитрый и ловкий обманщик, мошенник, имеющий профессиональный статус в этом деле.
  2. Человек, который любит хитрить, лукавить. Значение является разговорным.

В первом значении "плут" - это профессиональный ловчила, как бы он ни назывался. В памяти всплывает сразу несколько образов, например, граф Калиостро, Остап Бендер, Беня Крик, Чичиков, Хлестаков, свита Воланда. Конечно, были и настоящие мошенники, которые не стали героями художественных произведений. Но мы не хотим делать им рекламу, давайте поговорим о синонимах.

Слова-замены

Мы частично затронули тему синонимов, когда давали определение слову «плут». В этом можно убедиться, если перечитать вышеизложенное. Но для удобства сведем все уже использованные и некоторые новые в единый список:

  • аферист;
  • бестия;
  • жулик;
  • кидала;
  • лиса;
  • мошенник;
  • обманщик;
  • пройдоха;
  • прохвост;
  • проходимец;
  • хитрец;
  • шарлатан;
  • шельма.

Как мы видим, типов обмана много, но и синонимов к понятию «темные дела» тоже немало. И это далеко не все. Мы выбрали те, которые используются особенно часто. Читатель, как обычно, волен добавить к этому списку что-то свое. Мы возражать не будем. Переходим к самому интересному - примерам в литературе и кино.

Остап Бендер, Воланд и его свита

Уже стали почти синонимами определения «плут», «ловкач» и герой Остап Бендер. Но о великом комбинаторе сказано и написано столько, что писать что-то еще, наверное, не имеет смысла. Тем более что люди знают книги Ильфа и Петрова почти наизусть.

Но есть одна любопытная связь, которую подчеркивал Дмитрий Быков в своих лекциях, - это влияние Ильфа и Петрова на творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. Понятно, что «Мастер и Маргарита» даже по тональности похожа на «12 стульев» (имеются в виду, конечно, «советские» главы). Но интереснее другое: в романе о Маргарите не только Коровьев и Бегемот- это плуты, каких поискать. Рюхин, Алоизий Могарыч, - все они плуты и пройдохи.

Серьезными становятся только на время бала. А до того времени нескончаемое веселье продолжается безостановочно. Другое дело, что юмор у Воланда в основном черный и злой. Зато дух зла не чужд благородства. Кажется, что жизнь шутит с человеком в той же тональности, что и Воланд с советскими гражданами: только человек подумал, что он обладатель всех даров мира, как в следующую секунду он оказывается на улице в одних кальсонах, и это еще хорошо.

Так и с жизнью: она ставит перед человеком все новые и новые задачи, чтобы тот с ними справлялся. Шекспир как-то написал, что мир - театр, а люди в нем актеры, но если есть представление, то должен быть и зритель, так ведь? И ему должно быть интересно. Вот поэтому жизнь нас и изводит, обнажая свой плутовской характер.

Десятка лучших фильмов о мошенниках

Когда-то давным-давно в одном старом советском фильме, который читатель без труда сейчас узнает, было сказано, что через 20 лет не будет ни театра, ни кино, ни книг, будет одно сплошное телевидение. К счастью, такого не случилось. Кино и книги - это все же две равноправные силы, а телевидение, напротив, сдается во власть интернета. По недавним данным, некоторые каналы YouTube обогнали государственные по популярности. Персонаж известного фильма явно не учел вмешательства высоких технологий, о которых тогда и понятия не имели. Это все к тому, что вкусы киноманов тоже стоит удовлетворить. Не всем может быть по вкусу книжная классика. Итак, список фильмов о плутах-мошенниках:

  1. «Трасса 60» (2002).
  2. «Кодекс вора» (2009).
  3. «Иллюзионист» (2006).
  4. «Иллюзия обмана» (2013).
  5. «Отпетые мошенники» (1988).
  6. «Плутовство» (1997).
  7. «Как украсть миллион» (1966).
  8. «Игра Рипли» (2002).
  9. «Карты, деньги, два ствола» (1998).
  10. «Большой куш» (2000).

Здесь представлены фильмы даже о том, как мошенничает государство, водя за нос своих граждан («Плутовство»). В остальном же фильмы связаны только с темой обмана. Существуют, конечно, целые саги о мошенниках, например, «Друзья Оушена» или «Миссия невыполнима». Но думаем, читатель их посмотрит и без нас. В списке же собраны те фильмы, которые могли быть уже основательно подзабыты широкой публикой.

