Сообщение о хиппи. История возникновения хиппи

Иногда на улицах мы замечаем странных людей, которые резко выделяются из общей массы. У них другая одежда, странный макияж либо полное его отсутствие, что вызывает некоторое недоумение у современных дам, привыкших к правильности дневного и вечернего облика. Возможно, эти странные люди говорят на своём языке, смеются над понятными только им шутками. Кто они? Это представители какой-либо субкультуры, то есть они представляют целое внутри целого. Субкультура хиппи появилась невероятно давно, но её актуальность осталась прежней, так как трудно найти столь приятный стиль, позволяющий оставаться собой и радоваться мелочам.

Откуда идёт начало?

История субкультуры хиппи началась ещё в 60-х годах минувшего века. В США представителей называли «детьми цветов», отмечая таким образом их идеологию, любовь к натуральным украшениям и цветочным узорам. Кроме того, хиппи всегда агитировали свободную любовь, лояльность ко всему живому, отрицали первенство материальных ценностей и противились насилию и войнам. Можно сказать с уверенностью, что классическую молодёжную субкультуру хиппи характеризуют романтизм и культурная возвышенность. Невероятно удобный, добрый и фантазийный стиль стал весьма популярен и незаметно пробрался во все сферы жизни человека.

В особенности хиппи полюбили в музыке и кино. Классикой рока стала Дженис Джоплин, чей голос со знаменитой хрипотцой совмещал красоту смысла и силу подачи. А что же говорить о художественной литературе или поэзии? Естественно, были люди, отрицающие свою приверженность к какой-либо субкультуре, но основные моменты прослеживаются сразу. Хиппи любят свободу, выступают за мир во всём мире, во главу угла ставят любовь и превосходство морального над материальным. На сегодняшний день самым молодым хиппи, заставшим рассвет культуры, уже перевалило за 40, но это вовсе не означает ее своеобразный закат. Скорее, происходит некоторое изменение основных моментов течения, и хиппи остаются. Из последних творческих представителей советских хиппи можно выделить московскую поэтессу Умку, а вот современные деятели перечислению просто не поддаются.

Культура как таковая

Каждое общество характеризуется своей культурной целостностью, но отнюдь не однородностью. Культура города, к примеру, явно отличается от сельской, официальная имеет резкие различия с народной. Даже по возрастному критерию различаются культуры, ведь редкий взрослый человек будет хорошо и стильно смотреться в костюме с изображением мультипликационных героев, в то время как для детей это мода. Таким образом, любая культура являет собой целый мир, охватывающий все сферы, тенденции и традиции. Развитое общество не может обойтись без деления на субкультуры, так как в основе этого лежит сам факт развитых социальных отношений, а это процесс здоровый и нормальный, позволяющий осваивать прогрессивные формы и явления.

Субкультура хиппи также не смогла за прошедшие годы обойтись без перемен и потому впитала и переосмыслила возможные пути развития. Попытки запрета и цензуры порождают наиболее страшные формы сообществ, агрессивные группы и движения. Но это скорее отклонение от правил, а в целом появление субкультур способствует обогащению и омоложению общества.

Первопроходцы

В основном первыми субкультуры осваиваются молодыми людьми, восприимчивыми ко всему новому и заинтересованными в поиске себя. Молодёжь, в принципе, является представителем своей культуры и отличается от других групп. Обычно они общаются на своём языке, слушают понятную только им музыку и имеют своё представление о стиле. В основе деления молодёжи на группы стоит социальная позиция, образ жизни и даже альтернативное творчество. Есть у многих социологов свои взгляды на классификацию молодёжных культур.

Хиппи - это субкультура весьма романтичная и в некотором смысле новая, что роднит её с индеанистами, толкинистами и даже байкерами. Все перечисленные любят свободу, природу, приключения и умеют ценить перемены. Движение «хиппующих» имеет волновой характер, причём началось всё с конца 60-х годов. С 1989 года произошла корректировка численности приверженцев движения, но уже с середины 90-х субкультура хиппи вернула себе популярность. Преимущественно это школьники и студенты, стремящиеся к самопознанию и развитию.

