В каком году разбился виктор цой. Почему Цой, а не Майк? Когда умер Виктор Цой

Открыли Крымский мост под цоевскую «Группу крови» в исполнении Ольги Кормухиной и легендарного гитариста Алексея Белова. А еще неделю спустя я услышал его «Следи за собой, будь осторожен» в рюмочной под гитару. Не «Владимирский централ», не «Ты просто космос, Стас», а песню группы «Кино». Ну а на заборах надпись «Цой жив!» рядом со словом из трех букв и лозунгом «Слава России» красуется уже много лет. Из народного творчества: «Виктор Цой подавился мацой».

После этого претензии к серебренниковскому «Лету» («на самом деле было не так») выглядят детским лепетом — с Цоем можно уже вообще всё. Он как Пушкин, от него не убудет.

Все признаки канонизации налицо. Снят художественный фильм, запущено еще два (Алексея Учителя — о последнем периоде жизни; и соратника Цоя по группе Алексея Рыбина — о первом). Биография вышла в серии «ЖЗЛ» (любопытно, что много лет назад книга о Цое выходила в придуманной серии «Жизнь знаменитых людей»; тогда еще не было точно ясно, замечательный или нет, оценивали лишь популярность). Установлено несколько памятников (один почему-то на мотоцикле, как будто Цой был «ночным волком»). В зверских количествах выходят кавер-версии песен, проходят мемориальные фестивали.

Но почему выбор пал именно на Цоя? В русском роке, слава богу, есть из кого выбирать. Созвездие музыкантов Ленинградского рок-клуба сравнивают с «Могучей кучкой» композиторов середины позапрошлого века, настолько это было ярко и талантливо — как вспышка. А были еще Москва, Свердловск. Канонизации, помимо Цоя, из всего огромного спектра удостоились еще лишь двое, и в гораздо более скромных масштабах — Летов и Башлачев.

И почему вообще рок-музыка, по сути, умирающий жанр? Аудитория ее неуклонно падает. Это сейчас и сами рокеры признают.

Возврат интереса к року 1980-х — реакция на прагматизм последних 20-25 лет. Успех сегодня — это результат правильного позиционирования, пиара и промоушена. То есть никак не чудо. А успех Цоя и его коллег из дня сегодняшнего выглядит именно чудом. Молодые ребята, еле умевшие играть, идеалисты, в одночасье стали интересны всей стране. Их никто не продвигал, шоу-бизнеса в современном понимании не существовало. Это вообще история не про деньги. Герой, который озабочен собственным продвижением и с интересом обсуждает проценты со сборов, уже не вполне герой. Но Цой до этих времен не дожил.

Сегодня трудно представить всю мощь этой музыки и силу ее воздействия на умы. В конце восьмидесятых к рок-клубу одного провинциального города было приставлено наружное наблюдение. Понаблюдали и отправили человека внедряться. Неделю или две парень из спецслужб пил с рокерами, слушал музыку, тусовался. Потом вернулся в контору. «Молодец, — сказало начальство, — а теперь пиши отчет: о чем они говорили, с кем встречались, все как положено».

«Я не могу, — сказал агент. — Это ж мои друзья». Подал заявление об уходе и продолжил бухать в рок-клубе.

Возможно ли что-то подобное в наше время? Можно ли вообразить, чтобы фээсбэшник, едучи в машине по своим фээсбэшным делам, поймал на коротких волнах Оксимирона, подумал: «О, как глупо и мелко я жил эти годы! Нет, не вернусь в контору ни за какие деньги!» — и уволился. Такого представить себе нельзя. Чудес не бывает — а хочется.

Цой сделал поразительную вещь. В отличие от того же Гребенщикова или Майка, попробовал говорить так, будто до него ничего не было. Все, к чему прикасается Гребенщиков, превращается в культурное явление, в искусство, и это амортизирует силу песен. А здесь — удар наотмашь. Голый человек на голой земле, вне контекста. Только Небо, Звезды, Солнце, Смерть, Любовь, Лето — любимые слова Цоя.

Во время поездки по Штатам Цой был потрясен Диснейлендом, сборищем светящихся динозавров. Очень детское, первобытное сознание было у Виктора Робертовича. Если помните, в финале соловьевской «АССЫ-2» вместо Цоя на сцену Зеленого театра ЦПКиО выходит Шнур. Он поет: «Мы уже не ждем перемен!» Попадание абсолютно точное. За эти тридцать лет окончательно выяснилось то, о чем Цой мог только догадываться: перемена власти, общественного строя не имеет большого значения. Человек остается тем же. Как небо и звезды. Как светящийся динозавр.

О «Переменах», кстати, есть изумительной красоты легенда. Исходит она от Михаила Сергеевича Горбачева. Цитирую запись с презентации горбачевской книги «Наедине с собой», которая приводится в блоге «Эха Москвы»: «Звонит мне Чазов: «Михаил Сергеевич, скончался Константин Устинович». Я Андрею Андреевичу (Громыко) говорю: «Что-то надо другое делать. Люди не скрывают и прямо… А Цой на концертах поет «Требуем перемен». Это звучит — «Требуем перемен», открыто и прямо люди говорят. Я над этим думаю, очень много думаю. Опасно начинать в нашей стране крупные перемены. Опасно и рискованно. Трудно их довести до конца. Но надо начинать». Он говорит: «Знаете, я, во-первых, с вашей оценкой ситуации в стране полностью согласен, и за то, чтобы начинать перемены».

Так, с цоевской песни, и началась перестройка. Конечно, это аберрация памяти. Черненко умер весной 1985-го. Ни записана, ни исполнена эта песня тогда еще не была.