Кто-то лучше воспринимает фильмы, кто-то книги. Главное - учиться, узнавать новое каждый день, чтобы не давать расслабляться мозгу. Последний тоже нуждается в нагрузках и тренировках. На сегодня минимум выполнен: мы узнали значение слова «плут».

Сказкотерапевт, как и любой писатель, должен помнить о том, что Слово, Сюжет, Персонаж имеют силу, жизнь – отличную от нашей, но не менее «живую». Это не дешёвая мистика, в которую можно выбрать верить, а можно выбрать не верить.

У современной философии и логики есть целый раздел, оформившийся уже в отдельную науку. Этот, скорее, раздел, логики называется: «Семантика возможных миров». Он изучает, как мы «вызываем» к бытию нечто, когда придумываем истории.

Не углубляясь в эту интереснейшую дисциплину, скажем кратко: лингвисты и другие междисциплинарные исследователи доказали – «возможные миры» имеют статус чего-то бытийственного , подлинно сущего . В какой-то степени их можно считать – настоящими, где-то и как-то существующими. И значит на нас – влияющими. Особенно, когда мы настоятельно стучимся в их двери.

Возможные миры – как кошка Шрёдингера, жива она или мертва – покажут соответствующие условия .

Если посмотреть на череду актёров его сыгравших за 300 лет (где они, покажите?) и на незыблемого Гамлета – начинаешь верить...

К «возможным мирам» как раз и относятся все создания человеческого Слова, грубо говоря: литературные персонажи, мифы, сказки и сюжеты.

Ясно, что уже после убедительных просьб учёных 20 века относиться к Слову серьёзно, сказкотерапевт должен навострить уши. Может ли он глумиться, сочиняя сказку? Желать кому-то недоброго? Пугать? Кощунствовать? Сопрягать рядом (ради смеха и вызова общественному вкусу) стилистически несопрягаемые понятия? Относиться к своей деятельности несерьёзно?

Постмодернизм, который был в моде в 90-е и как раз увял в начале нулевых, учил, что – да, можно ибо «всё одно». Народная мудрость веков учит, что – нет.

В устном народном творчестве и в народном быту часто драматизируется один старинный сюжет: «Плут-рассказчик и простофили».

Так, часто к детям помладше подсаживается во дворе ребёнок постарше и с видом «бывалого» начинает пугать детишек: «А знаете, что если сорвать листик вот с этого куста и проделать в нём дырочку и посмотреть через неё на небо, то начнётся третья мировая война и все мы умрём?»

Ему однако вторит в ответ другой архетип, который как бы венчает финалом первый, и это архетип: «Наказанный плут».

Наказание, правда, наступает не сразу... И только для тех, кто серьёзно укрепляется в ходе жизни – в презрении к «глупым людишкам» и одновременно – в легкомысленном бесстрашии по отношению к тому, что выходит за рамки его понимания.

Эти истории можно увидеть не только в сказках и мифах... Что самое волнующее и страшное – такие истории случаются и в нашей жизни! И они носят характер «необъяснимых феноменов».

История Первая: Сейчас вам принесут кофе!

Этот сюжет – очень старинный, бродячий, но нам он известен (и более близок!) в версии, подновлённой жанром анекдота.

На самом деле этот «анекдот» очень важен для понимания всего архетипа «наказанного болтуна».

Итак. Плут-рассказчик приезжает в дом отдыха и тяготится своими соседями-простофилями, которые не могут выдумать ничего интересного, кроме как рассказывать старые анекдоты.

Плут-рассказчик решает попугать соседей-простофиль своими личными надуманными байками и позабавиться на их счёт самому.

Соседи травят старые политические анекдоты, а плут делает умоляющее лицо и подаёт им немые знаки.

«Знаете ли вы, почему здесь нельзя рассказывать политические анекдоты?» – спрашивает плут своих простоватых соседей.–Потому что в каждую отдушину здесь вставлен микрофон, который ведёт прямо в кабинет первого секретаря райкома партии. Не верите, что нас прослушивают день и ночь?»

Плут подходит к отдушине в стене, ставит стул и громко говорит в отдушину: «Принесите сюда кофе!»

Из отдушины доносится треск, а потом ледяной голос сотрудника «органов» отчётливо произносит:

«Начальству пришлась по вкусу ваша шутка. Ожидайте. Сейчас вам принесут кофе».

История Вторая: Ты звал меня на ужин?