Из мира фантазий

Многие противники появления каких-либо субкультур обосновывают своё категорическое невосприятие инфантильностей членов движения. Но ведь на самом деле человек, стремящийся уйти от материального и жить исключительно наслаждениями, вряд ли захочет планировать свою жизнь наперёд, уделять внимание выплате кредитов или прочим долговым обязательствам. "Дети цветов" не зря оказываются именно детьми, так как они любят всё яркое, красочное и по-детски непосредственное. Им чужды покупные украшения и одежда с модными лейблами. Хиппи не станут забивать себе голову пустяками, носить корректирующее белье и высокие шпильки, ведь главное - это удобство, которое лишь дополняется красотой, даже превалируя над ней.

Многие фильмы и песни написаны именно в этом волшебном состоянии и в тот период, когда авторы «хипповали». Потрясающий фильм «На гребне волны» рассказывает историю молодых и безбашенных экстремалов, которые «не желают дожить до тридцати» и стремятся попробовать всё в жизни. Их день проходит весело и невероятно быстро, потому что они не думают о работе, проводят свободное время в компании друзей, занимаются серфингом и прыгают с парашютом, чтобы снять стресс. При этом у ребят своя философия, вера в лучшее и желание оправдать все свои действия. Пусть в какой-то мере такое поведение является утопичным, но ведь здесь прослеживается субкультура хиппи в её основных положениях. Герои уходят от реальности и не понимают последствий своих поступков вплоть до того момента, когда проливается кровь.

Современные хиппи

Сейчас молодёжь немного изменилась, и, соответственно, культура стала другой. Можно сказать, что народ стал более прагматичным и менее романтичным. Зачем уходить к костру с ночёвкой, если дома есть центральное отопление, телевизор, безлимитный интернет и полный холодильник? Если есть желание, то всегда можно включить музыку и спеть песни в кругу друзей. А странным нарядом сейчас никого не удивишь, ведь именитые модельеры выпускают своих моделей в куртках со швами наружу, мятых брюках и джинсах, порванных по швам. Молодёжная субкультура хиппи стала схожа до степени смешения с популярным «гранжем», а это стиль, который считают равносильным абсолютному пренебрежению собственным внешним видом. В хиппи нет неряшливости или грязи, есть лишь удобство и простота. Быть стильным хиппи просто, если вдумчиво комбинировать подбираемые наряды. Рубашки и топы из натуральных тканей, брюки и юбки, которые так приятно льнут к телу, обувь, в которой нога отдыхает, а не сжимается, получая мозоли. Маленькие клатчи или абсурдно огромные сумки придуманы исключительно с целью создать интересный ансамбль, но с удобством они ничего общего не имеют. Поэтому сумки простые и вместительные.

Как музыка связывает людей

Нельзя полностью подчинить свою жизнь одной идее и оставить в стороне досуг. Несмотря на существующую генерационную замкнутость, молодёжь в стране живёт в общем с другими поколениями социокультурном пространстве. Поэтому субкультура пропитывает все сферы, растворяясь в них и связывая с другими движениями. Не так давно ярым представителем «хиппующей» молодёжи стала музыкальная группа «Чили», солистка которой с невероятно сильным голосом даже внешне оказалась в тренде. Её рыжие волосы до талии свободно падают вниз, лоб обхватывает плетёная повязка, цветастая юбка или платье не стесняют движений, а широкая улыбка тянет улыбнуться в ответ. И вдруг стиль стал популярен в стране, люди снова поняли прелесть свободы, любви и творчества.