Цой — победитель, в отличие от Майка Науменко. Именно поэтому Майк, укорененный в культуре семидесятых, тончайший лирик, повлиявший на всех без исключения русских рокеров, никак не мог стать кумиром миллионной аудитории. Он — классический лишний человек, тип, почти полностью вымерший в наши дни. Человек, предпочитающий с достоинством проиграть, потому что побеждать в нашей ситуации стыдно. И ей-богу, лишний человек гораздо симпатичнее человека побеждающего и покупающего. Лузер симпатичнее винера. Таких героев играли в кино Даль и Янковский. Вспомните «Полеты во сне и наяву». Это фильм о таких, как Майк. Летать он уже не может, но ему, по крайней мере, снятся полеты. Одного взгляда на него достаточно, чтобы безошибочно определить — чужой. На лице мелькает загадочная улыбка, как бы обращенная внутрь себя. Знание о лучшей, иной жизни стеной отделяет этого человека от окружающих. А в глазах окружающих — скука, самодовольство, деньги, сознание правоты.

Приходит время, и рядом с ним появляется уверенный в себе парень, весь в черном, с высоко задранным подбородком, который поет: «Дальше действовать будем мы!» Как вы думаете, за кем будущее? Вот поэтому Цой, а не Майк.

Лев Наумов

Писатель, биограф Башлачева

— На сегодняшний день внешних признаков признания Башлачева хоть отбавляй: спектакли, фестивали, книги. Одно время по Вологодской области ходил автобус с портретом Александра на борту. Сейчас его уже нет, но сам факт показателен. В Череповце был и, кажется, до сих пор существует забор, увешанный фотографиями поэта.

Затея поставить ему памятник обернулась неприятными историями. Проектов было много, до воплощения дошли два. Один скульптор собирал деньги, но что-то у него не срослось, и он решил вместо изваяния сделать мемориальную доску. Люди возмутились: они сдавали деньги на памятник. Доска эта висит сейчас на бывшем здании Дома культуры, где выступала группа «Рок-сентябрь», для которой Александр писал тексты. Сейчас в Череповце три мемориальные доски Башлачеву.

Другой проект очень не нравится семье и близким поэта, тем не менее работа над ним продолжается и ведется сбор средств. Люди переводят деньги из лучших побуждений, не зная, что поддержка этого памятника — плевок в лицо матери Башлачева, у которой он вызывает оторопь. А его автор, некая Мария Иванова-Очерет, берет цитаты из моей книги без ссылок и под ними размещает реквизиты для сбора денег на памятник. Я не давал своего согласия работать на этот лохотрон.

Проводится ежегодный фестиваль «Время колокольчиков», который, как мне кажется, с каждым годом имеет все меньше отношения к Башлачеву, если не считать растяжку с портретом. Более того, сейчас он проходит в апреле, хотя день рождения Александра — 27 мая. Но примерно на эту дату выпадает День химика, важный праздник для Череповца, и по этому случаю организуются другие концерты.

Есть еще многочисленные спектакли, балет даже был. Честно говоря, без дрожи не вспомнишь. Ко мне обращалось человек шесть по поводу съемок фильмов, в том числе художественных. Некоторые просили написать сценарий, но я не хочу этим заниматься. Однако очевидно, что рано или поздно фильм о Башлачеве появится.

Все эти проявления — фестивали, автобусы, возня с памятником — не канонизация, а ее следствия, причем далеко не лучшие. Стихи Александра вошли в канон уже давно. А далее каждый пытается использовать его имя в своих целях: кто-то для бизнеса, кто-то для самопиара, кто-то для пропаганды. Но я уверен, что это не насаждается сверху. Просто иногда поклонники Башлачева оказываются достаточно высокопоставленными, чтобы приклеить его лицо на автобус. Но у него есть и другие поклонники.

Почему именно Башлачев? Мне кажется то, что он сделал в поэзии, — чудо, сверхъестественное явление. А у любого чуда есть огромный воспитательный потенциал. Молодые люди очень чувствительны к такого рода вещам. Молодым Александр понятен и близок на эмоциональном уровне. Конечно, он сложный поэт, и слово «понятен» надо брать в кавычки, но он воспринимается понятным, поскольку как минимум они разделяют уровень его экзальтации.

Стихи Башлачева вошли в школьные книги для чтения, его имя называют в одном ряду с Есениным и Бродским. Его теперь обязательно читать и слушать или хотя бы просто знать, если ты считаешь себя человеком определенного культурного уровня.

Александр никогда не был и, думаю, не будет массово популярным. Но в некий канон он вошел. Уже давно канонизирован Джеймс Джойс, но много ли людей его читает? Нет, конечно. С Башлачевым похожая история.

Когда я начинал им заниматься, это был 2005 год, трудно было представить, что будет так. Да, через него говорила русская душа, но в конце восьмидесятых, при его жизни, она оказалась мало кому нужна. Должно было пройти тридцать лет, чтобы этот разговор стал остро востребованным. Башлачев сам бы сильно удивился, если б это увидел. Он выше, тоньше этой ситуативной востребованности. Но так уж случилось: наступил наконец момент, когда время и Башлачев совпали.

Заметьте, так не произошло с Майком Науменко, Янкой Дягилевой, Анатолием Крупновым, Веней Дркиным, Алексеем Хвостенко, хотя все они имеют широкий круг почитателей. Нам есть из кого выбирать, это авторы высочайшего уровня. Но время работает по своим законам. И ни бизнес, ни власть, ни пропаганда не могут с этим ничего сделать.

Наталья Чумакова

Вдова Егора Летова, бас-гитарист группы «Гражданская оборона»

— Иногда приходят смешные письма: «Мы разработали концепцию мюзикла для подростков с адаптированными текстами Летова». И как пример адаптации — безвкусная отсебятина. Скажем, вместо: «На фуражке на моей серп и молот, и звезда» — «Под фуражкой моей сплошная пустота». Вот уж действительно пустота под фуражкой. Какая трогательная забота о подрастающем поколении! Да оно этим деятелям еще фору даст в понимании текстов «ГО». Не нужно ничего адаптировать.


