Сообщение на тему моя будущая профессия хореограф. Презентация "профессия - хореограф"

Танец – древнейшее из существующих искусств. На наскальных рисунках исследователи часто встречают изображения танцующих фигур. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой, и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Совместные танцевальные движения под аккомпанемент ударных инструментов вызывали у танцоров эйфорию, и даже подобие транса. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Ритуал проводили жрецы, шаманы или вожди племен. Их и можно назвать первыми хореографами. Современные хореографы воссоздают ритуальные танцы, погружая туристов в таинственную атмосферу храмов Древнего Египта, Индии, Китая.

Позднее танец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада. Юноши выбирали будущих невест на балах, либо в хороводе. Именно в танце девушка могла продемонстрировать всю свою красоту и грацию, поразить воображение будущего жениха. Хореографом стала народная традиция. Именно она диктовала, где и когда состоится хореографическое действо, кому надлежит в нем участвовать. Рисунок хоровода, фигуры кадрили передавались из поколения в поколение, а танцоры сами обогащали танец замысловатыми движениями и коленцами. В 14-15 веках возник придворный балет, для которого характерны роскошные костюмы, сюжеты с участием богов и богинь. Танцевальным действом руководил распорядитель бала. Придворные балеты длились иногда по нескольку дней.

Постепенно происходила театрализация танца, и в 18 веке балет занял прочное место на сценической площадке. Появились и постановщики танцев. Считается, что первым хореографом, попытавшимся создать лексику балета стал Пьер Бошан, преподаватель танцев при дворе Людовика ХIV. В России в 18 веке начался расцвет крепостных театров, в которых обучением танцоров и постановкой балетов руководили иностранные хореографы и балетмейстеры, такие, как Розетти, Мариодини.

В 19 веке в знаменитых театрах европейских столиц шли балетные постановки хореографов М. Петипа, Ж.Коралли, Ж.Перро. Русский балет приобрел мировую известность во многом благодаря великолепным хореографам и балетмейстерам, таким как В. Нижинский, И.Вальберх.

Существует ли разница между хореографом и балетмейстером? Разница есть, но она, особенно в современной хореографии, весьма размыта. Хореограф придумывает, создает композицию. Балетмейстер же реализует замысел хореографа. Очень часто руководитель танцевальной студии или театра совмещает функции хореографа и балетмейстера. В пример можно привести Моисеева, руководителя знаменитого ансамбля народного танца, руководителя и хореографа шоу-балета «TODES» Аллу Духову.

В современной хореографии множество разнообразных стилей и направлений и для каждого из них хореографу необходимо иметь соответствующие знания, умения и навыки. Но в любом случае, хореограф должен иметь безупречный музыкальный слух, уметь разработать замысел постановки, подобрать музыку и костюмы, провести отбор исполнителей. Хореограф должен знать пределы физической нагрузки танцоров, планировать репетиции, уметь находить общий язык не только с исполнителями, но и с техниками, музыкантами, дизайнерами.

Хореограф – востребованная профессия. Он может работать в театре, на телевидении, на съемках фильмов. Он необходим при проведении различных фестивалей, праздничных мероприятий, в фигурном катании, для постановки дефиле. Мест приложения сил и таланта – огромное количество, но и конкуренция огромна.

Хореограф должен быть не только профессионалом, но и личностью, разносторонне развитым человеком, который черпает вдохновение в других искусствах и во всем многообразии окружающего мира.

Хореограф - это представитель творческой профессии , специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Он ставит танцы для своей труппы или любой другой группы танцоров. В любом танце движения всегда связаны друг с другом, а не хаотичны. Это результат работы хореографа .

Профессия хореографа , кроме обучения танцам, предполагает выполнение огромного количества организаторских и административных функций. Для успешной постановки танца хореограф должен находить общий язык с визажистами, художниками, костюмерами, декораторами, режиссерами, осветителями, не говоря уже о самих танцорах! Еще хореограф разрабатывает различные новые идеи, проводит оценивание и отбор танцоров, подбирает музыку и костюмы и т.д.

Некоторые хореографы используют свои навыки для переделки уже существующих танцев, другие при помощи техник наподобие контактной импровизации создают совершенно новые работы.