В обществе

Хиппи презирают устоявшиеся понятия и замшелые традиции. Они критикуют ценности среднего класса, протестуют против войны и применения ядерного оружия. Хиппи довольно религиозны, они просвещают некоторые аспекты религий, отличающихся от иудаизма и христианства. Хиппи придерживаются свободных нравов в сексуальной области, они протолкнули сексуальную революцию, предложили легализовать употребление психоделических средств. Словом, для хиппи актуальна идеология ненасилия, свободная от доктрин, мир во всём мире, свобода личности. Мировая легенда - группа The Beatles - завоевала своими песнями весь мир, хотя самые выдающиеся исследователи признают, что их музыка слишком проста, а тексты граничат с примитивностью. Вот чем прелестна субкультура хиппи. Фото и видео с ними привлекают, зовут расслабиться и отрешиться от мира. В таком настроении и рождаются подлинные шедевры.

Людям свойственно искать альтернативу многим вещам, в том числе и взглядам на жизнь. И если у человека хватает смелости заявить обществу, что его мировоззрение чем-то отлично от общепринятого, он тут же становится своего рода изгоем, сумасшедшим, который посмел поднять «бунт на корабле». А если у этого человека появляются единомышленники и присоединяются к нему, этот бунт постепенно превращается в некую субкультуру или движение, где существуют свои правила и законы, свои цели, свой образ жизни и т.п.

Одно из таких движений появилось в Америке в 1960-х годах. Его представители называли себя не иначе как «дети цветов», «дети весны». Наверняка вы уже догадались, о какой именно субкультуре идет речь. Да, это хиппи. Впервые это название было затронуто в одной из местных телевизионных передач, в которой хиппи упоминались как небритые длинноволосые молодые люди в джинсах и майках, устроивших протест против Они шествовали по нью-йоркским улицам и выкрикивали лозунги хиппи типа «Да любви, нет войне!» и «Любовь - это все, что тебе нужно!». Они призывали к миру, к прекращению этой бессмысленной войны, где гибнут люди; они не желали подчиняться правилам социума, которые считали несправедливыми.

Основная масса людей, не понимая толком, кто такие хиппи, откровенно не любили представителей данного движения. В этом не было ничего странного, ведь дети цветов активно пропагандировали образ жизни, который называли свободным. Знаменитое сочетание слов «Секс, наркотики и рок-н-ролл» принадлежит именно хиппи. Да, это движение радело за свободную любовь и даже, несмотря на любовь к алкоголю и наркотикам, за Правда, в данном контексте вести здоровый образ жизни означало быть ближе к земле, к природе, не загрязнять окружающую среду и любить каждый кустик, каждый камешек и каждое живое существо на планете.

Однако чтобы до конца понять, кто такие хиппи, необходимо знать и о том, что же еще, помимо всего вышесказанного, объединяло этих людей. Конечно, это музыка - весьма изящный, но в то же время нереально мощный инструмент созидания, сопутствовавший человеку во все времена. И самым революционным открытием в середине 20-го века стал рок-н-ролл, превратившийся в настоящий символ новой субкультуры.

Детей цветов было легко узнать по их внешнему виду: одежда хиппи была очень недорогой, но чрезвычайно яркой, украшенной всевозможными этническими узорами. Обязательной деталью гардероба были джинсы-клеш, а руки всегда были украшены множеством фенечек. И женщины, и мужчины носили длинные волосы и были самым настоящим феноменом общества, требовавшего перемен. А еще мало кому известно о том, что футболки, мини-юбки, шорты и этнические наряды было не принято носить до того, как появились хиппи.

Также среди настоящих хиппи немало вегетарианцев и даже веганов. А иначе и быть не может, ведь именно в отказе от употребления живых существ в пищу, а также от одежды из их шкур и кожи и состоит любовь ко всему живому. Но упомянув, кто такие хиппи, стоит отметить, что представители данного движения увлекались и многочисленными духовными практиками: йога, медитации, буддизм, ци-гун, и многое другое, что в их понимании являлось необычным.