Фото: Григорий Сысоев/TASS

Есть и положительные примеры. Прекрасный спектакль «Летов» новосибирского театра «Старый дом», его поставили года три назад. Прекрасна Алиса Хазанова в спектакле «Сияние». Алиса действительно любит летовские песни и красиво их спела. По крайней мере, это сделано бережно.

Готовятся к изданию две книжки о Егоре. И это помимо уже изданного: «Оффлайн», «Автографы». Снято два фильма — «Здорово и вечно» и «Сиянье обрушится вниз». Есть несколько симфонических версий песен «Обороны», разного качества, некоторые удачные, некоторые не очень.

Знаю, что есть планы поставить ему памятник, сделать памятную стену. Надеюсь, из этого ничего не получится. Не могу представить, как я приду и буду фотографироваться у этой стены. Но на «Планете» уже собирают средства, я понимаю, что их не остановить.

При жизни такого не было. Разве что в самом начале девяностых, когда «Оборона» стала народной группой, чем-то вроде движения. Егор почувствовал это и на время прекратил выступать. Несколько раз он распускал состав, и как раз по этой причине: не хотел пасти народы, играть роль властителя дум, вождя. Он никогда не строил из себя духовного лидера. Его спрашивали: «Егор, куда нам идти, что делать?» И я видела, как ему неловко. Летова все время пытались затащить в свою компанию, переманить на свою сторону.

Как-то корреспондент спросил: «Что вы посоветуете молодому человеку, который хочет заняться политикой?» Летов сказал: «Пусть кота заведет, что ли».

Это совершенно в его духе ответ.

Ажиотаж оказал группе плохую услугу. Есть целый пласт людей, которые все девяностые и начало нулевых не ходили на наши концерты, потому что боялись, условно говоря, что им наблюют на ботинок. Концерты шли в ужасных ДК на окраинах, с драками, с милицией, с водометами. Потом, уже в последний период, когда мы стали играть в хороших больших залах, аудитория резко увеличилась.

Более того, после 2005-го «Оборона» стала звучать на «Нашем радио». Правда, мы к этому отношения не имели. Мы подписали контракт с лейблом «Мистерия звука» на выход альбомов «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация». И в контракте было прописано, что две песни должны быть на радио. Сама «Мистерия» и отнесла их туда.

Песни «Обороны» уже классика или, скажем так, альтернативная классика. Но, к сожалению, Летова превратили в застывший образ, в памятник самому себе. Появляются однозначность, законченность, а именно их он всю жизнь избегал.

«Мир ловил меня, но не поймал» — он очень любил эту фразу. И я не хочу, чтобы после смерти его поймали.

Его часто понимают буквально, и это хуже всего. Были случаи, особенно в 1990-е, когда, наслушавшись «Обороны», кто-то кончал с собой. Но больше было другого. На концертах подходили и рассказывали истории, как музыка их спасла. Помогла выжить в армии, например. Или были совсем мистические случаи: человек болел, умирал, ему принесли кассету и, услышав Летова, он воспрял. Потому что музыка эта не о том, что все плохо, поэтому ляг и умри. Наоборот. Все плохо, конечно, но вставай, бери автомат и дерись. Главное — не бояться.

Вокруг него всю жизнь крутились разного рода протестные люди, пытаясь сделать его своим знаменем. Протест против советской власти, протест против постсоветской. Но он проходил эти фазы, а они в них оставались. И в конце он достиг таких духовных порогов, за которыми нет никакого против, а есть только за. Там все эти оппозиции перестают иметь смысл.

Летов сыграл против правил, вернее, по своим правилам — и у него получилось. Он победитель, человек, который сумел навязать свою волю миру. Сделал все, что хотел сделать, и ни разу не пошел на уступки. О, какие нам сулили горы и скольких мы посылали! А любовь все равно огромная. Потому что так хотелось бы многим, но получилось — у Летова.

Содержимое

21 июня 1962 года в семье Валентины и Роберта Цой родился мальчик, который впоследствии стал кумиром советской молодежи и «факелом» перестройки мировоззрения на стыке двух эпох современной истории. Возможно, неспроста родители назвали сына Виктором, что означает Победитель. В личности Виктора Цоя гармонично сплелись лидерские качества и стремление к свободе, независимости. Тонкое душевное восприятие окружающего мира, понимание причин и истоков человеческих страданий впоследствии вылились в лаконичные и четкие тексты авторских песен Цоя. Возможно, он мог бы стать духовным и политическим лидером огромного количества людей, если бы внезапная смерть не прервала жизнь Виктора Цоя на самом взлёте.

Путь к популярности

Детство и юность Виктора прошли в окрестностях родного дома в Ленинграде, где он родился. Там же формировались его интересы к музыке, изобразительному искусству и кино. Ориентирами в творчестве начинающего музыканта были Владимир Высоцкий и Михаил Боярский. Также Виктор заинтересовался восточными единоборствами и стал поклонником Брюса Ли.

В юности, будучи студентом художественной школы, Цой с единомышленниками играл на бас-гитаре в молодёжной группе «Палата № 6». Встречи и общение с музыкантами из других коллективов внесли судьбоносные события в жизнь Цоя. Так они привели Виктора в группу «Автоматические удовлетворители». С ними он ездил в Москву на неформальные концерты, которые в то время часто устраивал музыкальный критик Артем Троицкий. В Ленинграде, на одном из таких концертов Цой познакомился с Борисом Гребенщиковым, который впоследствии во многом помогал в карьере начинающего певца и автора песен.

