Самый красивый утопленник в мире.

Утопленница

Анечка была в семье единственным и поздним ребенком и это оставило на ней свой отпечаток. Своевольная и капризная, она ни в чем не знала отказа. Детский сад она не посещала — мама усердно пестовала девочку и с ужасом думала о том дне, когда придется отдать её в школу. Впрочем, боялась мама зря — Анечка быстро нашла подруг себе под стать и к четвертому классу мастерски издевалась над менее удачливыми школьниками.

Единственным местом, где девочку не баловали, был двор бабушкиного дома. Тамошняя детвора сверкала все лето разодранными локтями и коленками, носила выгоревшие на солнце шорты и маечки, осваивала близлежащий лесок и ни во что не ставила Анечкиных идолов. Впрочем, её там и не особо задирали — так, для проформы. Иногда из дома тяжело выплывала грузная бабушка Анечки, садилась на сколоченную для нее скамеечку и просила принести крапивы. Крапивой она долго и с наслаждением стегала больные голени и охала, когда удар получался слишком жалящим. Дети завороженно собирались вокруг и смотрели на её ноги — отекшие, синеватого цвета, а потом вечерами придумывали страшилки про оживших мертвецов. Такая вот детская муза.

Анечка обычно молча слушала страшные сказки, время от времени испуганно вскрикивая и требуя потом провести её до квартиры. Впрочем, её это не спасало — пока кавалер провожал трусишку, его друзья- товарищи, пользуясь темнотой, прятались в кустах около подъезда, а потом внезапно выпрыгивали на подошедшую парочку, не забывая при этом закатывать глаза, завывать и пытаться зацепить девочку скрюченными пальцами. Анечка предсказуемо верещала — сначала испуганно, а потом возмущенно, убегала домой, хлопая дверью и показывала на пороге язык, а мальчишки хохотали и шли обратно к остальным детям, по пути корча рожи и передразнивая жертву.

Все лето ребята играли во дворе, гуляли в лесу и бегали на речку загорать и купаться. Однажды дети видели, как из реки достают утопленника. Какой-то парень, отдыхая на берегу с друзьями, решил показать свою удаль и прыгнуть с железнодорожного моста в воду. Нырнуть-то он нырнул, но вот со дна его доставали уже спасатели. Он напоролся бедром на старую арматуру и так и не смог выплыть самостоятельно.

Два дня спустя ребята купались в речке, как ни в чем не бывало.
А ещё через пару дней Леша первым озвучил новый сюжет страшилки:
— Пятнадцать лет назад в нашей речке в одно лето утонули семь человек. Их с трудом находили в зарослях цепких водорослей, которыми было покрыто все дно реки. Когда люди купались, они чувствовали, как речные водоросли скребут по их голым животам, как пытаются обвиться вокруг тонких ног и рук. Но, тем не менее, из купающихся днем не утонул никто. Всех мертвецов река получила ночью, когда неразумные люди осмеливались войти в воду под светом луны. Кто знает, что чувствовали они в темной воде? Чтобы остановить череду смертей, мужчины решили вызвать водолазов и те выкосили подводные поля, вычистили речное дно и увезли водоросли. С тех самых пор река обмелела. Вы думаете, что тот парень погиб случайно? Нет, это заново выросли хищные водоросли, это сама река вынуждена забирать людские жизни, чтобы снова стать полноводной.

На Анечку эта история произвела гнетущее впечатление — она вспомнила отекшие синие ноги бабушки и то как старушка жаловалась соседке:
— Пятнадцать лет уж меня эта хворь мучает!

Утонувшего парня она видела только издалека, но все равно заметила грузность его фигуры и цвет его кожи. И вот теперь девочку мучали подозрения — а вдруг её бабушка тоже утонула пятнадцать лет назад, но нашла способ вернуться домой? Тут не надо быть семи пядей во лбу, чтобы обо всем догадаться. Ей стало страшно и неуютно. И куда ей теперь идти? Домой, к страшной бабушке?

Анечка долго думала над этим и решила добраться до своей комнаты, пока окончательно не стемнело. А там она закроется и переждет до утра. И утром упросит маму забрать её обратно домой. Да, так она и сделает.

