Сюжет картины поединок на куликовом поле. Описание картины Поединок Пересвета с Челубеем

Я хотел бы обратить Ваше внимание на удивительную по своей силе и реалистичности картину советского художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле ».

Это одно из центральных событий сражения между объединённым войском русских князей во главе с московским князем Дмитрием Донским против претендующих на власть в Золотой Орде степняков под предводительством хана Мамая.

Поединок двух противников стал настолько легендарным, что о нём написано множество картин и иллюстраций.

На мой взгляд, эта картина выделяется на фоне остальных целым рядом бесспорных достоинств. На холсте художник смог передать ту дикую, необузданную энергию борьбы между Русью и степью, между слабеющей мощью отдалённых потомков Чингисхана и новым, восходящим к вершинам цивилизации народом, который, в жестоких схватках отстоит своё право на существование.

Всю суть происходящего Михаил Иванович Авилов мастерски передал в образе поединщиков. Дикие, вздыбленные кони с безумными глазами и пеной у рта яростно столкнулись друг с другом. Сила противостоит силе.

Их наездники, мощные воины, полны решимости проткнуть друг друга копьями насмерть. Никто из них не хочет уступать друг другу.

Фигуры воинов потрясают своим реализмом. Татарин подстрижен наголо, коренаст и мускулист. Русский витязь более атлетического сложения. Он весь подобрался, сосредоточился и нанёс удар.

Заметно, как Пересвет взглядом опытного воина оценивает урон, нанесённый противнику и как Челубей, слабея, отвечает ему ударом на удар.

Так они и застыли,друг напротив друга в отчаянной попытке победить. Очень характерно,что русский воин показан не в монашеском одеянии, а в обычных для тех времён доспехах.

Возможно, художник счёл необходимым подчеркнуть именно воинскую доминанту Пересвета. И взгляд на этот вопрос Михаила Ивановича Авилова мне ближе, чем версии других художников,изображающих Пересвета в монашеском одеянии.

В то время, как противники замерли на переднем плане, пронзив друг друга копьями, справа и слева от них видны ряды войск, которые с нетерпением ждут окончания поединка. Татары изображены ближе. Они полны нетерпения.

Восточная кровь бурлит на солнце. Видно как они вглядываются в силуэты бойцов. Миг и они готовы броситься в бой. Русские войска, напротив, изображены в отдалении. Они чинно стоят под стягами с изображениями святых.

Ясно, что они никуда не спешат. Их не подстёгивает жажда наживы,желание грабить и убивать. Они спокойны. Они пришли умереть. Там,у них за спиной их семьи, их дома, их земля. Мосты сожжены и обратной дороги нет. Именно это так просто и прозорливо показывает великий художник на своём полотне.

А вокруг буйство красок. Степная трава высока и сочна. Небо облачно и играет разноцветной палитрой. Удивительный мир. Для нас это далёкая легенда. Мы не знаем как всё выглядело на самом деле в день Куликовской битвы. Лишь кисть великого мастера способна оживить былое. Нам остаётся только с восторгом вглядываться в образы написанные его рукой.

Михаил Иванович Авилов - художник, который начал писать картины ещё во время Первой мировой войны. Знаменит он батальными картинами на историческую тематику. Когда слышишь фамилию Авилов, первая ассоциация, которая приходит в голову - это картина «Поединок Пересвета с Челубеем» или как многие её ещё называют «Поединок на Куликовом поле».

Полотно было написано в годы обороны Сталинграда. Скорее всего, автор хотел через эту картину обратить зрителя к истории. И напомнить, что на нашей земле всегда были герои. И какой бы трудный не был бой, он должен закончиться в пользу нашей страны.

На картине изображен бой двух всадников. Композиционно картина простая. В центре внимания Пересвет и Челубей. По бокам воинов стоит армия каждой из сторон в ожидании результата боя. Однако автор специально использовал более блеклые цвета для изображения армий, чтобы выделить главных героев картины.

Первое, что привлекает внимание на полотне, - это могущественные кони. Они вздыбились и, кажется, что не всадники, а они сами дерутся не на жизнь. Символичны цвета лошадей. У Пересвета грозный чёрный конь, а у Челубея – гордый коричневый.

Русский богатырь пронзает копьём щит татарского воина. Пересвет одет в кольчугу, на голове у него шлем. Он изображен практически анфас. Зритель может рассмотреть его сосредоточенное лицо, которое выражает внимание и смелость.

Челубей одет в яркие татарские одежды, голову его прикрывает шапка. Щит ярко красного цвета. Лицо повёрнуто в сторону, а копьё направленно на богатыря. Куда он целится трудно сказать, наконечник копья не виден за головой разъярённого коня. В этом заключается интрига картины. Зритель не знает, чем закончится бой, но может предположить.