Весной 1982 года на музыкальном горизонте появилась группа «Кино», созданная Виктором Цоем и гитаристом Алексеем Рыбиным. Свой первый альбом они записали вместе с музыкантами «Аквариума» под руководством Гребенщикова. Продолжались и подпольные концерты, которые вызывали всё больше интереса к группе после распространения альбома на кассетах.

До записи второго альбома в группу влился Юрий Каспарян, но вскоре из неё ушёл Алексей Рыбин из-за творческих разногласий с Цоем. Второй альбом «46» получил большое распространение.

Так начинался путь к известности и популярности Виктора Цоя. Свой талант и энергию Цой вкладывал не только в написание песен (в основном все тексты и музыка группы “Кино” написаны Виктором). Летом 1986 года Цой вместе с другими участниками группы «Кино» дебютирует в короткометражной ленте «Конец каникул».

За свою короткую жизнь музыкант снялся в 15 художественных и документальных фильмах. Особую популярность Цою как актёру принесли фильмы «Игла» и «Асса». В 1989 году он был признан лучшим актёром года на одесском кинофестивале «Золотой Дюк». С этого времени группу начал продюсировать Юрий Айзеншпис. Запись новых альбомов, концертные туры, выступление по телевидению и радио дали возможность музыкантам обрести всесоюзную популярность. Настоящий шок пережили миллионы людей, когда узнали, что Виктор Цой трагически погиб. Во многих городах появились стены памяти Цоя, на которых фанаты певца писали слова горечи и соболезнования, тексты из его песен и главный девиз: “Цой жив!”

Когда умер Виктор Цой?

Летом 1990 года, поселившись на даче у друзей в Юрмале, Виктор и Юрий Каспарян занимались аранжировками и записями песен к новому альбому. 14 августа намеченная работа была завершена, Юрий уехал в Ленинград, а Виктор ранним утром 15 августа поехал на лесное озеро порыбачить. Возвращение оказалось непредсказуемым. В этот же день Цой попал в автокатастрофу. Смерть Виктора наступила мгновенно от полученных травм. Прибывшие на место происшествия сотрудники ГАИ зафиксировали время смерти Цоя в 12 часов 28 минут.

Как погиб Цой?

Есть официальная версия гибели Виктора Цоя. Она основана на данных акта ДТП, показаниях единственного свидетеля и выводах судебной медицинской экспертизы. Но до сих пор эта версия подвергается сомнению некоторыми друзьями певца и аналитиками – экспертами. По версии следствия (которое было проведено наспех и оставило много вопросов для экспертов наших дней), музыкант передвигаясь с большой скоростью по трассе Слока – Талси, на своем автомобиле “Москвич” заснул за рулем и потерял контроль над управлением автомобиля. Выехав на встречную полосу, машина Виктора врезалась в автобус «Икарус», который после столкновения выехал на обочину и скатился в реку. Водитель автобуса остался цел и невредим. Машина Виктора была полностью смята и отброшена на 20 метров от места аварии. Всё случилось на 35-м километре трассы, недалеко от реки Тетчупе.

Причины смерти Виктора Цоя

В результате аварии артист получил множественные ушибы, переломы костей и черепа, Его лицо и тело было настолько обезображено, что родные настояли на том, чтобы тело певца хоронили в закрытом гробу. Похороны прошли в Ленинграде, 19 августа на Богословском кладбище.

По результатам суд. мед. экспертизы, главной причиной мгновенной смерти Виктора стала черепно-мозговая травма. В совокупности все травмы были просто не совместимы с жизнью. В момент аварии Виктор Цой был трезв, следов алкоголя в крови не было найдено.

По мнению некоторых коллег Виктора Цоя, причиной смерти могло стать переутомление после последних концертов и работы над альбомами, что повлияло на состояние певца, и он действительно мог заснуть за рулем. Однако близкие друзья и родственники, хорошо знавшие Виктора, в частности его жена Марианна, не верили, что всё произошло именно так, как было изложено следствием. Некоторые из друзей склонялись к версии преднамеренного убийства. Но в то время им пришлось принять официальную версию.

6 марта 2017 года в «Новых известиях» была опубликована статья о новом тщательном расследовании аварии с участием Цоя, которое провел независимый технический эксперт Юрий Антипов. Собранные и проанализированные им сведения, сопоставленные с документами следствия, выстроенные в логическую цепочку, говорят о том, что авария была спланирована и организована неизвестными лицами. Кому-то нужна была смерть Виктора Цоя.

Многие поклонники таланта лидера группы “Кино” до сих пор не могут поверить в его смерть. Для них он остается живым как его роли в кино и песни, которые оказавшись пророческими в 80-е годы, остаются актуальными и в наши дни.

Размышляя над феноменом Виктора Цоя, нам порой даже трудно объяснить, благодаря чему он сумел заслужить любовь народа. Что так цепляло в его песнях? Он сам сочинял музыку и исполнял песни, которые могли пробудить в людях дремлющую страсть и заставляли смотреть на мир совершенно под другим ракурсом. Он был своеобразным гласом народа, который не желал молчать, подчиняясь коммунистической идеологии. Его называли одним из символов русского рока, а также могиканином, последним героем нашей страны. Виктора Цоя по культурной значимости порой ставят на один и тот же уровень, что и Владимира Высоцкого. А ведь до этого никакой артист не был удостоен такой чести. Вот почему гибель Виктора Цоя была воспринята прогрессивной частью жителей нашей страны так трагично. В этой статье мы постараемся раскрыть обстоятельства смерти певца. Но прежде хочется просто поговорить о нем, о его жизни и творчестве.