Провожали Анечку по старинке, но привычный розыгрыш разозлил её не на шутку. И злость, соединившись со страхом, лишил её чувства. ребята испугались и донесли её домой к бабушке. наследущие утро она проснулась уже в пастели и рядом лежит бабушка. она умерла,у неё случился инфаркт.

аня испугалась и побежала ТЕПЕРЬ она незнала что ей делать. вдруг бабушка обратно вернется.

Я уже писала одну историю. Но она далеко не такая страшная, как эта. Это было со мной взаправду… Я до сих пор боюсь в море заходить… Ну давайте всё по порядку.
Было лето. 2010 год. Остров Сахалин (я на нём живу). Со мной, как всегда, мои закадычные подружки. С утра созвонились, собрались и пошли на море. Забыла назвать имена подружек – Алёна и Настя. Давайте дальше. Пришли на море около 10 часов утра. Без родителей (не подумайте, нас отпускают одних). Несмотря на то, что было всего десять часов, на пляже уже собрались люди. Мы разделись, пошли купаться.
Около нас подсела семья. Обычная семья, два ребёнка и отец с мамой. Только приезжие. Я в городе их ни разу не видела. Ну семья и семья. Я им внимания много не уделила. А зря… Ещё кое-что забыла: у нас за зиму в море несколько валунов прикатило. Я сама не знаю как. Просто посреди воды возвышается валун, с небольшого ребёнка.
Дальше. Мы купаемся, радуемся, тут смотрю: на этом валуне сидит та мамаша, которая около нас с семьёй сидела. Сидит, как русалка. Ну, я думаю: человек отдыхает. Мы подальше отплыли и купаемся. Тут слышим вопль: ” Мамы нет!!!”. Смотрим: на валуне никого, а около него мужики ныряют. Мы из воды как ошпаренные вылетели. А из воды ту мамашу вытаскивают… Мы в шоке были. Тут же собрались и побрели домой.
Жалко… Дети на одного отца остались. Потом три дня лил дождь. Говорили, что в сумке у этой мамаши нашли предсмертную записку. Видать, готовилась. Тело этой женщины увезли на родину. Прошло несколько недель. Эта история начала забываться… Мы опять пошли на море всей компанией. На пляже, как и тогда, было много народу. Но мне всё равно было как-то не по себе…
Плюнула на все страхи, пошла купаться. Вода была как парное молоко. Мы с подругами веселимся, я и сама не заметила, как подплыла к тому валуну. Встала на дно. Всё как обычно. Думаю: чего бояться? Тут меня кто-то схватил за ногу. Я как из воды вылечу. Ну думаю: какие могут быть призраки? Да и зачем им меня хватать? Потом, смотрю: на том месте кто-то пузырьки пускает. Так, думаю, или тонут и просто кто-то прикололся. Что делать? Если звать на помощь, то вытащат, а если прикалываются? Зря получается помощь звала? А если и вправду тонут? Получается, дам человеку утонуть? Решила сначала посмотреть что там такое. Позвала быстро подруг, полезли. Нырнули. Вода прозрачная такая. Глаза открыла и меня как будто холодной водой окатили… Там была ТА САМАЯ ЖЕНЩИНА, ЧТО УТОНУЛА НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ НАЗАД!!! Мы чуть не пере****ись!!! Из воды просто летанули. Вещи в сумку комком побросали и мигом домой. Прямо вот так в купальниках и босиком. Ладно ещё по пляжу бежали… А по городу! Босиком, мокрые, перепуганные… Потом целый месяц все поцаны которые нас видели, ржали над нами… Я расказала это приключение маме. Она мне, естесвенно, не поверила. Но мне потом так много раз снился этот сон… Я во сне орала… Меня мама к психологу возила. Но сейчас я вроде нормально это переживаю. Иногда я думаю, может это были глюки?

Жила в Париже, после смерти стала легендой, через 60 лет была воскрешена в Норвегии, до сих пор спасает человеческие жизни. Имя её неизвестно.