Рассказывая о том, кто такие хиппи, нелишне упомянуть, что благодаря этой субкультуре появилось еще несколько движений, которые и сегодня борются за права детей и женщин, за права животных, выступают в защиту прав человека. Помимо этого, созданы антивоенное, антиядерное и экологическое движения, которые до сих пор имеют последователей по всему миру. Собственно, вся культура хиппи поддерживается добровольными организациями, которые продолжают призывать людей к любви, а не к войнам.

Которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники », о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест ».

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы , слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери , районе Сан-Франциско , позже в Дании - Свободный город Христиания ), путешествовали автостопом , увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом , индуизмом и даосизмом , многие из них были вегетарианцами . Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос - суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power » («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими , вошли в менталитет современного человека.

Символика хиппи

Примером могут служить так называемые фенечки . Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа , а красно-жёлтая - признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму - даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.

Лозунги хиппи 60-х

  • «Make love, not war » («Занимайтесь любовью, а не войной!» .)
  • «Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов - «свиньёй» назывался пулемет M60 , немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны)
  • «Give Peace A Chance » («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона)
  • «Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»)
  • «All You Need Is Love !» («Всё, что тебе нужно, - это любовь!») (название песни The Beatles)

Коммуны

Коммуны (общины) хиппи - главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:

  • в Сан-Франциско («Народный парк» и мн. прочих, США)
  • Христиания (Дания)

В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе , Гоа , Бали , в Марокко и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны, сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».

Хиппи и наркотики

Хиппи и политика

Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным .

Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников - вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений.

Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

  • Арт-группа «Фризия » (старейшая в Москве , художники).
  • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
  • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
  • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat ).

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры - это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее - фидо-конференции , в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи .

Фестивали

  • Подольский рок-фестиваль (СССР, 1987)
  • Российская Радуга (Россия, с 1990)
  • Шипот (Украина, с 1993)
  • Пустые холмы (Россия, с 2003)
  • Matala Beach Festival (Матала, Крит, Греция, с 1960)

Знаменитые хиппи

Зарубежные

Отечественные

  • Коля Васин , «первый советский хиппи»
  • Алексей Хвостенко (Хвост) , поэт-авангардист, художник, музыкант, один из первых советских хиппи.
  • Юра Бураков (Солнце) - один из основателей московской «системы»
  • Анна Герасимова (Умка) , музыкант
  • Янка Дягилева , певица, музыкант
  • Егор Летов , музыкант, общественный деятель
  • Юрий Морозов , музыкант, философ
  • Евгений Чичерин , музыкант
  • Сергей Сольми , художник
  • Ольга Арефьева , музыкант
  • Анастасия Лурье, актриса, художница

Связанные с движением

В произведениях культуры

В кино

  • «Трип » - фильм режиссёра Роджера Кормана (1967)
  • «Беспечный ездок » - фильм режиссёра Денниса Хоппера (1969)
  • «Забриски-пойнт » - фильм режиссёра Микеланджело Антониони (1970)
  • «Волосы » - фильм режиссёра Милоша Формана (1979)
  • «Мы » - документальный сериал 1989 года, в одной из серий речь идёт о советских хиппи.
  • «Парень со странностями » - фильм комика Томми Чонга (1990)
  • «Беверли-Хиллз, 90210 » - 25 серия 4-го сезона (1994) была посвящена воспоминаниям о фестивале хиппи в 1969 году
  • «Хиппиниада, или Материк любви » - фильм режиссёра Андрея Бенкендорфа (1997)
  • «Страх и ненависть в Лас-Вегасе » - фильм режиссёра Терри Гиллиама (1998)
  • «Хиппи » - телесериал (Великобритания , (1999)
  • «Вместе » - фильм шведского режиссёра Люкаса Мудиссона (2000)
  • «Через Вселенную » - фильм-мюзикл Джулии Тэймор (2007)
  • «Дом Солнца » - фильм Гарика Сукачева по повести Ивана Охлобыстина (2010)
  • «Дорз » - биографический фильм о Джиме Моррисоне (вокалисте группы The Doors) Оливера Стоуна (1991).
  • «Молодые сердца » («Love and Honor») - фильм режиссёра Дэнни Муни (2012)