Этот бой перед Куликовской битвой был решающим. Обе армии были сильны, и исход не мог предугадать никто. Оба воина погибли, однако Пересвет смог вернуться к своей армии в седле. Это обозначало, что он победил Челубея, выбив его из седла.

Battle of Kulikovo, 1380

Битва на Куликовом поле – сражение между объединенными русскими войсками под командованием московского князя Дмитрия Ивановича и войсками Золотой Орды, подчинявшимися беклярбеку Мамаю . Эта битва во многих отношениях стала очень важной для истории и, вероятно, была крупнейшим сражением в четырнадцатом столетии и первой крупной победой русских над монголами.

Вторжение монголов на Русь

В 1237 году войска монголов под предводительством Батыя вторглись на территорию Рязанского княжества. Три года спустя большая часть Руси, за исключением Новгородского княжества, лежала в руинах. Вторжение монголов, как утверждают историки, задержало полноценное развитие Руси более чем на 2 столетия.

В отличие от монгольских кампаний в Европе, после окончания военных действий монголы завладели большей частью Руси и заставили местных жителей платить дань. Новгород, несмотря на то, что ему удалось избежать судьбы Киева и Владимира, также вынужден был платить большую дань монгольским ханам. Новгород так же подвергался многочисленным монголо-татарским набегам на протяжении 50 лет.

Направление начинает меняться

Противодействие монголам приняло другое направление в 1252 году, когда князь Андрей Ярославович повел свои войска против татар около Переславля-Залесского. Но, действительного результата удалось достичь в 1285 году, когда князь Дмитрий Александрович смог прогнать татар с Новгородских земель.

С 1269 года русские князья фактически начали вербоваться монголами в их армии, и русские сражались на стороне некоторых ханов Золотой Орды. Направление борьбы русских было все еще четко определено, и по состоянию на 1270 год численность русских войск существенно возросла. Европейские влияния становились все более очевидными, и сочетание боевых стилей способствовало постепенному успеху русской армии.

Так, например, конные лучники все еще оставались головной болью для многих западных армий, и очевидными примерами являются неудачные попытки немцев и скандинавов расширить свои владения за счет новгородских территорий. Европейские доспехи, оружие и артиллерия также стали важной составляющей в последующих столкновениях русских с монголами.

В начале четырнадцатого столетия оружие и доспехи монголов значительно устарели, в то время как русская военная мощь возрастала. Значение Москвы, как города, значительно возросло , а Киева – снизилось. Именно московиты под руководством нескольких вдохновляющих лидеров освободили Русь от монгольского ига.

В Куликовской битве объединенные русские войска под командованием Дмитрия Ивановича Московского столкнулись с гораздо большими татарскими силами, которыми руководил Мамай . Союзники Мамая, великий князь Олег Рязанский и великий князь Ягайло Литовский , опоздали к битве.

Куликово, 1380 год

Куликовская битва состоялась 8 сентября на Куликовом поле недалеко от реки Дон. Русские войска выстроились в традиционные три линии, резервы оставались в тылу, а элитная кавалерия Владимира Андреевича, князя Серпуховского (двоюродного брата Дмитрия), была спрятана в засаде. Мамай построил свои войска также в линию. В середине находилась пехота, состоявшая из наемников-генуэзцев. На флангах и позади пехоты располагалась ордынская кавалерия и другие наемники. За ними находился резерв.

Количество воинов, принимавших участие в битве, является предметом многочисленных дискуссий. Так, например, по некоторым оценкам силы монголов насчитывали порядка 250 000 воинов. Приемлемым считается число в 100-120 тыс. монголов и 70 тыс. русских, но более разумной цифрой является около 70 тыс. монголов и 36 тыс. русских. Как бы там ни было, эти цифры по-прежнему являются огромными для армий того времени.

А.П.Бубнов ” Утро на Куликовом поле”

Густой туман покрывал Куликово поле утром 8-го сентября 1380 года. Туман рассеялся только к 11 часам утра, после чего обе армии двинулись вперед, друг на друга.

Сражение началось с поединка между русским монахом Александром Пересветом и татарским витязем по имени Челубей . Оба убили друг друга копьями на первом проходе, хотя русская легенда говорит о том, что Пересвет не упал с коня в отличии от Челубея. После поединка началась битва и обе стороны понесли тяжелые потери. Пересвет впоследствии стал героем и нередко его образ становился примером мужества.