Биография

Рок-музыкант Виктор Цой, который жил и творил в Советском Союзе, воспевая в своих песнях всю абсурдность советской пропаганды, родился 21 июня 1962 года в Северной столице, которая тогда называлась Ленинградом. Он умер совсем молодым. В год гибели Цоя страна делала свои последние вздохи, но все еще продолжала свое существование. Он умер, не узнав, что Советскому Союзу осталось доживать свои последние месяцы и что его родину в скором будущем ожидают такие грандиозные преобразования, о которых он даже не мог мечтать. Родился Виктор в смешанной семье. Его мама - Валентина Васильевна Гусева - русская по национальности. Она работала в школе учительницей физкультуры. Отец же - Роберт Цой - имеет корейское происхождение. Дедушка Виктора - Максим Максимович Цой - родился и вырос в Казахстане, где его принимали за своего, за казаха.

Детство

Мальчик был единственным ребенком в семье. Между родителями постоянно возникали разногласия, и когда Виктору было 11 лет, они разошлись, но через год любовь победила, и они вновь объединились. Однако этот год решил дальнейшую судьбу юного Вити. Мама, которая сильно переживала развод, видя, что сын сильно страдает от разлуки с отцом, отдала его в художественную школу. Творческие задатки у мальчика были заметны еще с самого раннего детства. Витя умел красиво рисовать и лепить из пластилина различные фигурки. Именно здесь, в худшколе, он познакомился с Максимом Пашковым, который и научил его играть на гитаре. В день гибели Виктора Цоя он будет, как никто, горевать по нему. Ведь ничто не может сравниться с детской дружбой.

Приобщение к рок-искусству

Художественная школа находилась на канале им. А. Грибоедова. Все учащиеся мечтали о том, что когда-нибудь станут художниками, и думали, что они обладают особым талантом. Однако большинству из них так и не удалось осуществить эту детскую мечту. Виктор же, безусловно, обладал особым даром, который в дальнейшем сделал его кумиром миллионов, даже гибель Цоя не смогла предать забвению его имя.

Из рассказа Пашкова можно узнать, что в первое время они с Витей не сдружились. Они были в разных компаниях, которые то и дело враждовали друг с другом. Однако, став чуть старше, они постепенно потянулись друг к другу. Стали вместе слушать “Битлз”, Элвиса Пресли, Джонни Холидея и др. Им нравились песни на английском. Затем, в тринадцатилетнем возрасте, они стали вместе играть разные мелодии. Вернее, Максим учил Виктора играть, ведь тот тогда даже не умел держать инструмент в руках. У Пашкова было сразу несколько гитар, и одну из них он подарил другу. К ним присоединился ударник, который пробовал играть на пионерском барабане. Вот так и образовалась группа, которую позже назвали “Палатой № 6”. После окончания художественной школы ребята стали проводить за занятием музыкой практически все свое время.

Юношество

После 8 класса среднеобразовательной школы Виктор Цой поступил в Серовское училище. Несмотря на увлечение музыкой, он не переставал думать о том, чтобы стать художником. В актовом зале училища была какая-то аппаратура, электрические инструменты, о которых музыканты-самоучки даже не мечтали, и, спросив разрешения у администрации, Виктор и Максим стали там репетировать, а затем выступать на студенческих вечерах и дискотеках. Здесь же они нашли для своей группы ударника - Толика Смирнова, слава о котором облетела весь Ленинград. Максим писал музыку и стихи, а Витя помогал с аранжировкой, и это у него получалось великолепно. Петь пока будущая рок-звезда стеснялся и скромно держался на втором месте. Естественно, он практически не посещал занятий в училище, и его скоро отчислили. После этого он попал в группу к панк-исполнителю по кличке Свин. Именно в составе этого коллектива он написал свою первую песню - «Посвящение Марку Болану». С каждым днем парень все больше увлекался музыкой, и она была с ним вплоть до последних минут. В день гибели Цоя, узнав о его трагической кончине, многие вспоминали о нем по его же песням.

Увлечения

Помимо музыки в стиле рок, Цой также обожал восточные единоборства. Ему особенно нравились занятия по каратэ. Его кумиром в этом виде спорта был Брюс Ли. Это увлечение получило настолько большие размеры, что он во всем желал походить на своего любимого актера, стал подражать его имиджу. Его соперником в этом виде спорта был Юрий Каспарян. С ним они подолгу боролись, оттачивая многие приемы. Другое его увлечение было более творческим: он великолепно вырезал фигурки нэцкэ из древесины. Да и вообще резьбой по дереву зарабатывал на хлеб. А было время, когда Виктор рисовал портреты Шварценеггера (в те годы он был на пике популярности) и продавал их у метро за 1 рубль.

Отличительные черты характера

Максим Пашков - человек, который знал Цоя лучше всех, - рассказывал, что он был невероятно скромным, застенчивым, необщительным, можно сказать, консервативным по сравнению с другими членами рокерской братии. Кроме этого, он вел себя слишком интеллигентно на сцене, и это его отличало от других ленинградских музыкантов, работающих в стиле рок. Он никогда не был разнузданным. Хотя, как и у всех рокеров, в его жизни были и наркотики, и допинги, и многое другое. Он очень тяготел к модным западным вещам, например, ему нравилось носить длинные кожаные плащи. А еще у него была странная особенность: он мог спотыкаться и падать на ровном месте, попадал в неловкие ситуации. Казалось, парень витает в облаках, однако он никогда не отличался особой мечтательностью. Максим Пашков считал, что в юношестве он совсем не отличался оригинальностью и был вполне заурядным человеком, хотя и тяготел к веселью и очень боялся обыденности.

Вперед, к цели!