В музыке

В литературе

  • «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя » - н-ф роман братьев Стругацких ( , критический взгляд)
  • Внутренний порок (Inherent Vice) - роман Томаса Пинчона (2009)
  • «Уходили из дома. Дневник хиппи» - книга Геннадия Авраменко (2010)

См. также

  • А. Мадисон
  • («Новые хиппи» в общине США учат жить на 103 доллара в месяц и делиться женами) // Лента.ру, 27 августа 2015
  • (галерея) (недоступная ссылка с 05-09-2015 (1274 дня))

Примечания

Отрывок, характеризующий Хиппи

Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.
Графиня была расстроена горем и унизительною бедностью своей подруги и поэтому была не в духе, что выражалось у нее всегда наименованием горничной «милая» и «вы».
– Виновата с, – сказала горничная.
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.
– C"est bien beau ce que vous venez de dire, [Прекрасно! прекрасно то, что вы сказали,] – сказала сидевшая подле него Жюли, вздыхая. Соня задрожала вся и покраснела до ушей, за ушами и до шеи и плеч, в то время как Николай говорил. Пьер прислушался к речам полковника и одобрительно закивал головой.
– Вот это славно, – сказал он.
– Настоящэ й гусар, молодой человэк, – крикнул полковник, ударив опять по столу.
– О чем вы там шумите? – вдруг послышался через стол басистый голос Марьи Дмитриевны. – Что ты по столу стучишь? – обратилась она к гусару, – на кого ты горячишься? верно, думаешь, что тут французы перед тобой?
– Я правду говору, – улыбаясь сказал гусар.
– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.

В 60-х гг. прошлого столетия появилось просто «сногсшибательное» культурное движение, которое увлекло за собой миллионы сочувствующих страдающей планете людей - молодежное движение хиппи. Данная субкультура не могла пройти бесследно, и, несомненно, навсегда осталась в памяти человечества. Далее в статье вы узнаете историю движения хиппи и прочие нюансы, сопутствующие этим событиям.

Появление хиппи

Первая волна движения хиппи в США появилась в период между 1964 и 1972 гг., когда Америка вела войну во Вьетнаме. Эта была первая война за всю истории страны, которая претила самим американцам. Такой расклад дел привел к распространению пацифистских настроений, которые послужили началом движения хиппи. В субкультуру входили молодые люди, которые отличались твердыми личными убеждениями в несправедливости общественных правил. Богатство и пресыщенность, бездуховность обывательской жизни, мещанская скука - все это стало причиной того, что среди бунтующей молодежи зародилось движение хиппи.

Первое употребление слова «хиппи» датировано 22 апреля 1964 года. Это был текст передачи одного из телеканалов Нью-Йорка. Этим словом назвали группу молодых людей с длинными волосами в майках и джинсах, которые протестовали против вьетнамской войны. На тот момент среди молодежи популярным считалось сленговое выражение, которое подразумевало под собой русское «быть в теме, сечь фишку» - to be hip.

Телевизионщики использовали слово hippie в уничижительном ключе, намекая на претензии неряшливо одетых демонстрантов из пригородов города быть hips.

Можно сказать, что с середины 60-х годов наступает время зарождения движения хиппи.

Хиппи - дети цветов

Основной лозунг субкультуры состоял в пацифизме. Ценностные установки движения хиппи включали в себя следующее: миролюбие и ненасилие, протест против военных действий, отказ от военной службы. Изначально пацифизм был направлен на борьбу с войной во Вьетнаме, лишь впоследствии перешел во все сферы человеческой жизни.

Для хиппи является характерным протест против «правил», навязанных «людьми в галстуках», против упорядоченности и серой скуки повседневности, отход от формальных институтов общества. Напоминает своего рода мирную анархию.

Сторонники движения хиппи отказывались быть частью сложившейся системы и создавали собственную альтернативную систему, которая бы не базировалась на социальной иерархии.