М. А. Авилов “Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле”

Генуэзская пехота при поддержке татарской кавалерии напала на передовой полк русских, но натиск был сдержан. После того как первая атака была отбита, остатки полка вернулись к основному русскому войску. Кавалерия Орды предприняла мощную лобовую атаку по всей линии русского фронта. Дмитрий сам сражался в первых рядах и получил несколько ударов по туловищу и голове и был дважды сброшен с лошади. Только броня европейского образца спасла ему жизнь.

Несмотря на жестокость атак, русские твердо стояли на своих позициях и заставили Мамая отправить свои резервы против русского левого фланга, надеясь разорвать их. Несмотря на ожесточенное сопротивление русских воинов, ордынцам удалось прорваться сквозь линии русских. Потеряв большую часть своих воинов, левое крыло начало отступать. Резервы не спасли ситуацию. Примерно в 2 часа ордынцы зашли русским в тыл, обойдя главные силы русской армии. Русские войска оказались в реальной опасности поражения.

В этот момент из засады кавалерия Владимира Андреевича Серпуховского во главе с Дмитрием Боброком – князем Волынским – с тыла атаковала кавалерию Орды. Это неожиданное подключение свежих русских войск кардинально изменило ситуацию. С этого момента русские войска перешли в наступление. Армия Мамая пустилась в бегство, и ее преследование продолжалось до поздней ночи. Тяжелая битва длилась около четырех часов и окончилась абсолютной победой русских. Войска Золотой Орды были полностью уничтожены. Мамай бежал в Крым, где впоследствии был убит своими врагами. Бразды правления Ордой перешли к Тохтамышу .

За победу было заплачена высокая цена. Двенадцать князей и 483 боярина (цвет русской армии) были убиты – это составляет 60% от всех военачальников русской армии – плюс значительная часть их армий. Потребовалось 7 дней, чтобы с честью похоронить всех павших в этой битве воинов.

После битвы Дмитрий Иванович получил прозвище Донской , а после был причислен к лику святых. Куликовская битва стала одной из наиболее крупных, если не крупнейшей битвой в средние века. В ней принимали участие более ста тысяч воинов.

Последствия битвы

Эта победа стала началом конца владычества монголов на Руси, которое официально окончилось в 1480 году большим Стоянием на реке Угре . Более важное значение Куликовская битва имела для объединения русских земель. По словам одного из историков, русские шли на Куликово поле как граждане различных княжеств, а вернулись единым русским народом.

Однако, до падения Золотой Орды было еще далеко. Всего два года спустя, в 1382, Тохтамыш напал на Русь и Москва была разграблена и сожжена практически до основания. Тохтамыш имел большой успех так как русские просто не смогли набрать достаточное количество людей для сражения с ним. Это говорит о том, что русские еще не смогли сполна восполнить потери, понесенные на Куликовом поле. Однако уже в 1386 году Дмитрий Донской смог повести солидную армию против Новгорода. Роковой конфликт с Тамерланом помешал Тохтамышу достичь дальнейших успехов в России. В 1399 году русские потерпели серьезное поражение от войск эмира Едигея в битве на реке Ворскле.

В конце концов, распри среди монголов и объединение русских привело к окончательному разгрому Золотой Орды и к падению ее столицы Казани . Одно из самых мощных государств, входивших в состав бывшей Золотой Орды – крымские татары – впоследствии во многих войнах даже становились на сторону русских.

Большое значение имеет не столько сама Куликовская битва, так как монголы достаточно быстро восстановили то, что потеряли. Скорее то, что она стала символом борьбы против монголов и была источником вдохновения для всех последующих компаний против них. Это было первое крупномасштабное сражение с монголами, в котором русские одержали полную победу. Куликовская битва разрушила миф о непобедимости монголов на Руси, так же как битва при Айн-Джалуте на Ближнем Востоке.

Место битвы отмечает храм-памятник, построенный по проекту Алексея Щусева. Воин-монах Александр Пересвет, который убил татарского витязя Челубея (известного также как Темир-Мирза), но сам погибший в этом поединке, после битвы стал героем.

История создания

Описание и анализ

Историческая справка

Описание картины «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М. Авилова

Эта картина – одна из наиболее значимых в творчестве М.А.Авилова. Сюжет полотна – исторический бой между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем, который предшествовал началу Куликовской битвы.

Сразившиеся в этом поединке воины погибли, однако победителем считается Пересвет – поскольку его конь смог довезти своего хозяина до русских войск, в то время как Челубей был выбит из седла.

История создания

Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Задумал идею произведения художник задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался неудовлетворен своим творением. На момент начала Великой отечественной войны Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Правда, там ему ответили, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего творческого таланта и кисти.