Годы шли, и Виктор целеустремленно двигался к своей мечте. Интересно, куда бы его занесла судьба, если бы не гибель. Виктора Цоя привлекала одна только мысль о том, что можно выделиться из толпы и стать кумиром многих миллионов. Вместе с тем он был очень мирным и дружелюбным человеком. Он не умел "зубами" добиваться своего, а все время работал, сочинял и пел. Изначально он сочинял музыку втайне ото всех. Но однажды, осмелев, представил свои работы на суд зрителей, а тем они, конечно же, понравились. Группа Цоя была создана в результате слияния трех музыкантов: его самого, Рыбина и Олега по кличке Базис, который являлся ударником. Их коллектив сначала назывался «Гарин и гиперболоиды», а потом был переименован в “Кино”. Постепенно группа стала набирать популярность, и у нее появились поклонники. Они-то больше всего и горевали в день гибели Виктора Цоя. Продюсером первого альбома “45” был Гребенщиков. Эта запись в Ленинграде была нарасхват. Так и началось восхождение певца на музыкальный Олимп.

Мнения о нем

Некоторые приближенные к нему друзья считают, что он был очень ленивым. Возможно, это была не лень, а внутренняя сосредоточенность, которая не позволяла ему суетиться, быть энергичным и выглядеть оптимистично. Бывали периоды, когда ему нравилось просто лежать на диване и днями не выходить из дома. Он не был пробивным, скорее его можно назвать который может пустить свою жизнь на самотек. Однако все это с годами улетучилось, и он стал более уверенной личностью.

Личная жизнь

В 1984 году 23-летний Виктор Цой познакомился с сотрудницей ленинградского цирка, девушкой по имени Марианна. Она-то и подарила ему веру в себя, в свои силы. В том же году они поженились, а месяцами позже у них родился сын Саша. Именно благодаря Марианне Виктор сумел обрести уверенность в своих силах. Когда ему пришла он имитировал самоубийство и лег в психиатрическую больницу, а верная Марианна устроилась туда санитаркой, чтобы быть рядом. Тем не менее в день Гибели Цоя ее рядом с ним уже не было. К этому времени у него уже была другая возлюбленная - Наталья Разлогова - женщина, которая была старше его и сильно повлияла на его судьбу.

Конец

15 августа 1990 страну потрясла страшная весть. Кумира миллионов больше нет! Гибель Цоя для всех была неожиданностью. В тот день он находился на отдыхе в Прибалтике. На Рижское взморье с ним отправились Наталья и сын Саша. В то злополучное утро он куда-то ехал на своем “Москвиче”. Согласно одной из версий, на рыбалку. Заснув за рулем, не справился с управлением, и его вынесло на встречную полосу, где и столкнулся с большим автобусом "Икарус". На место гибели Виктора Цоя отправилась бригада скорой помощи, однако оказалось, что он погиб мгновенно. Эта весть стала не только потрясающей для поклонников его таланта, но и смертельной. Да-да, в прямом смысле этого слова. Согласно сводкам, гибель Цоя стала причиной самоубийства 45 молодых людей, считавших его своим “божеством”, идолом, кумиром. Вот такое большое влияние имела его музыка на умы миллионов.

Подробности

Люди этого поколения наверняка помнят, как на стенах зданий по всей стране стали появляться написанные мелом и краской надписи “Цой жив!”. Везде звучала его музыка, и никто не желал верить, что его уже нет в живых. Место гибели Цоя (фото смотрите в статье) стало наиболее посещаемым в Союзе. Сюда стекались толпы поклонников, желающих своими глазами увидеть тот участок дороги, где прервалась жизнь их кумира. Виктора похоронили на Ленинградском кладбище. Могила его стала местом для паломничества. Здесь и по сей день можно найти свежие цветы и свечи, а иногда и окурки. Гибель Цоя не стала концом его творчества. Многие молодые ребята, которые родились даже после смерти певца, однажды услышав его песни, увлекаются ими. Вот что значит настоящий талант! Он бессмертен! А еще есть люди, которые не верят в гибель Цоя. Фото разбитой машины и его, уже мертвого, не раз публиковались в прессе, однако и это их не убеждает. Ведь не верят же во всем мире в смерть Элвиса Пресли? Так и Виктор Цой: он жив, пока его песни звучат в сердцах и памяти миллионов поклонников!

История, о том, как умер Цой, овеяна легендами. Десятилетиями живут фразы «Виктор Цой - всегда живой» и «Цой не умер. Он вышел покурить». И это не случайно…

Немного истории. Виктор Робертович Цой появился на свет в 1962 году в городе Ленинграде в семье преподавательницы физкультуры и инженера. В возрасте 14 лет он посещал художественную школу, где создал группу «Палата номер шесть». Однако за неуспеваемость был отчислен из среднего учебного заведения и перешел в ПТУ-61 для получения профессии резчика по дереву. Впоследствии друзья отмечали, что Виктор прекрасно вырезал из дерева фигурки, преимущественно нэцке. Своим обликом и поведением он подражал своему кумиру - Брюсу Ли, и даже занимался восточными единоборствами.

Творческий путь Цоя начался в Москве, где он пел на концертах, проходивших в квартирах (квартирниках). Во время одной из поездок в электричке до Москвы он пел в компании друзей, где на него обратил внимание знаменитый Борис Гребенщиков, который предложил Виктору свою помощь, а также поддержку Курёхина, Тропилло и других музыкантов.

В 1981 году Цой с друзьями основал группу «Гарин и Гиперболоиды», переименованную позже в «Кино». В этот же период была сделана первая запись, которая получила широкое распространение по стране. В 1984 году не без участия Гребенщикова и Курёхина записывается «Начальник Камчатки». В 1986 вышла запись «Ночь» (в том числе песни «Видели ночь» и «Мама-анархия»). В 1989 году фильм «Игла» с участием Цоя выходит на 2-е место в прокате СССР, он становится кумиром миллионов, выезжает на гастроли за рубеж. Летом 1990 года он дает последний концерт, в Москве. Его поклонники заполнили целый стадион Лужники.