Cпецифика работы хореографом:
Хореографы, к сожалению, в огромном колличестве не нужны. Во всех жанрах на одного, двух или несколько сотен исполнителей - только один хореограф. В такой конкурентной среде достигают профессиональных вершин лишь самые креативные и оригинальные мастера.

Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе:
- Бальные танцы;
- Балет;
- Художественная гимнастика;
- Народные и национальные танцы;
- Театральные постановки;
- Фигурное катание и танцы на льду;
- Современные танцы.

Работа для хореографа:
- Танцевальные компании; - Опера; - Театры мюзиклов; - Телевидение; - Съемки фильмов, фестивалей; - Даже подиум.

Личные качества хореографа:

Танец. Хореографы должны очень хорошо знать танец, при этом сами уметь танцевать, пусть и не на уровне профессионального танцора.

- Хореограф должен быть прекрасным организатором. При чём это касается в равной степени хоть тех, кто открыл собственную компанию и в таком случае отвечает за все, что касается ее работы, хоть тех, кто просто устроился на работу в качестве художественного директора компании (планирование репетиций, в таком случае, полностью ложиться на плечи хореографа).

Коммуникабельность. Важно, чтобы хореограф умел создать и поддержать контакты не только с танцорами, но и с другими артистами, которые встречаются по работе (музыканты, дизайнеры сцены и костюмов), с техниками (для реплик, управления освещением, сценических инструкций и т.д.), и даже со специалистом, делающим афиши, флаеры и билеты для выступления.

Творчество. Хореографы - люди вдохновения. Чтобы создавать шедевр, необходимо чувствовать весь мир искусства.

Умение анализировать. Несмотря на то, что оригинальность в профессии хореографа самое главное для успеха, всё-таки важно, чтобы хореограф умел анализировать произведения других хореографов и использовать их опыт, обогащенный своей личностной интерпретацией.

Чувство ритма и понимание музыки. - Хорошая зрительная память и пространственное мышление.

Образование хореографа:
Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии.

Зарплата и перспективы профессии хореографа:
Количество рабочих часов у хореографа бывает разным, но рабочий день у него обычно коротким бывает редко. Однако надо заметить, что у начинающего хореографа многие предложения работы основаны на свободной занятости и поэтому оплачиваются не очень хорошо. Поэтому в начале карьеры многие хореографы занимаются еще и преподавательской, профессиональной танцевальной деятельностью, или же работают вообще в другой области, а не в искусстве.

Когда хореограф становится известным, заработная плата у него - от 15000 USD до 30000 USD в год и выше.

Поиск вакансий

{module HR-специалисты, рекрутеры, кадровики}


Хореограф. Описание профессии Хореограф выступает в роли режиссера- постановщика танцевальных номеров разного состава участников, разного стиля и уровня сложности. Кроме того, именно хореограф следит за точностью исполнения танцорами все танцевальных движений, а также за соблюдением безопасности на площадке.



Хореограф. Виды деятельности: Подготовка танцевального сценария, участие в его обсуждении и утверждении; кастинг танцоров; подбор музыкального сопровождения, костюмов, декораций; согласование времени своей работы с смотрителями репетиционных площадок, танцорами, дирижерами, гримерами, костюмерами и т.д.; осуществление группового и индивидуального смотра танцоров; обязательное присутствие на генеральных репетициях и во время выступлений перед зрителями; ведение почасовых занятий(если речь идет об уроках танца)






Профессиональные навыки: знание истории танца, его разновидностей; возможность танцевать самостоятельно; способность оказать первую медицинскую помощь в случае травмирования кого-либо из танцоров; умение определять нормы физических перегрузок; наличие безупречного слуха и чувства ритма



Дополнительные особенности: Считает, что лучшие хореографы выпускники Московского ГИТИСа и Санкт- Петербургской Консерватории. Однако в этой профессии, как и практически во всех творческих, многое зависит от способностей человека и его упорства. Начинающие хореографы устраиваются в школы танцев или организуют самостоятельные кружки, которые в будущем могут перерасти в полноценные учебные заведения.