Бродячий сюжет про Дон-Жуана известен многим куда больше. История его гибели отдаёт всё тем же архетипом наказанного плута-кощунника.

Хвастаясь перед своим слугой Лепорелло, надменный Дон-Жуан бросает вызов кладбищенской статуе Командора. Он издевательски приглашает каменное изваяние обманутого мужа – отужинать с ним и его новой любовницей – в полночь.

Покойный муж его нынешней подружки (существующий уже увы только в виде кладбищенской статуи) – конечно же, нем и безответен. Но он нем и безответен до поры до времени.

Забыв об оскорблении, нанесённом глупой беспомощной статуе, Дон-Жуан пирует. А дальше происходит знаменитое:

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Чёрный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжёлыми шагами
В дом вступает Командор...
Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришёл. А ты готов?..

История Третья: письма в никуда

До этого мы рассказывали лишь бродячие сюжеты мифологии и литературы.

Но следующая история действительно произошла в жизни и относится к разряду «необъяснимых феноменов»!

Поскитавшись, письма приходили обратно с пометкой «Такой адресат не найден» – примерно через полгода, обклеенные редкими марками.

И вот однажды «адресат нашёлся»...

Евгений Петров выдумал всё от начала и до конца – только страна Новая Зеландия была им не выдумана. Он выдумал город (Хайдбердвилл), улицу (Райтбич), дом (7) и поселил там вымышленную семью и главу семейства – выдуманного им господина Мерилла Оджина Уэйзли!

В письме наш писатель написал вот что: «Дорогой Мерилл! Прими соболезнования в связи с кончиной дядюшки Пита! Как Ингрид? Как дочка? Я за вами соскучился. Прости, что давно не писал!»

Евгений Петров получил ответ... После этого он навсегда перестал шутить, даже улыбаться, как заметили все его коллеги по редакции. Это было в 1939 году.

В письме, которое пришло из Новой Зеландии, было написано вот что: «Дорогой Евгений! Спасибо за соболезнования! Нам жаль дядю Пита. Ингрид передаёт тебе привет, дочка скоро идёт в школу. Мы до сих пор помним те два дня, что ты у нас прогостил!»

Но самое важное: в письмо была вложена фотокарточка. На ней улыбался незнакомый Петрову мужчина и … сам Петров с ним в обнимку. На обороте карточки дата: 9 октября, 1938 г.

Надо ли говорить, что Петров никогда не был в Новой Зеландии? А что же это была за дата? 9 октября 1938 года Евгений Петров попал в больницу в бессознательном состоянии – с сильнейшей пневмонией и два дня был на грани жизни и смерти.

Неудивительно, что после получения этого письма Петров навсегда перестал шутить и улыбаться.

***
Общее в историях мужчины из анекдота, Дон-Жуана и Евгения Петрова – одно.

Они сочиняли истории с целью позабавиться над Другими, полагая себя в чём-то «выше всех», по крайней мере – храбрее, талантливее, находчивее, сообразительнее, остроумнее.

Каждый раз, произнося Слово, они полагали, что пишут его «вилами по воде». Так думал Дон-Жуан, так думал мужчина, кричавший в отдушину о чашке кофе, так думал Евгений Петров, потешавшийся над сотрудниками почтовых отделений мира.

И каждый раз произнесённое ими Слово «обретало плоть» и давало им обратную связь...

***
Дорогие сказкотерапевты! Вы имеете право сочинять сказки «с юмором и перцем». Но в этом юморе и перце не должно быть ни капли презрения и наглости .

    Ни по отношению к слушателю-читателю вашего произведения,

    ни по отношению к материалу, который вы берёте за основу, (язык, культурный миф, жанр),

    ни к тем персонажам, которых вы упоминаете в своём рассказе.

Ведь страна Мифа, страна Искусства, в которую мы шагаем ногой, сочиняя Тексты, – это очень странное и опасное место. Удачную попытку его описать дал поэт Иосиф Бродский в поэме «Вертумн»:

Я понял, что заблуждаюсь, услышав
Твою беседу с местной старухой.
Язык оказался смесью
Вечнозёленого шелеста
С лепетом вечносиних волн
И настолько стремительным,
Что в течение разговора
Ты несколько раз превратился
У меня на глазах - в неё.
"Кто она?" - я спросил после, когда мы вышли.
"Она?" - ты пожал плечами. "Никто.
Для тебя - богиня"
Елена Назаренко