В каком году умер Цой, знает почти каждый поклонник его творчества. Это произошло в августе 1990 (15 числа). Певец скончался от травм, которые он получил в автокатастрофе при столкновении автомобиля «Москвич» с автобусом «Икарус». Милицейский протокол того времени сообщает, от чего умер Цой - «машина передвигалась по шоссе на скорости около 130 км\час. Цой В.Р. не справился с управлением. Его смерть наступила мгновенно. Происшествие произошло на трассе Слока-Талси в Латвии рядом с городом Тукумс, 35 километр».

Специалисты, говоря о том, как умер Цой, сообщают, что он уснул за рулем, вероятнее всего от переутомления, т.к. много работал над новым альбомом. Однако до сих пор ходят слухи, что такого популярного человека могли устранить, а также версия о том, что Виктор устал от славы и решил таким образом «уйти». Ведь поклонники не получили возможности попрощаться со своим кумиром - Цоя, как жертву аварии, хоронили в закрытом гробу.

Узнав, как умер Цой, его многочисленные друзья не поверили этой информации. И многие не успели приехать на похороны с различных уголков СССР, т.к. билеты в то время были дефицитом. Его считали очень энергетичным человеком, спокойным, скромным и приятным в личном общении. Песни Цоя, по отзывам друзей и поклонников, «били как электрический ток», в них присутствуют мотивы, схожие с шаманскими, а вид певца на концертах часто был отстраненным. Поэтому многие не верят в его смерть. А современные экстрасенсы подтверждают, что он может жить где-нибудь в уединенном месте. Поэтому, возможно, мы никогда не узнаем точно, как умер Цой.

Почти четверть века минуло с того страшного дня, когда погиб Виктор Цой. Музыкант, поэт, лидер группы «Кино» и кумир миллионов. Культовый рок-музыкант ушел из жизни, оставив нам кучу тайн и вопросов. Даже сегодня его песни будоражат сердца фанатов, а поклонники оставляют на стенах надписи «Цой жив».

Как погиб Цой

Многие никогда не забудут тот выпуск новостей 15 августа 1990 года, когда на всю страну прогремела новость о том, что в Латвии в автомобильной катастрофе погиб лидер группы «Кино». Стало известно, что в спецслужбы поступил звонок от очевидца с места происшествия на 35-ом километре трассы Слока - Талси. Прибыв на место гибели Виктора Цоя, сотрудники Латвийского МВД увидели «Москвич-2141» с полностью искореженным передом и автобус «Икарус-250», который снесло на обочину в сторону реки. К счастью, в автобусе не было пассажиров, а водитель отделался лишь легкими ссадинами и ушибами. Что же касается музыканта, смерть Виктора Цоя наступила мгновенно в результате сильного удара головой, несовместимого с жизнью. Так как в результате автокатастрофы певец был страшно изуродован, хоронили его в закрытом гробу.

Официальная версия

Согласно официальной версии, летом 1990 года Виктор Цой возвращался на автомобиле с рыбалки. Он отдыхал вместе со своим девятилетним сыном Сашей недалеко от Риги. В одиннадцать часов тридцать минут утра его автомобиль «Москвич» вылетел на встречную полосу и на огромной скорости врезался в выезжающий из-за поворота автобус «Икарус». В результате столкновения автобус вынесло на обочину, а автомобиль отлетел на 15-20 метров в сторону моста. Удар был настолько сильный, что из «Москвича» вырвало двигатель.

В ходе следствия было установлено, что автобус двигался с допустимой скоростью, не более 70 км/ч. Что касается «Москвича», то его скорость варьировалась от 100 до 130 км/ч. После проведения экспертизы была установлена официальная причина смерти Виктора Цоя - музыкант заснул за рулем.

Казалось бы, все очевидно: трагедия, несчастный случай. Но так как следствие было проведено наспех, вскоре поползли самые разнообразные слухи….

Первоначальная версия

Еще до того как была утверждена официальная версия, следствие выдвигало несколько вариантов, как погиб Цой. Самым распространенным и просочившимся в прессу стало предположение о том, что во время поездки певец слушал магнитофон, лежавший на соседнем кресле. Когда кассета закончилась, Виктор решил перевернуть ее и отвлекся от управления автомобилем, что и привело к катастрофе.

Данная версия была также озвучена Леонидом Каневским в эфире телевизионного шоу НТВ «Следствие вели…». Несмотря на то что эта версия была объявлена главной, она все же не подтвердилась, так как на момент прибытия милиции на место аварии магнитофон был выключен. Включили его уже сами следователи.

Нестыковки

Оказалось, что многие несогласны с официальной версией того, как наступила смерть Виктора Цоя. Так, бывший продюсер группы «Кино» высказал свое мнение, что был недоволен и обижен тем, как проводилось следствие. Он считает, что оно попросту было завалено. Сразу после катастрофы убитые горем родственники Цоя не смогли настоять на проведении по-настоящему профессионального расследования, и оно было сделано лишь «для галочки».

Вдова Виктора также не придерживалась официальной версии. По ее словам, Цой был предельно осторожным человеком и не мог «просто заснуть за рулем». Кроме того, он не так давно получил водительское удостоверение, ездил еще недостаточно уверенно, поэтому всегда был очень сосредоточен, когда вел машину.

Многие, кто несогласен с официальной версией, указывают на то, что в ней полно противоречий. Следствие проводилось на скорую руку, повторной экспертизы не было, а главный аргумент - как можно заснуть за десять минут, проведенных в дороге? Ведь расстояние от места рыбалки до поселка, где жил Цой, меньше одного километра!