Я занимаюсь танцами в школе-студии Аллы Духовой Todes. Мне очень нравиться танцевать. Танец – это жизнь. В танце я могу выражать все свои эмоции. Во время танца забываешь обо всем и проживаешь моменты счастья когда танцуешь. Но танцы это не развлечения, а очень тяжёлый труд. Только тот кто тренировался в зале по многу часов знает насколько это тяжело. Чтобы стать хореографом нужно с самого детства много трудиться, через многое пройти, вынести все сложности этой тяжелой профессии. Хореограф – это призвание. И лишь только тот кто сможет пройти все сложности и трудности, преодолеть множество барьеров и препятствий, вытерпит все боли и травмы сможет стать настоящим хореографом.

Профессия хореограф


Человек тянется к искусству, даже если имеет к нему косвенное отношение. Поход на концерт, в клуб или театр лишь подтверждает вышесказанное. Зрелищность какого-либо действа зависит от постановки. Хореограф - это представитель творческой профессии, который ставит танцы для своей труппы или любой другой группы танцоров.

Танец и песня - это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение - водить хороводы. В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. В XII веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди. Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача - научить манерам, которые должны проявляться во время танца.…

Человек может танцевать без помощи хореографа на любительском уровне сколько угодно - на дискотеке, дома. Но не надо забывать, что польза от этих профессионалов в чём-то по значимости сопоставима с работой психолога. Научив человека двигаться, владеть своим телом, хореограф тем самым освобождает его от комплексов. Также без этих специалистов не могут обойтись артисты. Зрителям будет скучно, если они будут просто петь свои песни. Поэтому балет всегда сопровождает артиста на концертах, передавая танцем настроение, атмосферу.

Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.

На такой работе сложно избежать травм. Все танцоры страдают тем, что у них болят колени или другие части тела, на которые приходится основная нагрузка. От конкуренции тоже не убежишь. В шоу-бизнесе сложно удержаться на плаву - сегодня ты можешь быть модным хореографом, а завтра о тебе не вспомнят. В любом случае, эта работа приносит удовольствие, как моральное, так и материальное. Люди этой творческой профессии смогут найти себе применение в танцевальных клубах, фитнес-комплексах, театрах, на телевидении и других местах.

Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии. Образование по одноимённой специальности получают в Педагогическом институте или Институте (школе) искусств.


Танец – древнейшее из существующих искусств. На наскальных рисунках исследователи часто встречают изображения танцующих фигур. Об искусстве хореографии писали Гомер и Аристотель. Наши предки особенно остро чувствовали свое единение с природой, и испытывали потребность подчинения ее ритму. Танец в то время носил ритуальный характер, был частью обряда поклонения богам, духам или тотему племени. Совместные танцевальные движения под аккомпанемент ударных инструментов вызывали у танцоров эйфорию, и даже подобие транса. Танцы были призваны обеспечить богатый урожай, успешную охоту, победу в сражениях. Ритуал проводили жрецы, шаманы или вожди племен. Их и можно назвать первыми хореографами. Танец и песня - это проявления народного творчества. У каждого народа есть свои национальные танцы, по которым понятна принадлежность к какому-либо государству. У простых людей после тяжёлой работы на поле было только одно развлечение - водить хороводы. Т анец стал средством праздничного общения, неотъемлемой частью жизненного уклада. Юноши выбирали будущих невест на балах, либо в хороводе. Именно в танце девушка могла продемонстрировать всю свою красоту и грацию, поразить воображение будущего жениха. Хореографом стала народная традиция. Именно она диктовала, где и когда состоится хореографическое действо, кому надлежит в нем участвовать. Рисунок хоровода, фигуры кадрили передавались из поколения в поколение, а танцоры сами обогащали танец замысловатыми движениями и коленцами. Современные хореографы воссоздают ритуальные танцы, погружая туристов в таинственную атмосферу храмов Древнего Египта, Индии, Китая.