Представителям данной субкультуры свойственна аполитичность. Общее стремление сторонников направлено на изменение мира через творчество, а не военные перевороты. По их мнению, революция должна происходить, в первую очередь, в сознании, а не в обществе.

Взамен материальных ценностей движение хиппи продвигало духовные, вместо построения карьеры - самосовершенствование и творчество.

Главные "постулаты"

Движение хиппи приветствовало естественность во всем. Призыв вернуться к истокам человечества словно говорил людям о том, что цивилизация зашла в тупик, и единственным спасением для людей будет вспомнить о своих корнях, слиться с природой воедино.

Символ движения хиппи - цветок - выражает протест против военных действий и различных неравенств, помимо этого олицетворял собой молодежь и естественность.

На первый план субкультура стала красоту мира, радость, обилие чувственности. Однако и негативные последствия имели место быть: чрезмерная распущенность взглядов привела к пьянству, наркотической зависимости и беспорядочным половым отношениям. «Сексуальная революция», как считают некоторые, является детищем данной субкультуры.

«Дети цветов» отрицают временные рамки. Календарь, часы - чуждые для них элементы цивилизации, навязывающие свой порядок настоящему «живому» миру.

Как писал в свое время известный журналист той эпохи, Хантер Томпсон, создавалось ощущение того, что все вокруг стремилось к добру, что внутренняя энергия добродушных ребят из движения хиппи была способна прекратить злодеяния, что окружали их повсюду.

Отличительные особенности хиппи

Девушки и парни из этого движения называли свои длинные волосы «хайером» и увлекались рок-н-роллом, медитациями, путешествиями автостопом, восточной мистикой, жили преимущественно в коммунах и любили вплетать в свои локоны цветы - символ мира. Именно такой образ жизни характеризует «детей цветов».

Представители субкультуры отказываются от любых вещей, условий, что предлагает им мир «несвободы», а именно: работы по найму, общественных догм и морали, правил и структуры. Ведь свобода и независимость - главный критерий качественной жизни для настоящих хиппи. Движение хиппи в СССР имело меньшие масштабы и с трудом прорывалось сквозь закостенелые взгляды советских людей. Хиппи считались беспризорниками и никчемными представителями общества.

Как упоминалось ранее, живут «дети цветов» в коммунах, которые позволяют единомышленникам собираться вместе и делиться идеями, а также предоставляют широкое поле для творческой деятельности. Многие коммуны отличались строгими кодексами, запрещавшими курить, пить и употреблять наркотики. В таких «монастырях» продвигались идеи братства и всеобщей любви.

Главные правила взаимодействия с другими выражались в следующем: «занимайся своим делом», «не суетись», «не мешай жить другим», «делись с другими».

В таком коллективе каждый человек является полноценным и имеет право на самосовершенствование, свое мнение и интересы. Для любого хиппи является законом чтить интересы другого, как свои собственные, считать свое достояние достоянием целого коллектива, делиться всем, что у него есть.

Образ жизни

Как полагают хиппи, духовное единение людей создается в результате открывающейся каждому члену коллектива общей истины, которая рано или поздно достигается на пути любого ищущего ее.

Быт «детей цветов» довольно неприхотлив: временное отсутствие крова и пищи они рассматривают как обычную неприятность, которая не стоит внимания. Такие люди живут «счастливым случаем».

Есть еще одно довольно интересное понятие в среде хиппи, как «просто существование».

Под этим выражением понимается время, когда человек ничем не занимается, то есть созерцает мир, наслаждается солнечным светом, прикрыв глаза, и просто находится в беспечном уединении.

Тусовки

Сборища представителей хиппи именуются хепенингами (сейшенами). Такие мероприятия проходят в каком-нибудь злачном местечке, где хиппи могут собраться в больших количествах для совместного прослушивания музыкальных произведений, танцев или разговоров. Отличительной особенностью тусовок или так называемых сейшенов является одновременные действия различных людей, создающие атмосферу непринужденного хаоса.