Самоубийство

Одной из широко распространенных версий о том, как погиб Цой, стала версия о самоубийстве. За два предшествующих трагедии года музыкант добился немыслимой славы. Его уважали, боготворили, называли «последним героем», его песни стали символом и гимном для молодежи. Тогда он был настоящим кумиром. Но кто знает, что бы было с ним сегодня, с группой, с творчеством? Вполне возможно, что в современном мире группе «Кино» и Цою просто не нашлось бы места. Может, Цой предчувствовал все это и решил уйти, чтобы всегда оставаться на пике славы? Чтобы не было разочарований? Кто знает, но смерть Виктора Цоя сделала группу и его творчество еще популярнее. Последний «Черный альбом» разошелся миллионными тиражами. А творчество артиста и сегодня живет в сердцах поколений.

Кто убил Цоя

Все эти нестыковки, предположения и тайны привели к тому, что самой распространенной версией того, как погиб Цой, стало убийство. В прессе и Интернете можно увидеть массу самых невообразимых и фантастичных доводов по этому поводу.

Вот несколько самых красноречивых:

Цоя убили из-за денег. Он стал слишком богат, и кому-то это не понравилось…

Цой был связан с наркомафией. А они решили его убрать…

Кто-то решил разыграть сценарий фильма «Игла» в жизни. А как известно, в финале картины главного героя убивают…

Были и более серьезные предположения, в которых речь велась о смене продюсеров группы «Кино», о вопросах распределения выручки с гастролей, об авторском праве на композиции и т. д. Сегодня, к сожалению, остается только гадать. А тогда, когда все это произошло, всем было просто не до поиска причин. Ведь смерть Цоя потрясла миллионы, заставив скорбеть и сожалеть о погибшем.

Исчезнувшая машина

Если отталкиваться от того, что смерть Цоя была кому-то очень выгодна, то можно взять за основу одну из существующих в настоящее время версий. Причем это предположение достаточно обоснованное и имеет место быть.

Любой опытный водитель сможет ответить, в каком случае выполняется подобный маневр (сначала едешь по обочине, а затем резко выезжаешь на «встречку»). Здесь только один вариант: на протяжении последних 10 секунд перед аварией какая-то незнакомая или знакомая машина прижимала «Москвич» Цоя к обочине, затем резко обогнала и загородила дорогу, заставив музыканта выехать на встречную полосу движения прямо под колеса несущемуся автобусу.

В протоколе следствия был отмечен очень важный факт: расстояние от места рыбалки до дома Цоя. Это всего 10-15 минут езды. Кроме того, изучение следов протекторов шин показало, что последние 7-10 секунд перед аварией «Москвич» двигался по обочине. Со скоростью 130 км/ч! А затем резко был вывернут руль влево в сторону встречного движения. Несмотря на то что все эти факторы явно противоречат официальной версии «заснул за рулем», следствие не обратило на них внимания.

Следствие эту версию начало рассматривать, однако в связи с тем, что зашло в тупик, отбросило. А ведь и правда, найти таинственную машину было практически нереально. А «висяков» в милиции не любят, всем было предельно ясно, что пора закрывать дело и подписывать документы. И в итоге: «Виктор Робертович Цой. Причина смерти - несчастный случай, заснул за рулем. Точка».

Письмо Яниса

И вот буквально несколько лет назад один московский журнал опубликовал статью под названием «Виктор Цой: недоказанное убийство». В статье автор рассказывал о том, что в редакцию журнала пришло письмо от некого Яниса, гражданина Латвии. В письме Янис признавался в том, что его гложет уже на протяжении почти двадцати лет. А именно причастие к смерти Виктора Цоя.

По словам Яниса, летом 1990 года ему с ребятами пришла «просьба» от неназванного лица запугать одного рыбака с нерусской внешностью. На тот момент Янис даже не знал, кто такой Виктор Цой и группа «Кино». Приехав в указанное место, они окружили рыбака и предупредили его о том, «чтобы не рыпался, иначе пострадает ребенок». Завязалась потасовка, в результате которой Цой вырвался, сел в «Москвич» и быстро уехал. Наверное, выручать сына…

После того как Янис с компанией догнали Цоя, их взору предстало место аварии. Поняв, что «рыбак» уже не жилец, они решили тихо убраться подальше…

Всяческие попытки связаться с Янисом не принесли успеха. Он молчал. Однако позже он все-таки вышел на связь и договорился с журналистами о встрече. В условленном месте репортеров ждало разочарование: вместо Яниса к ним подошли крепкие ребята и посоветовали «не вмешиваться не в свои дела». Так что остается лишь гадать, правда эта история или выдумка.

Последний альбом

После смерти Виктора Цоя его последний альбом все-таки вышел. По счастливой случайности он находился в багажнике «Москвича», где и был обнаружен после аварии. Запись абсолютно не пострадала. А случайность ли это? Может, Цой специально оставил свой последний альбом поколениям? А может, как сказал один классик, «рукописи не горят»?

Последний альбом стал настоящим хитом. Хоть и был окутан дыханием смерти и сожалением. «Черный альбом» стал последним, выпущенным группой «Кино», последним словом Виктора Цоя. Он разошелся миллионным тиражом как на территории СССР, так и за рубежом.

В сердцах миллионов

Кто-то умный сказал, что «человек жив, пока о нем помнят». Получается, что человек может умереть только в том случае, если умрет память о нем, или попросту когда он станет неинтересен, его забудут и никакие прошлые заслуги уже не спасут…

Как бы цинично это ни прозвучало, но Виктор Цой ушел вовремя. Он ушел из жизни, когда находился на пике популярности. Песни Цоя любили все: и поклонники рок-н-ролла, и те, кто любит попсу или эстраду. А ведь могло получиться и так, что если бы Цой был жив, то сегодня он стал бы неинтересен. Но его нет. А память о нем живет в сердцах людей, и она огромна. По-прежнему группа «Кино» и Виктор Цой занимают высокие места в рейтингах и хит-парадах, их песни хорошо расходятся и переиздаются, создаются всевозможные ремиксы и т. д. Виктор Цой и сегодня смотрит на нас с плакатов и календарей…