Осенью 1942 года художник вернулся в Москву из эвакуации. Здесь ему была представлена просторная мастерская, в которой можно было работать над крупным холстом. В декабре началась напряженная работа над ставшей впоследствии широко известной картиной. Художник трудился над созданием полотна с огромным вдохновением и тщательностью. С целью сделать работу исторически достоверной Авилов сделал большое количество зарисовок оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. В процессе работы над картиной он выполнил также несколько крупных эскизов на тему Куликовской битвы. Знаменитое монументальное полотно было написано за шесть месяцев.

Описание и анализ

В описании к собственной картине Авилов отмечал, что композиция произведения достаточно проста. Центральное место в ней занимают могучие фигуры коней, взвившихся на дыбы. На них сидят Пересвет (слева) и Челубей (справа).

Главные герои изображены крупным планом и подавляют второстепенные изображения на картине. Необыкновенные рост и сила столкнувшихся в поединке богатырей умышленно преувеличены художником, доведены до пафосного, былинного звучания. Вздыбленные фигуры коней подняты над равниной как пирамида. Наперекрест им расталкиваются в стороны могучие фигуры двух воинов, подчеркивая враждебность поединка.

Интенсивность живописи достигает максимума в изображении центральных фигур, в то время как противостоящие друг другу армии написаны на дальнем плане нарочито бледно. Развевающиеся гривы и оскаленные пасти делают лошадей устрашающими. Подчеркнуто выделены на общем фоне живописного полотна расписной щит Челубея и пестрая попона его коня. Поблескивают на солнце стальные доспехи Пересвета.

Противники на огромной скорости ударяют копьями друг в друга. Доспехи не выдерживают силы ударов, и копья, протыкая их, вонзаются в тела богатырей. Челубей вылетает из седла от удара русского богатыря. С его головы падает красный малахай. Несколько подался назад и Пересвет. Его поза свидетельствует о крайнем напряжении, а глаза с ненавистью устремлены на поверженного врага.

Состояние воинов противостоящих армий справа и слева от центра композиции Авилов передает игрой красок. Серая строгая цветовая гамма в левой части картины олицетворяет выдержку и уверенность в превосходстве и победе русского войска. Русские с тревогой следят за поединком, однако стоят спокойно и уверенно, словно гранитная скала. В их стане незаметно никакого движения.

Впереди изображен на белом коне князь Дмитрий Донской. Во время куликовского сражения он будет контужен, но останется жив.

Пестрые и яркие цвета, которыми изображено татаро-монгольское войско, подчеркивают неуверенность врага и его беспокойство по поводу окончания поединка.

Картина Авилова полна экспрессии и напряженного ожидания развязки: взвились могучие кони, всадники ударили друг друга острыми копьями – автор убедительно передал ощущение наивысшего напряжения в поединке двух богатырей.

Историческая справка

Битва на Куликовом поле – это сражение русских полков, возглавляемых князем Дмитрием, с ордынским войском под предводительством хана Мамая. Это событие стало поворотным в противостоянии русского народа с Золотой Ордой. В результате сражения был нанесен решающий удар по силе Золотой Орды, который привел в дальнейшем к её распаду.

Летом 1380 года великий князь московский Дмитрий Иванович узнал о наступлении ордынского войска. Он обратился к русским ополченцам с призывом о сборе для оказания решительного отпора врагу. В Коломне на его призыв собралось около двухсот тысяч ополченцев. 8 сентября 1380 года противники сошлись в смертельной схватке на Куликовом поле.

Знаменитая картина Михаила Авилова рассказывает зрителю не только о судьбоносном историческом событии, которое получило у историков два названия – Донское побоище и Мамаево побоище, а о конкретном эпизоде – поединке Пересвета с Челубеем, послужившим началом всей битвы и ставшего её символическим олицетворением.

В этом сюжете удивительна личность воина Пересвета – легендарного монаха-воина. Пересвет- монах-воин, инок Троице-Сергиевского монастыря. Русская православная церковь причислила его к лику святых.

Челубей (Челибей)– тюркский богатырь из войск Мамая. Имя Челубей имеет тюркское происхождение. Согласно приданию Челубей отличался невероятной силой и высоким мастерством военной выучки.