Ясно проглядывается этот сумбур во время танцев - толпами сторонники движения входят и выходят из помещения, танцуют в пестрых или простых костюмах под музыкальное сопровождение или без оного, парами или в одиночку, зачастую не в такт музыке, под громкие разговоры, все на свой лад. Половина людей вообще не танцует, а просто сидит на полу возле эстрады. С визгом мимо них носятся дети. Вот такое собрание и называется хепенингом.

Внешний вид хиппи

Эта часть жизни также является немаловажной в жизни любого хиппи. Различные украшения, длинные волосы, потертые джинсы - все это данной субкультуры. Хиппи скорее потратится на очередную фенечку, чем на пропитание.

Занимаясь поисками идеалов, представители движения обратились на Восток. Эта культура существенно повлияла на внешний облик хиппи. С тех пор их одежда пестрила этническими мотивами: разноцветными кафтанами, афганскими халатами, бусами с нитями в несколько рядов, самодельными вещичками, выполненными из лоскутков ткани.

Синие джинсы, не пользовавшиеся особой любовью общества, они украшали бахромой, картинками, кожей и бисером. «Хиппари» предпочитали ходить с босыми ногами и повязками на голове для длинных распущенных волос. Как гласит легенда, повязки служили им своеобразным оберегом от «крышесноса».

Мода хиппи позаимствовала многие аспекты «цыганского стиля»: цветастые юбки, платья с изысканно вышитыми корсажами, украшения в виде монеток. Живые цветы и натуральные материалы также считались довольно популярными.

«Ксивник» - небольшая нагрудная сумочка для документов - до сих пор встречается среди аксессуаров молодежного гардероба, хотя и предназначение ее давным-давно изменилось.

Довольно популярными считались плетенки из ниток макраме в виде «фенечек». Они имели свою символику: пожелание хорошего автостопа можно было передать с браслетом в черно-желтую полоску, признание в любви выражалось в дарении красно-желтого аксессуара.

Наркотики

Немаловажной частью жизни хиппи является употребление наркотических веществ, за счет употребления которых они подтверждают свое отречение от жизненных устоев обывателей, а также добиваются «расширения сознания».

Многие сторонники движения считают, что наркотики помогают обрести духовное освобождение, открыть огромное поле для творческой деятельности. Но это всего лишь одна из точек зрения. Другие хиппи могут допускать употребление наркотиков, но не считают это чем-то возвышенным. В определенных коммунах «монастырского» характера употребление и распространение наркотиков были запрещены.

Музыка

Как и любая субкультура, хиппи отличаются характерной музыкой. Революционное открытие - рок-н-ролл потряс не только «обывателей», но и приверженцев рассматриваемой субкультуры.

В 1967-м были выпущены гимны хиппи (неофициальные): San Francisco (Be Sure to Wear Flowers in Your Hair), исполненная Скоттом Маккензи, и знаменитая песня The Beatles под названием All You Need Is Love.

«Хиппари» также стали спусковым крючком к изобретению психоделического рока. Среди начинателей психоделической культуры того времени отмечают Doors, Jefferson Airplane, Grateful Dead и др.

Такая музыка подобна наркотикам - она способствует расширению сознания. Психоделичное звучание достигается за счет использования живых инструментов и постоянно изменяющейся интонации солирующего голоса. Говорят, что такой эффект достигается посредством использования спектра запрещенных частот, которые якобы влияют на человеческий мозг.

Пора прекрасных дней...

Хиппи, как и большинство субкультур, имеют свои плюсы и недостатки.

Не стоит идеализировать данное движение или, наоборот, сводить все к психоделии и наркомании. Остается лишь надеяться, что современное поколение хиппи унаследует от своих предков миролюбие, любовь к жизни, позитив и яркость.