В 12 веке вошёл в моду придворный танец, когда много пар кружили по кругу. Очень важно было двигаться красиво, так как от этого в некоторой степени зависело общественное мнение о джентльменах и леди. В 14-15 веках возник придворный балет, для которого характерны роскошные костюмы, сюжеты с участием богов и богинь. Танцевальным действом руководил распорядитель бала. Придворные балеты длились иногда по нескольку дней. В поместьях богатых людей танцевали специально нанятые танцоры, чтобы скрасить скучный вечер вельможи. Поэтому перед профессиональными хореографами стояла задача - научить манерам, которые должны проявляться во время танца.…

Постепенно происходила театрализация танца, и в 18 веке балет занял прочное место на сценической площадке. Появились и постановщики танцев. Считается, что первым хореографом, попытавшимся создать лексику балета стал Пьер Бошан, преподаватель танцев при дворе Людовика ХIV. В России в 18 веке начался расцвет крепостных театров, в которых обучением танцоров и постановкой балетов руководили иностранные хореографы и балетмейстеры, такие, как Розетти, Мариодини.

В 19 веке в знаменитых театрах европейских столиц шли балетные постановки хореографов М. Петипа, Ж.Коралли, Ж.Перро. Русский балет приобрел мировую известность во многом благодаря великолепным хореографам и балетмейстерам, таким как В. Нижинский, И.Вальберх.

Существует ли разница между хореографом и балетмейстером? Разница есть, но она, особенно в современной хореографии, весьма размыта. Хореограф придумывает, создает композицию. Балетмейстер же реализует замысел хореографа. Очень часто руководитель танцевальной студии или театра совмещает функции хореографа и балетмейстера. В пример можно привести Моисеева, руководителя знаменитого ансамбля народного танца, руководителя и хореографа шоу-балета «TODES» Аллу Духову.

В современной хореографии множество разнообразных стилей и направлений и для каждого из них хореографу необходимо иметь соответствующие знания, умения и навыки. Но в любом случае, хореограф должен иметь безупречный музыкальный слух, уметь разработать замысел постановки, подобрать музыку и костюмы, провести отбор исполнителей. Хореограф должен знать пределы физической нагрузки танцоров, планировать репетиции, уметь находить общий язык не только с исполнителями, но и с техниками, музыкантами, дизайнерами.

Социальная значимость профессии в обществе: Человек может танцевать без помощи хореографа на любительском уровне сколько угодно - на дискотеке, дома. Но не надо забывать, что польза от этих профессионалов в чём-то по значимости сопоставима с работой психолога. Научив человека двигаться, владеть своим телом, хореограф тем самым освобождает его от комплексов. Также без этих специалистов не могут обойтись артисты. Зрителям будет скучно, если они будут просто петь свои песни. Поэтому балет всегда сопровождает артиста на концертах, передавая танцем настроение, атмосферу.

Хореограф – востребованная профессия. Он может работать в театре, на телевидении, на съемках фильмов. Он необходим при проведении различных фестивалей, праздничных мероприятий, в фигурном катании, для постановки дефиле. Мест приложения сил и таланта – огромное количество, но и конкуренция огромна.
Хореограф должен быть не только профессионалом, но и личностью, разносторонне развитым человеком, который черпает вдохновение в других искусствах и во всем многообразии окружающего мира.

Массовость и уникальность профессии: Хореограф должен, естественно, уметь танцевать, быть хорошим организатором и креативщиком. Ведь работа заключается в том, что предстоит координировать действия всех танцоров, придумывать образы и концепцию. Нужно уметь быть оригинальным, так как именно импровизаторы добиваются успеха. Также желательно любить общение, потому что встречаться надо будет со многими людьми: артистами, продюсерами, танцорами, костюмерами.

Риски профессии: На такой работе сложно избежать травм. Все танцоры страдают тем, что у них болят колени или другие части тела, на которые приходится основная нагрузка. От конкуренции тоже не убежишь. В шоу-бизнесе сложно удержаться на плаву - сегодня ты можешь быть модным хореографом, а завтра о тебе не вспомнят. В любом случае, эта работа приносит удовольствие, как моральное, так и материальное. Люди этой творческой профессии смогут найти себе применение в танцевальных клубах, фитнес-комплексах, театрах, на телевидении и других местах.

Где получить профессию: Обучиться хореографии на полупрофессиональном уровне можно в танцевальной студии. Образование по одноимённой специальности получают в Педагогическом институте или Институте (школе) искусств.