В жестоком поединке Пересвет смог обмануть Челубея, правда, ценой собственной жизни. Хитрость Челубея заключалась в том, что он имел копье более длинное, чем у его противников. Благодаря этому ему удавалось быстрее пронзить своего соперника, а самому оставаться живым. Однако перед началом поединка Пересвет снял с себя кольчугу. Из-за этого копье тюркского богатыря глубоко вонзилось в его грудь, но не смогло выбить из седла. Сократив таким способом расстояние между собой и противником, смертельно раненый Пересвет смог достать своим копьем коварного врага


Поединок на Куликовом поле (1943)

М. И. Авилов занимает в истории советского искусства место в ряду художников, творчество которых посвящено изображению военных событий. Большинство его картин воспроизводит эпизоды гражданской войны, жизнь Советской Армии и годы строительства социализма в нашей стране и некоторые моменты Великой Отечественной войны. Особое положение в его творчестве принадлежит немногим композициям на темы давнего прошлого - борьбы русского народа за свободу и независимость. Искренняя любовь художника к Родине, гордость великими подвигами русских бойцов выражены в картинах Авилова ясным реалистическим образным языком.
Творчество Авилова развивало традиции русской реалистической живописи конца XIX века. Профессиональное образование Авилов получил в батальной мастерской Академии художеств под руководством профессора Н. С. Самокиша. В молодые годы он испытал сильное влияние И. Е. Репина.
Авилов был участником первой мировой войны, перед его глазами проходили события гражданской войны в Сибири. Личные впечатления составили основу правдивости и убедительности изображения написанных им военных сцен. В последующие годы художник постоянно наблюдал жизнь советских воинов, выезжал на маневры, а позднее на места боев на Карельском перешейке. Все это давало художнику возможность уверенно и правдиво передавать картины боевых столкновений. Постоянная работа над пейзажем укрепляла его мастерство изображения групп и отдельных фигур в реальной природной среде, развивала умение передавать пространство, свет и воздух, изменчивое состояние земли в различные времена года, словом все то, что составляло сцену действия героев его картин.
К началу Великой Отечественной войны Авилов был уже зрелым мастером, обладавшим большим творческим опытом. Нападение гитлеровской Германии на нашу родину вызвало высокую волну горячего патриотического чувства в сердцах многомиллионного советского народа, проявившего массовый героизм на фронтах войны и в напряженном труде в тылу. Советские художники всей душой откликнулись на призыв партии и поставили свое творчество на служение великому делу защиты социалистической родины. Многие из них, потрясенные драматическими переживаниями, передали свои чувства в замечательных художественных произведениях.
В период войны особое значение приобрело воспитание средствами искусства чувства советского патриотизма в широких массах советских людей. Существенную роль в этом деле играло воскрешение славных исторических традиций освободительной борьбы народов нашей страны против иноземных захватчиков. Этим определялось возникновение многих художественных произведений на темы давних событий отечественной истории.
В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная художником в 1943 году.
Желание написать картину на тему битвы на Куликовом поле зародилось у Авилова давно. В течение многих лет он искал художественного выражения этой своей мысли, делал эскизные наброски; не удовлетворяясь полученным решением, оставлял работу над замыслом, снова возвращался к нему и снова откладывал его окончательное завершение.
Еще в эскизе «Куликовская битва», созданном в 1943 году, незадолго до написания картины, замысел остается недостаточно оформленным. Композиция густо заполнена фигурами татарских воинов, в самой гуще которых яростно рубится Пересвет. Издали, спеша на выручку отважного бойца, русский отряд прокладывает себе дорогу сквозь массу татар. Эскиз перегружен множеством фигур и, при всей выразительности передачи жестокой схватки, не несет в себе обобщенного образа большого исторического события, но остается лишь изображением частного эпизода, имеющим иллюстративный характер.
Затем пришло, наконец, настоящее решение. В основу картины было положено предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.
Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой, стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Масса татар крупнее, но и беспокойней, в ней мелькают, перемежаясь, темные и светлые пятна, колеблются тонкие линии копий. В этом колебании возникает ощущение неуверенности, как бы предвещающее несчастливый для татар исход битвы. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Поэтому наше знание исторического события не мешает почувствовать драматическую остроту представленной сцены.
Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.
Центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.
Авилов творчески развивает здесь традиции русской реалистической живописи XIX века, начатые Виктором Васнецовым, запечатлевшим в серии картин образы народных преданий. Однако Авилов не является только продолжателем старшего мастера исторической живописи. Он вносит свое новое понимание в трактовку эпических образов, придает им гораздо более конкретный исторический характер, использует их для раскрытия сущности действительного события прошлого нашей Родины. В этом своем произведении Авилов подчеркивает народный характер борьбы за освобождение от татарского ига, в образе героя передает свое понимание ведущей, активной роли народа в великом историческом деле. Художник обращается к народному творчеству и находит решение темы, опираясь на эпические предания, созданные и в течение многих веков отшлифованные безвестными мастерами, передававшими от поколения к поколению повесть о героических подвигах предков.