Субкультура хипии является одной из самых олдовых и массовых субкультур. Зародившись в Америке 60-х, на волне ускоряющегося темпа рождения и установок государства по планомерному расселению возрастающих народных масс, с их последующим обучением и трудоустройством, движение быстро нашло себе последователей, которые не хотели жить по стандартной цепочке - школа-университет-работа-семья-покупка жилья.

Война во Вьетнаме еще больше усилили идеологические устои хиппи, родив знаменитое: «Занимайтесь любовью, а не войной». Вседозволенность, нудизм, свободная любовь и проживание в коммунах, с, почти что, общей едой и материальными ценностями - под эти лозунги стеклось немало последователей.

Итак, движение хиппи началось, прежде всего, со своеобразной религии. Тут переплелось все: кришнаизм, буддизм, шаманизм и вообще любые проявления, где были послабления относительно употребления наркотических веществ и межполовых отношений. Неправильно думать, что в тусовке хиппи только и занимались курением травки и любовью.

Также они устраивали парады хиппи, активно выражали свои политические взгляды, устраивая различные антиглобалистские акции и пикеты у зданий правительства, осуждая всякие проявления военной агрессии. Масштабные хиппи-фесты были также событиями далеко не локального характера - на них часто стекалось до миллиона фанатов.

Характерный облик представителя движения известен даже неискушенным в субкультурах. Длинноволосые или в дредах, напоказ плохо одетые люди с The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin или новыми хиппи-коллективами в наушниках, неспешно передвигаются на мотоциклах или поддержанных авто, с хаератниками (ленточками) на волосах и фенечками на руках.

Классическим транспортом является знаменитый микроавтобус от Вольксваген, который хиппи раскрашивают практически во все цвета радуги, налепив вместо значка с WV известный всему миру значок хиппи в виде рассекающегося книзу натрое луча в круге.

Если вы заинтересовались этой субкультурой, и вам надоело работать, чтобы оплачивать кредиты, то для вступления в хиппи вам ничего не нужно делать - в данном движении рады любым новым членам.

Работать вам уже не придется, (у хиппи допускается работать, только если работа - любимое дело и приносит радость), ну а чтобы добывать на пропитание себе и коммуне, вам придется освоить музыкальный инструмент и зарабатывать игрой на нем, либо просто выпрашивать и доставать неведомым образом «ништяки» - еду, одежду и легкие наркотики.

Стоит также перестать относится к кому-то враждебно, все ему прощать, и делиться практически всем имуществом. За все это у вас практически всегда будет веселая компания таких же как вы, гарантированный бесплатный кров, ну и еда, если повезет, а главное вечеринки под психоделическую музыку хоть каждый день.

На самом деле, движении хиппи сейчас совсем не то, что было в 60-80-хх. Настоящие ценности и идеология хиппи предполагает ведение отнюдь нездорового образа жизни, поэтому основные апологеты уже давно скончались.

Последователи в СССР и России были и есть, однако по-настоящему, в лесах и полях на лоне природы живут единицы, и увидеть хиппи можно только жителям крупных городов, либо приехать на фестивали (Пустые холмы, Российская радуга). Найти крупную и известную коммуну в России практически нереально, хотя в США и Европе их масса . Так что в настоящем, хиппи может вполне себе жить в благоустроенной квартире, и надевать характерные клетчатые одеяния, джинсы, хаератники и фенечки, только на тусовки и фесты.

В основном претензии оставшихся идеологов хиппи-движения 60-70-х к современным хиппи таковы, что в настоящее время утрачена истинная идеология. Если в начале хиппи пытались перевернуть мир, заставит всех отказаться от засилья кредитной системы и войн, то теперь хиппи просто расслабляются на так называемых «вписках» и предаются оргиям на фестах, без какой-либо политической составляющей и акций протестов, отнюдь не пренебрегая всеми теми благами государства, которые они должны осуждать.

Так что, несомненно, движение уже не то, что было раньше, однако осталась богатая культура, музыка и неповторимый стиль, который и сейчас привлекает к себе очень много сторонников и дал жизнь для многих других субкультур настоящего времени.