В 1880-х годах парижский морг на острове Ситэ был достопримечательностью — в витринах на черных мраморных столах там выставляли неопознанные трупы. Посмотреть на них приходили люди в поисках пропавших родственников и обычные зеваки. Однажды на таком столе оказалось тело 16-летней утопленницы. Девушку выловили из реки Сены неподалеку от Лувра. Её никто не опознал.


«Незнакомка из Сены». Источник: Wikipedia

Муза модернистов

На теле не нашли следов насилия. Возможно, девушка покончила с собой. Патологоанатом, впечатленный её умиротворенным выражением лица, решил снять посмертную маску. Тогда это было обычной практикой. Гипс зафиксировал мягкие черты и легкую улыбку.

Слепок выставили в витрине морга, и неожиданно он стал очень модным. С маски стали делать копии для продажи. Лик «Незнакомки» теперь считался эталоном красоты. Парижская богема признала его произведением искусства, им украшали стены домов и витрины. Философы размышляли, что выражение лица девушки может рассказать о жизни и смерти. Художники рисовали портреты. В США даже поставили балет. Альбер Камю углядел в лице загадочность Джоконды, а Владимир Набоков посвятил ему стихотворение:

Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.

В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.

Стихотворение написано в 1934 году. То есть через полвека после гибели «Незнакомка из Сены» продолжала волновать умы. Но ее главная роль была еще впереди.

«Неизвестная Богоматерь из Уркского канала», 1927 год. Фото: Альберт Рудомин / Galerie Michelle Chomette, Paris / Bibliothèque nationale de France, Département des Estampes et de la photographi e

Рот в рот

1958 год. Норвежский кукольник Асмуд Лаердал расширяет свой бизнес в медицинскую сферу: производит резиновые имитации ран и материалы для оказания первой помощи. Он получает заказ на разработку манекена, на котором будущие врачи могли бы отрабатывать реанимационные действия.

Заказчик — австрийский врач Петер Сафар, автор курсов по сердечно-легочной реанимации. Лаердал со всей серьезностью подходит к поручению. За несколько лет до этого он сумел провести искусственное дыхание двухлетнему сыну, захлебнувшемуся во время купания.

Предполагая, что студенты-медики откажутся проводить дыхание «рот-в-рот» на мужских манекенах, Лаердал решил сделать тренажер «женщиной». Лицо он скопировал с маски «Незнакомки из Сены».

Манекен назвали Resusci Anne («Оживленная Анна»). Так неизвестная парижанка обрела имя.


Инструктор показывает технику сердечно-легочной реанимации на манекене. Фото: Depositphotos


Манекен для отработки навыков сердечно-легочной реанимации. Фото: ~aorta~ / Flickr

С тех пор Resusci Anne стала образцом для всех подобных манекенов, и каждый учащийся оказанию первой помощи целует утопленницу из Сены. Таких миллионы, поэтому «Незнакомку» называют самой целуемой девушкой в мире.

Позже появились другие манекены. Например, удаление инородных предметов из дыхательных путей отрабатывают на «Поперхнувшемся Чарли», а украинский манекен для отработки доврачебной помощи назвали «Тарасом».

Тайна ещё не раскрыта

Посмертная слава не дает покоя исследователям личности незнакомки. Современные патологоанатомы утверждают, что маска снята с живой девушки. Криминалисты доказывают, что лица утопленников не бывают такими спокойными.


Маска «Незнакомки из Сены» на выставке «История реанимации». Фото: USC Norris Medical Library / Megan Rosenbloom / Flickr

По одной из версий, маска снята с лица натурщицы французского живописца Жюля Лефевра, умершей от туберкулеза в 1875 году.

Вторая гласит, что «Незнакомка» — это молодая немка, родившая ребенка от изготовителя слепка.

Третья называет её венгерской актрисой Евой Лазло, сбежавшей в Париж от шантажиста, поймавшей её на связи с богатым женатым мужчиной. (Эта версия развенчана.)


Актриса Ева Лазло.

Удивительная история самой знаменитой в мире утопленницы в изложении was.media .

В 1880-х годах парижский морг на острове Ситэ был достопримечательностью - в витринах на черных мраморных столах там выставляли неопознанные трупы. Посмотреть на них приходили люди в поисках пропавших родственников и обычные зеваки. Однажды на таком столе оказалось тело 16-летней утопленницы. Девушку выловили из реки Сены неподалеку от Лувра. Её никто не опознал.


«Незнакомка из Сены». Источник: Wikipedia

Муза модернистов

На теле не нашли следов насилия. Возможно, девушка покончила с собой. Патологоанатом, впечатленный её умиротворенным выражением лица, решил снять посмертную маску. Тогда это было обычной практикой. Гипс зафиксировал мягкие черты и легкую улыбку.

Слепок выставили в витрине морга, и неожиданно он стал очень модным. С маски стали делать копии для продажи. Лик «Незнакомки» теперь считался эталоном красоты. Парижская богема признала его произведением искусства, им украшали стены домов и витрины. Философы размышляли, что выражение лица девушки может рассказать о жизни и смерти. Художники рисовали портреты. В США даже поставили балет. Альбер Камю углядел в лице загадочность Джоконды, а Владимир Набоков посвятил ему стихотворение:

Торопя этой жизни развязку,
не любя на земле ничего,
все гляжу я на белую маску
неживого лица твоего.

В без конца замирающих струнах
слышу голос твоей красоты.
В бледных толпах утопленниц юных
всех бледней и пленительней ты.

Стихотворение написано в 1934 году. То есть через полвека после гибели «Незнакомка из Сены» продолжала волновать умы. Но ее главная роль была еще впереди.

«Неизвестная Богоматерь из Уркского канала», 1927 год. Фото: Альберт Рудомин / Galerie Michelle Chomette, Paris / Bibliothèque nationale de France, Département des Estampes et de la photographi e

Рот в рот

1958 год. Норвежский кукольник Асмуд Лаердал расширяет свой бизнес в медицинскую сферу: производит резиновые имитации ран и материалы для оказания первой помощи. Он получает заказ на разработку манекена, на котором будущие врачи могли бы отрабатывать реанимационные действия.

Заказчик - австрийский врач Петер Сафар, автор курсов по сердечно-легочной реанимации. Лаердал со всей серьезностью подходит к поручению. За несколько лет до этого он сумел провести искусственное дыхание двухлетнему сыну, захлебнувшемуся во время купания.

Предполагая, что студенты-медики откажутся проводить дыхание «рот-в-рот» на мужских манекенах, Лаердал решил сделать тренажер «женщиной». Лицо он скопировал с маску «Незнакомки из Сены».

Манекен назвали Resusci Anne («Оживленная Анна»). Так неизвестная парижанка обрела имя.


Инструктор показывает технику сердечно-легочной реанимации на манекене. Фото: Depositphotos




Манекен для отработки навыков сердечно-легочной реанимации. Фото: ~aorta~ / Flickr

С тех пор Resusci Anne стала образцом для всех подобных манекенов, и каждый учащийся оказанию первой помощи целует утопленницу из Сены. Таких миллионы, поэтому «Незнакомку» называют самой целуемой девушкой в мире.

Позже появились другие манекены. Например, удаление инородных предметов из дыхательных путей отрабатывают на «Поперхнувшемся Чарли», а украинский манекен для отработки доврачебной помощи назвали «Тарасом».

Тайна ещё не раскрыта

Посмертная слава не дает покоя исследователям личности незнакомки. Современные патологоанатомы утверждают, что маска снята с живой девушки. Криминалисты доказывают, что лица утопленников не бывают такими спокойными.


Маска «Незнакомки из Сены» на выставке «История реанимации». Фото: USC Norris Medical Library / Megan Rosenbloom / Flickr

По одной из версий, маска снята с лица натурщицы французского живописца Жюля Лефевра, умершей от туберкулеза в 1875 году.

Вторая гласит, что «Незнакомка» - это молодая немка, родившая ребенка от изготовителя слепка.

Третья называет её венгерской актрисой Евой Лазло, сбежавшей в Париж от шантажиста, поймавшей её на связи с богатым женатым мужчиной. (Эта версия развенчана , фотография актрисы – фотомонтаж с использованием той самой посмертной маски – прим. «Избранного»)


Актриса Ева Лазло.